Ап. Павел к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Суди всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева ( Евр.12:22–24 ). Обращение наше к святым, живущим на земле, за предстательством пред Богом основано на взаимной любви христианской, по силе которой – члены Церкви – сего тела Христова един о другом пекутся, так что аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли славится един уд, с ниш радуются вси уди ( 1Кор.12:25–27 ). И у святых торжествующих на небеси мы просим ходатаиства о себе по той же самой любви, николиже отпадающей ( 1Кор.13:8 ). Обращение к живущим на земле святым имеет целию единственно то, чтобы святые предстательствовали о нас пред Богом. Того же предстательства испрашиваем мы у святых, торжествующих на небеси, когда взываем к ним: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не вверп мя, но Сама заступи и помилуй. Святи Архангели п Ангели, молите Бога о нас. Святый Предтече Спасов Иоанне, св. Апостоли, св. Патриарси, св. Пророки, святые Пастыри, Мученицы, Преподобни и Богоносни отцы, и вси святи, молите Бога о нас! «Веруем исповедует матерь наша, святая православная Церковь Христова: – веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупление всех, собственною кровию соделался примирением человека с Богом, и пребывает попечительным защитником Своих последователей и умилостивлением за грехи наши. Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова ;также святые Ангелы Хранители наши, Апостолы, Пророки, Мученики, Праведные и все, которых Он прославил, как верных Своих служителей, к коим причисляем Архиереев, Иереев, как предстоящих святому жертвеннику, и праведных мужей, известных своею добродетелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Апостол Иаков упоминает о том, что пророк Илия помолился – и три года не было дождя 223 в наказание израильскому народу за отступление от почитания истинного Бога и за уклонение в идолопоклонство. Тогда началась страшная засуха и голод. Потом он опять помолился: и небо дало дождь 224 . Апостол приводит это событие в доказательство силы молитвы, подчеркивая, что Илия был человек, подобный нам 225 , а помолился – и вот какое чудо произошло! Мы забываем, казалось бы, простую, совершенно очевидную, более того, подтвержденную прямыми высказываниями в Священном Писании истину: святые угодники Божии, какими бы великими они ни были, являлись людьми, подобными нам. Конечно, если Илия был подобен нам, то и прочие святые пророки, сами апостолы и святые отцы – все подобны нам. Однако они святые, а мы нерадивые, они сподобились благодатных дарований, а мы, к сожалению, часто не ощущаем благодати Божией и не понимаем, в чем состоит ее действие. В Евангелии от Луки приведены слова Спасителя, сказанные им для обличения назаретских иудеев, не веровавших в его избранничество и мессианство. Господь укорил их, приведя пример из Священной истории, и напомнил о том, что в древности израильтяне также отвращались от своих великих пророков, а пользу от них получали язычники. Этим Спаситель намекал на приближение времени, когда евреи окончательно лишатся благодати Божией и Ветхозаветная Церковь прекратит свое существование, а в Новозаветную Церковь войдут преимущественно язычники, то есть недавние идолопоклонники, жившие в нечестии. Для нас слова Спасителя имеют и еще одно, особенное, значение, хотя это, может быть, и неожиданный подход к ним: Господь подтверждает подлинность Священного Писания Ветхого Завета, его абсолютный, непререкаемый авторитет. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую 226 . Вот то краткое изречение Господа, в котором упоминается пророк Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых ангелов и угодников Божиих Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь , Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос ( Еф.1:10; 4:6–16; 5:30 ; Кол.1:18 ). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими ( Ин.15:14–15 ), участниками Божественной славы ( Ин.17:22 ); Он Сам освятил их и приобщил к Себе. Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна ( Пс.111:6 ). « Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ). Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу ( 2Пет.1:15 ; Откр.5:8; 8:3–4 ), сорадуются о каждом кающемся грешнике ( Лк.15:10 ) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Второй плод причащения – это свобода от смерти. Я семь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек ( Ин.6:48–51 ). «А святые? – спросите вы. – Да разве они не были причастниками смерти?» А я вас спрошу: «Да разве святые умирали? Смерть их была соединение со Христом». Апостол Павел говорил: Имею желание разрешиться и быть со Христом... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ( Флп.1:23 ; Рим.7:24 ). Для святых жизнь эта, полная страданий, казалась смертью, а там, на небе, они ожидали светлой, радостной жизни в соединении с Господом Богом. А для нас – разве они умирают? Скажите, преподобный Сергий, преподобный Серафим, святитель Иоасаф – разве они умерли для нас? Нет, они живы – они живы своими нетленными телами, потому что от этих тел исходят исцеления и жизнь. Святые живы, потому что они, эти святые, постоянно молятся за нас, они живы и всегда находятся в общении с нами. А как бы мир ни старался прославлять своих героев – но не живы они, мертвы. Вот маленький ребенок своими детскими ручонками обнимает нетленную главу святителя Иоасафа и говорит ему: «Милый святитель, я страдаю, я болен, исцели меня!» Разве для этого ребенка мертв лежащий во гробе святитель Иоасаф? Нет, он жив и будет вечно жить, до второго пришествия. Третий плод причащения – это залог жизни вечной. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, – говорит Господь ( Ин.6:54 ). Конечно, воскреснут все – но не все воскреснут для вечной жизни. Спаситель как бы так говорит: «Те – Мои кровные, родные, которые находились в общении со Мною. Я Сам их воскрешу в последний день. Я есмь Воскресение и Жизнь ( Ин.11:25 )». Что же необходимо для достойного причащающегося? Прежде всего – полное сознание своего недостоинства, смиренное сознание того, что мы покрыты язвами и что единственное лекарство, могущее исцелить нас, – это причащение. «Вем, Господи, что я грешен и недостойно причащаюсь Пречистаго Твоего Тела и Честныя Твоея Крове и повинен есмь, в суд себе ям и пию... но, на щедроты Твоя дерзая, при- хожду к Тебе... Ты знаешь мои струпы и видишь мои язвы, но и веру знаешь и воздыхание слышишь. Я знаю, что Ты милосердый, человеколюбивый, Ты не гнушаешься величеством грехов наших, если мы с верою к Тебе прибегаем» 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Если душа не была духовно готова уйти из этого мира, тогда возникает проблема, и тут очень помогают наши молитвы Если же она не была духовно готова уйти из этого мира, тогда возникает проблема, и тут очень помогают наши молитвы в течение 40 дней, помогают святые ангелы, наш Ангел Хранитель, Пресвятая Богородица и все святые. Поэтому каждый вечер на вечерней молитве мы просим, чтобы наша душа не встретилась с темными и страшными духами, а также просим нашего Ангела Хранителя, чтобы он предстоял рядом с нами в момент нашего исхода, чтобы он помог нам пройти мытарства, не претерпев никакого вреда. – Из того, что вы сказали, можно предположить, что когда умирают святые, то бесы даже не появляются в их поле. – Это так. Но не потому, что они были безгрешны, а потому, что покаялись. Покаяние освободило их от суда. Поэтому и Господь наш Иисус Христос говорит: «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30). То есть он и ко Христу подходил, видно, не зная, что это Христос, и ничего в Нем не нашел. Еще очень хорошо об этом говорил апостол Иуда, брат Господний, он рассуждал о Страшном суде, об архангеле Михаиле и бесах, о Моисее. – Люди часто говорят о некоем «среднем» состоянии души. Что под этим подразумевается? – Фёдор, я думаю, что у нас, православных, нет такого термина. Святые отцы его не используют. Это схоластический термин Запада. Мы же знаем, что, когда человек умирает, он находится в некоем месте, вне тварного мира, и там ожидает воскресения мертвых. Это промежуток между смертью и Страшным судом, воскресением мертвых, и, конечно же, вне времени. То есть души не ждут, когда же будет Суд: завтра или послезавтра; они перманентно пребывают в настоящем времени. Поэтому у них и отсутствует тревога о времени. Это ожидание, о котором говорится в Апокалипсисе, когда души ожидают правосудия Божия и Воскресения тел, чтобы, соединившись с телами, они могли вкусить радость пребывания в Царствии Божием – те, кто сможет, конечно же. – У них есть предчувствие, что их ждет?

http://pravoslavie.ru/139803.html

Поэтому Божественный Спаситель и говорил Своим святым ученикам: Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк.10:23; Мф.13:17).    Подтверждая это благовестие Спасителя, святой христоносец и христовидец, апостол Павел, из сердца Богочеловеческой жизни Церкви свидетельствует: Нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии — τ βθη το Θεο (1Кор.2:10). За веру во Христа и за любовь ко Христу Бог подает Своего Святого Духа, вводящего христолюбивую душу во всю истину о Богочеловеке Христе и открывающего ей все глубины Божии, которые в Нем. Дух Святой отверзает человеку зрение, и тот видит, чего не видел глаз, и слух — и тот слышит, чего не слышало ухо, и сердце — и тот чувствует и познаёт то, что не приходило на сердце человеку. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой раскрыл святым Апостолам всю Христову тайну, и с тех пор последовали они за Ним во все смерти, во все опасности, на все мучения. Оставшись навсегда в Церкви, Дух Святой и впредь открывает Христову тайну каждой христолюбивой душе (ср. Ин.14:16—17, 26, 16:13; Еф.1:17; Деян.4:31, 10:47, 11:15). Он — главный Христов Апостол: Все-Апостол. Боголюбивым душам преподает Он самое совершенное ведение о Господе Иисусе Христе, которое только способно вместить человеческое существо. Поэтому духоносный благовестник пишет христианам: Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё — οδατε πντα (1Ин.2:20): знаете всё, что может человек знать о Боге, о мире, о человеке, о жизни, о вечности. Лишь духоносцы ведают тайну Богочеловека. Таковы суть, в первую очередь, святые. Без сомнения, каждый христианин через святые таинства становится духоприимцем и духоносцем. Но только святые удерживают в себе Духа Святого святыми евангельскими подвигами, святой евангельской жизнью. И потому как имеют они в себе Духа Святого, открывающего им глубины Божии, которые во Владыке Христе, то святые Отцы и являются единственными истинными и достоверными, богомудрыми истолкователями Священного Писания, а прежде всего — Самой Личности Богочеловека, Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Приобрести власть над языком – дело великое! Святой апостол Иаков в соборном Послании своем говорит: «Кто не согрешает в слове, тот человек, совершенный, могущий обуздать и все тело» ( Иак. 3:2 ). «Обуздать все тело» – значит подчинить его высшим целям духовной жизни, обуздать все дурное, к чему влечет плоть. Начните с обуздания языка, и если достигнете этой цели, стяжаете совершенство и обуздаете все ваше тело. А обуздав все свое тело, будете чисты и праведны перед Богом. Этой чистоты и праведности да сподобит вас всех Господь, а молитва святого Ефрема Сирина будет всегда напоминать об этом. 5. Запретный плод «Господи и Владыко живота моего! Дух целомудрия даждь ми!» Такой великий подвижник и пустынножитель, святой Ефрем Сирин молился о том, чтобы Господь дал ему дух целомудрия. Неужели он нуждался в этой молитве? Но он судил, что нужно об этом молиться, и все святые молились об этом. Почему? Они знали, что Господь требует от них, как и от всех христиан, полного, безусловного целомудрия не только плоти, но и духа. Даже в наших помыслах мы не смеем и не должны нарушать целомудрия, ибо Сам Господь сказал, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:28 ). А помыслов нечистых никто не может избегнуть, и святые долгие годы мучительно боролись с этими помыслами. Преподобный Мартиниан, человек молодой, боролся отчаянно с этой страстью. Как он, когда его соблазняла развратная женщина, сумевшая проникнуть в келию, стал на горящие уголья, чтобы побороть в себе плотскую страсть. Так боролись святые, боролись упорно, боролись десятками лет, и главным средством в их борьбе был пост, смирение и молитва, ибо все Святые Отцы говорят, что нет большей защиты от плотских вожделений, чем смирение. Человек, если стяжает смирение, освобождается от них, а люди гордые, чуждые смирения, всецело обуреваются этой низменной страстью. Как много среди нас христиан, которые не считают серьезным этот грех и говорят: «Ведь я благочестив, стараюсь изо всех сил исполнять заповеди Христовы и творить дела милосердия; неужели Господь не простит эту маленькую слабость?» Говорящие так глубоко ошибаются, ибо то, что они считают «маленькой слабостью», святой апостол Павел называет совсем иначе. Он так строг в этом отношении, что в Послании к ефесянам говорит: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» ( Еф. 5:3 ). Даже и помышлять о них нельзя, даже говорить нельзя, «как прилично святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Проповедь о святых Божиих людях Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым 54 . 2Пет. 1:21 Об этом свидетельствует нам тот, кто и сам был святым Божиим человеком, апостол Петр, камень веры и рыцарь креста. Как святой Божий человек, он по собственному своему опыту объясняет, как говорили и говорят святые Божии человеки, удостоверяя[, что] говорили они, наученные от Святого Духа . Следовательно, не говорили они ни по собственному мудрованию, ни по собственной памяти, ни по собственным домыслам, ни по собственному научению, ни по собственной речистости, но глаголали от Духа и по Духу Святому. Священное Писание написала не лживая трость книжников ( Иер. 8:8 ), но написали его служители и избранники Духа Божия Святого. Нет, не составляли его люди, для которых письмена были ремеслом, но писали его Божии святые, наставляемые и поощряемые к сему Духом Божиим. Зачастую и без особой охоты и даже противясь сему, должны были они его писать, как свидетельствует святой пророк Иеремия: И подумал [в серб, букв.: и сказал. – Пер.] я: «не буду я напоминать о Нем (о Боге) и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог » ( Иер. 20:9 ). О братья мои, не от человека Священное Писание, а от Бога; не от земли, а от неба; не от плоти, а от духа; да – от Святого Духа Божия. Вдохновляемые мудростью и истиной, писали его святые Божии человеки: пророки, и евангелисты, и Апостолы, и Отцы, и учители, и иерархи, и пастыри. О Боже Душе Святый, Душе премудрости и истины, вдохнови нас духом Твоим животворящим, дабы познали мы премудрость и истину и исполнили их с Твоей помощью. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 20 мая 1. Св. мученик Фалалей . Родом из Ливана, его отца звали Берукий (Верукий), а мать – Ромилия. Фалалей был 18-летним юношей, статным и красивым, с огненнорыжими волосами. По роду занятий был врачом. Пострадал за Христа в правление императора Нумериана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так свидетельствует Слово Божие о единой славе Божией и единой силе Его, действующей через людей, предоставивших себя Ему в «орудия праведности» ( Рим.6:13 ). Ап. Петр исцеляет хромого и говорит: «во имя Иисуса Христа Назорее, встань и ходи». И далее к народу: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?... И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами» ( Деян.3:6, 12, 16 ). Кроме Господа Иисуса Христа, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). И Пресвятая Дева Мария, и все святые Ангелы и святые люди и на небе, и на земле свидетельствуют только об этом спасительном имени, служа только Ему одному и от Него одного почерпая все для нашего спасения. Для человека, жаждущего и погибающего в безводной пустыне, спасением может быть только источник воды. Но если бы он сам не мог достигнуть воды и кто-нибудь принес ее ему, то, хотя вода – главный спаситель, но без принесшего ее он бы погиб и должен почитать последнего, как своего спасителя. О таком человеке можно сказать, что он спас тебя от смерти, хотя без воды он также бы не спас, но и вода без такого передатчика Ее, также не спасла бы жизни человека. Господь Иисус Христос – источник воды для жизни вечной. Поэтому святые люди спасают нас, как служители Божии, благодатными дарами Божиими, молитвами к Богу, трудами своими для нашего спасения во Христе. Всякое дело их в Боге и для Бога, и от Бога, как от источника спасения. Когда апостол говорит: «не спасу ли некоторых» ( Рим.14:14 ), то разумеет спасение во имя Христово, а не в свое имя. " Он (апостол) скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.10:6 ). Он «благодатью, которая с ним, потрудится» ( 1Кор.15:10 ) для твоего спасения... И если от апостола ожидать себе спасения, то не иного, как во Христе и не иными силами, как только Христовыми. Так, Господь есть источник воды, единый спасающий всех, самая сила спасения к жизни вечной, но передатчики этой силы свв. Апостолы и другие их преемники, и святые люди, совершающие их дело, являются вторыми спасителями многих. Один Отец, один Учитель и Наставник, один Спаситель и Ходатай и Посредник – Господь, но есть и меньшие, и вторые ходатаи и посредники, и отцы, и учители, и наставники, служители Единого, которые совершенно необходимы для спасения людей и Господом учреждены и поставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

14 ноября 2017г. 11:59 Олег, как тогда понимать " Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " ? Разве это в переносном смысле говорится? Логически получаем, что люди без Причастия не имеют в себе жизни. 15 ноября 2017г. 21:21 Дорогой Георгий!Также сказано,что Богу надо поклоняться в духе и истине и именно таких поклонников ищет себе Отец. Мне страшно о этом писать ,но я ем и пью Божественную Плоть и Кровь и не обоживаюсь, а Терстеген, как некоторые пишут не православный, пишет и переживает то ,что и св.Отцы. 16 ноября 2017г. 15:15 Конечно требуется соблюдение всего, что есть в Евангелии. Надо " Богу надо поклоняться в духе и истине " И причащаться. Нельзя делать только первое и не делать второго. Поэтому аргумент Ваш непонятен. Что касается переживаний и мистических состояний, то св. Отцы всячески предупреждают от их поиска. Прям большими буквами пишут, что не ради них всё и, если что и случиться, надо относиться к этому максимально критично. А уж делились святые ими в исключительных случаях. Судить только по переживаниям о степени духовного развития нельзя. Причастие обоживает настолько, насколько человек очищает в душе место благодати. И срок этой расчистки не год и не два. Да, хочется говорить о пребывании в любви, об озарениях, и не хочется делать то, что советует предельно реалистичный Авва Дорофей. Брать лопату и вперед, в чернозем, очищать огород от камней, даже не надеясь, что будет когда-то урожай. Это я не о вас, а о себе, и, думаю, о многих подобных. Хорошо, если Вы нашли что-то полезное и практичное для себя в трактате. Но из этого не следует истинность все системы, в которой находился автор. Толковые духовные советы есть и в буддисткой практике. 17 ноября 2017г. 09:34 Согласен с вами польностью , Дорогой Георгий. иеромонах Авель 24 ноября 2017г. 03:15 Что касается переживаний и мистических состояний, то св. Отцы всячески предупреждают от их поиска . Прям большими буквами пишут, что не ради них всё и, если что и случиться, надо относиться к этому максимально критично.

http://bogoslov.ru/article/5576946

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010