Никандр (Молчанов Николай Дмитриевич), архп. Литовский и Виленский Родился в 1852году I апреля в семье диакона Московской епархии. В 1878 году окончил московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем греческого языка в Тамбовской духовной семинарии. 30января 1884 года за свой труд «подлинность четвертого Евангелия и отношение его к трем первым Евангелиям», удостоен степени магистра богословия. 18июля 1885года пострижен в монашество, 20июля рукоположен во иеродиакона, а 21 июля – во иеромонаха и назначен ректором Тамбовской духовной семинарии с возведением 30 августа в сан архимандрита. 10 февр.1891 года хиротонисан во епископа Нарвского, вик. Санкт-Петербургской епархии. 19 дек.1893 года назначен ректором СПБ духовной академии, с оставлением викарием той же епархии. С 23 августа 1895года – епископ Симбирский и Сызранский. С 1903 года – почетный член Казанской духовной академии. 23 апреля 1904 года – архиепископ Литовский и Виленский. В 1909году был назначен в Св.Синод для присутствия. Скончался 5 июня 1910 года. Духовный писатель. Обладал тихим, невозмутимым, и как бы застенчивым, несколько замкнутым характером, осторожной, неспешной, и как бы нерешительной в делах управления тактикой, но это был человек неподкупных, твердых определенных убеждений, как в делах православной церкви, так и в политических своих воззрениях, но с добрым мягким сердцем. Смиренный от юности – он не любил вокруг себя и своей деятельности излишнего шума, славословия; не зная сам кривых путей, он не терпел ни лести, ни подобострастия. Труды: «Подлинность четвертого Евангелия и отношение его к трем первым Евангелиям». (магистерская диссертация). Тамбов, 1883. “Естественный гуманизм и христианство в их сходных, по-видимому, нравственных идеях». Тамбов, 1884. “Историческая справка к 5–11 стихам XIV гл.Евангелия от Матфея». СПБ, 1895. “Речь пред молебствием в Казанском соборе 26 августа 1891 года». “Приб. к «ЦВ» 1891, 36, стр.1211. “Речь архп. Никандра при наречении его во епископа Нарвского».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасий, архиепископ Донской и Новочеркасский (Телятьев Александр Иванович) Родился около 1772 года в селе Телятинское Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1792 году отправлен в Александровскую духовную академию для подготовки к учительской должности. В 1794 году возвратился в Тамбовскую духовную семинарию учителем. В 1799 году рукоположен во священника к Покровской церкви. В 1801 году переведен протоиереем в Борисоглебск. 26 января 1810 года принял монашество в Александро-Невской лавре и назначен архимандритом Псковского Спасо-Елеазарова монастыря и ректором духовной семинарии. В 1819 году вызван в Москву на чреду священнослужения и 30 октября того же года переведен в Московский Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим. 10 мая 1821 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 5 августа 1824 года переведен на Тамбовскую кафедру. В этом же году он настойчиво потребовал у светских властей, чтобы помещики в воскресные и праздничные дни не обременяли своих крестьян барщиной. В своих требованиях он опирался на повеление императора Александра I, несмотря на это, успеха в требованиях не имел, и жизнь крестьян текла по-прежнему. С 5 апреля 1829 года – епископ Донской и Новочеркасский. 11 января 1830 года возведен в сан архиепископа. 17 октября 1842 года, в связи с потерей зрения, уволен на покой в Трегуляевский Предтеченский монастырь. Скончался 7 мая 1847 года в Трегуляевском монастыре. Труды: Речь, произнесенная в генеральном собрании Московского отделения Российского общества. – 1822. Литература: Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода: 1721–1821: в 3 т. – М., 1869–1871, т. 2, ч. 3. – С. 203. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 54. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 860.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1894 году был создан «Фонд имени Императора Александра III», в котором аккумулировались пожертвования. Через этот фонд Святой Иоанн Кронштадский направил именно на храм в Санниковском (такое название в то время носил поселок Ботакара) 19 февраля 1903 года взнос в 500 рублей, который стал первым пожертвованием на строительство санниковского храма. В списке заботников Санниковской церкви есть и настоятель Варваринской церкви в Москве протоиерей Феофилакт Кротков. От него 19 февраля, 9 мая и 19 июля 1903 года адресно получено в общем 1500 рублей. В редкой книге «Сибирские церкви и школы» (СПб, 1904) есть такие строки: « В поселке Санниковском Акмолинского уезда, самом отдаленном, заброшенном, в безлюдной степи, предринято в честь царя-освободителя сооружение каменной церкви во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского и Мученицы Ксении с причтовыми домами и школою… Заведовать строительством поручено крестьянскому начальнику Вологодскому…» В те времена на строительство храма требовалось около 30 тысяч рублей. Вначале на средства прихожан были построены дома для священника, псаломщика и здание церковно-приходской школы, крытые железом. За их строительством наблюдал инженер из Омска Любавский. Пока продолжался сбор средств, руководство Омской епархии открыло в Санниковском свой приход. Был утвержден причт из священника и псаломщика. Первым священником при молитвенном доме назначен 7 апреля 1908 года из градо-Каркаралинской церкви Феодосий Патрушев. Ф.Г. Патрушев состоял в должности настоятеля с 7 апреля 1908 года по 16 ноября 1909 года. После него приход принял выпускник Тверской Духовной Семинарии Николай Павский. Даты его деятельности: 22 ноября 1909 года – 11 августа 1910 года. 27 ноября 1910 года место священника занял Леонид Дмитриевич Лебедев (ныне прославлен в лике святых). Храму отвели 120 десятин церковно-школьной земли в 3-х верстах от села. Причт пользовался только сенокосом, сдавая его в аренду. К 1916 году Церковь еще не была освящена. Возникли трудности с внутренним оформлением иконостаса и всего помещения. Крайне скудны были церковная утварь, церковные ткани, круг богослужебных книг и облачение.

http://sobory.ru/article/?object=26973

Димитрий (Ковальницкий) Димитрий (Ковальницкий Михаил Георгиевич), архп. Херсонский и Одесский. Родился 26 октября 1839 года в семье священника. В 1859 году окончил Волынскую духовную семинарию и тогда же назначен преподавателем Кременецкого духовного училища. В 1867 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Киевской духовной академии по кафедре Нравственного богословия. В 1868 году получил степень магистра богословия и переименован в бакалавра академии. С 1869 года – доцент академии. С 1878 года – экстраординарный профессор по кафедре Церковной истории. 12 сентября 1895 года пострижен в монашество. 17 сент. рукоположен в иеромонаха, затем возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1898 г. – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского монастыря. 28 июня 1898 г. хиротонисан в Киеве во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. С 22 сентября 1899 года – почётный член Московской духовной академии. С 27 апреля 1902 года – епископ Тамбовский и Шацкий. В 1903 году возведён в сан архиепископа. С 8 февраля 1903 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. В этом же году награждён панагией с драгоценными украшениями. В 1904 году, будучи архиепископом Казанским, был избран в почётные члены СПб. духовной академии. С 26 марта 1905 года – архиепископ Херсонский и Одесский. В 1906 году – член Предсоборного Присутствия и председатель I отдела – О составе Поместного Собора и порядка рассмотрения и решения дел в нём. С 22 апр. 1906 года по 1907 год – член Государственного Совета. В 1908 году – Председатель Комиссии по реформе духовной академии. 06 мая 1911 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 3 февраля 1913 года в Одессе и погребён в кафедральном соборе. Духовный писатель, церковный общественный деятель. Будучи ещё профессором Киевской духовной академии, он умел находить таланты у студентов, приучать их к серьёзному научному труду и развивать в них любовь к науке и научным изысканиям; сам он, будучи предан науке, оставлял неизгладимый след в душе учащегося на всю его будущую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дионисий (Прозоровский) Дионисий (Прозоровский Димитрий), архп. Ростовский-на-Дону. Родился в 1871 году в Самарской епархии. В 1891 г. окончил Самарскую духовную семинарию. Был псаломщиком. С 1892 г. священствовал в Самарской епархии. В 1894 г. поступил в СПб. духовную академию, где принял монашество. В 1898 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и определён преподавателем Рижской духовной семинарии. 1900 г. – инспектор Благовещенской духовной семинарии. 1901 г. – ректор той же семинарии в сане архимандрита. 1904 г. – настоятель Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря. 1910 г. – смотритель Архангельского духовного училища. 06 авг. 1912 г. хиротонисан во епископа Петровского, вик. Саратовской епархии. Хиротония состоялась в Спасо-Преображенском монастыре г. Саратова. Чин хиротонии совершали: епископ Саратовский Алексий; епископ Уральский Тихон; епископ Козловский Григорий и епископ Вольский Досифей. С 16 дек. 1916 г. – епископ Кустанайский. С 1922 г. – епископ Челябинский. В 1925 г. был прислан в Троицк для исправления ошибок епископа Николая (Амасийского), проводившего политику примирения с обновленцами, который даже по приезде епископа Дионисия публично высказывался за необходимость участия в обновленческом соборе. В результате энергичных трудов еп. Дионисия, разъяснившего верующим недопустимость для православных участия в раскольничьих (в данном случае обновленческих) собраниях, на епархиальном съезде присутствовали всего три священника и два мирянина от православных. С 1926 года – архиепископ Оренбургский. С 29 ноября 1928 года – архиепископ Феодосиевский, Таврической епархии. Тогда же временно управлял Крымской епархией. С 25 июня 1930 года – архиепископ Иркутский. 16 июля 1933 года уволен на покой. С 3 сентября 1933 года – архиепископ Минусинский. С 3 января 1934 года – архиепископ Ачинский и Минусинский. С 3 мая 1934 года – архиепископ Уфимский. С января 1936 года – архиепископ Ростовский на Дону. После 1936 года епархией не управлял. Был добрым, отзывчивым, бесхитростным человеком. Из-за своей простоты часто испытывал неприятности. Будучи епископом Читинским очень недолго, он оставил о себе хорошую память, как заботливого архиерея. Духовенство его уважало. (Из записок прот. Георгия Логинова, 269 по каталогу). Труды

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Зосима, митрополит Московский и всея Руси (Брадатый) С 1485 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. 26 сентября 1490 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Митрополит Зосима председательствовал на Соборе 1490 года, созванном для обличения ереси «жидовствующих». 17 мая 1494 года отрекся от митрополичьего престола («не своею волею») и Митрополит Зосима оставляет кафедру поселился сначала в Симонове, а затем в Троице-Сергиевом монастыре. Год кончины неизвестен. Имя митрополита Зосимы тесно связано с ересью «жидовствующих», которая проникла из Литвы сначала в Новгород, потом в Москву и другие города. Согласно сведениям, помещенным в «Просветителе» Иосифа Волоцкого , это учение отрицало Троичность Божества, Божество Иисуса Христа, таинство Причастия, поклонение святым иконам, монашество и духовную иерархию. Ересь представляла собой просто отрицание христианства. Но в нее были обращены и некоторые лица духовного звания, а также и некоторые влиятельные лица при княжеском дворе. Сам митрополит Зосима, по мнению многих исследователей, был на стороне «жидовствующих», другие же утверждают, что он выступал только против казни и именно поэтому был заподозрен в ереси. Наконец, существует и такое мнение, что он энергично боролся против этой ереси и очень много сделал в защиту Православия. Анализируя различные мнения историков о митрополите Зосиме, можно сделать вывод, что порочная жизнь митрополита, сходная с жизнью еретиков, дала повод причислить его к сторонникам ереси «жидовствующих». В 1496 году митрополит Зосима «причащался Божественных Таин на орлеце, во всем святительском чину». Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества митрополита Зосимы. По свидетельству летописи, вследствии того, что митрополит Зосима «непомерно держался пития», он и был удален от митрополии. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 6, к н.1. – С. 80–112. Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 2. – С. 566, 577, 608–610.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1.02.1874, с. Сошки Липецкого у. Тамбовской губ.- 2.08.1930, близ Воронежа), сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., настоятель ц. в честь Успения Божией Матери с. Бутурлиновка Бобровского у. Воронежской губ. (ныне город в Воронежской обл.). Род. в семье псаломщика, после окончания в 1896 г. Тамбовской ДС служил псаломщиком. В 1904 г. рукоположен во диакона ко храму в с. Сторожевые Выселки Воронежской губ., в к-ром через 2 года стал священником. В 1918 г. перешел служить в храм с. Липовка Бобровского у., а спустя 2,5 года - в храм с. Мечетка того же уезда, где прослужил ок. года. В нач. 20-х гг. А. был переведен в ц. Успения Божией Матери в с. Бутурлиновка и вскоре, по возведении в сан протоиерея, назначен благочинным. 8 апр. 1930 г. А. был вызван на допрос, где подтвердил свою лояльность советской власти, после чего его отпустили, но вскоре арестовали в связи с делом буевцев и обвинили в «принадлежности к антисоветской организации». 28 июля А. был приговорен к расстрелу и вскоре расстрелян вместе с еще 11 осужденными - священниками, монахами и мирянами. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Воронежской обл. Арх. П-24705. Т. 1-4. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 112; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 38, 45, 234, 325; ЖНИР. Июль. Ч. 1. С. 460. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/64080.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1.10.1879, Одесса - 25.08.1953, София), историк христ. средневековья, культуролог, проф. Новороссийского и Софийского ун-тов. После окончания историко-филологического фак-та Новороссийского ун-та (1904) был оставлен как стипендиат на кафедре всеобщей истории. В 1910 г. сдал магистерский экзамен и был избран приват-доцентом. В 1917 г. в Петроградском ун-те защитил дис. «Салимбене: Очерки итальянской жизни XIII в.» (отд. изд.: Од., 1916), к-рая получила высокую оценку научного сообщества не только как оригинальный труд о хронисте XIII в., но и как исследование исторической и социальной психологии средневековья. Преподавал на кафедре всеобщей истории Новороссийского ун-та и Одесских высших жен. курсах. В 1920 г. эмигрировал в Сербию. До 1944 г. был членом Русского академического союза. В 1920-1923 гг. преподавал в ун-те в г. Скопье (Македония), с 1924 г. заведовал кафедрой новой истории Зап. Европы Софийского ун-та. По истечении срока контракта, в 1948 г., после гонений и многочисленных идеологических проработок был уволен из ун-та без пенсии. Б. можно причислить к Петербургской школе медиевистики, возглавлявшейся И. М. Гревсом, для методов к-рой были характерны индивидуализация исторического материала, отказ от обобщающих формулировок. Научный метод Б. также во многом был схож с интуитивизмом А. Бергсона . Выявление индивидуального путем «открытий», а не «формул» являлось конечной целью всех его трудов. Др. аспектом методологии Б. является замена философии истории философией культуры. Перед отъездом Б. из России вышли его основные исследования по античной и средневек. истории: «Падение Римской империи» (Од., 1919), где затрагивается вопрос о роли христ. религии в падении Римской империи и как следствие этого о кризисе античного мира, и «Элементы средневековой культуры» (Од., 1919. СПб., 1995), в к-ром заявлены нек-рые «сквозные» темы научного творчества: вывод о статичности, универсальности зап. средневек. миропонимания, продиктованного единством культуры, ее полным подчинением Церкви, отсюда трактовка католич. Церкви как единой и единственной. Впосл., в 1922-1923 гг., уже будучи в эмиграции, Б. публиковал статьи общего историко-культурного характера в евразийских изданиях. В ст. «Восток и Запад в истории Старого Света» (1922) он предлагал рассматривать концепцию Старого Света не как историю противостояния Запада и Востока, а как взаимодействие центра и окраин, представленных «окраинными народами» - кочевниками. В ст. «Католичество и Римская Церковь» Б. критически оценивает «тоталитарные» аспекты католицизма, но не с позиций евразийства или Православия, а с т. зр. их несовместимости с совр. культурой.

http://pravenc.ru/text/149249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНОГРАДСКИЙ [Виноградов] Василий, рус. композитор 1-й пол. XVIII в., автор партесных духовных концертов. 3 концерта В. на 12 голосов: «Гласом моим ко Господу воззвах», «Хвалите отроцы Господа» и «Не Богу ли повинется душа моя» вместе с сочинениями В. П. Титова , Ф. Редрикова , Н. Бавыкина включены в сборник ГИМ. Епарх. певч. 1 а-к (партии 1, 2, 3-го дисканта, 1, 2, 3-го альта, 1-го, 2-го тенора, 1-го, 2-го баса; партии 3-го альта и 3-го баса утрачены). Указание на авторство (в сокращенном виде: «Виноград», «Виног») имеются в реестрах в партиях 2-го тенора (1-з), 3-го тенора (1-и), 1-го баса (1-к). Владельческие записи в отдельных партиях сборника относятся к 1784-1785 гг. (г. Александров). В ОПИ ГИМ хранится партитура (3 дисканта, 3 альта, 3 тенора, 2 баса) концерта «Господи, силою Твоею возвеселится царь» (C-dur), составленная в кон. XIX в., с подписью С. В. Смоленского : «Соч. Вас. Виноградова» (Ф. 379. 22. Л. 1-70). По сведениям Н. И. Петрова, в собрании Софийского собора в Киеве хранился сборник 12-голосных концертов Титова и Виноградского (10 партий, отсутствуют партии 2-го альта и 3-го дисканта; в наст. время не обнаружены). Смоленский в разных работах приводит различные варианты фамилии композитора кон. XVII - нач. XVIII в., списки сочинений к-рого хранились в б-ке рукописей Синодального уч-ща церковного пения: Василий Виноградов (иногда без имени) и Василий Виноградский. Прот. Василий Металлов и Н. Ф. Финдейзен писали о Василии Виноградове; Финдейзен называет его московским регентом и композитором кон. XVII в., автором 12-голосных произведений: концерта «Гласом моим ко Господу воззвах» В. и «службы Божией» (т. е. песнопений литургии). Лит.: Перетц В. Очерк б-ки Киево-Софийского собора//Лит. вестн. СПб., 1901. Т. 2. Кн. 6. С. 123; Петров Н. И. Описание рукописных собр., находящихся в г. Киеве. М., 1904. Вып. 3. С. 30; Смоленский С. В. Обзор ист. концертов Синодального училища церк. пения в 1895 г. М., 1895. С. 21-22; он же//Синодальный хор и училище церк. пения. С. 200. (РДМДМ. Т. 2. Кн. 1); он же. О собрании рус. древнепевч. рукописей в Моск. Синодальном училище церк. пения//Там же. С. 231; он же. О рус. церковно-певч. лит-ре с пол. XVI в. до нач. влияния приезжих итальянцев//ХРД. 1910. 5-6. С. 120; Металлов В. , прот. О национализме и церковности в рус. духовной музыке. М., 1912; он же. Очерк истории правосл. церк. пения в России. М., 1915. [Серг. П.], 1995р. С. 90-91; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М.; Л., 1928. Вып. 1. С. 302, 326.

http://pravenc.ru/text/158710.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАДГЛАВНЫЙ КРЕСТ Разновидность креста , определяемая по его функции - венчать завершение христ. храма, как правило, православного. По символике и декоративным формам Н. к. близок к др. разновидностям креста, используемым в богослужении, в церковном убранстве, а также верующими для личного благочестия в том или ином регионе православного мира в определенный период. При уничтожении церковных зданий в Советской России и СССР отдельные Н. к. уцелели и стали частью музейных собраний. Интерес к Н. к. как к самостоятельному элементу развивался параллельно с изучением каменного и деревянного древнерус. зодчества на протяжении XIX в. Их облик привлекал внимание исследователей. В 1865 г. благодаря Г. Д. Филимонову был сохранен древний крест на ц. Преображения Господня (Спаса Преображения) на Нередице близ Вел. Новгорода (1198) ( Покрышкин П. П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 гг. СПб., 1906. С. 20). Уже в этот период Н. к. как памятники церковной археологии становились объектами коллекционирования (напр., Н. к. ц. Благовещения в Аркажах и ц. Воскресения Господня на Мячине близ Вел. Новгорода - собрание В. С. Передольского, Вел. Новгород). В совр. науке история и типология рус. Н. к. развиваются на базе сохранившихся памятников и фотографий, созданных в XX в. и собранных исследователями и поклонниками отечественного средневек. искусства, в т. ч. архит. П. Д. Барановским и его последователями. Накопленный рус. материал показывает, что древние формы Н. к. были наиболее скупыми по декору. Самой древней его формой считается крест греч. типа - 4-конечный с равными рукавами или с пониженной перекладиной. Сохранившиеся древнерус. кресты, напр., на ц. в честь Преображения Господня на Нередице близ Вел. Новгорода, имели пониженную перекладину; на Успенском соборе во Владимире (1156, достройки 3-й четв. XII, XIX вв.) Н. к. равноконечный, без дополнительных элементов. Формы и декор Н. к. синодального периода являются шедеврами кузнечного ремесла и производства в Российской империи. При изменении формы главы могла быть изменена и форма Н. к., особенно в эпоху позднего средневековья в Московской Руси. При переделке в XVII в. шлемовидной главы Покровской ц. на Нерли в луковичную (ок. 1165) была изменена и форма ее Н. к., исполненного в той разновидности, к-рую греч. исследователи называют русским крестом ( Kalopissi-Verti, Panayotidi-Kesisoglu. 2010. P. 286, 291. Fig. 567.12).

http://pravenc.ru/text/2564600.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010