И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, – и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее Диоскор радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге. Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям.

http://pravoslavie.ru/50450.html

И с какой кротостью она излагала перед ним истины христианского учения, как она желала сделать его участником небесного блаженства, как терзалось ее сердце мыслью о том, что она не может иначе пребывать верной Христу, как через непослушание отцу! Но она победила все такие чувства, и ни на одно мгновение не поколебалась в любви к Спасителю! Блага мира сего во все времена столько же, как и теперь, были обольстительны для чувственной природы человеческой. Но Святые постоянно помышляли о красоте благ небесных, и посему мир не мог увлечь их на широкий путь греха и невозвратной погибели для царствия Божия. Одаренная необыкновенной красотой, будучи единственной наследницей сокровищ своего родителя, каких радостей, каких наслаждений не могла ожидать в жизни ублажаемая нами Великомученица? Множество женихов наперерыв старались заслужить любовь ее, многочисленная прислуга с почтительным раболепством ожидала ее мановений, чтобы немедленно исполнять ее волю, все удовольствия мира готовы были являться по ее желаниям, но блага мира сего угрожали ей потерей благ вечных, и потому Св. Варвара все вменила во уметы, да Христа обрящет; заградила чувства свои от всех приятных для самолюбия внушений, чтобы в вечности соединиться со Христом; и всем уборам и украшениям предпочла одежду, сотканную из мученической крови! С такой же твердостью Св. Варвара победила силу мучителей своих и самих страданий. Вообразите, юную деву, подобно агнице, влекомую родителем за волосы по кремнистой дороге, потом окруженную мучителями, как бы кровожадными волками. В уповании на Того, без воли коего и волос главы нашей не погибает, Святая нимало не ужасается ни зверских лиц, ни лютого прещения мучителей, и с твердой кротостью отвечает на все вопросы их: Троицу чту едино Божество! Уже окружают ее мучительские орудия, готовые сокрушить ее тело. Вот предается она на мучения. С какой лютостью уязвляют нежные ее члены, с каким зверством терзают тело ее железными когтями, опаляют ребра свечами, бьют, растравляют ее раны власяным рубищем, отрезывают сосцы, сокрушают главу тяжкими ударами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

«Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» ( Пс.18:2 ). Разительный этому пример представляет святая великомученица Варвара. Эта праведница, дочь богатого и славного сановника в Илиополе, родилась в идолопоклонстве. Диоскор, отец её, будучи вдов, единственное утешение жизни находил в Варваре; ибо она, сколько была прекрасна, столько и благоразумна. Она жила в отдельной части дома, возвышавшейся наподобие башни, из которой видны были прелестные окрестности. Там не занималась она ни нарядами, ни играми, которые столь свойственны юношескому возрасту. Любимое её занятие было любоваться природой. Может быть, сначала утешали её красота, благоухание и нежность цветов. А кто знает силу пристрастий, тот не удивится, если юная девица от прелестной земли вознеслась до красоты неба и, наконец, начала размышлять о явлениях воздушных. Она видела великолепное солнце, тихий месяц, бесчисленные звёзды и не могла понять, кто поселил их в необозримом пространстве неба? Слышала гром и не знала, чьи уста глаголют с такой силой, которая все творения поражает ужасом?.. Ей с младенчества твердили, что всё производят боги её отечества; но Варвара знала и то, что их изображали подобострастными слабому человечеству; знала, что они часто предаются порокам. «Боги отца моего, – часто говорила она, – беззаконны в поступках своих: как же могли они основать, как могут поддерживать всеобщий закон природы?» Разум её переходил от мысли к мысли и, между тем, всё оставался в том же сомнении. Она представляла Бога, Творца вселенной, то в том, то в другом виде; но весь её успех был только тот, что она из одного заблуждения всегда переходила в другое; чувствовала бессилие своё и не могла помочь оному. Побуждаемая любопытством, она желала удовлетворить его в беседе с людьми мудрыми; но жизнь уединённая являлась тому преградой, которую праведница преодолеть была не в силах. Но Бог Милосерд! Дух Святой разверзает сердце человека к приятию небесной истины, если оно с пламенным рвением старается постигнуть оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Гонения на веру на протяжении тысячелетий ни к чему не привели, но усиливали ее в эти моменты еще больше. Обратное действие – замалчивание религиозных явлений – тоже ничего не дает. Примером может служить обращение св. великомученицы Варвары, преп. Иоасафа, царевича индийского, и других. Приведу рассказ о замечательном обращении прославленной мученицы 32 . Святая великомученица Варвара, как известно, обладала исключительной красотой. Отец ее, чтобы скрыть от «недостойных», как презрительно он думал о других, очей, поместил дочь в нарочно высоко устроенной башне. И вот святая дева с ее высоты подолгу любовалась на развертывавшийся перед ней вверху и внизу Божий мир. Прекрасные зори, растопленное золото лучей вставшего и уже катящегося по небу солнца, роскошные южные ночи с темно-синим, как бархатная мантия, небом и мириадами разноцветных сверкающих звезд, разбросанных по нему, задумчивая бледная луна, заливающая всю окрестность своими холодно-молочными лучами, – вся красота природы заставляла по-особому задумываться чистую и глубокую душу Варвары. И однажды она не вытерпела и, показывая на красоты неба, спросила приставленных к ней мамок и рабынь: – Кто все это создал? Потом посмотрела вниз, на роскошные поля, сады, виноградники, на вздымавшиеся величественно к небу горы, на зеркальную красоту и серебряную поверхность вод... – А это все чья рука создала? – вновь спросила она. И получила в ответ грубое, ничего не объясняющее, даже неразумное 33 : «Все это создали боги...» – Какие боги? Те боги, которых отец твой чтит и держит в своих комнатах – золотые, серебряные, деревянные... Те боги и создали все то, что видишь. Как ни жаждало сердце девы объяснения, как ни просты были, конечно, ее запросы в отношении ответа, по все же она усомнилась в нем. «Боги, которых отец мой почитает, – размышляла она, – созданы руками человеческими: золотых и серебряных сделал золотых дел мастер, каменных – скульптор, деревянных – резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли сотворить такую высоту пресветлого пространства и такую красоту земную, сами не будучи в силах ни ногами ходить, ни руками двигать?!»

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И как бы ты глубоко ни пал в своей нечистой жизни, не унывай, не отчаивайся. Она все равно тебя не отринет. Не оттолкнёт. Не оговорит. Как Дева и Мать, Она скорее пожалеет твою смрадную грешную душу и обнадёжит Своей помощью. Затем следует молиться усердно непорочным девам и жёнам, достигшим чистоты большим трудом и многими слезами. Вот они: святые великомученицы Варвара, Екатерина, Анастасия Узорешительница, святые Мария Магдалина, Мария Египетская. Девственникам – апостолу Иоанну Богослову, великомученикам Пантелеймону, Георгию Победоносцу. Также молиться святым Ангелам-Хранителям своим. Почему чистота особенно прославляет Христа и воздаёт Ему «осанну»? Потому что в ней залог вечной жизни. В ней красота и сила. В ней удивление и восхищение добрых и зависть и коварство злых. Чистота может быть многовидна. Чистота дев непорочных, чистота жён замужних. Чистота естественная от природы. Чистота выстраданная, очищенная огнём многих слез. Чистота девства. Чистота юности святой. Чистота иноческая. Чистота священническая. Чистота мысли, чистота слова, чистота жизни. Но она одна чистота. Единственная. Неделимая. Святая и простая. О ней вот и поёт бедный слепец, грустно склонив свою тёмную голову: Зайду ли я на гору высокую, Узрю ли я бездну глубокую, – Где я на свете не тоскую, Тебя лишь, чистота, взыскую... Гробик ты мой, гробик, Ты мой вековешный домик, Желты пески – постеля моя, Камни остры – соседи мои, Черви злые – друзья мои, Сырая земля – матерь моя. Матерь ты моя, матерь, Прими меня в вечный покой, Измучился я весь – сын твой... Господи, помилуй! Да, святая чистота вожделенна. Но как высоко она стоит от нас. На какой высокой горе её светлый образ!.. И вот иной страдалец как много трудится, чтобы добраться до этой чистоты. Карабкается он по утёсам, пролазит по ущельям, добирается до каменистых тропин и... вдруг срывается, летит вниз. О, ужас! О, несчастье! Благо, если он совсем не разобьётся об острые камни. Оправившись, он снова карабкается в гору и, оступившись, снова летит вниз. И так не один год, даже годы. А то и всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

• Гонения на веру на протяжении тысячелетий ни к чему не привели, но усиливали ее в эти моменты еще больше. • Обратное действие — замалчивание религиозных явлений — тоже ничего не дает. Примером может служить обращение св. великомученицы Варвары, преп. Иоасафа, царевича индийского, и других. Приведу рассказ о замечательном обращении прославленной мученицы 4 . Святая великомученица Варвара, как известно, обладала исключительной красотой. Отец ее, чтобы скрыть от «недостойных», как презрительно он думал о других, очей, поместил дочь в нарочно высоко устроенной башне. И вот святая дева с ее высоты подолгу любовалась на развертывавшийся перед ней вверху и внизу Божий мир. Прекрасные зори, растопленное золото лучей вставшего и уже катящегося по небу солнца, роскошные южные ночи с темно-синим, как бархатная мантия, небом и мириадами разноцветных сверкающих звезд, разбросанных по нему, задумчивая бледная луна, заливающая всю окрестность своими холодно-молочными лучами, — вся красота природы заставляла по-особому задумываться чистую и глубокую душу Варвары. И однажды она не вытерпела и, показывая на красоты неба, спросила приставленных к ней мамок и рабынь: — Кто все это создал? Потом посмотрела вниз, на роскошные поля, сады, виноградники, на вздымавшиеся величественно к небу горы, на зеркальную красоту и серебряную поверхность вод… — А это все чья рука создала? — вновь спросила она. И получила в ответ грубое, ничего не объясняющее, даже неразумное 5 : «Все это создали боги…» — Какие боги? Те боги, которых отец твой чтит и держит в своих комнатах — золотые, серебряные, деревянные… Те боги и создали все то, что видишь. Как ни жаждало сердце девы объяснения, как ни просты были, конечно, ее запросы в отношении ответа, по все же она усомнилась в нем. «Боги, которых отец мой почитает, — размышляла она, — созданы руками человеческими: золотых и серебряных сделал золотых дел мастер, каменных — скульптор, деревянных — резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли сотворить такую высоту пресветлого пространства и такую красоту земную, сами не будучи в силах ни ногами ходить, ни руками двигать?!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Владыку всех молите, Мир Вселенней даровати, И душам нашим велию милость.   Вси святии земли нашея, молите Бога о нас.   Господи, просвети тьму мою. Господи, умножь во мне веру. Господи, во гневе Твоем вспомни о милости. Господи, не посецы мене, яко бесплодную смоковницу, Праведным судом Твоим. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Господи, даждь ми умереть христианскою кончиною. Господи, не отвержи мене от Лица Твоего, И Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. Господи, Духом Твоим Святым Научи нас любить врагов наших И слезно молитися за них, Господи, не остави мене на страшном суде Твоем, Не лиши Царствия Твоего Небеснаго, Господи, спаси меня и всех, Служащих Пресвятому Имени Твоему И поклоняющихся Тебе, Истинному Богу нашему. Господи, как Ты желаешь, И как Ты Сам знаешь, спаси мя. Господи, отверзи мой ум К уразумению слова Твоего, Господи, освяти мя словом Писания Твоего, Господи, вложи слова Твои в уста мои И научи мя, что мне говорить, Господи, будь стражем при устах моих, Господи, яви мне безвестная и тайная премудрости Твоея, Господи, напои мя от потока благодати, Истекающего от Престола Твоего Господи, пребуди со мною во всякое время на всяком месте. Святая великомученица Варвара, Буди со мною в час смерти моея. Господи, не лиши мене памяти, Господи, не лиши мене разума, Господи, не лиши мене Твоего Благого и Спасительного промысла. Господи, не возгнушайся мною Как не потребным сосудом Твоим. Господи, дай мне сказать нечто спасительное людем Твоим. Упование мое – Отец, Прибежище мое – Сын, Покров мой –Дух Святый, Троице Святая, Слава Тебе. Сладчайшая Мати, Пресвятая Богородице, Научи мя любити Сына Твоего и Бога моего. Пресвятая Богородице, помогай нам, Пресвятая Богородице, спаси нас. Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя, И елика в житии согрешиша, прости, Никто же бо безгрешен, токмо Ты, Могий и преставленным дати покой. Господи, во Царствии Твоем, идеже Присещает свет Лица Твоего, Вчини души раб Твоих, Всех от века усопших православных – Праотец, отец, братий и сестер

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Тогда ожесточенный отец идет к игемону Мартиану, просит его употребить все роды мучений, чтобы отвратить дщерь его от Христа Господа, отрекается даже самого имени отца. И вот св. дева является пред лицом игемона, облеченного всею властью, окруженного всеми родами орудий мучительских. Ласки и убеждения, почести и удовольствия предлагает мучитель, чтобы обольстить юную неопытную деву. Исповеданием единого истинного Бога и поруганием бездушных идолов ответствует ему св. мученица. Озлобившийся мучитель повелевает обнажить и бить ее сухими жилами, доколе земля не обагрилась ее кровью, доколе не истерзалась плоть ее, не обнажились самые кости ее. В молчании терпит святая это свирепое терзание плоти своей. Вся душа ее вознеслась верой и упованием на небо, все сердце ее излилось в тайной молитве к небесному Жениху своему. Мучители, для произведения жесточайшей боли, натирают мелко изрубленными волосами истерзанное тело св. мученицы, и, наконец, полумертвую и полуживую св. страдалицу влекут и бросают в темницу. Здесь св. мученица горячо молится Господу, но не об избавлении от мук, а об укреплении себя на большие мучения; тело ее горит от палящих ран, а сердце ее пламенеет еще сильнейшим огнем любви Божественной; уста спекаются кровью, а дух возносится, как пламень, горе, к Богу крепкому, живому. В час полуночи небесный свет облистал мрачную темницу, и Сам Господь Иисус Христос явился «во свете неприступнем заключенней в темнице, дерзати повелевая, и раны врачуя, и радость даруя». После такого утешения с невыразимой радостью пошла св. дева на новые мучения и на самую смерть. Ее повесили на древе, строгали плоть ее железными когтями, опаляли огнем обнаженные ребра ее, отрезали сосцы и били млатом во главу. Все претерпела св. дева с мужеством в сердце, с радостью в лице, с молитвой на устах. Наконец, изнемогла вся злоба мучителей пред терпением великомученицы, и осудили ее на посечение мечом. Жестокосердый отец сам обезглавил свою дочь. Перед смертью св. Варвара молилась Господу о всяком чтущем ее память, «да не приближится ему болезнь внезапная, и смерть нечаянная его да не похитит».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Астроном (изучающий движение небесных тел-звезд) Кеплер восклицает: «О, велик Господь наш и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу Твоему во всю твою жизнь».    Даже Дарвин, учение которого было потом использовано полу-учеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, когда Дарвин изложил свое учение об эволюциионном развитии живого мира, его спросили, — где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: «оно приковано к Престолу Всевышнего».    Великий геолог (изучающий землю) Ляйель, пишет: «при всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога».    Ученый историк Мюллер заявляет: «только с познанием Господа и по основательном изучении Нового Завета я стал понимать смысл истории».    Можно было бы привести неограниченное количество свидетельств ученых о вере в Бога, но, думаем, пока и этого достаточно, а укажем еще на одно красноречивое доказательство. Ученый Деннерт опросил, о вере в Бога, через письма (анкеты), 432 ученых естествоиспытателей (изучающих природу). 56 из них ответов не прислали, 349 ученых оказались верующими в Бога и лишь только 18 заявили, что они или неверующие или равнодушные к вере. Результаты этого опроса ученых совпадают с результатами других подобных исследований.    «Только полузнание приводит людей к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно», говорит английский ученый Бэкон.    Молодая девушка, святая великомученица Варвара, видя величие и красоту Божиего мира, пришла к познанию истинного Бога.    Так открывает Себя Бог через видимый мир каждому человеку, имеющему разум и добрую волю.    Вера в Бога есть основное свойство души человека. Душа дана человеку от Бога: она есть как бы искра и отражение в человеке самого Божества. Происходя от Бога, имея в Нем родственное себе существо, душа сама собой, по своей воле, обращается к Богу, ищет Его: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41:2-3). Подобно тому, как глаза обращаются к свету и устроены для того, чтобы видеть свет, так и душа человека стремится к Богу, имеет нужду в общении с Ним и только в Боге находит покой и радость (счастье). Цветок тянется к солнцу оттого, что от солнца он получает свет и теплоту, без чего он не может жить и расти. Подобно этому постоянное, ничем не преодолимое, тяготение человека к Богу происходит оттого, что только в Боге наша душа может найти все то, что ей необходимо для правильной и здоровой жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Кто не знает этого жития? Воспитанная вельможным отцом, богатым вдовцом, положившим в дочери всю радость своей языческой жизни, любовавшимся ее красотою и разумностью, святая Варвара во время его отсутствия познакомилась с преследуемыми от римских властей христианами и познав от них евангельскую истину, отвергла нечестие языческое, раздала, что могла, из своего достояния бедным, начертала чудесно пальцем крест на каменном полу своих чертогов и бань, и все эти символы отцовского тщеславия, все эти проявления роскоши, ознаменовала символами христианских истин. Когда о том узнал ее нечестивый отец, то горячая любовь его к дочери сменилась такою же горячею ненавистью, он бил ее и рвал ее волосы, безжалостно влачил ее по земле, и не было конца тем измышлениям жестокой злобы, которыми он терзал чистое тело отроковицы, не щадя ни ее нежного возраста, ни девственного стыда. Сделавшись сам доносчиком или свидетелем против нее на суде, бессердечный мучитель не удовлетворился и этим. Наслаждаясь муками Христовой агницы, которым подвергали ее злочестивые властители-язычники, он вызвался пред ними быть палачом своей дочери, и не дрогнула рука злодея-отца отсечь главу невинному своему детищу. Беззащитная, всеми оставленная, кроме Бога, чистая, прекрасная дева, почти еще дитя, подвергнутая столь ужасным мукам и казненная родным отцом, радостно и без всякого сожаления отвратившая лицо свое от богатства, наслаждений брачных и земной славы и устремившая свой взор к одному только сладчайшему Иисусу, страдавшая безропотно и безмолвно, мужественно претерпевшая сверхчеловеческие муки и добровольно, бестрепетно пошедшая на встречу смерти от руки отцовой, – о, конечно, этот облик может умилить сердце; этот образ может привлекать к себе взоры! Но блаженны и те сердца, которые влекутся к подобным священным воспоминаниям, блаженны взоры, сюда устремленные и орошенные слезами сострадательного умиления, блаженны руки, поднимающие детей к умилительному облику, и уста, благоговейно целующие изображения ран, принятых за веру во Христа.

http://pravoslavie.ru/50437.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010