Прямо против дверей собора, вдали возвышаются монастырские ворота. Сквозь большую арку видна уходящая в даль к трамваю улица Донского проезда; там стояла такая же густая толпа, как и во дворе монастыря. Принимая во внимание обширность монастырского двора (около 300 000 кв. аршин), можно смело говорить, что народа было около миллиона. Медленно двигались мы по направлению к воротам и остановились при повороте в левую дорожку. Это довольно далеко от собора. Вдруг вся толпа притихла, как один человек. Шум и говор смолкли, кажется, слышно, как муха пролетит. Я оглянулся. На высокой площадке перед собором, на верхней ступени лестницы, стоял с поднятой рукой епископ Борис [Рукин] Можайский. Все взоры обратились на него. “Молчите... епископ будет говорить”, – слышалось кругом. И епископ заговорил. Это говорил «власть имущий». Это говорил вождь, сознававший, что вся эта многотысячная толпа повинуется его слову. Одно мановение руки – и весь этот народ двинется, как одна громадная толпа, или застынет как каменное изваяние. Сейчас архипастыри вынесут гроб Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона... Вы собрались отдать ему последний долг... Последний долг тому, кто так любил вас... Он любил вас всею силою своей великой души. Он жил для вас. Он душу свою полагал за вас, своих любимых духовных детей, – бросил епископ в толпу короткие, значительные фразы. Послышались рыдания. У мужчин на глазах навернулись слезы. – Покажите же и вы свою любовь к нему. Уже то, что вы собрались сюда, в таком громадном количестве, ясно говорит, что верующий народ любил своего православного Патриарха, Монастырь и все прилегающие к нему улицы, и площади переполнены народом. Достаточно малейшего замешательства или крика, чтобы произошла катастрофа. Милиции нет. За порядком смотреть некому. Вся ответственность лежит на мне, – и Владыка поднял руку к груди. – Покажите же до конца вашу любовь. Не омрачайте последних минут его пребывания среди нас. Никто ни с места! – властно и сильно говорил епископ, его голос в наступившей тишине был далеко слышен. Из собора показалось шествие. Архипастыри в белых облачениях и золотых митрах несли гроб Святейшего Патриарха. Хор сестричества шёл за ними. Поражали бледные лица сестёр-певчих, утомлённых многочасовой службой. Пение хора слилось с перезвоном колоколов. Гроб был поставлен на носилки. У дверей собора совершалась лития. Протодиакон Михайлов произнёс последнюю «Вечную память». При пении «Вечной памяти» святители подняли гроб, и процессия двинулась. Вся громада верующего народа запела «Вечную память», и эти мощные звуки неслись далеко за стены монастыря, но никто не сходил с места, пока процессия не обошла вокруг собора и гроб Святейшего не был внесён в тёплый собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Он отдал вам всю свою чистую душу. Каким победным, торжественным «Осанна» встречали вы его, нашего дорогого, любимого Святейшего. И знайте, – за что вас я больше всего люблю. За две тысячи лет со дня первого «Осанна» вы многому, многому научились. И в самые опасные и страшные моменты жизни Святейшего, когда, казалось, все должны его оставить, вы ни разу не прокричали ему страшного: «Распни!» И за одно это я вас так люблю, так вас благодарю и земно кланяюсь. Вы, мои дорогие, возлюбленная паства Святейшего, оказались на высоте. Вы достойны уважения и теперь напутствуйте дорогого Святейшего миром, окружите гроб его благоуханием молитвы вашей, проводите его благоговейно к месту его последнего успокоения. В этот день праздника нашего пропойте ему, вашему незабвенному Святейшему, последнее «Осанна». Мы споем ему такое торжественное, победное «Осанна». Это будет наш последний горячий привет. – Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Церковь рыдала. С такими же приблизительно словами, ещё до погребения, обращался Преосвященный Борис [Рукин] к огромнейшей массе молящихся с двух портиков собора. Его голос был слышен по всей ограде монастыря. Это было огненное слово, которое растопило сердца и дало выход народному чувству. Легче стало на душе. Чувствовалась мощь православного русского сознания и единения и готовность служения Христу и Его Церкви. Лес хоругвей двинулся к выходу. За ним, по четыре человека в ряд, выходили священники; на открытой площадке перед собором стояли носилки, на которые будет поставлен гроб. Кругом стоял народ и около самых ступеней множество фотографов, направлявших свои аппараты на носилки. Когда я подошёл к ступеням и поднял глаза, то, с высоты площадки, увидел необыкновенное, грандиозное зрелище. Весь громадный двор монастыря был полон народом, стоявшим так тесно, как в многолюдном храме в Пасхальную заутреню. Свободны были только дорожки, по которым должна была двигаться погребальная процессия. Монастырские стены, башни, крыши домов, деревья и памятники – все было покрыто народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При этом мы твёрдо решили не входить ни в какие отношения и общение с обновленцами и обновленчеством во всех его видах: каковы так называемая синодальная Церковь , антониновщина, самосвятчина и т. п. и крепко стоять на основе Слова Божия и священных канонов Святой Православной Церкви. Вместе с тем мы считаем своим долгом засвидетельствовать нашу совершенную законопослушность предержащей власти Правительства СССР и веру в его добрую волю, в чистоту его намерений в служении благу народа. Взаимно мы просим верить нашей лояльности и готовности служить на благо того же народа в меру наших сил, разумения и возможности. Сообщая о сем всем верным чадам Святой Православной Церкви Российской, мы просим их молитвенной помощи нам в подлежащем нам подвиге благоустроения дел церковных по заповеди апостола: «Молитеся о нас, уповаем бо, яко добру совесть имамы во всем добре хотяще жити... Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великого кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, творя в вас благоугодное пред Ним Иисусом Христом, Ему же слава во веки. Аминь» ( Евр.13:18, 20–21 ). Архиепископ Григорий [Яцковский] Екатеринбургский и Ирбитский. Смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский викарий Московский. Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский. Тихон [Русинов], епископ Усть-Медведицкий, управляющий Царицынской епархией. Архиепископ Константин [Булычев]. Владимир [Соколовский-Автономов], архиепископ Екатеринославский и Новомосковский. Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Ириней [Шульмин], епископ Елабужский. Митрофан [Русинов], епископ Уразовский. Смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской. Мелхиседек [Паевский], епископ Минский, митрополит Белорусский. Православный Церковный Календарь на 1927 г. Изд. E. Н. Львова Послание митрополита Варшавского «и всея Польши» Дионисия [Валединского] на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] с извещением о состоявшемся провозглашении «автокефалии» Православной Церкви в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1 . Архиепископы Григорий [Яцковский], Борис [Рукин] и их единомышленники, может быть, несознательно производят раскол, так как. пытаются возглавить Церковь , не получивши на то ни от Собора епископов, ни от законной церковной власти в междусоборный период (Патриаршего Местоблюстителя или его Заместителя) поручения. Толковать резолюции и распоряжения митрополита Петра так, как они толкуют, нет никаких оснований ни в самих этих распоряжениях, ни в обстоятельствах церковной жизни. Они пытаются «спасать Церковь от анархии», тогда как анархии ещё нет, и повторяют ту же ошибку, которая была проделана Антонином [Грановским], Красницким, Введенским, Евдокимом [Мещерским]... быть может, с тем различием, что у последних мотивом было властолюбие и горделивое намерение реформировать Церковь по своему плану, а у этих (т. е. Григория Яцковского и его единомышленников) таких задач нет, а есть желание создать более или менее прочную (как им кажется) церковную организацию, связанную органически и исторически с законным патриаршим строем церковного управления. Но как у тех, так и у этих в итоге получается явный раскол: разница лишь та, что первые обновители (Введенский и др.) не успели перейти границы от раскола к ереси, потому что им не позволил это сделать верующий народ, а последние и не думают не только о еретичествовании, а даже о том, чтоб производить раскол: напротив, они теперь готовы объявить раскольниками тех из православных иерархов, которые остаются на единственно правильном пути исторической и канонической связи с патриаршим строем, как его создал Собор 1917–1918 гг. (см. последнее письмо архиепископа Григория Яцковского к митрополиту Сергию). Но ведь вопрос решается не спорами на словах, а самим поведением: кто сошёл с линии Собора 1917–1918 гг. ясно из ранее сказанного, что митрополит Пётр, лишённый свободы, передал свои права митрополиту Сергию – факт не оспариваемый даже архиепископом Григорием. A если это так, то возможно ли без предварительного сношения с митрополитом Сергием организовывать какое-то новое коллегиальное управление, а этому последнему начинать «управлять» и распоряжаться вопреки воле законного Заместителя Местоблюстителя Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Предоставляя противникам нашим клеветать на нас и поносить нас, мы стремимся в чистоте совести, по мере сил наших, служить к устроению Церкви Божией. С этой целью назначаем на 2(15) ноября сего 1927 г. общее собрание Архипастырей, пастырей и пасомых староцерковников, проживающих на территории СССР, дабы общими силами и общим советом найти лучшие пути и средства к общему спасению и благоустроению нашей Православной Патриаршей Церкви. На съезд приглашаются прежде всего все православные епископы, кроме того, от епархии и полусамостоятельных викариатств приглашаются по два депутата от клира и по два от мирян, избранных на епархиальных и викариальных собраниях. От отдельных групп приходов, равно от отдельных общин, избираются по одному депутату от клира и по одному от мирян. Доводя о сем до общего сведения верующих о сем, просим вас вместе со св. апостолом Павлом: вместите нас, мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти ( 2Кор.7:2 ). Тем же, которые сомневаются в нас, скажем с тем же св. апостолом: испытывайте самих себя, в вере ли вы... о нас же, надеюсь, вы знаете, что мы то, чем быть должны ( 2Кор.13:5–6 ). 29 апреля (12 мая) 1927 г. Донской монастырь. Смиренный Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский, ныне Свердловский и Ирбитский. Смиренный Константин [Булычев], архиепископ бывший Могилевский. Смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской и Новочеркасский. Смиренный Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский и Корсунский. Смиренный Тихон [Русинов], епископ Сталинградский. Смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский. Смиренный Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Смиренный Митрофан [Русинов], епископ Валуйский, управляющий Воронежской епархией. Смиренный Августин, епископ Луганский и Сумский. Смиренный Смарагд [Яблоков], епископ Скопинский. Смиренный Анатолий, епископ Ибрессинский. Смиренный Иоанникий [Соколовский], архиепископ Днепропетровский. Смиренный епископ Николай [Судзиловский], бывший Белыничский. Смиренный Феофан [Прокопович], епископ Майкопский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А в дозорных книгах 136 (1628) г. «пустых церковных земель» письма и дозора сторожевского монастыря строителя старца Иоасафа Пестрикова читаем: «В новом селе Воскресенском был храм Воскресения Христова, а ныне место церковное, а по окладу в том селе церковные земли полторы выти в поле, а в дву потому-ж, и в прошлом 134 и во 135 (1626–1627) году сын боярской руженин Дружина Рукин взял ту поповскую пашню у поповского старосты у попа Симеона во 134 (1626) году безоброчно, израспашки, а во 135 (1627) году с той церковной земли платил оброку 4 алтына, да пошлин 2 алтына; а в Старостиных книгах те оброчные деньги не написаны; а по дозору паханые пашни десятина в поле, а в дву потому-ж, сена 15 копен» (см. Моск. Арх. Мин. Юст. писц. кн. 845, стр. 581–602 и 815). Церковная земля Воскресения Христова в селе Воскресенском отдавалась на оброк с 1636 по 1699год и в приходных оброчных книгах Патриаршего Казенного Приказа «пустых церковных земель» Русской десятины писалась: «на можайнине сыне боярском на Лукьяне Ододурове оброку на 144 (1636) год 7 алтын за 7146 (1638) год на Петре Лихачеве, да на Афанасье Айгустове оброку 7 алтын»; в 7161–7165 (1653–1657) гг. «на сокольнике на Иване Рукине оброку рубль и ему Рукину в 7165 (1657) г. дана жалованная грамота патриарха Никона «впредь мимо его Ивана в оброк никому не отдавать». Между тем в последующих годах церковная земля значилась в 7195 г. вотчины боярина князя Михаила Яковлевича Черкаского сельца Воскресенского на крестьянах оброку 1 р. 15 к.; в 7203 г. на окольничем Михаиле Тимофеевиче Лихачеве оброку рубль 15 алтын». В тех же оброчных книгах за 7207 (1699) г. сделана отметка: «впредь сей земли здесь исписать, построена церковь и данью обложена». (См. там же, Патр. Прик. кн. 6, стр. 134 и кн. 55, стр. 1183, кн. 172, стр. 214). Михаил Лихачев на церковной земле в селе Воскресенском построил вновь церковь во имя Воскресения Христова, которая обложена была в 207 (1699) г. данью. Указание об этом находим в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» Русской десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Быстро фельдшер исчез, слова батюшки побороли в нем колебания, и через весьма короткий промежуток времени он с сияющим, счастливым лицом появился на верхней палубе с образком в руках. Иеромонах Виктор Никольский броненосец «Ослябя», погиб в бою, 1904 г. 115 Иеромонах Зиновий госпитальный корабль «Орел», 1904 г. Иеромонах Федор Хацдалеев крейсер «Светлана», 1904 г. 116 Иерей Федор Скальский 3-й Нарвский пехотный полк, 1904 г. Иерей Евгений Левитский 3-й Восточно-Сибирский полк, 1904 г. Иерей Константин Гапанович 33-й Елецкий пехотный полк, 1904 г. Иеромонах Анастасий Рукин крейсер I ранга «Аврора» 2-й Тихоокеанской эскадры (Порт-Артур), 1904 г. Во время боя оторвало правую руку, скончался 9 октября 1904 г. Иеромонах Метрофан Сребрянский полковой священник, до пострижения в монахи полковник русской армии, 1904 г. (в схиме схиигумен Сергий), прославлен Святой Церковью святой исповедник Метрофан Сребрянский. Иерей Михаил санитарный отряд, 1904 г. Митрофорный протоиерей Сергий Голубев главный священник Маньчжурской армии, 1904 г. Протоиерей Алексей Журавский главный священник 2-й Маньчжурской армии, 1904 г. Протопресвитер Военного и Морского духовенства (19101911 г.) Евгений Аквилонов кончина протопресвитера была трогательно христианской. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений приказал подать ему зажженную свечу, а присутствовавшего священника попросил читать отходную. Умирающий, держа свечу в руках, все время говорил: «Упокой Господи душу усопшего раба Твоего протопресвитера Евгения». Не успел священник окончить молитву, как о. Евгений с этими словами на устах отошел в вечность. Иерей Павел Лебедев броненосец «Екатерина II»», 1905 г. Иерей Николай Исидоров Адмиралтейский собор Севастополя, 1905 г. Иерей Александр Высочинский суда резерва и учебной команды, 1905 г. Иеромонах Антоний броненосец «Чесма», 1905 г. Иерей Исидор броненосец «Двенадцать Апостолов», 1905 г. Иерей Михаил Иванов 28-й флотский экипаж, 1905 г. Протоиерей Александр Недрыгайло эскадренный броненосец «Император Александр III», погиб в бою 14 мая 1905 г., у острова Цусима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попов Александр Иванович , протоиерей Попов Хрисанф Михайлович Поспелов Григорий Иванович (1877 – расстрелян 1921), священник Поспелов Михаил Иванович (1878–1943), протоиерей Посунько Николай Васильевич (1884 – расстрелян 1938), протоиерей Преображенский Александр Иванович (около 1861–1919), протоиерей Преображенский Георгий Васильевич (1874-?), протоиерей Приселков Михаил Дмитриевич (1881–1941), профессор Проворов Михаил Вассианович, благотворитель Прокопий, св. (Титов Петр Семенович; 1877– расстрелян 1937), архиепископ-священномученик Простосердов Андрей Иванович (1884-?), священник Прохоров Григорий Васильевич, профессор Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870–1920) Р Радек Карл Бернгардович (1885 – убит 1939) Раев Николай Павлович, обер-прокурор Святейшего Синода в 1916–1917 Раевский Павел Васильевич (1877–1940), протоиерей; уклонился в обновленчество Разумихин Иоанн Георгиевич (1866 – расстрелян 1931), протоиерей Раменский Семен Григорьевич, благотворитель Решетников Андрей († 1903), семинарист Рогович Алексей Петрович (1858–1935) – товарищ обер-прокурора Св. Синода в 1906–1911 Родзянко Михаил Владимирович (1859–1924) Рождественский Александр Васильевич (1872–1905), священник Розанов Николай Иванович (1831–1911), протоиерей Розов Константин Васильевич (1874–1923), архидиакон Романовский Пантелеймон Александрович, протоиерей Романский Павел Васильевич, протоиерей Роцкан Петр Эдуардович (1894 – не ранее 1935). Рудинский Николай Семенович (1871-?), протоиерей Рукин Николай Иванович , протоиерей (1869-?) Румянцев Владимир Александрович (1877–1947), протоиерей Рыков Алексей Иванович (1881– расстрелян 1938) С Саблер [с 1915 – Десятовский] Владимир Карлович (1845–1929) – в 1892– 1905 товарищ обер-прокурора, в 1911–1915– обер-прокурор Святейшего Синода Сагарда Александр Иванович (1883–1950), профессор Садов Александр Иванович (1850–1930), профессор Самсонов Тимофей П. (1888–1955/1956) Сапронов Тимофей Владимирович (1887 – расстрелян 1937) Сапунов Сергий Васильевич (1886–1951), священник

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борис (Рукин). В мае 1925 г. последнему было предложено образовать инициативную группу «Защита Православия от политиканства» и подать ходатайство во ВЦИК о ее легализации. «Защищать» РПЦ предполагалось посредством учреждения в ней Синода в нужном власти составе и через намеченное в «Предсмертном завещании Тихона» осуждение тех, кто, «злоупотребляя своим церковным положением, отдается без меры человеческому, часто грубому политиканству», т. е. тех священнослужителей, «кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской властью» (Изв. ВЦИК. 1925. 86). П. отверг притязания еп. Бориса, к-рому летом 1925 г. пришлось на время прекратить свои действия против высшей церковной власти ввиду резкого неприятия его провокационной активности со стороны клира и паствы. Особо значимую поддержку П. тогда оказали правосл. епископы, группировавшиеся вокруг Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря , и группа церковной интеллигенции, возглавляемая бывш. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным (позднее, в нояб.-дек. 1925, и те и другие были привлечены в качестве обвиняемых по новому следственному делу П.). Как патриарший местоблюститель П. в своей адм. деятельности стремился решать внутрицерковные проблемы с предельной тактичностью. Он не считал себя вправе учреждать новые епархии, даже когда его об этом усиленно просили. Напр., когда Сарапульский еп. Алексий (Кузнецов ; впосл. архиепископ) по просьбе местной паствы ходатайствовал перед П. о преобразовании входившего в его епархию Ижевского вик-ва в отдельную епархию, местоблюститель в ответ заявил, что «ломать епархии не будет и в каком виде принял их, в таком и сдаст» ( Кожевников И. Е. Священноисп. Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии//Сб. студенческих науч. работ каф. Церковной истории МДА. Серг. П., 2010. С. 61). При этом П. по примеру патриарха Тихона никого из неугодных гос. властям епископов не увольнял, даже если архиерей годами не допускался ими на кафедру.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

“Прав. Обозр.” 1884, февраль, стр.396. -“- 1887, февраль, стр.420. “Изв. Каз. Еп.” 1898, 13–14, стр.596. -“- 1903, 16, стр.36 (отчет). -“- 1911, 27–28, стр.839. -“- 1912, 10, стр.344. -“- 1912, 41, стр.1242. -“- 1913, I, стр.22. -“- 1913, 23–24, стр.721–722. -“- 1913, 39, стр.1174; 43, стр.1308. -“- 1913, 44, стр.1303. -“- 1913, 45, стр·1330–1331. -“- 1914, 7, стр.208. -“- 1914, 46, стр.1464. “Русск. Прав. Церк.” стр.3–50, 73–86, 169, 194, 211–213. “Урал. Церк. Вед.“ (Обновл.) 1928, I, стр.12. - " - 1928, 4, стр.12. “Истор. Сведен. об Арзамасе» 1911, стр.195. “НЭС» 1900, т.29 a , стр.650. -“- 1907, доп. m.II, стр.616. Архим. Иоанн (Снычев) “Церковные расколы”. Архп. Александр. «Сергиевщина и григорьевщина». “Вестн. Св. Син. Прав. Рос. Церк.”, 1927, стр.5–6. Архп. Григорий (Яцковский). “О современном положении Русской Православной Церкви и Ее управлении», 23 ноября 1926 года. «Прав. Церк. Календ, на 1927 г.» Изд.Е.Н.Львова. Епископ Борис (Рукин). «О современном положении Русской Православной Патриаршей Церкви». Москва, Издание автора, 1927. Люперсольский Н.прот. «Митрополит Сергий – законный, канонический Заместитель Патриаршего Местоблюстителя». Изд. Епарх. Сов., Вятка, 1928 г. Булгаков, стр·1412, 1416.· БЭС m.·II, стб.2048. ФМП 62, стр.25–26. ФПС I, 5, cmp.I. ФПС II, стр.1. ФПС IV стр.7. ФПС V, 175. ФАМ I, 233, стр.19. Кат-АМ (обн.) за 313. Илиодор, стр.12, 107. Im Januar 1921 wurde MSergij verhaftet und lange Zeit im Butyrka-Gefängnis gefangengehalten. Vor Ostern erhielt er wieder die Freiheit; verbürgt hat sich für ihn der berüchtigte EB Vladimir (Putjata). Der Grund seiner Verhaftung war ein Ehescheidungsverfahren, in dem er eine Untersuchung der Anklagepunkte angeordnet haben soll ; danach wurde er zur Verbannung nach Niznij Novgorod verurteilt und im Juni dorthin gebracht. Er wohnte in dem Kreuzerhöhungskloster und hatte die Möglichkeit, unbehindert Gottesdienste zu halten (Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 76). Am 30.11.1926 wurde M Sergij erneut verhaftet. Die Verhaftung war sicher nicht nur Strafe für seine Korrespondenz mit den Vertretern der Synode von Karlovcy, sie wurde auch als Mittel der Isolierung und der damit verbundenen Desinformation benutzt. Das Ergebnis der Verhaftung und des weiteren Druckes auf ihn und auf die Patriarchatskirche, die sich nun in einer ganz verzweifelten Lage befand, war die berühmte Deklarationdes Metropoliten vom 16./29.7.1927 , die den Ausgangspunkt der gesamten weiteren Entwicklung der Politik des Moskauer Patriarchates bildete (ebda. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010