«Все мы хорошо помним возникшие на рубеже 2011-2012 годов нестроения и брожения, которые грозили хрупкому миру в обществе. Особенно это проявилось в России и на Украине. В первом случае противостояние между частью общества и государственной властью вполне могло перерасти в новую опасную смуту, подобную тем, что не раз приносили беду Отечеству и православному народу. У определенных сил, желавших поколебать основы государственной и общественной жизни, вызвала крайнее раздражение позиция Русской Православной Церкви, которая неизменно призывает к мирному, поступательному развитию народной жизни, к конструктивному диалогу народа и власти, основанному на взаимоуважении его участников», — продолжил Предстоятель Русской Церкви. «Мы не ищем вражды ни с кем и стремимся жить по слову апостола: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Евр. 12:14), — особо подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения». Отметив, что Церковь находится «вне политической борьбы» и она «всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества», Патриарх Кирилл подчеркнул, что Церковь объединяет «православных христиан в своем лоне, не различая их по политическому признаку». Она «неустанно совершает, по призыву святого апостола Павла, молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1-2)». Однако, по свидетельству Святейшего Владыки, этого не понимали и не понимают те, кто хотел использовать Церковь как инструмент в своей политической борьбе, кто пытался ее запугать и соблазнить.

http://patriarchia.ru/db/text/2769320.ht...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о критериях оценки эффективности катехизаторской и миссионерской деятельности В ноябре 2010 года состоялся IV Всецерковноый съезд епархиальных миссионеров. На пленарном заседании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил одну из актуальных для внутренней миссии задач – выработать критерии оценки эффективности или успешности деятельности миссионеров. Автор данной публикации протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии РПЦ, предпринял попытку частичного освещения этой темы и поиска возможных решений поставленной задачи. Статья « Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? » (Рим.10:14) Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно . (Евр.13:18) Актуальность проблемы Настоящее положение Русской Православной Церкви уникально не только тем, что мы стоим перед решением колоссальной задачи повторной христианизации людей, живущих на канонической территории РПЦ, но и тем, что мы не имеем абсолютно никакого опыта в решении подобных задач, за исключением примеров отдельных энтузиастов-подвижников . Да, наша Церковь имеет славные страницы истории, которые касаются внешней миссии среди иноверцев. Но вместе с тем даже понятие «внутренняя миссия» никогда не подразумевало воцерковления людей выросших в православной культуре. Этот термин означал лишь прозелитическую деятельность внутри государственных границ Российской империи .

http://bogoslov.ru/article/1464615

Arhiva Predica Patriarhului de ziua pomenirii Sfântului Ierarh Filip al Moscovei rostit în catedrala „Adormirea Maicii Domnului” din Kremlin, or. Moscova 16 iulie 2017 23:49 16 июля 2017 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В прошлое воскресенье во время Божественной литургии мы читали отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 8:28-9:1), в котором рассказывалось об изгнании бесов из двух несчастных на северном берегу Геннисаретского озера, в земле Гергесинской, откуда Господь ушел по просьбе живших там людей. Переплыв на другую сторону озера, Он отправился в Свой родной город и стал там проповедовать и исцелять (Мф. 9:1-8). И вот пришли к Нему люди и принесли на носилках парализованного. И Господь, увидев, как говорит апостол Матфей, веру тех, кто принес несчастного, говорит расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои», — и исцелил его. В этом повествовании наше внимание всегда останавливается на самом факте исцеления, на окружавших иудеях, которые возмутились словами Спасителем «прощаются тебе грехи твои». Как же человек может присвоить себе то, что принадлежит Богу — прощение грехов? А Господь, видя лицемерие иудеев, спросил: «Что проще сказать: " прощаются тебе грехи " или " встань, возьми постель твою и иди " ?» «И чтобы вы поняли, — сказал Господь, обращаясь к окружающим, — что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи», Он говорит несчастному: «Встань, возьми постель твою, и иди». И тот пошел. Поскольку наше внимание концентрируется прежде всего на диалоге Христа с фарисеями и на событии исцеления, мы нередко упускаем фразу: «Видя веру их, сказал расслабленному…» Чью веру? Веру тех, кто принес несчастного к Спасителю. Наверное, непросто было нести больного, но уж если люди предпринимают такие действия, то совершенно очевидно, что они убеждены в исцелении, что у них есть вера.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4961276...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме в Храме Христа Спасителя по случаю 65-летия Его Святейшества 20 ноября 2011 г. 17:30 20 ноября 2011 года в Трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялся  прием по случаю празднования 65-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Церкви. Со словами благодарности к участникам торжеств обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваше Святейшество и Блаженство! Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Хотел бы сердечно поблагодарить всех за молитву, за добрые слова, которые были сказаны в мой адрес. Сегодня на этот день выпало замечательное апостольское чтение — небольшой отрывок из второй главы послания к Ефесянам, который помогает мне ответить на все то, что было сказано в мой адрес: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Эти слова исчерпывают все. Мы предназначены совершить те добрые дела, которые Бог от нас ждет. Это сильное слово «предназначил» не оставляет никакой альтернативы: всякая альтернатива есть грех, есть уклонение от воли Божией, от Его замысла о каждом из нас. И поэтому то, что совершает Патриарх, то, что совершает каждый архиерей Божий, каждый священнослужитель, есть ответ на предназначение Божие, которое имеет отношение к каждому человеку. И еще сегодня прозвучали замечательные слова, которые помогают нам понять тайну спасения. Даже если мы сделаем все то, что мы можем и должны сделать, это не совершит спасения и не введет нас в Царствие Божие, потому что, по слову апостола, слышанному сегодня, «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Поэтому, воспринимая все то, что надлежит делать мне как Патриарху, я в меру своих сил старюсь ответить на Божий призыв, сознавая, что без благодати Божией невозможно ни совершить добрых дел, ни тем более обрести спасение. А в основе спасения наша вера — та самая вера, примеры которой были даны нам в сегодняшнем Евангелии (Лк. 8:41-56). Это вера кровоточивой женщины, которая прикоснулась к одежде Спасителя, уверенная в том, что это прикосновение принесет исцеление. Это несчастный Иаир, потерявший свою 12-летнюю дочь, который твердо верил, что достаточно сказать слово Господу — и воскреснет умершая дочь его. И в первом, и во втором случае мы видим, как в ответ на веру людей Бог совершает чудеса.

http://patriarchia.ru/db/text/1748404.ht...

Ю. Сысоевой, родным, близким, причту и прихожанам храма святого апостола Фомы Выражаю искренние соболезнования в связи со смертью священника Даниила Сысоева, злодейски убитого в храме Божием. Отец Даниил был широко известен православным христианам не только столицы, но и многих других епархий. Его ревностные труды на ниве проповеди слова Божия, заботы по приобщению людей к вере Христовой, попечение о духовных нуждах молодежи снискали ему уважение собратьев пастырей и представителей общественности. Вместе с тем его твердая миссионерская позиция и вдохновенный образ отпечатывались в сознании людей, ищущих дорогу к храму, яркостью, эмоциональностью, глубиной явленной веры и упования на Господа. Он всегда был примером исполнения слов апостола, призывающего: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15). Господь призвал к Себе Своего верного служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и мучеником за дело Евангельского Благовестия. Уповаю, что Победитель смерти, Господь наш Иисус Христос вчинит душу верного раба и служителя алтаря в селениях праведных, сопричтет его «к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23). Молюсь ко Владыке мира, да укрепит Он сердца родственников, друзей и духовных чад погибшего пастыря и дарует им силы и мужество в постигшем испытании. Вечная память новопреставленному иерею Даниилу. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, РИА Новости Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/patriarshee-soboleznov...

6. Вопрос послевоенного восстановления Сирии и Ирака является важнейшей темой для практического сотрудничества между христианами на ближайшие годы. " Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов " , говорит апостол Павел (Гал. 6:2). 7. Мы не должны забывать о профилактике идеологии экстремизма, под влиянием боевиков распространяющейся, подобно эпидемии, по всему миру. Призываем религиозных и политических лидеров во всем мире объединить усилия для поиска эффективного способа противодействия экстремизму. Важным аспектом такого соработничества является межрелигиозный диалог. Различия в вероучении не должны препятствовать представителям разных религий жить в мире и согласии, которые являются залогом доброго будущего для всего мира. 8. Выражая солидарность с христианами Ближнего Востока, обращаемся к ним апостольскими словами: " Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете " (2 Фес. 1:3-5). +Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси Архиепископ Кентерберийский Джастин, Примас всей Англии и Митрополит Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата СМ.ТАКЖЕ персоналии: Патриарх Кирилл ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_114352.html

Святейший Владыка напомнил, что уже сейчас архипастырей и духовенство на Украине под надуманными предлогами вызывают на допросы, шантажируют, угрожают близким людям, проводят обыски в храмах и жилищах, оказывают давление на семьи и детей. На днях вступил в силу закон, цель которого — лишить Украинскую Православную Церковь ее имени, чтобы под видом «добровольного перехода общин» провести насильственные захваты ее храмов. «Таким Вы видите объединение православных Украины?», — обращается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви. «О планах Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине я говорил с Вами и наедине, и при немногих свидетелях, — продолжил Патриарх Кирилл. — Теперь же, когда эти планы в значительной степени реализованы, возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви. Поступая так, руководствуюсь заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15-17)». Его Святейшество отметил, что диптих Святейших Патриархов Константинопольских числит в себе десятки имен великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл, Флавиан Исповедник, Иоанн IV Постник, Тарасий, Мефодий, Фотий и многие другие своим служением прославили Святейшую Константинопольскую Церковь. Но были и те, кто ее позорили. «Не вписывайте своё доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя, как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама. Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить ее единство», — пишет Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарху Варфоломею.

http://patriarchia.ru/db/text/5333830.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 2 июня 2022 г. 15:03 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем чтении из Священного Писания, повествующем о Вознесении Господа, содержатся духовно очень значимые слова, имеющие, как сказали бы философы, метафизическое значение. Ангел Господень является апостолам, созерцавшим Вознесение Господа, и говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:10-11). Странно — только что вознесся Господь, Он действительно поднимался на небо, но вот некто говорит ученикам: «Что же вы смотрите? Христос, Который ныне возносится на небо, таким же образом вернется к вам». Эти слова так поразили учеников, что они были в полной уверенности, что Его возвращение произойдет незамедлительно. И с радостью они сошли с горы Елеонской (ибо действительно великой была радость от этого пророчества), но мы знаем: прошел и день, и два, и год, и две тысячи лет, а пророчество как бы не осуществилось… Но ведь на самом деле это совсем не так! Потому что Господь явил себя в Духе Святом. Он являет Себя через Церковь, Которая есть Тело Его. Христос действительно явился роду человеческому, но не в виде Богочеловека, не с человеческим лицом, не в человеческом теле. Он явился нам силой Святого Духа через Таинство Святой Евхаристии, через которое Тело и Кровь Христова являются нам под видом хлеба и вина. Но, более того, Господь явился роду человеческому через продолжение Своей проповеди, которая преломилась и в проповеди церковной, и во многих философских учениях. Именно эта проповедь и создала не что иное, как парадигму нового тысячелетия, в котором произошел полный разрыв с язычеством, с разного рода предрассудками, и вера христианская стала преобладать в роде человеческом.

http://patriarchia.ru/db/text/5932954.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Троицком храме г. Реутова 11 июня 2017 г. 23:55 11 июня 2017 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком храме г. Реутова Московской области. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Этот день, первое воскресенье после Троицы, посвящается воспоминанию всех святых. В этот день каждый из нас празднует как бы малые именины, потому что Церковь вспоминает и тех святых, в честь кого мы названы. Именно на сегодняшний день выпадает особое Евангельское чтение, которое мы слышали за Божественной литургией. В нем содержатся слова, которые часто шокируют человека, так что даже верующие нередко задаются вопросом, как это все понять, — «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Многим кажется, что слова Господа расходятся с самим духом Евангелия. Мать, отец, дети кого ж еще больше любить? Казалось бы, что может сравниться с материнской любовью и почему Господь противопоставляет любовь матери к ребенку, которая является высшим проявлением человеческой любви, любви к Нему? Неужели одна любовь может противопоставляться другой любви? Как понять эти таинственные божественные слова? У Господа нет ни одного праздного слова — каждое исполнено глубочайшего смысла и имеет отношение к жизни нашей и к нашему спасению. Что значит возлюбить Господа? Некоторые думают, что любовь к Богу это та же любовь, что к отцу или матери, детям, жене или мужу, брату или сестре, друзьям…Человеческая любовь имеет своим источником человеческое чувство, которое сильно воспламеняется, и многие знают, что ничего более сильного, чем любовь, в жизни они не переживали. Именно эта любовь распространяется на людей нам близких и дорогих. Может ли человек так любить Бога? Трудно ответить на этот вопрос. Бога никто никогда не видел. Можно любить Господа Иисуса Христа, Его образ, Его жизненный путь, но эта любовь будет всегда отличаться от любви, которой мы любим наших ближних.

http://patriarchia.ru/db/text/4930839.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Зосиме (Балину), епископу Азовскому 8 января 2019 г. 17:51 8 января 2019 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля и возглавил хиротонию архимандрита Зосимы (Балина)  во епископа Азовского, викария  Омской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Зосиму на служение. Преосвященный епископ Зосима! В сей знаменательный день и час поздравляю тебя с принятием благодати Святого Духа и приветствую древним литургическим возгласом «Христос посреде нас». Он посреди нас, ибо неложно Его обещание пребывать в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Он посреди нас, ибо неизменно Его обетование: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Он с нами, ибо всякий раз, когда мы собираемся вкупе для участия в Таинстве Евхаристии, Он нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг со другом во единаго Духа Святаго причастие (последование Литургии Василия Великого). Сегодня по молитвам Церкви через возложение архиерейских рук во время совершения епископской хиротонии на тебя снизошла Божественная благодать, ты стал преемником апостолов и продолжателем их дела. Это значит, что отныне ты призываешься к новым трудам на ниве церковной. Прежде чем приступить к исполнению возложенного на тебя послушания, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову Патриарха и принять архиерейский жезл — видимый символ дарованной власти и сопряженной с ней огромной ответственности. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что тебя ждут нелегкие труды и немалые заботы о развитии церковной жизни в Омской епархии, куда в соответствии с решением Священного Синода направляешься ты в качестве викарного архиерея. По завету святого апостола Павла «проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), дабы твое свидетельство о евангельской Истине, обращенное к нашим современникам, было и ясным, и убедительным. А чтобы труды твои были плодотворны, ты сам по слову того же апостола должен являться «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Так поступая, ты сможешь привлечь в Церковь и ближних, и дальних, а значит, поможешь им идти спасительным путем веры Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5339260.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010