При царе Озии царство иудейское в политическом отношении достигло могущества. Владения его на юге простирались до границ Египта и Чермного моря, на берегу которого иудеям принадлежала торговая гавань Елаф ( 4Цар. 14, 22 ), на западе им подчинены были филистимляне ( 2Пар. 26, 6 ), на востоке платили дань аммонитяне. Иудеи имели многочисленное, хорошо вооруженное войско. Политическое укрепление государства сопровождалось увеличением в народе богатства, которое вело к роскоши, а военные успехи давали повод к самомнению и гордости. Поэтому религиозно-нравственная жизнь народа не была на высоком уровне. Большим упущением царя Озии было то, что несмотря на свою религиозность он не разорил противозаконных мест богослужения – высот, на которых народ продолжал приносить жертвы и курения. Господь поразил Озию проказой, и он вынужден был передать правление страной своему сыну Иоафаму. В это время в последний год жизни Озии Исаия был призван на пророческое служение. Иоафам, хотя и был религиозен, но повторил ошибку отца – не упразднил высот, и народ при нем еще более ослаб в вере и склонялся к языческому служению. Пророк Исаия обличал народ в роскоши, в немилосердии к неимущим, призывал к покаянию и утешал надеждою на милость Божию. При царе Ахазе (736–716) религиозно-нравственное состояние иудеев резко ухудшилось, ибо сам царь сразу проявил себя как ревностный идолопоклонник. «Он сделал литые статуи Ваалов, совершал курения в долине сынов Еннома и проводил сыновей своих через огонь» ( 2Пар. 28, 1–4 ). Истинная религия в народе пришла в упадок: храм Иерусалимский оставался в запустении, а идолослужение сделалось всеобщим и повсеместным ( 2Пар. 28, 24–25; 29, 3–7 ). В народе усилились пороки: обиды, притеснение слабых сильными, взятки, роскошь, невоздержание, гордость, лицемерие. С упадком религии и нравственности пошатнулось и политическое могущество государства. Ахаз, убоявшись ополчившихся на него царей Израильского и Сирийского, ищет защиты языческих ассирийских богов. В Иудее насаждается языческий культ. Ахаз ищет союза с Ассирийской монархией; становится данником, а деньги для уплаты дани берет в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Вывод ряда исследователей о том, что бесспорно датировать к.-л. монументальные постройки временем Давида и Соломона невозможно, послужил основанием для гипотезы, предложенной археологами Тель-Авивского ун-та (тель-авивская школа) во главе с Финкельштейном и Усишкиным, согласно к-рой царство Давида и Соломона было лишь племенным союзом, его вожди не вели серьезных строительных работ, а монументальные постройки в царских городах (Мегиддо, Асор и др.) должны датироваться более поздним временем (VIII в. до Р. Х.). Поскольку иерусалимская керамика X в. до Р. Х. изучена плохо, остается возможность для различных толкований: археологи иерусалимской школы настаивают на верности традиц. системы керамических дат, восходящей к У. Ф. Олбрайту и усовершенствованной И. Ядином , в то время как тель-авивская школа относит ту же керамику к IX в. до Р. Х. и даже позже. Эпоха разделенных царств И., оставшийся столицей Иудейского царства, пришел в упадок. Иудейский царь Озия за долгие годы правления укрепил его башнями (2 Пар 26. 9, 15), Иоафам построил верхние врата храма (2 Пар 27. 3). При царе Езекии была проведена реформа, состоявшая в централизации культа в И. и очищении города от святилищ Ваала. Езекия укрепил Милло и построил новую стену (2 Пар 32. 5). Готовясь к осаде Синаххериба в 701 г. до Р. Х., он велел прорыть новый туннель (2 Пар 32. 2-4, 30; Ис 22. 11), чтобы пустить воду Гихона в Силоамскую купель (см. Силоам ). Новой внешней стеной И. укрепил Манассия (2 Пар 33. 14), при Иосии , расширившем территорию Иудеи, город достиг процветания и стал единственным центром богослужения. После восстания царя Иоакима против Вавилона и разрушения города вавилонянами (586 г. до Р. Х.) (4 Цар 25. 1-21; Иер 39-43) в городе еще оставалось население (4 Цар 25. 22-26; Иер 40. 10; Иез 33. 21-27) и совершались жертвоприношения (Иер 41. 5). Результаты археологических раскопок подтверждают в целом свидетельства письменных источников. К эпохе упадка перед нашествиями ассирийцев и вавилонян исследователи относят строительство массивной крепостной стены (ширина 7 м), датируемой по керамике VIII-VII вв. до Р. Х. (открыт участок в 65 м в центре Еврейского квартала). Стену возводили быстро, прямо по разрушенным домам, с нач. VIII в. до Р. Х. занимавшим еще не укрепленный зап. холм (возможно, для защиты от ассирийцев, ср.: 2 Пар 32. 5). Эта древнейшая из стен на зап. холме шла почти по линии буд. стен эпохи Хасмонеев. Вне города Давида за стеной оказались Силоамская купель и, согласно Авигаду, все плато зап. холма ( Avigad. 1983. P. 46-54). К той же эпохе относят настенную надпись в туннеле Езекии (найдена в 1880), в к-рой сообщается, что 2 группы строителей двигались с противоположных сторон и соединились, пройдя 533 м скалы под холмом Офел; имени Езекии в надписи нет.

http://pravenc.ru/text/293782.html

другое такое же выражение пророка – Ис. 6:1 ). Указав время, когда ему было откровение от Бога относительно филистимлян, пророк, обращаясь к последним, излагает самое содержание этого откровения. «Не радуйтесь все вы, филистимляне (иноплеменницы), тому, что уничтожено (сокрушися бо) ярмо победителя нашего (биющаго вы), потому что от корня (от семене) змея произойдут аспиды, а потомками этих последних (исчадия аспидов) будут летающие змеи» (29 ст.). В объяснение этих слов следует припомнить, что филистимляне, давнишние враги народа еврейского, царем иудейским Озиею были побеждены и покорены власти иудеев ( 2Пар. 26:6 ). Эту власть над ними удерживал и преемник Озии воинственный Иоафам. Но в царствование сына и преемника последнего Ахаза, пользуясь его молодостью и неопытностью ( 4Цар. 16:2 ), а главным образом тем, что он занят был войною с израильским царем Факеем и сирийским Раассоном ( Ис. 7:1 ; 2Пар. 28:5–8 ), филистимляне напали на южные области иудеи и заняли её ( 2Пар. 28:18 ), и таким образом освободились от зависимости царям иудейским, в какой находились со времени Озии. Ахаз, царь иудейский, будучи не в состоянии собственными силами снова покорить филистимлян своей власти, обратился с просьбою о помощи к Фелгаффелласару, царю ассирийскому, но последний, взяв с него богатую дань, помощи однако же никакой не оказал ( 2Пар. 28:21 ). Таким образом филистимляне, безнаказанно отвоевавшие себе независимость, могли только радоваться тому, что свергли с себя иго иудейское. В виду этого пророк, обращаясь к филистимлянам и говорит, что радость их по поводу освобождения при Ахазе от власти иудеев преждевременна, ибо наследник и потомок Ахаза будет для них столь же опасным и ужасным, как аспид и летучий змей (дракон). И действительно ни один из царей иудейских не наносил такого ужасного поражения филистимлянам, как Езекия: той порази их даже до Газы, и до предел ея, от столпа стрегущих и даже до града тверда ( 4Цар. 18:8 ). Иноплеменницы – это обычное в св. Писании название филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

2 . Наказание Израиля и милосердие Бога (13,1 14,1) 3 . Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14,2–10) Глава 1 1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола «спасать», вероятно, означает «Он (Яхве) спас». В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783–742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742–735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735–715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715–687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786–746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания. 13,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством Израилем. 12,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним. 1 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы. сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными. 1 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей. ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены. 1 Изреель. Букв.: «Бог посеет». Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33 ), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия ( 3Цар. 21,1 ; 4Цар. 9,10 ). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия. с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле ( 4Цар. 9,14–37 ; ср. 3Цар. 19,16.17 ) и окончила его убийством царя Захарии ( 4Цар. 15,8–10 ). 1 лук Израилев. Военная сила Израиля ( Быт. 49,24 ; 3Цар. 2,4 ; Иез. 39,3 ; ср. Иер. 49,35 ) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Священное Писание порицает Ахаза, так как он поддался влиянию восточных культов. Сообщение Священного Писания о том, что Ахаз «провел своего сына через огонь» (согласно толкованию некоторых, принес его в жертву всесожжения идолам) по мерзким обычаям других народов ( 4Цар. 16, 3 ), подтвердилось находками археологов, согласно которым бог Молох (Мулюк, или Малик) широко почитался в странах к востоку от Палестины. 353 Существование богини Адрамелех, о которой говорится в Ветхом Завете ( 4Цар. 17, 31 ), в настоящее время также нашло подтверждение у археологов. Адрамелех, по свидетельству ученых, почиталась в Сирии как Адад–Милки народами, которые жили к востоку от Палестины и которые ассирийцами поселены были в Самарии после изгнания израильтян. Кроме того, согласно археологическим находкам на севере Месопотамии мы имеем сведения о человеческих жертвоприношениях богу Ададу. Эти данные относятся к Х–И вв. до Р. X. Археолог Томпсон, изучив эти факты, написал: «Если мы точнее хотим понять религиозные обряды Ахаза, то должны обратить внимание на эти открытия археологов». 354   Царь Езекия   Великий пророк Исаия сообщает, что в его время в Иудее правили Озия (или Азария), Иоафам, Ахаз и Езекия ( Ис. 1,1 ). Это большой промежуток времени – более сорока лет. Возможность иметь влияние при царском дворе представилась Исайе после смерти Ахаза, когда царем стал сын Ахаза Езекия. О периоде его царствования к настоящему времени накопился богатый археологический материал. Исаия бичевал высокомерие и алчность богатых, угнетавших народ ( Ис. 3,14–15 ), клеймил тщеславие и распущенность женщин Иерусалима того времени. Он осуждал их кокетство и вызывающую походку, их золотые головные украшения, полные благовоний сосуды и чрезмерную заботу о своем лице ( Ис. 3, 16–24 ), которое выражалось в подкрашивании губ и бровей (и сейчас женщины делают это с большим искусством). Американский археолог М. Дж. Кайл, описывая раскопки в Кариаф–Зефере (производились в 1926–1932 гг.), сделал следующее замечание: «Хотя женщины времен Исаии называли свою косметику (кремы для лица, благовония и т. д.) иначе, чем современные, все же их мода и взгляды на одежду и макияж похожи на крайности в одежде и макияже наших современниц. Редко бывали дни, когда во время раскопок Иерусалима последних лет существования Иудейского царства археологи не находили украшений и особенно косметики этих тщеславных женщин». 355

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Хр., а его преемник Асурбанипал с 668 по 626 год, то по свящ. ветхозаветным книгам Манасия, преемник Езекии, вступил на иудейский престол в 23 году после падения Самарии, следовательно, в 699 году, и царствовал 55 лет ( 4Цар.21:1 ; 2Пар.33:1 ), следовательно, до 649 года включительно 4 . 3. Политическое состояние царства иудейского, его отношение к соседям и религиозно-нравственное состояние народа иудейского во время Исаии Начало продолжительной пророческой деятельности Исаии относится ко времени, когда в царствование Озии и Иоафама – царство Иудейское проявило значительную силу в отношениях к соседям. Сильно укрепив свою столицу и умножив средства её обороны, Озия завёл и хорошо вооружил многочисленное войско, с которым успешно воевал против соседей: на юге «имя его дошло до границ Египта» ( 2Пар.26:8 ) и до Чермного моря, на берегу которого (у Эланитского залива) он овладел Элафом, значительной торговой гаванью ( 4Цар.14:22 ; 2Пар.26:2 ); на западе, овладев Филистимской страной, «построил в ней города» для занятия их преданными ему людьми, по преимуществу – вероятно – военными, и для поддержания чрез них покорности в покорённой стране ( 2Пар.26:6 ); на востоке ему давали дань аммонитяне и побеждены были им некоторые арабские народности ( 2Пар.26:7–8 ). Внешнее усиление государства сопровождалось увеличением в народе внутреннего довольства и богатства, которые однако привели многих к роскоши, между тем как успехи оружия вызвали в народе самомнение и гордость. В религиозном отношении сам царь «делал угодное в очах Господних», но не разрушил высот – противозаконных мест богослужения, на которых народ совершал жертвы и курения Господу ( 4Цар.15:3–4 ). При Иоафаме внутренние дела Иудеи шли по направлению, принятому ими при Озии. И во внешних сношениях с соседями Иоафам начал подражанием политике его отца: аммонитяне, вероятно пытавшиеся освободить себя от обязанности платить дань иудейскому царю, были принуждены в исполнение этой обязанности силой оружия ( 2Пар.27:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

При этом же последнем Сеннахерим потому и пошёл на Иудею, что преемник Ахаза отказался выполнять обязательство своего предшественника. Пророк не отделяет друг от друга двух событий, стоящих между собой в такой тесной связи, хотя и не близких одно к другому по времени. Глава VI Содержит в себе повествование о видении, которое видел пророк Исаия и в котором он, дотоле сознававший себя слабым и нечистым, получает от Бога силы и очищение и посылается к народу иудейскому засвидетельствовать ему о его упорно безнравственном образе жизни, неизбежно ведущем его отечественную страну к опустошению, а жителей её – к выселению в чужие земли, после чего однако не перестанет существовать «святое семя» народа, имеющее послужить началом нового размножения и возвеличения того последнего. Это видение, судя по его содержанию, служило для Исаии уполномочиванием его к пророческой деятельности, к служению в качестве Божия посланника или провозвестника воли Божией между людьми; кратко сказать, в этом видении Исаия был призван к пророческому служению. По ст. 1, это было «в год смерти царя Озии», т. е. не ранее 742 г. до Р. Хр., так как – по ассирийским памятникам клинообразного письма – этот Озия, иначе называемый Азарией, принимал участие в союзе сирийских городов, восставших против Феглаффелласара, ассирийского царя (Е. Schrader, Die Keilinschriften und das Alte Testament, 2 Aufl. Giessen 1883 г., стр. 223 и сл.); a борьба этого последнего с сирийцами и их союзником Азарией, по ассирийскому списку эпонимов (см. там же, стр. 474), имела место в 4–6 гг. царствования Феглаффелласара, т. е. в 742–740 г. до Р. Хр. Этот год смерти царя Озии был уже не первым годом царствования его преемника, Иоафама. По 2Пар.26:21 Иоафам начал «управлять народом страны» ещё при жизни отца его Озии, после того как последний поражён был проказой. Для определения продолжительности царствования Иоафама до смерти его отца может служить свидетельство 4Цар.15:30 , по которому последний израильский царь Осия воцарился в 20-м году Иоафама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Если же проставить пророков в хронологическом порядке, то получится следующий список, состоящий из трех отделов: допленные пророки, времени пленения и послепленные. 12. Хронологическая таблица пророков – писателей 1. Довавилонский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время 793–753 до Р.Х. Иеровоам II (793–753) 770–750 до Р.Х. Иеровоам II, Озия 760–725 до Р.Х. Иеровоам II, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–690 до Р.Х. Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–695 до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Софония 639–621 до Р.Х. 621–612 до Р.Х. 2. Вавилонский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время Иеремия 625–586 до Р.Х. Иосия, Иоаким, Седекия Аввакум 608–597 до Р.Х. Около 586 до Р.Х. Иезекеиль 592–571 до Р.Х. В Валилонии Даниил 597–539 до Р.Х. В Вавилонии до 3-го года Кира 3. Персидский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время 520 до Р.Х. Дарий Гистасп Захария 520–515 до Р.Х. 500–450 до Р.Х. Малахия 460–430 до Р.Х. 13. Книга пророка Исайи Сведения о жизни и исторические события во время его служения Исаия (с евр. «спасение Иеговы», «блаженство Иеговы») родился пророк около 765 г. до Р.Х. Исайя был сыном Амоса, (но не пророка Амоса, который был незнатного рода пастухом и имя которого имело иное написание, переводившееся с еврейского как «народ отверженный»). Пророк Исайя происходил из аристократического сословия, даже более – царского рода. Иудейское предание говорит, что Амос, отец Исайи, был братом царя Амасии, и, следовательно, сыном царя Иоаса (иудейского). На пророческое служение Исайя был призван в юном возрасте в годы правления царя Озии. О призвании говорится в 6 главе. Исайя видел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, воспевающими Его славу. Исаия исповедует свою греховность, но очищается от нее одним из Серафимов, прикоснувшимся к его устам горящим углем от жертвенника Господня. После этого Исайя ревностно откликается на зов Божий и получает повеление идти и благовествовать народам волю Божию. Пророчествовал Исайя в Иерусалиме, используя все 3 способа передачи откровения народу: устную проповедь, письменные послания и символические действия (ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) ( Ис.20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Осия, убийца Факея, был последним царем израильским. В девятый год его царствования, Салманассар, царь ассирийский, которому он покорился, но изменил, заключил его в оковы; после трехлетней осады взял Самарию и отвел за Евфрат большую часть народа израильского. Иоафам, одиннадцатый царь иудейский В Иудеи, после смерти Озии прокаженного, Иоафам к прежней царской власти получил наименование царя. Он подражал добрым качествам отца своего и уберег себя от его ошибки 631 . Восстановил некоторые части храма 632 . Укрепил несколько городов. Усмирив аммонитян, наложил на них новую дань. Но так как он не разрушил высот, то Бог нарушил его спокойствие через Раассона, царя сирского и Факея израильского. Царствовал шестнадцать лет. Ахаз, двенадцатый царь иудейский Ахаз, сын Иоафама, с престолом отца своего не наследовал его благочестия. Он воздвиг идолов Ваала, сжигал детей своих в жертву Молоху в долине Енном 633 . Но наказание как бы ожидало уже сих преступлений: Раассон и Факей, которые вознесли руку на Иоафама, поразили Ахаза. В один день израильтяне истребили 120.000 иудейских войнов и взяли в плен 200.000 жен и детей, которые, впрочем, возвращены из Самарии, по совету Пророка Одида. Идумеи и филистимляне, пользуясь унижением иудеев, также делали на них нападения, занимали их города, уводили пленных. Ахаз, особенно страшась сирийцев и израильтян, старался купить себе покровительство ассирийского царя и, закрыв храм истинного Бога, молился богам сирским. Но Раассон и Факей желая, может быть, предупредить угрожающий им союз, согласились дать иудеям нового царя. В сие время Пророк Исаия обнадежил отчаянного Ахаза безопасностью от сих врагов, предсказав, между тем, падение как израильского 634 , так и иудейского царства. Вскоре царь ассирийский убил Раассона, переселил сириан и часть израильтян, однако, был в тягость и самому Ахазу. Сей, находя в наказаниях своих только случаи к новым заблуждениям, когда пришел к Фелгаффелласару для засвидетельствования своей покорности в Дамаск, и, увидев там некоторый жертвенник, тотчас послал с него чертеж к Урии, первосвященнику, для создания подобного в Иерусалиме, который после и поставлен на месте жертвенника Соломона. Езекия, тринадцатый царь иудейский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Первая часть представляет: А) время, в которое дано Пророку откровение (ст. 1); Б) символическое видение славы Бога Изралева (ст. 1–4). А) Время видения Ст. 1. В ход смерти царя Озии. В царствование Озии многие пороки вкрались в народ Иудейский, как-то: склонность к обычаям язычников и к волхвованию ( Ис.2:7, 8 ), каждение на высотах ( 4Цар 15:35 ) и другие беззакония ( 2Пар.7:1, 8:1, 9:1, 27:2 ) Благочестивые из Иудеев вместе с Пророками ожидали, что новый царь Иоафам восстановит чистоту истинного Богослужения. Но Иоафам, подобно предшественникам своим, мало внимания обращал на это. Бог, для утешения благочестивых и для укрепления их в вере, в начале нового царствования, открытого с пышностью и великолепием, открыл Пророку славу истинного Царя Израилева, к Которому одному должны устремляться все надежды, свойственные Иудеям. Б) В самом видении Пророка представляется: а) Вид откровения и б) Предмет видения а) Вид откровения Ст. 1. Видел я Господа. Это видение принадлежит к образу видений символических, когда Пророк, находясь в бодрственном состоянии, при бездействии внешних чувств, приходил в Божественное восхищение. Святый Дух это явление с такою ясностью представил в воображении Пророка, что он все происходившее видел как бы телесными глазами. б) Предмет видения излагается в трех членах Первый член: видение славы Царя, Бога Видел я Господа, сидящаго на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Здесь представляется: 1) Бог явившийся, 2) место явления, от которого заимствованы символы этого видения. 1) Пророк видел не самую сущность Бога, Которого никто никогда не видел в Его существе и Который живет во свете неприступном (Иоанн. 1, 18. 1Тим. 6, 16 ), а только символ славы Триипостасного Бога. 2) Символы видения взяты от храма. Господ представлялся Пророку сидящим во Святом Святых, на престоле, который, как Кивот Завета, был осеняем Серафимами. Края царской порфиры, широкой, длинной (см. Иез.1:27, 8:2 , Дан.7:9, 10:5, 6 ), простирались по святилищу. Следовательно, завесы, отделяющей Святое Святых от святилища, в видении не представлялось. Член второй: вид Серафимов, прославляющих Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010