Данная медаль является в настоящее время единственной наградой, посвящённой святителю Луке, изготавливаемой из драгоценного металла — серебра. В описании медали сказано: «Она имеет форму круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон. На лицевой стороне медали — погрудное изображение Луки Крымского. Справа по окружности надпись “Лука Крымский”. На оборотной стороне медали, в центре, надпись “За верность долгу и силу духа, под ней — номер медали. В нижней части — изображение двух скрещённых оливковых ветвей, щита с Гиппократовой чашей (чашей, обвитой змеёй). Все изображения и надписи на медали рельефные. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой красного цвета с продольными полосками белого цвета по краям и одной продольной полоской белого цвета посередине. Ширина ленты — 24 мм, ширина полосок по краю — 2 мм, посередине ленты — 3 мм. При ношении на форменной одежде ленты медали Луки Крымского используется планка высотой 8 мм, ширина ленты — 24 мм. Миниатюрная копия медали Луки Крымского носится на колодке. Диаметр миниатюрной копии медали — 16 мм» Государственная награда Российской Федерации — медаль святителя Луки Крымского Как это часто бывает, вслед за государственной наградой вскоре появились и общественные, в той или иной степени повторяющие наименование награды. Стало известно, что в г. Челябинске местным «Предприятием сувенирной продукции» изготавливается медаль «Святитель Лука» однако её статут, учредившая её организация и тираж неизвестны. О данном изделии известно лишь то, что оно изготавливается из жёлтого металла и имеет на лицевой стороне рельефное погрудное изображения святителя, облачённого в рясу и клобук, с надписью по кругу: «В.Ф. Войно-Ясенецкий, святитель Лука», а на оборотной стороне изображён медицинский равноконечный крест, в который помещена чаша со змеёй — символ медицины. Над данным изображением расположена надпись по кругу: «Совесть, вера, милосердие». Медаль «Святитель Лука» в данном исполнении с помощью ушка и кольца крепится на пятиугольной колодке, обтянутой цветной муаровой лентой.

http://bogoslov.ru/article/6172219

В отличие от западных многие отечественные врачи понимали и понимают, что они — орудие в Божиих руках, а врачебный дар и мастерство являются одними из высших даров Божиих. Так, в ответ на благодарность пациентов, профессор медицины архиепископ Лука отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». Перед операциями он спрашивал у больного, верует ли он в Бога, так как не профессор возвратит ему жизнь, а Бог рукой доктора. Святитель приучал работавших с ним к молитвам, без которых не приступал к операциям, и к священникам, которых, по просьбе больных, приводил в палаты для исповеди и Причастия 5 В заключении мне хотелось бы подчеркнуть, что одним из достижений и особенностей классической русской медицинской школы является целостное отношение врача к больному, учитывающее все аспекты человеческого бытия. Эту драгоценность след ует бережно сохранять, несмотря на все новомодные веяния и супертехнологии и проблемы, возникающие в медицине и в отоларингологии в частности. Автор: прот. Сергий Филимонов Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. М. Артос Медиа, 2006. — 156 С. Московский психотерапевтический журнал. 1994. 4. — С. 163. В. Н. Саперов. Традиционные и новые деонтологические аспекты. Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 3, 2001. — С. 90–93. С. В. Филимонов. Медицина и православие: медикосоциальные, организационные и этические проблемы//Автореф. дисс… докт. Мед. наук; 14.00.33 — общественное здоровье и здравоохранение. — СПб, 2004. — 42 с. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Автобиография. Я полюбил страдание… Приход храма Святого Духа сошествия. М. 2007. — С. 178 Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Ещё статьи о здоровье

http://azbyka.ru/zdorovie/tradicionnye-p...

Закрыть Поезд «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)»: от скальпеля хирурга до космических технологий Беседа с профессором медицины, вице-президентом ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями 17.05.2012 1497 Время на чтение 12 минут О «поликлинике на колесах» «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)», оснащенной спутниковой видеосистемой, рассказывает вице-президент ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями, профессор медицины О.Ю. Атьков 31 мая 2012 года в филиале 3 Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко МО РФ (г. Железнодорожный Московской области) состоится IV научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки - профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого». Среди приглашенных - вице-президент ОАО «РЖД» Олег Юрьевич Атьков, врач-космонавт, доктор медицинских наук, Герой Советского Союза. Что объединяет его со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским, хирургом с мировым именем, 135-летие со дня рождения которого отмечалось 9 мая 2012 года? Конечно, Олег Юрьевич категорически против сравнения его со святителем Лукой, который, врачуя тела и души людей, называл себя «скальпелем в Божьих руках», но интересно показать точки соприкосновения в судьбах этих двух людей. Во-первых, они оба родились в России в один и тот же день - 9 мая (по новому стилю), правда, с разницей в 72 года (в 1877 и 1949 гг.). Во-вторых, оба стали врачами, профессорами медицины, вся жизнь которых - яркое свидетельство того, что вера и наука совместимы. Во владыке Луке органично сочетались научное подвижничество и духовное исповедничество, которое восходит к апостольскому служению. Он - автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии и 12 толстых томов проповедей, автобиографии «Я полюбил страдание...», книг «Дух, душа и тело», «Наука и религия». Заслуженный деятель науки РФ О.Ю. Атьков как православный христианин также считает, что наука и религия - это как два крыла, без которых невозможно полноценно ни лечить людей, ни летать в космос, ни заниматься исследовательской или любой другой работой.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/18/...

В 1946 году, став архиепископом Симферопольским и Крымским и получив эту высокую государственную награду, он из 200 тысяч рублей премии 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим в войну. В начале войны епископ Лука послал телеграмму М.И. Калинину с просьбой прервать очередную ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку». Ответ пришел незамедлительно. В конце июля его перевели в мой родной Красноярск, назначив консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй. После 10-11 часов в операционной он шел домой и молился, ибо в городе с многотысячным населением не было ни одного действующего храма. Жил архиерей в сырой холодной комнате и постоянно голодал, т.к. на госпитальной кухне профессора начали кормить лишь с весны 1942 года, а отоваривать карточки ему было некогда. Благо, санитарки тайком оставляли ему кашу. Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на Бога: «Он многому научил нас. Остеомиелиты, кроме него, никто оперировать не мог. А гнойных ведь было – тьма! Он учил и на операциях, и на своих отличных лекциях». Читайте также — По вере вашей Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Раненые салютовали мне… ногами» Приезжавший инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов, как у владыки Луки. Его отметили грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа. «Почет мне большой, – писал он в то время, – когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают». «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, – писал профессор, у которого остались светлые и радостные воспоминания о тех военных годах. – Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них… неизменно салютовали мне высоко поднятыми ногами».

http://pravmir.ru/svyatitel-luka-vojno-y...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 К 130-летию архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбове открылась выставка 29.03.2007 Выставка к 130-летию архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) — фронтового хирурга Валентина Войно-Ясенецкого открылась 28 марта в Тамбовском Музее истории медицины. В экспозиции представлены его хирургические инструменты времен войны, тексты проповедей из архивов Тамбовской епархии, исследование о нем греческих священников, посетивших недавно Тамбов. " История жизни этого человека, удостоенного Сталинской премии после 10-летней ссылки, хранит много загадок, - рассказала директор музея, кандидат исторических наук Светлана Истомина. - Например, непонятно, почему Сталин именно ему позволил вернуться из ссылки, хотя в Сибири в это время находились тысячи репрессированных священников " . Загадочным остается и пострижение в монахи талантливого врача из древнего польского дворянского рода, выпускника Киевского университета. В 1904 году Войно-Ясенецкий добровольно уехал на Русско-японскую войну. По возвращении перебрался с семьей в Москву, где в 1916 году защитил докторскую диссертацию и выступил с циклом блестящих докладов в Московском хирургическом обществе. А затем неожиданно для всех был рукоположен в священный сан, пострижен с именем Лука и в 1923 году избран на Ташкентскую кафедру. В 1944 году по возвращении из очередной ссылки владыка Лука (Войно-Ясенецкий) стал главным хирургом эвакогоспиталей в Тамбовской области и архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Его скальпель и молитвы спасли тысячи раненых бойцов. За книгу " Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов " он получил Сталинскую премию, часть которой отдал прихожанке с пятью детьми, потерявшей мужа на фронте. Остальную сумму перевел в фонд сирот войны. В 1946 году владыка был переведен на Крымскую кафедру и переехал в Симферополь. Пока позволяло зрение, он продолжал хирургическую деятельность, но в 1956 году архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) полностью ослеп. Умер он в 1961 году. Синод Украинской Православной Церкви в 1995 году причислил архиепископа Симферопольского и Крымского Луку к лику местночтимых святых. Юбилей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) тамбовчане отметят в апреле 2007 года. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 29.03.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2670.html

Лука на это мне ответил так: «Что проповеди произносятся ежедневно – это хорошо, так и должно быть, так как он и сам их говорит ежедневно, с указами Синода в отношении проповедей и непреподавания Закона Божия он не согласен, о чем и писал Патриарху, что главным-то образом он и едет к Патриарху для беседы с ним по этим вопросам». Если священник Руденко проводит вопросы на «душеспасительные» темы после службы – тоже неплохо, и эти беседы проводились испокон веков, он и сам, еще будучи священником в Ташкенте, такие беседы проводил, ничего в этом нет плохого, в отношении мальчиков сказал: да, это много и не нужно. Далее Лука рассказал о своих проповедях, что его проповеди записываются. В Тамбове запись вела стенографистка, и тамбовских проповедей у него большой том, более 200 проповедей, отпечатанных на машинке; здешних, крымских, у него два тома, записываются одной старушкой, хотя она и не стенографистка, но делает записи не хуже стенографисток, хотя ему приходится их потом исправлять, что он в своих проповедях иногда выступает против материализма. И далее сказал следующее: «...хотя это вам, коммунистам, и не нравится, но ничего поделать нельзя, вы, коммунисты, ведете антирелигиозную пропаганду, а я – религиозную. Выступал против материализма в своих проповедях и буду выступать, говорю проповеди строго по Евангелию, а в Евангелии есть места против материализма. Многие проповедники в своих проповедях об этих острых местах умалчивают и их обходят, но я этого никогда не делал и делать не буду, я знаю, что за моими проповедями следят, и очень аккуратно, из МГБ, и там в моих проповедях ничего не находят предосудительного. Но если они коммунистам не по душе, то тут ничего не поделаешь». В заключение всего этого Лука сказал: «... не пора ли мне, Яков Иванович, уезжать из Крыма, здесь я многим, как видно, не нравлюсь, мешаю, надоел, и они рады были бы от меня избавиться», и тут же, смеясь, заметил: «...если перейду и в другое место, получится то же самое, буду так же мешать, мною будут недовольны, что такое положение со мной бывает везде, где бы ни находился».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В Ташкенте прошла международная конференция, посвященная 100-летию архиерейской хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) 1 июня 2023 г. 16:38 30 мая 2023 года по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия в Ташкентском государственном стоматологическом институте состоялась конференция, посвященная 100-летию архиерейской хиротонии святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). В мероприятии приняли участие епископ Ялтинский Нестор , епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий , заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан Эльмира Баситханова, директор больницы святителя Алексия Алексей Заров, священнослужители, представители вузов из Узбекистана, России и Киргизии. Также на конференцию из Бельгии приехал праправнук святителя Луки Алексей Костиков. Участники конференции отметили огромный вклад святителя Луки в развитие медицинской науки. В ходе конференции директор и главный врач больницы святителя Алексия Алексей Заров выступил с докладом о деятельности по восстановлению земской больницы в Переславле-Залесском, в стенах которой совершал свое врачебное служение будущий святитель Лука. «Я очень рад в эту юбилейную дату находиться в Ташкенте. 100 лет назад главный врач Ташкентской больницы профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий втайне уехал в таджикский город Пенджикент, чтобы принять благодать апостольского служения от двух архиереев. Мы же через 100 лет торжественно отметили эту дату, связанную с нашим любимым святым, — поделился Алексей Заров. — В Переславле-Залесском в прошлом году наша больница организовала филиал в корпусе зданий, в которых в течение семи лет трудился будущий святитель Лука. Он возглавлял земскую больницу и оперировал людей, спасая их». Перед началом конференции состоялось торжественное открытие выставки «Святитель Лука — врач, педагог, пастырь». Экспозиция рассказывает о жизни, профессиональном пути, подвижнической деятельности и духовном подвиге врача-священника. Представлены различные периоды жизни святителя Луки, начиная от рождения, профессиональной деятельности в Переславле-Залесском и переезда с семьей в Ташкент в 1917 году, до его ссылки в Архангельск и окончания жизненного пути в Крыму в сане архиепископа Симферопольского и Крымского. 

http://patriarchia.ru/db/text/6032846.ht...

Архиепископ Лука (Валентин Войно-Ясенецкий)      Знакомство с судьбой профессора медицины, хирурга Валентина Войно-Ясенецкого или архиепископа Луки потрясает само по себе. Такое же сильное действие оказывает посещение его дома-музея в Тамбове. Он создается на пожертвования: спустя десятилетия люди воздают должное человеку, спасшему своим трудом сотни тысяч жизней. Будущий святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский с февраля 1944 года по май 1946 года служил в Тамбове на двух должностях: главного консультанта 150 военных эвакогоспиталей и архиепископа Тамбовского и Мичуринского. Этот музей в Тамбове очень долго ждали, а пока его не было, горожане передавали вещи из поколения в поколение. Спасти и сохранить Люди сохранили все 77 его проповедей в Покровском соборе. Их переписывали от руки, перепечатывали на машинках, причем без красящей ленты, чтобы не увидел чужой человек. Только если под такой лист подложить темную бумагу, то проступит текст. Галина Абрамова. Фото: Историко-культурный центр имени святителя Луки " Многие завещали передать в музей Луки самое дорогое. В краеведческом музее хранится крестик, который принадлежал медсестре, ассистировавшей профессору медицины Войно-Ясенецкому на операциях. Женщина жила с маленькой дочкой, в свободную минуту бегала к ней домой " , — рассказывает главный научный сотрудник Тамбовского краеведческого музея Галина Абрамова. Однажды за сестрой прислали из госпиталя: привезли тяжелораненого, нужна срочная операция. " Прибежала — а на операционном столе ее муж. Позже, когда врач мужчину спас, он предложил им тайно крестить дочку, но получил отказ. И тогда архиепископ Лука подарил для девочки крестик, сказав, что однажды сама придет к вере. Так и случилось, когда девочка выросла, окончила вуз, стала преподавателем истории. Она умерла несколько лет назад, а крестик завещала передать в будущий музей Луки " . Опасный жилец Это обычный бедный дом из бревен, обмазанных смесью глины с соломой, который много лет делили два владельца. Сейчас на собранные тамбовским Историко-культурным центром имени святителя Луки средства дом выкуплен. В одной части полностью закончена реставрация, к лету она завершится и во второй.

http://pravoslavie.ru/113589.html

Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов Из информационного доклада уполномоченного за 1-й квартал 1949 года 1 апреля 1949 г. [...] В отчетном квартале встреча с архиепископом Лукой состоялась только одна, при таких обстоятельствах: мне стало известно, что он лежит больной, а с ним было необходимо побеседовать по ряду вопросов. 23 марта утром позвонил ему по телефону. Вначале спросил его о здоровье. Лука ответил, что лежит больной вторую неделю, на ноге язва, врачи запретили ходить и предложили лежать, и он, против своего желания, вынужден лежать. После этого я ему сказал, что «мы с вами давно не встречались (а не встречались со дня его именин, т.е. с 31/Х-48 года) и желательно было бы встретиться, если я к вам подойду, сможете ли вы по состоянию здоровья принять меня». Лука тут же по телефону высказал большое желание, чтобы я его посетил, несколько раз повторил «пожалуйста» и предложил подослать за мной машину. От машины я вежливо отказался. Когда пришел к нему, он лежал. После взаимного приветствия Лука рассказал, что врачи положили его в постель, так как на ноге появилась язва от долгого стояния на ногах, а стоять ему приходится ежедневно во время службы по нескольку часов, а возраст 72 года, что сказывается. Кровообращение уже замедленное, и это отразилось на ноге, врачи рекомендуют ему сократить свою деятельность и стояние на ногах по меньшей мере на 50% и говорят: «Работаете как 50-летний, а вам 72 года, не забывайте этого». На это я ему заметил: «Врачи правы, зачем же вам себя переутомлять ежедневными службами, а потом болеть, если врачи говорят, что вам необходимо сократить свою деятельность, т.е. ежедневные службы и стояние на ногах, то это, видимо, надо для вашего здоровья». Затем беседа велась на разные мелкие темы. Спросил меня, часто ли я выезжаю в районы, о себе сказал, что он также давно никуда не выезжал, и тут же заметил, что скоро он летит в Москву, если с ногой не будет хуже, полетит 28 марта по приглашению Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

6) Планка ордена может носиться на повседневной одежде, и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена святителя Луки, архиепископа Крымского, располагается, согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.30.4. Знаки ордена второй степени: 1) Знак ордена позолоченный, четырехконечный, в виде ромба, образованного гладкими лучами. Лучи разделены на 4 группы полосками эмали оливкового цвета, идущими по диагоналям знака. В центре знака расположен овальный серебристый медальон с рельефным поясным изображением святителя Луки Крымского . Правая рука святого – благословляющая, в левой – святительский жезл. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: у правого плеча – СВТ ЛУКА? (Святитель Лука), у левого – KPЫMCKIЙ. Медальон окантован выпуклым золотистым рантом, вокруг которого расположен эмалевый пояс оливкового цвета со стилизованным девизом: ВЕРА. СОСТРАДАНИЕ. СЛУЖЕНИЕ. Буквы надписи золотистые. В нижней части пояса помещены две золотистые лавровые ветви, отделенные друг от друга и от надписи золотистыми точками. Листья на лавровом венке покрыты оливковой эмалью. Пояс также обрамлен золотистым выпуклым рантом. Знак посредством кольца и треугольной планки крепится к орденской ленте. На оборотной стороне знака имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: медь с серебрением и позолотой, холодная эмаль. Размеры знака ордена: ширина 60 мм, высота 60 мм. 2) Звезда ордена восьмиконечная, образованная гладкими лучами. Вертикальные и горизонтальные лучи позолочены, диагональные – с серебрением. Между собой лучи разделены полосками эмали оливкового цвета. В центре знака расположен круглый медальон с рельефной позолоченной монограммой «ЛК» ( Лука Крымский ) на белом эмалевом фоне. Медальон окантован выпуклым рантом. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый эмалью оливкового цвета и также обрамленный выпуклым рантом. На поясе помещен стилизованный девиз: ВЕРА. СОСТРАДАНИЕ. СЛУЖЕНИЕ. Буквы девиза золотистые. В нижней части пояса помещены две золотистые лавровые ветви, отделенные друг от друга и от надписи золотистыми точками. Листья на лавровом венке покрыты оливковой эмалью. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и приспособление для крепления. Материалы: медь с серебрением и позолотой, холодная эмаль. Размеры звезды ордена: ширина 80 мм, высота 80 мм.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010