История Авраама везде начинается с Серуха, про которого говорится, что он первый начал делать кумиры в память прославившихся людей. История идолопоклонства идёт последовательно: Нахор, сын Серуха, забыл уже цель выделывания последних кумиров и обратил их в богов и научил тому же сына своего Фарру… Нельзя отделять историю Авраама от ближайших его предков ещё и потому, что в рассказе о том и другом видна одна рука. Идолопоклонство представлено делом дьявола» (Истрин–1897. С. 192). 651 В добавление к библейской апокрифическая характеристика Нахора как кумироваятеля и кумирослужителя. 652 Вставка (с незначительными переделками) в Палею фрагмента из апокрифического «Откровения Авраама», которое существовало как особый памятник (см.: Тихонравов–1863. 1. С. 36–37). К постижению верховного первоначала Авраам приходит путём своеобразного апофатического исследования природы: сравнение действия огня, воды, земли и ветра приводит к признанию Творца, создавшего природные стихии. Для антиязыческой полемики апокрифическая история Авраама имела большое идейное значение, ибо в священной истории Авраам был первым, кто порвал с язычеством и стал ревнителем единобожия. Для последующих поколений Авраам – образец бескомпромиссного антагониста язычества. Он первым, прид в размышление, сокрушил ложных богов, наглядно продемонстрировав бессилие идолов отца Фарры и доказав, что мощь ихъ тоща есть, ибо они сами себе избавити не возмогоша (см.: Апокрифы–1999. С. 376). Текст «Откровения Авраама» читается в списках Толковой Палеи особого состава, а также в полной Хронографической Палее и Хронографах (см.: СККДР. Т. 1. С. 47–48). 653 Предания об обращении Авраама в христианской литературе восходят к древнееврейским легендам (ср.: Агада–1993. С. 23–27; также: ХГА. 2. 9). 654 Антииудейское полемическое добавление Составителя Палеи, в котором Авраам представлен пророком пришествия Христова. 657 Современная рационализация причин исхода Авраама из Ура Халдейского заключается в мнении, что Южная Месопотамия подверглась прогрессирующему ухудшению условий природной среды, повлёкшему за собой кризис системы орошения и заболачивание местности (см.: Церен–1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Лит.: Маслов С. И. Отрывок Христинопольского Апостола, принадлежащий б-ке Ун-та св. Владимира//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 4. С. 229-269; Mathiesen R. Handlist of Manuscripts Containing Church Slavonic Translations from the Old Testament//Полата кънигописьная. Nijmegen. 1983. N 7. P. 3-48; Алексеев А. А., Лихачева О. Л. Библия//СККДР. Вып. 1. С. 68-83; Olmsted H. М. A Learned Greek Monk in Muscovite Exile: Maksim Greek and Old Testament Prophets//Modern Greek Studies Yearbook. Minneapolis, 1987. Vol. 3. P. 1-73; Zlatanova R. Zur slawischen Übersetzung des Zwölfprophetehbuchs//Anzeiger fur slavische Philologie. Wiesbaden; Graz, 1992. Bd 21. S. 156-181; Христова Б. Тълкуванията на старозаветни и новозаветни книги в средновек. бълг. култура//Старобългаристика. 1994. 2. С. 76-81; Бабицкая М. Б. Источники Изборника XIII в.//Bsl. 1995. Vol. 56. N 3. P. 631-635; Николова С. К истории текста книг Царств в слав. письменности//Jews and Slavs/Ed. W. Moskovich e. a. Jerusalem, 1995. Vol. 3. P. 54-68; Thomson F. J. The Slavonic Translation of the Old Testament//Interpretation of the Bible. Ljubljana; Sheffield, 1998. P. 605-920; Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999; Творогов О. В. Древнерусская книжность XI-XIV вв.: Кат. памятников//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 3-45; 2006. Т. 57. С. 368-430; 2008. Т. 59. С. 382-478; Димитрова М. Една поема на Михаил Псел в ръкопис 2/24 от Рилската света обител//Власт-Образ-Въобразяване. София, 2005. С. 130-161. (Mediaevalia Christiana; 1); она же. Песен на Песните в ръкопис 2/24 от Рилския манастир//Acta palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2. P. 60-82; она же. Сложни думи в превода на тълкуванията от Теодорит Кирски на «Песен на Песните» (по ръкопис 2/24 от Рилския манастир)//Културните текстове на миналото: Носители, символи и идеи. София, 2005. Т. 4. С. 213-230; она же. Преводачески решения в един късен превод на Тълкувания към Песен на Песните, запазен в Рилския ръкопис 2/24//Български език. София, 2010. 3. С. 7-18; MacRobert C. M. The Compilatory Church Slavonic Catena on the Psalms in three East Slavonic Manuscripts of the 15th and 16th Cent.//Slavia. Praha, 2005. Ro. 74. Seš. 2/3. S. 213-238; Христова-Шомова И. Двата славянска превода на катената на Книга Йов//Palaeobulgarica. 2006. Т. 30. 2. С. 3-26; Miltenov Y. The Slavonic Translation of the Minor Prophets with Commentary: A Textological Approach//Scripta and e-Scripta. Sofia, 2009. Vol. 7. 135-179; idem. The Slavonic Translation of the Minor Prophets with Commentary: Rare Words and Lexical Markers//ΤΟΞΟΤΗΣ: Studies for S. Parenti. Grottaferrata, 2010. P. 289-300. (Ανλεκτα Κρυπτοφρρης; 9); Яcihobcьka О. Катени як жанр герменевтичноï лimepamypu: Biзahmiйcьka mpaдuцiя i слов " янська peцenцiя (на npukлaдi Кристинопольського Апостола XII ст.)//Княжа доба: icmopiя i культура. Льbib, 2010. Вип. 3. С. 72-103.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Как и другие памятники древнерусской книжности, «К. в. м.» утратил популярность в Новое время. Его списки XVIII в. неизвестны, однако на основании владельческих помет можно заключить, что сборник не вышел из обращения и в этот период. К XIX в. относятся 3 списка, однако они не представляют собой новый этап развития сборника. Одна из рукописей (РНБ. ОСРК. F.I.452, ок. 1810 г.) была переписана предположительно для Карамзина, работавшего с «К. в. м.» во время создания «Истории государства Российского», 2 другие (ИРЛИ. Перетц. 556, ок. 1813 г.; ГИМ. Востр. 1146, ок. 1849 г.) выполнены полууставом и происходят из старообрядческой среды. Лит.: Карамзин. ИГР. 1819. Т. 6. C. 360; Бобынин В. В. Состояние математических знаний в России до XVI в.//ЖМНП. 1884. Ч. 232. Отд. 2. Апр. С. 201; Соболевский А. И. В каком году крестился св. Владимир?//ЖМНП. 1888. Ч. 257. Июнь. Отд. 2. С. 396-403; Лебедев Д. А., свящ. Средники//ЖМНП. Н. с. 1911. Ч. 33. 5. С. 132; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960. С. 377; Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967. С. 5-6; Былинин В. К. Педагогические функции древнерус. книжной поэзии//Просвещение и педагогическая мысль Др. Руси. М., 1983. С. 45-54; Пентковский А. М. Календарная традиция Др. Руси//Символ. 1989. 22. С. 163-176; он же. Календарные таблицы в рус. рукописях XIV-XVI вв.//Методич. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 1. С. 136-200; Романова А. А. Круг миротворный//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 198-201 [Библиогр.]; она же. К проблеме уточнения датировки рукописей XIV-XVI вв. по таблицам и текстам пасхалии//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 186-199; она же. Рукописная традиция и состав сб. «Миротворный круг»//Проблемы источниковедения истории книги. 2000. Вып. 3. С. 53-77; Симонов Р. А. Неизвестная календарная таблица «Круга миротворного»//37-я Науч.-техн. конф. профессорско-преподавательского состава, науч.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

Лит.: Петров А. К истории букваря//Рус. школа. 1894. 4. С. 18-21; Никольский К. Т., прот. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 г. и месячных Миней в 1689-1671 гг. СПб., 1896. С. 82-83; Ягич И. В. Рассуждения южнослав. и рус. старины о церковнослав. языке. СПб., 1896. С. 123, 368, 457, 501; Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. СПб., 1902. [Т.] 2. С. 56-57; он же. Церковнославянские стихотворения IX-X вв. и их значение для изучения церковнослав. яз.//Тр. XI Археол. съезда, Киев, 1899. М., 1902. Т. 2. С. 33, 35; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 192-193, 254; Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 74-75; Селищев А. М. Старослав. язык. М., 1951. Ч. 1. С. 47, 50; Черепнин Л. В. Рус. палеография. М., 1956. С. 154-156, 243-244, 248-249, 361-362, 365-366, 378-381; Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963. С. 159-176; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению славянских азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; Г. Mopфoлoruja натписа на Балкану. Београд, 1974. С. 20; Загребин В. М. Заупокойные стихиры Азьбоуковне в сербском Требнике XIII в.//АрхПр. 1981. 3. С. 65-92; Б. Текстолошка састава и бpoja слова старословенске азбуке према «Стихирима на и у српском препису//Там же. С. 93-121; Кобяк Н. А., Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. Науч. б-ки МГУ. М., 1981. С. 143; КМЕ. 1985. Т. 2. С. 23-25; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собр. МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей Науч. б-ки Моск. ун-та. М., 1987. С. 142-156; Лурье Я. С., Григоренко А. Ю. Курицын Федор Васильевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 504-510; Алипий (Гаманович), иером. Грамматика церковнослав. языка. М., 1991p. С. 18; Живов В. М. Буковница 1592 г. и ее место в истории русской грамматической мысли//The Language and Verse of Russia: In Honor of Dean S. Worth. M., 1995. C. 291-303; он же. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996. С. 76-81; Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковнослав. язык. М., 1996. С. 247; Степанов Ю. С. Константы: Слов. рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997; Успен-ский Б. А. Доломоносовский период отеч. русистики: Адодуров и Тредиаковский//Избр. тр. М., 1997. Т. 3: Общее и слав. языкознание. С. 618; он же. История рус. лит. языка (XI-XVII вв.). М., 20023. С. 310, 330-332; Щепкин В. Н. Рус. палеография: Учеб. М., 1999п. С. 123, 127, 129, 131, 138, 143-145, 150, 156; Зализняк А. А. Палеография берестяных грамот и их внестратиграфическое датирование// Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2000. Т. 10: Из раскопок 1990-1996 гг. С. 152-217; Гальченко М. Г. Второе южнослав. влияние в древнерус. книжности// Она же. Книжная культура, книгописание, надписи на иконах Др. Руси: Избр. работы. М., 2001. C. 366-368. (Тр. ЦМиАР; Т. 1).

http://pravenc.ru/text/200119.html

(Полата кънигописьная; 36); он же. Устюжская Кормчая и Патерики//Слова и золота вязь: Сб. ст. памяти В. М. Загребина. СПб., 2016. С. 69-74; Capaldo M. Caratteristiche strutturali e prototipi greci dell " Azbucno-Ierusalimskij Paterik e dell " Egipetskij Paterik//Cyrillomethodianum. Thessal., 1975. T. 3. S. 13-27; idem. La tradizione slava della collezione alfabetica anonima degli Apophthegmata patrum: Prototipo greco e struttura della parte alfabetica//Ricerche Slavistiche. R., 1976. Vol. 22/23. Р. 81-120; idem. L " Azbuno-Ierusalimskij paterik (Collection alphabético-anonyme slave des Apophthegmata Patrum)//Полата кънигописьная. 1981. N 4. С. 26-49; Pattenden Ph. The Text of the Pratum Spirituale//JThSt. 1975. Т. 26. N 1. P. 38-54; Синайский патерик: Указ. слов и форм. Bucur., 1976. 2 t.; Birkfellner G. Paulos Euergetinos und die Dritte Kirchenslawische: Übers. der Dialoge Gregors des Grossen//Slovo. 1978. T. 28. S. 45-56; Nowak R., Veder W. R. The Protopaterikon Scaligeri: Text in transcription//Полата кънигописьная. 1985. N 12. Прил. С. 1-77; Николаев Н. И. Патерик Азбучно-Иерусалимский//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 299-302; он же. Патерик Египетский//Там же. С. 302-308; он же. Патерик Римский//Там же. С. 313-316; он же. Патерик Синайский//Там же. С. 316-321; он же. Патерик Скитский//Там же. С. 321-325; Тихова М. Замяна на прабълг. думи в Римския патерик//ГСУ, ЦСВП. 1987. T. 1. С. 259-311; Давыдова С. А. Патериковые чтения в составе древнерус. Пролога//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. C. 263-281; Белова Л. Б. Азбучно-Иерусалимский патерик: Указатель начальных слов. СПб. 1991; Тырышкина Е. В. «Синайский патерик» в «Крыльях» М. Кузьмина//Проблемы ист. поэтики. Петрозаводск, 1994. Вып. 3: Евангельский текст в рус. лит-ре XVIII-XX вв. С. 300-307; Николова С. Отечески книги//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 886-891; она же. Патерик//Там же. 2003. Т. 3. С. 109-116; Гродецкая А. Г. Ответы предания: Жития святых в духовном поиске Л. Толстого. СПб., 2000. С. 35-93, 207-259; Caldarelli R. Kilka uwag o sownictwie Pateryka Alfabetycznego//Contributi italiani al XIII Congresso Intern.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

мысли России XVIII в. Л., 1980. С. 24, 33, 50, 202-203; Серов Д. О. Юрьевская Степенная и ее автор//Лит-ра и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосиб., 1987. С. 115-127; он же. Степенная книга редакции Ивана Юрьева (1716-1718 гг.): АКД. Л., 1991; он же. Чудо в Юрьевской Степенной книге//ГДРЛ. 1992. Сб. 4. С. 318-328; Покровский Н. Н. Афанасий//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 73-79 [Библиогр.]; он же. Томский список Степенной книги царского родословия и нек-рые вопросы ранней истории памятника//Обществ. сознание и лит-ра: XVI-XX вв. Новосиб., 2001. С. 3-43; он же. Визант. дьякон Агапит (VI в.) и Московский митр. Афанасий (XVI в.)//Человек в культуре античности, средних веков и Возрождения: Сб. науч. тр. в честь юбилея Н. В. Ревякиной. Иваново, 2006. С. 165-175; он же. О концепции святости рус. государей в представлении создателей Степенной книги царского родословия//Времена и судьбы: Сб. ст. в честь 75-летия В. М. Панеяха. СПб., 2006. С. 97-107; Неберекутина Е. В. Митр. Афанасий и проблема авторства Степенной книги//От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства. М., 1994. С. 126-153; она же. Поиски автора Степенной книги//Там же. С. 154-224; Турилов А. А. Древнейшая история славян и Руси в «Книге степенной царского родословия»: Хронология, круг источников, их отбор и использование//Славяне и их соседи: Миф и история: Тез. 15-й конф. М., 1996. С. 46-52; Lenhoff G. D. Unofficial Veneration of the Daniilovichi in Muscovite Rus "http://Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 391-416; eadem. How the Bones of Plato and Two Kievan Princes were Baptised: Notes on the Political Theology of the «Stepennaja Kniga»//Die Welt der Slaven. Münch., 2001. Bd. 46. S. 313-330; eadem. The Tale of Tamerlane in the Royal Book of Degrees//Место России в Евразии. Bdpst., 2001. Р. 122-129; eadem. Novgorod " s Znamenie Legend in Moscow " s Stepennaia Kniga//Московская Русь: Специфика развития. Bdpst., 2003. P. 175-182; eadem. The «Stepennaja Kniga» and the Idea of the Book in Medieval Russia//Germano-slavistische Beiträge: FS f.

http://pravenc.ru/text/1841562.html

Лит.: Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д. Стихи и сказания про Алексея Божия человека//Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge//Mélanges d " archéologie et d " histoire d " École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F. La vie syriaque de S. Alexis et l " authenticité substantielle de sa vie latine//Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J. -P. Alexis (1)//DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B. de. Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C. E. Les origines de la légende de Saint Alexis l " homme de Dieu//Revue belge de philologie et d " histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A. La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté//Études sur l " histoire de la pauvreté/Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W. Alexius//TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H. Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum//Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch. An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А. Г. Житие Алексея Божия//СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M. van. La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem. Le monachisme syriaque//Le monachisme syriaque aux premières siècles de l " Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г. И. Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания)//Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А. А. Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

http://pravenc.ru/text/114016.html

обр. в составе разных типов и редакций Палеи. Относительно краткий апокрифический текст находится в Исторической Палее ( Попов А. Книга бытиа небеси и земли (Палея историческая): C прил. Сокращенной палеи рус. редакции//ЧОИДР. 1881. Кн. 1. С. 61-110), в болг. переводе XII или XIII в. (близкий греч. текст - Palaea historica, см.: Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. Mosquae, 1893. Pars 1. P. 226-258). Апокриф начинается с рассказа о рождении М. и о событиях его детства: о том, как М. снимает венец с головы фараона, и о его испытании драгоценным камнем и свечой - М. вкладывает в рот горящую свечу и навсегда остается косноязычным, но т. о. спасает свою жизнь. По приказу фараона М. идет на битву с «ендианами» и побеждает их, выпустив вперед аистов, которые пожирают змей; убив египтянина, М. оставляет Египет и бежит в землю Мадиамскую, берет в жены дочь жреца Рагуила Сепфору, у него рождаются двое сыновей; сподобившись явления Бога в Неопалимой Купине на горе Хорив, М. отправляется к фараону и в состязании побеждает волхвов Анния и Амврия с помощью палицы, полученной от Бога; после егип. казней фараон отпускает евреев, которые уходят, взяв с собой кости Иосифа. Далее следует описание перехода через Чермное м., битвы с амаликитянами, ослаждения вод в Мерре и проч.- в соответствии с Библией; заканчивается апокриф рассказом о смерти М., где арх. Михаил борется за тело пророка с диаволом (Самаилом). В Толковой Палее, к-рая, по мнению исследователей, генетически не связана с Исторической Палеей (см.: Понырко Н. В. Апокрифы о Моисее//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 63-67), апокриф содержит те же сюжетные линии, но значительно расширен за счет более подробного описания библейских эпизодов, вставок других апокрифических мотивов (напр., «Сказания о 12 камнях»), а также христианских толкований и антииудейской полемики (см.: Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г.: Труд учеников Н. С. Тихонравова. М., 1896. Вып. 2. Стб. 475-648). Наиболее пространный рассказ о М. находится в переработке Толковой Палеи - Хронографической Палее (см.: Толковая палея 1477 г.: Воспроизв.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 174-200; Понырко Н. В. Андрей Денисов Вторушин//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 78-81 [Библиогр.]; она же. Семен Денисов Вторушин//Там же. Ч. 3. С. 332-335 [Библиогр.]. Библиогр.: Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев: Перечень списков, сост. по печатным описаниям рукоп. собраний. СПб., 1912. С. 88-128, 161-162; Юхименко Е. М. Новонайденные сочинения выговских писателей// Она же. Выговская старообрядческая пуст.: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 2. С. 47-56. Е. М. Юхименко Иконография Семен Денисов. Миниатюра из Месяцеслова с пасхалией. Выг. 1774 г. (ГИМ. Щук. 837. Л. 1 об.) Семен Денисов. Миниатюра из Месяцеслова с пасхалией. Выг. 1774 г. (ГИМ. Щук. 837. Л. 1 об.) Поморский портрет, в частности изображения Д.,- своеобразное явление старообрядческой культуры посл. трети XVIII - 1-й пол. XIX в. Сохранилось неск. портретов Д., исполненных, как правило, в стилистике поморского искусства в иконописной технике на доске, темперой и чернилами (или акварелью) на бумаге и в тиражной графике. Наиболее ранние изображения являются иллюстрациями, помещенными в рукописях сочинений Д. На миниатюре из Месяцеслова с пасхалией 1774 г. из собрания П. И. Щукина (ГИМ. Щук. 837. Л. 1 об.) Семен Д. представлен с нимбом, прямолично, по пояс, в синей рясе, с Евангелием в левой руке, на к-рое он указывает перстом десницы; на фоне возле плеч - инициалы («С. Д.» с титлами). В др. подобных произведениях, несмотря на использование приемов условной иконописной трактовки формы, нимб отсутствует. Портреты Д. на книжных миниатюрах и настенных листах близки по иконографии - это фронтальные поясные изображения наставников с развернутыми вверх свитками (или листами) в левой руке и с указующим на текст перстом десницы, нередко заключены в овал. На свитках написаны изречения Д.: у Андрея - «Понеже православная и христианская вера еже веровати во Единаго Бога», у Семена - «Всякая предложенная вещь опасна разсмотрением искушенна достоверствуется». В ликах сохраняется индивидуальная характеристика: широкое лицо с морщинами на лбу и щеках, «шапка» рыжих кудрявых волос, окладистая, немного вьющаяся борода средней величины (у Семена Д. кудри только обрамляют лоб, борода меньшего размера). Детали рисунка и надпись имени выполнены с учетом иконной традиции (прориси). В числе произведений такого рода - миниатюра «Андрей Денисов» из его Жития, ок. 1810 г., из собрания А. С. Уварова (ГИМ. Увар. 817. Л. 4 об., см. также: РНБ. Ф. 345. Ед. 4. Л. 18 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 625. Л. 10, 11); рисованные листы с его портретом нач. XIX в. (ГИМ, из собрания П. С. Уваровой), 1876 г. работы «изуграфа» Я. С. Суслова (РГБ), кон. XIX в., с подписью: «Сей мудрый философ и правой веры член Андрей Денисов сей ответами почтен» (ГИМ).

http://pravenc.ru/text/171687.html

В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено…»: Очерки о рус. историках 2-й пол. XVII в. и их трудах. М., 1988. С. 86-102; он же. Общерусский летописный свод кон. XVII в. в собр. И. Е. Забелина//Рус. книжность в XV-XIX вв. М., 1989. С. 183-209; он же. Первое ученое родословие в России: «Генеалогия» Игнатия (Римского-Корсакова)//Ист. генеалогия. Екатеринбург, 1993. Вып. 1. С. 16-22; он же. Творческое наследие Игнатия (Римского-Корсакова)//ГДРЛ. 1993. Вып. 6. Ч. 1. С. 165-248; он же. От летописания к исследованию: Рус. историки посл. четв. XVII в. Ч. 1. М., 1995. С. 30-213; он же. Начало ист. науки в России: Неизв. труд Игнатия (Римского-Корсакова)//Вестн. РАН. 1999. Т. 69. 3. С. 256-267; он же. Европейский историк в России XVII в.//Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. М., 2000. Вып. 1. С. 69-86; Шашков А. Т. Сибирский митр. Игнатий и «дело» Иосифа Астомена//Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 36-49; он же. «Путное шествие» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) по Сибирской епархии в кон. XVII в.: Планы и реальность//Рус. старожилы: Мат-лы 3-го Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири». Тобольск; Омск, 2000. С. 337-339; Белоброва О. А., Богданов А. П. Игнатий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. 1993. С. 26-31; От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки Рос. провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 88-99; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 165-173; Софронов В. Ю. Светочи Земли Сибирской: Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Екатеринбург, 1998. С. 71-75; Журавель О. Д. Житие Симеона Верхотурского: К изучению лит. творчества Игнатия (Римского-Корсакова)//Источники по рус. истории и лит-ре: Средневековье и Новое время. Новосиб., 2000. С. 73-93; Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим док-там: Указ. имен//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С.

http://pravenc.ru/text/293471.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010