И здесь-то раскрывает святой Иоанн глубину своего смирения, здесь в предсмертной исповеди свидетельствует о сокровенном сердца. «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним,» – отвечал он. «Имеющий невесту есть жених; а Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Иоан. 3:28–30 ). Это было последним словом Предтечи о себе и о своем служении, где явился он во всем величии своего смирения, созревшим уже для той жертвы, которую вспоминаем мы сегодня. Какой же урок преподает нам предлежащая Глава Иоанна Крестителя ? Да, прежде всего она не только напоминает нам, но и в безмолвии проповедует о той любви, которая по слову Апостола «не ищет своего» ( 1Кор. 13:5 ), но все готова отдать для другого. А еще свидетельствует святая Глава о смирении. Вот верный путь в Царство Небесного Отца – путь утверждения в Боге, служения Ему, отказ от всего, ради этого служения. И в наше обнищавшее духовно время нам не только поучителен пример великого проповедника покаяния, но и особенно необходимо молитвенное о нас предстательство любви, которая никогда не прекращается и не умирает. Да укрепит он, сильный, нас, немощных, и да укажет нам путь к Престолу Сильнейшего, до Которого доходят две только дороги – дорога любви и дорога смирения. Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас! Путь преподобного Сергия Ныне вспоминает Святая Церковь одного из великих русских святых – преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Когда берем мы святцы со всем множеством христианских святых и задумываемся над жизнью их, пред нами раскрывается все многообразие их характеров и подвигов. Здесь видим мы и святителей, и отшельников-монахов, и мучеников всякого звания, и простых мирян и, наконец, грешников, покаявшихся и чрез свое покаяние ставших друзьями Божиими. Таково многообразие христианского подвига. Путь преподобного Сергия прям. Это путь цельного духовного образа, путь духовного здоровья.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Когда у апостолов появилась нужда в помощниках и они рукоположили семерых диаконов, первым из них стал святой архидиакон Стефан. Исполненный веры и силы, он совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые неверные иудеи вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и духу, Которым он говорил. Тогда они оклеветали Стефана и привели его на суд. Там он сперва много убеждал их, а потом обличил: “Жестоковыйные! Вы всегда противитеся Духу Святому!” Они же рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. А Стефан, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: “Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога”. Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями Стефана, который молился и говорил: “Господи Иисусе! Прими дух мой”. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: “Господи! Не вмени им греха сего”. И, сказав это, почил. Св. муч. Татиана Память ее празднуется 12/25 января Святая мученица Татиана (III век) родилась в знатной римской семье. Чтобы показать высокое положение ее родителей, достаточно сказать, что ее отец был трижды консулом. Он был втайне христианином, воспитал свою дочь в благочестии и научил ее Священному Писанию. Ей предстояла обычная участь богатой и знатной невесты – блестящий брак и жизнь среди всяких удовольствий, но душа ее требовала иного. Она отказалась от замужества и от всяких увеселений, от блеска родного дома и многочисленных приемов. Все свои силы отдала церкви. Она вела жизнь подвижническую, много молилась и постилась и за эти выдающиеся добродетели была поставлена диакониссой, то есть женщиной, имевшей назначением служить больным и бедным, одним словом, помогать церкви в ее благотворительной деятельности. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества. Святая Татиана была схвачена. Ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, но, по молитвам святой, часть храма обрушилась, а статую идола разнесло на куски.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Кроме того, пояс знаменует мученичество, о котором сам Христос сказал св. Петру: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел, когда же состаришься, другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» ( Ин.21:10 ). Преп. отец наш Антоний размерял поясом это место в знамение того, что в нем родятся мученики, умерщвляющие самих себя (по слову: «Тебя ради умерщвляеми есмы весь день»), и поэтому размерил не веревкой, а поясом. Или, наконец, предсказывал тем, что от того святого места, как из училища мученичества, выйдут препоясанные страдальцы Христовы, о которых пророчествовал Исаия: «Будет препоясанием чресл его правда» ( Ис.11:5 ). Не без причины и не напрасно пре. Отец наш Антоний вместе с золотым поясом, которым размерил место святой Печерской церкви, принял, по повелению Божию, от Симона и золотой венец, чтобы повесить над жертвенником, но указывал он тем, что та святая церковь и живущие при ней должны были стать златым венцом Христовым, как говорит Исаия: «И будет венцом славы в руке Господней» ( Ис.62:3 ). То же вещает и Сам Христос через апостола каждому из преподобных: «Возлюбленные и вожделенные братья мои, радость и венец мой!» И для того получил он венец, чтобы возвестить, что здесь будут жить люди такой жизни, что в них будет пребывать Бог, по слову пророка: «Вы мне будете царством священников» ( Исх.19:6 ). Венцом предзнаменовал, что как цари выделяются перед всеми царским венцом своим, так и святая Печерская обитель превзойдет, как царица, другие обители славою и богатством добродетелей: «Многие дочери приобрели богатства, а ты преуспеешь и вознесешься над всеми». И как венец золотой бывает богат драгоценными каменьями, так и обители Печерской предстояло богатство добродетелей, как сказал Сирах: «Сам стоя при угле алтаря и окрест его венец братий». Наконец, пояс знаменует добродетели и благостыню, как говорит апостол: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною» ( Еф.6:14 ), а венец изображает награду за подвиги. Святой Антоний, еще во время основания той церкви, желая привлечь учеников своих и тех, которые будут после них, к добродетелям и подвигам, в знамение воздаяния за добродетели получил венец и повесил его, сделав над ним надпись: «Не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лубочные картинки, изображающие смерть, напоминающие о смерти, были настолько популярны, что многократно перерисовывались в различных вариантах, переиздавались более современными средствами печати и окончательно исчезли из русского быта всего лет 30 назад. Помню, что в детстве мне в нескольких домах довелось видеть их, прикреплёнными к стене рядом с иконами. О страданиях Пророчества о последних временах содержат много указаний на будущие бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» ( Мф. 24:7 ), «тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать. и возненавидят друг друга» ( Мф. 24:9-10 ); «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Не один раз случалось слышать вопрос: для чего, зачем человечеству переживать такие бедствия, так много страданий, тем более перед концом? Знаю я одного неверующего очень старого человека, он мечтает умереть во сне. Знаю и некоторых других, желающих для себя нечаянной, незаметной смерти: мгновенной, не затрудняющей сознание. Конечно, боль и страдания мало кто назовёт желанными, поэтому Церковь и молится о безболезненном конце жизни: «Христианский кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим» (Просительная ектения). Но, заметьте, просим мы не только безболезненной кончины, но кончины христианской, непостыдной, мирной, молимся, чтобы нам было что ответить на Страшном Суде Христовом. И просьба о безболезненной смерти не самая главная в нашей молитве. Для православного сознания характерна скорее боязнь скоропостижной или внезапной смерти. Именно той мгновенной, о которой мечтают нецерковные люди. Православные, особенно, кто бывает в опасных для жизни ситуациях или болен смертельной, чреватой неожиданным разрешением болезнью, молятся великомученице Варваре, надеясь её заступничеством избежать внезапной смерти, чтобы не умереть без покаяния, без Причащения Святых Таин. Известно, что эта Святая имеет от Господа особую благодать избавлять обращающихся к ней от внезапной и скоропостижной смерти. На иконах святая Варвара иногда изображается со Святой Чашей, так как известно много явлений угодницы Божией со Святыми Тайнами к умирающим. Небольшие иконки великомученицы Варвары мы можем увидеть прикреплёнными в кабинках автомобилей: ведь управление автомашиной, к сожалению, слишком богато печальными неожиданностями.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Мать ответила ему так: — Вот я привела к тебе виновницу смерти твоего сына. Казни ее и отомсти за эту смерть. Между тем, Диоклитиан засмотрелся на великую красоту Пелагии, которая была прекраснее всех его жен и наложниц, так что никогда он еще не видал такой красивой женщины. Он думал теперь уже не о казни и не о мести, а о том, чтобы удовлетворить разгоревшуюся в нем страсть. Он стал придумывать, как бы отвратить Пелагию от Христа и взять к себе в жены. Он приказал принести и положить пред девицей множество золота и драгоценных камней, желая прельстить этим невесту Христову, а матери ее дал сто талантов золота и отпустил ее. Она вернулась в свой дом, радуясь демонской радостью. Святая же Пелагия была оставлена в царской палате на попечение царских служанок. На следующий день царь приказал привести к себе святую девицу с честью, а сам воссел на троне во всем своем блеске, со всеми своими советниками. Множество воинов окружали его. Пред столь великим собранием, обратился он к святой девице с такими словами: — Одного прошу я у тебя, Пелагия, чтобы ты отверглась Христа; я же возьму тебя в супружество, и будешь ты первою в моем дворце; я возложу на тебя венец царский, и всем царством моим будешь обладать ты вместе со мною. Если от тебя буду иметь сына, то после меня он сядет на престоле моем. Святая Пелагия, исполнившись божественной ревности, без боязни отвечала ему: — Ты безумствуешь, царь, говоря мне такие речи! Знай же, что я не исполню твоего желания, ибо я гнушаюсь твоим мерзким браком, так как у меня есть Жених — Христос, Царь небесный; не желаю я твоего царского, суетного и маловременного венца, ибо у Господа моего в небесном царстве мне уготованы три нетленных венца. Первый — за веру, так как я уверовала всем сердцем моим в Бога истинного; второй — за чистоту, так как я вручила Ему мое девство; третий — за мученичество, так как я хочу принять за Него всякую муку и положить душу мою ради моей любви к Нему. Услыхав такие слова, Диоклитиан сильно разгневался и приказал разжечь медного вола, рассчитывая испугать тем святую девицу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Мученикам В броня веры оболкшеся добре, и образом крестным вооруживше себе, воини благомощнии показастеся, мучителем мужески противистеся, и диаволю прелесть потребисте, победителе бывше венцев сподобистеся: молитеся Христу о нас, во еже спастися душам нашим. [«Хорошо облечённые бронёю веры и вооруживши себя образом креста, вы оказались весьма сильными воинами; мужественно противостали вы мучителям, и истребили заблуждение дьявола, соделавшись победителями, вы удостоились венцев. Молитесь за нас Христу, чтобы спасены были души наши».] Богородице Аз Дево святая Богородице, к покрову Твоему прибегаю, вем, яко обрящу Тобою спасение: можеши бо Чистая помощи ми. [«Дева святая Богородица! Я прибегаю под Твой покров, знаю, что получу спасение, ибо можешь Ты, чистая, помочь мне»]. На 6 часе тропарь пророчества, глас 8 Падшия возстави ны, отвращшияся обрати к Тебе Боже, яко Человеколюбец, земныя содержай концы. [«Падших нас восставь, отвратившихся обрати к Тебе, Боже человеколюбивый, объемлющий пределы земли».] Прокимен, глас 6, пс. 33 Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. [«Взыскал я Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня».] Стих: Благословлю Господа на всякое время. [«Буду благословлять Господа на всякое время».] Чтение из пророчества Исаии (6, 1–12) изображает видение пророком Господа Саваофа, сидящего на возвышенном престоле, и слава Его наполняла весь храм, и серафимы стояли вокруг Его, и у одного из них шесть крыл, и у другого шесть крыл, двумя закрывали ноги свои, и двумя летали, и взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его. И поднялись перекладины над дверьми от голоса, которым восклицали, и дом наполнился дымом (курений). И сказал я: горе мне, потому что поражён я; ибо я человек и нечист устами, и среди народа нечистого устами я обитаю и очи мои увидели царя. Господа Саваофа. И послан был ко мне один из серафимов, и в руке его уголь раскалённый; он взял его клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се касается сие уст твоих, и снимает с тебя беззакония твои и очищает грехи твои». Затем описывается призвание Исаии на пророческое служение, и послание его к народу непокорному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу: – Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15). Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя. Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой: – Девица! скажи хоть только, что велика – богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи. Но святая отвечала: – Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете! Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь. Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога , и радовалась. В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал. В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены. Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога. Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла. Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?! Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом. Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.

http://pravmir.ru/vera-nadezhda-lyubov-i...

На всяк день благословлю Тя, на всяк день благословлю имя Твое святое во веки, и в век века. От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже мой, зане свет повеления твоя на земли, яко поучуся путем Твоим, яко ты был еси помощник мой. Вскоре Господи услыши глас мой, заутра предстану ти и узреши мя. Блажим Тя, мати света истинного, славим Тя, святая Дево Богородице. Яко родила еси нам спаса миру, иже прииде и спасе души наша. Слава тебе Христе, Господи и Царю наш, апостолов похвало, мучеников венчание, праведных радование, церквей утверждение и грехов оставление. Проповедуем, благовествуем Святую Троицу, единого Бога, покланяемся ему и славим. Господи помилуй. Господи благослови. Веруем во единого Бога, Отца, вседержителя, творца небу и земли, видпмым же и невидимым!.. И во единого господа Иисуса Христа Сына Божия, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившагося от Духа свята в Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна, и воскресшего из мертвых в третий день по святым писашем. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца. И в Духа Святого веруем Господа животворящего, единосущна, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки. Во едину святую соборную и апостольскую церковь . Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Господи помилуй. Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Господи Вседержителю помилуй нас. Святая Троице, помилуй нас. Господи сил с нами буди, иного бо разве тебе помощника в скорбех не имамы. Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в ведении и неведении, явная и тайная. Господи очисти нас имене Твоего ради святого, еже призвася на ны, по милости Твоей Господи, а не по грехам нашим. Аминь. – По семь трижды: «По милости Твоей и проч.» Молитва

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На этот раз пришел туда и ее престарелый отец – язычник, нежно любивший ее. Он считал великим позором для дома своего то, что дочь его уверовала во Христа. Полный отчаяния он плакал и трогательным голосом говорил ей: «дочь моя, пожалей хотя мои седины, имей сострадание к твоему родителю. Сжалься также над своим беспомощным малюткой, который непременно умрет, если умрешь ты. Какой позор навлекаешь ты на нашу семью!» После таких трогательных слов он громко взывал к ней: «отрекись, отрекись, дитя мое, от твоей веры и сохрани свою жизнь». При этом он целовал ее руки, припадал к ногам ее, рыдал и неотступно умолял принести жертву идолам. Многие, присутствовавшие при этом язычники глубоко были растроганы этими воплями и со своей стороны стали убеждать святую Перпетую оставить христианскую веру, хотя ради своего престарелого отца и беспомощного малютки. Как же поступила после всего этого святая Перпетуя? Теперь она была в том положении, о котором Иисус Христос сказал: «всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую Я пред Отцом Моим небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим небесным» и еще: «кто любит отца и мать более, нежели Меня, тот недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот недостоин Меня». Любовь к отцу и малютке-сыну, угрозы судьи мучениями и смертью могли бы побудить святую Перпетую сделать то, что сделал даже апостол Павел в минуту тяжкого испытания. Ее любовь к отцу и дитяте, любовь к жизни вступила в тяжкую борьбу с любовью, которой она любила Бога и Спасителя своего. Но твердая в своем исповедании святая Перпетуя не отреклась от веры. Голосом, исполненным глубокой любви, она сказала отцу своему: «поистине мне жаль тебя, родитель мой; но глубоко скорблю я также о моем любимом сыне, но – я не могу и не желаю отречься от веры в единого истинного Бога и Спасителя моего и останусь в этой вере навсегда, до конца моей жизни. Бог и Спаситель да поможет мне в том». Эти слова святой исповедницы услыхал также и языческий судья.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Не поклоняйся им и не служи им” ( Исх.20:5 ). А вы наполнили весь ваш храм изображениями людей и ангелов. Тут ведь налицо явное идолопоклонство! — А вам не кажется, — отвечал я, — что со времени дарования этой заповеди в отношениях между Богом и людьми произошли некоторые изменения? Давайте вспомним, что Моисей сам объяснил причину того, почему в Ветхом Завете нельзя было изображать Бога. Он говорит: “Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира” ( Втор.4:15-16 ). Но с тех пор произошли величайшие события. Сам Невидимый стал видимым, и, делом исповедуя эту истину, мы изображаем воплотившегося Бога. “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” ( Ин.1:18 ). И мы являем эту удивительную весть не только словом, но и делом. Вы же не можете ничем доказать своей веры во Христа во плоти пришедшего, раз вы принципиально отказываетесь изображать Его. Посему вы полностью подпадаете под определение обольстителя и антихриста, данное апостолом Иоанном ( 2Ин.7 )! Отвергая иконопочитание, вы также лишаетесь возможности исполнить заповедь Апостола Павла: — Святые, конечно, не боги по природе, а по благодати сыны Божии ( Ин.1:12-13 ). Их иконы являются блестящим доказательством того, что подвиг Христов не остался бесплодным. Они приняли ту славу, которую Отец дал Сыну, а Он передал святым ( Ин.17:22 ). Вглядитесь, например, в эту икону мученицы Параскевы. Видите вокруг ее главы сияние света? Это и есть символ божественной славы, ибо “Бог есть свет” ( 1Ин.1:5 ). А путь, которым святая достигла Бога, указывается крестом в ее руках. Ведь сказано: “кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” ( Мф.10:38-39 ). Так и святая Параскева взяла свой крест, потеряла свою жизнь за Христа и нашла вечную радость.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010