Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви , документ, принятый 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности в период с 29 января по 1 октября 2010 года; 16 декабря 2010 года проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии. Проект был переработан редакционной комиссией под председательством патриарха в ее заседаниях 25-27 января 2011 года с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии. Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29 января 2011 года под председательством патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Священный Синод в своем заседании от 31 января 2011 года определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора. 4 февраля 2011 года Освященный Архиерейский Собор, внеся поправки, принял документ. Полный текст : 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

http://drevo-info.ru/articles/25731.html

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года 7 июня 2008 г. 08:00 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Кор. 4, 5-6) Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно. Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Закрыть Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Ко дню памяти († 5.02.2006) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)   22:00 04.02.2023 3669 Время на чтение 12 минут Во имя Отца и Сына и Святого Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр. 6, 9-10, 11). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах объявили: " Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников " . Они не знали о себе, но Дух Святой, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его " годиной лютой " . И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее - непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя - Великого равноапостольного князя Владимира - и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? " ...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое... " (Лк. 21, 12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период - за семьдесят лет - земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/04/...

И таких вопросов немало. В зависимости от решения вопроса о роли и месте Церкви в системе социально-экономических отношений может измениться все хозяйственное развитие Церкви и пойти либо по пути корпоративной самозамкнутости (клерикализма), сдобренной скрытым предпринимательством, либо по пути социального служения всему народу (верующему и неверующему). 1.3. О содержании «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» Документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, именуется – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Как только его тема была публично заявлена до соборных деяний, он сразу стал камнем преткновения и поводом для соблазна, как среди чужих, так и среди своих. Известные протоиереи устно и печатно стали говорить о ненужности такого документа. Но о таких уже сказано: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» ( 1Тим.6:3–4 ). Гражданская Конституция – краткий документ, но обнимает собою все гражданское законодательство, так и Концепция текстуально кратка, но весьма широка по тематике и обнимает все области жизнедеятельности, где должен быть слышен голос Благовестия. Перечень разделов Социальной Концепции таков: 1 . Основные богословские положения 2 . Церковь и нация 3 . Церковь и государство 4 . Христианская этика и светское право 5 . Церковь и политика 6 . Труд и его плоды 7 . Собственность 8 . Война и мир 9 . Преступность, наказание, исправление 10 . Вопросы личной, семейной и общественной нравственности 11 . Здоровье личности и народа 12 . Проблемы биоэтики 13 . Церковь и проблемы экологии 14 . Светские наука, культура, образование 15 . Церковь и светские средства массовой информации 16 . Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма. Этот документ надолго займет умы своих интерпретаторов, меня же восхищает его примирительная сущность. Церковь заботливо собрала воедино группу единых во Христе верных, но разных по человечеству ревнителей церковности. Бездна людских мнений отражалась в группе разработчиков как зеркале, но ... «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким же образом, самое лучшее в русской православной церкви за границей всегда сопротивлялось " левому " и " правому " , оставаясь церковью, выше человеческой политики и национализма. Как таковое, самое лучшее в РПЦЗ всегда было мессианским. Обязанностью РПЦЗ является нести во все концы мира послание церкви, новомучеников и исповедников русских земель, которые, в свою очередь, подтверждают послание древних мучеников и исповедников европейских земель - святых первого тысячелетия. Так второе тысячелетие подтверждает первое, чтобы противостоять третьему. Сегодняшний Восток подтверждает вчерашний Запад, чтобы противостоять атеистическому завтра. На втором всезарубежном соборе русской православной церкви за границей в 1938 году, когда впервые был поднят вопрос о канонизации царственных мучеников, святитель Иоанн Шанхайский сказал: " Русским за границей было даровано сиять светом православия по всему миру, чтобы другие народы, видя их благие дела, могли прославить нашего Отца, сущего на Небесах, и таким образом русские получат спасение " . Возможно, святитель Иоанн имел в виду слова апостола Луки: " Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово " (Деян. 8, 4). Позднее он также предсказывал: " Православие возродится на Западе. Православие будет в Великобритании и Ирландии, во Франции и Германии, в Голландии и Испании и в Америке тоже. Святое православие будет у каждого народа и на всех языках. Это обязанность, возложенная на нашу русскую иммиграцию для нашего покаяния " . В своем окружном послании в 1953 году митрополит Анастасий продолжил слова святителя Иоанна, объявив: " Господь допустил православным быть рассеянными по всему миру, чтобы провозгласить Истинную православную веру всем народам и подготовить мир ко второму пришествию Христову " . Будущее русской церкви за границей - в продолжении выполнения великой задачи, которое было так жестоко прервано в 1917 году. Сейчас, в начале процесса воскресения, русская церковь в России тоже начала выполнение этой задачи, спустя десятилетия, когда она могла лишь выживать. Теперь мы вместе, наши силы удвоились в возросшей русской православной церкви за границей, продолжение великой задачи и миссии, воплощение децентрализованной святой Руси во всем мире, распространение по всему миру подлинного, чистого русского православия, вера святого Серафима Саровского, вера святого Иоанна Кронштадского, вера новомучеников, вера святой Матроны - Матронушки, вера святого Иоанна Шанхайского, а не увядшая вера поверхностных академиков и находящихся под влиянием протестантизма, идущих на компромиссы псевдоправославных модернистов - это вера всей нашей церкви, действующая как камни лестницы, на которую может подняться все человечество. " Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах " (Лк. 24, 46-47).

http://pravoslavie.ru/53825.html

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели (сотрудники профильных епархиальных отделов, благочинные округов, настоятели приходов и др.), преподаватели, читающие смежные дисциплины, и т. п. 8.5. Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением. Выпускная квалификационная работа выпускника представляет собой богословски грамотную практическую разработку в области миссионерского служения (например, исследование миссионерского поля, проект миссионерского мероприятия или издания). Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 2 октября 2013 г., журнал 102) См. раздел 11.5.1Б, с. 235. 62 В настоящей Концепции для обозначения Единой Святой Соборной и Апо­стольской Церкви применяются как равнозначные термины «Вселенская Православ­ная Церковь », «Православная Церковь», «Церковь». Эти же термины используются в Концепции только для обозначения Русской Православной Церкви применительно к территории ее пастырской ответственности. 63 Церковная рецепция (от лат. receptio – принятие) культуры – согласование средств и методов миссионерства со спецификой разных культур, традиций и обыча­ев. Православие рассматривает культуру как «социальную природу» человека. Сто­ит миссионерская стратегическая задача переосмысления, преображения культуры народа для ее воцерковления, создания национально-церковной культуры и социо­культурной среды во всем обществе: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобре­сти Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как не­мощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть участником его» ( 1Кор. 9:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

К предстоящему Архиерейскому Собору. Путь Русской Зарубежной Церкви – путь духовной свободы Немного уже остается времени до созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который назначен на 1730 сентября с. г. Перед лицом этого важного в жизни нашей Церкви события, дадим себе ясный отчет в том, почему мы так дорожим нашей Русской Зарубежной Церковью и в чем видим несомненную правоту ее пути? Наша Русская Зарубежная Церковь дорога нам тем, что среди общего, поработившего почти весь мир духовного мрака, она ставит своей главной задачей  сохранение полной духовной свободы от безбожных и антихристианских сил. Божественный Основатель Церкви – Господь Иисус Христос Своею крестною смертью и преславным Воскресением из мертвых  освободил  человечество от власти диавола, и с тех пор духовная свобода сделалась неотъемлемой принадлежностью христианства – истинной  Церкви Христовой. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»   ( Галат. 5, 1 ) – увещевает христиан Св. Апостол Павел. «К свободе призваны вы, братие»,  говорит он дальше:  «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»   ( Гал. 5, 13 ). Эта христианская свобода неразрывно связана с  истиной,  неотделима от нее и ею именно обуславливается. «Познаете истину»,  так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «и истина сделает вас свободными»   ( Иоан. 8, 32 ).  «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»   ( Иоан. 8, 36 ). Там, где нет истины, – где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы. Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать  вне религии,  должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это – все равно, что сказать: частная жизнь человека – сама по себе, а общественная и государственная – сама по себе. Источник, из которого проистекает эта и подобного рода ложь, искусно прикрываемая разными благовидностями, для нас ясен. Кому, как не врагу человеческого спасения, важно  обезбожить  общественную и государственную жизнь людей, дабы через это создать условия, благоприятствующие обезбожению и каждой человеческой личности в отдельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Крайне неудачна, на мой взгляд, следующая фраза синодального заявления: «призываем всех верных чад Русской Православной Церкви усилить молитвы о своих страждущих собратьях на Украине». Здесь как бы подспудно разделяются «чада Русской Православной Церкви» и «собратья на Украине». Разве эти собратья уже не являются чадами Русской Православной Церкви?! Что уж говорить о том, что в заявлении Синода не содержится собственно слов ободрения и утешения для самих верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Разительно контрастируют с таким подходом слова Господа нашего Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 18, 20). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16: 18). «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 10-12). Патриаршая идея всеправославного собора или хотя бы совещания для решения украинского вопроса вообще отсутствует в решениях Синода, не говоря уже об осуждении ересей и заблуждений Фанара. Из других решений Синода я бы отметил (и поддержал!) учреждение четырёх епархий в составе недавно образованного Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии: Сингапурской, Корейской, Таиландской, Филиппинско-Вьетнамской. Это решение является плодом успехов православной миссии и наверняка приведёт к её дальнейшему развитию. Кроме того, это - «асимметричное» давление на Константинопольский Патриархат, считающий едва ли не большую часть мира своей «канонической территорией». Особенно ощутимо в этом отношении решение по Корее, где действует относительно многочисленная митрополия Константинополя, тогда как у Русской Церкви - всего лишь две общины РПЦЗ в Южной Корее и посольский храм в КНДР. Ещё год назад такое решение со стороны РПЦ было бы очевидно неверным, однако сегодня сам Фанар, вычёркивая себя из канонического пространства, даёт основания для таких действий.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/27/ch...

Русские святые — люди Пасхи Изучая их и обращаясь к ним, мы вглядываемся в себя 18 июня, 2017 Изучая их и обращаясь к ним, мы вглядываемся в себя В чем особенность и уникальность русской святости, как ее увидеть, и зачем выделять ее из общего сонма святых — размышляет священник Константин Камышанов. Лицо Русской Церкви — ее святые Церкви, как и народы имеют свое лицо. Народ влияет на свою церковь, а церковь влияет на народ и его историю. Например, Бог, устами своих пророков обращается  к целым народам. А устами апостолов — к разным церквям. Вспомним послания апостола Павла к коринфянам, иудеям или галатам. Или можно вспомнить послания апостола Иоанна к Ангелам церквей: И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Здесь Иоанн пишет не только предстоятелю общины, но и через него — всей его церкви. Лицо Русской Церкви — ее святые. В чем особенность и уникальность русской святости, и почему они нарочно выделены из сонма других святых? Ведь, в Боге нет ни эллина, ни иудея. Зачем привлекать внимание на то, что разъединяет людей, а не на то, что связывает? В этом нет противоречия. У отца все дети разные, и это не значит того, что кто-то хуже или лучше. Они разные, и в каждом из них, по особенному,  преломляется любовь к отцу. Было бы даже плохо, если бы все цветы на лугу были одного сорта, как на фермерском лугу. Каждый народ, как единое духовное целое, имеет свой особенный религиозный темперамент и свою особенную манеру богопознания. Например, особенность древнего иудейского богопознания была такова, что Бог являлся этому народу не в кабинетной тишине, не на троне, а среди простых людей или детей священников. Царь и пророк Давид вообще был пастухом. И Христос явился не ученым, не политикам, не богатым, не руководителям, а простым и малограмотным рыбакам и селянам. И русская святость родилась и расцвела не среди тонких учений о фаворском свете Афона, не в тишине пустынь, подобных святым египетским пустыням. Не в молитвенном напряжении подобному духовному исканию Афин и Константинополя. Не в громе пророчеств.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-lyudi...

Человек несет ответственность за последствия греха, поскольку его выбор в пользу зла пагубно влияет на ближних и на все Божие творение. Согласно своему достоинству, человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение добра и научение добру, а не злу: Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном ( Мф. 5:19 ). II.21.4. Вопросы социальной политики О необходимости заботиться о бедных (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 г., обращение «Ко всем ближним и дальним», абз. 2,5) Мы обращаемся к пастырям. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду ( 1Пет. 5:2–3 ). Сегодня люди, особенно молодежь, требуют сугубо ревностного, сугубо тщательного душепопечения. Церковь наша материально слаба, как и народ наш. Она стала Церковью бедных. Но памятуйте, что сила Божия в немощи совершается, и исцеляйте греховные раны людей, возводя их к совершенству и отдавая самих себя без остатка. Другое наше слово к «власть предержащим» – о людях, которые с тревогой думают сегодня о хлебе насущном. Сироты и инвалиды, пожилые люди и многодетные семьи, безработные и те, кто покинул обжитые места не по своей воле, должны быть окружены заботой. Ведь их страдания – это страдания всего народа, в котором, как и в теле человеческом, страдает ли один член, страдают с ним все члены ( 1Кор. 12:26 ). Не надо забывать, что попечение о сирых и убогих – это первейший долг общества, мера достоинства и нравственного здоровья нации. Государство не должно бросать на произвол судьбы граждан своих. Иначе горькая чаша страданий неизбежно прольется на всех нас. О недопустимости совершения экономических и социальных преобразований ценой ущерба для жизни, здоровья и достоинства людей (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г., определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время», п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010