– 1994 (1995). – Вып. 4. – С. 31–88; Айбабин А. И., Хайрединова Э.А. Новый комплекс с пальчатыми фибулами с некрополя у с. Лучистое//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 85–93, Айбабин А. И., Хайрединова Э.А. Ранние комплексы могильника у села Лучистое в Крыму//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 274–311; Хайрединова Э.А. Женский костюм с большими пряжками с христианской символикой из Юго-Западного Крыма//X сб. – 1999.– Вып. 10.– С. 334–348; Хайрединова Э.А. Женский костюм варваров Юго-Западного Крыма в V – первой половине VI вв.//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 53–118; Радочин В.Ю. Новые антропологические материалы из могильника у с. Лучистое//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 119–134; Хайрединова Э.А. Обувные наборы V–VII вв. из Юго-Западного Крыма//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 125–160; Радочин В. Ю. Антропологические материалы из погребений V-IX вв. могильника у с. Лучистое//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 161–171. 540 Яшаева Т. Ю., Оленина Е. Ф. Отчет экспедиции Херсонесского заповедника об охранных комплексных исследованиях на хоре Херсонеса в 1980 году//Архив НЗХТ. – Д. – А. 33–43; Яшаева Т.Ю. Отчет о раскопках средневекового храма на м. Безымянный в 1997 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–52 (однонефный храм X в. на Феоленте); Яшаева Т. Ю., СозникВ. В. Отчет о раскопках Гераклейской экспедиции Херсонесского Гос. историко-археологического заповедника. Ч. 3.1983//Архив НЗХТ. – Д. – 97 л.; Яшаева Т.Ю. Средневековые поселения ближней округи Херсонеса на Гераклейском полуострове//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье: Тезисы докл. междунар. конф. – Симферополь, 1994.– С. 79; Яшаева Т.Ю. Раннесредневековое поселение в предместье Херсона на Гераклейском полуострове//X сб. – 1999. – Вып. 10. – С. 349–358 (поселение VI–X вв. на правом берегу Камышовой бухты, на месте античного надела 542 Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поседения Юго-Западной Таврики//МИА. – 1970. – – С. 147; ср.: Якобсон A.A. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – Свердловск, 1973. – Сб. 10. – С. 131–138. 543 Ср.: Якобсон A.A. Отчет о раскопках средневекового сельского поселения близ села Гончарное. 1964 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–22; Якобсон А. А. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 59–145. 545 Романчук А. И., Шандровская В. С. Введение в византийскую археологию... – С. 25–42; Романчук А. И, Щеглов А. Н. Проблема культурного слоя в византийской археологии//ВВ. – 1998. – Т. 55 (80). – С. 178–183; Романчук А.И. Очерки. – С. 82–85. 546 Айналов Д.В. Докладная записка об исследовании Херсонеса, приложение к письму гр. Уваровой, пр. МАО НЗХТ. – Д. – А. 23 об. Читать далее Источник: С 65 Византийский Херсон (вторая половина VI — первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть I/Харьков—Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. — 600 с.: ил. — (Византия и ее окружение). ISBN 978-5-91244-077-9: ISBN 978-5-91244-080-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Герцен А.И. Книга К.С.Аксакова//Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 15. М., 1958. С. 128-129. Герцен А.И. Былое и думы. В 3-х т. Т. 2. М.: Худ. лит-ра, 1967. Константин (Зайцев), архим. Чудо русской истории. М.: НТЦ " Форум " , 2000. Костомаров Н.И. О значении исторических трудов Константина Аксакова по русской истории. Речь. СПб.: Русское слово, 1861. Ламанский В.И. Рец.: Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т.2. СПб., 1891//Живая Старина. 1890. Вып. 2. Отд. 3. С. 218-233. Линниченко И.А. Младший из старших славянофилов. Памяти К.С.Аксакова//Линниченко И.А. Речи и поминки. Сб. ст. по истории русской литературы и биографических воспоминаний. Одесса, 1914. С. 91-107. Московский литературный и учёный сборник. М.: Тип. А.Семена, 1846. Московский литературный и учёный сборник. М.: Тип. А.Семена, 1847. Московский литературный и учёный сборник. М.: Тип. А.Семена. 1852. Отсталый (В. Аскоченский). В Оптиной пустыне//Домашняя Беседа. 1861. Вып.4. С. 61-66. Павлов Н.М. Из переписки с Иваном Сергеевичем Аксаковым//Русский Архив. 1887. N 2. С. 469-494. Павлов Н.М. Детский сон К.С.Аксакова//Русский Архив. 1888. N3. С. 163-164. Павлов Н.М. Гоголь и славянофилы//Русский Архив. 1890. N1. С.139-159. Переписка Аксаковых с Н.С.Соханской (Кохановской)//Русское Обозрение. 1897. NN2-8. Переписка двух славянофилов. И.С.Аксаков и В.И.Ламанский//Русская мысль. 1916. N9. С. 1-32; N12. С. 85-114. Пирожкова Т.Ф. Славянофильская журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. Письма С.Т., К.С. и И.С.Аксаковых к И.С.Тургеневу. М.: Универ. тип., 1894. Пыпин А.Н. Константин Аксаков. 1817-1860//Вестник Европы. 1884. N3. С. 145-177; N4. С. 589-618. Пыпин А.Н. История русской этнографии. В 2-х т. Т.2. СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1891. Пыпин А.Н. Характеристики литературных мнений. От 20-х до 50-х годов. Исторические очерки. 4-е изд. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1909. Розанов В.В. Один из " стаи славной "http://Новое Время. 1915. 27 февр. (12 марта). N13996. Русская Беседа. 1856-1860. Русь. 1880-1886. Самарин Д. Поборник вселенской правды: Возражения В.С.Соловьеву на его отзыв о славянофилах 40 - 50-х годов. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1890.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/19/...

Закрыть «Прервалась поучительная, самоотверженная жизнь…» Ко дню памяти Анны Федоровны Аксаковой (1829-1889) 23.08.2010 551 Время на чтение 3 минуты Ко дню памяти (11/24 августа) Анны Федоровны Аксаковой (1829-1889) - старшей дочери Федора Ивановича Тютчева, жены Ивана Сергеевича Аксакова - мы впервые переиздаем воспоминания о ней Валерия Николаевича Лясковского (1858 - расстрелян в 1938), который «почти мальчиком» познакомился с И.С.Аксаковым, летом 1876 г . помогал ему разбирать корреспонденцию Славянского комитета. В.Н.Лясковский был и в теплых отношениях с А.Ф.Аксаковой (в архивах сохранились ее письма к нему), посещал аксаковские «пятницы», сотрудничал в газете И.С.Аксакова «Русь». Воспоминания В.Н.Лясковского написаны 17 октября 1889 г . в его небольшом имении Дмитровское-Истомино Орловской губернии. Валерий Николаевич служил тогда мировым судьей. По соседству находилось имение Киреевка (Киреевская слободка), известных славянофилов - братьев И.В. и П.В. Киреевских (умерших в 1856 г .), где жила вдова Ивана Васильевича - Наталья Петровна (рожд. Арбенева). В 1898 г . В.Н.Лясковский купил Киреевку, сохранил и разобрал архив Киреевских и написал первые биографии об основоположниках славянофильства (Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения//Русский архив. - 1896. - Кн.3- С. 337-510; Отд. изд.- М., 1897; Братья Киреевские. Жизнь и труды их. - СПб., 1899.- 99 с.). Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Валерий Лясковский. А.Ф. Аксакова//Русский Архив.- 1889.- Кн.3.- N12.- С. 499-500), подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина Александр Дмитриевич Каплин. + + + 11 августа нынешнего года в Сергиевом Посаде скончалась Анна Федоровна Аксакова. Прервалась поучительная, самоотверженная жизнь. Дочь Тютчева, унаследовавшая пламенную веру и трезвость мысли достопамятного отца своего, Анна Федоровна на всем пройденном ею жизненном пути явила редкий пример твердого, неуклонного исполнения долга и самозабвенного служения ближнему.

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/24/p...

В Чехословакии положение культурного слоя русской диаспоры имело существенное выгодное отличие от других стран. Этим отличием была обширная, солидно финансируемая правительственная программа поддержки образования и культуры эмиграции – знаменитая «Русская акция» президента Томаша Масарика (который сам был известным философом, знал отлично русскую мысль и был знаком со многими ее представителями). Н.О.Лосский пишет о ней: ««Русская акция» в Чехословакии была в течение лет десяти поставлена очень широко. Несколько тысяч русских молодых людей получили стипендии и поступили ... в различные высшие учебные заведения. Многие профессора, доценты, писатели, вообще, многие русские интеллигенты были обеспечены правильно выдаваемыми ежемесячными пособиями» . Число студенческих стипендий было вначале определено в 1000 (ежегодно) и увеличено затем до 2000. Организовано было изрядное число русских научно-учебных заведений – даже русских университетов в Праге было два: Русский Университет, действовавший в 1922–28 гг. и Русский Народный Университет, открывшийся 16 октября 1923 г. и позднее переименованный в Свободный Русский Университет. С 1928 г. Народный Университет издавал сборники научных трудов; главой (председателем) его вплоть до 1939 г. был М.М.Новиков, биолог, бывший в послереволюционные годы ректором Московского Университета. Наиболее высокой репутацией пользовался Юридический факультет Русского Университета, учрежденный в мае 1922 г. по инициативе П.И.Новгородцева и под его руководством (после кончины Новгородцева в 1924 г. главой факультета стал Е.В.Спекторский, также крупный философ-правовед); в числе его профессоров были Н.О.Лосский, П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, Г.В.Флоровский и др. В 1923 г. открылся также Русский Высший Педагогический Институт имени Я.А.Коменского, которым руководил В.В.Зеньковский, перебравшийся в этом году из Белграда в Прагу. Действовали Институт изучения России, открывшийся в 1924 г., Экономический Кабинет под руководством С.Н.Прокоповича (первоначально работавший в Берлине), Русский славяноведческий Институт; в 1925 г., после кончины в Праге крупнейшего византолога и исследователя православного церковного искусства, академика Н.П.Кондакова, ученики его учредили научный семинар (Seminarium Kondakovianum), затем преобразованный в Институт им. Н.П.Кондакова. Уже в 1923 г. в рамках «Русской акции» создан был Русский Заграничный Исторический Архив (РЗИА), во главе Совета которого встал А.А.Кизеветтер (1866–1933), известный историк России и кадет; и этот архив (с 1928 г. бывший в ведении МИД Чехословакии, а ныне находящийся в ГАРФ) стал крупнейшим и ценнейшим собранием материалов по русскому рассеянию. В 1935 г. усердием В.Ф.Булгакова открыт был также Русский Эмигрантский Музей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Подобное (с некоторыми оговорками) можно сказать и о самом И.С.Аксакове. Своим пониманием значения славянофильства он способствовал истолкованию и распространению славянофильской идеи исторического развития России. Поэтому историческая традиция не без основания стала воспринимать его как истинного и при том последнего славянофила. Александр Дмитриевич Каплин , доктор исторических наук, профессор Харьковского университета ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. Аксаков И.С. Исследование о торговле на украинских ярмарках. СПб.: Тип. Имп. АН, 1858. 2. Аксаков И.С. Письмо к издателю по поводу предыдущей статьи//Русский Архив. 1873. N12. 3. Аксаков И.С. Биография Фёдора Ивановича Тютчева. М.: Тип. Волчанинова, 1886. 4. Аксаков И.С. Из бумаг, оставшихся после И.С. Аксакова//Православное Обозрение. 1886. N4. 5. Аксаков И.С. Полн. собр. соч.Т.1-7.- М.: Тип. Волчанинова, 1886-1887. 6. Аксаков И.С. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Ч.1-2 (В 4-х т.).- М.: Тип. Волчанинова, 1888-1896. 7. Аксаков И.С. Письма И.С. Аксакова к М.А. Максимовичу//Русский Архив.- 1908.- N3. 8. Аксаков И.С. Стихотворения и поэмы. М.: Советский писатель, 1960. 9. Аксаков И.С. Письма к родным. 1844-1849 гг. М.: Наука, 1988. 10. Аксаков И.С. Письма из провинции. Присутственный день в уголовной палате. М.: Правда, 1991. 11. Аксаков И.С. Письма к родным. 1849-1856 гг. М.: Наука, 1994. 12. Аксаков И.С. Отчего так нелегко живётся в России. М.: РОССПЭН, 2002. 13. Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова. В 2-х т. Т.2. Харьков: Изд-во Харьк. гос. обществ. упр., 1912. 14. Гypжiй ?.О. Розвиток товарного виробництва i mopribлi на Ykpaihi з kihця XVII ст. до 1861 р. К.: Вид-во АН УРСР, 1962. 15. Павлов Н.М. Из переписки с Иваном Сергеевичем Аксаковым//Русский Архив. 1887. N 2. 16. Переписка Аксаковых с Н.С.Соханской (Кохановской)//Русское Обозрение. 1897. NN2-8. 17. Переписка двух славянофилов. И.С.Аксаков и В.И.Ламанский//Русская мысль. 1916. N9,12. 18. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С.Тургеневу. М.: Универ. тип., 1894.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/08/...

Венгеров С.А. Передовой боец славянофильства Константин Аксаков//Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. СПб., 1907. С.375-480. Венгеров С.А. Передовой боец славянофильства Константин Аксаков//Венгеров С.А. Собрание сочинений. Т. 3. СПб.: Прометей, 1912. В-н А.[Пыпин А.]. Литературные " воспоминания " и " переписка "http://Вестник Европы. 1890. N12. С.684-691. Герцен А.И. К.С.Аксаков//Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 15. М., 1958. Герцен А.И. Книга К.С.Аксакова//Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. Т.15. М., 1958. Герцен А.И. Былое и думы. В 3-х т. Т.2. М.: Худ. лит-ра, 1967. Константин (Зайцев), архим. Чудо русской истории. М.: НТЦ " Форум " , 2000. Костомаров Н.И. О значении исторических трудов Константина Аксакова по русской истории. Речь. СПб.: Русское слово, 1861. Ламанский В.И. Рец.: Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т.2. СПб., 1891//Живая Старина. 1890. Вып. 2. Отд. 3. С. 218-233. Московский литературный и учёный сборник. М.: Тип. А.Семена, 1846. Московский литературный и учёный сборник. М.: Тип. А.Семена, 1847. Московский литературный и учёный сборник. М.: Тип. А.Семена. 1852. Отсталый (В. Аскоченский). В Оптиной пустыне//Домашняя Беседа. 1861. Вып.4. С. 61-66. Павлов Н.М. Из переписки с Иваном Сергеевичем Аксаковым//Русский Архив. 1887. N 2. С.469-494. Павлов Н.М. Детский сон К.С.Аксакова//Русский Архив. 1888. N3. С.163-164. Павлов Н.М. Гоголь и славянофилы//Русский Архив. 1890. N1. С.139-159. Переписка Аксаковых с Н.С.Соханской (Кохановской)//Русское Обозрение. 1897. N2-8. Переписка двух славянофилов. И.С.Аксаков и В.И.Ламанский//Русская мысль. 1916. N9. С. 1-32; N12. С. 85-114. Пирожкова Т.Ф. Славянофильская журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. Письма С.Т., К.С. и И.С.Аксаковых к И.С.Тургеневу. М.: Универ. тип., 1894. Пыпин А.Н. Константин Аксаков. 1817-1860//Вестник Европы. 1884. N3. С. 145-177; N4. С. 589-618. Пыпин А.Н. История русской этнографии. В 2-х т. Т. 2. СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1891. Пыпин А.Н. Характеристики литературных мнений. От 20-х до 50-х годов. Исторические очерки. 4-е изд. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1909.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/20/...

«Погодин облаял ее, как взбесившаяся собака», писал старик Аксаков Гоголю (21 мая 1848 г. См. «Русский Архив» 1890, 8, стр. 178-179). Статья его о современном споре... К. С. Аксаков писал Гоголю: «Посылаю вам небольшую статью, в которой высказываю свои основные гражданские убеждения, написанную месяц с лишком. Скажите ваше мнение... У меня много лежит в портфеле, но цензура ужасно строга» («Русский Архив» 1890, 1, стр. 158). Последняя фраза указывает на то, что статья была прислана в рукописном виде и, вероятно, осталась ненапечатанной. Ваш разбор драмы я бы желал нетерпеливо прочесть... Ответ на слова С. Т. Аксакова: «Если бы я не был отцом сочинителя, то непременно напечатал бы об ней критическую статью. Эту статью вмещу я в письмо к вам и непременно пришлю ее. Завтра же начну писать, и каков бы ни был ваш суд, не переменю в ней ни одного слова» («Русский Архив» 1890, 8, стр. 180). Миха л Семенович — Щепкин. 44. С. П. ШЕВЫРЕВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Публикуется впервые. Датируется 1848 годом по связи с письмом Шевырева к Гоголю от 3 июля 1848 г. (см. «Отчет ПБЛ» за 1893 г., Прилож., стр. 59-60), ответом на которое является, и по содержанию. 45. К. М. БАЗИЛИ. Печатается по тексту сборника «Помощь голодающим» (М. 1892, стр. 467), где было впервые напечатано. Было приложено к письму 44. Датируется 1848 годом, так как летом этого года К. М. и М. А. Базили находились в России. 46. Н. Ф. ПАВЛОВУ. Печатается по тексту «Русской Старины» (1875, 12, стр. 673-674), где было впервые напечатано О. Ф. Миллером, охарактеризовавшим его как «начало письма, без всякой даты, адреса и подписи, отличающееся почерком столь тревожным и столькими пропусками и описками, что многого положительно нельзя разобрать» (там же, стр. 673). Адресатом, без сомнения, является Н. Ф. Павлов, автор трех писем к Гоголю, содержавших резкую критику «Переписки с друзьями», печатавшихся в 1847 г. в «Московских Ведомостях» 28, 38 и 46) и перепечатанных потом в «Современнике». Белинский писал о них: «В своих письмах Гоголю он стал на его точку зрения, чтоб показать его неверность собственным своим началам. Тонкость мысли, ловкость диалектики при изложении в высшей степени изящном делают письма Н. Ф. Павлова явлением образцовым и совершенно особым в нашей литературе» (Соч. Белинского, стр. 844-845).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

87 См.: «Записки императорского Русского Географического Общества по общей географии». Т. 22, 1, 1892. С. II–III. 93 Иеродиакона (ныне архимандрита) Гурия «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев». – «Труды членов Российской Духовной миссии в Пекине». Т. II, СПб. 1853. С. 195–356. 94 Палимпсестов И. Преосвященный Гурий: (Из моих воспоминаний).– «Русский архив», 1888, кн. 9, С. 167. 95 Труды членов Российской Духовной миссии. Т. 2, СПб, 1853. С. 195– 396. См. отзыв: «Отечественные записки», 1853, т. 89, отд. V. С. 49. 96 Об этих сборниках см. подробнее: Востриков А. И. Тибетская историческая литература. М., 1962. С. 123–130; Маланова Т. М. Санскритские нитишастры в тибетском Данджуре. В сборнике: «Санскрит и древнеиндийская культура», М. 1979. Ч. 2. С. 44–45; ее же. Нитишастра «Гатха-коша, приписываемая Равигупте», В сб.: «Древний и средневековый Восток. История и филология». М. 1983. С. 50–72. 98 О В. П. Васильеве см.: Пубаев Р. Е. Академик В. П. Васильев – первый исследователь тибетской исторической литературы. – «Востоковедные исследования в Бурятии». Новосибирск, 1981. 100 Гурий, епископ Таврический и Симферопольский. О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ. СПб. 1876, 101 «Христианское чтение», 1876, 5–6. 8 января 1876 г., Симферополь.; см. также «Странник», 1876, сентябрь. С, 153–158. 103 См.: Алексий (Виноградов) , иеромонах. Китайская библиотека и ученые труды членов императорской Российской Духовной и дипломатической миссии в г. Пекине или Бэй-Цзине (в Китае). СПб. 1889. С. 24–25; Из письма к И. И. Палимпсестову. О переводе Нового Завета на китайский язык. «Русский архив», 1893, кн. 9. С. 394. Письмо архимандрита Гурия к И. Г. Терсинскому о переводе Нового Завета на китайский язык. – «Русский архив», 1894, кн. 1. С. 97. 105 Извлечение из Отчета начальника имп. Духовной Миссии в Пекине архимандрита Гурия о состоянии и действиях сей миссии в течение 1859– 1862 гг. – «Христианское чтение». 1864. Т. 1. С. 504.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значение творчества великого философа-патриота И. А. Ильина для России И. Ильин в своем кабинете 1950-51 гг. Творческое наследие Ильина огромно и хорошо сохранилось, это более 40 книг и брошюр, более 600 статей, более 100 лекций, огромное количество писем, часть незаконченных работ, стихотворения, поэмы, шуточные поэтические и прозаические опусы, воспоминания, документы, находящиеся в многочисленных архивах разных стран. Ученик Ильина Р. М. Зиле после смерти жены философа в 1963 году переправил архив Ильина в США. Другой ученик Ильина профессор Питтсбургского университета Н. П. Полторацкий в том же году создал Архив И. А. Ильина в Мичиганском университете библиотек, содержащий 100 ящиков рукописей и документов. По завещанию философа его архив должен быть после его смерти передан родному Московскому университету: эта акция еще ждет своего часа. Н. П. Полторацкому принадлежат самые точные оценки национальной значимости русского философа: «Относительно русской религиозной философии XX века можно сказать, что много было званых, но мало избранных. В идейном наследии каждого из русских религиозных философов есть, конечно, немало – а в некоторых случаях и много – ценного, но только немногие из этих философов могут быть отнесены к категории учителей, духовно-идейных водителей – в точном смысле этих слов. Ильин принадлежит к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие – и предметно-компетентные и ответственные – учители и нужны в наше смутное и трудное время. И, конечно, именно такие нужны будут и в будущем». Великий русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, духовный друг Ильина, написал ему в своем первом письме в 1927 году: «Не раз, не раз порывался я написать Вам, приветствовать Вас за стойкость, за блеск дарованья Вашего, за мужество в борьбе, за великую честность перед Россией, за высокую и одухотворенную человечность – русскость! За ту горькую и такую нужную нам всем правду, которую Вы ищете, находите и поясняете всем.

http://pravoslavie.ru/377.html

Более подробное изложение чина поставления Никона в патриарха по архивным материалам см.: Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1881. Т. 1. С. 9–16. Митр. Макарий использовал значительный корпус источников, относящихся к «делу патр. Никона». К настоящему времени существенно новые материалы не обнаружены. Документы по «делу патр. Никона» преимущественно находятся в РГАДА, РГБ и ОР ГИМа. Еще при жизни высокопреосвященного историка начал выходить из печати труд Н. Гиббенета «Историческое исследование дела патриарха Никона» (СПб., 1882–1884. 2 т.), который представляет собой их публикацию. Первоначально архив дела оказался в Приказе тайных дел, затем после его упразднения передан в Печатный приказ. В 1710 г. дело было взято в Ближнюю канцелярию в Петербург и хранилось в здании 12 коллегий на Васильевском острове, в Московский главный архив Министерства иностранных дел поступило в 1835 г. В таком виде, отчасти разрозненном, отчасти испорченном вследствие плохого хранения, дело использовалось С. М. Соловьевым при написании «Истории России с древнейших времен», что привело к ряду неточностей в изложении событий. Н. Гиббенет не указывает, когда он приступил к разбору и обработке архива, но, по всей видимости, эта работа велась в течение 70-х гг. Митр. Макарий пользовался уже систематизированными материалами, а также публикациями первого тома «Исторического исследования» Н. Гиббенета. На сегодняшний день труд Н. Гиббенета — наиболее полное изложение архивного дела в целом с публикацией отдельных документов в приложениях. Скрупулезная точность автора позволяет исследователям пользоваться его изложением практически как источником. Вместе с тем обширное «Дело Никона» в РГАДА еще далеко не исчерпано в источниковедческом отношении. Наиболее значительное сочинение Никона «Возражения на вопросы Симеона Стрешнева и ответы Паисия Лигарида» (1664) митр. Макарий использовал по рукописи Воскресенского монастыря. В отрывках оно было опубликовано в «Записках Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества» (СПб., 1861. Т. 2), частично изложено в статье В. М. Ундольского «Возражения патриарха Никона на Уложение царя Алексея Михайловича» (Русский архив. 1886. Кн. 2. С. 605–620). Полностью текст «Возражений» опубликован Г. В. Вернадским и В. Б. Туминой по списку конца XVII в. из собрания ГМИРиА в изд.: Patriarch Nikon on Church and State. Nikon " s «Refutation»/Ed. with introduction and notes by V. А. Tumins and G. Vernadsky//Slavistic printings and reprintings. (300). Berlin et al., 1982. С. 80–673.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010