Беседа XV. О первом члене символа веры Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о служении ангелов и сказали, что оно состоит в том, что ангелы прославляют Бога и возвещают волю Его людям. Но этим не ограничивается служение их. Ангелы невидимо присутствуют при наших молитвах и церковном богослужении, молятся и ходатайствуют за нас пред Богом. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на небеси ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом; и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). Ангелы наблюдают за нашею жизнью, знают все, что происходит с нами, и радуются, когда мы делаем добро и обращаемся на путь истинный. Тако глаголю вам, говорит Иисус Христос, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся ( Лк.15:10 ). Таким образом, ангелы принимают в нас участие. Мало этого, каждому христианину, при самом крещении, дается Богом особый ангел, так называемый Ангел Хранитель. Ангел хранитель сопутствует человеку до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. «Ангелы Господа», говорит пророк Давид, «ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их» ( Пс.33:8 ). Об ангелах хранителях говорил и Иисус Христос в следующих словах: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Под малыми здесь разумеются христиане, и каждый из них, по слову Спасителя, находится под охраною своего ангела. Самое название ангела хранителя взято из Священного Писания , и именно из следующих слов: Ангелам своим заповесть о Тебе, сохранити тя во всех путех Твоих ( Ис.90:11 ). Ангел хранитель является помощником и заступником христианина от злого духа, дьявола, в страшный час смерти. Но, братие, наш ангел хранитель тогда только находится в общении с нами, когда мы слушаемся внушений его и стараемся жить по заповедям Божиим. Если кто не заботится о жизни своей, от того удаляется ангел хранитель, и им овладевает злой дух-дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXII. О первом члене символа веры. О промысле Божием Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимыми Вы знаете, братие, что, по свидетельству слова Божия, Бог есть наш Промыслитель. Промысл Божий простирается на все творения, особенно же на человека. Бог, говорили мы с вами, дарует ему все необходимое для жизни, оберегает его от всякого зла, особенно заботится Он о праведниках, Он же промышляет о всем роде человеческом, устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Этот промысл Божий научает нас, братие, прежде всего славить и благодарить Бога, Который по благости Своей промышляет о нас. «Когда будешь есть и насыщаться», говорится в книгах Моисеевых, «тогда благословляй Господа Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе» ( Втор.8:10 ). «За все благодарите Господа: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе», убеждает апостол Павел ( 2Сол.5:18 ). Если, братие, Господь промышляет о нас, то мы должны возлагать нашу надежду на Него в полной уверенности, что все, что с нами ни случается, Он устроит ко благу, и все бывает по воле Его. Не две ли птицы, говорил Иисус Христос, ценятся единым ассарием? И ни едина от них падет на земли, без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц лучше есте вы ( Матф.1:29–31 ). «Все, живущии на земле, ничего не значат», говорится в книге пророка Даниила, «по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противится руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?» ( Пс.4:32 ). Царь Давид исповедует: «с небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает Он, взирает на всех живущих на земле. Он сотворил все сердца их; Он и вникает во все дела их» ( Пс.32:13–15 ). Надеясь на промысл Божий, мы должны, братие, обращаться к Богу с молитвою во всех наших нуждах, памятуя слова Спасителя: аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, колъми паче Отец ваш небесный дает блага просящим у Него ( Мф.7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXXVII. О третьем члене символа веры. О значении учения о жизни Иисуса Христа для спасения людей Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. В прошедшей беседе мы говорили с вами братие, что Господь Иисус Христос учил нас вере в Бога и заповедям Божьим. Этим учением, говорили мы, Он совершил, между прочим, наше спасение. Как важно учение Его в деле нашего спасения, – это видно из того, что Господь сравнивает его с семенем. Однажды Он предложил своим слушателям такую притчу (рассказ): «вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно в сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». В этой притче Господь под сеятелем разумел Самого Себя, под семенем – Слово Божие, учение Свое, под землею – сердце человеческое. Под семенем, упавшем при дороге, разумеются люди легкомысленные, в уме и сердце которых не пускает корней учение Христово. Под семенем, упавшим на каменистую почву, разумеются люди, окрепшие в других привычках, которые вначале увлекаются учением Христовым, но затем, при гонениях, прельщениях и вообще неблагоприятных условиях, отказываются от него, потому что оно не пустило в них глубоких корней. Под семенем, упавшим в терние разумеются люди, которые слушают учение Христово, но вследствие привязанности к земной жизни подавляются житейскими заботами и забывают это учение, так что оно не приносит в них плода. Наконец под семенем, упавшим на добрую землю, разумеются люди, которые слушают учение Христово, принимают его, живут по нему, так что оно дает добрые плоды. – Из этой притчи, братие, мы видим, что учение Христово приносит в нас плод и доставляет спасение нам в том только случае, когда мы принимаем его всем сердцем и поступаем по нему. Как семя есть начало жизни растения, так учение Христово, усердно приемлемое Христианами, становится в них семенем новой, святой и бессмертной жизни. Христиане, по словам апостола Петра, «возрождены не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век» ( 1Пет.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

будут мне нужны при объяснении 3-го члена Символа веры . Почему Спаситель называется единородным Сыном Божиим? Что открыл нам Бог о времени рождения Спасителя? Как говорит об этом 2-ой член Символа веры ? Назовите мне божественные свойства Сына Божия, указанные во 2-м члене? Итак, вы знаете, что Сын Божий пребывал вечно с Богом Отцом и Богом Духом Святым. И вот вечный единородный Сын Божий пришел на землю, чтобы Своей Пречистой Кровию омыть наши грехи. Сын Божий и до Рождества Своего был на земле и повсюду, но был, как Бог, невидим. А в праздник Рождества Христова мы вспоминаем, как Бог Сын родился на земле от Св. Девы Марии, родился как человек. Вспомните, что сказал архангел Гавриил Деве Марии, когда пришел возвестить Ей благую весть. Он сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус... Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... тем же и рождаемое Свято наречется Сыном Божиим. Архангел Гавриил сказал Деве Марии, что от Духа Святого и от Неё Девы Марии родится (как человек) Сын Божий. Для чего сошел Сын Болий на землю? Мы знаем, что Сын Божий вездесущ; отчего же мы говорим, что Он сошел на землю? От кого родился Спаситель на земле? Из Евангелия видно, что Иисус Христос, как человек, чувствовал и голод, и жажду, и усталость. Он страдал на кресте и умер как страдал и умер бы всякий человек. Но вместе с тем Спаситель был и Богом. Он страдал и умер, но через три дня, как Бог, воскрес; когда Он беседовал с окружающими, то видел все их помышления. Не можете ли вы сами указать мне несколько примеров из Евангелия, из которых видно, что Иисус Христос на земле был не только человеком, но и Богом? Мы веруем, что единородный Сын Божий для нашего спасения сошел на землю, т. е. родился на земле, как человек, от Святого Духа и Девы Марии, и сделался истинным человеком, не переставая быть Богом. Для чего сошел с неба единородный Сын Божий? Как понимать слова: сошел с неба? От кого родился Сын Божий, как человек? Веруя, что Иисус Христос – истинный Бог и вместе с тем подлинно человек, как мы Его называем? Это третий член Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В двенадцатом члене символа веры говорится, братие, о жизни будущего века, т. е. о той, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова. Как вы знаете, братие, после воскресения мертвых совершится страшный суд, на котором Господь произнесет окончательный приговор праведникам и грешникам, а затем последует и исполнение его. И идут сии (т. е. грешники), сказал Господь, в муку вечную: праведницы же в живот вечный ( Матф. 25:46 ), таким образом, для праведников наступит жизнь вечная, а для грешников наступят вечные мучения. Для праведников, т. е. для верующих, любящих Бога и делающих добро эта вечная жизнь будет столь блаженная, что мы теперь этого блаженства и вообразить не можем. Апостол Иоанн говорит: «возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будет. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Равным образом и Ап. Павел, словами пророка Исаии свидетельствует: «не видех того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Этот же апостол, сообщая о себе, что он был восхищен в рай, говорит, что он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:4 ). Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе, и от соединения с Ним и со святыми. Блаженны чистии сердцем, говорит Господь, яко тии Бога узрят ( Матф. 5:8 ). Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Нынешнее наше познание о Боге не полно, а тогда праведники будут иметь полное знание. «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, говорит Ап. Павел, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ). К этому присоединится блаженное соотношение праведников между собою и с Ангелами, ибо все они не только приступят, но и действительно приобщатся ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных, на небесех написанных ( Евр. 12:22–23 ); все возлягут с Авраамом, и Исааком, и Иаковом во царствии небесном ( Матф. 8:11 ); все едино будут ( Ин. 17:21 ), как дети одного общего Отца, который будет всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В первом члене символа веры сказано, братие, верую во единаго Бога Отца. Сказано: «верую», не просто «во единаго Бога», но прибавлено Отца. Это должно понимать в отношении к Таинству Св. Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух Троица единосущная и нераздельная. Эта тайна особенно открылась при крещении Иисуса Христа. Иисус Христос – второе лицо Св. Троицы крестился в Иордане от Иоанна Крестителя. В то время как Он выходил из воды, Дух Святой сошел на Него в виде голубя и слышен был голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь , Он сказал им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена. В своих беседах с евреями и учениками Иисус Христос в отдельности учил о Боге Отце, о Себе, как Сыне Божием, и о Св. Духе. Ясно выражает то же учение о Св. Троице и евангелист Иоанн. Трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он ( 1Ин.5:7 ), – говорит о Троих и приписывает им единство. Учение о Св. Троице известно было и в Ветхом Завете, до Иисуса Христа, например, пророку Исаии. Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог Троичен в Лицах. Но впрочем особенно ясных указаний на учение о Св. Троице в Ветхом Завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения. Итак, братие, по учению Православной Церкви мы веруем, что Бог есть един, но Троичен в Лицах. Это выражаем мы и в церковных молитвах, когда говорим, напр., «Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу». Обращаемся к Отцу, Сыну и Св. Духу, но говорим не вам слава, а Тебе. При этом мы веруем, что Лица Св. Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог; но притом так, что в трех Лицах есть един только Бог. При указанном равенстве есть и различие между Лицами Св. Троицы, именно: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В это время два ангела в белой одежде явились им и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящего на небо» ( Деян. 1:11 ). Сошествие Иисуса Христа на землю, Рождество Христово, было состоянием Его умаления, уничижения . Он родился беспомощным Младенцем в бедной, скромной обстановке, почти в полной безвестности и вскоре претерпел гонение от царя Ирода. Напротив, вознесение Иисуса Христа на небо было Его прославлением . В церкви, в день праздника Вознесения так и поют: «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» (тропарь праздника). Вознесясь на небо, Господь Иисус Христос воссел одесную , т. е. по правую руку, Бога Отца. Так мы и говорим в шестом члене Символа Веры – «и седяща одесную Отца». Но Бог есть Дух и не имеет правой стороны, как человек. Значит, это есть образное выражение, которое надо понимать духовно. Постараемся это понять. Из Священной истории мы знаем про Иосифа, сына Иакова, как высоко почтил его фараон, когда Иосиф объяснил ему сны. Фараон снял тогда со своей руки кольцо и надел его на руку Иосифа, затем одел Иосифа в дорогие одежды, возложил на его шею золотую цепь и велел везти его на одной из своих колесниц и провозглашать перед ним: «Поклоняйтесь»! Такие почести воздавались в Египте только царям. Но фараон одарил Иосифа не только царскими почестями, но и царской властью, так что все египтяне должны были повиноваться ему. Если бы мы пожелали кратко и в образной речи выразить эти царственные почести, которые фараон воздал Иосифу, то должны были бы сказать, что фараон посадил Иосифа одесную себя , или по правую свою сторону. Но фараон был земным царем и мог даровать Иосифу только земную власть. Бог же есть высочайший Царь, власть и слава Которого беспредельна. Значит, Иисус Христос и как Сын Божий, и как Богочеловек имеет божественное могущество и божественную славу такие же, как их имеет Бог Отец, значит, Иисус Христос равен Богу Отцу. Вот о вере в Господа Иисуса Христа, вознесшегося в человеческом прославленном теле на небо и во всем равным Богу Отцу и говорит шестой член нашего Символа Веры .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Второй член Символа веры посвящен Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, и здесь настало время поговорить о тайне Святой Троицы. Познавая Божественные свойства, верующий человек постепенно приготовляется к восприятию краеугольной истины христианства – учения о Пресвятой Троице. Бог един по Существу, но имеет три Лица (Ипостаси), каждое из Которых обладает полнотой Божества: Отец, Сын и Святой Дух. Святые отцы, раскрывая и изъясняя догмат о Троице, определяют отношения между тремя Лицами такими понятиями «единосущны» и «равночестны». Одновременно они указывают и на личностные свойства каждой Ипостаси. Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно рождается от Отца; Святой Дух – предвечно от Отца исходит. Молитвенно мы исповедуем Троицу словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». На чем основана наша вера? На святом Евангелии: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). У Отца, Сына и Святого Духа одно. Земной человеческий ум собственными силами без Бога не может возвыситься до этой тайны. Другие монотеистические религии (иудаизм, ислам), основанные на естественном разуме, а не на Откровении, подняться до этой тайны не могли. Уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. Уже в начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:26-27 ). Слова «сотворим человека» указывает на множественность лиц, а «сотворил его» указывает на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места: — И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас ( Быт.3:22 ). — И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6-7 ). Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре он увидел трех пришедших путников. Он побежал им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:3 . Явились три мужа, а Авраам обращается к ним, как к одному – Владыка. О 3 ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ Нас ради людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившагося от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

Как мы называем этот день? – День Вознесения. С какого места Господь вознесся на небо? – С горы Елеон. Кто был очевидцем Его вознесения? – Все Его верные ученики. Почему Господь вознесся на небо? – Потому что Он завершил Свое служение людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание. Он вознесся на небеса в человеческом облике? – Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых. Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям? – Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых. Что означают слова: сидяща одесную Отца? – Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он сказал Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). 2.1.7. Седьмой член Символа Веры Как звучит седьмой член Символа Веры? – И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. Чему нас учит седьмой член Символа Веры? – В нем говорится: – о Втором пришествии Христа; – о Суде Его над живыми и мертвыми; – о Его вечном Царстве Небесном. Будет ли Второе пришествие Христа отличаться от первого? – Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, послужил людям и пострадал за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых. Как Он Сам говорит о Своем Втором пришествии? – Он сказал: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф.25:31–32 ). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их. Существует ли какое-нибудь описание Его Второго пришествия? – Существует несколько описаний. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Сол.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (то есть по правую сторону Бога) 85 . Иисус Христос вознесся на небо не Божеством Своим, потому что, как Бог, Он всегда пребывал и пребывает на небесах, а человечеством – со Своим человеческим прославленным телом и с человеческою душою. Значение выражения: «седяща одесную Отца» . Слова Символа веры седяща одесную Отца надо понимать духовным и высшим образом 86 ; именно они означают то, что вознесшийся на небо Христос и по своему человечеству имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (дана Мне всякая власть на небе и на земле), сказал Спаситель апостолам перед Своим вознесением на небо. ( Мф.28:18 ). Значение вознесения Господа Спасителя в деле нашего спасения . Вознесение Иисуса Христа на небо есть полнейшее выражение Его прославления и завершение дела нашего искупления. Через Свое вознесение Господь открыл людям путь на небо к участию в той славе, какую Он Сам получил по человечеству. Вознесшись на небо, Иисус Христос послал от Отца в мир Духа Святого, просвещающего и освящающего всех истинных членов Его церкви, и ходатайствует за нас перед Отцом Небесным, Который ради бесконечных заслуг Своего Единородного Сына прощает кающимся грешникам их согрешения. О седьмом члене Символа веры Седьмой член Символа веры читается: (Верую в Господа Иисуса Христа) и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца. Общее содержание седьмого члена . Здесь говорится о втором пришествии Иисуса Христа на землю, всеобщем суде и бесконечном царстве Его. Второе пришествие Господне . Что Сын Божий Иисус Христос паки, то есть опять, придет на землю, об этом ясно говорится в св. Писании. Ангелы, явившиеся апостолам на Елеонской горе тотчас после вознесения Господа, сказали: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:11 ). Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (то есть придет в том же прославленном теле, с которым Он вознесся на небо, и так же – на облаках).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010