Архив Пн Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви 26 декабря 2013 г. 19:15 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года ( журнал ). Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата ( журнал 26 ). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол 1:18). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых , посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф 1:17-23). Церковь, пребывающая на земле, есть не только сообщество верующих во Христа, но и Богочеловеческий организм: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27).

http://patriarchia.ru/db/text/3481089.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Варфоломея (Денисова) при наречении во епископа Балаковского и Николаевского 6 апреля 2022 г. 19:27 6 апреля 2022 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Варфоломея (Денисова) во епископа Балаковского и Николаевского. При наречении архимандрит Варфоломей обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Балаковским и Николаевским. Размышляя о епископском служении, вспоминаю слова Священного Писания, говорящего о высоте архиерейского сана. Епископ, по словам апостола Павла, должен быть страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1:7). Приходят на ум и образы великих святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Филарета Московского, явивших миру высоту архипастырского служения. Слова святого апостола Павла о том, что епископ должен быть силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:9) приводят к осознанию своей немощи и недостоинства. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Страшен для меня сан епископа при мысли о немощи моей». В то же время душа, слыша слова Христа: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16), согревается надеждой на милость Божию, ибо если Господь избрал, то и не оставит Своей всеукрепляющей помощью. Сознавая свою немощь и принося Богу осознание своего недостоинства, дерзаю встать на путь епископского служения. В этот день также вспоминаю свой жизненный путь — те обстоятельства, которыми Господь промыслительно вел меня к монашеству, пастырскому, а ныне и архипастырскому служению. Я вырос в верующей семье, и сегодня в моем сердце — благодарность родителям, сохранившим веру в непростые времена и с малых лет приобщивших меня к жизни Святой Христовой Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5914759.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Корнилию (Синяеву), епископу Волгодонскому и Сальскому 11 сентября 2011 г. 14:00 11 сентября 2011 года за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил хиротонию архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Корнилий! Ныне во время Божественной литургии, совершенной в Троицком храме города Щелково, ты сподобился возложением рук преемников апостольских тайнодейственно воспринять великую благодать архиерейства, облекшись, как и ученики Спасителя в день Пятидесятницы, «силою свыше» (Лк. 24:49). Этот нетварный Божественный дар да озарит и просветит все твое человеческое естество, подавая крепость и разумение, ревность и терпение в совершении многотрудного дела епископского служения. Бережно храни сие безмездно полученное благодатное сокровище. Будь для верных образцом жизни по духу, ибо «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим. 8:6). Свидетельствуй об Истине и обличай неправду, стремись всегда неотступно исполнять заповеди Господни, призывая к тому других, научая благочестию и вере. Следуй завету Апостола о том, что «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением» (Тит. 1:7-9). С младых лет ты возлюбил Господа и Его Святую Церковь и, еще, будучи юношей, решил посвятить всю свою жизнь Богу, приняв в Псково-Печерской обители монашеский постриг. Премудрым Промыслом Вседержителя тебе довелось нести различные послушания в Самарской епархии. Много внимания уделяя храмостроительной деятельности, ты стремился к образованию новых приходских общин, взаимодействуя с местной властью. В настоящее же время Священный Синод, поручая тебе в управление Волгодонскую и Сальскую епархию, возлагает на тебя гораздо более высокую ответственность.

http://patriarchia.ru/db/text/1620024.ht...

Бесспорно, что хотя сознание в необходимости этих изменений и назрело веками и требуются они все настойчивее и настойчивее, тем не менее, решение этого вопроса обставлено такими осложнениями и трудностями, пред которыми всегда останавливалось в нерешительности наше законодательство, и, главным образом, потому, что одновременно с вопросом об упорядочении условий для брака неизбежно возникает вопрос о разводе, встречающий будто бы противоречие в строгих догматах нашей церкви о браке и его нерасторжимости. Нельзя, конечно, не согласиться, что догматы Церкви иными и быть не должны, как строгими и неизменными, и что Таинства, ею освящаемые, а в том числе и брак, не должны и не могут быть никем расторгаемы. Но вместе с тем самой церкви не только принадлежит бесспорное право, но именно на ней самой и лежит обязанность охранять святость совершаемых ею Таинств. Поэтому-то и строго требуется ее догматами для каждого из Таинств наличность условий, при которых они лишь и могут иметь присущую им важность. Так, например: епископ должен быть непорочен (Послание апост. Павла к Тимофею. 3, 2). Кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о церкви Божией? Епископы должны быть хранящие Таинство веры в чистой совести. 5 г. Усмотрев же, что епископ или священник, первоначально вполне удовлетворявшие требованиям своего сана, впали в греховность (пьянство, блуд и др.), Синод лишает их сана и немедленно отлучает от паствы, дабы они своим дурным примером не причинили ей зла и не оскорбляли Церковь своею неприглядною для нее службою. III. То же самое, несомненно, должно быть применяемо и по отношению к браку, потому что и брак как Таинство должен быть признаваем таковым лишь при действительном существовании требующихся для него Церковью условий, а именно: добровольное, торжественное обещание перед Богом и людьми хранить супружескую верность во имя той взаимной любви, которая только и должна влечь к брачному союзу и лежать в его основе. И оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Еванг. Марка. 10, 8.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Болгарская Церковь призывает отменить гейпарад, угрожающий общественным устоям и здоровью нации София, 21 июня 2013 г. Священный Синод Болгарской Православной Церкви сделал специальное заявление в связи с запланированным на 22 июня 2013 г. проведением в Софии так называемого гейпарада, в котором выразил позицию духовенства и православных верующих относительно готовящегося, сообщает официальный сайт Священного Синода . «Любое нарушение Божиих заповедей, – говорится в заявлении, – серьезно вредит душевному миру и гармоничному развитию человеческой личности. Причиной этого становятся и все иные межличностные, семейные и общественные расстройства и конфликты Гомосексуальность, бисексуальность и транссексуальность с противоестественным и особенно пагубным нарушением Божиих заповедей и благословения на супружескую жизнь между мужчиной и женщиной как неотъемлемой основы нормального и благодатного существования человеческого рода, постоянного благоденствия общества и формирования личности ребенка. Нетрадиционная сексуальная ориентация противоречит библейскому повествованию о происхождении и призвании человека, потому что: « И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему/.../И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]». (Быт. 2:18, 22,23). И также о мужчине и женщине сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Бит. 1:27). Из чего следует, что всякое противоестественное взаимоотношение между двумя полами или представителями одного и того же пола является обесцениванием человеческой личности и лишением человека возможности богоуподобления и спасения. Поэтому мы призываем власть предержащих отменить проведение предстоящего гейпарада, угрожающего как общественным устоям, так и здоровью наших детей и болгарской нации в целом.

http://pravoslavie.ru/62307.html

В вечер субботы святой Пятидесятницы Числ чтение. (Гл. 11, 16, 17, 18, 24–30.) Сказал Господь Моисею: собери мне семдесят мужей из старейшин Израиля. о которых сам ты знаешь, что они суть старейшины города и книжники [[Урядники. (Вад.). Надзиратели. (Синод).]] его. и отведешь их в Скинию свидетельства. и станут там с тобою. и сойду я, и буду говорить там с тобою. и уделю от духа, что на тебе, и вложу в них. и вместе с тобою примут на себя напор народа. и не будешь носить их ты один. – и собрал Моисей семдесят мужей из старейшин народа. и поставил их вокруг Скинии. и сошел Господь в облаке. и говорил Моисею. и уделил от духа, что на нем, и вложил в этих семдесят мужей старейшин. когда же почил на них дух, тогда они стали пророчествовать в стане, и потом перестали. и остались два мужа в стане: имя одному Елдад. и имя другому Модад. и почил на них дух. а они были из записанных, но не пришли в Скинию. и пророчествовали они в стане. и прибежав юноша. поведал Моисею, говоря: Елдад и Модад пророчествуют в стане. и ответив Иисус Навин, пред стоящий пред Моисеем, избранник его, сказал: господин мой, Моисей, воспрепятствуй им. и сказал ему Моисей: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы весь народ Господень обратился в пророков! когда бы дал им Господь дух свой! Пророчества Иоиля чтение. (Гл. 2, 23–32.) Вот что говорит Господь: чада Сиона радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем. ибо он дал вам снеди [[Ибо он даст вам учителя праведности. (Мак.).]] праведности. и дождит вам дождь ранний и поздний, как прежде. и наполнятся гумна пшеницею. и через край польются из точил вино и елей, и воздам вам за те годы, в которые пожрала все саранча, и мшица, и черничие [[ τυσ βη. Так и ныне греки называют болезнь виноградника, от которой чернеют и гниют грозды. Я видел это явление на Афоне в 1858 году. Там лечат эту болезнь, посыпая на пораженный ею цвет виноградника горючую серу. Прим. переводч.]], и гусеница: эта сила моя великая. которую я выслал на вас. и будете есть. и вкушая насытитесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В случае передачи судебного дела с местного или регионального уровня на высший уровень епархиальный Преосвященный письменно информирует Патриарха и Священный Синод о ходе предшествующих судебных разбирательств. Предстоятели самоуправляемых церковных округов и управляющие епархиями в отдельных государствах имеют специальное благословение Патриарха и Священного Синода на осуществление постоянных контактов с высшим руководством этих государств. III.11. Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления. 81-е Апостольское правило гласит: " Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных " . О том же говорится и в 6-м Апостольском правиле, а также в 10-м правиле VII Вселенского Собора. В современном контексте данные положения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти (см. V.2). IV. Христианская этика и светское право IV.1. Бог есть совершенство, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным законам есть жизнь, так как Сам Бог - жизнь нескончаемая и полная. Через грехопадение прародителей зло и грех вошли в мир. Вместе с тем, и падший человек сохранил свободу избрать с помощью Божией правый путь. При этом соблюдение богоданных заповедей утверждает жизнь, отступление же от них с неизбежностью приводит к ущербу и смерти, поскольку такое отступление есть не что иное, как отступление от Бога, а следовательно, от бытия и жизни, которые могут быть только в Нем: " Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, который заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... погибнете, и не пробудете долго на земле " (Втор.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Во время обедни искушение по поводу нелепых просфор просвирни, черствых, кривых, кислых, миниатюрных, и по поводу нахождения отца настоятеля в церкви как бы для надзору. Во время великого входа смутился, уязвился, не выговорил наследника и царственного дома из-за пустого случая и по входе был непокоен и умерщвлен и едва восстановил некоторый мир чрез покаяние; Святейший Синод и титул митрополита нехорошо выговорил; после причастия успокоился; заамвонную читал добре, отпуст весь спокойно. На молебне при чтении Евангелия священномученикам не выговорил последних слов: и вы убо будите готови... [ Лк.12:40 ] и прочих не выговорил, – опять мучение, опять покаяние и новое помилование. Слава Богу! Долг христианина – умертвить живущий в нем грех и воскресить, умножить в себе всякую добродетель, или совлечься ветхого человека с деяниями его и облечься в нового, обновляемого по образу Создавшего [ Кол.3:9–10 ]. За вечерней сегодня подвергся я тяжкому искушению, чрез которое и других соблазнил, именно: по причине расстройства желудка выпив дома пред вечерней рюмку водки березовки, я не мог в церкви совладать со своим сердцем и языком, подвергся боязни и смущению и не мог выговорить многих возглашений ектении, путался и переминался; всю вечерню смутно, тревожно совершал. О, какая добродетель в священнике спокойствие и самообладание! На водосвятном молебне (для Марьи Терентьевны Михайловой) я исправился и совершил его бойко. На молебне у Титкова всё было хорошо, победоносно, кроме последних слов отпуста, коих не мог выговорить, смутился и осекся, отчего был потом в беспокойстве у Титкова и по дороге, но за покаяние Господь избавил и дал мир. Христолюбцы! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете [ 1Пет.4:12–13 ]. Сильные и многочисленные искушения от диавола доказывают то, что ты сильно на них вооружаешься, сильно их уязвляешь; тех, кои исполняют их волю, они не тронут и оставляют в покое пагубном, усыпляя их в греховной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот полная Библия и Ветхого Завета, и Нового: читайте ее магометанам, да познают они, что все спасение человеков заключается в действительности страданий и смерти Христовой, что нет ничего ужаснее и ненавистнее для диавола, как Животворный Крест Господа нашего Иисуса Христа... что Иисус Христос действительно пострадал за нас пречистою плотию и душею святейшею и грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, умерши для грехов, жили для правды, и что ранами Его мы исцеляемся. ...Знать мои мысли о средствах, служащих к лучшему устройству миссии здешней, желали вы, избранный из тысячей муж. Желания мои не ограничиваются состоянием миссии во время пришествия моего на земли, которое, как видно, не продолжится. Если Российская Церковь получит российскую Библию, переведенную с оригиналов, то от сей меры, с несомненною верою, буду ожидать преемников по службе моей при миссии, которые будут лучше такого, как я, предшественника; от сей же меры буду ожидать еще того благополучия, что сии добрые делатели будут иметь в здешнем русском народе таких помощников и сотрудников, которые... просвещенным усердием и содействием возвысят успехи миссионеров. Из письма архимандрита Макария в Святейший Синод (26 декабря 1840 года) ...Благотворно и достохвально издание творений Святых Отцов на чистом русском языке. Но святые отцы посылают нас к Священному Писанию , которое все богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен ( 2Тим.3:15–17 ). Святые отцы посылают нас к здравым словесам Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6:3 ), к апостолам Его, которые приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, что и возвещают не такими словами, коим бы научились от человеческой мудрости, но какими научились от Духа Святого (см.: 1Кор.2:12–13 ); Святые Отцы и Апостолы посылают нас к слову пророческому, которое не было произносимо по произволу человеческому и которое изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (см.: 2Пет.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Вот это и изображено в ст. 25: «грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». Ожил человек с пришествием на землю Сына Божия, и глас Его, переданный во уста апостолов и евангелистов, доселе, как во веки, звал, зовет и будет звать к мертвым, да оживут и восстанут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (26 ст.). И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий (27 ст.). Единый источник жизни есть Бог; один Бог есть всесовершенная жизнь, единая и нераздельная во Отце и в Сыне, являющем Отца, и в Духе Святом, исходящем от Отца и животворящем все создание, искупленное Сыном. Отец и Сын едино, ибо веруем в Сына Божия, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного. А посему и жизнь всех таинственных Ипостасей Святой Троицы есть жизнь единая, столько же Отца, сколько и Сына. Посему Сын называется имеющим ту же жизнь, которая принадлежит Богу во Святой Троице поклоняемому; посему-то (выше ст. 21) «якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын ихже хощет живит». Живит же Сын и физически, и нравственно: и воскрешает мертвых после смерти земной, и вводит их в жизнь вечную, и в будущем обещает общее воскресение в телесах всех людей. «Ибо Он (Господь) назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян. XVII:31; русск. синод. перев.). Суд отдан Сыну, «яко Сын человечь есть». Бог , облекшийся в бренную плоть человеческую, понесший во плоти все тягости и страдания человека, есть Судия Своих братьев во плоти. «Господь все измеряет Своими страданиями, аки наукою человеколюбия, дабы мог ведати из Своих и наше, и елико можем истязаны быти, и елико проститися, с разсуждаемой со страданием купно и немощи нашей». (Григ. Богосл. Слово о Сыне, 2-е, изд. 1843 г. ч. II, л. 146). Сей есть Муж, предуставленный, воскресший из мертвых, Который будет судить вселенную, потому что Он Бог и вместе с тем Сын человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010