в моей книжке «Сошествие Святого Духа»). В прощальной беседе Своей с Апостолами Христос, видя колебания их веры, сказал: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит... то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16, 12–13; 15, 26 ). И слова Его вполне оправдались; только Сошествие на Апостолов Святого Духа рассеяло все их сомнения и поселило в них ничем непоколебимое убеждение в том, что Христос воистину Сын Божий. Но Апостолам препятствовало дойти до такого убеждения лжеучение современных им книжников и фарисеев о том, что обещанный Мессия будет воинственным царем, который покорит евреям весь мир и будет царствовать вечно. Это лжеучение пустило такие глубокие корни в умах и сердцах современных Христу евреев, что отрешиться от него не могли даже Апостолы. Личность же Иисуса Христа не только не отвечала мечтаниям еврейским о Мессии, но даже резко противоречила им, потому-то евреи и не признали Его Мессией. И вот, чтобы освободить Апостолов от гнета этого лжеучения, потребовалась чрезвычайная мера: Сошествие на них Святого Духа. И тогда мгновенно спала с их глаз завеса, сотканная лжеучением книжников и скрывавшая от их взоров Божественный Лик Христа – Сына Божия; и тогда они поняли все: Дух Святой наставил их на всякую истину. Да, лжеучение еврейских книжников мешало Апостолам понять Христа. Для нас же, не зараженных этим лжеучением, препятствий к пониманию Христа нет. Христос говорил, что Он – Сын Божий, равный Отцу. Но правду ли Он говорил? Если Он говорил неправду, то был или обманщиком, или сумасшедшим (да простит мне Господь вынужденное произнесение этих ужасных слов!). Спрошу у всех, даже неверующих: можно ли считать обманщиком безгрешного, правдивого во всем Христа, Которого все признают недосягаемым для людей Образцом совершенства? Перед Его высочайшей нравственностью вообще, перед Его идеальной честностью, правдивостью, беспредельной добротой, безграничной любовью к людям, кротостью и смирением преклоняются даже неверующие в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Всякий сведущий в Св. Писании знает, что когда Христос призвал учеников следовать за Ним, то до Его распятия и воскресения они предполагали, что Его царство наступит, когда Он в последний раз войдет в Иерусалим ( Лук. 19:11; 24:21 ). Затем, после Воскресения, они тоже предполагали, что буквально вот-вот наступит Царство Божье. По этой причине они спрашивали Христа, когда именно будет Его пришествие. Они это делали до вознесения Христа и сошествия Святого Духа ( Матф. 24:3 ; Деян. 1:6 ). В этом нет ничего предосудительного. На их вопросы Христос отвечал: «Не ваше дело знать времена и сроки» ( Деян. 1:6–7 ). Поэтому после вознесения Иисуса и сошествия Святого Духа мы находим, что они писали о последних событиях, но никогда не назначали дат, как это делают вожди Сторожевой Башни. Некоторые из учеников также предполагали, что Ап. Иоанн не умрет до пришествия Христа ( Иоан. 21:22–23 ). Но в этом тоже нет ничего предосудительного. Они так думали до сошествия Святого Духа. Но они этому не учили как истине, которая должна приниматься всеми. Сам Иоанн пишет, что Христос им так не сказал. Он указал им, во-первых, на признаки Его пришествия ( Матф. 24 ); во-вторых, на то, что они должны бодрствовать, потому что не знают, когда Он придет ( Матф. 24:42 ); в-третьих, на то, что не их дело знать времена и сроки ( Деян. 1:7 ); и, в-четвертых, на то, что они должны проповедовать Евангелие всем людям и быть Ему свидетелями ( Марк 16:15 ; Деян. 1:8 ). Что касается точного времени, Иисус предупредил учеников: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Марк 13:32 ). На вопросы, которые они спрашивали после Его смерти и воскресения, Господь ответил: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:7–8 ). Поэтому предположения и желание учеников знать, когда Христос опять придет и желать скорого наступления Царства Божия – это одно, а назначать даты на основе произвольных исчислений – совсем другое. Христос хотел, чтобы ученики ожидали Его пришествия в любое время, однако не открыл, когда это будет, и запретил им заниматься подсчетами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

А мы из истории знаем вот какой случай. Когда св. И. Златоуст был незаконно лишён епископской кафедры, то «цареградстии священннцы, отлучившеся от изгнавших св. Златоуста, и оставивше церкви, в бане народней спасительно священнодействоваша на св. Пасху» (Марг. л. 15, житие). Неужели о. Сергий скажет, что и те священники повинны клятве? А если он будет оправдывать их, то оправдает и наших священников. Вот в каком теперь он находится положении! Почтенный наш собеседник уверял вас, что апостолы могли грешить только до сошествия на них Святого Духа. Посмотрим в Писание, – так ли это. Св. Иоанн Богослов, уже после сошествия Духа Святого, говорит о себе и других христианах: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что не согрешаем, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 )... Значит, все апостолы и после сошествия Св. Духа грешили, а грех и есть ересь. В послании к галатам еп. Павел говорит: «Когда Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему; потому что он подвергся нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ними лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием» ( Гал.2:11–13 ). Вот вам и ясное доказательство, что ещё апостолы впадали в грех лицемерия, значить заблуждались. А уж если апостолы не могли устоять в святости, то епископы-то и подавно. Только один Бог верен в Своих словах. «Верно слово, говорит ап. Павел, если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас. Если мы не верны, Он пребывает – верен, ибо Себя отречься не может» ( 2Тим.2:11–13 )... Вот вам и епископы! Уж, быть может, и пошли бы мы к единоверцам, да очень уж церковь их юная, молочком пока ещё только питается, твёрдой то пищи им ещё не дают. Молятся они хорошо, крестятся истово. Но это доказывает, что в них всё ещё царствует дух раскола, и вот как разучатся креститься, как не будут уметь себя перекрестить, так и будут уж настоящие православные...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Событие сошествия Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ; Иоил.2:28 ; Ис.12:3, 44:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего». «Излию» – значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние Даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Св. Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в видениях и сновидениях. Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошествии Св. Духи на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем, в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных дарив Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке ( 1Кор. 12, 14 ). Об исполнении пророчества Иоиля в день первый по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит св. апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, увидели их говорящими на разных языках «как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 3 ), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2, 39 ). Следовательно, по мысли ап. Петра, ниспослание даров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и др. таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. ( Деян.2:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении рассказывается о том, как Дух Святой сошел на апостолов при наступлении дня Пятидесятницы (см. Деян.2:1-11 ). Ученики Христовы с надеждой и благоговением ждали обещанного Господом Утешителя, все они были единодушно вместе. В истории Церкви Христовой после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа сошествие Святого Духа и основание Святой Церкви представляются особенно знаменательными событиями. Произошло невиданное чудо, описываемое в Деяниях святых апостолов: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. Чудо было великим. Но для нас более важно то, что сошествие Святого Духа на апостолов стало источником всех других бесчисленных Божественных чудес, откровений и знамений, направляющих христиан по спасительному пути к достижению Царствия Небесного. Действие Святого Духа присутствовало и в Ветхом Завете. Мы знаем, что в ветхозаветный период тоже были проявления Его влияния, но это происходило лишь в отдельных случаях, в определенные времена. Только избранные люди удосто-ивались благодатного озарения Святого Духа для того, чтобы возвестить миру слово Божие и донести до людей Божественную волю. Но после того, как Господь наш Иисус Христос вознесся на небо и перед отшествием Своим к Небесному Отцу обещал ученикам послать Духа Истины, Который будет с ними всегда, в день Пятидесятницы Дух Святой навсегда вселился в общество людей, верующих в Искупителя. И с тех пор Церковь Христова во все времена зиждется Его нескончаемой благодатью и милостью, руководимая, сохраняемая и оберегаемая Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Эти дары дали апостолам необыкновенную смелость и умение искусно рассказывать о учении Иисуса Христа. Кроме того, необразованные рыбаки-апостолы вдруг стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Дух сошёл на них в виде огня: в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. На праздник стеклось множество иудеев со всех стран. Услышав шум огня, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. А те вышли и стали воодушевлённо рассказывать о Христе. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «Наверное, они напились сладкого вина». Но святой апостол Пётр опроверг их слова, обличив иудеев за то, что они распяли Господа Иисуса Христа на кресте. Многие, видя это чудо сошествия Святого Духа, уверовали и спросили Петра: «Что же нам делать?» Он ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа». И крестилось в тот день более трёх тысяч человек. Так зародилась Святая Церковь Христова. Она продолжает дело Божие на земле, в ней действует сила Святого Духа, посланного нам всем в утешение. В этот день — пятидесятый после Пасхи — Церковь празднует свой день рождения. Этот праздник называется у нас Пятидесятницей или Троицей. А следующий за ним понедельник — день Святого Духа. 70. Апостолы идут проповедовать веру Христову Со дня сошествия Святого Духа вера христианская, при помощи Божией, стала быстро распространяться, число верующих в Господа Иисуса Христа с каждым днем увеличивалось. Сначала апостолы проповедовали только в своих родных краях, а потом разошлись в разные страны, чтобы все народы земли узнали о Спасителе и уверовали в Него. Господь помогал им, дав им силу творить чудеса, а благодатные дары Святого Духа сделали их неустрашимыми проповедниками. Эти дары апостолы передавали через возложение рук (рукоположение)своим ученикам, а те — своим. Так до наших дней сохранилась в Церкви апостольская преемственность, и наши священники — тоже ученики учеников апостолов — получают благодать Святого Духа при рукоположении.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

7 . Дух Святой научает истинной молитве. Никто, пока не получит Духа Святого, не может молиться такою молитвою, которая истинно приятна Богу, потому что ежели кто, не имея в себе Духа Святого, начинает молиться, то душа его рассеивается в разные стороны, от одной вещи к другой, и он никак не может удержать свои мысли на одном; и притом он не знает должным образом ни самого себя, ни своих нужд, ни того, как просить и чего просить у Бога, – да и не знает, кто такой Бог. Но человек, в котором обитает Дух Святой, знает Бога, и видит, что Он есть Отец его, и знает, как приступить к Нему, и как просить, и чего просить от Него. Мысли его в молитве стройны, чисты и устремлены к одному предмету – Богу, и молитвою своею он может сделать все – даже переставить горы с места на место. Вот краткое сказание о том, что дарует Дух Святой тому, кто имеет Его в себе. И вы видите, что без помощи и содействия Духа Святого невозможно не только войти в Царство Небесное, но даже сделать шагу на пути к нему. И потому необходимо искать и просить Духа Святого и иметь Его в себе и просить Духа Святого, чтобы Он не удалялся от нас. Как можно получить или приобрести Духа Святого, посмотрим далее: Иисус Христос сказал, что «Дух Святой дышит, где хочет, и глас Его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Слова сии значат, что присутствие Святого Духа в сердце или прикосновение Его к сердцу нашему можно слышать, чувствовать и ощущать, но нельзя определить время и случаев, когда может быть Его посещение. Мы также видим, что святые апостолы получали Святого Духа от Иисуса Христа, и получали неоднократно, и во время, Им не предсказанное, которое не они сами определяли или назначали, но во время, в которое угодно было Иисусу Христу. Только торжественное Сошествие Святого Духа было им предсказано и последовало в назначенное время и в назначенном месте. Но и здесь они получили Его не за какие-либо особенные заслуги свои, недаром, чрез веру и надежду. Единодушная молитва , в которой они пребывали после Вознесения Господня до Сошествия Святого Духа, была не столько средством для получения Святого Духа, сколько приготовлением к тому. Следовательно, никто не может сказать определенно, что ты получишь Святого Духа именно тогда-то и таким-то образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Третий член Символа веры : Отношение сего члена к предыдущему; учение о сошествии с небес Сына Божия; цель этого сошествия – спасение людей, и его всеобщее значение для всех человеков, или – всеобщность искупления; от чего именно спасти человеков пришел на землю Сын Божий; учение о грехе, его первом источнике – в личности диавола, и история перехода греха от диавола к людям Третий член Символа веры читается так: («Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия) Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». В предыдущем члене Символа веры о Второй Ипостаси Святой Троицы было раскрыто учение главным образом о Божестве Иисуса Христа. Но, начиная с третьего члена и до седьмого включительно, излагается учение по преимуществу о человечестве Иисуса Христа, сначала в его уничиженном состоянии, а потом в состоянии прославления. Именно – в третьем члене  Символа веры говорится, что единородный Сын Божий сшел с небес для нас человеков и для нашего спасения, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и сделался совершенным человеком, не переставая быть Богом. " Как Сын Божий сшел с небес, когда Он, как Бог, вездесущ? « – вот первый вопрос, который рождается при чтении третьего члена Символа веры и который первым стоит в Катехизисе, в учении о Сшедшем с небес. Выражение: «сшедшего с небес» надо понимать в том смысле, что единородный Сын Божий, движимый безграничной к нам любовью, оставил славу, которую Он имел у Бога Отца Своего прежде основания мира ( Ин. 17:24 ), уничижил Себя, принявши на Себя образ раба, и явился на земле, не оставляя недр Отца Своего. Он, – говорит Апостол – будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду ставь как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Фил. 2:6–8 ). С другой стороны, – как объясняет Катехизис, – выражение: «сшел с небес» указывает на то, что Сын Божий прежде на земле был невидим, а потом явился во плоти. « Справедливо , – говорит Катехизис, – что Сын Божий вездесущ и потому Он всегда на небе, и всегда на земле: но на земле прежде был Он невидим. а потом явился во плоти: в сем смысле сказано, что Он сшел с небес ». Т. е., принявши плоть, Сын Божий открыл людям и Свои Божественные совершенства, неразлучно пребывая с Богом Отцом. О таком сошествии Своем с небес говорит Сам Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом. « Вот слова Самого Иисуса Христа . – отвечает Катехизис на вопрос относительно учения Священного Писания о сошествии с небес Сына Божия: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси». На современном языке: никто не восходил на небо, как только сшедый с небес Сын человеческий, сущий на небесех ( Ин. 3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Дополнение к Священной истории из истории Церкви Сошествие Святого Духа на апостолов В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа святые апостолы с Божьей Матерью и прочими верующими были вместе и молились. В третьем часу от начала дня вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались около дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и спрашивали Петра и прочих апостолов: «Что нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа, и вы получите дар Святого Духа». И в тот же день крестилось около трех тысяч человек. Третий час от начала дня по еврейскому счету соответствует девятому часу утра по нашему счету. – Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется в пятидесятый день после Пасхи и называется Пятидесятницею, или Троицыным днем, так как в этот день прославляется Пресвятая Троица. Тропарь праздника: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей (сделавший рыбарей премудрыми), ниспослав им Духа Святаго и теми уловлей (привлекший к Себе) вселенную; Человеколюбче, слава Тебе. Обращение Савла После сошествия Святого Духа, апостолы разошлись по разным странам для проповеди об Иисусе Христе, и вера христианская стала быстро распространяться по всей земле. Но евреи, а затем и язычники относились к христианам враждебно, всячески преследовали их, мучили и многих предали смерти. Одним из первых гонителей христиан был юноша Савл. Он отправился из Иерусалима в Дамаск, чтобы там разыскивать христиан и приводить в Иерусалим на мучения. Когда Савл приближался к Дамаску, его внезапно осиял свет с неба. Савл упал на землю и услышал: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл спросил: «Кто ты, Господи?» – и услышал в ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь». В трепете Савл снова спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» Господь ответил ему: «Иди в город, и там будет тебе, что делать».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010