С благоговейным трепетом видим великий сонм святых, сияющих во тьме мира, как яркие Божьи звезды на темном небосклоне. Видим сонм пророков и Апостолов, великих святителей и пастырей, проповедавших и утверждавших Евангелие Христово. Видим огромный сонм святых мучеников и мучениц, великих преподобных и отшельников и даже людей, подобных Ангелам Божиим. Что сделало их святыми, совсем не похожими на народ земли? Это узнаем мы из глубочайших слов Апостола Павла, слов, которых до него никто не мог сказать. Ужас и безмерная слава Креста Христова так потрясли его душу, что он забыл о всем мире и сказал: «…крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира…», " Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 6, 14; 2, 19–20). Эти святые слова могли бы повторить о се6е и все великие святые. Вера в Господа Иисуса и любовь к Нему ярким пламенем пылала в сердцах святых мучеников и давала им силу переносить ужаснейшие мучения и страшную смерть. Мир потерял всю свою привлекательность для великих преподобных и отшельников, мир был распят для них. Невыносимо было для них оставаться среди людей, способных на такое безмерное преступление как распятие на кресте Спасителя мира, Сына Божия; и уходили они в безлюдные пустыни и непроходимые лесные дебри, чтобы жить там в неразлучном молитвенном общении с Богом. Их молитва была глубока, как море, и лилась неустанно день и ночь. Наш великий преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился в лесу на плоском камне. Преподобный Арсений Великий стоял от вечера до утра с воздетыми к небу руками в пустыне, молясь о всем мире. И даже его превосходила по силе молитвы преподобная Мария Египетская. Можно было бы еще долго говорить и о других великих подвижниках, которых весь мир не был достоин. В нынешнюю первую неделю по Пятидесятнице Святая Церковь празднует память всех святых. Почему установлен этот праздник? В святцах немного имен святых; всего около 2000 имен; но не может быть, чтобы святых было так мало; их больше, конечно, неизмеримо больше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Скачать epub pdf Слова святых отцов 786 . И отец его весьма утешился, будучи удостоверен в спасении души его. Придя к старцу, он возвестил ему всё и просил объяснить ему, отчего старец не сказал ему о смерти этого сына, как сказал прежде о другом сыне, что тот останется в живых. Старец отвечал ему так: Я сказал тебе: отсеки волю свою ради Бога, предсказывая твое телесную смерть сына твоего, а что не сказал тебе прямо о сем – объяснение того заимствуй из собственного твоего дéла. Вот, ты учитель мудрости мира сего и имеешь у себя учеников, и когда скажешь, чтобы кто-нибудь из них написал послание, что он напишет: то ли, что ты хочешь, или оставляет это, и пишет то, что сам пожелает? Конечно, он пишет то, что ты говоришь, а не то, что ему хочется. Так и святые: они не говорят что-либо от себя, но Бог говорит в них, как Ему угодно, иногда прикровенно, иногда явно. И если желаешь увериться, что это точно так происходит, то смотри, что Сам Господь сказал ученикам Своим: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10, 20 ). Итак, Он говорит, как Ему угодно, а не как они хотят. 787 . Услышав сие и удостоверясь, он сказал: как мы читаем в житиях древних Святых Отцов, что они получали от Бога всё, просимое ими? На это старец отвечал: не всё, просимое ими у Бога, получали они, но что получили, то и написали нам. Да уверит тебя в сем евангельское слово, которое говорит: «...подошел к Нему человек и... сказал: Господи! помилуй сына моего; он... беснуется и тяжко страдает... я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» ( Мф. 17, 14–16 ). Если же апостолы не получили тогда исполнения сего прошения, то как можем сказать, что святые получают всё, просимое ими. Ибо и сами апостолы вопросили Его, удивляясь и говоря: Владыко, «почему мы не могли изгнать его (беса)?.. Иисус же сказал им... сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 19–21 ). Потом муж сей опять спросил: почему же святые не получают всего, что просят в прошениях своих? Старец отвечал ему: Бог всё делает на пользу людям, ибо Он более знает, что им полезно и благопотребно. Потому-то, что люди не знают сами полезного для них, Он и заповедал им не говорить лишнего в молитве и не просить того, чего не должно просить, сказав: «молясь, не говорите лишнего... ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф. 6, 7–8 ). Как Бог щадит тебя, так и святых Своих. Тебя Он щадит, дабы ты не превознесся, явно получив то, чего просил; святых же, чтобы и они не превознеслись откровениями, которые явно даются им. И они не больше апостола Павла, сказавшего: «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» ( 2Кор. 12, 7 ). Иди, внимай себе, и помолимся Богу, да даст Он тебе сердце твердое и веру непоколебимую.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Что требуется для того, чтобы признать останки человека святыми прославленными мощами? Обыкновенно думают, будто главным и исключительным признаком святости мощей является их нетление. Не совсем так. Хотя несомненно, что нетление мощей уже является признаком святости, так как Господь именно Святому не дает увидеть тление ( Пс.15:9–10 ); тем не менее за одно нетление мощей Церковь никогда не прославляет их. И наоборот, Церковь прославила многие останки Святых, которые подверглись тлению. Таковы, например, мощи Преподобного Серафима Саровского , Преподобномученицы Анастасии, пр. Иова Почаевского и других. Главным признаком Святости мощей являются чудеса, изливаемые от останков Святых Угодников, независимо от того – предались ли эти останки тлению, или нет; при этом чудеса особенные по своей важности, как например, прозрение слепого, исцеление немого, хромого и т. д. надлежаще удостоверенные. Следовательно, сущность вопроса о Святых мощах не в том, могут ли, или нет тела умерших Святых оставаться нетленными, а главным образом, в возможности чудес, изливаемых от Св. Мощей. О том, что Святые мощи могут источать чудеса, свидетельствует Слово Божие. Именно, в четвертой книге Царств повествуется, как через прикосновение к костям пророка Елисея воскрес мертвый: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитин пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребал одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисеи, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ). Вспоминая об этом дивном событии, Премудрый Сирах пишет о пророке Елисее: «Ничто не одолело его, и по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» ( Сир.48:14–15 ). Значит, нет ничего невозможного в том, что мощи Святых Угодников, являясь как бы проводниками Божественной Благодатной силы, могут источать чудеса. У Святого человека все свято. Из книги Деяний мы знаем, что даже платки и опоясания с тела Апостола Павла имели чудодейственную силу, так что «на больных возлагали платки и опоясания с тела Апостола Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

9). Что значит: " суд преднаписанный " ? Явный, всеми признаваемый, такой, ко­торый не может быть предан забвению. Таковы дела Божии: и по величию событий, и по чрезвычайности чудес они простираются на все (будущее) время. Такая, говорит, будет победа, такой трофей, будет всем столь известен и столь очевиден, как будто бы он был начертан на столбе, и никогда не изгладится, " Слава сия будет на всех преподобных Его " . Какая слава? Слава по­беды, или – лучше, – не просто победы, но такой победы, при содействии Божием, при помощи свыше. Смотри, как пророк опять упоминает о " преподобных " , возбуждая в слушателях ревность к добродетели и святой жизни. Впрочем, мне ка­жется, под именем славы он разумеет не только победу, но и хвалу, песнопения, славословия, научая всем этим, что прославляющие Бога приобретут и себе великую славу, явятся более светлыми, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь. 20. БЕСЕДА на псалом 150.   1 Аллилуиа. Хвалите Бога во святых его, хвалите его во утвержении силы его: 2 хвалите его на силах (в силах) его, хвалите его по множеству величествия его: 3 хвалите его во гласе трубнем, хвалите его во псалтири и гуслех: 4 хвалите его в тимпане и лице, хвалите его во струнах и органе: 5 хвалите его в кимвалех доброгласных, хвалите его в кимвалех восклицания. 6 Всякое дыхание да хвалит Господа.  1 Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его.  2 Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его.  3 Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях.  4 Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе.  5 Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных.  6 Всякое дыхание да хвалит Господа!   " Хвалите Бога во святых Его " . – " Хвалите Его в силах Его " . – Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прослав­ления Бога на различных музыкальных орудиях? – Что значит: " на кимвалах громогласных " ?   " Аллилуия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

9). Что значит: « суд преднаписанный »? Явный, всеми признаваемый, такой, который не может быть предан забвению. Таковы дела Божии: и по величию событий, и по чрезвычайности чудес они простираются на все (будущее) время. Такая, говорит, будет победа, такой трофей, будет всем столь известен и столь очевиден, как будто бы он был начертан на столбе, и никогда не изгладится, « Слава сия будет на всех преподобных Его ». Какая слава? Слава победы, или — лучше, — не просто победы, но такой победы, при содействии Божием, при помощи свыше. Смотри, как пророк опять упоминает о « преподобных », возбуждая в слушателях ревность к добродетели и святой жизни. Впрочем, мне кажется, под именем славы он разумеет не только победу, но и хвалу, песнопения, славословия, научая всем этим, что прославляющие Бога приобретут и себе великую славу, явятся более светлыми, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 150   1 Аллилуиа. Хвалите Бога во святых его, хвалите его во утвержении силы его: 1 Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. 2 хвалите его на силах (в силах) его, хвалите его по множеству величествия его: 2 Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его. 3 хвалите его во гласе трубнем, хвалите его во псалтири и гуслех: 3 Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях. 4 хвалите его в тимпане и лице, хвалите его во струнах и органе: 4 Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе. 5 хвалите его в кимвалех доброгласных, хвалите его в кимвалех восклицания. 5 Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных. 6 Всякое дыхание да хвалит Господа. 6 Всякое дыхание да хвалит Господа!   « Хвалите Бога во святых Его ». — « Хвалите Его в силах Его ». — Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прославления Бога на различных музыкальных орудиях? — Что значит: « на кимвалах громогласных »?   « Аллилуия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Бес же, мнимый брат, сказал: «Утаить сокровища ты не можешь, — непременно узнают о нем и возьмут, прими мой совет, который я тебе даю. Если бы это не угодно было богу, то не даровал бы тебе богатства и меня не известил бы». Тогда пещерник поверил ему, как брату, и стал готовиться выйти из пещеры: приготовил возы и ящики, чтобы, собрав в них сокровище, уйти, куда захочет, повелением бесовским; хотел бес причинить ему какое-нибудь зло своим кознодейством, отлучивши его от бога и святого места, и от дома пречистой и преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Но бог, не хотящий погибели ни одного человека из сего святого места, спас и этого молитвами святых своих. В это время возвратился посланный игуменом Василий, который прежде уже спас пещерника от помышления злого. Пришел он в пещеру, желая увидеть живущего в ней брата, и сказал ему: «Феодор, брат, как в боге живешь ныне?» Удивился Феодор вопросу, что говорит так, как будто долгое время не виделись, — и сказал ему: «Вчера и третьего дня ты постоянно был со мною и поучал меня, и вот я иду, куда ты велишь мне». Василий же сказал: «Скажи мне, Феодор, что значат эти слова, которые ты говоришь: «Вчера и третьего дня все время был со мною и поучал меня?» Уж не бесовское ли это мечтание? Не утаи от меня бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «Что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою, то так мне говоришь, то иначе, и какому же слову верить?» И так прогнал его от себя с жестокими словами. Василий же, все это выслушав, пошел в монастырь. Бес же опять пришел к Феодору в образе Василия и сказал ему: «Потерял ты, брат, из-за сомнений свой разум. Но не попомнив обиды твоей, которую принял от тебя сегодня ночью, снова тебе говорю: уходи скорее, в эту ночь, взяв найденное». И, сказав это, бес ушел от него. Когда же настал день, снова пришел Василий к нему, взяв с собой некоторых из старцев, говоря пещернику: «Их привел я в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я виделся с тобой, и в монастыре я третий день, ты же говоришь: «Вчера и третьего дня». Здесь какое-то бесовское действо. Когда тот придет к тебе, не дай ему беседовать с тобой, прежде чем не сотворит он молитву, и тогда уразумеешь, что это бес». И, сотворив запрещальную молитву, призвав святых в помощь, он ушел в свою келью, утвердив пещерника.

http://sedmitza.ru/lib/text/438119/

Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а Служба мученику Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 292. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 Служба мученикам Прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его,/дивно явил Господь все желания Свои среди них. Стих: Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он — справа от меня, чтобы я не поколебался. Пс 15:3, 8 Зачало 99, или зачало 330, или зачало 167б. Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 Служба священномученику Прокимен, глас 7 Восхвалятся святые во славе/и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых. Пс 149:5, 1 Зачало 334. Аллилуия, глас 2 Стих: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Стих: Войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:9, 7 Служба священномученикам Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 318б, или зачало 334, или зачало 246. Аллилуия, глас 2 Стих: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Стих: Войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:9, 7 Служба преподобномученикам Прокимен, глас 7 Восхвалятся святые во славе/и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых. Пс 149:5, 1 Преподобномученику зачало 291. Преподобномученикам зачало 99. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Зачало 99. Аллилуия, глас 1 Стих: Ибо царь надеется на Господа и по милости Всевышнего не поколеблется. Стих: Будь превознесён, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё. Пс 20:8, 14 В тот же день , преподобного Андрея Рублева, иконописца. Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 334. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 5. Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 8. Казанской иконы Божией Матери Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 10. Положение ризы Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Прокимен, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего,/и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы. Пс 98:5, 1а И преподобному прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало 125а и преподобному, зачало 213. Аллилуия, глас 1 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 Аллилуия преподобному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 11. Великомученицы Евфимии Всехвальной Прокимен, глас 4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

И вручил ему монастырь и братию с такими словами: «Итак, брат Арсений, оставляю тебя о Господе управителем и наставником этой святой обители и всей собранной во Христе братии. Но блюди, брат, более всего, да ни в чем не нарушишь монастырский обычай, который имеет Церковь Божия по правилам святых апостолов и святых отцов семи Вселенских Соборов! Пение и чтение соборное да будет у тебя без суетности со вниманием, и за трапезой еда и питие – в молчании, с благодарением и слушанием Божественного Писания! Исполняй весь обычай этого монастыря, установленный нашим о Господе смирением, и Господь Бог да направит стопы ваши к деланию заповедей Его, молитвами Пречистой Богородицы и всех святых, и преподобного отца нашего старца Савватия! И Господь да сохранит вас и утвердит в любви своей! Я же, хотя телесно ухожу от вас, но духом неотступно пребуду с вами! И да будет вам известно: если обрету благодать у Господа, то после ухода моего обитель эта еще более распространится, и соберется множество братии в любви духовной, – и в телесных потребностях ни в чем у вас нужды не будет». И так, поучив их довольно и поцеловав всех Христовым целованием, отпустил их каждого в свою келию, молитвами одарив и скрепив благословением. Сам же, непрестанно славя Господа, готовился в вечный путь. И, воздев руки к небу, осенил себя крестным знамением, – и, перекрестив лицо, призвал души всех к миру, и сказал: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!» И, сказав это, возлег на ложе. И так предал честную свою душу в руки Божии блаженный игумен Зосима, основатель Соловецкого монастыря, в лето 6986 (1478)-е, месяца апреля в 17 день, в день памяти преподобного отца нашего Симеона Персидского. И спеленали честное и трудолюбивое тело его; и был он с честью погребен братией – с каждением и со свечами и с надгробным пением. И положили его в могилу, которую он выкопал себе своими руками, – за алтарем церкви Святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он имеет в виду, что видимое человечество Христа есть образ Его невидимого Божества, «видимое невидимого» 182 . Икона Иисуса являет, таким образом, одновременно образ Бога и образ человека, то есть является иконой всецелого Христа, Богочеловека. Это богооткровенное человечество Христа становится мерой истинности каждого человеческого существа. Человек истинен и реален лишь в той мере, в какой в нем отражается небесное: тварное наделено чудесным даром – быть зеркалом нетварного, «образом Божиим». В кондаке недели Православия об этом говорится так: «Оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем». Очевидно, что тайна спасения далеко выходит за рамки простого восстановления образа Адама. Христос осуществляет, доводит до совершенства образ, очищая, восполняя его, приобщая его Божественной Красоте. Образ, искупленный Христом и сознательно обретаемый в созерцательном подвиге, объясняет, почему монах, причисленный к лику святых, всегда именуется преподобным. Это наименование означает предельное субъективное, личное уподобление объективному образу Божию. Его точное определение дано в другой формуле святого Апостола Павла: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» 183 . Поэтому икона Христа в центре Святой Софии изображает Господа с Евангелием, раскрытым на словах: «Я свет миру» ( Ин.8:12 ). Церковь поет, что свет Христов сияет на лицах Его святых. Человек исповедует спасение словом, но свидетельствует о нем также и делом, сам становясь «преподобным». И, конечно, самая волнующая икона Божия – человек, «преображенный в тот же образ», по приведенному выше выражению Апостола Павла. Во время богослужения священнослужитель кадит иконы святых, обращаясь с этим литургическим приветствием к их первообразам, отражениям Бога. Он кадит также и верующих, приветствуя присутствие Бога в Его образе – человеке, кадит людей как живые иконы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010