Герман (Осецкий Александр Космич), еп. Кавказский Родился 19 февр. 1828 года. Сын священника Ярославской епархии, с. Богородского. В 1847 году окончил Ярославскую духовную семинарию и в 1851 г. СПБ духовную академию со степенью магистра богословия. Ученую степень получил за сочинение: «Преп. Иоанн Лествичник и его Лествица» в 1852 году. 10 сент.1849 г. пострижен в монашество. 24 июля 1851 г. по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен профессором и помощником ректора по богословским наукам в СПБ духовную семинарию. 28 окт.1853 г. перемещен на должность инспектора Новгородской семинарии. 21 ноября 1857 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Кавказской духовной семинарии. С 22 авг.1859 г. – ректор Самарской духовной семинарии. С 7 авг.1863 г. – наместник Александро-Невской Лавры. С 3 марта 1866 г. – настоятель Юрьева Новгородского монастыря. 8 янв.1867 г. хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. С 24 июня 1872 по 1886 г. – епископ Кавказский и Екатеринодарский. 16 февр.1886 г. уволен на покой с назначением быть председателем училищного Совета и настоятелем Донского Московского монастыря. С 1893 г. – почетный член СПБ духовной академии. 13 июня 1894 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 18 дек.1895 года и погребен в Александро-Невской Лавре. Преосв. Герман оставил по себе прекрасную память как заботливый, бескорыстный архипастырь и труженик на поприще религиозно-нравственного просвещения юношества. За время своего управления Кавказской епархией, он много полезного сделал для духовенства, учебных заведений, бедных учителей и учительниц и для миссионерства Это был человек острого ума, строгий законник, талантливый организатор с горячей любовью к доброму делу. В Синоде докладывал о необходимости сосредоточения всего народного образования в руках духовенства. В личной жизни был постником и подвижником. В 1932–33 г. при ликвидации Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры были перенесены на Никольское кладбище три гроба с останками трех архиереев (Германа Осецкого, Гермогена Добронравова и неизвестного) и захоронены у стены кладбища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Губино (Никольское). Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Владельческое село Никольское (Губино) при речке Горне на Серпуховской транспортной дороге по списку населенных мест за 1859 год состояло из трех дворов, в которых проживало 34 мужского и 27 женского населения. Насчет трех дворов трудно верится. Скорее всего, опечатка и следует читать 13 дворов (Список населенных мест за 1859 г. С. 14) . В 1914 г. значится погост, с числом жителей мужского населения четыре человека и женского три. Расстояние от губернского города 32 версты (Список населенных мест за 1914 г. С. 10). Уместно совершить экскурс в прошлое. «Село Никольское и дер. Анашково с пустошьями, Ивана Львова сына Губина, Авдотьи Гавриловой дочери Яблонской, Прасковьи Гавриловой дочери Челюсткиной на правой стороне речки Горны, а церковь состоит на отмежеванной писцовой земле, три дома господских деревянные с плодовитыми садами, деревня на безымянных ручьях, лес дровяной, крестьяне на пашне. Дворов 41, население мужского пола - 90, женского - 98 душ., земли 322 десятин 538 кв. саженей и земля писцовая церковная священно-церковнослужителей 104 десятина 1100 кв. саж; на безымянной отвершке и речки Горны на правых сторонах. Церковь деревянная Спаса Нерукотворного образа» (Описание и алфавиты к Калужскому атласу. - СПб, 1782). Деревянная церковь во имя Николая Чудотворца построена по указу от 21 января 1681 г. Благословенная грамота дана Степану Дмитриевичу Губину (Жилые данные церкви Калужской десятины. - М., 1903. С. 61). Николаевская церковь в Горне сгорела 6 сентября 1788 г. Приход был поделен по трем ближайшим церквам - Казанской Пресвятой Богородицы, что на Тарусе, Великомученика Георгия, что за речкой Тарусой и Казанской Пресвятой Богородицы за речкой Медвежкой. Духовная консистория принуждала церковников устроиться на работу в шестинедельный срок (ГАКО, ф. 565, оп. 3, д. 8 за 1791 г.). Каменная церковь с колокольнею построена в селе в 1811 г. тщанием прихожанки, жены поручика Агриппины Ивановны Губиной об одном престоле во имя Спаса Нерукотворного Образа.

http://sobory.ru/article/?object=48895

Репьи. Часовня Александра Невского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского выстроена помещиком Николаем Квашниным-Самариным, в память своего отца, генерал-майора Александра Квашнина-Самарина в 1859 году. До революции в дер. Репьи с Петровского погоста ежегодно, 26 июня по старому стилю проходил Крестный ход в память избавления от холеры 1848 года. Часовня была отремонтирована в 2005-2006г. на средства местных жителей и дачников. Еженедельник «Аргументы и факты», информируя об этом, писал, что жители обращались в Департамент охраны памятников за рекомендациями по ремонту, в частности применения рам и цвета используемой краски. " Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии " . Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884-1885 гг. на сайте http://www.countrysite.spb.ru/ISS;  АиФ Петербург выпуск от 17 ноября 2004 г. Репьи Скребловской вол. – часовня во имя Св. блгв. великого князя Александра Невского, каменная, до 1884 г., с 1980-х гг. в аварийном состоянии, восстановлена в поновленном виде в сер. 2000-х гг. Деревня Репьи находится на восточном берегу Череменецкого оз., южнее д. Наволок. Первые сведения о деревне восходят к началу XVI в. Она называлась Репей и относилась к Петровскому погосту. О древности Репьев напоминали археологические сопки и курганы, находившиеся к северу и югу от деревни, к настоящему времени не сохранившиеся, в том числе и в результате научных раскопок. В середине XVIII в. в Репьях возникает помещичья усадьба, расцвет которой приходится на 1840-е гг., когда Репьи стали собственностью генерал-лейтенанта в отставке Александра Петровича Квашнина-Самарина (1800–1859), представителя фамилии, хорошо известной в истории России и русской культуры. При Квашнине-Самарине в Репьях разбили обширный пейзажный парк с разнообразием ландшафтных видов. Здесь до сих пор сохранились установленные уже при новых владельцах каменные мостовые опоры, похожие на древние стелы.

http://sobory.ru/article/?object=03485

Сережань. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Сережанская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1780. Адрес: Смоленская область, Сафоновский район, село Сережань Координаты: 55.214408, 33.870179 Проезд:По шоссе М-1 за Вязьмой 18 км поворот на Якушкино, далее по шоссе 2,7 км, справа от дороги у кладбища Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рядом с церковью находится деревня Леонтьево. Удивительное дело, на церкви прикреплена доска, гласящая, что " Церковь Преображения Господня построена в 1764 г. на средства господ Головиных " . Это сущая правда, но только вот относится к другой церкви в другом Леонтьево: http://sobory.ru/article/?object=18113  . Отвезти ее что ли по назначению? Или пусть остается на память о ляпсусах органов охраны памятников. Подробно - см. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г. Иеромонах Данил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. – С. 175-176. В 10 километрах северо-восточнее от станции Алфёрово находится деревня Сережань. Во второй половине XIX века село относилось к Сережанской волости Вяземского уезда. Сережань – одно из древнейших сел Сафоновского края. В конце XVI века оно было уже центром волости Вяземского уезда. По данным 1859 г., в селе 11 дворов, 83 жителя (Список населенных мест Смоленской губернии по сведениям 1859 года. СПб. 1868. С. 122). По данным 1904 г., в Сережани находились земская и церковно-приходская мужская школы. Здесь же размещалась вольная пожарная дружина. Ярмарки проводились в Семик (седьмая пятница по Пасхе) и в Рождество Пресвятой Богородицы. В селе было 10 дворов и 23 жителя (Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск. 1904. С. 94.). В селе Сережань в 1690 г. вотчинник А.К. Быков поставил деревянную церковь Рождества Богородицы. Каменный храм устроен в 1780 г. майором Михаилом Авдеевичем Радищевым. Престолов четыре: в настоящем – холодный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах – теплые – святого Николая Чудотворца, святой мученицы Параскевы и святой иконы Божией Матери Одигитрии. Последний придел устроен в 1835 г. поручиком Василием Ивановичем Мергасовым. Прихожан в 32 селениях, отстоящих в 1-8 верстах, 1838 м.п. и 1962 ж.п. (Адрес-календарь Смоленской епархии. Вязьма и уезд//Смоленские епархиальные ведомости. 1898. С. 187.).

http://sobory.ru/article/?object=19053

Иоасаф, епископ Тверской и Кашинский (Заболотский Иван) Родился в 1744 году в селе Заболотье Владимирской губернии. Первоначально учился в Новгородской духовной семинарии. Затем, как лучший ученик, был послан в Троицкую лаврскую духовную семинарию, по окончании курса которой назначен учителем Новгородской духовной семинарии. В 1774 году принял монашество и исполнял должность проповедника в Московской духовной академии. В 1755 году назначен игуменом Крестовоздвиженского монастыря в Москве. С 1777 года – законоучитель при Академии художеств. 1 февраля 1778 года возведен в сан архимандрита Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни. С 1780 года – член Святейшего Синода. 16 мая 1782 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 22 сентября 1783 года – епископ Тверской и Кашинский. 30 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 13 февраля 1788 года. Погребен в Тверском Желтиковом Успенском монастыре. Архиепископ Иоасаф известен как обличитель раскола. Труды: О действии мужества в день святого великого князя Александра Невского. О том, что не надо бояться смерти. На день тезоименитства великого князя Александра Павловича. В день обретения мощей преподобного Сергия, Во вторую неделю Великого поста. На Новый год. Поучительные слова, сказанные при высочайшем дворе. Поучения и речи, сказанные на пиршестве Екатерины II в 1787 году. Литература: Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 155–160. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь. 1859. – С. 138. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1414, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 145. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 213, 271, 445, 607.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Использованная литература Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. В 12 т. – Издание Императорской С-Петербургской Духовной Академии, 1895–1906. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския. В 7 т. – Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1900–1902. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольского. В 2 ч. – Санкт-Петербург, 1912. Творения святого Григория Нисского . В 8 ч. – М., 1862–1872. Матфей Властарь. Алфавитная синтагма Матфея Властаря . – М., 1892. Творения преподобного Исидора Пелусиота /Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 34–36. – М., 1859. Творения святаго Кирилла Александрийского . В 11 т. – М., 1887–1898. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/Пер., вступ. ст. и комм. А.И. Сидорова . – М.: Мартис, 1994. Преподобного отца нашего Исаака Сирина Слова подвижнические. – М.: Лепта-книга, 2007. Синезий Киренский. О царстве/Пер. М.В. Левченко//Византийский временник. 1953. Т. 6. Книга Правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. – М., Синодальная типография, 1893. Афанасий Великий , свт. Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской, подвизавшейся в IV веке. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. Благолюбие. Т. 1–4. – М.: Из-во Братства во имя Святой Троицы, 2010. Святой Дионисий Ареопагит . Собрание творений. В 6 т. – СПб.: Алетейя, 2001. Марк Исповедник, прп. О законе духовном//Добротолюбие. Т. 1. – М., 1990. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея , душеполезные по учения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка, ю-е изд. – Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1913. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина . Точное изложение православной веры . – СПб., 1894. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. – Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Павел Владимирович (2.02.1859, С.-Петербург - 13.09.1918, Петроград), рус. историк-византинист, прозаик, публицист. Один из ближайших сотрудников В. Г. Васильевского . Сын экономиста акад. В. П. Безобразова и писательницы Е. Д. Безобразовой; двоюродный племянник М. А. Бакунина. После окончания историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та (1883) был командирован ИППО в Турцию, Грецию, Италию и Францию для ознакомления и работы над греч. рукописями. С 1887 г. приват-доцент Московского ун-та. В 1890 г. за дис. «Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл» (ЧОИДР. 1889. 4; отд. отт. М., 1890) получил степень магистра всеобщей истории. Написал и в 1894 г. опубликовал биографию С. М. Соловьёва (Б. был женат на его дочери). В 1908-1913 гг. архивариус канцелярии Гос. думы. Профессор (1918) Петроградского ун-та. В работах по внутренней истории Византии (Материалы для истории Византийской империи. 1887-1889) Б. доказывал, что наряду с общинной собственностью (т. зр. Васильевского) существовала и собственность крестьянина на отведенную ему полосу (тем самым Б. подготовил появление концепции Б. А. Панченко ). Б. занимался также вопросами истории визант. культуры в различных ее аспектах (Византийская Мессалина//Наблюдатель. 1889. Кн. 9; Черты византийских нравов и культуры//Там же. 1890. Кн. 8-9 и др.), исследованием греч. житий (прп. Антония Великого, прп. Ипатия, игум. Руфинианского, Кирилла Скифопольского, прп. Пахомия Великого и прп. Паисия Великого). Участвовал в работе по подготовке к печати трудов еп. Порфирия (Успенского) (Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского): В 2 т./Изд. Имп. АН под ред. П. В. Безобразова. СПб., 1910). В 1916 г. подготовил перевод «Истории» Льва Диакона (к-рый не был издан; об этом см. в обзоре Тункиной И. В. в ст.: В. В. Латышев: жизнь и ученые труды (по материалам рукописного наследия)//Рукописное наследие русских византинистов. СПб., 1999. С. 213-214). Стремясь к распространению исторических знаний, писал научно-популярные очерки, повести и исторические романы, открывшие для широкого рус. читателя Византию (Византийский царь на Московском престоле//ИВ. 1889. 5-6 и др.). Выступал с публичными лекциями о состоянии образования и положении женщин в России.

http://pravenc.ru/text/77814.html

Павел (Доброхотов Прокопий Нилович), еп. Олонецкий и Петрозаводский Родился I июня 1807 года в семье священника с.Большой- Ламовицы, Тамбовской епархии. (У Родосского «Словарь воспитан. СПБ дух. акад.» на стр.337 ошибочно указан год рождения 1814-й. См. «Приб. к «ЦВ» 1900., 20, стр.798). В 1833 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1837 году – СПБ духовную академию и определен учителем Литовской духовной семинарии. 15 декабря того же года утвержден в степени магистра богословия и профессора. 2 ноября 1847 года пострижен в монашество, 8 ноября рукоположен во иеродиакона, а 9 ноября – во иеромонаха. 15 июля 1849 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря. 21 августа 1851 года – ректор Рижской семинарии. 15 декабря 1855 года – ректор Екатеринославской духовной семинарии. 29 января 1859 года – ректор Могилевской духовной семинарии и настоятель Могилево-Братского монастыря. 23 апр.1863 года – ректор Вятской духовной семинарии. 21 августа 1866 года хиротонисан во епископа Вологодского. С 7 июля 1869 года – епископ Псковский и Порховский. С 23 января 1882 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1887 году праздновал свой 50-летний юбилей служения Церкви Божией в священном сане. В 1891 году – 25-летие в епископском сане. 21 октября 1897 года уволен на покой и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря. Скончался 23 апреля 1900 года, 93-х лет от роду. Духовный писатель, археолог, ценитель и собиратель древностей. Его имя тесно связано с историческим и достопамятным событием воссоединения униатов с православием в Западном крае в1839 году, так как начало его деятельности относится к этомувремени. По национальности русский, с отличными дарованиями и прекрасным богословским образованием, он всецело отдался этому великомуделу, когда оно еще начиналось и был одним из сподвижников и сотрудников митрополита Иосифа (Семашко) . Сначала в качестве наставника, новой тогда в Литве, духовной семинарии, а затем, по принятии монашества, в которое пострижен самим митрополитом Иосифом, в качестве начальника духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Санкт-Петербург. Домовая церковь Павла Исповедника при Военно-морской академии. Бывшая домовая церковь при Морском кадетском корпусе Домовая церковь. Действует.   Престолы: Павла Исповедника Год постройки:Между 1796 и 1798. Архитектор:Ф.И. Волков Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 17 Координаты: 59.934747, 30.278948 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Домовой храм был устроен в здании при его перестройке для Морского корпуса по проекту архитектора Ф.И. Волкова в 1796-1798г. Храм освятили во имя св. Пала Исповедника в 1797 г., когда Морской кадетский корпус был переведен из Кронштадта в Петербург. Своды были расписаны будущим зодчим А.Н. Воронихиным. На южной и северной стенах храма располагались мраморные доски с именами воспитанников во всех чинах, погибших в войнах с 1790 по 1859 г. В 1913 г. в церкви поместили витраж «Спаситель укрощает бурю на море». В храм хранились различные святыни, привезенные моряками - выпускниками корпуса из разных стран, в том числе из Палестины и Иерусалима. Церковь была закрыта в 1918 г, позднее помещение капитально перестроено. Информация: Длужневская Г.В. Утраченные храмы Петербурга. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. Крюковских А.П. Петербургские храмы. – СПб.: «Паритет», 2008 Восстановление домовой церкви на историческом месте – над кабинетом адмирала И. Ф. Крузенштерна, бывшего директором Морского корпуса в 1827-1842 гг., началось в 2008 г. По просьбе флотской общественности храм получил второе название - во имя святого праведного воина Федора Ушакова. 28 мая 2010 г. в храме состоялся молебен, посвященный окончанию ремонтных работ. Храм приписан к гарнизонной Свято-Троицкой церкви в Красном Селе. По материалам сайта drevo-info.ru Церковь находится в здании корпуса, на набережной Васильевского острова, между 11 и 12 линиями. Она начата постройкою в 1794 г. в здании Морского кадетского корпуса, бывшего тогда корпусом чужестранных единоверцев, а окончена в 1797 г., когда в это здание переведен из Кронштадта морской кадетский корпус. На окончательную отделку храма употреблено 7 718 руб., испрошенных корпусным начальством от казны.

http://sobory.ru/article/?object=11091

Симеон, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский В 1295 году (по другим источникам, в 1297 году) хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского митрополитом Киевским и всея Руси Максимом († 1305). В 1299 году митрополит Максим из-за частых набегов татар вынужден был оставить Киев и переселиться во Владимир со всем своим клиром. Здесь он, подобно предшественнику своему, сам сел на стол во Владимире, а епископа Владимирского Симеона посадил в Ростове. Это было только личное переселение митрополита Максима во Владимир, совершенно похожее на бывшее ранее переселение митрополита Кирилла († 1281), а не перенесение самой митрополичьей кафедры, которая по-прежнему оставалась в Киеве. С 1299 года – епископ Ростовский, Ярославский и Угличский. В 1300 году сопровождал митрополита Максима в Новгород, где 29 июня участвовал с ним в рукоположении Феоктиста в архиепископа Новгородского († 1310; память 23 декабря/5 января, 23 января/5 февраля). В 1311 году уволен на покой. В 1314 году скончался в городе Суздале. Литература: Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. – Ярославль, 1861. – С. 15. Нил (Исакович) , архиепископ. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. – С. 81. Титов А. А. Ростовская иерархия (материалы для истории Русской Церкви). – М., 1890. – С. 32–33. Титов А. А. Суздальская иерархия (материалы для истории Русской Церкви). – М., 1892, вып. 4. – С. 26–27. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 14, 111. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1853, 1859. – С. 346–348, 674–679. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 330, 653. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010