" Русская православная церковь отмечает Крещение Господне " , - сообщает " Интерфакс " . " Этот праздник установлен в память о крещении Иисуса Христа, которое Спаситель принял в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Согласно Евангелию, когда Иисус вышел из реки, на него снизошел Святой Дух в виде голубя, а с небес послышался голос Бога-Отца: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " . Подробно о празднике рассказывает " Православная газета " : " Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и некоторых близких лиц, не был посвящен в Его тайну. Вдали от суеты Он " возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости " (Лк. 2, 40). В это же самое время подвизался в пустыне святой Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорил ему: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 3, 2). И вот, однажды, когда он крестил народ, увидел, что идет к нему креститься Сам Господь. Святой Иоанн пытается удержать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " . Но Господь ответил: " Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду " . Предтеча совершил Крещение и, когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо и все услышали глас Божий: " Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3,17). Этот Божий глас с неба был не только к святому Иоанну или тем, кто находился в тот момент на Иордане, а был словом ко всему человечеству. Им открывалась тайна Божества Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство, и более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле… По объяснению преподобного Иоанна Дамаскина, погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и устроил для нас купель святого крещения. По церковному преданию, Предтеча каждого крестившегося человека погружал в воду до шеи и держал так, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде и вышел их нее тотчас (Мф. 3,16).

http://pravoslavie.ru/press/obzor27.htm

Спрашивали его также и воины: " а нам что делать? " Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: " никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем " Многие тогда думали об Иоанне, не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. " Я крещу вас водою " , говорил он, " но вслед за мною идет Сильнейший меня " , то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете - Христос, " у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его " , то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь, " Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " , то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Матфея, гл. 3, 1-12; от Марка, гл. 1, 1-18; от Луки, гл. 3, 1-18: от Иоанна, гл. 1, 15-28. Крещение Иисуса Христа В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: " мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " . Но Иисус сказал ему в ответ: " оставь теперь " , то есть не удерживай меня теперь, " потому что так нужно нам исполнить всякую правду " - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " . Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Уже после Распятия и Воскресения Христова апостол Павел встретил нескольких учеников Предтечи, омывшихся только водным крещением. Апостол спросил их: Приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему, мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый ( Деян.19:2 ). И святой Павел должен был крестить их Крещением Христовым, дабы они приняли спасительную благодать Духа, ибо Иоанн крестил (только) крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса ( Деян.19:4 ). На земле лишь Христос как Бог мог даровать смертным Крещение Духом Святым. Это Таинство не просто очищение первородной скверны и содеянных нами грехов, но и одухотворение нашего внутреннего мира. Это истинное и всецелое обновление, перерождение и путь к воскресению. Святой Иоанн, немощный, как все люди, не мог дать человечеству ничего подобного – он лишь готовил народ к принятию Божественного Христа. В чем-то, наверное, его деятельность можно сравнить с христианским оглашением перед Крещением. Святой Иоанн Креститель был только Предтеча, провозвестник, свидетельствовавший о свете ( Ин.1:7 ). После явления Божественного Света Христова он должен был неминуемо уйти в тень. Так и случилось. Многие ученики, причем лучшие и любимейшие ученики Предтечи, покидали его, устремляясь вслед за Иисусом Назарянином. Остававшиеся возле святого Иоанна, в некотором роде ревнуя о славе своего учителя, указывали: Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему ( Ин.3:26 ). Это были недалекие речи. Но не завистью, а священной радостью отвечал Предтеча на вести о деяниях провозвещенного им Христа: Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться ( Ин.3:29–30 ). Да, исполнилась радость Предтечи – радость о Господе, радость о Божественном Женихе спасаемого человечества! Так ликовал святой Иоанн, великий друг Христов.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   Спрашивали его также и воины: «а нам что делать?» Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем»    Многие тогда думали об Иоанне, не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. «Я крещу вас водою», говорил он, «но вслед за мною идет Сильнейший меня», то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете — Христос, «у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его», то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь, «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого.    Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ.    ПРИМЕЧАНИЕ: См: Евангелие от Матфея (Мф.3:1-12); от Марка (Мк.1:1-18); от Луки (Лк.3:1-18); от Иоанна (Ин.1:15-28). Крещение Иисуса Христа    В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.    Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».    Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.    Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.    По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».    Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

" Долгожданный Мессия " января 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в соборе Петропавловской крепости " Накануне Крещения Господня на Иордане появился Иоанн Предтеча - удивительный и суровый аскет, - сказал владыка в проповеди. - Он стал призывать людей к покаянию, говоря, что приблизилось Царство Небесное, нужно покаяться, иначе в него не войти. Некоторые подумали, что это Мессия. Он слишком выделялся среди людей, такого нигде не видели. В народе ходили разговоры, что родился Мессия. Об этом говорили и праведный Симеон Богоприимец, и другие, которые видели Христа в храме еще Младенцем. Но куда Он делся? Может быть, Его убил царь Ирод? Ходили разные слухи. И когда появился Иоанн Креститель, люди подумали, что он Мессия. Но Иоанн сказал, что это не так, Спаситель идет за ним. Предтеча уже практически завершал свое служение, но неожиданно для него вдруг в толпе появляется Сын Человеческий. Обычно его звали плотником, сыном Иосифа из Назарета, но когда Он зашел в воду, раздался голос Отца Небесного: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3:17). И Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая слова Отца Небесного. Сам Сын Божий принимает Крещение, и вся Троица является на Иордане. Это было первое явное откровение. Иоанн Креститель переживал, что Иисус намеревался креститься у него, а не наоборот. Но Он сказал: " Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3:15). Когда люди заходили в воду, Иоанн Креститель держал их там долго, пока они не исповедует все грехи, а поскольку Господь не имел грехов, Он зашел и тотчас вышел. Когда Христос второй раз пришел на Иордан, Иоанн сказал народу: " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Он назвал Христа Мессией, которого народ долго ждал. Люди прислушались к этим словам. Иоанн даже отдал своих учеников Христу, чтобы они пошли за Ним, потому что Ему нужно было возрастать, а Иоанну Предтече умаляться. Впереди его ждали застенки царя Ирода, он выполнил свою миссию - указал на Христа как на Спасителя, за которым все теперь должны идти " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Да, святой Иоанн Креститель был призван обличить мировую злобу и возвестить близкий конец ее владычества. «Порождения ехиднины», отродья диавольской лжи возненавидели пророка, ревнующего об утверждении правды Божией. Но совсем иначе восприняли проповедь Иоаннову смиренные грешники, сознающие свое ничтожество и нужду в исправлении. «Горький дикий мед» обличения, которым питал их Креститель, для их душ становился небесною сладостью, ибо в покаянии они черпали надежду на помилование от Правосудного Господа, на прощение своих грехов. Очистительное крещение покаяния выводило людей из суровых, подчас до беспощадности суровых к падшим пределов Ветхого Закона и ставило раскаявшихся перед вратами Царствия Божественной любви Нового Завета. Святитель Иоанн Златоуст говорит о Предтече так: «Руководимый Духом Божиим, он посредствует между законом и благодатью», – и в строгости этого духоносного посредника между двумя Заветами явлено величайшее человеколюбие. Святой Иоанн Креститель уподобился доброму и мудрому врачу, огненным словом прижигавшему греховные язвы душ человеческих. Тот же очистительный и спасительный огонь нес миру Сын Человеческий, о Котором говорит Предтеча: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). Святая душа Иоанна Крестителя, пламенеющая боголюбием, была устремлена навстречу Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). В подвижническом служении и несравненной любви ко Господу смиренный Предтеча не искал для себя ни славы, ни чести. Этот праведник, не имеющий себе равных из рожденных женами ( Мф.11:11 ), почитал за счастье свидетельствовать о Христе: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви Его ( Мк.1:7 ). И вот настал долгожданный миг, когда святой Иоанн Креститель увидел на берегу Иордана шедшего навстречу ему Спасителя мира и Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ( Ин.1:32 ). Ликующим торжеством переполнилась душа Предтечи, ибо он мог наконец въяве поклониться Агнцу Господню и воскликнуть: Сей Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня… И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:15 и 34).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

После сего Он пошел с ними в Назарет и оказывал им повиновение. По мере возрастания, постепенно раскрывались Его дивные духовные дарования. Яснее и яснее для внимательных открывалась особенная к Нему любовь Божия; вместе с тем более и более усиливалась любовь к Нему со стороны добрых людей. К концу тридцатилетней жизни Господа Иисуса явился на берегу реки Иордана великий Пророк и Предтеча Господень, Иоанн. § 11. Проповедь Иоанна Крестителя. (Мф. 3, 1–12; Марк. 1, 1–8; Лук. 3, 1–18). (29-й и 30-й годы по P. X). Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора к холм да понизятся, кривизны выпрямятся в неровные пути сделаются гладкими. И узрит всякая плоть спасение Божие ( Ис. 40, 3–5 ; Лук. 3, 4–6 ). Иоанн, Предтеча Господень, в ранних летах лишился своих родителей и, по примеру пророка Илии, удалился в пустыню. Здесь он проводил жизнь, как самый строгий подвижник: одежду носил из грубого верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным ремнем. Пищей его были акриды (род саранчи) и дикий мед. В совершенном уединении, постом и молитвою он приготовлялся к своему служению, и долгое время жизнь этого великого человека была неизвестна миру. Но вот, Святой Дух вызвал Иоанна из уединения и повелел ему проповедовать на берегах Иордана. Более четырехсот лет не было у иудеев пророка. Можно представить, какое впечатление должно было произвести внезапное появление величайшего из пророков. Иоанн возвестил народу о близком пришествии Спасителя и требовал от него покаяния и исправления жизни, чтобы достойно встретить Господа: покайтесь, ибо приблизилось царствие Божие. Весьма многие из окрестных городов и иерусалимляне приходили к Иоанну. Громовая проповедь его потрясала сердца: многие искренно каялись в своих грехах и крестились от него в реке Иордане, но некоторые из иудеев, именно фарисеи и саддукеи, принимали крещение более по примеру других, в ожидании благ от Мессии, а грехов своих не сознавали. Тогда Иоанн строго обличил их: „порождения ехиднины! (т. е. лукавые, злые люди) кто внушил вам бежать от грядущего гнева? Сотворите плод, достойный покаяния 12 , и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму“. При этом Иоанн угрожал им гневом Господним. «Вот, говорил он, уже и секира (топор) при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». В то же время Иоанн учил евреев, чем можно отклонить действие суда Божия и показать свое исправление; это – во-первых, делами милосердия; во вторых, строгим исполнением тех обязанностей, какие налагает на каждого его звание. «Что нам должно делать?» спрашивали Иоанна иудеи. «У кого две одежды, одну отдай неимущему; у кого есть пища, делай тоже». Мытарям 13 на такой же вопрос он ответил: «(собирая подати) не требуйте ни от кого более определенного вам». Воинам сказал: «никого не обижайте, не клевещите и будьте довольны своим жалованием».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Фрагмент иконы святого Иоанна Предтечи, предстоящего Господу Иоанн, будучи духовно сильнее всех окружающих его смертных людей, вдруг узнает во Христе Сильнейшего себя. И прежде нежели увидеть Его, Иоанн уже ведал, что Он пришел на землю и находится среди людей. «Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин. 1:26). Однако только встав с Ним лицем к лицу, Иоанн познал Его и указал на Него перстом людям: вот Агнец Божий. Узрев Его, святой Иоанн мог подумать, что его роль как Предтечи завершена, и сказать, как некогда праведный Симеон: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2:29); или как он сам скажет позднее, в другом случае: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Но нет; вместо того, о чем думает Иоанн и чего он ожидает, Христос ставит пред ним неожиданную задачу. Присоединившись к грешным людям, безгрешный Христос требует от Иоанна, чтобы последний сделал с Ним то же, что и с другими, то есть крестил Его в реке, как и прочих. Возражения Иоанна совершенно понятны смертным людям. Ах, страшно, братия, ввести в воду Чистейшего воды! Страшно-престрашно творению опустить руку свою на главу Творца. Как дерзнет человек из праха и пепла возложить руку на Того, для Кого херувимы – подножие ног Его! Но Христос быстро заканчивает разговор с Иоанном кратким, но решительным высказыванием: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допускает Его. Этим Господь хочет сказать: «Оставь теперь слова о Моем и твоем достоинстве и о том, кто из нас двоих больший и сильнейший. День сей не для того предопределен, но для иного. Придет время, когда явится и то, о чем говоришь ты. Мы не можем научить людей ничему, чего прежде не исполнили сами. Иначе кто нам поверит? И чем иначе мы отличались бы от законников и книжников иерусалимских, кои учат, но не делают? Весь закон должны мы исполнить, дабы всему закону дать высший, духовный смысл и значение. И Мне надлежит сперва креститься водою, чтобы затем крестить Духом Святым и огнем. План спасения раскрывается самим своим воплощением. То, что тебе ныне не ясно, скоро станет ясно. Небеса отверзнутся и оправдают то, чего Я требую от тебя».

http://pravmir.ru/kreshhenie-hristovo-pr...

Мы просто не сознаем смертельной опасности, в которой мы находимся. Дом, где мы живем, зажжен с четырех углов. Наша жизнь охвачена пламенем вечной смерти. Что нам делать? Куда бежать от огня, от всепожигающего праведного гнева Божия? Нас может спасти только правда – вся правда, вся праведность, а не часть ее. Достаточно одной искры неправды, чтобы все загорелось с новой силой. И потому Христос говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Святой Иоанн Предтеча возвещает крещение Духом, бесконечно превосходящее его крещение водой. То, чем крестит Иоанн, – вода. То, чем будет крестить Христос, – Дух Святой. То, что мы принимаем в крещении, в Богоявленской воде – Сам Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления, всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всею Церковью стоит Предтеча. Прежде – покаяние, потом – любовь. Прежде – страх Божий, очистительное огненное страдание, суд очищающий, потом – утешение Христовой любовью. Как принять утешение от Утешителя тому, кто оскорбляет Его? Невозможно покаяться перед Богом, отвергая требования совести и правды, понятные и некрещеному человеку. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта – дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит Крови Христовой. Это новый наш с Богом завет. Покаяться – значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас. Глас вопиющего в пустыне – для того, чтобы не было пустыни, а был Божественный сад – «от негоже ядше живи будем, не якоже Адам умрем», как недавно исповедовали мы. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Утреня Мк, 2 зач., 1, 9–11 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Евангелие от Марка начинается сразу с Крещения Господня. Ничего не говорится о рождении и детстве Христа. Никакой родословной. Впечатление, будто Христос сразу сошел с небес. Здесь, вне сомнения, – начало жизни Христа, как начало жизни каждого из нас, когда мы стали сынами Божиими – в крещении. Потому и сказано: начало Евангелия. Но первые стихи подчеркивают, что крещение Иоанново было «во оставление грехов». Выход крещаемого из воды – воссоздание творения мира: вот, наше человеческое естество, обновленное, омытое от грехов, в невинности первого дня творения. Принимая крещение от Иоанна, Христос показывает, что Он пришел приобщиться судьбе всех людей. Это Крещение – пророческое прообразование Его Крестных Страданий. «Крещением должен Я креститься», – говорит Он о них ( Лк.12:50 ). На Кресте Господь узн?ет не символически, а на деле судьбу человека-грешника, когда Он «со беззаконными вменится».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не о холмах, не о горах, не о камнях говорил святой пророк. Он говорил о людях, о том, как должны они приготовить себя к пришествию Спасителя. Есть люди, в гордости своей высящиеся над всеми, как горы и холмы. Они да понизятся, да смирятся, да перестанут превозноситься над всеми. Да уравняются кривые, извилистые, греховные, лживые пути, да сделаются они ровными и гладкими. Святой Иоанн Предтеча, говорил народу: Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное (Мф. 3;1). Он говорил то же самое, что немного позже скажет и Сам Господь Иисус Христос. Ибо невозможно было прийти Спасителю нашему к народу, полному пороков и грехов, превозносящемуся своей праведностью от закона, бесконечно далекому от святости, но считавшему себя святым. Надо было приготовить Ему путь, как об этом говорил пророк Исаия, в этом и состояла величайшая задача Иоанна Предтечи. Его проповедь производила неслыханное впечатление. К нему стекались тысячи людей из Иерусалима, из всей Иудеи и из-за Иордана. Что влекло их туда? Конечно, совершенная необычайность события: явление из пустыни человека, непохожего на всех, с пламенным взором и горящим сердцем, властно призывавшего всех остановиться на путях своих и покаяться в грехах. Во всем его облике, облике строжайшего аскета народ с трепетом чувствовал высшую силу и высшее достоинство, святость. Всем своим существом он привлекал тех, кто имел счастье с ним общаться. Люди знали, как он подвизался в пустыне; они давно изумлялись тому, что ребенок переносил все тяготы, все ужасы пустыннической жизни. И вот они увидели этого озаренного отблеском небесного света человека. И Иоанн не только проповедовал, но и крестил всех, приходивших к нему в пустыню Иорданскую, ибо от Бога он получил повеление крестить. И сам он подтверждает это, говоря: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: " На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым " (Ин. 1; 33). Он изменил сердца многих тысяч людей, учил их смирению, приводил к покаянию. Он явил народу Господа Иисуса Христа, когда пришел Он к нему на Иордан принять Крещение. Святой Иоанн Предтеча, показав Его народу, сказал: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1; 29)!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010