1841 . Погодин П. Обзор источников по истории осады и взятия Византии турками в 1453 г//ЖМНП. – 1889. – Ч. 264. – Август. – С. 205–258. 1842 . Подосинов А. В. Картография в Византии (К постановке вопроса)//ВВ. – 1993. – Т 54. – С. 43–48. 1843 . Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237)/Пер. с нем. А. В. Назаренко, под ред. К. К. Акентьева. – СПб.: Византинороссика, 1996 (Subsidia Byzantinorossica, 1). – ХХ, 572 с. 1844 . Покровский М. Греки в Италии и возрождение платоновской философии//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1914. – Вып. 4. – С. 220–248. 1845 . Покровский М. Симеон, царь болгарский. Четвертый крестовый поход и Латинская империя//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 223–248, 602–621. 1846 . Покровский М. Турки в Европе и падение Византии//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1914. – Вып. 3. – С. 553–580. 1847 . Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. – СПб., 1892. – 408 с. (М., 2001). 1848 . Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. – СПб., 1999. 1849 . Покровский Н. В. Памятники христианской архитектуры//Очерки памятников христианского искусства. – СПб.: Лига Плюс, 2000. – С. 331–412. 1850 . Покровский Н. В. Происхождение древнехристианской базилики. Церковно-археологическое исследование. – СПб., 1880. – 212 с., 10 табл. 1851 . Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. – Пг, 1916. – 226 с. 1852 . Полевой В. М. Искусство Греции. – М., 1973. – Т. 2: Средние века. – 350 с., илл. 1853 . Половой Н. Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии (Сравнительный анализ русских и византийских источников)//ВВ. – 1961. – Т. 18. – С. 65–104. 1854 . Половой Н. Я. О дате второго похода Игоря на греков и поход русских на Бердаа//ВВ. – 1958. – Т 14. – С. 138–147.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 Литература по вопросу о целесообразности в природе чрезвычайно обширна и разнообразна на всех языках. На русском языке заслуживают внимания след. сочинения: „Бог в природе“ Гартвига (перевод. с немецк.). 1866г. – „Бог и природа“ Ульрици (перев. с немецк.). 1867г. – „Логические исследования“ Трендельбурга. М. 1868г. – „О конечных причинах“. Письма Протоиерея Голубинского и Левитского. Твор. Св. Отц. 1847. 1852 и 1854. „Телеологическая идея и материализм“. Прав. Обозр. 1877г. 30 Гл. III. Смотри также статью проф. Голубинского: «О соотношении земного шара с условиями жизни». – Прав. Обозр. 1878, кн. XI. 33 Kritik der pract. Vernunfl. S. 261–267. См. Кудрявцева: „Религия, ее сущность и происхождение“. 34 Литература по вопросу о материализме и в частности о духовности души чрезвычайно обширна. Здесь могут быть указаны только некоторые наиболее доступные сочинения: Геттингер – «Апология Христианства». Пер. с немец. Спб. 1873г.; Ульрици – «Тело и душа». Перев. с немец. 1869г.; Поль-Жане – «Мозг и мысль». Перев. с франц. 1868г.; Жантили – «Атеизм». Перев. с франц. 1873г.; Линге – «История материализма»; Фабри – «Письма против материализма». Перев. с немец. Спб. 1867г. Жанэ – «Современный материализм в Германии». Перев. с франц. Спб. 1868г.; Ludewig – «Geist und Stoff» 1881. «Самостоятельное начало душевных явлений.·– Русск. Вестн. 1870г.; Рождественский – «Материализм Бюхнера». Спб. 1868г. Много статей в Прав. Обозр. за 1863, 1877 и др. годы. 37 Излагая критику материализма, мы, во избежание всяких недоразумений, будем говорить исключительно словами самих естествоиспытателей и притом таких, компетентность которых наиболее известна. 39 См. статью: „Научное исследование так называемого чуда в Буадэне“. Журн. Знание. 1875г., кн. 6. 45 Смотри соч. Фадри: „письма против материализма“, перев. Рудакова. Спб. 1870. Статью: „о древности человеческого рода“. 49 Из многочисленных сочинений по означенному вопросу могут быть указаны: Arnold: „Die Unsterblichkeit der Seele“. 1870. Fabri: „Zeit und Ewigkeit“. Teuchmuller: „Uber die Unsterblichkeit der Seele“. 1874. „Происхождение и бессмертие человеческой души“ (Христ. Чт. 1864). „Какое бессмертие дорого для человека“ (Христ. Чт. 1876. Янв.). „ О происхождении верований в будущую жизнь“ (Христ. Чт. 1876. Январь). Чистович: „Классический мир и христианство в отношении к идее бессмертия“. Митрофана, монаха Коневского монастыря: „Как живут наши умершие и как будем мы жить по смерти“. „ Конечная цель жизни“ (Прав. Обозрение. 1877 и 1878 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Лит.: Калайдович К. Ф. Биогр. сведения о жизни, ученых трудах и собрании российских древностей гр. А. И. Мусина-Пушкина//Зап. и тр. ОИДР. М., 1824. Ч. 2. Отд. 2. С. 3-48; Евгений (Болховитинов), митр. Словарь рус. светских писателей. М., 1845. Т. 2; Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Русской земли. СПб., 1847. Ч. 2. С. 451-471; Стоюнин В. Я. Тр. Вольного рос. собрания, бывшего при Моск. ун-те//ЖМНП. 1854. Ч. 84. Отд. 5. 10. С. 1-18; 11. С. 19-42; Сушков Н. В. Моск. университетский благородный пансион и воспитанники Моск. ун-та, гимназий его, Университетского благородного пансиона и Дружеского общества. М., 1858; Барсуков Н. П. Объяснительный указ. к Дневнику А. В. Храповицкого//Дневник А. В. Храповицкого. СПб., 1874. С. 535-542; Сухомлинов М. И. История Рос. академии. СПб., 1885. Вып. 7; Барсов Т. В. Свят. Синод в его прошлом. СПб., 1896; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Свят. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 19002; Мусин-Пушкин С. А. Очерки Моложского у. Ярославль, 1902; Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митр. Новгородский и С.-Петербургский: (1730-1801). Пг., 1916. С. 384-385; Филиппов А. Н. Каталог членов и обер-прокуроров Свят. Правит. Синода за XVIII в. М., 1916; он же. Члены Свят. Синода и обер-прокуроры 1721-1799 гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Смесь. С. 56-89; Светлов Л. Б. «Общество любителей российской учености» при Моск. ун-те//ИА. 1950. Т. 5. С. 300-322; Лихачев Д. С. История подготовки к печати ркп. «Слова о полку Игореве» в кон. XVIII в.//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 66-89; Дмитриев Л. А. История первого издания «Слова о полку Игореве». М.; Л., 1960; он же. Первые издатели «Слова»//Вестн. АН СССР. 1976. 4. С. 97-103; Творогов О. В. К вопросу о датировке Мусин-Пушкинского сб. со «Словом о полку Игореве»//ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 137-164; он же. История открытия «Слова»//Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 2. С. 318-320; он же. Мусин-Пушкинский сб.//Там же. Т. 3. С. 287-291; Моисеева Г. Н. А. И. Мусин-Пушкин - издатель древнерус. памятников//Книга в России до сер.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

В 1850 г. Б. и Ильминский составили проект улучшения постановки миссии среди инородцев, благодаря к-рому в КазДА по указу Синода от 18 мая 1854 г. были открыты миссионерские отд-ния, в т. ч. противобуддийское. Б. преподавал монг. и калм. языки, буддийское учение с противобуддийской полемикой, миссионерскую педагогику. На занятиях особое внимание он уделял изложению философии и вероучения буддизма. По поручению РГО Б. перевел и откомментировал калм. эпос «Джангар» (Вестн. РГО. 1854. Ч. 12), через 2 года был издан составленный им по монг. рукописям «Курс буддийского учения» (Вестн. РГО. 1856. Ч. 17. 3. С. 155-208). 23 дек. 1854 г. Б. был избран членом-корреспондентом Археологического общества . После перевода Восточного разряда из Казанского ун-та в С.-Петербургский Б. покинул Казань и 1 июня 1855 г. поступил на должность попечителя киргизов в Орской крепости, выполнял переводческую работу. Затем был назначен советником счетного отд-ния Оренбургской пограничной комиссии. Спустя нек-рое время ученый попытался вернуться в Казань, но заболел и через 2 месяца скончался. В судьбе семьи Б. приняли участие его друзья Ильминский и И. Я. Порфирьев. Соч.: Грамматика монг. языка. Каз., 1849; Мат-лы для статистики Иркутска//Иркутские ГВ. 1859. 49; Очерк религ. состояния калмыков//ПО. 1865. 7. С. 335-352; 8. С. 495-510; Синтетическое изложение довода бытия Божия//С.-Петербургский вестн. 1865. 42, 43; Памятники монг. квадратного письма/С доп. В. В. Григорьева. СПб., 1871; Граматы вдовы Драма-Баловой и Буянтухана//Изв. Археол. об-ва. 1872. Ч. 16. Лит.: Савельев П. С. Восточная литература и рус. ориенталисты//РВ. 1856. 8; Загоскин М. Н. Восп. об А. А. Бобровникове//Сиб. вестн. 1865. 42, 43; Ильминский Н. И. Восп. об А. А. Бобровникове//Учен. зап. Имп. Казанского ун-та. 1865. Т. 1. С. 417-451; он же. А. А. Бобровников: [Некролог]//ПО. 1865. 5. С. 40 (2-я паг.); Семёнов С. , свящ. Слово при погребении//Там же. С. 41-44; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования: (1842-1870). Каз., 1892. Т. 2. С. 75-79, 329-345, 480-485; Яковлев И. Я. Моя жизнь. М., 1997. С. 167-168, 207-208.

http://pravenc.ru/text/149425.html

сверял 4-е издание догматического богословия Антония с 3-м и указал опечатки. В 1853 г. был в числе членов Комиссии для составления описи библиотеки Ал. невской лавры; в 1855 г. напечатал соч. «Очерк истории правосл. церкви на Волыни». – Архангельский в 1854 г. рассматривал русскую грамматику в вопросах и ответах свящ. Ф. Флоровского, (за смертию прот. Кочетова, которому первоначально поручено было рассмотрение), и сделал неодобрительный отзыв. Тогда же рассматривал книгу Готтеса «основание всеобщей словесности и происхождение русского языка» и рекомендовал приобрести ее в библиотеку. – Красносельский в 1854 г. рассматривал зоологию Симашко и «материалы для минералогии России» Кокшарова и одобрил обе книги для приобретения в библиотеку; в 1856–57 г. – соч. Жуковского «сельско-хозяйственная архитектура», Куторги «Геогностическую карту спб. губернии», Гроссмана «Механик земледелец» и арифметику Беликова: из них в первом сочинении нашел много неясного, так как еще одна часть только была издана; в 60-х годах – арифметики Бордоноса и Воленса, последнюю одобрил, как хорошее пособие; свидетельствовал физические инструменты для разных семинарий. – Шавров в 1854 г. – книгу Данского «Правила русской словесности» и Охотина «учебник русской словесности» и рекомендовал к приобретению в библиотеку; в 1860 г. издал брошюру о митр. Григории, в 1861 г. соч. «О 3-й книге Ездры. Опыт исследования о книгах апокрифических». – Павел архим. в 1857 г. напечатал свое сочинение: «О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви». – Травлинский рассматривал руководство ко всеобщей истории Шульгина в 1856 г., но не представил отзыва, который сделал в следующем году иером. Феогност, признав книгу «важным пособием для наставника, но не для классического употребления». Феогност так же рассматривал и одобрил в 1856 г. Рудакова священную историю и историю христианской правосл. церкви. – Брандт в 1860 г. рассм. две немецкие грамматики – Эльснера и Кизеветтера. – Толмачев в 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

258 Евсевий. Церковная история. СПб., 1858. Кн. VI. Гл. 3, 6. Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1. СПб., 1882. С. 49–50. 261 Siegfried C. Philo von Alexandria als Ausleger des Alten Testaments. Jena, 1875. Монографии общего характера: Biet, ab. Essai historique et critique sur 1 " ecole juive d " Alexandrie. Paris, 1854. Dahne A. Geschichtliche Darstellung der judisch-alexandrinische Religions philosophie. Halle, 1831 и многие другие. 262 Об александрийской христианской школе толкования Св. Писания см.: Kingsley P. Alexandria and her Schools. London, 1854. Из старых: Guericke З. De Schola quae Alexandriae floruit... Halle. 1824; Hasselbach C. De Schola quae in Aegypts floruit, Alexandriae catechetica... Stettin, 1826. 265 Об антиохийской школе толкования Свящ. Писания см.: Kihn H. Die antiochenische Schule. Ingolstadt, 1866; Hergenrother P. Die Antiochenische Schule und ihre Bedeutung auf exegetischen Gebiete. Wurzburg, 1866. Классический труд по этому вопросу: Kihn H. Die Bedeutung der Antiochenischen Schule auf dem exegetischen Gebiete. Weissenburg, 1867. 266 Разумею Vigouroux F. Dictionnaire de la Bible в пяти томах. В этом словаре – которым я беззастенчиво, между прочим, пользуюсь – науки без конца, но сушь такая, что задохнуться можно. Для души ничего не дает, хотя любопытство может и хорошо удовлетворять. То же можно сказать и обо всех толковательных трудах и сочинениях по Свящ. Писанию, как иностранных, так даже и русских. 268 Цитирую по проф. Юнгерову. Частное историке-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Вып. 1. Казань, 1907. С. 141. 269 См. указатель этих трудов у Вигуру: «Dominicams... Franciscains... [Travaux des] sur les Saintes Ecritures» (т. е. труды доминиканцев, францисканцев по изучению Свящ. Писания 272 В вавилонских иудейских школах Книгу Руфь и Плач считали за отдельные книги, т. е. всех книг насчитывали 24. 274 Книгочии – т. е. те, у которых в книги очи направлены, , от глагола «шатар», писать. Из сопоставления с арабскими и сиро-халдейскими корнями видно, что речь здесь идет о евреях, хорошо знавших письмо и счет и потому занимавших место начальников. См. Юнгеров П. Общее историко-критическое введение... С. 12; Gesenius W. Hebraisches und Chaldaisches Handworterbuch...; Mangenot E. «Ecriture Hebraique», 1, 2/Vigouroux F. Dictionnaire... T. 2. Col. 1575 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

с, которое в 1852 г. дозволено выдавать вперед за треть. По представлению киевской дух. академии в 1854 г., Дух. уч. управление признало справедливым назначить нормальное количество квартирного пособия, чтобы в равной мере давать его служащим. Затребованы были соображения от правления спб. семинарии, которое ответило, что 1/4 часть жалованья можно признать нормальным количеством квартирного пособия для семин. наставников. Но такое пособие не всем выдавалось и после этого, а по особым уважениям. Так, Певницкому в 1854 г. правление отказало, «приняв во внимание его службу (около 5 лет) и существующие постановления – 1818 г.» (хотя были и позднейшие, см. стр. 199); Ловягин же и Красносельский, по выходе из лавры в 1857 г., получили квартирное пособие, хотя первый был в спб. семинарии менее года. Бобрикову в 1858 г., по вниманию к 13-ти летней службе, исходатайствовано квартирное пособие. В 1860 г. оно еще назначено Георгиевскому (по оставлении им секретарства) и Евдокимову. В 1857 году было особое предписание Дух. уч. управления о том, чтобы назначать квартирные пособия из дух. -учебных капиталов только в самых крайних случаях, если не имеется экономических сумм, ни наличных, ни в билетах государственных кредитных учреждений. В 1859 у. последовал запрос о расходах наставников на наем квартир и о количестве семейств их. Оказалось, что платили за квартиру от 180 р. (Нищинский – 5 чел. семейства) до 650 р. (Бобриков – 8 чел. семейства). С построением двух флигелей при семинарии, в них отводились казенные квартиры наставникам, хотя не всем; некоторым, более заслуженным, но жившим на своих квартирах, продолжали выдавать квартирное пособие в 100 руб. (напр. Савваитову, Бобрикову). Другие денежные пособия, награды и добавочные оклады выдавались или за усердную и долговременную службу, или по вниманию к особым обстоятельствам, на основании прошений, а также за исправление вакантных должностей и за посторонние труды, по поручению начальства. В 1846 г. проф. Боголюбов писал на имя правления, что «13-й год занимается преподаванием различных предметов, из коих некоторые весьма недостаточно обработаны в ученом отношении и требуют со стороны преподавателя особых трудов и усилий, между тем оклад его с квартирными (529 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1250 «Constitut. Apostol» Lib. III, cap. XVI. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom I, col. 797. «Апостольск. Пост.» в русск. перев. стр. 117. 1252 Ипполит. can. XIX; cp. Constitut. Eccles. Ephiop. n. 46. Bunsen, «Analocta ante-Nicaena " Vol. II, Lond. 1854. p. 467–468. 1253 Климент Ал. «Liber quis dives salvetur» n. XLII. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. IX, col. 648: δ πρεσβτερος ναλαβν... νεανσκον, τρεψε... τ τελευταον φτισε. Κα μετα τοτο φκε τς πλονας πιμελας κα παραφυλακς, ς τ τελον ατ φυλακτριον πιστσας τν σφραγδα το Κιρου. 1254 Климент Ал. «Stromat». Lib II, cap. III, n. LX. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. VIII, col. 941. «’’ Ωστε οδ βπτισμα τι ελγον οδ μακαρα σφραγς». 1257 Киприан. «Epist. LXXIII ad Jubajan». Curs. Compl Patrol. Ser. Lat. Тот. III, col. 1115; «Творения Киприана» в русск. перев, ч. 1, стр. 286. 1258 Анонимы, пис. «De baptismo baoretic.» cap. III, Curs. Compl. Patrol, ibid., col. 1187, «Per manus impositionem episcopi dalur unicuique credenti Spirilus sanctus». 1260 Тертуллиан. «De baptismo». cap. VII et VIII. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. I, col. 1206; в русск. перев. Творения Тертул, ч, II, СПб. 1847 г. стр. 12, 1264 Тертуллиан, «De Baptism» cap. VII и VIII. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom I. col. 1206–1209; в русск. пер. Карнеева, ч. II, СПб. 1847, стр. 11–12 (гл.. VI и VII). 1265 Тертуллиан De praescript. adv. haeret. cap. LX, Curs. Compl. Patrol, Ser Lat. Tom. II. col. 54–55: в русск. пер. Карнеева, ч. 1. СПб. 1847, стр. 186–187. 1266 «Ср. Constitut. Apostol.» Lib. VII cap. XLIV, Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom 1, col. 1045, Ипполит; can 46. Bungen. Analecla ante-Nicaena Vol. II. pag. 468. 1269 Тертуллиан. «De resuvrectione cornis», cap VIII. Curs. Compi. Patrol Ser. Lat. Tom. II, col. 806. Caro abluítur, ut anima emaculetur; caro ungitur, ut anima consacretur; caro signatur. ut et anima muniatur; caro manus impositione adumbratur, ut el anima spiritu illuminetur; caro corpore et sanguine Christi veseitur, ut et anima, Deo saginetur». Ср. в русск. перев. Карнеева ч. III, СПб. 1850 г. стр. 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1810–1881) – выдающийся врач-хирург, педагог, с 1856 по 1861 г. занимал пост попечителя Одесского округа; член-корреспондент Петербургской АН (1846). Участник Севастопольской обороны (1854–1855), франко-прусской (1870–1871) и русско-турецких (1877–1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций. Хирург мирового класса как практик и как ученый. Издал множество чрезвычайно полезных анатомических атласов и пособий. Мировую известность получил, в частности, атлас Пирогова «Топографическая анатомия» (Т. 1–4. 1851–1854). Помимо врачебной практики, научной и педагогической деятельности находил возможность заниматься административной и общественной деятельностью. Вел борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование. Статья «Вопросы жизни», посвященная в особенности воспитанию, вызвала оживленные толки в обществе и в высших сферах, что привело к назначению П. на пост попечителя сначала одесского, затем киевского учебного округа. На этом посту П. не только отличался полнейшею веротерпимостью, но заботился о справедливом отношении и уважении ко всем народностям, входящим в состав обоих округов (см. его ст. «Талмуд-Тора», Одесса, 1858). В 1861 г. П. должен был оставить пост попечителя; ему был поручен надзор за молодыми учеными, отправленными при А.В. Головнине за границу, для подготовки к профессорским кафедрам. Со вступлением на пост министра народного просвещения гр. Д.А. Толстого П. оставил педагогическую деятельность, поселился в своем имении Вишня, Подольской губ., где и умер. Как педагог, П. является поборником общего гуманитарного образования, необходимого для каждого человека. Школа, по его мнению, должна видеть в ученике прежде всего человека и потому не прибегать к таким мерам, которые оскорбляют его достоинство (розги и т. п.). Вера в высшее существо как источник жизни, во вселенский разум, разлитый повсюду, не противоречит, в глазах П., научным убеждениям. Вселенная представляется ему разумной, деятельность сил ее – осмысленной и целесообразной, человеческое «я» – не продуктом химических и гистологических элементов, а олицетворением общего вселенского разума. Постоянное проявление мировой мысли во Вселенной тем непреложнее для П., что все проявляющееся в нашем уме, все изобретенное им уже существует в мировой мысли. Дневник и педагогические сочинения П. изданы в СПб. в 1887 г. См.: Малис. П., его жизнь и научно-общественная деятельность. СПб., 1893; Добросмыслов Д. Философия П. по его «Дневнику»//Вера и разум. 1893. 6, 7–9; Пясковский Η. П. как психолог, философ и богослов//Вопросы философии. 1893. Кн. 16; Бертенсон И. О нравственном мировоззрении П.//Русская старина. 1885. N° 1; Стоюнин. Педагогические задачи П.//Ист. вестн. 1885. 4, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1854 г. была выслана программа нравственного богословия, составленная в моск. дух. академии, с поручением заявить, на основании опыта, если нужно сделать в ней те или другие изменения. Программу рассматривал ректор семинарии Иоанникий, указал в ней некоторые пробелы и пропуски нужных сведений, но признал полезной семинариям «для соображеиий и пособия». В сущности, программа эта не представляла значительных особенностей сравнительно с вышеизложенной, так же как и программа – только более обстоятельная и широкая, по которой составлены впоследствии печатные руководства, напр. ректора Владимир. семинарии (впоследствии архиеп. костромского) Платона (Фивейского) , в 1854 г., или профессора богословия в спб. университет, прот. Солярского: «Записки по нравственному богословию» в 3-х частях (1860–1864 г.), которые и сделались главным пособием для преподавателя 255 . Пастырское богословие, вместе с собеседовательным, на основании правил 1840 г. (§ 1), требовалось «в особенности приспособить к обязанностям сельского священника. » С этого времени, как известно, «приготовление пастырей к практическому наставлению паствы составляло предмет особенной заботливости св. Синода» 256 . С 40-х годов заведены были в церквах так называемые катехизические беседы, или объяснение катехизиса народу, применительно к его простым понятиям; предписано делать наставление неграмотных в главнейших молитвах и заповедях, посредством громкого чтения их в церквах после литургии; поощрялось открытие духовенством первоначальных школе для детей поселян 257 . Все это нужно было иметь в виду, в особенности при преподавании означенных наук. Кроме основной книги «О должностях пресвитеров», в 40-х годах пособием для наставника была книга Стурдзы, напечатанная по предписанию св. Синода: «Письма о должностях священного сана»; затем в 1851 г. вышло «Пастырское богословие» Антония (Амфитеатрова) , а в 1853 г. «Пастырское богословие» архиеп. Кирилла (Наумова) , профессора спб. академии, за которое он удостоен степени доктора богословия. Существенное содержание всех конспектов, это – указание обязанностей священника, как учителя, священнослужителя и пастыря душ; но в разные конспекты вносятся и некоторые другие вопросы, напр. о происхождении и истории священства, как в соч. Кирилла, о качествах кандидата священства и личных качествах священника, как гражданина, подчиненного и т. п. (по Антонию).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010