Возвратившись из второго своего путешествия в Антиохию, ап. Павел в этот раз пробыл здесь немного времени; вскоре он предпринял третье путешествие апостольское. Первой задачей этого путешествия, как и второго, было посещение церквей уже основанных, с целью христианского благоустроения их и утверждения в вере новообращенных. Поэтому, вышедши из Антиохии, ап. Павел проходил сначала страну галатийскую и Фригию. Отсюда, по обещанию своему, он прибыл в Ефес, где уже было небольшое число учеников Господних. К ним принадлежало некоторое число таких верующих, которые приняли только Иоанново крещение и не понимали, что для спасения нужно креститься крещением Христовым. Ап. Павел, придя в Ефес и войдя в общение с ними, скоро заметил неполноту их христианского просвещения и спросил их: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав во Иисуса Христа?» Они отвечали: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». Тогда Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали во грядущего по нем, т. е. во Христа Иисуса». И они, услышав это, крестились во имя Господа Иисуса, а Павел возложением на них рук низвел на них Духа Святого, после чего они стали говорить иными языками и пророчествовать. Поселившись в Ефесе, ап. Павел по обыкновению начал посещать синагогу и безбоязненно проповедовать там Христа. Но когда некоторые из иудеев, постепенно возбуждаясь против проповеди апостола, ожесточились, наконец, до того, что начали открыто пред народом злословить путь Господень, осмеивать учение апостола и проповедуемого им Христа; то Павел, оставив их и отделив от них и всех христиан в Ефесе, перешел для проповеди в училище некоего Тиранна, язычника, расположенного к христианству, где проповедовал не по субботам только, как доселе в синагоге, но ежедневно. В таком положении апостол находился в Ефесе около двух лет, ежедневно проповедуя Евангелие собиравшимся к нему иудеям и язычникам, так что проповедью о Христе огласилась вся Асия; не было здесь человека, который бы или от самого Павла или от слушавших его не был оглашен проповедью о Господе Иисусе. Этому особенно много способствовало то, что руками Павла Бог творил немало чудес, так что на больных и бесноватых возлагали платки и опоясания с тела его, и они исцелялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот – обычное, рядовое событие, вот будни Церкви. Просто оно показано как бы в разрезе, где вскрыто невидимое. А так – всегда и во всем – участвуют и Ангелы, и другие посланцы Божии; и над всеми – Сам Бог . Он следит за каждым движением сердца, и вовремя посылает и книгу, и истолкователя, и приводит в храм. Поэтому и говорит Господь: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». А нам надо научиться всегда и во всем чувствовать над собой Его руку, и в каждом подошедшем человеке видеть вольного или невольного Божьего посланника. Пятница. О обращении гонителя Деян.8:40–9:19 Сегодня мы читали о чудесном обращении Савла, будущего святого славного и всехвального первоверховного Апостола Павла. Сначала он был самым жестоким гонителем христиан. Он «терзал церковь , входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» ( Деян.8:3 ). Но Иерусалима ему было мало, и он, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим». Но когда Савл шел с отрядом воинов к Дамаску, «внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл! Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Вслушаемся в этот Божественный голос, в эти Божественные слова: «Савл! что ты гонишь Меня»? – Как бы в недоумении спрашивает Господь. – «В чем Моя вина»? И далее – с искренним сочувствием к человеку, который трудится, не жалея себя, но заведомо обречен на неудачу, – говорит: «трудно тебе идти против рожна». И – перед нами уже не хищный и жестокий волк, но – кроткий агнец, спрашивающий своего пастыря: «Господи! что повелишь мне делать»? Вчера мы читали, как Господь послал на помощь Апостола, а тут – явился Сам. Но почему Он не сделал этого раньше, почему попустил зайти так далеко?.. Во-первых, чтобы не лишить победных мученических венцов и того же Стефана, и других, кому пришлось пострадать от Савла. А во-вторых, как это ни покажется странным, – чтобы и самого Савла привести в совершенство. Господь сказал о нем: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми». Известно, что чем выше дом, тем глубже должно быть его основание. А основание для Божьего служителя – смирение. И вот, даже много лет спустя, в разгар своих апостольских трудов, Павел пишет, что он «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). И еще однажды Апостол писал: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор.12:7 ). Что это? Может быть, и телесная болезнь, а может быть, – мучительное воспоминание о своем богоборческом прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господь — есть Свет, озаряющий все наше существо, возвышающий человека до высоты небесной в стремлении сохранять душу непорочным, светлым, благодатным нерукотворным храмом Божьим. Когда же единение со Спасителем будет достигнуто, когда мы, подобно апостолу Павлу, воскликнем, что мы — Христовы, а Христос — Божий ( 1Кор.3:23 ), тогда и Господь, с любовью руководя всеми нашими действиями и нашей волей, будет пребывать в нас. И только при этом свершится обещанное всем верным чадам Церкви Христовой: Господь в последний день воскресит нас к вечной блаженной эюизни. Воскрешены будут все люди, но, судимые по грехам, одни наследуют блаженную вечность, а другие вечные страдания. Сподобимся же такого состояния души, когда главным для нас станет не забота о земном, а попечение о небесном. Потому что, по словам святителя Иоанна Златоуста, «насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем лучше мирской». Аминь. Христос воскресе! Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. ( Деян.9:15 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Вчера нашему вниманию в Апостольском чтении был предложен рассказ о том, как по воле Божией благовестник диакон Филипп пришел на помощь царедворцу Кандакии и обратил его в истинную христианскую веру. Сегодня перед нами предстает другое знаменательное обращение к Богу — известного гонителя христиан Савла, будущего всехвального первоверховного апостола Павла (см. Деян.8:40-9, 19 ). В этом случае Сам Господь пришел на помощь, чтобы призвать к служению и вере будущего Своего замечательного последователя. Савл, как мы знаем, искренно боролся с христианством, считая его «назорейской ересью». Будучи фарисеем, воспитанником знаменитого Гамалиила, всю свою жизнь Савл посвятил защите чистоты иудейской веры. Савл любил Бога всем сердцем, со всей ревностью о чистоте веры.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Делая вид, будто хотят бросить якори с носа, они начали спускать в море лодку. Но Павел уразумел их намерение и сказал сотнику, что если корабль останется без матросов, спасение невозможно. Тогда воины отсекли веревки у лодки, которая после этого упала и была угнана волнами от корабля. Павел же стал ободрять и успокаивать всех уверением, что ни у кого не пропадет и волос с головы, и убеждал позаботиться о подкреплении себя пищей, что после четырнадцати дней постоянного отчаянного страха заставлявшего совершенно забывать о пище, для всех решительно было необходимо. На этот раз слова и пример Павла подействовали, и все, ободрившись, вслед за ним приняли пищу. На другой день завидели отлогий берег какого-то залива и туда направили корабль; но попали на косу, и корабль сел на мель. Нос корабля увяз и остался недвижим, а корма разбилась силой волн. Чтобы узники не разбежались, воины хотели их умертвить; но сотник, желая спасти Павла, удержал их от этого намерения, а чтобы кто-нибудь из узников, выплыв, не убежал, для этого он велел умеющим из воинов плавать первыми высадиться к берегу и образовать из себя охранную стражу по берегу. После этого и все прочие, плывшие на корабле, кто на досках, кто на обломках корабля, поплыли к берегу и таким образом все спаслись на землю. Земля, на которую буря выбросила Павла, был остров Мелит. Жители его приняли потерпевших кораблекрушение весьма человеколюбиво. Для обсушения их был разведен на берегу огонь. В то время как Павел вместе с другими клал хворост на огонь, ехидна, выползши из сухих прутьев, обвилась вокруг руки его. Увидя это, мелитийцы говорили друг другу: «Верно, этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить». Но Павел, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. После этого мелитийцы переменили свои мысли и говорили про Павла, что он – Бог . Около того места находились поместья Публия, начальника острова. Он принял потерпевших кораблекрушение к себе и в продолжение трех дней дружелюбно угощал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для чего святое Слово Божие поведало нам об этом прискорбном отречении? Конечно же не для того, чтобы мы дерзнули осудить за минутную слабость того, кого Сам Господь прославил за его твердую, как скала, веру; кто впоследствии стал одним из славных и всехвальных первоверховных Апостолов; кто засвидетельствовал свою подлинную любовь ко Христу и свою преданность Ему мученической смертью за Его святое Имя. Упоминание об отречении апостола Петра и о боязливости других учеников сделано для того, чтобы мы всегда помнили о нашей собственной слабости, о нашем малодушии. Симон Петр горькими слезами искреннего раскаяния полностью очистил свою душу и воспламенился еще большей ревностью веры и любви к своему Божественному Учителю. Можем ли мы сказать о себе, что и мы умеем так же горько и так же спасительно оплакивать нашу, увы, столь частую неверность нашему Господу, свое малодушие в исповедании нашей веры, когда она подвергается тому или иному испытанию? После воскресения Христа и вознесения Его на небо, удостоенные излияния на них в день Пятидесятницы Святого Духа, апостолы Христовы обрели могущественную поддержку, необходимую для преодоления человеческой немощи. Облеченные силою свыше, они стали верными и неутомимыми свидетелями божественной истины и распространили Слово Божие до отдаленнейших пределов тогдашнего мира. Вслед за ними многочисленные иные благовестники продолжали их святое дело, исполняя заповедь: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). В эпоху гонений на христиан при языческих императорах первых трех веков верными свидетелями о Христе были мученики, кровь которых, по словам древнехристианского писателя, явилась «семенем христианства». . И во все последующие века Церковь Христова имела многих верных свидетелей. Она украсилась бесчисленными сонмами святых угодников Божиих – подвижников, сиявших добродетелями, свидетельствовавших истинность, духовную силу и красоту Святого Православия. Но ведь и каждый христианин, искупленный «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:19 ), взявшего на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ), призван быть верным свидетелем о Божественной любви и правде, которая открылась человечеству в воплощении, земной жизни и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа. Окружающие христианина люди видят его жизнь и нередко именно по ней составляют себе представление о христианстве, судят о нем. И мы всегда должны помнить, что нашими поступками, жизнью, отношениями к окружающим святое Имя Божие или прославляется, или подвергается незаслуженному поношению.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Единение верующих    « Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв    утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». (Eфec.II:19—20).    Приветствую вас, возлюбленные, с великим праздником в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Всехвальные Апостолы несомненно радуются ныне, видя, что в таком большом количестве собрались вы в святой храм Божий прославить их подвиги и труды. Сии веселятся духовно и торжествуют о том, что мы остались верными Святой православной Церкви, несмотря на тяжкие смутные церковные дни. Подумайте, возлюбленные: мы принадлежим к той же Церкви, что и святые великие апостолы Петр и Павел. Какое это утешение для нас!.. Там, на небе, в божественном сиянии и славе Апостолы Христовы нам вещают живым на землея: «не отрывайтесь от святой соборной и Апостольской Церкви Христовой, не смущайтесь гонениями открытых врагов Божиих: без воли божией волос с головы нашей не погибнет (Лyk.XXI,18) они могут только тело погубить, но не душу (Лyk.XII,4—7). Не поддавайтесь вкрадчивым, коварным и лукавым словам нынешних лжеепископов и лжеиереев, которые порвали связь с Церковью и являются волками хищными «в овечьей шкуре» (2 Nemp.II,1—3). Вместе с тем великие Апостолы радуются и тому, что многие из нас, по милости Божией, удостоились ныне, после исповеди, причаститься Пречистого Тела и Крови Христовых. Мы вкусили того же тела и крови Христовых коего причащались и святые Петр и Павел.    В этом евхаристическом единении нашем – главнейшее наше единение. И кто не приобщается с нами от одного и того же хлеба – Спасителя нашего (Uoah.VI:48) тот не имеет и теперь, на земле, духовной жизни и не будет ее иметь в жизни вечной, по словам Христовым: «истино, истино говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день». Да будет же это единение наше с Апостолами и всеми святыми и верующими в Церкви Христовой, возглавляемой Спасителем Нашим и Богом Иисусом Христом, и ныне и во веки. АМИНЬ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Замечательно, что Христос, говоря Петру: «паси овец Моих», — не сказал: «паси овец своих», — но паси, благий рабе, овцы Господни. «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павлово вы крестились?» (1 Кор. 1, 13)? «Паси овец Моих». Ибо «волки хищные, лютые волки, лжеучители и наемники, не щадящие стада» (Мф. 7, 15; Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12), расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11), врученных ему Самим Пастыреначальником (1 Пет. 5, 4). И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой. И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9, 1), жаждал крови, но — «Живущий на небесах посмеется ему» (Пс. 2, 4). Когда он, «гоня и терзая» таким образом «Церковь Божию» (1 Кор. 15, 9; Деян. 8, 3), приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» — Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами — члены Тела Христова. «Савл, Савл, что ты гонишь Меня; трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4, 5). Савл же, «в трепете и ужасе», возопил: «Кто Ты, Господи? Я Иисус, — ответствовал ему Господь , — Которого ты гонишь» . И Савл внезапно переменяется: «Что повелишь мне делать?» — восклицает. И был к нему Глас: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (5, 6). Тут Господь посылает Ананию: «встань и пойди на улицу» к человеку, «по имени Савлу», и крести его, «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами» (11, 15, 18). Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. «Анания отвечал: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим во Иерусалиме; и здесь он имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое» (13, 14). Но Господь настоятельно повелевает Анании: «Пойди и спроси его, ибо он есть Мой избранный сосуд: Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (11, 15, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/125199.htm...

Здесь сотник нашел один александрийский купеческий корабль, отправляющийся в Италию, на который и пересадил узников. Плавание было неблагоприятно. Противные ветры непрестанно усиливались. Корабль подвигался медленно, с большой опасностью и затруднениями. Когда пристали к одному месту, называемому «Хорошие пристани», Павел советовал здесь перезимовать, говоря: «Мужи! Я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни». Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, чем словам Павла. И так как эта пристань неспособна была к перезимованию, то решились доплыть для зимовки до критской пристани Финика, наиболее обезопасенной от ветров. Поэтому, когда подул южный ветер, неопасный для плавания, то отправились и поплыли поблизости Крита. Но немного спустя поднялся ураган и начал носить корабль по волнам моря. Все обычные в этих случаях средства сохранить корабль на поверхности воды и переждать бурю были употреблены, но безуспешно: многие дни не видно было ни солнца ни звезд по причине сильной бури и, наконец, исчезла всякая надежда на спасение. Несчастные не вкушали пищи от страха и отчаяния, каждую минуту ожидая смерти. Один Павел не знал страха и ободрял спутников, убеждая, что они спасутся. «Мужи! – говорил он им, – Надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы этих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо ангел Бога, Которому я служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря: и вот, Бог даровал тебе всех, плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенным на какой-нибудь остров». Но не во многих на корабле слова Павла поселили доверие к себе и ободрение, и менее всего в матросах. Поэтому они, когда после четырнадцати дней бурного плавания оказались признаки, что корабль приближается к какому-то берегу, хотели было при помощи лодки бежать с корабля, чтобы, если корабль будет разбит о берег, не погибнуть вместе с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда верующие услыхали это, все обратились с мольбой к апостолу Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел сказал в ответ: «Что вы делаете? Что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Тогда верующие немного успокоились, сказав: «Да будет воля Господня!» В Иерусалиме Павел был принят верующими со всеобщей радостью. Первым делом его было разделение милостыни, принесенной бедным братьям. На другой день он посетил апостола Иакова, предстоятеля Церкви Иерусалимской, куда собрались и все пресвитеры. Павел рассказывал подробно о всем, что сотворил Бог у язычников посредством его проповеди. Все с радостью слушали его и славили Бога, призревшего благодатью Своею и на бедных язычников. Только Иаков заметил, что в Иерусалиме теперь несколько тысяч уверовавших иудеев, которые, однако же, строго соблюдают и закон Моисеев, и что некоторые из иудеев, которые везде старались представить действия Павла с худой стороны, распространили между ними молву, что Павел не только освобождает язычников от соблюдения Моисеева закона, но и живущим между язычниками иудеям воспрещает обрезывать детей и вообще учит отступлению от закона. Для опровержения этого обвинения, которое могло бы повлечь за собой оскорбление Павла со стороны иудеев, Иаков предложил Павлу публично засвидетельствовать своим уважением к обрядам иудейства, что он не враг иудейского закона. Вследствие этого Павел с четырьмя братиями из иудеев решился возложить на себя на семь дней обет назорейства. Хотя Павел успокоил таким образом христиан из иудеев, но непримиримые ревнители закона из иудеев стали от этого еще более раздражены против него, видя, что человек, который, как говорили они, учит поносить народ Божий, закон и Храм, дерзает принимать участие в богослужении сего Храма. Они видели при нем в Иерусалиме христианина из язычников, Трофима, и в фанатическом озлоблении заключили отсюда, что Павел брал с собою в Храм и язычников и тем осквернил Храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда он так однажды молился, ему было видение, будто один из христиан, именем Анания, возвратит ему зрение. В то же время последовало откровение и Анании. Сам Христос явился ему и повелел идти к Савлу для возвращения ему зрения. Анания ужаснулся, он начал прекословить, представлял всю жестокость Савла, его ненависть к христианам; но Господь успокоил его, возвестив ему, что прежний гонитель христиан – теперь уже избранное орудие славы Христовой. Тогда Анания пошел к Савлу. Возложив руки на Савла, Анания сказал ему: Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас, как бы чешуя спала с глаз Савла, он прозрел. Анания продолжал: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его и увидел праведника и услышал голос из уст Его, – потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми в том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса. Тогда Савл немедленно крестился ( Деян.26:18, 9:3–18, 22:6–16 ). Так совершилось призвание и обращение Савла. Из жестокого гонителя Христа он сделался ревностным апостолом Христовым. Он уже имел все качества, потребные для высокого апостольского служения. Апостолу надлежало быть самовидцем Иисуса Христа, – он видел Христа и видел в состоянии не уничижения, а славы; апостол должен быть избран Самим Иисусом Христом, – он принял жребий служения не от кого другого, как от Самого же Христа; апостол должен принять Духа Святаго, – он сподобился Святого Духа и стал постоянным Его храмом. Так непосредственным призванием Христовым Савл присоединен был к лику 12 верховных апостолов и стал высоким апостолом язычников ( Рим.11:13, 15:14–19 ) 23 . Покоряясь Божественному призванию, апостол Павел, без отлагательства в Дамаске же начал проповедовать по синагогам об Иисусе, что Он Сын Божий. Все удивлялись и говорили: «Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя Христа, да и сюда не за тем ли пришел, чтобы связать их и вести к первосвященникам?» Между тем Павел все более и более выказывал смелости, доказывая, что Иисус есть Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010