Они стали ещё большими хозяевами... одинокой жизни. Гораций говорил о таких хозяевах: «Тёмную чернь отвергаю с презрением», впрочем, у русского человека для них нашлось бы более крепкое и несокрушимое слово. Глава VIII «Кто ты, человек, что споришь с Богом?» ( Рим. 9:20 ) События, связанные с ходом «соборных деяний», омрачили надежды многих и повергли в уныние наиболее благонамеренную часть русского церковного общества. Но эти же события, с другой стороны, явились для обновленческих руководителей стимулом к реальному учёту своих ресурсов, чтобы при форсировании борьбы иметь потенциальную базу. Мы уже упоминали в VI главе, что ещё до собора обновленцы, делая ставку на завоевание «церковных низов», активно пошли «в народ», понимая, что успех такого дела, в котором постулирует народ, решается в самом народе – на местах. Тогда, в предсоборном плане, они выбрали острое оружие – печать и в отдельных епархиях приняли на свое вооружение печатное слово. Правда, эта мера не могла принести им плодов, потому что политика страуса была слишком заметной, и никто в ней ошибиться не мог, однако организаторское начало было положено. Теперь, когда соборная затея окончилась блефом, миротворцы должны были продолжать печатную игру, вернее делать хорошую мину при плохой игре и, разумеется, начать с того, на чем остановились в предсоборные времена, т. е. с распространения печатного слова: популярных книжек, брошюр, листков и прочих «наглядных пособий» идеологического свойства. Но теперь всё это должно быть предельно активизировано, потому что на окончившемся соборе события развивались таким образом, что обновленцам угрожала неминуемая потеря церковного стада. Сейчас во что бы то ни стало надо задержать остатки. А как? И вот мы видим, как развернул свою деятельность обновленческий агитпроп. Сибирь стала издавать «Иркутские церковные ведомости», кстати, закрывшиеся после четвертого номера. В Самаре издается журнал «Церковная жизнь», в Перми – «Пермские епархиальные ведомости», в Туле – «Тульские епархиальные ведомости», в Ульяновске – «Ульяновский церковный листок», в Одессе – журнал «В Духе Христа», в Харькове – «За веру», во Владимире – «Церковная жизнь» (под редакцией митрополита Серафима (Руженцева) 606 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Как бы то ни было, к приезду Руженцева бомб налицо не оказалось, равно как и других поводов для репрессий: Сергей находился за пределами Саратовской губернии в полном соответствии с требованиями закона. Поэтому, ограничившись установлением негласного наблюдения, ротм. Руженцев вернулся в Царицын и доложил начальству о своём открытии. После разоблачения Труфанов переехал на хутор Букатин, привлекавший его с самого начала. Здесь он, по-видимому, надеялся продолжить свою революционную деятельность. «Цел дом семьсот, сараи сто проданы», – телеграфировал он в Царицын 2 января 1914 г. , и этот условный язык подозрительно напоминал прошлогодние переговоры флорищевского узника с Федотом Болотиным: одна беляна выгружена, а вторая не тронута. В Букатине Труфанов рыл подземные ходы и продолжал собирать деньги. Кроме того, принимал посетителей. Однако полиция ограничила продолжительность посещений пятнадцатью минутами, а затем и вовсе запретила их. 20 января Сергей покинул Букатин и, скорее всего, не по своей воле: «…меня арестовали и отвезли обратно в деревню в ожидании приговора» . До Царицына его сопровождали хуторской и станичный атаман и помощник атамана отдела, а оттуда на родину – жандармский офицер. На следующий день Труфанов и его подруга вернулись в «Галилею». Тем временем 22 января Синицын был допрошен начальником Царицынского отделения Воронежского жандармского железнодорожного управления ротм. Орловским. Много лет спавшие и видевшие, как объявить о.Илиодора бунтарем, царицынские жандармы не ударили в грязь лицом. Они знали, о спрашивать Синицына. В итоге его показания вращались вокруг тем, намекавших на знаменитые политические статьи уголовного уложения, – подготовка бунта против самодержавной власти, организация преступного сообщества для этой цели, подстрекательство слушателей к бунту, оскорбление августейшей четы (ст.ст.100-103 и 129). Однако ничего конкретного Синицын не рассказал – то ли за отсутствием фактов, то ли по желанию замять собственную роль. Сравнительно с этим первое заявление Синицына, записанное Руженцевым месяцем ранее, выглядело куда основательнее. Оно касалось личных причин заявителя ненавидеть Труфанова – измены монашеству и православию. Это давало повод предъявить обвинение в богохульстве (ст.73 Угол.Улож.).

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/03/...

Серафим (Ляде), обн. митрополит 493, 496, 499–501,603, 917–918 Серафим (Мещеряков), митрополит 256, 257, 286, 308, 313, 340, 344, 503, 619, 918–920, 947, 950, 952 Серафим (Руженцов), обн. митрополит 256, 344, 353, 376, 402, 416, 417–419, 422, 428, 435, 437, 438, 441, 442, 448, 451, 461, 462, 464, 465, 470, 474, 479, 480, 506, 521, 555, 711, 744, 863, 920–922 Серафим (Самойлович), архиепископ, свмч. 43, 87, 467 Серафим (Силичев), обн. архиепископ 923–924 Серафим (Чичагов) , митрополит, свмч. 192, 577 Серафим Ахтырский см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Серафим Московский см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, архиепископ Костромской см. Серафим (Мещеряков), митрополит Серафим, архиепископ Тверской см. Серафим (Александров) , митрополит Серафим, архиепископ Угличский см. Серафим (Самойлович), архиепископ Серафим, архиепископ см. Серафим (Александров) , митрополит Серафим, епископ Змиевский см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Серафим, епископ Муромский см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, епископ Угличский см. Серафим (Самойлович), архиепископ, свмч. Серафим, игумен, эконом Александро-Невской Лавры 237 Серафим, митрополит см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, обн. архиепископ Иркутский 79 Сербский Патриарх см. Димитрий (Павлович), Патриарх Сербский Сербский Патриарх см. Димитрий, Патриарх Сербский Сергеев Петр см. Пётр (Сергеев), обн. митрополит Сергиев, митрополит Ростовский см. Пётр (Сергеев), обн. митрополит Сергий (Андреев), обн. епископ 924–925 Сергий (Баженов), обн. архиепископ 925–926 Сергий (Болгаров), обн. архиепископ 529, 531, 926–927 Сергий (Васильев), епископ 814 Сергий (Волков), обн. архиепископ 927–928 Сергий (Воскресенский), митрополит 1016 Сергий (Гришин), архиепископ 43, 1017 Сергий (Дмитриевский), обн. архиепископ 310, 363, 391, 421, 433, 450, 451, 531, 928–929 Сергий (Добросмыслов), обн. архиепископ 929–931 Сергий (Зверев), архиепископ, свмч. 931–933 Сергий (Иванцов), см. Сергий (в монашестве Софроний) (Иванцов), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Студком. Президиум апологетического кружка доводит до сведения всех членов такового, что 6-го апреля (среда), после лекций состоится общее собрание кружка в аудитории института. Президиум кружка. 11. Вопросы и ответы Вопрос: Можно ли посещать лекции в Богословском Институте посторонним лицам, не студентам Института? Ответ: Посещать лекции посторонние лица могут с разрешения Проф. Совета или Преосвященного Ректора. 12. Почтовый ящик. В. М. Сизову. Ваша статья «Сектантство и миссионерская литература в этом номере не пройдет. Просьба присылать всю статью, а не по частям. Она будет напечатана целиком в 7 журнала. Издатель: Студком. Ответственный редактор: Георгий Гончаров. Сохранился также 7–8 этого журнала за апрель-май 1927 года. Приведем его оглавление. Часть неофициальная 2 . В дань пятилетия обновления» – А. Мамаев. 3 . «К пятилетию обновления» – стих. С. Гончарова. 4 . «Религия и наука» (продолжение) – В. Сизов. 5 . Разбор материалистического взгляда о смысле жизни в связи с наукой– С. Гончаров. 6 . «Христианство – религия рабства». Критика на статью А. Логинова. – Диакон Вл. Красногородский. 7 . Искра обновленческой идеи – Г. Гончаров. 8 . Почтовый ящик. Приложение II. к Части VIII. Празднование 30-летия служения Церкви Божией в священном сане Митрополита Серафима Руженцова. (Сообщается по постановлению ЛЕУ в порядке информации) «13 и 14 декабря 1930 года Соборная Ленинградская Церковь торжественно справляла 30-летие священнослужения своего архипастыря, митрополита Серафима. Накануне дня своего посвящения в иереи и в самый день (12 и 13 декабря) митрополит Серафим совершал богослужения в Андреевском соборе, (где он и принял хиротонию) по случаю там храмового праздника. Встреченный приветствием настоятеля собора арх. Николая Лужского, Владыка совершил всенощную при сослужении викариев, двадцати шести священников, восьми диаконов, при прекрасном соборном хоре певчих и массы верующих, переполнивших храм. На литургии следующего дня, при той же торжественной обстановке была возложена на митрополита Серафима вторая панагия, коей он к этому дню награжден Св. Синодом, по инициативе мирянских организаций г. Ленинграда и по ходатайству ЛЕУ. Пред началом литургии арх. Николай в мантии с солеи прочитал указ Св. Синода; протодиакон поднес Владыке панагию, которую он и возложил на себя при пении духовенства и клироса: «Аксиос». Архидиакон возгласил: «Тако да просветится», и митрополит осенил народ. Отъезд Владыки из собора около 3-х часов дня сопровождался искренними благопожеланиями верующего народа, заполнившего улицу и бульвар против собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2664 Архиепископ с 04(17)03.1936. Вторая дата – дата последнего ареста. Дальнейшая судьба неизвестна. 2665 Вторая дата – увольнение за штат. По ММЛ Каталог... вторая дата иная: 02.1926. Служил в 1930-х гг. на приходе в г. Загорск. Арестован в 1937 г. и расстрелян на Бутовском полигоне 19.06(02.07)1938. 2668 Вторая дата – определение на покой. На покое пребывал, последовательно, в различных монастырях Омской, Вятской и Казанской епархии. Последнее местожительство – г. Вятка, где находился за невозможностью отбыть на юг по болезни (хроническая пневмония и астма). Был расстрелян в Вятке 09.1918 по приговору «за монархизм и контрреволюцию». 2669 По ММЛ РПИ, вторая дата: 1918 г. По Списку Св. Тихона... С. 175, в кон. 1918 г. – Михайловский. Св. Синоду и Патриарху поступил рапорт архиепископа Рязанского и Зарайского Иоанна (Смирнова) от 05(18)12.1918, из которого следует, что епископ Павел, получив в 09.1918 месячный отпуск, уехал в Николаев, чтобы позаботиться о своей престарелой матери, но не возвратился и никаких сведений о нем не получено. 2670 По ММЛ РПИ, хиротонисан 12(257)03.1919 (!). О Серафиме (Руженцеве), тогда архимандрите, смотрителе Сапожковского дух. училища, было определение Св. Синода от 19.08.1917, коим он назначался на Рязанскую кафедру. Однако хиротонии тогда не состоялось, а 17.11.1917 синодским определением 582 предыдущее было отменено и Серафим (Руженцев), хиротонисанный на Михайловскую викарную кафедру 27.08.1917 архиепископом Михаилом (Богдановичем) и епископом Григорием (Яцковским) в Рязани, оставался до 05.1919 в Михайлове (ЦВ. 1917. 46–47. С. 421). Причиною несостоявшейся хиротонии в Рязань явилось (как говорили тогда) временное запрещение в священнослужении нареченного архимандрита, последовавшее за некие канонические нарушения. В Постановлении Св. Патр. и Св. Синода от 20.04(03.05)1919 Серафим (Руженцев) называется только «назначенным на кафедру еп. Михайловского» и архимандритом (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 53, л. 8). Помещаем как временно управляющий в сане архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Результаты такого преподавания были самыми плачевными. „Псаломщика не могут выучить, ничего не знающих людей выпускают“, – говорил одному из пишущих эти строки про обновленческую Академию почтенный ленинградский протоиерей» 411 . Менее эмоционален в своих выводах А. И. Кузнецов: «Вначале система преподавания была четкой и серьезной, но это относится главным образом к периоду возглавления академии архиепископом Георгием (Добронравовым). В период же возглавления ее Введенским научные дисциплины стали предлагаться уже и легче, и постепенно академия наполнилась так называемыми „вечными студентами“, иногда даже пожилыми священниками, которые жили в общежитии и не ходили на лекции, а служили на московских кладбищах, чтобы доставлять средства Синоду» 412 . Несмотря на атеистический натиск обновленцы в то время все-таки чувствовали уверенность в своих силах и возможностях. Судя по описанию празднования «30-летия служения Церкви Божией в священном сане Митрополита» Серафима Руженцова 13 и 14 декабря 1930 года можно составить определенное мнение. (Полный текст описания празднования приводится в Приложении II к данной главе). Обозревая просветительскую деятельность обновленцев, как бы ее ни оценивать, следует отметить их активность и последовательность в своей целеустремленности, результатом чего было то, что с конца 1920-х годов и до 1935 годы это были единственные богословские школы в Русской Православной Церкви. Предполагали открыть свои школы григорианцы. В Ленинграде существовали также старообрядческие (Белокриницкой иерархии), лютеранские курсы. Особенно много было различных курсов у евангельских христиан и баптистов (в том числе не только в Ленинграде). Приложение I. к Части VIII. Устав Петроградского Богословского института (Согласно нормального Устава, утвержденного Учебным Ком. при Св. Синоде 20 августа 1923 года) I. Общее положение § 1. На основании § 5 Положения Учебного Комитета при Св. Синоде Рос. Православной Церкви об открытии богословских курсов и согласно существующих законоположений СССР с разрешения Народного Комиссариата по Просвещению в Петрограде открыта Высшая Богословская школа, именующаяся Петроградский Боголовский институт, находящийся в ведении Учебного Комитета при Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Важны не послания, а важно то, кого патриарх поминает на литургии и с кем он решится вместе принять Св. Тайны» 371 . Последний аргумент митрополита Сергия был весьма резонен. Впрочем, вполне можно представить, что если бы какой-нибудь Вениамин (Муратовский) или Серафим (Руженцев) оказался тогда в Стамбуле, его бы допустили и до одной Чаши с Вселенским Патриархом. Но обстоятельства этому не содействовали: Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б)–РКП(б) не позволяла, невольно спасая тем самым Фанару остатки чести. Что же касается официального представителя Константинопольской Патриархии в Москве, то от его чести не осталось ничего. Поспособствовал этому пресловутый «квартирный вопрос». Местному домоуправлению надоело пререкаться с ним по поводу квартплаты, кухни и других мест общего пользования, и оно решило вообще с ним, как злостным неплательщиком, распрощаться. Во ВЦИК было сообщено, что «гр(ажданин) Димопуло, имея возможность, по мнению Общ[его] Собрания, платить, не платил за отопление, а посему [собрание] постановило: взыскать с гр. Димопуло недоимку и выселить» 372 . 14 октября 1926 г. он был вызван в суд, куда, однако, сам не пошел, а отправил «доверенного», который предъявил там «соответствующие документы». Однако в ответ этому неназванному лицу заведующим домоуправлением (неким А. Сосковым) было заявлено, что «эти документы не имеют значения, так как в данное время гр. Димопуло не является Представителем Вселенского Патриарха и должен рассматриваться судом просто как гр. Димопуло». Формально истец был прав, поскольку на свою должность архимандрит Василий был назначен Патриархом Григорием VII, который к тому времени уже почти два года как скончался, а его преемник Василий III почему-то не обновил верительную грамоту своего московского представителя (или тот сам об этом не позаботился). Озадаченный судья отложил разбор дела до 25 октября 373 . Реакция «гражданина» Димопуло на вызов в суд была бурной. В тот же день, 14 октября, он обратился в обновленческий «Синод» с требованием подтвердить его «подлинное представительство в СССР как от КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ГРИГОРИЯ VII, так равно и от АРХИЕПИСКОПА СИНАЙСКОГО ПОРФИРИЯ II-ro».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. Статьи, печатающиеся в „Христианине“ имеют также целью помочь пастырю разобраться в задачах современности. Но это все мало. Необходимо, чтобы Собор поручил Учебному комитету или особой комиссии разработать специальный курс для переподготовки рядовых пастырей и издать надлежащую литературу. Этот курс надо сделать обязательным для всех священников и диаконов, еще не достигших 45-летнего возраста. Особые епархиальные просветительные комиссии должны следить за занятиями этих пастырей, давая им советы, собирая их раза три-четыре в год на учебные конференции и экзамены, устраивая краткосрочные курсы, проповеднические кружки и т. п. Программа такого курса переподготовки должна быть жизненна и интересна. Она должна научить пастыря, как пользоваться всемогущим мечом духа, который есть слово Божие ( Еф.6:17 ), как быть учителем своей паствы чему ее учить, как организовать свой приход, как защищать свою веру, как служить народу и Родине и быть лояльным гражданином. Такие и тому подобные темы оживят интерес пастырей к своей работе и скоро также будут восприняты паствой. Для широкой массы нужно создать подходящую литературу в форме листовок, календарей, периодических изданий, руководства для изучения Св. Писания, истории и современных задач церкви и т. п. Нужно переиздать и распространить Св. Писание и вложить его в руки каждого православного верующего. Подготовка новых пастырей, учителей и вождей церкви уже началась по новой программе и в новом духе. Московская Богословская академия и Высший Богословский институт в Ленинграде обещают дать церкви пастырей, способных вести верующий народ к той высокой цели, которую мы наметили. Такие школы нужно создать по всему Союзу наших республик. Уже теперь находятся в процессе организации целая цепь таких школ. В Белоруссии, в Одессе, в Харькове, в Краснодаре, в Поволжье, на Урале работают комиссии по открытию пастырских школ. Программа и нормальный устав для этих школ уже разработан и представлен на утверждение гражданской власти, которая, мы имеем уверенность, не будет тормозить их открытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будем просить Его, чтобы Он также сказал нам, как Евангельской исцеленной женщине: Вера твоя спасла тебя. Аминь. 9. Жил ли Христос. (продолжение) Теперь перейдем к вопросу о подлинности и достоверности событий, которые описываются в Евангелии. Атеисты говорят, что Евангелие потому еще не может быть историческим документом, свидетельствующим о Христе, потому что оно, кроме, как противоречиво в самом себе, еще и не достоверно. Разберите это положение. Дело в том, что Евангелие передает нам некоторые факты из истории, и если эти факты действительно совершались, то они несомненно известны истории. Дабы не задерживать внимание слушателей излишними словами я возьму, как и в предыдущем вопросе, несколько фактов, которые говорят нам об исторической правдивости Евангелия. Возьмем Рождество Христово: оно описывается у Евангелистов, как событие, которое совершилось в известной обстановке и при наличии известных исторических событий. Евангелист Матфей передает, что, когда родился Христос, то на небе появилась необыкновенная звезда. Нам многие антирелигиозники говорят, что если бы была звезда, то о ней было бы известно в астрономии, но по данным последней, никакой звезды не было, а, следовательно, Евангелие утверждает то, чего не было и поэтому не может быть историческим документом, свидетельствующем о Христе. Действительно ли это так? Я утверждаю, что звезда, о которой пишет Евангелист Матфей была и точно была в то время, когда указывает Матфей. Известный астроном Кеплер при помощи вычислений, произведенных способами высшей математики нашел, что звезда была именно в то время, на которое указывает Матфей. Не будем спорить пока о том, была ли эта звезда чудом или еще чем-либо, но нам важно то, что Матфей не лгал и описал то, что именно было на самом деле. Возьмем еще одно обстоятельство, описанное Евангелистом и точно подтвержденное историческими документами. В Евангелии говорится о том, что в дни Рождества Христова была в Палестине объявлена всенародная перепись. Недавно найдены в Венской библиотеке два старинных документа, которые как раз говорят о том, что в то время, когда родился Христос, была всенародная перепись; эти документы найдены всего 10 лет назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я не могу подыскать слов, которыми мог бы выразить свою благодарность всем – организациям и отдельным лицам за эти торжества, которые устроены вчера и сегодня по случаю тридцатилетия моего священнослужения. Многое, очень многое из того, что говорилось столь лестного о моей жизни и работе я отношу не к своим личным достоинствам и заслугам, а к той христианской любви и братскому единству, которые составляют сущность обновленчества. Юбилейное чествование снова оживило пред моим сознанием всю прошедшую жизнь. И эта жизнь представляется мне не больше, как простое исполнение воли Божией, как долг любви ко Христу и Его Святой Церкви. 15 лет учения – подготовка к пастырскому служению, 15 лет пастырской работы в приходе и 15 лет более широкой, чем приходская, церковно-общественной работы. Сколько времени судит Господь еще прожить – Его святая воля, но я молюсь, чтобы и в оставшийся недолгий срок Господь благоволил бы мне отдать остаток сил на то же делание во славу Божию. Когда 16 лет тому назад Господь лишил меня семьи, в этом – смерти жены – я увидел призыв к более трудному пастырскому подвигу, призыв к самоотречению, к отказу от личной жизни, чтобы всего себя отдавать Христу, Его Церкви, Родине, страдавшей ужасами мировой войны. Совершенно естественным актом было принятие монашества, с его отречением от своей воли, от личного счастья, от всех житейских уз. Для чего? Какая идея заложена в этом трогательном обряде, когда посвящаемый босой, в одной власянице, согбенный приводится к пострижению? Глубже всего и правильнее всего, по моему мнению, объясняет это знаменитый проф. русской истории Московского Университета и Московской Духовной академии В. О. Ключевский в своей публичной речи в день 500-летия памяти преподобного Сергия Радонежского (Очерки и речи. Москва. 1913): „Русское монашество было не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных, а отречением о мира во имя идеалов, ему непосильных. Отрекшись от мира, свободные от личных интересов и привязанностей, русские иноки безраздельно могли отдавать себя Богу и страждущему человечеству. Мы видим, как наши лучшие монастыри, выполнившие заветы своих святых основателей, стали для народа школами благочестия, молитвы и доброй жизни и в то же время были и странноприимцами, богадельнями, больницами и центрами народного просвещения“.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009