Вопрос шестой: А как Христос говорит: «Не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ? И снова: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» , – а ты говоришь, что и ангелы не ведают, Кто есть Бог и где Он? Ответ : Как в полдень сияющий и посылаемый солнцем свет мы видим ясно, но само солнце, каково оно, мы увидеть и познать не в силах, но говорим, что поистине видим его, так и ангелы и святые сияющую подобно молнии славу Духа созерцая, в ней и Сына, и Отца видят. Но не так грешники и нечистые, ибо они подобны слепцам и бесчувственным. Как слепцы не видят сияющий свет чувственного солнца, так и они божественный и вечно сияющий свет не видят и не чувствуют теплоты его. Вопрос седьмой : Что же видят чистые умом и сердцем? Ответ: Поскольку Бог – это свет , и свет ярчайший, то видящие Его видят не что иное, как свет. В этом уверяют видевшие лик Христов, просиявший подобно солнцу, а одежды Его ставшие как свет , и апостол Павел, видевший Бога как свет и обратившийся в познание Его , и мириады других святых. Вопрос восьмой: Почему же Бог не всеми виден, ведь Он – вечный и вечносияющий свет? Ответ: Потому что так Бог устроил от начала, чтобы тьма не имела никакого общения со светом, а нечистое и скверное – со святым и чистым. Ибо наши грехи, как великая пропасть и стена, отделяют нас от Бога . Наипаче же лукавые воспоминания и суетные помыслы становятся высокой стеной и отделяют нас от подлинного света жизни. Ибо Бог есть свет и жизнь. Значит, лишенные сего мертвы душой, суть сонаследники и сопричастники вечного огня и вечной тьмы. Вопрос девятый: Не достигшие таких мер не сподобляются спасения? Ответ: Когда Господь говорит «обители многи у Отца Моего суть» , то понятно, что путей спасения множество. Все же они совершаются на одном пути покаяния через воздержание от зла, через милостыню или странничество, или какого другого благого дела исполнение к д Игумен Иларион (Алфеев), Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание, СПб, 2001, с. 43.

http://bogoslov.ru/article/4775861

Как хочется откликнуться на благовестие! Но смущает слово иго, кажущееся нам пугающе-безрадостным. Что означает оно? Иго – это ярмо, деревянный хомут на рабочий скот или, иносказательно, - тягость нравственная, гнет управления, чужеземного владычества, рабство. Иных, более привлекательных толкований, в «Словаре великорусского языка» Владимира Даля нет… Обратимся к языку евангельского подлинника - греческому. Здесь ждут нас удивительные открытия. Вот одно из них: в древности словом иго - дзюгон (здесь и далее – транслитерация, т.е. буквы греческой письменности переданы буквами русского алфавита) - эллины обозначали первое или высшее место в государстве! Прочитаем девятнадцатую главу Евангелия от Матфея. В ней, на вопрос апостола Петра: «Мы оставили все и последовали за Тобою, что же будет нам?», Иисус - Бог и Царь - обещает Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». (Мтф.19,27,28). Между тем греческий глагол дзэюгнюми - впрягать, запрягать, от которого произошло слово иго, означает еще и связывать, соединять, особенно связывать и соединять узами брака. И мы вновь прикасаемся к чудесной тайне Слова: ведь именно Христос «бывает женихом, а невестами – души всех тех, с которыми соединяется Творец и они с Ним взаимно, и (тогда) происходит брак» (св. Симеон Новый Богослов). От этого же глагола связывать, соединять родилось эллинское слово дзэюгма. Так греки называли и ярмо, и соединение нескольких кораблей для различных целей. Корабль - это библейский символ ума. «Божество есть Ум, имеющий Слово и Дух, – говорит святой Симеон Новый Богослов. - С другой стороны, и человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет в единой душе и ум, и слово, и единое чувство. Ум (человека), соединившийся с Богом верою, познавший Его деланием добродетелей, и сподобившийся зреть Его созерцанием, видит дивные и преславные чудеса».

http://bogoslov.ru/article/492188

1446 Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. С. 117 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1447 Иер.23:23. На церковнославянском точно так же — «Бог приближаяйся Аз есмь глаголет Господь, а не Бог издалеча " _ 1448 Зигабен на Пс.33:19. 1449 Псалтирь в святоотеческом изъяснении, на Пс.33(со ссылкой на Василия Великого и Феодорита). 1450 Пс.72(в славянском переводе — так же «погибнут " _ 1451 Зигабен на Пс.33:19. 1452 Зигабен на Пс.33:19. 1453 Зигабен на Пс.33(с цитатой из Феодорита). 1454 Зигабен на Пс.146(цитируется блаженный Феодорит). 1455 Афонский патерик. С. 201—202 (в житии преподобного Дионисия Олимпийского). 1456 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1457 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1458 Афонский патерик. С. 195 (поучение преподобного Сергия царю Иоанну Васильевичу по поводу поездки на богомолье в Кириллов монастырь, в житии преподобного Максима Грека). 1459 На возношении Святого Агнца. 1460 Феофилакт Болгарский на Ин.13:33—35. 1461 Феофилакт Болгарский на Ин.13:17—19. 1462 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 2. 1. Т. 2. С. 7. 1463 Пушкин А.С. К Чаадаеву (1818)/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 1. М.. 1967. С. 332. 1464 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»: 1465 Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 30. С. 157 (разрядка везде наша. — иг. Ф.). 1466 В Последовании ко Святому Причащению молитва 7, святого Симеона Нового Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

593. Наставление 11 о молитве. 594.  …жилище Его (Пс. 75, 3). 595. Ин. 14. 27. 596.  Господи! Ты даруешь нам мир! (Ис. 26. 12). 597. Четьи-Минеи, 19 июня. Житие преподобного Паисия Великого. 598.  …ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30. 25). 599. Наставления 3 и 4. О мире душевном и о хранении его. Москва, издание второе 1844 года. 600.  Ибо Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей (Рим. 14. 17–18). 601. Поучение преподобного аввы Дорофея о смирении. 602.  …мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4. 7). 603.  Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28–29). 604. Слово 25, гл. 3 и 27. 605. Слово 48. 606. Слово о думающих оправдаться делами, гл. 35. 607. Слова 25, 28. 608. Преподобный Симеон Новый Богослов называет такое состояние нашего естества раздранием его. Слово 3. 609. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 10. 610. Ср.: Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать (Пс. 100. 4). 611. Лествица. Слово 29, гл. 10. 612. Слово 28, гл. 38. 613. Пс. 103. 20–21. 614. Преподобный Нил Синайский. Главы о молитве, гл. 61. 615.  Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. — [Ср.: Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» (Пс. 125. 1–2)]. В Псалтири повсюду под именем языков разумеются, в таинственном значении, демоны. Тогда подвижник познает избавление свое от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистой молитвой, всегда соединенной с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

59. Тот, кто сохраняет это неизгладимым в своем разуме, будучи поучаем, вразумляем или обличаем, никогда не смутится сердцем, потому что впадающий в эти грехи – я имею в виду прекословие и неверие своему духовному отцу и учителю – жалким образом низводится еще при жизни в глубину и бездну ада и становится домом сатаны и всех его нечистых сил как сын неверия и погибели. 60. Прошу тебя, [чадо] послушания, постоянно вращать это в разуме твоем и бороться со всем усердием, чтобы не попасть в адские мучения, о которых сказано выше, но каждый день горячо молись Богу и говори так: «Боже и Господи всех, имеющий власть над всем дышащим и над всякой душой, Ты один способен исцелить меня; услышь моление мое, ничтожного [раба Твоего], и гнездящегося во мне дракона истреби, уничтожив его дуновением Всесвятого Твоего Духа. И удостой меня, нищего и лишенного всякой добродетели, со слезами припадать к ногам святого отца моего, и его святую душу привлеки к состраданию и милосердию по отношению ко мне. И дай, Господи, смирение сердцу моему и помыслы, подобающие грешнику, решившему обратиться к Тебе, и не оставь до конца душу, которая однажды сочеталась с Тобой, исповедала Тебя, избрала Тебя и предпочла всему миру. Ибо Ты знаешь, Господи, что я хочу спастись, хотя мои дурные привычки и ставят мне препятствие. Но Тебе, Владыко, возможно все, что невозможно людям». 61. Те, кто во дворе благочестия со страхом и трепетом положили хороший фундамент веры и надежды и незыблемо утвердили ноги свои на камне послушания духовным отцам, слушая, как из уст Божиих, то, что они заповедуют, и без колебаний, со смирением душевным, созидают дом на этом фундаменте послушания – быстро преуспевают и достигают этого великого и первого преуспеяния: отречения от себя. Ибо исполнение чужой, а не своей воли производит не только отречение от своей души, но и мертвость по отношению ко всему миру. 62. Тому, кто прекословит своему отцу, сорадуются демоны, тому же, кто смиряется до смерти, удивляются ангелы. Ибо такой человек совершает дело Божие, уподобляясь Сыну Божию, исполнившему послушание Своему Отцу даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

600. Ибо Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей (Рим. 14:17–18). 601. Поучение преподобного аввы Дорофея о смирении. 602. …мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4:7). 603. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28–29). 604. Слово 25, гл. 3 и 27. 605. Слово 48. 606. Слово о думающих оправдаться делами, гл. 35. 607. Слова 25, 28. 608. Преподобный Симеон Новый Богослов называет такое состояние нашего естества раздранием его. Слово 3. 609. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 10. 610. Ср.: Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать (Пс. 100:4). 611. Лествица. Слово 29, гл. 10. 612. Слово 28, гл. 38. 613. Пс. 103:20–21. 614. Преподобный Нил Синайский. Главы о молитве, гл. 61. 615. Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. — [Ср.: Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» (Пс. 125:1–2)]. В Псалтири повсюду под именем языков разумеются, в таинственном значении, демоны. Тогда подвижник познает избавление свое от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистой молитвой, всегда соединенной с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. 616. …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже (Пс. 50:19). 617. О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде [то же самое — Ред.] писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Бог человеколюбив, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — «но Он человеколюбив к тем, которые чувствуют Его человеколюбие, кто почитает Его и благодарит, как подобает» [ 1176 ]. Бог хочет спасения всех людей, Богочеловек Господь распялся за всех. Милосердие Божие не имеет границ, человеколюбие Божие беспредельно. Святитель Григорий Палама, глубоко проникнутый этими истинами, возглашает: «Увы! Как я смогу вынести невыносимые мучения, если не заслужу покаянием, пока есть еще время, человеколюбие Судии?» [ 1177 ] Это имел в виду и святой Иоанн Дамаскин, составляя скорбное Последование о усопших, об этом он и пел, рыдая: «Безмерна есть блудно живущим мука […], слезы недействительны и суд без милости» [ 1178 ]. Итак, читатель мой, «справедлив Суд Божий», как пишет, размышляя на эту тему, святитель Кирилл Александрийский: «Справедлив Суд, ибо Бог звал меня, но я не послушал; Бог учил меня, но я не внимал; меня убеждали, а я смеялся; уже изучив Божественное слово и поверив ему, я провел годы своей жизни в нерадении, небрежении, беззаботности, легкомыслии, головокружении от грехов и порочных радостях; месяцы и дни мои были заполнены трудами, стремлениями и усилиями ради временного, тленного, земного» [ 1179 ]. И преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Сам Господь Иисус Христос призывает всех, говоря: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Ин. 12, 35). Спешите путем покаяния, спешите на путь заповедей Христовых. А если не захотим послушаться Господа нашего Иисуса Христа и не постараемся, пока мы еще живем здесь, обрести от Него Царствие Небесное внутри нас, то когда отойдем туда, услышим справедливые слова, которые Он скажет нам: что же вы ищете теперь то, чего не хотели брать, когда Я давал вам? Сколько раз Я просил вас потрудиться ради того, чтобы Я мог дать вам Царствие Небесное, но вы не захотели и отвергли это, предпочтя земное и таенное; чего же вы хотите теперь? Какими же делами и какими словами надеетесь вы отныне обрести Царствие Небесное? Ведь сейчас уже не время труда, но время воздаяния» [ 1180 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Более подробно анализирует эту тему преподобный Симеон Новый Богослов в своих «Словах» которыми мы завершаем этот параграф. Он пишет: «Если святые станут подобны Богу и познают Бога так, как Бог познал их и как знает Отец Сына и Сын Отца, то и святые будут видеть и узнавать друг друга. Но даже и те, кто никогда не видел друг друга во плоти в этом мире, там будут знакомы». Обращаясь к тем, кто сомневается в этой истине, преподобный укоряет их следующим образом: «Как не стыдитесь вы говорить, и спрашивать, и учить тому, чего не знаете, как будто обогатились ведением, превосходящим наши силы, и как будто вы поставлены учителями от Бога? Посему, как невозможно, чтобы Отец не знал Сына или Сын Отца, так и святые, став богами по благодати, имея внутри себя обитающего в них Бога, не могут не узнавать друг друга, но будут вечно смотреть каждый на славу другого и на свою собственную, как Сын смотрит на славу Отца, а Отец на славу Сына. Но какого рода будет слава святых? Такого же, как и слава Сына Божия. И это Сам Он открыл Своими устами, говоря: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22). Ты видишь, что слава, которая предвечно была дана Богом Отцом Сыну, такою же дана и от Сына святым, и все они едино!» После этого рассуждения преподобный Симеон Новый Богослов делает вывод: «Итак, те, кто говорит, будто святые не увидят и не узнают друг друга, когда придут в зрение Бога, те пребывают во тьме и не получили еще части у Бога и поистине не видели и не познали Бога. Но они говорят и утверждают то, чего не знают и никогда не видели. Ибо они говорят, что святые и тогда будут находиться как бы в экстазе, как и здесь они иногда приходят в божественный экстаз, забывая при этом и самих себя, и всех окружающих. И отсюда ясно, что утверждающие это неверно понимают Божественные Писания, полагая, что святые и там пребудут в том же отчуждении и экстазе, как бывает у них здесь. Им случается слышать, что такой–то святой пришел в видение Бога, и что ум его восхищен, и что столько–то дней и ночей он провел, совершенно не вспоминая ни о чем земном, забывая со всем прочим и о своем собственном теле, и что он прилепился к этому видению всей своей душой и всеми своими чувствами. И, слыша об этом, они помышляют, что нечто подобное произойдет и в иной жизни, в Царстве Небесном, и совершенно не знают божественного, и духовного, и невидимых таинств незримого Бога, непонятных и неведомых непросвещенным во тьме […]. На самом же деле мы не будем там лишены узнавания и видения друг друга, ибо как призваны мы радоваться сиянию и видению Божественного света все яснее и яснее, так призваны мы знать Бога и видеть Его и друг друга все с большей ясностью, с невыразимой радостью и ликованием во веки веков».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

в этом молитвенном видении имеются различные меры и разделения дарований. До пришествия в это состояние действует молитва " потому что еще не прекратились мысли, без прекращения которых не может прекратиться молитва и наступить состояние превыше молитвы, ибо движения языка и сердца в молитве суть, ключи ее, а совершающееся после этого есть вход в клеть. Здесь да перестанут действовать всякие уста и всякий язык, и сердце - этот хранитель помыслов, и ум-этот кормчий чувств, и мысль быстро и повсюду летающая птица. Всякое искусство и знание их да прекратятся, здесь же остановится ищущий: пришел Домовладыка. Преподобный Исаак Сирин (82, 259). Блаженны те, которые ежечасно приемлют очами ума неизреченный Свет. Они и каждый день проведут достойно и проживут все время свое в духовном радовании. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 57). Должно... видеть и созерцать Судьбы Божии оком веры, духовного разума и, не позволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, благоговейно погружаться в Священное недоумение, в Священный Духовный мрак, который-вместе и чудный Свет, закрывающий Бога от умственных взоров и человеческих, и ангельских. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 81-82). Кто видит Бога, тот в этом видении уже все имеет, что состоит в списке благ: бесконечную жизнь, вечное нетление, бессмертное блаженство, нескончаемое царство, истинный свет, духовную и сладостную пищу, неприступную славу, непрестанную радость и всякое другое благо. Святитель Григорий Нисский (18, 438). Блаженны те, которые от всей души стремятся войти во свет, презрев все прочее. Если они и не имеют успеха войти в этот свет в настоящей жизни, то уйдут из нее с благой надеждой и потом обретут его, каждый по мере своей. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 57). Тогда же увидим " лицем к лицу " " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13, 12). Настоящее тень будущего. Ибо в святом Крещении мы видим образ воскресения, а тогда воскреснем. Здесь видим прообразы Владыки, а там увидим Его Самого. Это значат слова " лицем к лицу " . Блаженный Феодорит (113, 98).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Вначале нужно снова подчеркнуть, что Сам Христос и является Царством Небесным. Он и является Светом истинным, Который воссияет в Своем пришествии, чтобы судить людей. Преподобный Симеон Новый Богослов , обращаясь ко Христу, говорит: Ты – Царство Небесное, Ты – земля, Христе, кротких, Ты – зеленеющий рай, Ты – чертог божественный, Ты – палата неизреченная, Ты – трапеза для всех, Ты – хлеб жизни, Ты – новейшее питие… Он добавляет, что Христос, Который есть неприступное Солнце, воссияет среди святых. И тогда все засияют в меру своей веры, деяния, надежды, любви, своего очищения и просвещения, исходящего от Его Святого Духа. Разные обители, которые будут в раю, – это «различные меры любви и Твоего созерцания» 225 . Следовательно, в меру своей чистоты человек и засияет Светом Божиим. Пришествие среди людей Солнца правды обнажит все. Таким образом понимается и слово апостола Павла: Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол. 3,3–4 ). Согласно с ним и другое его слово: Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть ( Еф. 5,13 ). Все делавшие в своей жизни божественные дела будут во Свете, а содетели пороков, как учит преподобный Симеон Новый Богослов , «будут находиться во тьме наказаний». Посреди же них будет великая пропасть 226 . Так Христос Своим явлением откроет образ жизни людей, все их бытие, все то, что находится в глубине их сердец. Это откровение и есть вечная жизнь или вечная мука, потому что первое является приобщением к Богу, а второе связано с неприобщением, непричастностью Богу. То, что произойдет в иной жизни, что произойдет во время будущего Суда, происходит уже здесь. Святитель Григорий Палама говорит, что Христос – Солнце правды, невечернее, подлинное и вечное. В нем сейчас пребывают души святых, в то время как тогда, в будущей жизни, в нем будут пребывать и их тела. Те, кто не кается еще сейчас, хотя и наслаждаются чувственным солнцем и утешаются другими творениями Божиими, живут вне Света и тогда, в будущей жизни, окажутся очень далекими от Бога и будут преданы вечной муке 227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010