« Приходы занимаются так называемым " благолепным подновлением " , при котором часто уничтожаются подлинные фрагменты храмов, фрески, старинные кресты и т.д. Такая деятельность губительна для памятников культуры, которыми являются все старые храмы» вот это как раз демагогия, так как все работы ведутся в соответствии с охранными обязательствами и под контролем государства. Именно это Вы подтверждаете в своем четвертом и пятом пунктах. По шестому пункту. « Разность подходов к одному и тому же делу в 19 и 20 веке определяется тем, что научной реставрации в 19 веке не существовало». Это тоже заблуждение, изучите, например, жизнь и труды Ф.Ф.Рихтера. П.С. Не смотря на остроту полемики, рад нашему виртуальному знакомству. Противник Вы действительно достойный, а это уже само по себе редкость. Благодарю. Примечание модератора: Начнём с того, что я не являюсь Вашим противником. Мне непонятна Ваша позиция противопоставления граждан России и православных верующих. Все Ваши рассуждения не вызывают никаких возражений, если они относятся к новым храмам, которые построили современные прихожане. Однако Ваше желание в XXI веке следовать представлениям XIX века, вызывает большие сомнения в их правомерности. Как бы Вы не хотели, а мир изменился. Появилось понятие памятника архитектуры – национального достояния, возникла система научной реставрации, религия перестала быть государственной идеологией, изменились социальные условия и прочая, и прочая, и прочая. Игнорировать происшедшие изменения можно, но это иллюзия, ведущая к изоляционизму и как следствие, деградации православия. Поэтому, когда Вы заявляете исключительное право на объект национального достояния, только на основании принадлежности прихода к РПЦ, это вызывает недоумение, так как брать на себя обязательства по сохранению памятника и ограничения по его использованию Вы не хотите. Но распоряжаться национальным достоянием Вы намерены в соответствии со своими представлениями на уровне XIX века. Вот это и вызывает моё негативное отношение к подобной деятельности, а не то, что в храме XVII века будет проводиться церковная служба.

http://sobory.ru/article/?object=00584

Голицына построить крытый каменный рынок для торговли мясом и зеленью. За год площадь была очищена от ветхих строений, спланирована и замощена. На ней построили первые торговые лавки и уже собирались обсадить ее тополями, как вдруг в 1826 году генерал внезапно умер – ему было всего 47 лет. Его наследники идеей рынка не увлеклись, и городские власти отдали недостроенное здание под зимнюю мясную ярмарку с возов. А потом там образовалась московская «биржа труда» – стоянка рабочего народа, собиравшегося тут в поисках поденного или сезонного, а то и постоянного заработка. Стоит ли говорить, что это была печально знаменитая Хитровка, которая, как ни странно, оказалась потом связана со Смоленским храмом. Исторический парадокс крылся в том, что в притон нищеты и безработицы Хитровку превратила именно «биржа труда», а не наоборот. После отмены крепостного права в Москву хлынули тысячи крестьян, согласных на любой заработок, при этом предложение явно превышало спрос. Прибывшие не имели крыши над головой, и ушлые предприниматели мигом выстроили на Хитровки ночлежные дома с круглосуточным проживанием: это было единственное в Москве место, где в ночлежках можно было оставаться днем. Заработанные деньги работники приносили с собой в ночлежки. Тогда «желающие завладеть» этими грошами устроили на Хитровке притоны, игорные дома, кабаки, где весь заработок просаживался за одну ночь. Получился замкнутый круг. Больше всего везло тем, кто сумел вырваться и покинуть Хитровку. Многие же оседали в ней навсегда, подавшись в нищие или работая за гроши, чтобы только платить за ночлег. Даже художник А.К. Саврасов в печальный период своей жизни рисовал тут по памяти пейзажи за бутылку водки, которые и продавали рядом, на Сухаревке. Хитровка превратилась, по выражению Гиляровского, в «самое туманное» место Москвы, которое и работодатели уже обходили стороной. С Хитровки, как с Дона, выдачи не было: здесь укрывались и бывшие, и беглые каторжники. Сам «дядя Гиляй» ходил сюда с пудовой тростью – на случай самообороны, показывая эти места К.С.

http://pravoslavie.ru/4392.html

В 1856 г. на территории мон-ря к западу от ц. Успения Пресв. Богородицы появились 2 новых кладбища - для монахинь и для мирян, а в 1862 г. монастырское кладбище вновь было расширено и хоронить начали в «бывшем саду», близ монастырской стены, между ц. Успения Пресв. Богородицы и Печерскими палатами ( Она же. 2001. С. 577). В результате свободной земли внутри обители практически не осталось. С кон. 80-х гг. XIX в. власти мон-ря предпринимали попытки устроить новое кладбище за пределами монастырских стен. Особую настойчивость проявила в этом вопросе игум. Антония (Каблукова), к-рая в 1890-1900 гг. неоднократно обращалась с этой просьбой как в Московскую духовную консисторию, так и к светским властям Москвы. В результате осенью 1900 г. МВД дало согласие на устройство кладбища на новой территории Н. м. м. (в 1898 обнесена оградой по проекту архит. С. К. Родионова) (Там же. С. 582, 583). В 1903-1904 гг. под рук. инженера С. С. Шестакова и архит. И. П. Машкова были проведены инженерные работы по подготовке этой территории к осуществлению захоронений, в конце февр. 1904 г. там появилась 1-я могила (Там же. С. 585-587). 9 июня 1904 г. новое кладбище было официально открыто, при этом до 1926 г. захоронения производились и на старом кладбище на монастырской территории ( Трубникова. 1991. С. 116). 7 февр. 1919 г. оба кладбища перешли в ведение городских властей (Там же. С. 118). Новое кладбище вскоре получило название «Новодевичье» ( Кипнис. 1998. С. 11). К этому времени на территории старого кладбища были зарегистрированы 2801 надгробие или могильный холм ( Трубникова. 1991. С. 116). В 1926 г. старое кладбище закрыли, а новое было отделено от музея (Там же. С. 119). По решению ВЦИК от 16 мая 1927 г. новое кладбище было обозначено как место, к-рое «выделено целиком для захоронения лиц с общественным положением» ( Кипнис. 1998. С. 11-12). На него были перенесены с уничтожавшихся кладбищ Москвы захоронения Д. В. Веневитинова, Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, К. С. Аксакова, А. С. Хомякова, Н. Г. Рубинштейна, И. И. Левитана, братьев П. М. и С. М. Третьяковых, И. М. Сеченова, В. А. Серова, С. И. Танеева. Ряд перемещений был произведен и с территории старого кладбища (захоронения А. П. Чехова, А. И. Эртеля, Сергея Глаголя (С. С. Голоушева), В. М. Альтфатера и др.). Старое кладбище в 1929-1935 гг. подверглось «расчистке», в результате к 1 авг. 1935 г. на территории Н. м. м. числилось 95 сохранившихся памятников, имевших надписи о захороненных ( Трутнева. 1991. С. 124). В результате реконструкции на старом кладбище мон-ря осталось 91 захоронение, все они поставлены на гос. учет (Там же). 1922-1994 гг.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Вот что писал об Андрее Баташеве Т. Толычева в «Русском архиве» за 1871 год: «Он был человек замечательного ума и непреклонной воли, ни перед кем не робел и не перед чем не останавливался… При сильных страстях, необузданных воспитанием, он не признавал ни закона, ни правил, и был из тех людей, о которых русский человек говорит, что им море по колено… Соседние владельцы трепетали при его имени, городские власти покорялись беспрекословно его воле». Андрей Родинович Баташев принимал на заводы беглых заключенных и укрывавшихся от рекрутской повинности, покровительствовал разбойникам, промышлявших на дорогах. В Выксе многие годы рассказывали страшные истории о деспотизме Андрея Баташева. Провинившихся рабочих хозяин безжалостно скидывал в шахты, морил голодом и даже якобы распинал на крестах. Под усадебным домом Баташева будто находили подвалы и потаенные ходы, наполненные человеческими костями. Одному из соседних помещиков, отказавшему уступить Баташеву землю, он устроил такое наказание: пригласил неуступчивого соседа на охоту, во время которой рабочие завода разобрали до основания его усадьбу, перепахав землю так, что от нее не осталось и следа. В другой раз Баташев пошел дальше – захотел забрать себе жену одного из помещиков. Встретив и тут отказ, владелец железного промысла пригласил соседа на свой завод, где того схватили рабочие и бросили в пламя доменной печи. Молва утверждала, что на Гусевском заводе Баташева существовала подземная нелегальная чеканка денег. Когда полиция, заинтересовавшись слухами о «Баташевском монетном дворе», прибыла для обследования подвальных помещений, Андрей Родионович велел немедленно засыпать все входы и выходы подполья, тем самым похоронив заживо своих рабочих-фальшивомонетчиков. Совсем иным описывала молва младшего брата Ивана Родионовича Баташева. «Не говоря уже о выдающемся уме, энергии и трудолюбии, Иван Родионович отличался поразительной добротой, уважением к чужой личности и редким для промышленников XVIII века умением согласовать свои собственные интересы с интересами ближних», – так характеризовали его в Русском биографическом словаре. Поначалу Иван Родионович был молчаливым наблюдателем бесчинств старшего брата, но затем стал требовать своей доли в семейном производстве. Согласно разделу между братьями, Ивану Баташеву отошли семь заводов в Тамбовской, Владимирской и Нижегородской губерниях. На Выксе с приходом нового хозяина все преобразилось: прекратилось насилие, были удалены беглые каторжники и разбойники. Иван Баташев помогал беднякам, строил больницы и возвел в своих владениях пятнадцать церквей. Т. Толычева так описывала его портрет: «Старичок не утратил в продолжение целого почти столетия, прожитого им в безмятежной и скромной деятельности, выражения добродушной хитрости и душевного спокойствия. Седые волосы выбиваются из-под колпака, покрывающего его голову, и улыбка озаряет всю его физиономию… Такие лица мы встречаем часто на Фламандских картинах».

http://sobory.ru/article/?object=01554

Потом в обстоятельном разговоре коснулись предстоящего визита Патриарха в Латвию и сложной ситуации в Украине, Патриарх при этом в своем стиле афористично заметил, что средства у них (украинцев) есть, а вот единства нет. Затем говорили о разрыве отношений РПЦ с Лютеранской церковью Швеции, которая благословляет однополые браки, а также о получившей в последнее время распространение лудомании. Патриарх был очень доброжелателен, он откровенно перечислил проблемы, которые предполагал обсудить с главой государства, я их добросовестно записал, про себя отметив, что предварительный анализ позволил в основном спрогнозировать этот перечень. Правда, один вопрос (весьма характерный для Патриарха), который он планировал поставить перед главой государства, предугадать не смог. Он хотел ходатайствовать о поддержке бывшего премьера Чеченской республики С.Б.Абрамова, который в автокатастрофе потерял здоровье, работу и, как ему самому представлялось, перспективу. Говоря о широко известном внимании Святейшего Владыки к вопросам традиционной российской культуры, вспоминается один, лишь на первый взгляд, кажущийся не очень значимым, эпизод. Вечером 22 января 2006 г. в патриарших покоях, что в подклети Грановитой палаты Кремля, готовилась церемония передачи Президентом РФ В.В.Путиным Предстоятелю РПЦ древней иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской (Устюжинской). Пока ожидали прибытия главы государства, возникла небольшая пауза. В трапезной, где столы были красиво накрыты к чаю, удалось накоротке переговорить с Патриархом о православном факультете, который планировалось создать при театре «Школа драматического искусства» (в то время этим театром руководил известный режиссер Анатолий Васильев). Потому как мгновенно отреагировал Патриарх, я понял, что эта тема его сильно интересовала. Внимательно взглянув мне в глаза, он произнес с озабоченностью: «Я по этому поводу до сих пор документов не получил». Позднее окормлявший актеров и сотрудников театра игумен Даниил (Ишматов) рассказал, что Патриарх благословил создание при театре православного факультета для подготовки режиссеров театра и кино.

http://pravoslavie.ru/66568.html

«День, который мы ныне празднуем», говорит проповедник в одном из слов на день восшествия на престол Государя Императора, «который с началом настоящего царствования положил начало новому движению жизни народной, стоит в нашей истории как грань между прошедшим и настоящим России, резко разделяющая то и другое. Это движение, это начало новой жизни вызывает на размышление о судьбах русского народа. Широко поле исторических судеб его, и когда обозреваем это поле, оно представляется нам как поле пахатное, покрытое полосами, – которые каждое царствование проводило в жизни народа и засевало своими мыслями и делами, а народ пожинал их. Теперь, на новой полосе, идет новая работа, уже не государственная только, а и народная, уже не с тяжелым плугом прежних времен и не с унылой песнью неволи, а с бойкими звуками развивающейся жизни, и вырабатывает теперь русский народ дальнейшие судьбы для своих грядущих поколений. Как должна измениться жизнь России, когда царствование, верное своим началам и неизменное в своих идеях, раскроет их вполне, а народ, под его водительством, разовьет все свои силы»! (стр. 73–74). Не можем отказать себе в удовольствии выписать хотя некоторые места из слова в день явления Смоленской иконы Божией Матери, – хотя это слово заслуживало бы быть выписанным все до последней буквы. «Пройдите по всем концам России: в редком городе не найдете вы исторической, или чудотворной святыни, особенно чтимой местным населением. Вы увидите, как в дни празднования этой святыни поднимается все население, местное и окрестное, и даже отдаленное, и толпами, как волнами, приливает к ней, – как сельские жители несут свои последние трудовые гроши или скудные домашние изделия своих рук, чтобы положить их к подножию святыни. Какая сила так привязывает народ к его святыне? Какое стремление движет тут духом народным? Тот ошибется, кто припишет это только силе предания, обычая; еще более ошибется тот, кто все это отнесет к одному народному суеверию. Мало ли в народе преданий, обычаев? Да нет в них той души, какая видна в усердии народа к святыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Внутри храма барабан, перекрытый куполом, опирается на четыре пилона сложной конфигурации. От основания барабана поднимается второй, декоративный, купол, с круглым световым кольцом в шелыге и меньшими треугольными отверстиями по периметру. В помещениях, охватывающих подкупольный квадрат с юга, запада и севера, располагались деревянные хоры. Винтовые лестницы на них проходят в толще западной стены. На уровне хоров эти помещения соединялись переходами внутри западных пилонов. Проходы освещались через овальные проемы в парусах. На коринфские колонны опираются арки, украшенные лепными кессонами с розетками - по аналогии с живописной гризайльной декорацией внутреннего купола. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Москва, " Наука " , 2001 г. Возникновение усадьбы связано со старинным дворянским родом Вонлярлярских. Предок их южно-германский рыцарь Яков фон-Лер поступил на службу польскому королю Владиславу IV и получил от него обширные земельные владения в Смоленском уезде. Причисленный к польскому дворянству, он прибавил к своей фамилии прозвание " Лярский " . После того, как Смоленск вошел в состав Русского государства (1654 г.), он перешел на службу московскому царю Алексею Михайловичу, сохранив свои владения, принял православие и стал именоваться Вонялярлярским. Под этой фамилией и вошел его род в родословные книги российского дворянства Смоленской губ. Вонлярлярские верой и правдой служили Российскому государству. Один из представителей этого рода, участник последних суворовских походов Александр Васильевич Вонлярлярский (1776-1858 гг.), выйдя в отставку и женившись на Вере Дмитриевне Полторацкой, двоюродной сестре воспетой Пушкиным А.П. Керн, занялся обустройством своей усадьбы под Смоленском, названной им Раем (ему же принадлежали имения Ольша и Вонлярово), создал здесь усадебный ансамбль. В 1813-15 гг. был построен деревянный усадебный дом, состоявший почти из 20 комнат и залов, оборудованных круглыми " голландскими " печами, украшенными изразцами. Архитектурной особенностью дома был " великолепно разрешенный портик, образованный шестью деревянными колоннами с весьма тонкой работы дубовыми базами и коническими капителями " . Несколько позже были построены два деревянных флигеля.

http://sobory.ru/article/?object=10356

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске. 5 июня 2010 г. 14:30 5 июня 2010 года в ходе Первосвятительского визита в Смоленскую и Вяземскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Десногорске, а затем Божественную литургию в новоосвященном храме. Фото: С. Власов, В. Ходаков Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Чин великого освящения и Божественная литургия в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Десногорске.»

http://patriarchia.ru/db/text/1176507.ht...

Большая Кудьма (Волость). Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1801 - 1900. Адрес: Архангельская область, г. Северодвинск, Большая Кудьма (Волость) Координаты: 64.451859, 39.75846 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Прихожане ягринского храма Воскресения Христова возрождают церковь Смоленской иконы Божией Матери в деревне Большая Кудьма (город Северодвинск, Архангельская область). К престольному празднику, дню Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», который Церковь отмечает 10 августа, волонтеры обновили интерьер храма. «Церковь XIX века находилась в плачевном состоянии. Мы укрепили пол, который очень сильно скрипел, покрасили потолок. Стены, бывшие некогда под штукатуркой, обтянули серым полотном. Все это временно, надеюсь, что скоро в храме сделают полноценный ремонт», — рассказал помощник настоятеля ягринского храма по миссионерскому служению Кирилл Кочнев. Он также отметил, что работы начались с молитвы. Волонтеры вместе с местными жителями прочитали акафист и испросили помощи Господа. «Хочется сердечно поблагодарить всех волонтеров за труды, которые прошли в обстановке уважения, любви и взаимопонимания. Милостью Божией и заступничеством Пресвятой Богородицы удалось завершить это благое дело за один день, что было бы невозможно без отзывчивости и взаимопомощи со стороны всех участников», — поделился Кирилл Кочнев. Большая Кудьма — село, расположенное в 15 километрах к югу от города Северодвинска, на берегу Кудьмозера. Местный храм Смоленской иконы Божией Матери приписан к ягринскому приходу. Советские власти в здании открыли клуб для проведения танцевальных вечеров и просмотра фильмов. Позже здание вернули Церкви. Сейчас богослужения совершаются лишь в летнее время. Пресс-служба Архангельской епархии, 7 августа 2015 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Храм Смоленской иконы Божией Матери д. Волость является приписным храмом прихода храма Воскресения Христова г. Северодвинска Архангельской области, является городским приходом и входит в состав Северодвинского городского благочиния Архангельской епархии. Богослужения в храме Смоленской иконы Божией Матери совершаются в летнее время по воскресеньям. Источник: --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50579

Праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери отмечают в селе Кондаково Москва, 10 августа 2004 г. Русская Православная Церковь отмечает 10 августа праздник в честь одной из главных своих святынь - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой также " Одигитрией " ( " Путеводительница " ). В селе Кондаково Борисоглебского района Ярославской области стоит большой храм, один из приделов которого освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Многие годы храм был в запустении. С 1998 года была возобновлена традиция идти многодневным Крестным ходом из Борисо-Глебского монастыря в село Кондаково, на источник преподобного Иринарха затворника. Село Кондаково - родина преподобного, мощи же его находятся под спудом в Борисо-Глебском монастыре. В этом году Крестный ход состоялся 22-25 июля. В последний день, 25 июля в храме села Кондаково состоялась первая после закрытия храма литургия. А сегодня - первая праздничная литургия в честь Смоленской иконы Божией Матери. Возглавил богослужение игумен Борисо-Глебской обители Иоанн (Титов). Наша справка. Христорождественский храм села Кондаково был построен в 1804 году. В зимней холодной церкви два престола. На левой стороне - во имя святителя Николая Чудотворца. На правой стороне прихожане пожелали устроить престол во имя преподобного Иринарха., но архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений им в этом отказал. Посему здесь устроен престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, освящен 1851 года 9 мая. В праздник Смоленской иконы было принято хождение во все дома с крестом и святой водой . О Смоленской иконе Божией Матери. По преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда - во Влахернский храм Константинополя. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Так святыня впервые попала на Русь.

http://pravoslavie.ru/10705.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010