Беседа 1 При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам и не говори: «милосердие его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его. Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день ( Сир.5:5–8 ). Итак, мы вступили братья на поприще святой Четыредесятницы. По мысли нашей Православной Церкви время Великого поста мы должны употреблять на размышление о страданиях и смерти нашего Спасителя, на обозрение своей жизни, на покаяние и исправление. Помни, о человече, нередко оглашает слух наш Святая Церковь , что ты земля и возвратишься в землю! Этими словами она указывает нам на непостоянство всего земного и на будущую жизнь, для которой мы и сотворены. Страшно лишиться этой вечной блаженной жизни, а между тем это лишение при легкомысленной греховной жизни здесь, на земле – неизбежно. Вот почему нам необходимо сложить с себя бремя грехов своих и делами покаяния умилостивить Бога, а для этого нет более благоприятного времени, как время Великого поста. Если всмотреться в свое нравственное состояние, углубиться в самих себя, в свою душу, то мы увидим, что не много в нас доброго, но много дурного. Все мы сбились с истинного пути и удалились от святых заповедей Господних и имеем все причины бояться – не постиг бы нас за это гнев Божий. Многие из людей нарушают заповеди Господни не по немощи только или по неведению, но совершенно сознательно отталкивают от себя спасающую благодать Божию. Таковые грешат против Святого Духа, и грехи эти, к величайшему прискорбию, распространяясь более и более, становятся обычным, повседневным явлением. Вот почему я нахожу по долгу пастыря особенно благопотребным подвергнуть в течение наступившего Великого поста эти, так называемые смертные грехи внимательному рассмотрению и в последовательном ряде бесед с вами изложить учение о них нашей православно-христианской Церкви. Спаситель говорит: Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, каким и бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:28–29 ; Лк.12:10 ). Слова эти нужно понимать не так, что люди, впадающие в этот грех , никогда и ни в каком случае не могут получить прощение. Нет, – грехи эти только крайне затрудняют истинное, чистосердечное раскаяние и делают недействительным спасительную благодать Божию, от которой зависит успешное обращение к Богу. Но если таковые грешники снова открывают сердца свои влиянию Божественной благодати, если они неотступно, со смиренным и сокрушенным сердцем будут просить о сем Бога, то Он, без сомнения, простит и их, несмотря на тяжесть грехов их. Ибо нет греха, который превышал бы милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Благость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда готов сообщить и, действительно, сообщает своим тварям столько благ, сколько каждая из них можег принять по своей природе и состоянию. Благость Божия, по различию условий и состояния существ, на которых она простирается, называется различно: называется благодатью, когда даруются блага тем, которые их не заслужили. Действия Бога, по такой благости, 2-я Мак. книга называет благодетельством. В письме иудеев иерусалимских к иудеям египетским выражается пожелание: «Да благодетельствует вам Бог» (I, 2). После победы над Тимофеем иудеи с песнями и славословиями возблагодарили Господа, Который так много облагодетельствовал Израиля и даровал им победу (X, 38). Ог этого свойства воли Божиеи 2-я Мак. книга и Бога называет Единым Благодетелем: так прославляют Его в молитве священники (I, 24). Когда благость Божия является на помощь бедствующим и нуждающимся, 2-я Мак. книга называет ее милосердием, а Бог, по этому уже свойству, называется милосердым. Когда Иуда узнал о походе на Иудею Антиоха Евпатора со множеством войска, то велел народу день и ночь призывать Господа, чтобы Он и ныне, как и прежде, явил им свою помощь, при опасности лишиться закона и отечества, и святого храма. Все единодушно исполнили это и в продолжение трех дней с плачем и постом, и коленопреклонением непрестанно молились милосердому Господу (XIII, 12). Младший брат-мученик Маккавей, в своей предсмертной молитве, призывал Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом (VII, 37), о том же молится и первый брат (VII, 6, 7). Когда же благость Божия снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать, 2-я Мак. книга называет ее долготерпением. Говоря о наказаниях, постигающих нечестивцев иудеев, автор просит читателей «не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего. Ибо, то самое, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ) Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ) Любезные дети! Войдем еще раз в тихую, уединенную хижину Назаретскую. Школою назвал я ее в последний раз, образцовою школою высоких юношеских добродетелей. Но в каждой школе бывает и учитель. Есть Учитель и в Назаретской школе. Это Сам Христос Иисус, Который говорит: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то ( Ин.13:13 ). Да, Он поистине есть Учитель, и притом такой мудрый, такой добрый и терпеливый, такой кроткий и любвеобильный, каких не было и нет на земле; Учитель, Который затем собственно и пришел с неба, чтобы нам сообщить истину, самую высшую и непреложную истину; Учитель, у Которого нет ограничения в количестве учеником: напротив, Он весь мир зовет к Себе учиться у Него. Придите ко Мне, говорит он, и научитесь от Меня ( Мф.11:28–29 ). И какая чудная, содержательная книга принята учебником в Его школе! Она доступна всем и каждому, ее умеют читать все. Каким бы кто языком ни говорил, все без исключения могут читать эту книгу в одно и то же время. Знаете ли, какая это книга? Эта та великая, всеобъемлющая книга, из которой всякий может черпать и узнать все, что нужно нам для счастья земного и для блаженства небесного, вечного. Не слышите ли вы, как сей Божественный Учитель взывает к вам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 )? – Так откликнемся же на этот призыв, придем к Нему и прочитаем в этом Божественном сердце Иисуса то смирение и ту кротость, которые Он проявлял в Своей юности, проводя скромную, замкнутую жизнь в Назарете. Пусть этот Божественный Учитель, к Которому мы собрались здесь для наставления, просветит сердца наши Своим светом и Своею благодатию, дабы мы все, что услышим, усвоили не памятью только, но и сердцем. До тридцатилетнего возраста тихо и уединенно живет Иисус в Назарете, оказывает полное послушание Иосифу и Марии, занимается скромным плотницким ремеслом и этим помогает Своим родителям получать необходимое пропитание. Из дитяти Иисус делается отроком, из отрока – юношею, а из юноши – мужем, и мир ничего не знает, даже и не подозревает, что уже тридцать лет живет среди него Тот, Которого он ожидал более пяти тысяч лет. Таким образом, уже теперь Спаситель оправдывает то, что Он впоследствии сказал вслух всему миру: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Бог не искушается злом», Он не есть источник греха – и по Своему существу, и по Своим делам и мироправлению Он совершенно противоположного свойства. Он есть Тот, Который в лице Иисуса Христа более всех пострадал за грехи мира, Которого они более всех обременяли и Который ценой собственной Крови заплатил за них. Он никого не ведет путем греха, но поставляет всякого, говорит Давид, «на стези правды имени ради Своего»( Пс.22:3 ). Он никого не ведет в ад, но кто отдается Ему и Его водительству, того ведет Он к вечной Своей славе. За правильность сделанного нами изъяснения взятых мест говорит и искреннее и неоднократно повторенное увещание Бога к людям не ожесточать сердец своих «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» ( Евр.3:15, 4:7 ). Значит, израильтяне, к которым относится непосредственно это увещание, сами ожесточали сердца своим неверием и непослушанием, и Бог просит их не делать этого. Равным образом и все те, которые со словом Божиим, как в нашем тексте Исх.7:3 , поступают так, что через ложное толкование его обвиняют Пресвятого и оправдывают грешников, делают этим не что другое, как ожесточают сердца свои, впадают в одинаковый грех , равно как и в одинаковую опасность с фараоном, а потому и к ним вполне приложимо увещание Господа: «не ожесточите сердец ваших». Раздел 2 Моисей и Аарон пришли к фараону и к рабам его и сделали так,как повелел им Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами... Исх.7:10–11 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить,если не будет с ним Бог. Ин.3:1–2 Сопоставлением этих, как думают некоторые, противоречащих друг другу мест Библии , обыкновенно предполагают следующие вопросы: если чудеса Иисуса Христа были доказательством Его Божественного посланничества, то не должны ли мы в таком случае признавать и все чудеса за доказательства Божественного посланничества тех, которыми они совершаются. И если так, то на каком основании чудесам Моисея и Аарона приписывается больше значения, чем чудесам египетских мудрецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Больно было Спасителю нашему от гвоздевых язв на руках и ногах, но еще больнее было Ему, когда один из висевших близ Него разбойников, ввиду собственной смерти презирая последний призыв благодати и милости, примкнул к числу насмешников и в язвительною остротою сказал: «если Ты Сын Божий Христос, то спаси Себя и нас» ( Лк.23:39 ). Но вот среди насмешек долетает до Его слуха слова совершенно другого характера: «Или ты не боишься Бога, – слышится Ему, – когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Кто такой этот герой веры, который отважился так открыто высказаться за этого жалкого Страдальца и исповедать Его Царем Иудейским в то время, когда молчат Его последователи, когда сам Петр отрекся от Него, когда самые близкие ученики Его разбежались по домам своим? Поистине здесь случилось по слову Господа: «будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:30 )! Это было поистине бальзамом для больной души Спасителя, когда Он услышал эти слова благоразумного разбойника, которыми последний выразил горький упрек своему сотоварищу, не удержавшемуся и ввиду собственной смерти от насмешки: «или ты не боишься Бога, – говорит он ему, – когда и сам осужден на то же?» Благоразумный разбойник упрекает своего товарища такими словами не в заносчивом самовозвышении, но в испуге от такой степени зла. Ибо он сознает при этом свою виновность и справедливость наказания, к которому он присужден. «И мы осуждены справедливо, – говорит он, – достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал», то есть: а в Этом, с ними Распятом, ничего нет такого, за что можно бы подвергнуть Его такой казни, ничего, что не согласно было бы с Его собственным о Себе свидетельством, что Он есть Христос, Сын Божий. Вот почему он обращается теперь к Нему и со смирением просит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» «Господи» – говорит он, своим Господом и Царем называет он Того, в Котором внешний глаз в этот час ничего не мог усматривать величественного и царского. «Помяни меня, – молит он Его, – когда приидешь в Царствие Твое!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В Ин.5:31 Иисус говорит о Себе, как о человеке и как считали Его иудеи, как о лице, отделенном от Своего Отца и посланном от Него, как это вытекает из связи речи. Но здесь ( Ин.8:14 ) Он говорит о Себе, как о Божественном Лице, Единосущном с Отцом, свидетельство Которого должно быть истинно, «потому что Я знаю, – говорит Он, – откуда пришел и куда иду, а вы не знаете, откуда Я и куда иду». Раздел 6 Бога не видел никто и никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин.1:18 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца... Ин.14:9 Эти два места скорее подтверждают друг друга, чем, как думают некоторые, противоречат себе. Первое из них ( Ин.1:18 ) говорит о невидимости Божественного Существа, никто и нигде не видел Бога. Он слишком Свят и слишком Славен, чтобы можно было видеть Его человеческими грешными и недостойными очами. Люди скорее могут взирать на ясный свет солнца, чем лицом к лицу рассматривать Того, перед Которым самые даже высшие ангельские чины (Серафимы) закрывают свои лица крыльями ( Ис.6:2 ). Он «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Этой истине иудеи научаемы были всем устройством их богослужения, особенно же явственно выражало ее Святое Святых, отделявшееся от святилища завесою. Из факта невидимости Бога для нас особенно ясно становится, сколь великое значение имеет для людей откровение Бога во Христе Иисусе и через Христа Иисуса. Он есть Единородный Сын, сущий в лоне Отца, составляющий одно с Ним и от Него пришедший с тем, чтобы возвестить нам Самого Бога, Его Существо, Его совет и волю. Вместе с тем, из вышеприведенных слов мы познаем Иисуса в Его Божестве, познаем Его как Истинного Бога, взявшего только на Себя человечество, через которое мы, как через покрывало, можем видеть существо Бога, чего иначе мы никак не могли бы сделать. Со словами, содержащимися в Ин.1:18 , совершенно согласны слова Самого Иисуса Христа у Ин.14:9 , где Он говорит: «Филипп! кто видит Меня, тот видит и Отца Моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В обоих местах Ин.5:31 и Ин.8:14 , Господь Иисус Христос держит речь перед иудеями вполне согласно с их законами о свидетельских показаниях и ничего не хочет доказать им кроме того только, что они должны поступить по этим Божественным законам и относительно Его лица. В 5-й главе Иоанна Он показывает им, что они совсем несправедливо и противозаконно поступают, когда вопреки всем доказательствам не признают Его за Мессию. Они обнаруживали свое неверие в виду самых ясных и осязательных доказательств Его Божественного посланничества. Хотя высказанное Им о Себе было совершенно верно и справедливо и вполне отвечало истине, но Он вместе с тем присоединял, что это еще не есть вполне достаточное и удовлетворительное свидетельство для принятия Его утверждения и требует еще других. И в этих других достоверных свидетельствах и доказательствах не было недостатка. Господь Иисус указывает на них иудеям, когда говорит им далее: «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне» ( Ин.5:32 ). Это был Его Небесный Отец, Который двукратно ясным и внятным голосом с неба свидетельствовал о Нем, как о Своем Сыне ( Мф.3:17 и Ин.12:28 ). Он приводит затем и свидетельство Иоанна Крестителя, который проповедывал об Иисусе, как об обетованном Мессии и говорил: «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» ( Ин.5:33 ). Наконец, указывает Он еще на Свои дела и чудеса, которые Он совершал: «дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:36 ). Указав на все эти свидетельства и свидетелей за Свое Божественное посланничество, Иисус Христос доказывает иудеям и всем неверующим, что хотя Его собственное свидетельство о Себе не было истинно, то есть не было действительно по людскому суду, однако ж, у них нет извинения, так как они имели о Нем другие совершенно достаточные и законные свидетельства, непринятие которых было величайшей несправедливостью. В 8-й главе, 14-м стихе Иоанна, Господь Иисус говорит о Своей истинности и достоверности Своих слов и объясняет, что хотя Его свидетельство по законной практике и должно быть рассматриваемо, как недействительное, тем не менее, однако ж, само по себе, оно истинно, так как Он есть истина ( Ин.14:6 ), к тому же оно находится в полнейшем согласии и с другими действительными и законными свидетельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В полной славе и прямо в лицо могут видеть Его только святые и прославленные на Небе, где Он живет в недоступном для человека «свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Под лицем Бога мы должны разуметь этот славный и чудесный свет, который от Него исходит, который освещает Небо, радует святых небожителей и перед которым даже Херувимы и Серафимы закрывают крыльями свои лица. Вот этого-то лица Божия не мог видеть и Моисей, хотя он удостоен был теснейшего общения с Богом, подобно тому, как и христианин, имея теснейшее общение с Богом, не видит лица Его. Только духи могут видеть духов, «Бог есть дух», и ни один человек не может видеть Его, оставаясь живым. Если глаза наши не выносят и солнечного света, то не должен ли поразить нас слепотой и смертью тот свет, который есть Сам Бог, в сравнении с которым и свет солнца есть не более как тень и мрак? То же самое выражает и евангелист Иоанн, когда говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Раздел 12 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Еккл.1:4 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 2Пет.3:10 Поставляя слово первого текста «во веки» – «вечно» в контраст со вторым 2Пет.3:10 , некоторые видят здесь прямое и очевидное противоречие. Так как причиной такого заблуждения служит неправильное понимание слова «во веки», то не считаем излишним подвергнуть его ближайшему изъяснению, тем более что это изъяснение может пролить свет и на некоторые другие места слова Божия. Слово «во веки» или «вечный» в Священном Писании употребляется в различных значениях. В первом и теснейшем смысле оно обозначает нечто такое, что не имеет ни начала, ни конца, что стоит вне всякого времени и условий его. В этом смысле мы должны понимать его там, где речь идет о Боге и где слово это относится к Нему. Он есть Существо Несотворенное, Которое всегда есть, всегда было и всегда будет: «Господи, прибежище был еси нам в род и род.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В предыдущих случаях мы имели дело с перебродившим алкогольным вином; но несомненно верно, что в те времена обыкновенно употребляли, как напиток, и неперебродившее вино и очень высоко последнее ценили; это видно из истории Иосифа в темнице. Здесь в рассказе виночерпия говорится:„И чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руку фараону” ( Быт.40:11 ). Иосиф же растолковал ему этот сон следующим образом: „Чрез три дня фараон вознесет главу твою, и возвратит тебя на место твое и ты подашь чашу фараону в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием”. Ясно, что здесь речь идет о неперебродившем, безалкогольном виноградном соке; таковой, следовательно, пили за столом Египетских царей. Ориенталист профессор Розенмюллер выводит отсюда такое заключение, что за столом египетских царей дозволяемо было пить не другое какое либо вино, как только неперебродившее; что это было правилом, обычаем, в этом можно убедиться из прибавки: „по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием”. Равным образом и иудейский писатель Иосиф Флавий, который делает упоминание о сне, снова опять называет этот сок из ягод вином. Еще большую уверенность в употреблении евреями неперебродившого вина, как напитка дает нам повествование о празднике Пасхи. При учреждении ея нет речи ни о каком питьи, но прямо говорится :«Ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той» ( Исх. 12:19 ). И далее говорится: «Не ешь с нею кваснаго; семь дней ешь опресноки, хлебы бедствия» ( Втор. 16:3 ). К этому английский профессор Стюарт делает такое примечание, что слово „есть” в Библии в очень многих случаях употребляется для обозначения всякого вкушения за обедом, вкушения не одной только пищи, но и пития. Слово есть, по нему, значить „вкушать”, „употреблять”, „наслаждаться”. В этом же смысле оно всегда было понимаемо и истолковываемо и раввинами, и можно привести множество свидетельств на то, что впоследствии ортодоксальные иудеи во время этого праздника далеко держали себя не только от тех яств, но и от тех питий, которые подвергались процессу брожения. Смотри соч. Мейера „Иудеи, их обряды и церемонии”, где говорится: „в течении всей Пасхи не позволялось употреблять ни квасных яств, ни перебродивших напитков, согласно Библейским предписаниям” (см. Исх.12:15, 19, 20 ; Втор.16:3–4 ). Нет нужды подкреплять справедливость сказанного дальнейшими свидетельствами раввинов, так как уже здравый человеческий разум может подсказать, что неразумно и нелепо было бы запрещать осквернение чрез брожение в пище и в тоже время дозволять его в питии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В приведенном нами месте говорится далее, что Христос лежит в предмет пререканий, то есть в предмет спора. Как здесь, так и в других местах, Христос справедливо называется знамением, чудом, потому что в Нем все чудесно, все непостижимо, все несогласно с обыкновенным способом мышления. Он – Бог и в то же время смертный человек: Он всемогущ и вместе с тем не свободен и от человеческой немощи; Он Царь славы и Высочайшее Существо и в то же время уничиженнейший из всех сынов человеческих; Он – Владыка вселенной и в то же время не имеет, где приклонить голову ( Мф.8:20 ). Хотя Бог ни в чем так не обнаружил Свое всемогущество, Свою премудрость, благость и правду, как в добровольном уничижении Своего единородного Сына, однако осуетившийся ум многих иудеев и язычников не мог этого понять, почему Христос для иудеев послужил соблазном, а для эллинов безумием. По их мнению, Мессия должен был явиться в земном величии, славе и могуществе. А так как Господь Иисус Христос явился в крайне уничиженном виде, в образе раба, то поэтому и сделался предметом пререканий, причем усматривали глупость и безумие там, где сокрыта была высочайшая мудрость. В самом деле, ужели не было согласно с Божественною мудростью то, чтобы она избрала немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира... чтобы посрамить сильное ( 1Кор.1:27 )? Если бы Христос для основания Своего духовного Царства на земле призвал на помощь сильных и мудрых мира сего, то успех этого дела могли бы приписать внешним обстоятельствам. Теперь же быстрое распространение христианской религии является очевидным чудом, и чем более Божественный Учредитель его и Его посланники лишены естественных вспомогательных средств, тем нагляднее и очевиднее открывается перст Всевышнего. В наше время никого уже не соблазняет тот уничиженный вид Спасителя, в каком явился Он на землю, и ни в ком не оставляет недоумений вопрос о том, почему Он в таком, а не в другом виде был на земле, – но зато тем более пререканий встречает Его святое учение. Мудрецы нашего времени, не желая по гордости своей подчинить свой разум игу веры и в то же время не в состоянии будучи понять некоторые тайны христианской религии, или подвергают их сомнению, или совсем отвергают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010