Первое заседание Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского 14 марта 2017 года 24 июня 2014 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, определяющий порядок подготовки и проведения этого знаменательного события. Как отмечается в документе, праздничные мероприятия будут проводиться «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Распоряжением Правительства Российской Федерации 554-р от 30 марта 2015 года был определен состав Оргкомитета. В первом заседании Оргкомитета участвовали: министр юстиции РФ А.В. Коновалов ; заместитель министра культуры РФ, заместитель председателя Организационного комитета А. Ю. Манилова; губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко ; временно исполняющий обязанности губернатора Ярославской области Д. Ю. Миронов; статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ Н. А. Панков; генеральный директор ООО «УГМК-Холдинг», сопредседатель Попечительского совета программы «Александр Невский» А. А. Козицын; председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.И. Якунин ; коммерческий директор ООО «УГМК-Холдинг», член Попечительского совета программы «Александр Невский», почетный член Фонда Андрея Первозванного И. Г. Кудряшкин; ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, член Попечительского совета программы «Александр Невский» А.С. Соколов ; первый заместитель губернатора Псковской области В. В. Емельянова; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства Нижегородской области Д. В. Сватковский; заместитель министра образования и науки РФ В. Ш. Каганов; заместитель министра спорта РФ М. В. Томилова; заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Т. В. Наумова; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В. И. Сучков; председатель Геральдического совета при Президенте РФ — государственный герольдмейстер, член Совета Российского исторического общества Г. В. Вилинбахов; директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Е. Г. Ларина; министр культуры Московской области О. В. Косарева; декан факультета международной журналистики МГИМО Я. Л. Скворцов и другие.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Архив Пн Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта принял участие в конференции в Высшей школе экономики 2 марта 2024 г. 16:25 1 марта 2024 года в Москве в рамках Х юбилейной международной научно-практической конференции по спортивному менеджменту и праву «Развитие национального спорта в новых условиях: вызовы и возможности», проводимой Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» при Правительстве Российской Федерации, состоялась панельная дискуссия «Физическая культура и спорт как пространство укрепления межнационального и межрелигиозного согласия». Целью встречи стало обсуждение механизмов взаимодействия сферы физической культуры и спорта с традиционными конфессиями Российской Федерации при организации физкультурно-спортивной работы, направленной на укрепление межнационального и межрелигиозного согласия и защиту традиционных ценностей народов Российской Федерации. Модератором дискуссии стал советник министра спорта Российской Федерации, профессор Института спортивного менеджмента и права Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Е.А. Романов. В работе панельной дискуссии принял участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан , который тепло приветствовал собравшихся и представил усилия Русской Православной Церкви по работе с миром спорта. Во внимание к трудам по организации и проведению первых Всероссийских спортивных игр святого благоверного князя Александра Невского митрополит Митрофан передал знаки Патриаршей признательности — иконы святого князя Александра с дарственной надписью заместителю председателя Правительства Кузбасса по вопросам культуры, спорта и туризма С.И. Алексееву и министру физической культуры и спорта Кузбасса С.А. Мяусу. Участников панельной дискуссии приветствовал председатель оргкомитета конференции, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ профессор Д.Л. Кузнецов. С докладами выступили заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра религии и права факультета права НИУ ВШЭ игумен Серапион (Митько), представитель Федерации еврейских общин России, глава московской еврейской общины «Центр роста»-Бейт Хабад МГИМО раввин Шимон Краснодомский, представитель Буддийской традиционной сангхи России Дид хамбо-лама, заместитель муфтия Духовного собрания мусульман России имам-хатыб Денис-хазрат Мустафин, руководитель департамента образования и науки Духовного управления мусульман Российской Федерации И.К.

http://patriarchia.ru/db/text/6107757.ht...

Взыде яко светолучное солнце на высоту небесную и осияющи вселенную, тако ты, благоверный княже Данииле, в Богопорученном ти граде Москве, освяти и просвети весь град и обитель свою, и вся люди, живущия в них, и вся страны Российския земли своими чудесы. Видимых и невидимых враг всякаго наведения избави нас, молимся тфбе, благоверный княже Данииле, и от нестерпимых им бед свободи. Богородичен: О, Всемилостивая Госпоже Богородице, к рождшемуся из Тебе о нас молися, скорби наши на радость претвори. Ин канон, глас 1 -ый Песнь 1 Ирмос. Твоя победительная десница, боголепно в крепости прославися, Та бо бессмертне яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая. Благочестиваго и венценоснаго князя Даниила по достоянию восхвалим, чудес подателя обильнаго, спасающаго души наша. Престолу оубо предстоя благодати и со всеми ангелы радуяся, днесь мирови раздает богатство, темже согласно зовем ему: Спаси нас молитвами твоими, блаженне. Слава: Песньми и пенми восхвалим блаженнаго князя Даниила, и честную его и многоцелебную раку обступающе любезно облобызающе, сице вопием: Радуйся, граду своему Москве многосветлый светилниче и твердый заступниче. И ныне: Ума моего, Всенепорочная, омрачение, светом Твоим отжени и тмы избави мя вечнующыя, яко да пою величия Твоя. Песнь 3 Ирмос. Несть свят якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего. – Благоверный княже Данииле, вси людие празднуют и множество иночествующих постник покланяются тебе, видевши от Бога данныя тебе преславныя чудеса, ко всем просящим у тебе милости. Молим тя, благоверный княже Данииле, и облобызаем честныя мощи твоя, к покаянию управи нас и не лиши нас душеспасеннаго исполнения. Ин Ирмос. Едине ведый человеческого существа немощь и милостивно в не воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый одушевленный храме, неизреченной славы Твоей человеколюбче. Светильник света явися благочестивый князь Даниил, недуг глубокую тму разрешающ всегда и зарею светлою чудес озаряющ премудрый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Они способны к выплеску эмоций при виде материализованного в железе призрака на привычном месте. Но не на созидательную трудную деятельность в условиях, угрожающих самому существованию державы. Не стоит возмущаться подобной оценке. Раньше почитание «главного чекиста» многими порядочными, в том числе и служивыми людьми было объяснимо по причине отсутствия реальной информации. По причине того, что все жили в пространстве навязанного с детства мифа.Теперь иное. Прошло уже 30 лет (!) с тех пор как многое стало известным. Тем же, кто осознает природу Дзержинского, тяжесть и последствия его деяний по отношению к России и, тем не менее, настаивает на увековечивании в центре Москвы , надо вспомнить Писание и отрезвиться. Ведь Спаситель ясно говорит о страшной каре именно для тех, кто творит зло не в неведении, но ведении. Станет совсем плохо, если всё совестливое, всё думающее, всё по-настоящему живое, что у нас еще есть, будет отсечено установкой памятника Дзержинскому, словно слепым ударом холодного колуна, во внутреннюю (или во внешнюю) эмиграцию. Таков ожидаемый результат возможного осуществления как минимум недальновидно-популистской, или, что еще хуже, равнодушной к основополагающим смыслам, а стало быть, обречённой политики. Конечно, было бы счастьем знать, что все тревоги напрасны, что голосование выявит реальные предпочтения, и что вскоре нам объявят о восшествии на одну из главных площадей Отечества запечатленного в бронзе Александра Невского. Тем более в год его 800-летия. Тем более в Москве, начавшей свой подъем усилиями его сына, князя Даниила Московского. Тем более на площадь, чьё название пришло вместе с переселенцами из нечуждого ему Новгорода. Тем более в близости от ведомства, чей долг защищать сограждан щитом, разить недругов мечом. Конечно, хотелось бы поддаться оптимистичному настроению уважаемого редактора РНЛ Анатолия Степанова, ждущего однозначного разрешения вопроса в пользу святого благоверного князя и нашей исторической памяти. Однако не стоит забывать, что платформу «Активный гражданин» в народе с иронией называют «Фиктивный гражданин». И то же голосование по переименованию метро «Войковская» многих укрепило в правоте народной молвы. О том, что одной из знаковых дивизий уже было возвращено имя Дзержинского. Не стоит забывать и о работе мощного лобби: как до сих пор доверчиво слепых, так и осознанных поклонников «железного Феликса». Кроме того и о возможности тех самых недальновидных расчётов в рамках «просоветского» популизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/24/id...

Их нагнали Тверичи и Дмитровцы, приспевшие на помощь к расстроенной уже дружине Новоторжской п, после битвы под Торопцем, вогнали их в этот город. На другой день явился к Торопцу и Александр с Новгородцами. Дела приняли, вместе с прибытием его, самый благоприятный вид. В один день защищаемый Торопец был взят, Литовцы разбиты, – одних князьков их убито восемь, – весь полон и добыча у них отнята. Новгородцы, довольствуясь этим успехом, тотчас же решились возвратиться домой. Но Александр не хотел останавливаться на половине. Опытный и мудрый военачальник, он признал необходимым воспользоваться первым успехом для совершенного поражения врага, который иначе легко мог опять собраться с силою, – и тогда, как Новгородское войско отправилось домой, св. Князь с одною своею дружиною, преследовал бегущих Литовцев. Настигнув их у озера Жизца 136 , он поразил их совершенно, не оставив, как свидетельствуют летописи, ни одного человека, ни одного князька 137 . Эта новая победа не была еще последнею. Ожидал ли Александр, или нет, только по выходе из Витебска, куда заезжал, чтобы взять оттуда своего сына 138 , он встретил новую рать Литовскую на Усвете 139 . Бог помог ему решительно разбить и эту рать. Усмирив таким образом Литву, которая лет семь после сего уже не беспокоила Новгородских владений и покрыв имя свое новою славою, Александр возвратился в Новгород. Но ненадолго: в скором времени его ожидало новое призвание. Битва Усветская была последняя, которую совершил Александр еще Князем собственно Новгородским 140 . III. Св. Александр Невский, как Князь Киевский, 1246–1252 г. В 1246 г., на возвратном пути из великой Татарии, в. к. Ярослав, как говорят, вследствие отравы, почувствовал себя больным и 30 Сентя6ря, заочно благословив. детей своих 141 , скончался. Услышав о кончине отца, св. Александр прибыл во Владимир, чтобы вместе с дядей своим, Святославом Всеволодовичем, и братьями 142 оплакать скончавшегося.... Вслед затем Святослав Всеволодович сел во Владимире на столе брата своего, a племянников своих посадил по городам, как «урядил им отец их Ярослав» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Поэтому не случайно, что во 2-й половине XIII – начале XIV в. мы практически не видим канонизированных Церковью монахов. Почти все наши святые этого времени – это князья и святители. Это вполне объяснимо: настоящая духовная, равно как и культурная традиция сохранялась в это время почти исключительно вокруг нескольких крупнейших центров княжеской власти и была достоянием элиты общества. И если в Кремле еще благоговейно хранили собранные по крохам книги, иконы, реликвии былого и даже пытались, пусть пока и незначительно, возрождать традицию, то рядом почти повсеместно царила «мерзость запустения». Такая среда не могла произвести из себя подлинных подвижников иноческой жизни. Мы имеем наглядное подтверждение тому, что обезумевший от пережитых ужасов народ потерял и само свое этническое самосознание. Биологический инстинкт выживания заставил всю Западную Русь без какого-либо малейшего сопротивления отдаться под власть немногочисленной, но воинственной и сильной духом Литвы. И если люди еще по инерции ощущали себя русскими, то в территориальном аспекте единства уже не ощущал практически никто. Это и обусловило в исторически очень малый срок расхождения единого этноса на три его ветви – великорусскую, малорусскую и белорусскую, горькие плоды чего мы пожинаем до сих пор. В такой ситуации только мудрое предвидение святого благоверного князя Александра Невского, взявшего столь непатриотичный, на первый, взгляд курс на сближение с Ордой, могло дать возможность и время для того, чтобы прийти в себя, оправиться от разгрома и, залечив раны, наконец начать думать о том, как собрать расчлененную и растоптанную Русь воедино, а затем и сбросить ненавистное иго. Ненавидимые большинством народа других областей Руси, порицаемые за скопидомство и мнимое предательство в пользу татар, московские князья дома святого Даниила тем не менее тихо делали свое дело, которое уже в 1-й половине XIV в. стало давать свои первые робкие всходы. Купленные на собранные Калитой с кровью и слезами со всей Руси деньги несколько десятилетий мира и тишины дали стране возможность не только передохнуть и накопить силы и средства, но, главное, воспитать новое поколение. Это уже было поколение, которое не ведало панического страха перед Ордой, которое могло наконец задуматься не только о том, как уберечь для своей семьи от татарина лишний кусок хлеба, но вспомнить, наконец, о прошлом, дерзнуть возродить его. Именно эти люди и их дети вышли потом на Куликово поле. Именно к их числу принадлежали преп. Сергий и его сподвижники, которые взяли на свои плечи подвиг возрождения русского монашества. В этом смысле преп. Сергий является как бы первым носителем этой тенденции к возрождению Руси и ее православной духовности. Но порожденная этой новой эпохой колоссальная его личность сама по себе становится впоследствии одним из мощнейших факторов воссоздания Русской земли и созидания православного Русского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому не случайно, что во II половине XIII - начале XIV в.в. мы практически не видим канонизированных Церковью монахов. Почти все наши святые этого времени - это князья и святители. Это вполне объяснимо: настоящая духовная, равно как и культурная традиция сохранялась в это время почти исключительно вокруг нескольких крупнейших центров княжеской власти и была достоянием элиты общества. И если в Кремле еще благоговейно хранили собранные по крохам книги, иконы, реликвии былого и даже пытались, пусть пока и незначительно, возрождать традицию, то рядом почти повсеместно царила " мерзость запустения " . Такая среда не могла произвести из себя подлинных подвижников иноческой жизни. Мы имеем наглядное подтверждение тому, что обезумевший от пережитых ужасов народ потерял и само свое этническое самосознанние. Зоологический инстинкт выживания заставил всю Западную Русь без какого-либо малейшего сопротивления отдаться под власть немногочисленной, но воинственной и сильной духом Литвы. И если люди еще по инерции ощущали себя русскими, то в территориальном аспекте единства уже не ощущал практически никто. Это и обусловило в исторически очень малый срок дивергенцию единого этноса на три его ветви - великорусскую, малорусскую и белорусскую, - горькие плоды чего мы пожинаем до сих пор. В такой ситуации только мудрое предвидение святого благоверного князя Александра Невского, взявшего столь непатриотичный на первый взгляд курс на сближение с Ордой, могло дать возможность и время для того, чтобы прийти в себя, оправиться от разгрома и, залечив раны, наконец начать думать о том, как собрать расчлененную и растоптанную Русь воедино, а затем и сбросить ненавистное иго. Ненавидимые большинством народа других областей Руси, порицаемые за скопидомство и мнимый " колаборационизм " по отношению к татарам, московские князья дома святого Даниила тем не менее тихо делали свое дело, которое уже в I половине XIV в. стало давать свои первые робкие всходы. Купленные на собранные Калитой с кровью и слезами со всей Руси деньги несколько десятилетий мира и тишины дали стране возможность не только передохнуть и накопить силы и средства, но главное - воспитать новое поколение. Это уже было поколение, которое не ведало панического страха перед Ордой, которое могло наконец задуматься не только о том, как уберечь для своей семьи от татарина лишний кусок хлеба, но вспомнить, наконец, о прошлом, дерзнуть возродить его. Именно эти люди и их дети вышли потом на Куликово поле. Именно к их числу принадлежали преп. Сергий и его сподвижники, которые взяли на свои плечи подвиг возрождения русского монашества. В этом смысле преп. Сергий является как бы первым проявлением этой тенденции к возрождению Руси и ее православной духовности. Но порожденная этой новой эпохой его колоссальная личность сама по себе становится впоследствии одним из мощнейших факторов воссоздания Русской земли и созидания православного Русского государства.

http://sedmitza.ru/lib/text/436266/

Твердость его изумила и привела в гнев слуг Хана (волхвов, как говорится в повествовании о жизни св. Александра), которые тотчас же пошли к Батыю с доносом. Но Господь хранил своего верного раба! Много наслышавшийся и, может быть, с нетерпением уже ожидавший Князя, Батый повелел не нудить его, а привести к себе тотчас же с подобающей честью. Александр вошел, и, поклонившись, начал речь свою словами, в которых выразилась вся душа его, смиренно-покорная судьбам Провидения и непоколебимо преданная Вере: «царю, тебе поклонюся, Бог бо почти тебе царством; твари же не поклонюся, яко вся создана суть человека ради: Богу же единому, емуже служу и егоже чту, Тому поклонюся» 106 . Батый заметил окружавшим его: «воистину поведаша ми, яко несть подобна сему Князю», и почтил св. Александра многими дарами, и отпустил его с честью 107 . Возвращение св. Александра в отечество было вместе возвращением к непрерывным, можно сказать, подвигам во благо северного края России, где Господь судил ему стяжать бессметную в потомстве славу победоносного воителя и, потом, почить своими нетленными останками. В отсутствие его беспокойные Немцы зимним временем снова напали на Псков, завладели им и посадили в нем своих Тиунов. Возвратившись во Владимир, св. Александр услышал об этом и, приняв неприятную весть с искренним участием, тотчас же выпросил у отца своего низовые полки и двинулся с ними к Новгороду. Собрав здесь и Новгородскую дружину и оградив себя и свое воинство усердною молитвою 108 , пошел он 109 ко Пскову, занял псковские дороги, овладел самим Псковом, захватил бывших там Немцев и Чудь, наместников немецких в оковах отправил в Новгород, Псков освободил, и все это – прежде, чем Немцы успели получить весть о его приближении 110 . Но не славы только победы ожидал св. Александр, двинувшись с многочисленною ратью на защиту отчизны св. Ольги. Он хотел упрочить мир и благосостояние северного края России, так часто тревожимого беспокойными соседями. Посему тотчас же, по освобождении Пскова, «пусти полк весь в зажития» 111 , как говорят летописи, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

В качестве примера глобализации исторической памяти народа можно привести инициативу Медведева и Меркель написать общий учебник истории. По сообщению «Нового Региона», эту перспективу обсудили лидеры двух стран на совместной встрече в Екатеринбурге в июле 2010 года. «Это очень важно, с учетом того, что наша история не была простой - она была очень разнообразной и периодами очень драматической», - сказал Медведев. Можно не сомневаться, что результатом этих совместных усилий, если они осуществятся, будет некий продукт, где Европа будет учить нас своей истории, где нет места для нашего патриотизма. Планы, связанные с написанием этого учебника, намного глубже, чем описание хронологии исторических событий. Они предусматривают включение еще и духовной составляющей. Ну да, скажете вы, как же наша история, и без духовного, а, точнее религиозного, фактора. Немцы пытались навязать нам католичество силой оружие, за что и были биты. Но в новом учебнике предусматривается совсем другой подход. Его выразил Медведев следующим образом: «Очень важным является духовный диалог. И в российском, и в германском обществе существуют нравственные ценности, основанные на христианских корнях. И, конечно, это и дальше будет объединять нас, помогая в решении самых разных вопросов современной жизни». По сути, здесь речь идет об объединении католичества и Православия в экуменическом «духовном диалоге». Да, у нас существуют нравственные ценности, основанные на христианских корнях, но корни-то эти разные, следовательно, и ценности не могут быть общими. Как хочется, чтобы руководство нашей страны обладало должной исторической памятью. Здесь, как говорится, положение обязывает. Иначе, прежде чем заключать подобные соглашения и делать такие заявления, вспомнили бы святого благоверного князя нашего Александра Невского, вспомнили бы Ледовое побоище. Тогда русские воины в упорном сражении победили немецких рыцарей, которые шли мечом насаждать католичество в православной Руси и те самые европейские «нравственные ценности». Тогда русский народ проливал кровь за веру Православную, за наши нравственные ценности, отвергая какой бы то ни было «духовный диалог» и единство с католиками. Именно это было причиной битвы, в которой войско князя Александра одержало триумфальную победу над превосходящим противником.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Как будто бы Апостол, рисуя богоподобный идеал самого лучшего человека в мире, имел в мысли именно правильно развивающееся дитя. Да оно так и есть на самом деле; ибо и сам Спаситель сказал: аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете в царствие небесное ( Мф. 18: 3 ). И в самом деле чья душа всего способнее любить, веровать и смиряться, как не душа благонравного дитяти? Чье сердце доступнее состраданию, дружественным и бескорыстным чувствам, и чья воля способнее на самоотвержение и энергический труд, как не воля благородного юноши? Растленный свет с его гнилыми и любострастными обычаями, с которыми поминутно приходится сталкиваться людям уже изведавшим жизнь, не может произращать тех прекрасных райских плодов, которые исчисляет Апостол и которые так успешно произрастают в невинном детстве и чистой юности! Что же, дети, если бы пригласили вас приноровить к себе апостольский идеал правильного развития духовного и сравнить его с собою, по нему проверить ваш душевный строй, ваши убеждения и ваши привычки, – нашли-ли бы вы в себе некоторый образ и подобие сего святого и христианского идеала? Предоставляем это вашей собственной совести. Мы же ни хвалить, ни порицать вас не хотим. Порицать не имем поводов по благоприличию вашего внешнего поведения вообще, на сколько оно нам известно. Хвалить же опасаемся, ибо известное дело, что по внешности судить окончательно нельзя, а ваш внутренний душевный мир вполне известен только вам, то есть вашей совести, да сердцеведцу Богу. Одного хотелось бы нам, это воспламенить в вашем сердце любовь к святому и чистейшему идеалу нравственного совершенства, который рисует нам св. Апостол Павел, и воодушевить вас на то, чтобы святость сего идеала вы искали усвоить сердцем и осуществить в жизни; ибо действительно более высокого, более чистого и святого идеала нигде нельзя найти и изобресть невозможно. Но как овладеть этим идеалом, – вот в чем тайна! Где взять сил и средств, чтобы себя возвысить до него, – вот в чем существенный вопрос и задача не только вашей, но и вообще человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010