От Христа и во Христе страдание праведников получило смысл. Все тайновидцы и слуги Бога-Слова в совершенстве познали учение своего Господа о неминуемости страданий праведников в земной жизни. вот , что пишет апостол Иаков: «Сокрушайтесь , плачьте и рыдайте; смех ваш да обратиться в плач, и радость – в печаль…Вот мы ублажаем тех, которые терпели»..» ( Иак.4:9; 5:11 ) и апостол Петр: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно от различных искушений дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего хотя и огнем испытываемого золота к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите и Которого доселе не видя но веруя в Него радуетесь радостью неизреченной и преславною» ( 1Петр. 1, 6–8 » и продолжает: «..что за похвала если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдая терпите это угодно Богу…потому что и Христос пострадал за нас оставив нам пример дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:20–21 ). Разве это не совпадает со словами самого Господа: «..где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12,26 ). И если христиане терпят страдания, знают ради чего терпят и страдают с упованием: «..если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим. 2, 11–12 ). И все апостолы поторяют слово Учителя «Радуйтесь»! " «Вот, – скажет кто-то, – поднялись ныне ветры и бури, чтобы разрушить Церковь Его» – таким ответит Он Сам «Что вы так боязливы, маловерные»?» ( Мф. 8,26 ). Разве не сказал Он: «..в вихре и в буре шествие Господа» ( Наум.1,3 ) Христианские народы с первых веков христианства терпели гонения, терпят и сейчас, ибо знают не только волю Господина своего, но и Его неимерную любовь, явленную миру в Сыне Божием, Спасителе мира. Никто не пострадал на протяжении истории так, как православные народы, и особенно в 20 веке. В двух Мировых войнах, в которых палачи православия пролили столько невинной крови, что сами утонули в ней. Например Росия и Балканы. За последние 50 -ти лет неколько поколений русских прошли сквозь огонь русско-японской войны, первой революции 1905 года, октябрьской революции 1917 года, Первой Мировой войны за сестру-Сербию, Второй Мировой войны , послевоенные испытания. Прошла и все вынесла. И мы не преувеличим, сказав, что в те времена плоды жатвы Господней насчитывали сотни миллионов. Прибавим к ним многомиллионную жатву на православном Балкане за последние пятьдесят лет, сербов, греков, болгар в балканских войнах 1912–1913 годов. Прибавим и огромные мученические жертвы сербского народа в Мировых войнах мужчин, женщин, детей, священников и архиеерев, мученически погибших за Православие от рук австрийцев, немцев, римокатоликов, коммунистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Письмо 211. Манойло Й.: кто имеет, тому дано будет Тебя удивляют слова Спасителя:/ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет/( Мф. 13, 12 ). Разве справедливо, спрашиваешь ты, давать богатому, который уже имеет, и отнимать у бедного и то малое, что еще имеет? Так ты рассуждаешь, ведомый духом нашего сурового времени, когда материя заслонила собой главное в человеческой жизни – ее смысл и цель. Если бы здесь шла речь о благах мира, то, действительно, было бы несправедливо взять у нищего и отдать богатому. Это противоречило бы другим словам Спасителя:/Просящему у тебя дай/ 376 . Противоречило бы и притче о богаче и Лазаре, которая говорит о том, что по смерти немилосердный богач оказался нищ, а убогий Лазарь богат 377 . Следовательно, здесь не может идти речь о материальном имении. Если и случается в жизни, что богач обогащается еще больше, а бедный совсем нищает, если и бывает, что последнее имение отнимается у бедного и отдается богатому, то это – символ, образ того, что происходит в духовной реальности. Истинный смысл этих слов Христа понятен из предшествующего. А предшествуют им притчи о сеятеле 378 и о свече, свет которой светит всем 379 . Истина есть свет. Кто вкусил сладость истины, как дара Божия, тот жаждет ее все больше и стремится к ней все сильнее, и ему еще приумножится, чтобы мог другим благовествовать о ней. У святой Варвары не было учителя, но она имела жажду истины и душу, готовую принять ее, поэтому Господь открыл ей богатство истины. Некоторые современные еретики, зажав в кулаке частичку Христовой истины, отбросили полноту ее, которую содержит в себе Православная Церковь . Подобно рабу, закопавшему талант, закопали они частицу истины и ревностно хранят ее от приумножения. Потому отнимется та частица у них и возвращена будет тем, у кого взяли. Они же/думают/, что имеют/всю истину/. Евангелисты иногда дополняют и объясняют друг друга, в данном случае Лука дополняет и объясняет слова Матфея:/ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь/( Лк. 8, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сама эта анафема наложена (на православных иконопочи- тателей) неверно, но в данном случае этот текст представляет для нас интерес в качестве свидетельства о том, что в восточно-христианском сознании этого времени слова «отлучение» и «анафема» бытовали как синонимы. 12 . В Евангелии есть слова Христа: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата, твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скалеи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.28:1517 ). Крупнейший исследователь церковного права епископ Никодим Милошевич по этому поводу замечает: «Это место св. Писания говорит нам, в чем состоит сущность церковных наказаний. Сущность этих наказаний, как мы видим, в том, что христианин, вновь ставший язычником, начинает восприниматься христианами именно как язычник. На него распространяется Христова же заповедь об отношении к нему (как к любому человеку и прежде всего врагу) с любовью. Но он уже не составляет одно духовное целое с остальными христианами. Основатель Церкви, упомянув средства, которые должно употреблять для исправления преступника закона, объявил, что при упорстве его следует лишить общения с Церковью, исключить из Церкви и считать чуждым ей. В лишении общения с Церковью состоит, следовательно, последнее и потому самое высшее наказание, которое церковный суд может налагать на лиц, преступивших ее законы. Под именем общения понимаются все права, получаемые человеком со вступлением его в Церковь , и в частности, право пользоваться благодатными дарами Церкви, из которых высшим яв­ляется таинство св. Причащения», продолжает сербский канонист. 272 13 . Кроме того, можно прислушаться к тому, что говорят об анафеме как высшем церковном наказании богословы-специалисты в области канонического права. «Сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самая продолжительная из записанных молитва Иисуса — та, накануне страданий; причем записал ее лишь четвертый Евангелист. Ее можно назвать молитвой о Церкви . В ней Спаситель молится Своему Отцу о сохранении Апостолов. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Апостолы знаменуют собой первую Христову Церковь. Об этой Церкви молится Христос перед Своей смертью. К тому же возносит Он молитву и о Своей Церкви в ближайшем и далеком будущем, а значит — и о нас, самых отдаленных [по времени]. Ибо говорит: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, — да уверует мip, что Ты послал Меня (Ин. 17,11. 20–21). Как молится родитель о своих чадах, а сеятель — о своих посевах, так Иисус молится обо всех тех, кто остается после Него и верует в Него, через все века и во всех поколениях. Налицо Божественный урок, как [подобает] отцу молиться о своих детях, учителю — о своих учениках, сеятелю — о своих засеянных полях. Трижды Иисус молился Своему Отцу о Себе [Самом]. В первый раз — вознося молитву после Тайной вечери: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мгра (Ин. 17,4–5). Эти слова Господь произнес наперекор иудеям (букв.: из–за евреев. — Ред.), которые всё делали ради стяжания славы человеческой. А ведь и раньше говорил Он им: Не принимаю славы от человеков (Ин. 5, 41); Меня прославляет Отец Мой (Ин. 8,54), — чтобы и мы прославляли Бога и чаяли вечной славы от Него, а не домогались тленной и мнимой славы человеческой. Во второй раз Иисус молился о Себе в Гефсиман– ском саду, перед арестом и страданиями. Пал Он на лице Свое, молясь и глаголя: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26,39). И так трижды. Явился же ему Ангел с небес и укреплял Его… И был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22, 43–44).

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

У апостола Павла есть такие слова: Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол.4:5–6 ). Так что, я думаю, что нужно поступать рассудительно, к каждому находить свой подход и не навязываться к тем, кто не готов или не хочет тебя слушать. Здравстуйте, Юрий. Давайте я вам покажу пример на энциклопедии “Азбука Веры”. Как хорошо, что материал собрали волонтеры в разместили в таком порядке, как здесь — Пять ступеней веры . Я бы многим разослал статьи, которые описывают первые шаги на пути к Богу: Но людям же, которые отвергают Бога, отвергают вышенаписанное и ни разу в церковь православную не приходили в жизни своей, то им нет смысла рассказывать о вещах, которые происходят внутри церкви. К примеру, рассказывать язычнику о Святынях в Церкви Христовой — это и будет метания бисера перед свиньями. Но все мы должны брать пример с Апостолов и прововедовать с рассудительностью по мере своих сил и воможностей. Свидетельствуйте о Христе словом и делом, ведь сказано: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. — Евангелие по Матфею, глава 5 … Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. — Евангелие по Матфею, глава 10 … И притча для вас: О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета. —  свт. Николай Сербский Юрий, на мирянах не лежит обязанность проповедовать, и даже такого права по умолчанию у них нет. Это обязанность епископов и священников, специально на то поставленных. Апостол говорит: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! ( Рим.10:14–15 )

http://azbyka.ru/vopros/gde-hristiane-do...

Усекновение, братья, это третий великий праздник, который Православная Церковь установила в честь и память великого Крестителя Господня святого Иоанна. Этот праздник посвящен его славной смерти – Усекновения главы, и поэтому он дает нам повод и возможность, больше, чем два других посвященных ему праздника, охватить духовным зрением всю жизнь этого духовного великана, первого глашатая и знаменосца Христова, ибо сказано, что трудно вынести окончательный суд о человеке до его смерти. Почему? Это очевидно. Потому что смерть – главный пробный камень героя и героизма. В богатейшей ризнице опыта нашей святой Церкви мы находим очень поучительные примеры. Мы читаем о некоторых христианах, много лет подвизавшихся ради своего спасения, но когда они оказывались перед пробным камнем смерти, они убоялись и отреклись от Спасителя и Бога своего и поклонились идолам. Это равносильно тому, как если кто-нибудь собрал обильную жатву в житницу и поджег житницу, чтобы она сгорела. Читаем и о людях безбожных и распутных, которые всю жизнь уничтожали веру Божию, грехом или мечом, но вдруг опомнились, признали Христа и мужественно положили за него душу, так как будто кто-то долго, долго блуждал по бездорожью и, наконец, нашел верный путь и вышел к родному дому. Первые навлекли на себя вечное проклятие, а вторые получили вечное благословение Божие. Как говорит Всевышний устами своего пророка: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал и творит суд и правду – к жизни возвратит душу свою» ( Иез. 18:24–27 ). Это значит, в чем застанет человека смерть, в этом и будет его судить Господь. Святого пророка Иоанна Господь застал в непримиримой борьбе за закон Божий с Иродом, развратным царем, и даровал ему венец вечной жизни и неувядаемой славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Целью Богопознания является именно приход к Богу, обретение обожения через Божественную благодать. Таким образом, оказывается, что не только методом познания, но и целью познания является Христос. Это следует, в частности, из следующих стихов: «И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Лк.10:22 ), «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). При том, что: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:33 ), миссионер может никогда не узнать, как его слово отзовется в слушающем. Развивая мысль прп. Симеона Нового Богослова о том, что добро сделанное не добрым образом не является добром, митр. Амфилохий (Радович) , Черногорский и Приморский (Сербская Православная Церковь ) констатирует, что подход прп. Симеона определяет главный принцип жизни Православной Церкви и неизменность ее позиции в реализации присущей Церкви исторической миссии Митрополит Амфилохий указывает на константные свойства методов Православия в просвещении народов светом Христовым, а именно: 1 . христоцентричность, христообразность и христоносность всех, и любого, метода, используемого Церковью в миссионерской деятельности; 2 . соборность, как следование за Христом и угодниками Божиими; 3 . преемственность в многовековом опыте святых Божиих, пребывающих в лоне Церкви и использующих миссионерские методы для проповедования и свидетельства Истины. Именно Церковная «практика открывает (вводит в) теорию (богопознание, боговидение)»; 4 . наличие у миссии литургического характера, как «живого дыхания Церкви», имеющего в своем центре Таинство Евхаристии – как факт «присутствия живого Христа в жизни человека и мира», как начало и окончание любого миссионерского деяния. Владыко отмечает: «Эпиклезо-благодатный метод позволяет увидеть, отличить церковную методику от методов сего мира, рукотворных методов, которые неизбежно приводят к постепенному обмирщению Церкви и превращению ее в одну из многочисленных общественно-идеологических организаций, непроницаемых для вечной Истины и ее чудесного света»;

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Явный перевес на стороне бесов, а на чашке добрых дел – почти ничего. И вдруг ангел берет хлеб, некогда с раздражением брошенный нищему, кладет на скудную чашку добродетелей и… она перетягивает… Человек поправился от болезни, покаялся, исправил жизнь свою, стал великим милостивцем, а потом и святым Христовой Церкви. Такова сила милосердия. Поистине: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут.» «Это я себе там дом строю, – говорил почивший Сербский Патриарх Варнава, – и потому отдаю деньги теплыми руками, а то что толку, если они останутся в холодных – ведь с собой их туда не возьмешь.» Радость совершенная В нашей жизни существует закон, при воспоминании о котором не может не сжаться человеческое сердце. Это закон разлуки и расставания. Сколько бы встреч ни было на жизненном пути, все они неизбежно кончаются разлукой. И сколько бы радости и счастья ни давали нам эти встречи, эта радость и это счастье, постоянно омрачаются сознанием неизбежности скорбного конца, иногда медленно, но всегда верно приближающейся, печальной минуты прощания. И извечная скорбь любящего и любимого в том именно и состоит, что они, мучаясь, ищут один другого и находят для того, чтобы вновь потерять. И ныне к этой точащей кровь ране человечества со своим врачевством подходит Святая Церковь. Она ведет нас на Елеонскую гору… И там разлука… Божественный Учитель прощается со Своими учениками. Разрушается союз преданности и любви… Господь покидает апостолов. Но не падают они, сокрушенные этой скорбью. Напротив, по свидетельству Евангелиста, «с радостью великою» возвращаются они в Иерусалим с горы Елеонской. И нет среди них ропота, плача и сетования. Они помнят слова, которые говорил им в прощальной беседе Учитель: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте… В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам, и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я… В мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир»…

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Кто тогда победитель, если не цезарь, не понтифекс и не философ, отвернувшейся от Христа Европы? – Победитель – это русский мужик и сербский крестьянин, по слову Христову: «Кто из вас меньше всех, тот будет велик» ( Лк. 9, 48 ), Кто был самым незнатным и меньшим в XIX веке – в веке великого Бонапарта, «непогрешимого» Пия и неприступного Ницше, – если не русский мужик-паломник по святым местам и сербский крестьянин – борец против полумесяца и освободитель Балкан? Диавольское поле битвы, диавольское священство, диавольская мудрость – вот поприще для императора, папы и философа XIX века. Сербский крестьянин был полной противоположностью всему этому: первое – его князья мужественно боролись за свободу родины и чистоту Православия; второе – его священство претерпело мучения за Христа, и третье – его философией была рыбарская апостольская мудрость. И к нему относятся молитвенные слова Господа и Спаса нашего Иисуса Христа: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф. 11, 25 ). Что открыл Бог младенцам? – Мужескую храбрость, небесную святость и Божественную мудрость, – открыл им все то, что противоположно западному цезарю, папе и философу, как противоположны день и ночь. Если бы Европа осталась христианской, то хвалилась бы Христом, а не культурой. И великие народы Азии и Африки, хотя и некрещеные, но духовно настроенные, это понимали и ценили, ибо каждый из этих народов хвалится своей верой, своими божествами, своими религиозными книгами – Кораном, Ведами и др. Не хвалятся они лишь делами рук своих, своей культурой, но тем хвалятся, что считают высшим себя, действительно наивысшим в мире. Только европейские народы не хвалятся ни Христом, ни Его Евангелием, но своими смертоносными машинами и дешевыми фабриками, и последствия такого самохвальства таковы, что все нехристианские народы возненавидели Христа и христианство. Возненавидев малое, они возненавидели и самое большое: возненавидев плоды Европы, возненавидели и европейского Бога. Но Европу и это не волнует, ибо она прежде всех возненавидела и отвергла своего Бога. К такому незавидному положению привело европейское человечество его ошибочное развитие под влиянием лжецеркви за последние 900 лет, и повинны в этом не европейские народы, а их духовные пастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Большую роль руководство СССР отводило Русской Церкви в налаживании советско-югославских контактов, прерванных в конце 1940-х гг. Уже в начале 1955 г. Сербский Патриарх Викентий демонстративно отслужил молебен в русском храме Белграда. Начал готовиться его приезд в Москву, состоявшийся в октябре 1956 г. А ровно через год ответный визит в Югославию нанес Патриарх Алексий, причем обоих Владык принимали высшие руководители страны 866 . Значительный вклад в осуществление международных акций Русской Церкви продолжал вносить митрополит Николай; неслучайно в августе 1955 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Новые мотивы зазвучали в отношениях Московской Патриархии с Ватиканом, экуменическим движением, протестанскими организациями. Окончательно прекратилась прямая конфронтация. Произошел обмен делегациями богословов с Англиканской и Западногерманской Евангелической Церквами. После Эванстонской ассамблеи Всемирного Совета Церквей 1954 г. Патриархия фактически стала принимать эпизодическое участие в экуменической работе. В марте 1956 г. в СССР приезжала многочисленная делегация Национального Совета Церквей Христа США. В ходе переговоров столкнулись две разные точки зрения на способы сохранения мира на земле. Более успешно протекал ответный июньский визит представителей христианских Церквей СССР. На этот раз совещание закончилось опубликованием общего компромиссного коммюнике. Предполагалось продолжить обмен мнениями. Однако 8 ноября 1956 г. президент НСЦХ Е. Блейк письменно попросил Московскую Патриархию сделать «представление властям Вашей страны о том, чтобы венгерскому народу было предоставлено право самому определить свою судьбу» 867 . Патриарх ограничился в конце ноября заявлением об участии в посылке материальной помощи пострадавшим в Венгрии. Это, в свою очередь, вызвало негодование властей. 15 декабря член Совета по делам РПЦ И. И. Иванов с возмущением писал в ЦК КПСС: «До сего времени ни патриарх, ни митрополит Николай... не сказали ни слова против реакции» 868 . В результате встречи с американскими христианами прервались на несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010