Киев. 1902 года 3 августа     Предмет сочинения и источники Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя ( Еккл. 2:23 ). Человек ученый знает много, и многоопытный выскажет знание. Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание. Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. Много раз был я в опасности смерти, и спасался при помощи опыта ( Сир. 34:9–12 ) Редкая человеческая жизнь бывает исполнена стольких беспокойств, треволнений и превратностей, сколько их видел преосв.  Кирилл Наумов . Уже одно это делает интересным ближайшее знакомство с жизнью и деятельностью его. Но биография преосв. Кирилла представляет еще больший интерес в другом отношении. Около 7 лет прожил этот архипастырь на православном Востоке в качестве настоятеля русской православной миссии в Святом граде. Эти 7 лет были временем непрерывной, отчаянной, большею частию скрытной борьбы преосв. Кирилла с самыми разнообразными препятствиями и недоброжелателями. Не говоря уже о протестантах и латинянах, прочно водворившихся во Святом граде до прибытия сюда преосв. Кирилла и старавшихся всеми мерами вредить делу православия, против пребывания в Иерусалиме русского епископа, имевшего руководить русских паломников в Св. земле и защищать их от всякого обмана и притеснения, были даже и некоторые православные. Таким образом, молодой русский епископ, кабинетный ученый и неискушенный в практической жизни, неожиданно, без всякой предварительной подготовки, попал в водоворот всяких интриг, козней и дипломатической борьбы. С полною верою в правоту того дела, защищать и отстаивать которое он был прислан, вступил преосв. Кирилл в решительную борьбу с недоброжелателями и, оставленный без всякой поддержки в критический момент, пал, быть может, и не без собственной вины, жертвою этой борьбы. Отозванный из Иерусалима, преосв. Кирилл, бесспорно даровитый и ученый человек, должен был поселиться в одном из монастырей Казанской епархии, и там окончил свое немноголетнее, но многотрудное и скорбное житие в полном забвении. Однако же жертва была принесена Россией в лице преосв. Кирилла не напрасно и не бесплодно. Прежде чем пасть, преосв. Кирилл успел твердо и прочно поставить русское знамя у самого гроба Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

В то же время сегодня для нас князь Владимир — это не только историческая личность и почитаемый Церковью святой. В нынешнюю эпоху мнимых и реальных разделений и противостояний, которую переживает историческая Русь, сам его образ глубоко символичен: он объединяет народы, культуры, государства, местные традиции, потому что образ Владимира Святого, прежде всего, напоминает о его судьбоносном деянии — Крещении Руси. Владимирово наследие — фактор единения. Любые попытки присвоить это наследие или раздробить на части противоречат его существу. Ибо главное наследие князя Владимира — вера Христова, свет которой воссиял на Руси. Апостол Павел увещевал римских христиан: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:17). Путь к преодолению разделений среди нынешних наследников равноапостольного Владимира — православных христиан в разных странах канонической ответственности Русской Православной Церкви — лежит через обращение к общему и единому духовному истоку: к событию принятия христианства Древней Русью. Говоря о значении этого события для русской истории в целом, следует выделить несколько аспектов. Перед Своим Вознесением от земли Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам и апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16). Евангелист Марк завершает свое повествование словами: «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16:20). Мы именуем равноапостольными тех святых, которые совершали апостольскую миссию в более поздние времена, отдаленные от раннехристианской эпохи. Святой князь Владимир совершил эту миссию, когда, приняв Святое Крещение сам, стал «свидетелем Христовым» среди своего народа — буквально «на краю земли», по слову Деяний Апостольских (Деян. 1:8). В его время Русь, действительно, была краем христианской ойкумены, но с принятием христианства эта ойкумена расширилась и включила в себя новые обширные земли и живущие на них народы.

http://patriarchia.ru/db/text/4276036.ht...

Русские православные самодержцы являются единственными в мире независимыми правящими православными монархами и ктиторами Православного Востока, находящегося под мусульманским игом. И, конечно же, для духовно-нравственного самодержавного стержня, для жизни Церкви весьма органично было иметь празднование Собора Русских святых. Но, как известно, произошло далее в истории усиление смуты, разрыв великого русского народа на разные княжества, иногда враждующие между собою. Следующая попытка введения этого праздника в РПЦ предпринималась при Патриархе Никоне. Он как идеолог соединения Великороссии с Малороссией стремился, чтобы празднование Киево-Печерских и Московских святых выпадало в один день! Свержение патриарха остановило воплощение этих идей на долгий период. Эта идея забылась. И только в 1918 году на Соборе РПЦ эта идея нашла воплощение. Кровавые многомиллионные жертвы безбожного режима, а далее чудесное спасение Руси в период ВОВ от фашистской орды с помощью покровительства Матери Божьей (откровение митрополиту Илии Гор Ливанских) вновь возвратило народ к Церкви. В 1946 году было восстановлено торжественное празднование «Собора всех святых в земле Российской просиявших» – вторая неделя после Троицы. Говоря о происхождении русской православной цивилизации и возникновении празднования «Собора всех святых в земле Российской просиявших», нужно отметить, что это не только каноническая территория Русской Церкви от Закарпатской Руси (Пудкарпатская Русь на местном наречии) до Приморской Руси (Владивостока), от Севера – Поморской (Голубой) Руси до древней Тавриды (Крыма) и Кавказа, но и в первую очередь это духовный и метафизический феномен – Святая Русь – Цивилизация Христа. Это нравственный идеал христианина. По словам апостола Павла: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:23-24)

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/23/na...

Почему антирусские силы и христоненавистники пытаются этого добиться? Дело в том, что «цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских сил. Грозен глагол Божий, предостерегающий дерзких и неразумных: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15). Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознаёт, наконец, свою ошибку. В начале 17 столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке - на исходе уже восьмое десятилетие смуты...» (Митр. Иоанн. Очерки.., с. 39). Продлить время смуты, втянув в неё новые поколения русских людей, укрепить их в мысли о невозможности и ненужности возврата к традициям монархического самодержавного устройства Российского государства и сохранить таким путём богоборческую власть и далее - вот в чём заключается задача рода бесовского. Ведь отвержение, убийство и непротивление убийству Помазанника Божия являет собой оскорбление Бога, установившего сей священный обряд помазания на царство ещё во времена Ветхого Завета. Сам Господь избирает Помазанников Своих, Сам, через угодников Божьих ставит их над народами и Сам помазывает их на царство. «Итак, слушайте, цари, и разумейте... От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытывает намерения» (Прём. 6:1, 6:3). В Первой книге Царств повествуется о том, что начиная с Царя Саула обряд помазания, который совершался ранее только над священнослужителями, теперь совершается и над государями. «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним...]» (1 Цар. 10:1). Перенесённый через тысячелетия на русскую почву обряд помазания на царство проводился при коронации Русского Монарха Русской Православной Церковью. Таким образом, с одной стороны, говоря современным языком, происходила легитимация Наследника как представителя царственного рода, получившего свою власть от Бога. С другой стороны, в Таинстве миропомазания вновь подтверждалась и закреплялась полнота симфонии властей. Несомненно, что мистическую природу богоборческого акта по отвержению Помазанника Божия, Его убийству и непротивлению Его убийству понимают те, кто убил Царя, и отец которых, по словам Спасителя, был дьявол (Ин. 8:44).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

С особенной силой, экспрессией, наглядностью выражается боль, пронизывающая собой каждую строку Плача; метафоры, ее выражающие, — натуралистичны, «телесны». При внимательном чтении они ощущаются и переживаются «как свои», как конкретные, реальные, физическое муки «моего тела»: Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц (Плач 2 :11); изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа (Плач 2 :19); измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою (Плач 3 :4–5); Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им (Плач 4 :4). Однако именно потому, что Бог «Авраама, Исаака и Иакова» — Живой Бог, видящий сердца и дела иудеев, в Плаче, сквозь горестную пелену боли и сокрушения, постоянно просвечивается робкая, а иногда и страстная надежда на то, что Господь не до конца оставил иудеев, что Он, увидев глубокое раскаяние, избавит их от пленения и позволит им восстановить разрушенный храм и Иерусалим: Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле (Плач 5 :21). Так в конце концов и случилось: через 70 лет иудеям позволили вернуться в Иерусалим и восстановить разрушенный Навуходоносором храм. Мировой плач Плач Иеремии стал камертоном скорби, вневременным образцом лирического плача. Многие последующие поколения обращались к этому тексту в эпохи страшных катастроф и бедствий. Отталкиваясь от его поэтики, ритмики, образов, они создавали собственные горестные песни над пепелищами своих домов, над могилами родных и близких. Слове о погибели Русскои земли В русской православной литературной традиции известно сразу несколько плачей, текстологически перекликающихся с библейской книгой, — например, в «Слове о погибели Русской земли», которое посвящено трагедии монголо-татарского нашествия в XIII веке, или же в «Повести о нашествии Тохтамыша», написанной по случаю страшного разорения Москвы в 1382 году полчищами хана Золотой Орды. Автор этого текста, как и пророк Иеремия, видит в бедствиях, обрушившихся на город, Божье наказание за грехи людей: «Си вся приключишася на христианском род от поганых за грхы нашя».

http://foma.ru/sovershil-gospod-gnev-svo...

Из многочисленных сочинений великого страдальца истины Особенно драгоценен для православной церкви «ответ об исправлении книг» 231 . Доказав примерами, что в Славянские книги вошли многочисленные ошибки, и иные из них до того изменили точный вид подлинников, что выставляют словами своими мысли еретические, противные св. вере, св. Максим говорит: «что скажут на это те, которые так неосновательно клевещут на меня, называя меня растлителем св. писания и осуждая меня за оправдание своё? Порчу ли я книги, когда правильно поправляю не священный писания, а то, что в них составляет неодобрительную ошибку, допущенную по недоразумению, по недосмотру, по забывчивости древних переводчиков, или по невежеству и небрежности переводчиков? Пусть перестанут злословить ближнего, который трудится для славы Божьей и для пользы всякому рассудительному и правоверующему брату своему». Противники скажут: «ты делом своим наносишь оскорбление великим чудотворцам, давно прославившимся в Русской земле? Они с этими священными книгами угодили Богу и по смерти прославлены чудесами». Не я буду отвечать им, но пусть блаженный Павел вразумит их. Он говорит: «одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному – вера тем же Духом, одному дар исцелений тем же Духом, другому чудесные действия; иному пророчества, другому различение духов; одному дар языков, другому истолкование языков: всё же сие совершает один и тот же Дух, разделяя властью каждому, как Ему угодно» ( 1Кор.12:7–11 ). Ясно, что не даются одному все дарования духовные. И я исповедую, что по дарованию свыше прославлены в земле Русской св. чудотворцы, и что Богоносные отцы, как были прежде, так и ныне есть; и я поклоняюсь им, как истинным угодникам Божьим. Но они не приняли свыше ни дара языков различных, ни истолкования их. Потому не должно удивляться, если при их величии прошло мимо их разумения исправление описок, исправленных мною. Им, по их Апостольскому смирению, кротости и святости жизни, даны дары исцелений и чудес; другому же, хотя и грешен он больше всех, даны знание и толкование языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сирийская дидаскалия: Апостол. Уставы: Кн. 1 гл. 1 «Апостолы и пресвитеры всем уверовавшим из язычников в Господа Иисуса Христа, благодать вам и мир от Вседержителя Бога через Господа Нашего Иисуса Христа да умножатся в познании Его. Гл. 1: Насаждение Божие и святой виноградник Церкви, избранный из тех, которые уверовали в истину веры Своего Господа и чрез свою веру утвердили господство над миром, получили силу и причастие Святаго Духа и чрез Него возвысились и утвердились в вере, сущие братья... чистые и наученные от Бога Отца Иисуса Христа, получившие откровение от Бога и называющие Всемогущего Бога Отцом, наследники и братья Возлюбленнаго Сына Его, слушайте учение от Бога, вы, которые сделались провозвестниками учения Его и того, что из учения Спасителя Нашего написано. Насаждение Божие, кафолическая Церковь и виноградник Его избранный, уверовавнпе в незаблудное (πλαν) благочестие Его, как плод веры стяжавшие царство Его, получившие силу Его и причстие Святаго Духа, вооруженные о Господе и огражденные страхом Его, участники окропления Чистою и Невинною Кровию Христа, получившие право Вседержителя Бога называть Отцом. сонаследники и соучастники Возлюбленнаго Отрока Его: слушайте священное учение вы – по повелению Спасителя крепко держащие обетование Его, согласное с славными вещаниями Его» . Весьма характерное распространение сжатого сирийского изложения представляет следующее параллельное место в Апостольских Уставах. Сирийская дидаск.: Гл. 21 «И Иуда при шел с книжниками и старейшина- ми народа и предал Нашего Господа Иисуса. Но это случилось в среду, потому что мы уже во вторник вечером ели и вышли на Масличную гору, а в ночь взяли они Нашего Господа Иисуса и в следующий день, который был среда, Он оставался под стражею в доме первосвященника Каиафы, и в этот день вожди народа собрались и совещались о Нем. И опять на следующий день, который был четверг, привели они Его к наместнику Пилату, и Он оставался опять под стражею у Пилата в ночи, следовавшей за четвергом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Апост. Уставы: Кн. 5 гл. 14: „Ибо начали творить совет против Господа во второй день по субботе перваго месяца, который называется Ксантикус, а в третий день по субботе продолжалось обсуждение, а в четвертый определили вознести Его на крест. И Иуда, знавший это, но уже с давнего времени развратившийся, а тогда и от самого диавола возбужденный страстию любостяжания, ибо издавна имел порученный ему ковчежец и окрадывал бедных, однакоже от Господа, по Его долготерпению, не был отвержен. Но и когда мы ели с ним (Господь), хотя вразумить его и научить нас предведению Своему, говорит. истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. И когда каждый из нас говорил: не я ли? и Господь молчал, я, один из 12-ти, возлюбленный Им более всех прочих, вставши и припав на грудь Его, умолял сказать, – кто есть предающий Его. И не сказал нам прямо имени его Благий Господь, но два знамения предателя дал: первое, говоря: омочивый со Мною в солиле; второе: кому Я, обмакнув кусок подам. И когда он говорил: не я ли есмь, Учитель? не еказал Господь, что да, но только: ты сказал. И желая устрашить его при сем, сказал: горе человеку тому, им же Сын Человеческий предается, лучше было бы ему не родиться. И услышав это, вышед, сказал священникам: Что хочете мне дать, и я вам предам Его. Они же поставили ему тридцать сребренников. И когда мы в пятый день ели с Ним пасху и когда он обмакнул руку в солило и принял кусок и вышел ночью, – нам сказал Господь: наступил час, дабы вы рассеялись и оставили Меня одного. И когда все стали уверять Его, что не оставят Его, а я, Петр, обещал даже и умереть с Ним, Он сказал истинно говорю тебе, – прежде чем алектор возгласит, трижды отречешься, что не знаешь Меня. Предав же нам действительные тайны Честнго Тела Своего и Крови, вышел, а Иуда не сопутствовал с нами, на гору Масличную близ потока Кедрона, где был сад. И мы были вместе с Ним и воспели по обычаю. И отделившись от нас немного, Он молился Отцу, говоря: Отче мимо неси от Меня чашу, однако же не Моя да будет воля, но Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

К чему может привести такого рода искажение веры, говорит Евангелие: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придёт господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24: 48-51). Некоторые защитники протодиакона Андрея Кураева возражают: мол, можно верить в «многотысячелетний путь» и ждать каждую секунду Христа. Но зачем себя обманывать: это никак невозможно, ибо одно полностью исключает другое и требует совершенно иного «плана действий». Большинство проблем современного Православия связано именно с этим: многие православные перестали ждать Христа. Характерный пример на злобу дня – обвинение одного известного архипастыря в «разрушении общинной жизни епархии», что тиражируют сегодня противостоящие Православной Церкви СМИ и блогеры. Не буду утверждать, что проблемы нет: действительно, деятельность некоторых архиереев ориентирована в первую очередь на возведение храмов, для чего им и нужно «ужесточение финансовой дисциплины», а не на расцвет приходской жизни. Но не нужно при этом быть слепыми и в отношении священников, находящихся под их началом: довольно многие из них, особенно в больших городах, поддаваясь давлению мира, не прочь при удобном случае заняться «упрочением материального благополучия» в ущерб жизни того же прихода, не говоря уж о епархии. Причина всё та же: неверие в скорый приход Христа. А во что превращается при вере в «многотысячелетний путь» Откровение святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова? Ответ, думается, очевиден: лишь в «красивый литературный памятник», в объект филологических исследований. И чем по большому счёту вера в «многотысячелетний путь», в «предстоящие» «миллионы лет церковной истории» протодиакона Андрея Кураева отличается от веры ветхозаветных саддукеев? Во всяком случае, обвинения «православных либералов» части Русской Православной Церкви в «нездоровых апокалиптических настроениях» весьма показательно. Правда, оказалось, как это следует из «эсхатологической доктрины» Андрея Кураева, многие тысячи, а то и миллионы лет не может быть и «здоровых апокалиптических настроений», потому что мы «только-только выходим из манежика " православных империй " », только учимся «самостоятельно ходить своими ножками». Не здесь ли находится источник многих его, мягко говоря, странных взглядов на некоторые общепринятые в православной среде вещи?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/20/hr...

В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12-14). V. Признание церковного брака утратившим каноническую силу Брачный союз прекращается смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39). При жизни супругов их союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5:32; 19:9). Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов. В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы: а) отпадение одного из супругов от Православия; б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19:9) и противоестественные пороки; в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

http://patriarchia.ru/db/text/5075384.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010