Утреня Великого Четверга: «Заушается Зиждитель, и ударяется тварь» (+аудио) Что же вы сделали? Зачем вы на Него тернии возложили? Зачем вы вонзили в Него колючки? 16 апреля, 2014 Что же вы сделали? Зачем вы на Него тернии возложили? Зачем вы вонзили в Него колючки? Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы. Продолжаем тему богослужений Страстной Седмицы. Прошлый раз мы с вами дошли до утрени Великой Среды, то есть до службы накануне Великого Четверга. Пока привычный ритм служб, когда служится утреня, ничем не нарушается. В среду вечером начинается утреня, в которой вместо «Се Жених грядет в полунощи» поется уже другое песнопение. Песнопение особенное, которое поется только лишь в день Великого Четверга торжественным напевом, таким же, как «Се Жених…». Это песнопение, тропарь, который нужно обязательно знать и понимать: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Хор Московского Сретенского монастыря — Тропарь Егда славнии ученицы     «Когда ученицы на умовении Вечери просвещахуся»… Чем они просвещались? Просвещались словами Господа Иисуса Христа и Его примером: Я, ваш Учитель и Господь, делаю так, так и вы делайте – вы делайте дела смирения, и не смущайтесь омывать ноги ученикам, ближним вашим, тем, которые даже ниже вас по уровню. Если я, Господь, ученикам мою ноги, так и вы ближним своим это делайте. То есть в песнопении поется: когда ученики просвещались, тогда Иуда потемнялся – в противоположность. Чем он потемнялся? Иуда злочестивый. Интересное слово: не благочестивый, а злочестивый. Что такое злочестивый? Это значит, всем известный не благочестием, а злочестием. Здесь – констатация факта без хорошего или плохого определения, просто «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает». «Сребролюбием недуговав» – четкое определение.

http://pravmir.ru/utrenya-velikogo-chetv...

Центральным событием в истории человечества является пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа, а главнейшим делом – Его добровольное страдание и смерть на кресте, завершившаяся славным Воскресением из мертвых. Богослужения Страстной седмицы имеют целью оживить в сознании богомольцев значение крестного подвига Христова, чтобы мы глубже почувствовали величие Его любви к нам и, в свою очередь, сильнее старались любить Его. Поэтому все то, что в Ветхом Завете только предизображает, а в Новом Завете прямо относится к крестному подвигу Спасителя, святая Церковь раскрывает перед духовным взором молящихся в трогательных богослужениях предпасхальной недели, которую также называют Страстной из-за страданий Спасителя. Каждая служба этой седмицы уникальна в своих Евангельских воспоминаниях, в своих мелодиях, молитвах и священных обрядах. И здесь Церковь приобщает верующих к великому духовному богатству, не только в его внутреннем содержании – но и в его внешнем оформлении. Эти богослужения создавались и совершенствовались на протяжении веков трудом многих талантливых церковных писателей, поэтов и композиторов. В этой брошюре мы расскажем о событиях последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, объясним главнейшие моменты Страстных богослужений и приведем тексты некоторых песнопений с параллельным переводом на русский язык. Страстная седмица Последние дни земной жизни Спасителя Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2619...

Ю.В. Серебрякова 5.1. Великая Суббота В тот год ветхозаветная Пасха совпала с субботой, поэтому апостол Иоанн говорит, что «та суббота была день великий…» ( Ин. 19: 31 ). Для христиан этот день тоже стал Великой Субботой, потому что события этого дня прямо связаны с Воскресением Христовым, что отражено и в богослужении Страстной седмицы: сменяются темные облачения на белые и в библейских чтениях и песнопениях уже звучит тема Воскресения и торжества. Значение этого дня для спасения людей было прообразовано в Ветхом Завете благословением седьмого дня: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2: 2–3 ). На эту связь указывает верующим один из богослужебных текстов: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота…» 456 Правда, среди богослужений Страстной Седмицы этот день для многих проходит практически незаметно, в хлопотах об освящении куличей и подготовке к Пасхе; не все ходят на службу Великой Субботы. Посмотрим, что же произошло в Великую Субботу. Внешне кажется, что ничего не произошло. Тело Христово лежит во гробе, ученики Спасителя где-то прячутся и переживают случившееся, опасаясь гонений. Но как Сам Господь говорил, тридневное пребывание Его во гробе станет знамением для всех: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12: 4 ). Как Иона невредимым вышел из чрева кита, так и Пречистое Тело Христа не увидело во гробе истления, «потому что было телом не кого-либо иного, но самой Жизни» 457 , а безгрешная душа Спасителя без вреда для себя сошла в «преисподняя земли» 458 , куда отправлялись души всех умерших – вне зависимости от того, праведники они или грешники. Господь «плотию субботствовал» 459 , а душой сошел во ад, чтобы упразднить смерть и «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Бога не надо жалеть Архиепископ Обуховский Иона – о том, какие чувства на Страстной уводят нас от главного 24 апреля, 2019 Архиепископ Обуховский Иона – о том, какие чувства на Страстной уводят нас от главного Если в Священном Писании и повествуется о чем-то страшном – то не для того, чтобы мы падали в обморок. Нужно ли жалеть Бога, всегда ли наша жалость помогает ближним и как провести дни Страстной седмицы со Христом, идущим на Голгофу. Мысли, которые уводят от главного — Когда мы читаем в Евангелии диалог Спасителя с Петром, наверное, многие из нас в глубине души согласны со словами апостола, который просит Господа быть милостивым к Себе, чтобы предстоящие испытания Его миновали. «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21-23). Почему Господь отвечает любящему Его ученику так жестоко? — Кстати, у меня подобных мыслей при прочтении этого отрывка никогда не возникало. Христос идет в Иерусалим, так Отец Небесный повелел, какие тут могут быть эмоции? Да, мы понимаем, что страдания Спасителя действительно были сверхчеловеческие — сначала нравственные, от предательства и поругания. Причем предательства не только явного, открытого — как у Иуды, но и малодушного, трусливого — как у учеников. И затем физические, ведь Христос был истинным Богом и истинным человеком и, как человек, не зря ужасался боли. Но мое поколение выросло на примерах и рассказах о героях Великой Отечественной войны, в частности о партизанах, которых изощренно пытали фашисты. Пытки эти были зачастую страшными и жестокими, но мы видели, как человек, понимая, что ради высшей цели должен всё перетерпеть, страдает и терпит. Или ради любви к Родине, или ради ближних — чтобы не выдать товарищей-партизан — сколько было таких случаев. Высшая цель одухотворяет, дает силу и мужество. Так и со страстями Господними: раз так было нужно — значит, нужно. — Получается, вообще нельзя жалеть Бога? — Подобные мысли — это отклонение от правильного вектора. Господь оставил нам Священное Писание: вдохновил тех людей, которые составляли ветхозаветные и новозаветные книги, и Церковь утвердила эти писания как истинные. Они — основа нашей веры. И нигде в них не проскальзывают какие-либо эмоциональные моменты, а если и повествуется о чем-то неприятном и страшном, то не для того чтобы мы падали в обморок, но чтобы наоборот, еще больше любили нашего Творца, Который «нас ради человек и нашего ради спасения» сошел с небес и стал истинным человеком, оставаясь при этом истинным Богом. Христос ходил с нами, «зрак раба прияв» — и всё для спасения каждого из нас в отдельности и всего человечества в целом. «Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

http://pravmir.ru/boga-ne-nado-zhalet/

Великий Понедельник. Что происходило на Страстной седмице От целомудренного Иосифа до Жениха Христа 10 апреля, 2023 От целомудренного Иосифа до Жениха Христа Первые три дня Страстной седмицы несколько абстрактны. Мы достаточно точно знаем, что делал Христос с Великого Четверга (даже учитывая небольшое расхождение между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна), а до этого ориентируемся на одно-единственное событие, описанное только у Иоанна – воскрешение Лазаря. Мы знаем, что оно произошло до Входа в Иерусалим, но какой между этими событиями был временной разрыв – из Священного текста не очевидно. Еще одна точная дата – в Иерусалим Христос пришел за шесть дней до Пасхи – судя по тому же Иоанну, это было воскресенье. Но мы не можем вычислить поминутно и даже почасово, что происходило в следующие три дня.. Основные мотивы богослужений Великого Понедельника – история ветхозаветного героя Иосифа, проданного завистливыми братьями в Египет, и проклятие Христом неплодной смоковницы. На утрене (в приходской практике ее обычно служат в Вербное воскресенье вечером) читают большой отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,– будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков,– боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-cht...

Не празднуя широко, гостей можно позвать на следующей неделе, когда будет Пасхальная радость, и дни празднования можно не ограничивать даже одним каким-то днём.  Я стараюсь свой день рождения начинать со служения Божественной литургии, с причастия. Если возможность есть, то можно поступить также. Литургия на Страстной неделе не совершается только в пятницу, в остальные дни принято причащаться, то есть даже в такой период христиане не лишены самой главной радости –  Святых Даров, Тела и Крови Христова. После службы вполне можно сходить с ребёнком куда-то прогуляться, провести время вместе, подарить подарок. Проявить все свои самые нежные чувства, которые только возможны в этот день. Это точно не воспрещается. Из любви к нам Господь взошёл на Крест и воскрес. Ваш ребёнок может почувствовать в эти дни и вашу любовь, и через неё – любовь Божию. Иерей Александр Щенёв, клирик Свято-Воскресенского женского монастыря в Муроме: – Я бы не советовал отмечать день рождения на Страстной седмице. Для верующей семьи эта неделя – воспоминание страшных событий, страданий нашего Господа. А день рождения сам по себе  подразумевает какое-то празднество, веселье, шутки, что непозволительно в это время. Но, с другой стороны, мы говорим о ребёнке. Речь не о том, чтобы сделать послабление, нет, мы говорим о том, что доставить радость чаду можно, но без шумных и увеселительных мероприятий.  Ещё немаловажный фактор – возраст ребёнка. 4–5летнему ребёнку и старше объяснить можно, почему мы переносим празднование, а малышу – труднее. Маленьким детям сложно понять смысл поста, смысл  Страстной седмицы. Но всё равно верующая семья найдёт правильный выход. По-моему, хорошая идея – сесть в кругу семьи, накрыть постный стол, приготовить вкусный, красивый, но, конечно, постный торт или пирог, сейчас такие возможности есть. А остальное празднование – с детским стремлением к подвижным играм – перенести на потом, на после Пасхи. Конечно, самый лучший вариант для верующей, особенно для воцерковлённой, семьи день рождения начать так: всем вместе пойти в храм. Мама, папа и дети, не только именинник – в храме Божием помолились на службе и причастились. Такое духовное единение.

http://azbyka.ru/deti/den-rozhdenija-na-...

Страстная седмица – время духовно насыщенное, но и преисполненное многочисленными «недуховными заботами». Как не растерять пасхальный духовный настрой в суете? И вообще какой – нет, не должна: этот императив не применим к Празднику Праздников, – а хотелось бы, чтобы была Пасха Светлая ? Об этом, и не только, мы беседуем с протоиереем Андреем Ткачевым. Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюра      – Наступила Страстная седмица – время, когда Иисус Христос идет навстречу человеку. В дни Великого поста человек шел ко Христу, продираясь сквозь собственные грехи и болезни сердца, а сейчас все это на втором плане, все сконцентрировано на Нем. Как пережить это время по-настоящему глубоко? – Протопресвитер Александр Шмеман, вспоминая об архимандрите Киприане (Керне) – известном литургисте, которого называли «православным доминиканцем», то бишь ученым монахом, – писал, что отец Киприан жил только Страстной и Светлой седмицами. Он был несколько нелюдимым, сторонился общения. Будучи монахом, в любом семейном кругу чувствовал себя неуютно, старался скрыться, убежать. А вот на Страстной неделе оживал, расцветал. Мне кажется, это важные слова, характеризующие богослова, поскольку Страстная и Светлая – это концентрат наибольшей скорби и радости одновременно. А все остальное – этакая гомеопатия. – Дни Страстной седмицы чрезвычайно насыщены – и событиями, и переживаниями, эмоциями. Особенно начиная с Великого четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, суд над Иисусом, приговор, затем в Великую пятницу распятие, вынос плащаницы, в Великую субботу Господь во гробе, и уже менее чем через сутки – Светлое Воскресение, Пасха. Как успеть прочувствовать весь этот стремительный путь Страстей Господних – от мрачной скорби к ликованию о Воскресшем Христе? – А как было в действительности в эти дни? Там все настолько быстро происходило, события сменяли друг друга с ускоренным темпом. В воскресенье народ кричал: «Осанна Сыну Давидову!», в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил Таинство Евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой Субботы и утро первого дня Воскресения.

http://pravoslavie.ru/70009.html

Страстная седмица с детьми: рекомендации многодетной матушки Очень важно на Страстной взбодриться после длинного поста 8 апреля, 2015 Очень важно на Страстной взбодриться после длинного поста Как говорить с детьми о событиях Страстной седмицы? Своим опытом делится Ольга Юревич, супруга протоиерея Андрея Юревича, мама семерых детей. Настоящее переживание Страстной недели начиналось у нас с детьми со Среды. Страстная неделя – это когда дети уже просто на последнем вздохе: они устали от кулинарного поста, устали от воздержания (в пост у нас были и до сих пор исключены или ограничены просмотры фильмов, прослушивание музыки и т.д.), устали от напряжения многочисленных великопостных служб. И было очень важно на Страстной взбодриться от длинного поста, к которому все уже немного привыкли. Все, что было до этой недели – касалось нас, наших рассуждений о своих грехах, о покаянии… На Страстной мы с детьми полностью концентрировались на Иисусе Христе, себя уже отбрасывали, тем более все о нашей духовной жизни было уже переговорено много раз. Главным был взрыв внимания к Нему, к Его последним дням, Его окружению, Его страданиям. То есть, к тем Евангельским событиям, которые наполняют Страстную неделю. Я старалась, чтобы мы не отвлекались с детьми, а каждый день проживали с Господом. Вот мы вместе с Ним в Среду, когда в дом приходит грешница и омывает Ему ноги. Мы оказываемся очевидцами Иудиного предательства. Мы вместе с Ним оказываемся в Четверг с апостолами на Тайной вечери, где Он омывает ноги ученикам. В пятницу мы весь день были в церкви – кто-то ходил утром, кто-то на дневную службу, кто-то вечером. Чаще всего на вторую и на третью ходили все. Малышам своими словами я рассказывала о вспоминаемых событиях, а не просто читала детскую Библию. Мне кажется, мое личное отношение, мое личное участие было очень важно для детей. Для старших у нас лежала открытая Библия, и они каждый день старались прочитать о тех событиях, о которых Церковь вспоминает завтра. Если возникали вопросы – они обсуждались.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-s-...

I. Первая седмица Великого Поста 1. Напутствие в святую четыредесятницу Преддверия отверзшегося пощения, поприще приближается воздержание: горящим усердием восстанем, приемлюще дар Богоданный. (Сред. сыр. утр. песн. 3-й). Когда путешественники намереваются предпринять дальний, трудный и опасный путь: то обыкновенно рассматривают пространство предлежащего им пути, опасности и труды, на нем предстоящие, и, имея в виду главную цель путешествия, ограждают себя различными советами, предостережениями, нужными пособиями, средствами. Чада, пекущейся о спасении нашем, св. Церкви! По гласу св. Церкви мы готовимся теперь вступить в великое поприще святой Четыредесятницы. И нам нужно обратить взор на предлежащий путь, и, имея в виду цель, с какою св. Церковь , верная наша наставница п руководительница к небу, вводит нас в великий подвиг поста, – уготовать себя, дабы вступить в оный со вниманием, шествовать бодрственно, совершить с спасительным плодом. Велико предлежащее поприще и по продолжительности времени, а паче по важности духовных подвигов, заповедуемых нам Церковью . Это время особенно преднаписуется нам в воспоминание подвигов Самого Спасителя нашего, четыре десятидневного поста Его и спасительных страданий Его, дабы и нам, по мере возможности подражать в самоотвержении Божественному Подвигоположнику нашему. Так, – и Он Пресвятой – безгрешный, и Он Бог наш, Господь наш, Зиждитель наш постился и молился за нас, алкал и жаждал, понес искушения от диавола, скорбел, тужил, проливал слезы за нас, наконец пострадал, был распят и на кресте истощил жизнь свою ради нас. Как же нам грешным, в самих себе носящим осуждение, как нам для собственного нашего очищения не скорбеть, не тужить, не положить обуздания своим греховным склонностям, привычкам, пристрастиям, непрестанно душевные силы наши расточающим, телесные ослабляющим, достоинства духа нашего растлевающим, и нас от истины и добра, от вечного нашего блага, – Бога неприметно всегда более и более удаляющим? Если и в это, особенно освященное на душеспасительные подвиги, время, не последуем за Спасителем нашим путем креста Его, не поскорбим с Ним, не будем участниками самым делом спасительных страданий Его: то какими устами прикоснемся к пронзенным ребрам Его, как облобызаем живоносные язвы Его, с каким чувством поклонимся страстям Его, как ощутим радость светоносного воскресения Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

«Бежи несытыя души!..» – Иудино предательство – «... Тогда Иуда злочестивый сребролю- бием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведнаго Судию предает... »  (Из тропаря Великого Четвертка). Приближается Страстная седмица – трепетное скорбно-радостное воспоминание и прославление спасительных Страстей Христовых, подъятых «нас ради человек и нашего ради спасения». Чье верующее сердце не содрогается, не охватывается совершенно-особым благоговейно-умиленным чувством при наступлении этих воистину  святых и великих  дней, как они и именуются в нашем церковном уставе! И блажен тот, кто всю эту седмицу – единственную в своем роде в году седмицу! – может проводить как должно: безотлучно в храме Божием, как это делали в старину многие благочестивые люди, или хотя бы неопустительно посещать все изумительно-глубокие, исполненные проникновенной назидательности богослужения этих дней,  сшествуя Христу и сраспинаясь Ему,  как призывает нас к этому св. Церковь в своих песнопениях (см. стихиру Вел. Понедельника). Увы! вся жизнь современных христиан теперь так сложилась, что редко-редко кто в наше время может так полностью и целиком отдаться молитвенно-возвышенным переживаниям этих дней: ведь это дни – «рабочие», да, правду сказать, и далеко не во всех храмах богослужения в течение всей Страстной седмицы бывают ежедневно. А ведь по существу, если серьезно, по-настоящему, углубленно задуматься над тем,  что  совершилось в эти великие и святые дни, – надо было бы все бросить, все оставить и ничего не хотеть знать, кроме усердно-бодренного пребывания в храме и трезвенно-напряженного внимания всему тому, что читается и поется за этими дивными и ни с чем несравнимыми богослужениями. Каждый день Страстной седмицы имеет свое глубоко-назидательное содержание, свой, если можно так выразиться, духовный аромат, наполнен своими отрывающими нас от земли и возвышающими к небу молитвенными переживаниями, что и отмечается в богослужении каждого из этих дней. Знают ли все это современные верующие люди, называющие и считающие себя христианами?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010