Идеал нашего пения выражен в церковном песнопении «Свете Тихий», где Святая Церковь приглашает к прославленно Отца и Сына и Святого Духа «гласы преподобными». Церковное пение должно быть преподобное. А что мыслится под именем «преподобного», это, кажется, всем известно. В понятие «преподобного» входит все чистое, святое, церковное, благодатное, божественное, ангелоподобное. Много восстают против минорного пения. Оно, однако, должно быть преобладающим в нашем богослужении. Душа наша, по выражению одного нашего поэта, находится в мире печали и слез. В нашей душе сокрыта тоска по Небу и печаль о постоянных человеческих грехах. Кроме минорного пения допустимо в церкви у нас еще пение величественное, в прославление величия Творца вселенной, но опять пение не трескучее, бесчинное, а строго серьезное, проникнутое благоговейным трепетом и страхом Божиим, как и говорит Псалмопевец: Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11). Или вот описание пророка Исайи прославления величия Божия небесными воинствами: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих (Ис.6:2-4). Что касается пения в городах и особенно в шумных столицах, то тут в особенности нужно рекомендовать пение спокойное, минорное и умилительное. В столице везде треск, шум, волнение и суета. Где же жителям столицы успокоить нервы, умиротворить дух, как не в храме? И как тяжело бывает, когда и здесь пение своим бесчинным воплем не настраивает и не успокаивает тебя, а так же волнует и раздражает. Если от пастырей Церкви требуется призвание, чтобы им не быть наемниками, то то же требование должно быть предъявляемо и к церковным певцам. Последние являются в храме лучшими проповедниками христианства. В самом деле — сколько церковное пение, быть может, переродило сердец самых грубых и преступных, сколько оно исторгло слез, молитвенных вздохов, умиления и сокрушения у молящихся...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, вот вам верное и единственное средство для получения счастья, а потому если вы знаете семью, в которой господствует несогласица, то внушите ей, чтобы она почаще призывала с верой имя Господа. Он явится к ней и сквозь закрытые двери, как Он являлся ученикам по воскресении Своем, и поселит между ними любовь и счастие. Отрадно вспомнить о благодатном времени первых христиан, когда они еще в катакомбах совершали свои молитвенные возношения; они соединены были такой братской любовью, что, отправляясь куда-нибудь, они прощались друг с другом и говорили: «А может быть, здесь мы больше и не увидимся», «А может быть, мы уже нынче будем там». Вы слышали песнопение «Свете Тихий», оно составлено епископом первых времен христиан из стонов и скорбей первых христиан. Вот где было семейное счастье, где была семейная любовь. Итак, для того чтобы в семье было счастье, была благодать, то нужно как можно чаще призывать имя Спасителя. Призывай Спасителя, и Он вселится в семью. А для того чтобы нам еще более укрепиться верою и любовью к Нему, то обратимся к Нему, говоря: «Иисусе, Сыне Божий Сладчайший, помилуй нас!» 21 марта. Прошло шесть недель святой Четыредесятницы, и наступает неделя Страстей Господних. Еще на прошлой неделе вы слышали песнопение, что пост уже кончается и наступит скоро Страстная седмица. Преддверием же к Страстной седмице Церковь установила праздник – Лазарево воскресенье. Для того чтобы поднять умершего Лазаря, достаточно было одного слова Спасителя. Но чтобы поднять и оживить нас, Церковь многократно просила, советовала, угрожала нам в продолжение всех истекших седмиц, и если гром всех увещаний и угроз не подействовал на наши души, то уже не для нас, конечно, наступающая седмица Страстей Господних, не для нас и последующие седмицы. И вот нынче празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим. В Иерусалиме был восторг, ликование, радость, жизнь, бессмертие; рассказывать эту историю я не буду, потому что это было бы для всех повторением тех уроков, которые вы слышали в школе, дома и в храме. Но замечательно то, что со всех сторон стекался народ и восклицал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» Каждое слово этого песнопения имеет огромный смысл; этими словами мы приветствуем Господа, Который воплощает в Себе мир и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Какие признаки истинной любви? Она, прежде всего, простирается до самопожертвования. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ) ... Добрые христиане такую любовь и стараются воспитывать в сердце своем. Поразительна была в этом отношении любовь первых христиан. Епископ Киприан Карфагенский 131 свидетельствует, что когда в Александрии появилась страшная болезнь – чума и жители от страха бежали от мертвецов, одни только христиане ухаживали за больными и хоронили умерших, и этим самопожертвованием приводили в удивление язычников, которые невольно начинали прославлять Бога христианского. Всегда ли будет самопожертвованием, если кто из-за ближнего и ради ближнего лишает себя жизни? Да, если кому-либо угрожает смерть, и ты жертвуешь своею жизнию, например, спасаешь утопающего, бросаешься в огонь, чтобы спасти горящего,– это все проявления высокой любви христианской, простирающейся до самопожертвования. Но вот, если влюбленный лишает себя жизни от неудачи, невозможности брака и т. п. и другого вовлекает туда, якобы ради вечной любви, то это будет не самопожертвованием, а самоубийством и гнусным убийством другого. Вот если бы ты все меры употребил спасти от подобного замысла человека, хотя бы тебе было необычайно трудно,– то была бы настоящая любовь, простирающаяся до самопожертвования. Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается. Господь, раз возлюбив мир, не перестает его любить. Человек пал; кажется, оставалось его только истребить; но Господь Своего Единородного Сына посылает на спасение наше. И добрые христиане такую непрестающую любовь и возгревают в сердцах своих. Недавно нам пришлось быть свидетелями этой любви. Был в Москве добрый пастырь о. Валентин 132 . При жизни он многих привлек к себе, ибо помогал нуждающимся, утешал скорбящих, приводил к покаянию грешников. Теперь он умер. Кажется, можно было бы и забыть о нем. А нет: любящие его духовные чада продолжают ходить на его могилку и жить доброю памятью о нем. В этом любовь непрестающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Когда апостолы пред Тайной Вечерей спорили, кто из них больший, и, видимо, никто не желал исполнить обязанностей низшего члена общества и умыть другим ноги, то Господь сказал: «цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий. Ибо кто больше – возлежащий или служащий? А Я посреди вас как служащий» ( Лк. 22:25–27 ). Служение Христово выразилось в то время омовением ног Своим ученикам. Не однажды говорил Господь подобные слова: за немного дней до Тайной Вечери, когда Иоанн и Иаков просили у Него первенства в Его будущем царстве, Он ответил теми же словами и заключил их еще более точным определением христианской общественности: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:43–45 ). Из этих и многих других подобных слов Христовых и апостольских ясно то, что полного равенства между людьми на земле никогда не будет, но что превосходство одних людей над другими может выражаться в двух совершенно противоположных картинах или явлениях: в виде порабощения слабого сильными и наслаждения жизнью со стороны последних в ущерб первым, – или, напротив, в таком строе, чтобы сильнейшие посвящали избыток своих сил, талантов и других преимуществ на служение слабейшим, на попечение об их духовных и телесных нуждах. История христианской церкви показала, что слова Господни не утопия, а истинная правда; о том же свидетельствует самая природа людей и даже животных, предъявляя нам основную ячейку общественности, т. е. семью, где сильнейшие, т. е. родители, посвящают свои силы, свой ум и свою власть на попечение о своих детях или детенышах и требуют от них послушания не для своей пользы, а для пользы тех самих. Возьмите другие благороднейшие отрасли жизни – деятельность хорошего учителя, священника, доктора, писателя, ученого, художника, певца, изобретателя: не то же ли самое мы видим?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Кстати, замечу, нам пришлось совершать здесь Св. Евхаристию на просфорах из весьма темной муки. Невольно вспомнили тогда нашу матушку-Россию, ее хлебные богатства и подумали: «Какой бы ни случился неурожай, а для такого святого дела у русского человека всегда найдется чистая пшеница». Но, представляя так, забывали Бога, подающего нам пищу по молитве Господней «хлеб наш насущный даждь нам днесь» и Могущего в наказание во всякое время лишить ее нас. Еще в Ветхом Завете Иегова через пророков предупреждал евреев помнить и бояться этого Божия посещения: «Если не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей, то хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас: десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать ваш хлеб весом; вы будете есть и не будете сыты» ( Лев. 26; 14:26 ). От Него же зависит внезапно насытить и дать снедь всякой плоти. «И сказал Елисей: послушайте слово Господне: так говорит Господь – завтра в это время (а перед этим был голод) мера муки лучшей будет по сиклю (80 коп.) и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии» ( 4Цар. 7:1 ). Так, не столько от плодородия земли бывает недостаток в хлебе, как от произволения Господа, посылающего сие бедствие как грозное наказание людям за грехи. Отслуживши Литургию, мы обозрели вершину горы. Рядом с греческим монастырем находится католический, занимающий довольно большую площадь. В одном месте производятся раскопки древних сооружений. Благодатно на Фаворе, чувствуется близость к Небу и какая-то отрешенность от всего мipa. Понятно, почему и св. апостол Петр говорил: «Хорошо нам здесь быть» ( Мф. 17:4 ). Но ему сугубо было отрадно, потому что с ним не только был Спаситель, но он созерцал и Славу Его, слышал голос Отца Небесного, видел великих bceмiphыx пророков! Впрочем, с воскресшим Христом, Даровавшим нам вечную жизнь и спасение, везде легко и спокойно, а без Него тяжело, ужасно, губительно. Прииди же, Господи, ко всем нам, верующим в Тебя и не на Фаворе сущим и соедини нас с Тобою навеки. С горы на тех же осликах мы направились в Кану Галилейскую, где нас ожидал извозчик, выехавший за нами из Назарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Мария смутилась от этих слов и размышляла, что бы они значили. Ангел сказал ей: “Не бойся, Мария. У Тебя родится Сын, и ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын Божий”. Мария в недоумении спросила Ангела: “Как же это будет, ведь у меня нет мужа?” Ангел ответил: “Богу все возможно”. Мария со смирением отвечала: “Я раба Господня. Да будет все, что ты сказал”. И Ангел отошел, а Мария стала ожидать рождения Сына. В то время вышло от римского императора Августа повеление сделать перепись по всей земле (сосчитать всех людей, которые жили в царстве), и каждый человек должен был записаться там, откуда он родом (где жили его предки). Иосиф и Мария происходили из рода Давидова, и потому направились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Когда они пришли туда, поздно вечером, в гостинице не было места, и Иосиф с Марией остались ночевать в пещере, в загоне для скота. Был теплый и тихий вечер. Там родила Мария Сына своего, спеленала Его и положила в ясли, в кормушку для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь, недалеко от пещеры, в поле, пастухи сторожили свои стада. Вдруг перед ними, в ярком свете, явился Ангел, и они очень испугались. Ангел сказал им: “Не бойтесь! Я принес вам великую радость: сегодня в Вифлееме родился Спаситель, который есть Христос Господь. Вам нетрудно будет найти Его. Он лежит в яслях, в загоне для скота, завернут в пеленах”. Внезапно появилось на небе много-много других Ангелов. Они славили Бога и пели: “Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение”. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: “Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь”. И, поспешив, они пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу все, что Ангел Божий им открыл о Младенце. Потом они вернулись к своим стадам, воспевая и хваля Бога за все, что видели и слышали. А через некоторое время после рождения Младенца Иисуса в Вифлеем пришли восточные мудрецы. Они долгое время изучали звезды на небе, и, когда вдруг появилась новая, совсем особенная звезда, они поняли, что произошло необыкновенное событие, описанное в древних книгах, и пошли искать Его, а звезда указывала им дорогу. Они нашли Марию с Младенцем, поклонились Ему падши, то есть не простым поклонением, но подобающим Богу, и принесли Ему богатые дары. А Мария сохранила глубоко в сердце своем все, что случилось.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij-dlja-...

Можно ли допустить выборное начало духовенства? Спаситель сказал св. Апостолам: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас. и положих вас, да вы идете и плод принесете» ( Ин. 15:16 ) и «Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир» ( Ин. 17:18 ). При решении вопроса о выборном начале необходимо остановиться на приведенных словах Спасителя, необходимо уяснить себе идею посланничества. В этом посланничестве – единение всех пастырей с Пастыреначальником Христом, в этом – камень, основа нерушимости, твердости Церкви, Ее вероучения и нравственности. При посланничестве вся жизнь Церкви будет течь из одного источника, а источник этот – Чистый, Божественный Христос. При выборном же начале этого единения не будет и даже нужно опасаться за целость Церкви. Представьте себе, если пастырь будет только в руках пасомых, ведь он будет только с ними считаться, им угождать, забывая свое посланничество от Единаго Пастыреначальника Христа, духом Котораго он должен быть преисполнен и Его Дух вселять в пасомых, хотя бы этому они противились: «Отче Праведный! И мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Не к выборному началу пастырей пасомых нужно стремиться, а к тому, чтобы помогать местному архипастырю разбираться в кандидатах священства. Архипастырь должен все использовать при назначении священника – и его образование с аттестатом начальства, и свидетельство внешнее о том или другом кандидате, и указание самими прихожанами кандидата, и свое собственное наблюдение над ним, и куда склонится воля архипастыря – считать сие за указание Божие. Насилие архипастырь не должен чувствовать, если же оно есть – не добр тогда выбор кандидата, не говоря уже о том, что он противоречит каноническим нашим правилам, по которым, если епископ при поставлении бывает вынуждаем от народа, то такой кандидат извергается из сана. Неудивительно, поэтому, если духовенство и монашество бывает в поношении от мира. Так должно быть. Господь говорил: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:19 ). Пока будет существовать порядок посланничества пастырей к пасомым – пастыри будут подвергаться и всякой критике, и осмеянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

На вечерни после песни «Свете тихий», на утрени перед Евангелием, на литургии перед Апостолом поются стихи из псалмов, которые называются прокименами. На вечерни каждого дня особенный прокимен, который называется дневным. Так, например, накануне понедельника: «Се ныне благословите и пр. Благословите ныне Господа все рабы Господни» 96 . На воскресных утренях и литургиях для каждого гласа свой особенный прокимен. Так, например, первого гласа на утрени: «Ныне воскресну, глаголет Господь и пр.». «Ныне восстану, говорит Господь, положу в безопасности того, на кого они дышат злобой» 97 ; на литургии: «Буди Господи милость Твоя» и пр.. Да будет, Господи, милость твоя с нами, точно так, как мы надеялись на Тебя». Точно также во все господские двунадесятые праздники особенные прокимены, подходящие к празднуемому событию. Так, например, в праздник Крещения Господня на утрени: «Море виде и побеже и проч.». «Море увидело и побежало, Иордан возвратился назад» 98 . На литургии: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Во все праздники богородичные прокимены общие как на утрени, так и на литургии. Именно, на утрени: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде». «Я сделаю незабвенным имя Твое в род и род» или: «Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое» – «Слыши, дщерь, воззри и обрати ко мне ухо твое». 99 На литургии из песни Богородицы: «Величит душа моя» и пр. «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» 100 . Точно также и святым Божиим, каждому разряду один общий прокимен. Например, преподобным на утрени и на литургии: «Честна пред Господом смерть преподобных его». Кроме всех этих прокименов, есть еще особенные, так называемые великие прокимены. Они положены на вечернях в Господские праздники и в великопостные воскресенья – от сырного и до вербного. Отличие их от обыкновенных прокименов состоит в том, что эти последние поются по два раза, и в третий – вторая половина прокимена, а великие по четыре раза и в пятый вторая половина прокимена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Наконец, ревностный христианин должен выделять особые моменты дня для славословия Богу. Царь Давид, при всей своей занятости, семь раз в день хвалил Господа: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» ( Пс. 118, 164 ). Хорошо славить Бога на рассвете (и петь великое славословие «Слава в вышних Богу», которое поется в храме на утрене), в девять часов утра, в полдень, в пятнадцать часов и вечером, когда зажигаются светильники (в это время в храме на вечерне поется «Свете Тихий»). Если же мы не можем быть на богослужении, но прочитаем хотя бы молитву «Отче наш», весь ритм нашей жизни преобразится. Что должно предшествовать молитве? Человек сначала успокаивается, если может, моет руки (напоминая себе о необходимости очищения сердца), становится перед иконами, зажигает свечу или лампаду и благоговейно начинает читать священные слова, понуждая свой ум и сердце внимать написанному. При этом хорошо оградить свой слух и зрение от всего, что может отвлечь от молитвы: включенного телевизора, радио, посторонних звуков. Лучше выйти в отдельную комнату или уйти на природу, если есть такая возможность, – все это помогает более сосредоточенной молитве. Не принято молиться мужчине в шортах и в шапке, а женщине в брюках, с непокрытой головой. Библия говорит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор. 22, 5 ). Апостол Павел добавляет: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» ( 1Кор. 11, 4–5 ). Это покрывание женщиной своей головы не пустая формальность, но знак для Ангелов: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» ( 1Кор. 11, 10 ). Принято молиться стоя, показывая, что мы стали детьми Небесного Отца, перед которым мы предстоим лицом к Лицу. Но если мы болеем или очень устали, то можно молиться и сидя. Как говорил преподобный Серафим Саровский , «лучше сидя молиться, чем стоя думать о ногах». Покаянные молитвы лучше произносить, стоя на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010