« Не будет преувеличением сказать, что весь понтификат папы Иоанна XXIII — это служение миру. Для достижения мира необходимо беспрестанно устранять препятствия, воздвигаемые человеческой злобой. Этими препятствиями являются: пропаганда безнравственности, социальная несправедливость, безработица, нищета, являющаяся контрастом привилегии тех, кто имеет возможность сорить деньгами, бешеная гонка вооружения ». «История русской духовной миссии в Иерусалиме» — работа, написанная одним из начальников Миссии Никодимом (Ротовым). «Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929–1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников)» — книга архимандрита Августина (Никитина) лично знавшего своего героя — значительную фигуру в истории Русской Церкви 60–70-х гг. XX в. Митрополит Никодим: литургическое наследие Оцифрованные аудиозаписи богослужений в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры во второй половине 1960-х годов — в том числе с участием митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова). «Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии» (стр. 110–155 наст. изд.) — очерк филолога, византиниста, христианского мыслителя Сергея Аверинцева, посвященный одной из труднейших проблем социогуманитарных исследований: треугольнику мифология — искусство — психология, в данном случае — юнгианской аналитике литературных текстов на предмет содержащихся в них архехитипов, то есть некоего психологического сведения искусства к мифологии. С. С. Аверинцев задает проблематику своего очерка так: « Что, собственно, означает применительно к изучению литературы и искусства пресловутое слово «мифология»? Для вдумчивого и совестливого исследователя этот вопрос давно уже перешел из категории праздных спекуляций в сферу самых что ни на есть насущных профессиональных затруднений. Для него этот вопрос принимает весьма конкретную форму: в каких случаях он вправе (и обязан) констатировать в изучаемом им объекте, будь то литературный текст, картина, статуя, а может быть, также фортепианная соната и т. п., присутствие того, что называется мифологией? Вопрос идет еще дальше: если мифологический элемент выявлен, как ему в своей работе учитывать это?

http://blog.predanie.ru/article/audiokni...

Память митрополита Никодима (Ротова) почтили в Александро-Невской лавре сентября 2020 Божественную литургию в Свято-Троицком соборе совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Новгородский и Старорусский Лев, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, наместник Александро-Невской лавры Кронштадтский Назарий , Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Юрьевский Арсений, Петергофский Силуан, протоиереи Богдан Сойко, Геннадий Зверев, братия лавры в священном сане, духовенство Санкт-Петербургской митрополии, гости монастыря. За богослужением пели архиерейский хор Александро-Невской лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича) и смешанный хор СПбДА под руководством Раисы Гундяевой. По окончании богослужения владыка Ювеналий совершил панихиду, за которой в алтаре молился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Затем духовенство и миряне возложили цветы и венки на могилу иерарха на Никольском кладбище, где была отслужена заупокойная лития. Митрополит Никодим (в миру - Борис Георгиевич Ротов; 15 октября 1929 - 5 сентября 1978) - иерарх Русской Православной Церкви, с 9 октября 1963 года - митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1960 по 1972 год - председатель ОВЦС. С сентября 1974 года был патриаршим экзархом Западной Европы. ИА " Вода живая " , 05.09.20 Поделиться Упоминания в новостях 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 14 апреля 2024 4 апреля 2024 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 февраля 2024 18 февраля 2024 26 января 2024 5 января 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Память митрополита Никодима (Ротова) почтили в Санкт-Петербурге сентября 2017 Божественную литургию в Свято-Троицком соборе совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении митрополита Новгородского и Старорусского Льва, митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария , епископов Царскосельского Маркелла, Гатчинского и Лужского Митрофана, Юрьевского Арсения, духовенства, насельников обители в священном сане. Была отслужена панихида, затем духовенство и миряне прошли к могиле иерарха на Никольском кладбище, где владыка Ювеналий отслужил заупокойную литию. В тот же день заупокойные богослужения прошли и в стенах Санкт-Петербургской духовной академии . Ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию и литию в Успенском домовом храме. Перед началом занятий в храме святого Иоанна Богослова учащиеся собрались на панихиду, которую совершил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослужении преподавателей и студентов в священном сане. За богослужением пели академических хоры: мужской под управлением чтеца Марка Качанкина, смешанный под управлением студента бакалавриата Александра Рассадина и женский под управлением студентки факультета церковных искусств Марии Середы. Митрополит Никодим (в миру - Борис Георгиевич Ротов; 15 октября 1929 - 5 сентября 1978) - иерарх Русской Православной Церкви, с 9 октября 1963 года - митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1960 по 1972 год - председатель ОВЦС. С сентября 1974 года был патриаршим экзархом Западной Европы. ИА " Вода живая " , 05.09.17 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 3:14 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -3:14 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 14 апреля 2024 4 апреля 2024 6 ноября 2019 6 ноября 2019 15 октября 2019 15 октября 2019 14 октября 2019 5 сентября 2018 4 сентября 2018 5 сентября 2016 5 сентября 2015 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=121...

Аполлинарий, архиеп. Монашество принял во время обучения на Миссионерских курсах при Казанской духовной академии, постриженик ректора академии еп. Антония (Храповицкого) . В 1917 г. хиротонисан во еп. Рыльского, викария Курской епархии. С июня 1919 г. – еп. Белгородский. В феврале 1920 г. Эмигрировал в Сербию. Из Иерусалимской миссии, которую возглавлял в 1922–1923 гг., выехал в США. Был епископом Виннипегским, Сан-Францисским. С 1929 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ возведён в сан архиепископа Северо-Американского и Канадского. Далее ВЦУЗ. В 1979 г. в издании Московской Патриархии опубликован двадцатый сборник Богословских трудов. Он был посвящён митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (†5 сентября 1978). В сборнике есть сочинение архимандрита Никодима (Ротова) о Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Конфликт 1923 г. между епископом Аполинарием и игуменом Серафимом в этом сочинении опущен//Никодим (Ротов), архим. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сборник двадцатый. – М.: Издание Московской патриархии, 1979. С. 70–71. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в письмах архимандрита Мелетия (Розова) 1919–1929 гг. Письмо С.9//pstgu.ru/download/1302948257.rdm.pdf История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в письмах архимандрита Мелетия (Розова) 1919–1929 гг. Письмо С.9//pstgu.ru/download/1302948257.rdm.pdf Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, 1996. С. 154. Серафим (Кузнецов), игум. Бывший Начальник Серафимо-Алексеевского скита при Белогорском монастыре Пермской епархии и Благочинный монастырей. “Монастырский мужской общежительный устав”. 3/16 июня 1949. – Иерусалим. Малая Галилея. Летняя резиденция Патриарха. (252 страниц, машинопись). НИОР РГБ Фонд 765 «Архиепископ Никон (Рождественский) , Вологодский и Тотемский», карт. 1, ед. хранения 7 л. 1–2] Синод. Указ Никону (Рождественскому) , епископу Вологодскому и Тотемскому, об «устроении монастырского съезда». 1909 марта 20.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Митрополит глазами иподиакона Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Митрополит глазами иподиакона К 25-летию со дня кончины - 1978-2003; к 75-летию со дня рождения -1929-2004 Митропоита Никодима (Ротова) Архимандрит Августин (Никитин)   Генассамблея ООН по Украине   Новости Москвы   Религия   23.12.2003 661 Время на чтение 50 минут В " застойные " годы было такое " воспоминание о будущем " . Где-то в XXII-м столетии на уроке истории школьник спрашивает Марь Иванну: " Кто такой Брежнев? " Раскрыв энциклопедию, учительница читает: " Брежнев Л. И. - мелкий политический деятель, живший в эпоху Сахарова - Солженицына " . Про патриарха Никона (XVII в.) слышали все. А кто " навскидку " назовет имена его современников-опричников? Имя митрополита Никодима (1929-1978) на века вписано в историю Русской Православной Церкви. Доктор богословия, Председатель Отдела внешних церковных сношений, Патриарший Экзарх Западной Европы, Президент Христианской Мирной Конференции, Президент Всемирного Совета Церквей - это лишь основные его титулы, должности и звания. История безжалостно " отфильтровывает " проходные фигуры и пешки. Кто такой Григорий Романов - об этом через столетие будут знать лишь узкие специалисты. Сначала придется долго объяснять, что был такой пост: первый секретарь Ленинг радского обкома КПСС. И что означает " обком " , и что такое " КПСС " . И что " персек " - не из династии Романовых, и не Гришка Отрепьев, - Григорий жил в эпоху митрополита Никодима. К 20-летию со времени кончины святителя увидела свет книга " Человек Церкви. Памяти митрополита Никодима " (М. 1998). А через четверть века после его смерти в ряде городов СНГ и в дальнем Зарубежье прошли конференции, посвященные памяти владыки. В октябре 2004 года ему исполнилось бы 75 лет...

http://ruskline.ru/analitika/2003/12/23/...

24 Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов; 1929–1978). Родом из Рязанской глубинки. В 1947 г. пострижен в монашество, в 1949-м – принял сан диакона, затем иерея. Служил в храмах Ярославской епархии. Окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию. С 1952 г. – секретарь архиепископа Димитрия (Градусова). В 1957 г. – игумен, в том же году, с возведением в сан архимандрита, назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1960 г. – епископ Подольский, викарий Московской епархии, затем – епископ Ярославский и Ростовский, с 1961 г. – архиепископ, постоянный член Священного Синода, в 1963 г. – митрополит Минский и Белорусский, затем Ленинградский и Новгородский. В течение жизни занимал ряд ответственных постов, был награжден многими отечественными и зарубежными орденами. 25 Архимандрит Авель, в схиме Серафим (в миру Николай Николаевич Македонов; 1927–2006). Род. под Рязанью в семье крестьянина. 6 ноября 1945 г. пострижен в монашество с именем Авель, в 1947 г. рукоположен в иеромонаха и до 1950 г. служил в Рязанской епархии. С февр. 1950 г. начинается его служение в храмах Ярославской епархии. С апреля 1960 г. вновь служил на Рязанской земле. В 1969 г. он архимандрит, настоятель кафедрального собора г. Рязани. В 1970–1978 гг. на Святой Горе Афон в русском Пантелеймоновом монастыре, с 1975 г. – настоятель монастыря. В 1978 г. выехал в Россию на отпевание и похороны митрополита Никодима (Ротова), но вернуться на Афон ему не позволили. В 1979 г. был назначен почетным настоятелем кафедрального Борисоглебского собора г. Рязани и духовником епархии. 16 мая 1989 г. назначен наместником только что возвращенного Церкви Пощуповского Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. Весной 2004 г., согласно прошению, ушел на покой. Умер 6 декабря 2006 г. и был погребен на территории Иоанно-Богословского монастыря. 26 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (в миру Владимир Кириллович Поярков, 1935 г. р.). Из семьи служащих. Отец был из старообрядцев, религиозное воспитание осуществляла мать, которая была духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подробнее об этом см. в воспоминаниях архимандрита Авеля, напечатанных в: Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Человек Церкви. К 20–летию со дня кончины и 70–летию со дня рождения Высокопреосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929—1978). М, 1998. С. 366—369. См. также: Василий (Кривошеин), архиепископ. Воспоминания, Письма. С. 336—337. Согласно сведениям, содержащимся в Архиве Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Никодим (Ротов) впервые посетил Афон в начале 1959 года, в бытность свою архимандритом и начальником Русской Духовной Миссии и Иерусалиме. По возвращении в Москву он представил Патриарху Алексию I подробный доклад, в котором сделал конкретные предложения по укреплению Пантелеимонова монастыря. В 1962 году Никодим, уже будучи архиепископом Ярославским и Ростовским, вторично посетил Афон, после чего в памятной записке рекомендовал «безотлагательно осуществить подбор монахов, как минимум десять человек, с целью пополнения русского монастыря и скитов». В течение нескольких последующих лет Московский Патриархат вел интенсивные переговоры с Константинополем относительно возможности направления на Афон русских монахов. Наконец, в 1966 году, после длительного ожидания, в Свято–Пантелеимонов монастырь была направлена группа из 4–х иноков. В феврале 1970 года на Афон смогли выехать еще два инока, после чего направление русских иноков на Афон приобрело некоторую регулярность. Осуществлялось оно через Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 60–е и 70–е годы основным действующим лицом в переговорах с Константинополем и с правительством Греции по вопросу о судьбе русского монашества па Афоне оставался Председатель ОВЦС митрополит Никодим. 2232 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 502. 2233 Исключение составлял лишь архиепископ Никон (Рождественский), долгое время бывший насельником Троице–Сергиевой Лавры. 2234 Эрн В. Разбор Послания Св. Синода об имени Божием. С. 68, 70. 2235

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Санкт-Петербург 14 октября 2019 г. 22:49 Вечером 14 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург.  В поездке Святейшего Владыку сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.  В аэропорту Пулково Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , глава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.В. Потомский, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , епископ Гатчинский и Лужский Митрофан , ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан , настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке игумения Людмила (Волошина), духовенство Санкт-Петербургской митрополии .  По прибытии Святейший Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых.  15 октября исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося церковного деятеля, духовного наставника Святейшего Патриарха Кирилла приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) (1929-1978). В этот день Предстоятель Русской Церкви возглавит служение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.  По окончании Литургии Святейший Владыка совершит заупокойную литию на могиле митрополита Никодима на Никольском кладбище Лавры. Вечером 15 октября Святейший Патриарх Кирилл примет участие в торжественном акте по случаю 90-летия со дня рождения митрополита Никодима. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси   Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5512881.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Семь седмин митрополита Никодима В душе он считал, что Москва по-прежнему остается Третьим Римом 18.11.2004 426 Время на чтение 13 минут Имя митрополита Никодима (1929-1978) прочно вписано в историю Русской Православной Церкви (РПЦ). Доктор богословия, председатель Отдела внешних церковных сношений, Патриарший Экзарх Западной Европы, президент Христианской мирной конференции, президент Всемирного совета Церквей - это лишь основные его титулы, должности и звания. Казалось бы, что в наши дни такому видному деятелю РПЦ должны быть посвящены десятки книг и монографий, однако к 20-летию со дня кончины иерарха увидела свет только одна книга " Человек Церкви. Памяти митрополита Никодима " (М., 1998). В октябре 2004 года ему исполнилось бы 75 лет... Знакомство Мое знакомство с митрополитом Никодимом состоялось благодаря... " Реквиему " Моцарта в начале 1970-х годов. В Большом зале Ленинг радской филармонии исполнялся " Реквием " , естественно, на латинском языке. Впереди сидит слушатель, в руках у него рукописный латинский текст с переводом на русский язык. В перерыве подхожу к нему с просьбой: нельзя ли как-нибудь переписать слова? Он дает мне номер телефона и адрес. Через неделю наношу визит. В квартире - иконы, лампады. Спрашиваю о профессии и в ответ слышу: " Игорь Ранне, священник " . В то время он был наместником Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры (в те годы бывшей), секретарем епархии, " правой рукой " митрополита Никодима (Ротова). Когда, некоторое время спустя, я заикнулся о своем желании поступить в духовную семинарию, он записал меня на прием к митрополиту. На первой встрече с владыкой Никодимом меня поразили его энергия и неподдельный интерес к моей судьбе. Не дослушав фразу до конца, прерывает: " Все ясно, понял " . И шутливо: " У меня есть один недостаток: я быстро соображаю " . Вскоре я подал прошение о допуске к вступительным экзаменам в семинарию. Митрополит проявил особый интерес к абитуриенту с высшим техническим образованием и, несмотря на свою загруженность, присутствовал на устном экзамене. Члены комиссии погоняли меня по семинарской программе, после чего владыка решил: зачислить прямо на первый курс академии. Позднее я вошел в число иподиаконов митрополита и тем самым в его близкое окружение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

27 Поскольку ни составитель, никто другой из светских исследователей не имел доныне возможности ознакомиться с архивом Русской духовной миссии, находящимся в Иерусалиме, в некоторых случаях первоисточником для включённых по их значимости в наш сборник документов остаётся монография архимандрита (впоследствии митрополита) Никодима (Ротова) «Русская духовная миссия в Иерусалиме», защищённая им в 1959 г. в качестве кандидатской работы в Ленинградской Духовной Академии и переизданная недавно (Серпухов, 1997). Архимандрит Никодим (1929–1978), направленный в Иерусалим 20 февраля 1956 г. и возглавлявший миссию в 1957–1958 гг., был единственным историком, работавшим с архивом Русской духовной миссии и широко использовавшим его документы в своей книге. Впрочем, публикуемое письмо архимандрита Антонина Б. П. Мансурову, представляющее собой «вопль больной души», цитировалось в более или менее пространных извлечениях в литературе и прежде: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. – СПб., 1907. – С. 103–105; Архимандрит Киприан (Керн) , О. Антонин (Капустин) , архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. – Белград, 1934. Репринт. – М., 1997. – С. 154–155. 28 А. Н. Карцов (1863–1867), В. Ф. Кожевников (1867–1876) и Н. А. Иларионов (1876–1878). После него в Иерусалим вновь был назначен В. Ф. Кожевников (1879–1884). 29 В период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. члены миссии, выехав из Иерусалима, пребывали в Афинах. 30 Имеются в виду деньги, которые доплачивала иерусалимскому консулу, в дополнение к штатному жалованию, Палестинская комиссия из своих средств. Между тем основным источником её средств был «Палестинский сбор», осуществлявшийся по всем храмам России в Вербное воскресенье – праздник Входа Господня в Иерусалим. 31 Согласно «Штатам заграничных установлений Министерства иностранных дел», высочайше утверждённым 4 февраля 1875 г., консул в Иерусалиме получал оклад 4,5 тыс. руб., тогда как генконсул в Бейруте – 7 тыс. руб. «Добавка» от Палестинской комиссии почти покрывала различие в окладах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010