Святой отец наш Савва, проведши четыре года в сих пустынях, когда обходил и осматривал прочие пустынные места, пришел и на ту гору, которая выше всех, и на которой некогда блаженная Евдокия слушала учение великого Евфимия. Здесь во время молитвы, продолжавшейся целую ночь, явился Савве некий ангельский образ в сияющей одежде, указал ему на сухой поток, идущий от Силоама с южной стороны сей горы, и сказал ему: «ежели ты хочешь населить эту пустыню подобно городу: то обратись к восточной стороне сего потока, ты увидишь пред собою пещеру, которая никем не была занимаема, взойди и поселись в ней. Даяй скотом пищу и птенцем врановым призывающим Его будет промышлять и о тебе». По окончании видения, Савва, пришедши в себя и увидавши показанный к югу поток, обрадовался, сошел с горы и, будучи путеводим Богом, нашел ту пещеру, о которой говорило ему видение. Вошедши в нее, он поселился в ней в начале 40-го года своей жизни. В это время умер Иерусалимский архиепископ Анастасий, занимавший патриаршеский престол 19 лет. Преемником по себе он оставил Мартирия. В это же время римский император Зенон, умертвив тирана Василиска, возвратил себе свой престол. Отец наш Савва, поселившись в упомянутой пещере, привесил к отверстию ее веревочку и, при помощи ее, восходил, и нисходил, поскольку без веревочки трудно было восходить к ней. Воду брал он стадий за пятнадцать из озера, называемого семи-устным. По прошествии некоторого времени, пришли к нему четыре Сарацына, и поскольку они не могли взойти к его пещере, то освященный Савва, увидавши это, спустил им веревочку и таким образом позволил взойти к себе. Сарацыны, взошедши к нему и ничего не нашедши у него, удивились его нищете и образу жизни. Ушедши от него, они чрез несколько дней опять пришли к нему и принесли сушеных хлебов, сыра, фиников и других вещей, которые случились у них. При этом потоке Савва прожил 5 лет один, беседуя в тишине с одним только Богом и очищая око ума своего, дабы откровенным лицем славу Господню взирати ( 2Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Приглашая Нектария в Москву на Собор по «делу» Никона, царь просил: «Принеси достойный жребий, держи прямо вес, ниже мне, ниже ему (Никону) норовя, но прямо рассекая правды борозду» 293 . Савва был взят под стражу, в июне его несколько раз допрашивали. Письмоносец Нектария пробыл в заключении до приезда в Москву восточных святителей на Собор 1666 г., которые писали иерусалимскому патриарху из русской столицы: «Еще же и пришествие наше бяше освобождение некоего грамотоносца твоего Севастьяна, егоже едва могохом многими прошеньми и моленьми от царскаго гнева и заключения свободна сотворити» 294 . Переписка между Саввой и Никоном началась спустя почти полгода после прибытия Саввы в Москву: в первом своём письме без даты Савва жаловался: «И зд пришедъ, и сжу толикое время запертъ» (Савва 1, л. 277). Несмотря на содержание его в заключении «в Верху, в палатах» царя, Савва находил возможность передавать свои письма Никону. Находящийся под стражей грек адресовал московскому патриарху 5 писем; нет даты только в первом письме, второе – 1 июня 1665 г., третье – 14 июня 1665 г., четвёртое – 1 января 1666 г., пятое – 2 января 1666 г. Никон ответил на второе, третье и пятое письма, отдельно составил небольшое послание Савве, на которое тот ответил 1 января 1666 г. Лишь третье письмо патриарха Никона имеет дату – 11 августа 1665 г. Таким образом. Савва Дмитриев и патриарх Никон переписывались в периоде мая 1665 г. по январь 1666 г. Переписка Афанасия, Саввы Дмитриева и Никона в автографах не сохранилась. Их послания бытовали в списках XVIII в. 295 ; опубликованные архимандритом Леонидом (Кавелиным) по рукописи из собр. В.М. Ундольского, содержащей крайне неисправный список 296 (ныне: РГБ, ф. 310, 415, л. 319–351), они до сих пор не привлекали внимания исследователей. Мне известны пять сборников, содержащих комплекс переписки патриарха Никона с греками – его сторонниками: количество и последовательность писем патриарха Никона и греков друг к другу во всех сборниках совпадает. Мной приняты следующие обозначения списков: ГИМ, собр. П.И. Щукина. 667 (конец XVII – первые десятилетия XVIII в.), л. 77об.–107 – Щ ; РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127 (первая треть XVIII в.), л. 266–292 – С ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 897 (1710–1720 гг.), л. 222об.–244 – Б1 ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 898 (1710–1720 гг.), л. 182об.–201об. – Б2 ; РГБ. ф. 310 (собр. В.М. Ундольского), 415 (середина XVIII в.), л. 319–351 – У . Списки делятся на две группы: первая – Щ, С; вторая Б1, Б2, У. Их основные отличия следующие: I группа (по списку Щ) II группа (по списку У) 1) «... и во всхъ сихь не согрши Иовъ...» (л. 93об.);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

– С. С.) привез в Москву два письма Нектария (от 20 марта 1664 г.): одно – для царя Алексея Михайловича, другое – для патриарха Никона . Грамота Нектария к царю была переведена 20 января. Нектарий склонял русского царя к миру с московским патриархом, советовал возвратить Никона на патриаршую кафедру, указывал на пример константинопольского патриарха Кирилла и митрополита Дорофея 290 . По прибытии в Москву Савва подтвердил слова Нектария 291 . Позиция иерусалимского патриарха в отношении Никона вызвала недоумение у Алексея Михайловича. В ответной грамоте иерусалимскому патриарху, описывая внезапное появление Никона в Успенском соборе в декабре 1664 г., он упрекал святителя Нектария за грамоту в защиту Никона, содержание которой вступало в противоречие с прежними убеждениями патриарха, собственноручно подписавшего соборный свиток четырех патриархов и тем самым осудившего поступок московского патриарха, самовольно оставившего патриаршую кафедру. Приглашая Нектария в Москву на Собор по «делу» Никона, царь просил: «Принеси достойный жребий, держи прямо вес, ниже мне, ниже ему (Никону) норовя, но прямо рассекая правды борозду» 292 . Савва был взят под стражу, в июне его несколько раз допрашивали. Письмоносец Нектария пробыл в заключении до приезда в Москву восточных святителей на Собор 1666 г., которые писали иерусалимскому патриарху из русской столицы: «Еще же и пришествие наше бяше освобождение некоего грамотоносца твоего Севастьяна, егоже едва могохом многими прошеньми и моленьми от царскаго гнева и заключения свободна сотворити» 293 . Переписка между Саввой и Никоном началась спустя почти полгода после прибытия Саввы в Москву: в первом своем письме без даты Савва жаловался: «И зде пришед, и сежу толикое время заперт» (Савва I, л. 277). Несмотря на содержание его в заключении «в Верху, в палатах» царя, Савва находил возможность передавать свои письма Никону. Находящийся под стражей грек адресовал московскому патриарху 5 писем; нет даты только в первом письме; второе – 1 июня 1665 г., третье – 14 июня 1665 г., четвертое – 1 января 1666 г., пятое – 2 января 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лавра преподобного Саввы разрасталась: за короткое время в ней собралось 70 иноков, затем число братий увеличилось до 150. Среди них нашлись ненавистники, которые перестали подчиняться своему Авве, клеветали на него Иерусалимскому Патриарху и просили назначить другого игумена. Но Патриарх не поверил клевете. Прибыв в Лавру, он посвятил преподобного Савву в священный сан и благословил братию подчиняться поставленному им Богом игумену. Преподобный Савва был уже в преклонных годах, когда в Александрии умер его отец. Мать распродала все имение и по совету сына приняла монашеский постриг. В скором времени она скончалась. На оставленные ею средства в монастыре и в Иерихоне были построены странноприимные дома, а оставшаяся часть денег истрачена на нужды монастыря. Преподобный Савва через монаха Анфа сблизился с преподобным Феодосием (†529, память 11 января). Молодых иноков он отсылал в монастырь преподобного Феодосия, где они учились правилам монастырской жизни. По повелению Патриарха Саллюстия (484–494) преподобный Феодосий начальствовал над общежительными монастырями, а преподобный Савва – над отцами-отшельниками. Преподобный Савва основал еще несколько монастырей. Настоятелями в них он назначил своих учеников. Преподобный поочередно посещал новые обители, чтобы утвердить братий на пути духовного совершенствования. Между тем в его Лавре прежние недоброжелатели снова начали возмущать спокойствие насельников. Преподобный, желая сохранить мир, ушел из Лавры в пустыню. Но и туда к нему стали приходить иноки, и возникла еще одна обитель–киновия. Клеветники распустили слух о смерти святого Саввы и известили об этом Патриарха. На праздник Обновления храма Воскресения блаженный Савва с верными ему иноками пришел в Иерусалим, и клеветники были разоблачены. Патриарх Илия II (494–517) приказал не желающим покоряться руководству преподобного Саввы покинуть Лавру. Ушедшие монахи бедствовали на новом месте поселения. Преподобный узнал об этом и, исполняя заповедь Христову о любви к врагам, отправил им все необходимое, а затем сам посетил их и построил там церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Эта церемония совершалась в иерусалимском храме св. первомученика Стефана, п. ч. этот храм мог вместить всех собиравшихся монахов, которых бывало до десяти тысяч. § 56). Преподобный Феодосий киновиарх    Сподвижником по насаждению монашества в Палестине св. Савва имел преп. Феодосия Киновиарха († 529 г.). Тоже каппадокиец, бывший чтец, получивший благословение на иночество от преп. Симеона Столпника, пр. Феодосий основал свою киновию не в пещерах, как свв. (с. 323) Харитон и Савва, а на открытой местности, в 6 в. от Иерусалима и главной лавры св. Саввы: киновия пр. Феодосия была многолюднее великой лавры пр. Саввы, имела при нем до 700 иноков и отдельные церкви для греков, вессов, армян и бесноватых; «правило псалмопения» совершалось в каждой церкви 7 раз в день, а литургия только в греческой церкви. Преемник пр. Феодосия авва Софроний вчетверо увеличил его монастырь. В XII в. русскому паломнику Даниилу он представлялся как бы целым городом, но крестоносцами окончательно разрушен, тогда как лавра св. Саввы существует и поныне. При жизни пр. Феодосия, который был назначен подле св. Саввы начальником всех палестинских киновий, его киновия была благородною соперницею и восполнением лавр св. Саввы, кладя свой отпечаток на иноческую жизнь. Савва и Феодосий, по словам жизнеописателя последнего, «были единодушны и единомысленны, дышали более друг другом, чем воздухом, так что иерусалимские жители, видя их единомыслие и согласие в отношении к Богу, называли новою апостольскою двоицею, подобною двоице ап. Петра и Иоанна» (характером св. Савва напоминал ап. Петра, а феодосий Иоанна). Но при этом Савва говорил Феодосию: «ты состоишь игуменом мальчиков (παισων), я же игуменом над игуменами; ибо каждый из моих учеников — самостоятельный подвижник и является игуменом собственной келлии».    Т. о. жизнь св. Саввы подтверждает позднейшее предание о составлении им так называемого Иерусалимского устава только 1) сообщение, что он ввел бдения воскресные и праздничные, продолжавшиеся у него с вечера до утра, а не с полуночи только, как было в практике мирских церквей (напр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прп. Савва Освященный. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный». Кон. XV — нач. XVI в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) Прп. Савва Освященный. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный». Кон. XV — нач. XVI в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) 20 июля 516 г. по приказу Анастасия патриарх Илия был низложен, и в Иерусалим были введены войска под командованием наместника Олимпия. Новым патриархом был избран Иоанн III, один из диаконов Илии, к-рый согласился признать «Энотикон». Тем не менее вскоре после этого состоялось собрание монахов и епископата в большой базилике первомч. Стефана в окрестностях Иерусалима. На нем преподобные Савва Освященный и Феодосий Киновиарх, выйдя на амвон, провозгласили анафему всем, кто не признают 4 Вселенских Соборов, а также прошлым ересиархам и Севиру ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 148-152). Эта позиция вызвала всеобщее одобрение палестинцев, и тем самым ИПЦ вновь заявила о своей приверженности к православию. Патриарх Иоанн III, очевидно втайне согласный с архимандритами, не счел нужным противодействовать этому. Со своей стороны имп. Анастасий также решил временно прекратить дальнейшее давление на ИПЦ. Смерть имп. Анастасия 9 июля 518 г. положила конец успехам монофизитов. Новый имп. Юстин I объявил о поддержке православия, и уже 20 июля в К-поле состоялся Собор, признавший вероучение 4 Вселенских Соборов и объявивший о низложении Севира Антиохийского. Для ИПЦ офиц. восстановление православия стало едва ли не формальностью. После того как возврат к поддержке Халкидонского Собора был провозглашен в К-поле, 6 авг. 518 г. в Иерусалиме был созван Собор из 33 епископов во главе с патриархом Иоанном III, к-рый подтвердил приверженность Церкви к халкидонскому вероучению ( Mansi. T. 8. P. 1065). Изгнанный имп. Анастасием патриарх Илия I не успел узнать о торжестве своего дела - он умер 19 июля 518 г. ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 161-162). ИПЦ в эпоху имп. Юстиниана; оригенистские споры

http://pravenc.ru/text/293788.html

В ночной молитве он имел видение светлого ангела, который показал ему «юдоль плачевную» и пещеру на восточной стороне ее и в ней велел ему поселиться. С рассветом дня Савва вступил в каменное ущелье и с большим трудом достиг до указанной ему пещеры, по причине страшной крутизны скал. Здесь он жил пять лет в глубоком уединении, питаясь травами, а затем хлебом, сыром и смоквами, которые приносили ему четыре сарацина (араба). Слава его жизни и чудес привлекла к нему много благочестивых людей, которые желали жить под его руководством. Савва охотно принимал их, назначая каждому пещеру. Когда число их возросло до ста пятидесяти человек, то он благословил их на противоположной стороне юдоли построить несколько хижин на скале и небольшую церковь на сухом потоке. Так положено было основание лавре. Молва о стольких пустынниках, под начальством св. наставника, быстро разнеслась в самые далекие страны; отовсюду приходили сюда для молитвы и совета духовного и делали щедрые пожертвования, на которые воздвигнута была церковь и другие здания лавры. Патриарх Иерусалимский освятил жилище пустынников и возвел преп. Савву в сан священства. Получив от родителей богатое наследство, преп. Савва все его употребил на нищих и украшение лавры. В защите православия против еретиков пр. Савва принимал большое участие и оказал великие услуги св. Церкви. Даже цари с почтением относились к сему смиренному старцу: когда, по поручению Иерусалимского патриарха, он посетил Константинополь для ходатайства за утесненных, то импер. Юстиниан, встав с своего престола, вышел с почтением на встречу св. пустыннику и все исполнил по его просьбе. Еще долго жил потом св. Савва и скончался в глубокой старости, на 94 году от роду. Он был муж дивной доброты и простоты, исполненный даров благодати Божией и известный даром чудотворений. Много из сей обители вышло мужей, исполненных духа и благодатной силы и святости. Много испытаний перенесла она от врагов исповедания Христова, но сильны были пред Богом молитвы св. Саввы, угодны Ему оставленные им церковные уставы, и благоугодна твердость живущей на сем месте братии в священных заветах своего первоначальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По смерти Юстина, когда на престол взошел племянник его Юстиниан, св. Савва, уже девяностолетний старец, в другой раз предпринял путешествие в Константинополь по просьбе патриарха Иерусалимского Петра. Благосклонно принятый императором, Савва просил его облегчить для палестинских жителей подати, оказать пособие бедным христианам, сильно пострадавшим от возмутившихся самарян 347 , восстановить разрушенные самарянами храмы, построить в пустыне близ монастырей крепости для отражения нападений сарацин и довершить начатый патриархом Илией храм во имя Введения во храм Божией Матери на месте Соломонова храма. В то же время он предсказал Юстиниану победы над врагами внешними. Император, благоговея пред святым старцем, немедленно исполнил все его просьбы в точности. Так подвизался о Господе преподобный и богоносный Савва Освященный! Освященным он называется по обилию даров благодати Святого Духа, освятившего его и соделавшего его своим избранным сосудом. Опыты этих даров мы частью уже видели; представим еще некоторые. В пустыне Рува Савва встретился однажды с четырьмя сарацинами, которые изнемогали от голода и жажды. Сжалившись над ними, он приказал им сесть и, вынув из своей небольшой милоти дикие коренья и сердцевину тростника, предложил им это в пищу. Утолив голод и жажду, сарацины расспросили подвижника, в какой пещере он живет, и удалились. По прошествии нескольких дней они опять явились к отшельнику и в благодарность за оказанное им благодеяние дали ему несколько хлебов, сыра и фиников. Удивился преподобный Савва этой признательности сарацин и, придя в сердечное сокрушение, со слезами говорил: «Горе мне, душа моя! Сколько старания употребили варвары на то, чтобы отблагодарить меня за ничтожную услугу! Что же должны делать мы, бедные и неблагодарные, мы, которые ежедневно наслаждаемся столь многими благодеяниями и дарами Божиими и, несмотря на это, проводим жизнь в беспечности и нерадении и не стараемся благоугождать подателю даров Богу исполнением заповедей Его и непрестанным приношением Ему плода уст, прославляющих имя Его!» (ср. Евр. 13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

град Иерусалим и оставить неизменным священноначалие наше». 654 Низложение патр. Илии было пока отдалено; но император не согласился с убеждениями преп. Саввы. В той простоте, с какой защищал преп. Савва своего патриарха, в его убежденности император Анастасий видел искренность человека, расположенного к патриарху, – не более. Заметив старцу, что хорошо сказано в писании: кто ходит просто, ходит в уверенности, он добавил: молись о нас; мы за твою святость ничего не повелеваем делать против вашего архиепископа. Остальное время своего пребывания в Константинополе преп. Савва употребил на распространение и укрепление православных убеждений среди высшего византийского общества; 655 желал он, между прочим, привлечь на сторону защитников Халкидонского собора и императрицу Ариадну, указывая ей на пример твердой веры её отца Льва I, но, по своим нравственным качествам, императрица Ариадна не была способна к таким трудам за веру, какие перенесли Пульхерия и Евдокия. Старец получил от неё прямой и правдивый ответ: хорошо ты говоришь, только некому тебя слушать. Неуспех у Ариадны вознаградился для преп. Саввы обращением из ереси акефалов 656 в православие архимандрита монахов, живших вблизи Елевтерополя – Мамы; последний прибыл в Константинополь вместе с Севером, духовным вождем акефалов и приобрёл у Анастасия большое расположение. Вместе с Мамою обратилось в православие много монахов-еретиков, не признававших доселе Халкидонского собора. Это обстоятельство, по словам Кирилла Скифопольского , немало раздражило императора. 657 Перед своим отъездом из Константинополя преп. Савва еще раз выступил перед императором в качестве просителя от лица жителей Палестины. Просьба его заключалась в ходатайстве об отмене одной из обременительных податей, наложенных византийским правительством на жителей Св. города. Напомнив императору об отмене им несправедливой подати хрисаргир, 658 преп. Савва просил его уничтожить и другую подать, которая наложена на церковь Св. Воскресения и на жителей Иерусалима совершенно несправедливо. Никогда сборщики, не могли собрать с бедных и несчастных лиц ста литр золота, принуждены были возложить уплату их на иерусалимских жителей, на церкви и монастыри. 659 Просьба Саввы, не смотря на уважение к его святости, не была удовлетворена Анастасием. Этому воспрепятствовал некто Марин Сириянин. Этот Марин, 660 человек несправедливейший, пользовался большим влиянием на императора как в гражданских, так и в церковных делах, причем, как враг Халкидонского собора внушал Анастасию злобу против его чтителей. Видя влияние преп. Саввы на императора, он начал клеветать на жителей Иерусалима, называя их несторианами и иудеями, не заслуживающими царских милостей. 661 Савва предостерегал его против борьбы с истиной, угрожая ему Божьим наказанием, 662 и в присутствии царя предсказал ему те смуты, какие он произведет в Константинополе, но не успел разуверить Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

233 Не смотря на явное нежелание отщепенцев подчинится Св. Савве, 234 он не прежде оставил их лавру, как устроив её с внешней стороны. Игуменом новой лавры поставлен был Иоанн грек, который ясно различал в подчиненной ему братии остатки прежнего, уступившего силе, неспокойного духа, которому казались тяжелыми всякие стеснения. Как в организаторской своей деятельности Св. Савва Освященный руководствовался началами и взглядами, принадлежавшими его учителю Св. Евфимию, и только развил их сообразно с нуждами современного ему иночества, так и в личной нравственно-религиозной жизни тот же великий подвижник служил для него предметом подражания. Иоанн Молчальник, подвижник лавры Св. Саввы, сообщил монаху Кириллу, что сей отец во всем старался подражать жизни великого Евфимия. Подобно последнему, Св. Савва имел обыкновение в определенное время удаляться из лавры в «совершенную пустыню» для уединенных подвигов, изменив это правило только в том отношении, что выходил в пустыню не на восьмой день праздника светов (14-го января), а после того, как праздновалась память самого Евфимия (20 января) 237 Твердо сохранял Св. Савва и древний обычай, практиковавшийся Св. Евфимием и более древними пустынными отцами Палестины, – не позволял жить в своем обществе безбородым. Для жителей Палестины и тех восточных народов, которые, в силу своих религиозных нужд, имели частые сообщения с Иерусалимским патриархом, эти черты подражания Св. Саввы Евфимию Великому указывали в нем как бы продолжателя и преемника дела Св. Евфимия. Нет ничего удивительного посему, что в числе братии великой лавры, на первых порах её существования, мы видим армян, посещавших в качестве паломников и лавру Св. Евфимия-армянина. В 491 г., вслед за освящением богозданной церкви, пришел в лавру «богоносный и славный божественными дарами муж», по имени Иеремия, родом армянин. При нем были два его ученика, которые имели одинаковые с ним нравы, были его сподвижники, и назывались Петр и Павел. Их приходу в лавру Савва Освященный был очень рад, дал им пещеру и небольшую келию, которые находились с северной стороны той его собственной пещеры, в которой он сперва жил, когда был еще один в долине, и позволил совершать правило псалмопения в малой молитвеннице на армянском языке в субботу и воскресный день. 238 Такое отношение к подвижникам -армянам привлекло в его лавру много армян, число которых увеличилось в самое короткое время. Около 501 года подвижникам из армян, составлявшим среди лаврских аскетов значительное по числу общество, Св. Савва предоставил созданную Богом церковь для совершения в ней не только правила псалмопения на армянском языке, но и прочего последования богослужения, исключая божественного приношения Св. Таин, и ревниво охранял чистоту их веры от всяких еретических заблуждений. 239 Многие из армян были в числе любимых учеников Св. Саввы, и назначались им настоятелями лавр и киновий; так, во главе кастеллийской киновии были последовательно Павел и Феодор армяне. 240

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010