108 Эти замечания касаются всех времен года, т. е. не только периода времени пения Октоиха, но и Триоди Постной и Триоди Цветной. 110 При 30 ч. апреля также поставлен знак праздника со славословием, но служба опять-таки назначена полиелейная (есть в Типиконе и обратные примеры: 30 июня – собор 12 апостолов – поставлен полиелейный знак, но служба назначена не полиелейная. 112 Либо в виде отдельной самостоятельной службы (см., напр., основн. благов. гл. 25 март., Типик.), либо в соединении с изобразительными и вслед за ними (см., напр., 2 мр. гл. 30 янв., Типик.). 113 Во всякое другое время накануне Трех святителей поется великая вечерня или в соединении с утренею, как обыкновенно (Типик.), или отдельно от нее, если служба Трех святителей отправляется в понедельник или вторник Сырной седмицы. Что касается прочих дней Сырной седмицы, то из них в среду и пяток служба Трех святителей не отправляется, а переносится в первом случае на вторник, во втором на четверток; в субботу же самый праздник не случается. 114 На Сырной седмице накануне храмового праздника отправляется великая вечерня (в соединении с утренею) даже в том случае, если праздник сей будет следовать за средою и пятком (хр. гл. 27 и 29; Типик.), т. е. такими днями, в которые служба поется по великопостному уставу. 116 Здесь изложен устав вечерни на тот случай, если в среду или другой постный день накануне Благовещения не будет литургии преждеосвященных даров. Вечерня указана именно вседневная, а не великая. 119 В 35 хр. гл. изложен устав вечерни, которую в соединении с изобразительными должно отправлять в постный день накануне храмового праздника в том случае, если не будет литургии преждеосвященных даров. Вечерня указана именно вседневная, а не великая. 120 В среду и пяток служба Предтечи не поется, но переносится в первом случае на вторник, во втором на четверток. 121 В предыдущие дни 1 седм. служба Предтечи не поется, но переносится или на нед. Сыропустную, или на субботу. 122 См. 24 февр., мр. гл. 3, Типик.; мр. гл. 5 и 6; мр. гл. 9; мр. гл. 11; мр. гл. 12; мр. гл. 13. Во всех этих главах указывается вечерня вседневная, и притом не только после постных дней, напр., накануне вторника и т. д., но и накануне понедельника Сырной сеянцы, 2, 3 и 4 седмиц Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Потом Церковь облегчает нас от поста на сырной или по просторечию масляной седмице, постепенно приготовляя нас к св. Четыредесятнице и вместе обличая лжеучения яковитов и тетрадитов. Яковиты, возникшие в VI веке и рассевавшие в Сирии плевелы евтихианской ереси, вопреки правилу всей Вселенской Церкви, постились на сырной неделе три дня: во вторник, среду и четверток, по подобию Ниневийского поста и покаяния. Тетрадиты же, или, как называются они вторым Вселенским Собором, средницы – по средам ели мясо и постились всю сырную седмицу. Примечание. Тетрада, слово Греческое (Τετρς), означает четвертый. Тетрадитами называются потому, что они в четвертый день седмицы, т. е. по средам, не хранили поста, а в сырную неделю постились; в 14-й день марта праздновали Пасху 196 . Некоторые из них даже не разрешали поста в Пасху 197 . Тетрадиты называются также субботниками, манихеями 198 и четыренадесятидневниками 199 . Далее Церковь разрешает пост среды и пятка на светлой седмице, ради светлейшего торжества Пасхи, как бы за один воскресный день всю седмицу считая 200 . После Пасхи Церковь разрешает пост на седмице Пятидесятницы в честь двух высоких христианских праздников – св. Троицы и Сошествия Святого Духа, и считая эту седмицу подобно светлой, как бы за один воскресный день. На сплошную седмицу после Пятидесятницы указывается в древнейших письменных памятниках христианства – в постановлениях Апостольских, где говорится: «после Пятидесятницы празднуйте одну седьмицу» 201 . Наконец пост среды и пятка разрешается на двух седъмица святок – с первого дня праздника Рождества Христова, до навечерия Богоявления Господня. Это разрешение установлено Церковию в честь великих праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. В Церковном уставе о святках сказано, «яко от Рождества Христова до св. Богоявления никакоже пост, ни коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» 202 . Примечание. По древним правилам Церкви, пост в среду и пяток разрешался также в некоторых местах в течение семи недель Пятидесятницы, т. е. с Пасхи до дня Сошествия Св. Духа. Позднейшие монастырские уставы св. Саввы, Евфимия Великого, Феодора Студита , Афанасия Афонского разрешали пост в среду и пяток не только для Рождества Христова, но и для других великих праздников Господских, Богородичных и некоторых святых. Чтобы примирить разногласие поздних уставов с древними правилами, Константинопольские патриархи – в XI веке Николай Грамматик и в XII веке Лука Хрисоверг и другие святители писали послания и решили, что пост среды и пятницы должно прекращать только ради двух великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Впрочем и после этого решения разногласия великими патриархами спор о разрешении поста в среду и пятницу возник в нашем отечестве 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На этой седмице богослужебные тексты Постной Триоди употребляются ежедневно. Вступает в силу общий принцип, который будет действовать до Лазаревой субботы: стиховные стихиры на вечерне и на утрени, которые при обычном порядке службы должны браться из Октоиха, заменяются на стихиры из Постной Триоди. Говоря о Четыредесятнице, мы будем не раз читать эти стихиры; все они, практически, построены одинаково. Стихир на стиховне в будничной службе 3, а в Постной Триоди их всегда две, первую поем два раза – первая стихира всегда программная и очень интересна по своему содержанию. Для каждого дня сырной седмицы (для понедельника, вторника, четверга) в Постной Триоди содержатся трипеснцы – т.е. уже появляются неполные каноны, которые дали название Триоди. В этой связи мне хочется привести отрывок из синаксаря Недели о мытаре и фарисее – там есть общий рассказ о синаксарях. Говорится, что это сочинение Никифора Каллиста Касанфопула – собрание на знаменитые праздники Постной Триоди. На праздники, в смысле – на памяти, на воспоминания. Каждый синаксарь предваряется стихами. Это, как правило, 2 строчки, не имеющие в славянском переводе стихотворного размера или рифмы, но они содержат краткую и яркую мысль о празднуемом событии и обычно представляют собой подобие каламбура, обыгрывание каких-то слов, касающихся этого праздника. Вот такие стихи им составлены на каждый знаменитый праздник Постной Триоди. Эти краткие строчки про трипеснцы. Там так сказано: «Зиждителю горних и дольних, трисвятую убо песнь от ангелов: трипеснец же и от человеков приими». Ангелы приносят Трисвятую песнь, а от людей приими трипеснец: канон из 3-х песен. И далее Никифор Ксанфопул пишет, что трипеснец составлен во славу Святой Троицы. Так осмысливается этот богослужебный текст. Начинаются трипеснцы уже с понедельника сырной седмицы. Особенными днями сырной седмицы являются среда и пяток. Порядок службы в эти дни совершенно не похож на обычный – по Октоиху и Минее, ни на тот порядок, который будет затем в Посту, а представляют собой нечто среднее между обычной службой и великопостной. И это являет нам еще один, новый этап подготовки к Великому посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

19 Открытие царских врат и выход через них – распространенная практика, хотя если совершать службу в строгом соответствии с Уставом, то открывать врата не следует, а выходить нужно через боковые двери. 20 Молитва «Боже духов…» полагается в конце каждой заупокойной ектении, однако на практике священники редко читают ее каждый раз. Чаще всего пресвитер (настоятель) громко читает эту молитву при совершении последней заупокойной ектении (в данном случае по 6-й песни канона), тогда как предшествующие разы или читают ее тайно, или опускают вообще. 21 Именно поэтому в синаксаре сырной субботы говорится о двух постных днях на сырной седмице: «…богоносные отцы, предыдущими праздниками постепенно нас научив и к пути приуготовив… и сырной седмицей очистив, как должно, своевременно предложили два однодневных пощения, чтобы поощрить исподволь и к самому Великому посту» с. 46–47] . 22 Впрочем, в Типиконе есть оговорка: «А идеже не бывает всенощное, и малая вечерня не поется, поем на велицей вечерни… на стиховне, “Слава” Триоди, самогласен дне: “И ныне”, праздника». Следовательно, мы вполне имеем право спеть самогласен Триоди на стиховне великой вечерни праздника. 23 Для 1-го канона во всех песнях в счет «на 6» или «на 4» входит ирмос. Например, говоря о пении канона Триоди на 6, Устав подразумевает пение ирмоса и чтение пять тропарей. 24 Читается тропарь и затем сразу два стиха по одному разу, после этого «Слава, и ныне»: Богородичен часа. Например, на 1-м часе следует читать так: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Яко к Тебе помолюся, Господи. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Что Тя наречем…». 25 «Глаголем же и во Псалтири 2-ю песнь всю, стихи же ея не припеваем к тропарем, но припеваем к коемуждо тропарю во 2-й песни “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”». См. Устав 1610 г.: л. 1048 об./кв об.] . 26 Для 7-й песни этот припев уместно видоизменить («Преподобныя матери, молите Бога о нас»), т.к. в 7-й песни канона поминаются только святые жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Данная дискуссия естественно восходила к оценке четвертого правила свт. Никифора, которое оценивалась как положительно – к примеру, у Марка монаха, так и отрицательно – к примеру, у Никифора Влеммида. По типикону Марка монаха на сырной седмице полное разрешение – после 9-го часа и вечерни 44 , а на сплошной – частичное. Этому дается богословское объяснение: «Яковиты и тетрадиты хранят ее (=сырную седмицу) в полной чистоте. Поэтому Никифор Константинопольский канонически предал разрешать ее». В этом же типиконе говорится, что в монастырях после 9-го часа и вечерни в трапезной по средам и пятницам вкушают сыр, рыбу и вино 45 . Однако Никифор Влеммид подверг критике правило свт. Никифора, не называя самого святителя по имени. Приведем полностью пространный отрывок, напрямую относящийся к теме доклада: «Поскольку длинным постам отцы предпочли ежедневно есть по малу, то есть без жадности и чрезмерности, и я присоединяюсь к суждению отцов и не принуждаю каждый день воздержанно питать монашествующих, но принимаю; это и надмение изгоняет и вселяет в тело силу к духовным трудам. А некоторые среды и пятницы, как субботы и воскресенья, ради жирной пищи расценивать в связи с радостью владычних праздников или ради опровержения еретических басен, мне кажется совершенно не необходимо. Ибо божественно наслаждаться, но не телесно на божественных праздниках мы научены Богом. А о еретических постах мы знаем, что они осуществлялись не только по средам и пятницам, но в течение всех тех седмиц…» 46 6. Покаянный настрой масляницы Анализ и обобщение исторических и гомилетических свидетельств может сделать более рельефными пост и ослабление поста как практическую сторону византийской полемики, методология которой, возможно, может иметь свое применение и в современном мире. В пятницу Сырной седмицы прп. Феодор Студит произнес слово, в котором призвал молиться за мир и за еретиков: «…не только о себе будем целеустремленно молиться, но и за мир, проявляя милость и щедрость к тем, кто живет грешной жизнью, и к тем, кто погряз в ересях…» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Называется она сырной потому, что Св. Церковь , запрещая на этой седмице вкушать мясо, разрешает вкушать сыр и яйца, и тем возводит верующих на последнюю ступень приготовительного воздержания. В песнопениях сырной седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, происшедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. В среду и пяток сырной седмицы вместо Литургии совершаются часы с поклонами и чтением молитвы св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего»… Последнее воскресение называется «сыропустом», потому что им оканчивается едение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие о прощении обид ( Мф. 6:14–21 ) нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским учением христиане просят взаимно друг у друга прощения грехов, потому и самое воскресенье называется «прощенным воскресением». Помимо чтения Евангелий за Литургией, Церковь в подготовительные к Великому посту недели располагает к посту пением следующей покаянной молитвы, которая затем слышится в течение всего поста: Покаяния отверзи ми двери. Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму Святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен, но яко щедр очисти благоутробною Твоею милостию. Податель жизни, открой мне двери к покаянию, ибо дух мой с раннего утра стремится к твоему Святому храму, имея свой телесный храм весь оскверненным; но Ты, как Милосердный, очисти его Твоею благоутробной милостью. На спасения стези настави мя Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих, но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Богородица, наставь меня на путь спасения: ибо постыдными делами я осквернил мою душу и в лености провел всю мою жизнь; но Ты Твоими молитвами избави меня от всякой нечистоты (греховной). Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, показав в неделю Мытаря и Фарисея истинное начало покаяния, св. Церковь теперь в Евангельской притче раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и искреннего раскаяния для милосердия Божьего возможно прощение от Бога самых тяжких грехов. И потому грешник, в виду приближения времени покаяния, не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании. Кондак, гл. 3. Отеческия славы Твоея удалился безумно, в злых расточив, еже ми предал еси богатство; темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою Отче щедрый: приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. Ап. ( 1Кор.6:12–20; 135 зач.; Ев. Лк.15:1–32; 79 зач.). Неделя (воскресенье) Блудного сына бывает в период времени от 18 янв. по 22 февр. – На утрене в неделю Блудного сына, и затем и в недели Мясопустную и Сырную, после пения полиелейных псалмов: «Хвалите имя Господне» в «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», «со аллилуею красною», т.е., с пением «аллилуиа» на известный распев, с особенным умилением, сладкогласием. Этот псалом возбуждает грешников уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно Иудеям, в плену Вавилонском, понявшим свое горькое положение и раскаявшимся, и изображает скорбь души, тоскующей о своем небесном отечестве. 253 – «На реках Вавилонских» поется и при совпадении с указанными неделями праздника Сретения Господня и храмового (см. Уст. 2 февр. и 25 храм. гл.). Седмица Мясопустная В дни этой седмицы «Аллилуиа не поем», т.е., не поем «Аллилуиа» на утрене вместо «Бог Господь» (как это «Аллилуиа» поется в Великий пост и в среду к пяток Сырной седмицы); на утрене стихословятся только две (а не три) кафизмы; не поются междочасия; повечерие положено малое и на нем отменяется канон Богородице. – «Такожде творим и в седмице Сырной» (о среде же и пятке Сырной седмицы см. ниже). – Песнопений для понед., вторн., среды, четв. и пятка Мясопустной седмицы в Постн. Триоди не имеется, и службы в эти дни отправляются по Октоиху и Минее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В ответ на малые дополнительные посты Ориентальных Церквей православным византийцам пришлось сформулировать предельно ясное противовесное решение11. Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной»12), другим — Масленица, мясопуст или Сырная седмица. Из истории Сырной седмицы или Масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю»13. Народ не принял распоряжения императора Юстиниана и не захотел нарушать установленного Цер­ковью канона14. Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии15 — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году16 — как особое дополнительное покаянное время17. В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей в устном предании — в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа18. Но превращение «предпостной» седмицы в пост, по слову преподобного Иоанна, чрезмерно и не нужно: «Но для законополагающих о восьми седмицах я предположил, что благо не благо, если не добре деется. Хорошо девство, но если ты вступишь в брак, не согрешил. Хорошо не есть во всякий день. Но не ядущий да не судит ядущего. В таковом подобает не законодательствовать, не применять насилие, не принудительно вести вверенную паству, но более убеждением, и кротостью, и словом, осоленным солью, — это и таковым предлагаем»19. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю Масляную неделю вкушали только хлеб и воду20. Действительно, в 4-м правиле святителя Никифора сказано, «что подобает поститься монахам в среду Сырной седмицы и в пятницу и после отпуста Литургии Преждеосвященных Даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов»21.

http://e-vestnik.ru/analytics/igumen_dio...

Думается, всем хорошо известно, что сырная седмица – сплошная, то есть в среду и пятницу мы так же вкушаем скоромную пищу, как и в остальные дни седмицы. Однако мало кто знает (в нашей практике это не отражается), что пост в среду и пятницу все же сохраняется, разве что приобретает иной характер: вместо ограничения в качестве пищи Устав предписывает ограничить количество приемов пищи. Да, в среду и пятницу разрешается употреблять сыр, яйца и молоко, но лишь один раз в сутки – вечером на ужин 21 . Весь же день требуется проводить в полном воздержании от пищи. Согласимся, что это даже более строгий пост, чем в обычные среды и пятки в течение года, когда на протяжении всего дня можно принимать пищу, пусть даже и постную! Таким образом, заметна двойственность, присущая сырной седмице. С одной стороны, это – сплошной период без постных дней в привычном для нас смысле. С другой стороны, запрет есть мясо распространяется на все дни седмицы, то есть заметное пищевое ограничение уже присутствует, да и среда и пятница являются частично постными днями, ибо вкушение пищи в эти два дня разрешается только вечером. Так что сырная седмица требует от человека определенной степени пощения (пусть даже и в мягком варианте), потому она с полным правом может быть названа преддверием Великого поста. § 2.3.1. История и идейное содержание сырной седмицы Исторические свидетельства, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют отнести возникновение особой подготовительной седмицы приблизительно к VI веку (точное время установления сырной седмицы неизвестно). Во всяком случае, только в IV веке на Востоке появляется и утверждается семинедельный Великий пост, так что должно было пройти еще некоторое время, чтобы седмица, предваряющая Святую Четыредесятницу, приобрела особый статус. Те не менее, в VI веке подготовительная седмица уже существовала, что подтверждается как минимум двумя свидетельствами. В хронике Иоанна Малалы описан случай, датированный 19-м годом правления императора Юстиниана (546 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Начиная с этого дня, канон в седмичные дни не имеет общей для всех песней схемы, а всегда два (по вторникам – три) варианта: один – для тех песней, где нет трипеснца, другой, соотвественно, для тех песней, где есть трипеснец. Не будем забывать и о тех особенностях сырной седмицы, которые являются общими с седмицей мясопустной (и которые уже были нами отмечены): – кафисмы читаются по летнему расписанию; – канон Богородице из Октоиха на повечерии не поется. Литургия в эти дни (в отличие от среды и пятка) совершается по обычному чину, разве что можно отметить наличие пространных рядовых евангельских чтений, которые берутся из Евангелия от Луки и содержат повествования о Страстях Господних. Получается, непосредственно перед началом поста в храме звучат те тексты, которые затем читаются на службах Великого Четверга и Великой Пятницы. Понятно, что выбор именно таких зачал для сырной седмицы не случаен, но данный факт означает, что Святая Церковь указывает нам, уже находящимся в преддверии Великого поста, конечную цель великопостного поприща – сострадание Христу, сораспятие с Ним. В случае бденного или полиелейного праздника в эти дни богослужение совершается по Марковым главам 30 января и 24 февраля. Вот наиболее заметные особенности такого богослужения (в сравнении с обычным служением бденному или полиелейному святому): – всенощное бдение (даже в случае бденного святого) не совершается (см. Маркову главу 30 января); получается, что любой бденный праздник (разумеется, кроме Сретения Господня и храмового) на сырной седмице «автоматически» понижается в статусе до полиелейного (небольшая разница все же остается и проявляется только в двух нюансах, которые отметим далее); – «Блажен муж…» на вечерне поется только в воскресенье вечером, тогда как накануне вторника и четверга читается рядовая кафисма; – сугубая ектения на вечерне в случае полиелейного святого произносится после пения тропарей по «Ныне отпущаеши…» (т.е. как на вседневной службе), а в случае бденного святого такая особенность проявляется лишь в четверг, тогда как накануне понедельника и вторника сугубая ектения бывает на своем обычном месте, сразу после паремий;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010