4:12), могло разрывать и эти крепкие оковы, мучеников тех крыльями снабжать и, подобно орлу, возвращать в дом их Господа. Но если справедливо, чтобы не испытавшие мук и пыток над собой преимущество предоставили доказавшим свою твердость на пыточной скамье и в разных пытках и муках и в огне, — точно так же и со стороны нас, бедных, если нас постигнет мученичество, разумно отказаться от преимущества в пользу вас, которые из христианской любви к Богу ногами попирают столь желанные большей частью людей почести, столь великие богатства и естественную любовь к детям.  Обращай внимание здесь вместе с тем и на возвышенность писания, которое дает обетование о во много раз большем количестве — о сотнях братьев, детей, родителей, полей и домов, а о жене при этом не упоминается. Не говорит: Всякий, кто оставит братьев или сестер, родителей или детей или свою жену» ради имени Моего, получит за это во много раз более (Мф. 19:29). Потому что когда мертвые воскреснут, то не будут ни жениться, ни замуж выходить, но пребывать будут на небесах, как ангелы Божий (Мф. 22:30; Мк. 12:25).  О чем Иисус [Навин] говорил народу [израильскому], когда вводил их (израильтян) во владение обетованной землей, о том же самом Писание и поныне говорит, конечно, и нам. Место это гласит: Итак, бойтесь Господа и служите Ему в прямоте и правде (Ис. 24:14). А когда мы соблазняемся к идолослужению, писание оглашает нас и словами, следующими непосредственно и за ними: Отвергните чуждых богов, которым отцы ваши служили в стране по ту сторону реки [Евфрата, т. е. в Месопотамии], (Ис. 24:2—3), служите Господу (Ис. 24:14). Первоначально, когда вам передавались лишь первые основоположения веры, естественно было обращаться к вам и с такими воззваниями: Если вам не угодно служить Господу, то изберите себе ныне же, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, живя по ту сторону реки, или богам аммореев, в земле которых теперь живете (Ис. 24:15). И катехизатор ваш мог тогда, обращаясь к вам, говорить: А я и мой дом будем служить Господу, потому что Он Свят (Ис. 24:15). Ныне же неприлично уже обращаться к вам с такими словами, ибо тогда вы говорили: Далеки мы от того, чтобы оставить Господа для служения богам чужим. Бог наш есть Господь; Он наш Бог. (Ис. 24:16—18). Но и при заключении союза веры [во Св. Крещении] своим катехизаторам некогда вы отвечали: Поэтому желаем мы служить Господу, потому что Он есть Господь наш (Ис. 24:18). Но если уже тот, кто нарушает договоры с людьми, считается вероломным и спасения лишается, то что же о тех сказать, которые через отречение нарушают договоры, заключенные с самим Богом, возвращаясь к сатане, отвергнутому ими при крещении? Не могут ли быть к таким обращены слова Илии: Если согрешит человек против человека, то помолятся за него Богу: если же человек согрешит против Господа, то кто будет молиться за него (1 Цар. 2:25)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

без перевода). В этом значении вошло в состав русского языка; см. у Даля: «богатство, пожитки, земные сокровища», а также «брюхо, желудок». «Служить мамоне» — служить богатству. В Нагорной Проповеди Господь предостерегает: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 , ср . Лк.16:13 ). Материальные потребности как таковые здесь не осуждаются, но в помыслах человека им отводится вполне определенное место: живущий земными заботами утрачивает связь с Отцом Небесным. Маловер не полагается на Господа и отдает всю свою душевную энергию решению материальных проблем: «что… есть? что пить? во что одеться?». «Это все приложится», — говорит Христос, прежде же всего необходимо искать «Царства Божия и правды Его» (см. Мф.6:25–34 ). См. также о выборе между мирскими радостями и служением Богу: Иак.4:4 ; Гал.1:10 ; 2Тим.4:10 . Неопалимая купина НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА Выражение встречается в поэтических и публицистических текстах как образ чего-либо нерушимого; применимо к человеку, выдержавшему тяжкие испытания, избежавшему неминуемой гибели. Вместе с тем, «неопалимая купина» — символ высокой духовной устремленности, горения духа. В речи сохранился оборот слав. текста Б . «Купина» — куст (шире — ворох, груда, кипа — что-либо, представляющее собой компактную группу; ср. широко-употребимое прилагательное «совокупный»). Рассказ о неопалимой купине находим в книге Исход, где излагается история многолетнего странствования евреев, ведомых Моисеем из земли египетской в Землю Обетованную под предводительством Моисея. «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Беседа 21 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». ( Матф. 6:24 ) Изъяснение 6:24–27. Двоякий вред богатства. – Можно быть богатым, но не служить мамоне. – Почему богатство названо мамоной. – Христос запрещает заботу о житейских нуждах. – Удобоисполнимость заповеди. – Почему эта заповедь кажется невыполнимой. – Щедрая милостыня – путь к полному нестяжанию. 1. Видишь ли, как Христос мало-помалу удаляет пристрастие к настоящим благам, и, предлагая обширное слово о презрении богатств, ниспровергает владычество сребролюбия? Он не удовлетворился тем, что сказал прежде, хотя говорил много и сильно; но присоединяет и другие побуждения, более грозные. Что может быть поразительнее теперь произнесенных слов, если богатство, в самом деле, может отлучить нас от служения Христу? И что вместе вожделеннее, если, презирая богатство, можем иметь истинное расположение и любовь к Христу? Что всегда говорил, то и ныне скажу: именно, подобно искусному врачу, показывающему, что от невнимания его советам происходит болезнь, а от повиновения здравие, Христос тем и другим, т. е., пользой и вредом, побуждает слушателей к повиновению словам Своим. Итак, смотри, как Христос, уничтожая препятствие, указывает и устраивает нашу пользу. Не потому только, говорит Он, вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш; но преимущественно потому, что оно, делая вас пленниками бездушного богатства, удаляет вас от служения Богу, и, таким образом, вредит вам и тем, что делает вас рабами вещей, над которыми вы должны господствовать, и тем, что не позволяет служить Богу, которому всего более вы должны служить. Как прежде показал Он двоякий вред для собирающих богатство на земле – и тот, что собирают богатство там, где тля тлит, и тот, что не собирают его там, где стража самая безопасная, так и теперь показывает двоякий вред – и тот, что богатство удаляет нас от Бога, и тот, что оно порабощает маммоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава XLVII. Если же кто, отваживаясь идти вопреки этих слов, возразит, будто Апостол учит, что не в помышлении только мы делаем зло, которое ненавидим и которого не желаем, но в самом действии и совершении его, потому что Апостол сказал: добра, котораго хочу, не делаю, а зло, котораго не хочу, делаю ( Рим. 7, 19 ), в таком случае, если говорящий это говорит правду, мы попросим его объяснить: что это за зло, которое Апостол ненавидел и не хотел делать, однакоже делал, и что это за добро, которое он хотел делать, и однакоже не делал; но напротив сколько раз хотел сделать добро, столько раз делал не добро, которого хотел, но зло, которого не хотел? То ли, что он, не желая служить идолам, а служить Богу, не мог служить Богу, чего хотел; а мог служить идолам, чего не хотел? Или то, что желая быть целомудренным, не делам этого, напротив предавался невоздержанию, которым гнушался? Кратко сказать: пьянство, распутство, гнев, неправду и другие дела порочные, которых не хотел, делал; а правды и святости, которых желал, не делал? Однакоже он сам, усильно побуждая всех в Церкви удаляться от беззаконий и стараясь развить в нас праведность без примеси греха, внушает, что блюдутся для погибели и гнева не только те, которые делают непотребные дела и занимаются ими, но и те, которые соизволяют им в этом ( Рим. 1, 32 ). Так как всякий грех и намерение достигает исполнения посредством плоти, то, ясно научая нас отвращаться всего этого и ненавидеть, он часто говорит в посланиях: не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники, царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9 – 10 ). И, самое главное, убеждая нас всячески совершенно удаляться и отвращаться греха, говоритъ; будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор. 11, 1 ). Таким образом он сказал вышеприведенные слова не в том смысле, будто он делает, чего не хотел, но в том, что он только помышляет; иначе как бы он был строгим подражателем Христу? А теперь, когда животные помыслы часто нападают на нас, наполняя нас то теми, то другими пожеланиями и неразумными похотями, «как мух неисчетных рои густые» 130 ; то посему он сказал: не то делаю, что хочу ( Рим. 7, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Если же кто, отваживаясь идти вопреки этих слов, возразит, будто Апостол учит, что не в помышлении только мы делаем зло, которое ненавидим и которого не желаем, но в самом действии и совершении его, потому что Апостол сказал: «добра, которого хочу, не делаю, а зло которого не хочу, делаю» ( Рим.7:19 ), в таком случае, если говорящий это говорит правду, мы попросим его объяснить: что это за зло, которое Апостол ненавидел и не хотел делать, однако же делал, и что это за добро, которое он хотел делать, и однако же не делал; но напротив сколько раз хотел сделать добро, столько раз делал не добро, которого хотел, но зло, которого не хотел? То ли, что он, не желая служить идолам, а служить Богу, не мог служить Богу, чего хотел; а мог служить идолам, чего не хотел? Или то, что желая быть целомудренным, не делал этого, напротив предавался невоздержанию, которым гнушался? Кратко сказать: пьянство, распутство, гнев, неправду и другие дела порочные, которых не хотел, делал; а правды и святости, которых желал, не делал? Однако же он сам, усильно побуждая всех в Церкви удаляться от беззаконий и стараясь развить в нас праведность без примеси греха, внушает, что блюдутся для погибели и гнева не только те, которые делают непотребные дела и занимаются ими, но и те, которые соизволяют им в этом ( Рим.1:32 ). Так как всякий грех и намерение достигает исполнения посредством плоти, то, ясно научая нас отвращаться всего этого и ненавидеть, он часто говорит в посланиях: «не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники, царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). И, самое главное, убеждая нас всячески совершенно удаляться и отвращаться греха, говорит: «будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор.11:1 ). Таким образом он сказал вышеприведенные слова не в том смысле, будто он делает, чего не хотел, но в том, что он только помышляет; иначе как бы он был строгим подражателем Христу? А теперь, когда животные помыслы часто нападают на нас, наполняя нас то теми, то другими пожеланиями и неразумными похотями, «как мух неисчетных рои густые» 13 ; посему он сказал: «не то делаю, что хочу» ( Рим.7:15 ).-Эти помыслы мы должны смело изгонять из души, никак не соглашаясь делать то, что они внушают.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Конечно, если вот то, как мы воспринимаем мир — тьма, то мир-то на самом деле еще темен. Поэтому задача воспринимать просто, и тогда тело будет светло. Вот это очень интересное выражение у Господа, то есть светло. Мы с вами помним, когда на иконах святых изображают, некий особый свет исходит от святых, лучше сказать — они отражают некий Божественный свет. 24 стих: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слово «маммонас» означает одно из восточных божеств, божество связано было с накопительством, с богатством, с деньгами — как знаете, Посейдон или Нептун — это бог моря, поэтому маммона или маммонас это божество денег, и поэтому Господь говорит: вы не можете служить истинному Богу и деньгам, потому что нельзя служить двум господам. Одному будешь угождать, а о другом не радеть. Получается, что не можем заниматься только накопительством, только поиском материального достатка и состояния, нужно уделять время именно той духовной жизни, о которой говорит Господь. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды? Здесь мы встречаем два интересных термина, о которых мы уже как-то говорили: это термин душа — «ψυχ» (психи) и соответственно термин тело — «σμα» (сома). Но будет неправильно в данном месте Евангелия от Матфея ассоциировать данную терминологию с терминологией древнегреческой философии, в которой, мы с вами помним, очень часто человек рассматривался в трех аспектах — так называемая трихотомия, трехчастное деление природы человека: душа — «психи», «сомо» — тело, и как высшая сила души — «пневмо» — дух. Если же кто-то предпочитал двухчастное деление, тогда о духе не говорили, говорили только о душе и о теле. В данном случае Господь Иисус Христос конечно же, использует эти два термина так, как они использовались в еврейской среде, в еврейской культуре. Поскольку мы с вами знаем, душа — «нэфеш» могла обозначать не только, скажем так, какую-то такую возвышенную сторону человека — всю человеческую жизнь, а лучше сказать, образ жизни, здесь он тоже под термином «душа» понимает образ жизни или вашу жизнь. А, конечно, тело могло тоже указывать на человека целиком, хотя преимущественно на физическое тело.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

Лк.1:73 .  клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, Представляющее собой определение к слову «завет» слово «клятву», в греческом тексте ( ρκος) поставлено в винительный падеж по закону аттракции, в зависимости от следующего ν. Выражение «дать нам» представляет собой независимое предложение и означает намерение Божие, которое Бог имел, воздвигая «рог спасения». Это начало следующего стиха. Лк.1:74 .  небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, Лк.1:75 .  служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. Воздвигая рог спасения или Спасителя – Мессию, Бог хочет этим самым дать нам, израильтянам, возможность служить Ему, уже не боясь врагов, которые прежде отвлекали от служения истинному Богу страхом мучений, как было, например, при Антиохе Епифане. «Служить» теперь израильтяне будут «в святости и правде пред Ним», т.е. пред Богом. Это, следовательно, не будет только внешнее исполнение предписаний закона (правда – δικαιοσνη), а прежде всего истинная святость, посвящение Богу всего человека ( σιτης). «Служение» представляется Захарии как священническое служение в храме: на это указывает и греческое выражение λατρεειν (ср. Евр.9:1 ) и выражение «пред Ним», относящееся к слову «служить». Это служение, – не как служение ветхозаветных священников, которое они совершали только в свою чреду, – будет продолжаться в течение всей жизни человека. Лк.1:76 .  И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, Лк.1:77 .  дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, От Мессии взор Захарии переносится на Его Предтечу, который должен подготовить путь к установлению теократии во всем ее объеме. «И ты» – правильнее: «но и ты». Здесь Иоанн противополагается Мессии, о Котором шла речь выше. «Младенец», т.е. теперь ты только слабый младенец. «Наречешься пророком Всевышнего», т.е. будешь посланником Бога. «Пред лицем Господа» (см. стих 17), т.е. пред Богом. «Приготовить пути Ему» (см. Мк.1:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поясняя эту мысль примером, Христос сказал: если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно ( Мф. 6, 22–23 ). С пришествием Христа на землю ум человеческий просветился Его учением; царившая до тех пор среди людей непроглядная тьма относительно их назначения, цели и смысла их временной земной жизни рассеялась; свет Христова учения озарил их и указал им путь, ведущий к вечной жизни в Царстве Небесном. Но если кто настолько омрачит, отуманит свой ум пристрастием к богатству, роскоши и всем земным утехам, что не будет уже видеть указанного ему пути, по которому все должны идти, то он уподобится потерявшему зрение. Как понятие о свете вещественном приобретается посредством восприятия лучей света сетчатой оболочкой глаза, так и понятие о Боге и назначении человека воспринимается посредством ума. Если человек обладает здоровым, неповрежденным зрением, то для него все светло, он видит все окружающее его, видит и свое тело светлым, освещенным; точно также и ум, не омраченный ничем, доступен для света Христовой истины. Но как для человека, потерявшего зрение, все погружается во тьму, и он перестает видеть даже свое тело, так и для человека с омраченным умом наступает тьма и он теряет способность познавать истину. И если человеку тяжело переносить ту тьму, которая водворяется вокруг него с потерей им зрения, то какова же та нравственная тьма , которая овладевает человеком при помрачении его ума привязанностью к сокровищам земли? Заповедуя накоплять только такие сокровища души, которые ведут в жизнь вечную, Христос коснулся и того практического вопроса, который, конечно, волновал в то время многих из его слушателей: нельзя ли спасти свою душу, достигнуть вечной жизни, не покидая своей привязанности к богатству, роскоши и всем житейским утехам? Нельзя ли жить так, чтобы и добрые дела делать, и со своими кумирами, сокровищами земными, не расставаться? Никто не может служить двум господам «Нет! – отвечает Христос, – никто не может служить двум господам !» То есть никто не может одновременно служить двум господам с одинаковой к обоим любовью и преданностью; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть ( Мф. 6, 24 ). Так всегда бывает в обыденной жизни людей; точно так же нельзя быть одновременно преданным Богу, исполняя Его волю, и привязанным к земным сокровищам. Как сердце не может раздвоиться, так не можете служить Богу и маммоне (богатству): станете усердствовать в накоплении земных богатств, и за этим занятием, поглощающим все ваше внимание, будете не радеть о Боге, то есть о подготовлении себе входа в Царство Небесное, а если стремление к накоплению богатств обратится в вас в страсть, то вы возненавидите все, что препятствует вашему любостяжанию. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

И в тот день Михаил принес послание от Святого – да будет Он благословен, – и сказал семидесяти народам, каждому народу в отдельности: 2. «Вы знаете противление, оказанное вами, и вероломный союз, которым вы соединились против Господа неба и земли; и ныне изберите себе, кому будете вы служить и кто будет вашим ходатаем в небесной высоте». 3. Нимрод нечестивый отвечал и сказал: «Для меня нет большего, кроме того, который научил меня и мой народ в один час языку Куша». 4. И так же отвечали Пут, и Мицраим, и Тубал, и Иаван, и Месек, и Тирас, и каждый народ избрал своего собственного Ангела, и ни один не упомянул имени Святого – да будет он благословен. 5. Но когда Михаил сказал Аврааму, отцу нашему: «Авраам, кого ты хочешь избрать и кому хочешь служить?» – Авраам тогда отвечал: «Я избираю и предпочитаю не иного, как Того, Кто сказал, и стал мир, кто образовал меня в утробе моей матери – тело в теле, и вложил в него дух и душу; Его избираю я, и к Нему хочу прилепиться, я и мое потомство на все дни века». Глава 10 После сего Всевышний разделил народы и передал и разграничил каждому народу его удел и его жребий. 2. И с того времени все народы земли отделились от Святого – да будет он благословен; только дом Авраама остался с своим Творцом, чтобы служить Ему, и после него Исаак и Иаков. 3 . Посему, мои сыны, я заклинаю вас не заблуждаться и не служить иному Богу, кроме Него, которого избрали отцы ваши. 4. Ибо вам известно, что нет подобного Ему, и нет иного, Кто бы мог делать, как Он, подобное Его делам на небе и на земле, и нет такого, кто мог бы совершать чудеса, подобные делам Его могущества. 5. Часть Его могущества вы можете видеть в создании человека: как много великих чудес в нем! 6. Он сотворил его от головы до ног; своими ушами он слышит, и своими глазами видит, и своим мозгом мыслит, и своим носом обоняет, и своею гортанью издает свой голос, и своим горлом он принимает пищу и питье, и своим языком говорит, и своими устами учит, своими руками совершает свое дело, и своим сердцем понимает, и своей селезенкой смеется, и своей печенью гневается, и своим чревом раздробляет (пищу), и своими ногами ходит, и его легкие существуют для дыхания, и своими почками он совещается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

После этого земля была по жребию разделена между коленами Израиля, и были выделены города для священников, а часть этих городов стала городами убежища, где укрывались невольные убийцы. По велению Господа священники и левиты должны были жить за счет десятины (десятой части доходов), которую приносили им израильтяне, а те молились Богу за народ, учили его Закону Божию и осуществляли правосудие. По Закону Бога земля не может быть частной собственностью, но дается людям во владение, поэтому и использовался жребий, дабы показать непосредственное действие Творца. Так Господь Бог исполнил то, что обещал: отдал евреям Землю обетованную. Кончина Иисуса Навина (Нав. 22–24) После окончания священной войны Иисус Навин отпустил в заиорданские владения людей колена Рувима, Гада и половину колена Манассии, повелев им сохранять Заповеди Господа; они же, перейдя реку, поставили символический жертвенник в знак того, что они часть единого народа Божия. Сам военачальник получил по своей просьбе город во владение. Наконец, почувствовав приближение смерти, Иисус Навин собрал всех израильтян в Сихем, где была скиния. Там он сказал: – Так говорит Господь: «За рекой жили ваши отцы и служили другим богам, но Я вывел отца вашего, Авраама, и привел его в эту землю. Его внук Иаков поселился в Египте. Но оттуда Я вывел вас. И дал вам во владение эту землю, послав перед вами шершней, которые поражали хананеев, и дикие звери нападали на них. И вот вы живете в домах, которых не строили, и пьете из колодцев, которых не копали». Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности. Если же вам неугодно служить Ему, то выберите себе других богов, а я с детьми буду служить Ему, ибо Он свят. И народ ответил: – Нет, только Господу мы будем служить. Ведь Он прогнал от нас врагов наших, которые жили на этой земле. Иисус Навин сказал, что если они готовы служить Господу, то пусть отбросят идолов, потому что Бог не потерпит двоеверия, и возгорится тогда гнев Его. Они подтвердили свое решение. Тогда Иисус заключил завет с народом, прочитал Пятикнижие и вписал в него все то, что произошло в период завоевания. Потом он взял огромный камень и положил его рядом с дубом около святилища – свидетелем завета. Если народ нарушит завет, то камень будет обличением ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010