Дополнительная литература по Псалтири 53 Издания и исследования греческих и славянских текстов Ундольский В. М. Описание греческого кодекса Псалтири IX–XII в., с современными изображениями, принадлежащего А. И. Лобкову. М., 1860. 17 с. [Отд. отт. из: Сборник Общества любителей древнерусского искусства.] Срезневский В. Древний славянский перевод Псалтири: Исследование его текста и языка по рукописям XI–XIV вв. Т. 1–2. СПб., 1877. 88, 111 с., илл. Амфилохий [Казанский-Сергиевский], архим. Древлеславянская псалтырь Симоновская до 1280 года, сличенная с рукописными псалтырями XI, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII в. и старопечатными XV и XVII в., с греческим текстом X века из Феодоритовой Псалтири, сличенным с Псалтирью в Синайской Библии , Псалтирью 862 года, Псалтирью X века Норовскою и Псалтирью X–XI веков: 2-е изд., дополненное сличением: Из Псалтири Киприановской XIV в., с Толковой Феодоритовой Псалтирью по списку 1472 г., Псалтирью Толковою Максима Грека по списку 1592 г., Бруноновскою Псалтирью XVI в. и Псалтирью Фирсовою 1683 г. Т. 1–4. М., 1880–1881. Соколов И. И. Мукачевская псалтырь XV века//Сборник статей по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского... СПб., 1883. С. 450–468. (Отд. отт. [СПб.,] 1883. 19 с.) Разбор и подробное описание. Jagi V. Словэнскаа псальтырь: Psalterium Bononiense. Vindonbonae etc., 1907. Погорелов В. А. Чудовская Псалтирь XI в.: Отрывок Толкования Феодорита Киррского на Псалтирь в древнеболгарском переводе. СПб., 1910 (Памятники старославянского языка. Т. 3. Вып. 1). V, 276 с. Он же. Толкования Феодорита Киррского на Псалтирь в древнеболгарском переводе. Варшава, 1910. 237 с. Синайская Псалтырь: Глаголический памятник XI в./Изд. С. Н. Северьянов. Пг., 1922. VIII, 392, с.; ил. 11с. (Памятники старославянского языка. Т. 4.) Psalterium Vindobonense: Der kommentierte glagolitische Psalter der Österreichischen Nationalbibliothek/Hrsg. von J. Hamm. Wien; Koln, 1967. XVI, 371 S. Болонски псалтир: Български книжковен паметник от XIII в./Фототип. изд. с увод и бележки от И. Дуйчев. София, 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наука побеждать» фельдмаршала Гурко К именинам раба Божиего Иосифа 21.09.2020 901 Время на чтение 147 минут Года два-три назад, разыскивая материалы о герое Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов, «победителе Балкан», генерал-фельдмаршале Иосифе Владимировиче Гурко (1828 - 1901), обратилась к электронным каталогам ведущих Российских библиотек - Российской Государственной (РГБ), Российской Национальной (РНБ) и Государственной Публичной Исторической (ГПИБ). И, к моему счастью, лишь в одной из них - в Исторической, что находится на Ивановской горке Москве , обнаружилась единственная книга, автор которой был сам Иосиф Владимирович Гурко. Её название: «Свод замечаний командующего войсками по поводу произведенных им смотров-маневров с 1883 по 1892 г.», издана в Варшаве в 1893 году, когда исполнилось десятилетие со дня служения его на посту Варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа - на «Передовом театре войны», как называли тогда этот край на западной границе Российской Империи. Заслуги И.В. Гурко на этом посту особенно ярко отмечены в Высочайшей Рескрипте, данном Царём-Мучеником Николаем II в Москве 14-го мая 1896 года (приводится в Приложении). Когда я получила книгу на руки, выяснилось, что это - конволют, то есть сборник, составленный из двух изданий, переплетённых в один том. И первая - книга В. Сухомлинова «Мюрат Иоахим-Наполеон, король обеих Сицилий. (Его смерть)» (СПб., 1896), а вторая брошюра поменьше, как будто упрятанная под первой, и есть книга Гурко. Причём имя автора проставлено на обложке карандашом сотрудниками Исторической библиотеки - именно они определили авторство! И определили верно, без всякого сомнения, ведь под приказами войскам Варшавского военного округа в тексте стоит подпись: «Командующий войсками, Генерал-Адъютант Гурко». Брошюра включает в себя 84 страницы текста и 5 листов чертежей-иллюстраций. При внимательном её рассмотрении оказывается, что фактически она является наставлением, заветом легендарного генерал-фельдмаршала своим солдатам и офицерам, своего рода «Наукой побеждать», как у Суворова, - подробной инструкцией, как надо проводить учения всех родов войск, на что обязательно обращать внимание, чтобы было «легко в бою». Многое в этих указаниях генерал Гурко взял из личного опыта, полученного во время двух Забалканских походов - летнего и зимнего - во главе отрядов во время Русско-Турецкой войны: это становится ясно, когда читаешь его рапорты и переписку 1877-1878 годов с Главнокомандующим Великим Князем Николаем Николаевичем Старшим (1831 - 1891).

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/21/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. П. Барсуков. Акварель. Худож. П. Шереметев. 1892 г. (ГИМ) Николай Платонович (8.11.1838, Липецк - 23.11.1906, С.-Петербург), историк, археограф, библиограф. Из старинного дворянского рода. Учился в Воронежском кадетском корпусе (1850-1856), затем Константиновском военном уч-ще в С.-Петербурге, после окончания к-рого в 1859 г. подал в отставку по состоянию здоровья. В 1859-1862 гг. в качестве вольнослушателя посещал занятия на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та. С 1863 г. являлся сотрудником (с 1870 - членом) Археографической комиссии. С 1868 г. помощник начальника б-ки и архива Святейшего Синода, в 1883-1906 гг. начальник архива Мин-ва народного просвещения. Чл.-кор. ОЛДП (с 1877, с 1900 почетный член), член-сотрудник РАО (с 1879), член ОИДР (с 1881), Киевского церковно-археологического об-ва (с 1900), ОЛРС (с 1901). Научная деятельность Б. во многом связана с архивной и библиографической работой. В 60-х гг. XIX в. он исследовал ряд личных архивов (Д. Б. Голицына, К. С. Сербиновича, П. В. Киреевского и др.). С 1866 г. печатался в журналах «Русский архив» , «Вестник Европы» и «Русская старина». В «Русском архиве» опубликовал «Заметки о Пушкине», материалы о Н. М. Карамзине и др. Составил библиографический указатель за первые 5 лет издания «Русского архива» и алфавитные указатели к этому журналу за 60-70-е гг. XIX в. Среди многочисленных публикаций Б. в «Вестнике Европы» особо следует отметить подробный «Библиографический обзор епархиальных губернских ведомостей за 1865 г.», многочисленные материалы о М. П. Погодине . С сер. 60-х гг. XIX в. Б. сотрудничал в газетах «Русский» и «Московские ведомости». В 70-х гг. сблизился с семьей Вяземских, в 1872-1878 гг. разбирал архив кн. П. А. Вяземского и фактически был редактором его Собрания сочинений (СПб., 1878-1896. 12 т.). В 1897-1905 гг. в сб. «Старина и новизна» Б. опубликовал мн. документы из Остафьевского архива князей Вяземских. Им составлены систематические указатели к сб. П. И. Бартенева «Осмнадцатый век» (1868-1869) и ж. «Русский архив» за 1863-1875 гг., совместно с А. Ф. Бычковым - «Указатель к 8 томам ПСРЛ» (СПб., 1868).

http://pravenc.ru/text/77616.html

Антоний, митрополит Белгородский и Обоянский (Черновский) Происходил из молдаван. Как и почему он попал в Россию, сведений не сохранилось. Известно только, что по степени архиерейского служения на родине он был митрополитом. В этом сане он и был назначен первоначально на Черниговскую кафедру в 1740 году. 6 сентября 1742 года в результате скандальной истории с антиминсами митрополит Антоний был переведен в Белгородскую епархию. За шестилетний период управления этой епархией оставил о себе недобрую славу. Основным стремлением его было – пополнение архиерейской казны, причем он не делал различия между имуществом архиерейского дома и своим собственным, пользовался и государственной казной для личных нужд. Поездки митрополита по епархии отличались излишними затратами и поборами с духовенства. В период управления Белгородской епархией митрополитом Антонием, последняя находилась в печальном состоянии. Это привело к тому, что на митрополита начали писать жалобы в Святейший Синод. В них говорилось об административных злоупотреблениях – взимании денег за поставление священнослужителей и церковнослужителей и назначение на административные должности, а также о безнравственном поведении его в личной жизни. Зная о существовании жалоб, митрополит Антоний, в качестве оправдания, сам писал в Святейший Синод, ссылаясь на свое иностранное происхождение и незнание русских порядков, и просил защитить его от якобы злонамеренных людей. Святейший Синод по некоторым пунктам полученных жалоб потребовал объяснения от митрополита. Дело это не было закончено в связи со смертью митрополита, последовавшей 1 января 1748 года. Литература: Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). – Харьков, 1902. – С. 63–78. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 511, 634. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  4.4 из  5) II. Летняя попытка старой Польши мириться В начале лета эти агитаторы-клерикалы попробовали у нас сделать демонстрацию даже через русские издания. Волки перерядились в овец и заговорили в тоне как будто посланников всей польской «эмиграции» за границей. Они стали предлагать примирение: примите, дескать, нас, мы видим тоже, что братство славян несомненно, и не хотим отстать. Говорили они чрезвычайно нежно и выставили резоны: «У нас, говорят они есть инженеры, химики, технологи, ремесленники, бухгалтеры, агрономы и т. п. Всего этого много в эмиграции. Пустите их к себе! Разве, — говорит житель Литвы, написавший в 172 «СПб. вед.» статью, — нет у вас дела для той среды, которая произвела прежде Тенгоборского для России , Воловского для Франции? А в деле искусств, столь обмягчающих нравы и облагораживающих характер, как представители в польском обществе, в настоящее время всесветно известны: Броцкий скульптор , Матейко живописец . Вам эти люди не нужны? Что же сказать о сонме литераторов, публицистов, промышленников, фабрикантов и всякого рода деятелей? Вам эти люди не нужны тоже?» («Новое время», из статьи Костомарова) . Гн Костомаров великолепно ответил в «Новом времени» на все эти заискивания. Сожалею, что не имею места сделать выписки из этой превосходной статьи. Рассуждениями ясными и точными доказывает гн Костомаров, что всё это лишь нам западня, что наведут они к нам Конрадов Валленродов, предателей; что поляк Старой Польши инстинктивно, слепо ненавидит Россию и русских. Гн Костомаров допускает, однако же, что есть прекрасные поляки, которые могут жить даже в дружбе с иным русским, спасти его в беде, одолжить его. Это, конечно, правда, но чуть только этот русский, хотя бы даже после двадцати лет дружбы, вдруг бы выразил этому прекрасному поляку свои политические убеждения насчет Польши в русском духе, то этот поляк тотчас же, тут же, стал бы явным или тайным врагом своего русского друга, на всю жизнь, до конца, непримиримым и безграничным. Об этом забыл прибавить гн Костомаров.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

Использованная литература 270 Амвросий Медиоланский , свт. Об обязанностях священнослужителей: Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Казань, 1908. Репр.: М.; Рига: Благовест, 1995. Антоний (Храповицкий) , митр. О православном пастырстве. М., 1906. Василий Великий , свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. 2-е изд., испр. и доп. Сергиев Посад, 1900–1902; Ч. 1–7 (Творения святых отцев в рус. пер. Моск. духов, акад.; Т. 5–11); Репр.: М., 1993. Григорий Великий , Двоеслов, свт. Правило Пастырское. Киев, 1873. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 1889. Репр. Троице-Сергиева Лавра, 1994. Григорий Нисский , свт. Творения святого Григория Нисского . Ч. 1–8.М., 1861–1871 (Творения святых отцев в рус. пер. Моск. духов, акад.; Т. 37–41, 43, 44а, 45). Переизд.: Ч. 1–4. М., Добротолюбие: В рус. пер., доп. Т. 1–5. СПб., 1877–1889. Переизд.: Т. 1–5. Сергиев Посад, 1992; Т. 1–6. М., 1993. Дорофей Палестинский, авва. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856. СПб., 1855. Репр.: М., 1994. «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов». ТСЛ, 1993. Ефрем Сирин , прп. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Сергиев Посад, 1895–1901. Репр.: Т. 1–8. М., 1993–1995. Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова . СПб., 1881. И. Е. О необходимости изучения аскетических творений в деле пастырского служения//Вера и Разум. 1898. Т. 1.4. 1. Отдел церковный. Кн. 12. С. 715–739; Т. 2. Ч. 1. Отдел церковный. Кн. 13. С. 20–35. Иннокентий (Пустынский), архиеп. Пастырское Богословие в России/Сост. иером. Иннокентий [Пустынский]. Тр.-Серг. Лавра, 1899. Иоанн Златоуст , свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1. СПб., 1895; Т. 2. Спб., 1896; Т. 3. СПб., 1897; Т. 4–10; Т. 11. СПб. 1905; Т. 12. СПб., 1906. Репр.: Т. 1–12. М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла СбНУНК Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1889-. СбОДИ Сборник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее на ... год. М., 1866, 1873. 2 вып. СбОРЯС Сборник статей, читанных в Отделе русского языка и словесности АН. 1867-1928. 101 т. СбРИО Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.; Пг., 1867-1916. 148 т. СВ Средние века: Сб. ст. М., 1942-. Вып. 1-. СвДР Славяноведение в дореволюционной России: Биобиблиогр. слов./Ин-т славяноведения и балканистики. М., 1979 Свод законов Свод законов Российской империи. СПб., 1832. 15 т.; 1842, 1857, 1876. 16 т.; 1889. 16 т.; 1912. 16 т. в 5 кн. Свод напевов По первым словам Свод сочинений и напевов Православной Церкви/Сост.: И. А. Журавленко. М., 2002 Св. Русь Святая Русь, или Сведения о всех подвижниках благочестия на Руси/ОЛДП. СПб., 1891 Святогорский устав Святогорский устав церковного последования/Пер. с греч.: иером. Доримедонт (Сухинин); ред.: иером. Дионисий (Шленов). Серг. П., 2002 СГГД Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел. СПб.; М., 1813-1894. 5 т. СДЛ Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: В 5 ч. СПб., 1874-1877. М., 1997-1999р СДХА Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с древнегреч., лат. и примеч.: прот. П. Преображенский; доп., сост., общ. ред.: А. Г. Дунаев. СПб., 1999 Сергий (Спасский). Месяцеслов Сергий (Спасский), архиеп. Полный Месяцеслов Востока. Владимир, 19012. М., 1997р. 3 т. СЗ Современные записки. П., 1920-1940 Сидоров. Курс патрологии Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церк. письменности. М., 1996 Сильвестр [Малеванский], еп. Богословие Сильвестр [Малеванский], еп. Опыт православного догматического богословия. К., 1892. Т. 1-2; 1889. Т. 3-4; 1891. Т. 5 Симеон Солунский. Соч. Симеон Фессалоникийский, архиеп. Сочинения. СПб., 1856. М., 1994р.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=18

V. Толкование Священного Писания (экзегетика) 111 Арсений (Соколов), иеромонах. Книга Иисуса Навина. Историкоэкзегетический анализ. Кандидатская диссертация. МДА, Сергиев Посад, 2002. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Симбирск, 1892. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний св. апостолов и Апокалипсиса. Симбирск, Типо-литография А. Токарева, 1894. Berges Ulrich, Die Knechte im Psalter. «Biblica», vol. 81, fasc. 2, 2000. Bettex F. Das Lied der Schöpfung. Stuttgart, Verlag von J.F. Steinkopf, 1906 . Blum Erhard. «Amos» in Jerusalem. Beobachtungen zu Am. 6, 1–7 . «Henoch», 1994, 1, pp. 23–47. Виссарион, епископ. Толкование на паримии. М., 1871; М., 1876; М., 1884; М., 1890; М., 1892; М., 1895. Властов Г.К., губернатор, богослов. Священная летопись первых времен мира и человечества как путеводная нить при научных исследованиях, т. I (СПб, 1875), т. II (СПб, 1877), т. III (СПб, 1878), т. IV (СПб, 1893), т. V (СПб, 1898). Давида пророка и царя книга песней по тексту еврейскому и греческому со истолкованием, Пс. 1–76 , т. 1. Давида пророка и царя книга песней по тексту еврейскому и греческому со истолкованием, Пс. 77–150 , т. 2. Иаков, монах. Толкование на книгу Иова, гл. 1–8. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. Иаков, монах. О началах премудрости. М.: «Ника», 2000. Иванов Николай , протоиерей. «И сказал Бог...». Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования кн. Бытия, гл. 1–5. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 1997. Книга пророка Иоиля со истолкованием по тексту греческому и еврейскому. Толк. На Амоса и Осию Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. Изд. «Алгоритм», СПб., 1997. К.Х.М. «Заметки на книгу Бытия, на книгу Исход и книгу Левит». К.Х.М. «Толкование на книгу Числа и книгу Второзаконие» Lange J.P, Professor der Theologie in Bonn. Theologisch-homiletisches Bibelwerk, des Alten Testamentes 1–20 Theile. Bielefeld u. Leippzig, Verlag von Belhagen u. Klassing, 1864–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Акакий, епископ Тверской и Кашинский (Александр) Родился 15 марта 1482 года. Пострижен в монашество преподобным Иосифом Волоцким , в обители которого и подвизался. 30 марта 1522 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. 22 июля 1537 года во время пожара в Твери был в опасности и едва спасся. 19 марта 1542 года участвовал в возведении митрополита Макария на первосвятительскую кафедру. 26 февраля 1547 года присутствовал на Соборе по вопросу установления служб и празднеств святому Александру Невскому, преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. 15 июля 1551 года преосвященный Акакий участвовал в переговорах на Стоглавом Соборе по делам новгородских священников. Скончался 14 января 1567 года. Погребен 27 января в Желтиковом монастыре. Чин погребения совершал епископ Рязанский Филофей. Преосвященный Акакий не был канонизирован, но имя его упоминается в «Книге о святых» в XVII и XVIII веках, а также и в иконописном подлиннике. Епископ Акакий обладал даром прозорливости. Иеродиакону Варсонофию предсказал, что тот будет его преемником на Тверской кафедре, что впоследствии и исполнилось. Литература: Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 184 2–1843, т. 7. – С. 97, прим. 345, 483; т. 9. – С. 96, 268. Софийский временник или Русская летопись с 862 года по 1534 год: в 2 т./Изд. Павел Строев. – М., 1820–1821, т. 2. – С. 84. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 6. – С. 264, 295; т. 8. – С. 270. Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею : в 5 т. – СПб., 1841–1842, т. 1. – С. 333. Акты, собранны е в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук: в 4 т. – СПб., 1836, т. 1. – С. 203. Строев П. М. Описание славяно-российских рукописей. – М., 1825. – С. 132. Описание рукописей Соловецкого монастыря. – Казань, 1881–1886, ч. 1. – С. 476, Л. 360. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 442.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасий, епископ Суздальский и Юрьевский (Кондоиди Анастасий) Происходил из Греции с острова Кандиди. Получил отличное образование в Италии. В 1711 году возвратился на родину, принял священство и поступил законоучителем князя Антиоха Кантемира. Прибыв в Россию, Кондоиди был первоначально назначен преподавателем в Московскую духовную академию, а затем определен протоиереем Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. В 1721 году назначен в Святейшем Синоде асессором. 12 февраля 1722 года пострижен в монашество; с 2 марта 1722 года – игумен Ярославского Толгского монастыря. 8 июля 1723 года возведен в сан архимандрита Ярославского Спасского монастыря. 26 декабря 1725 года назначен советником Святейшего Синода. С 15 июля 1726 года – член Святейшего Синода. 9 октября 1726 года хиротонисан во епископа Вологодского. 13 июня 1727 года уволен из Святейшего Синода. С 17 сентября 1735 года – епископ Суздальский. Скончался 10 октября 1737 года. Преосвященный Афанасий вместе с архиепископом Тверским Феофилактом (Лопатинским) трудился над исправлением славянского перевода Библии . Перед смертью епископ Афанасий завещал передать свою личную библиотеку частично в Московскую духовную академию, а частично – в Петропавловский собор. Труды: Поучения. Похвальное слово в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. – СПб., 1725. Литература: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 853–854. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1397. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 32. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 338, 345, 657, 732. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 31. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010