27. Антонова Лариса Леонидовна, директор МОУ СОШ (Нижний Новгород). «Комплексный подход к изучению Православия в средней школе». 28. Берсенева Тамара Владимировна, докторант кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. «Уроки добротолюбия в современной российской школе». 29. Калашникова Светлана Николаевна, заместитель начальника Управления образования и науки Администрации Белгородской области. «Об опыте работы Управления образования и науки и Белгородской епархии по введению курса “Основ православной культуры”». 30. Новотрясов Николай Иванович, декан факультета управления Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, секретарь Общественного совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия. «Изучение православной культуры в Республике Мордовия». 31. Янушкявичене Ольга Леонидовна, доцент Вильнюсского педагогического государственного университета, автор учебника «Основы нравственности». «Православная этика в общеобразовательной школе». 32. Суза Валерий Николаевич, доцент кафедры русской литературы Петрозаводского государственного университета. «Опыт и перспективы изучения православной культуры в образовательных учреждениях Карелии». 33. Метлик Игорь Витальевич, заведующий лабораторией гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи ГосНИИ семьи и воспитания РАН. «Интеграция знаний о православной культуре в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы: состояние, проблемы, перспективы». 34. Щукина Валентина Александровна, директор ГОУ СОШ г. Москвы. «Изучение православной культуры в общеобразовательной школе». 35. Селянина Наталья Николаевна, методист Муниципального информационно-методического центра (Нижний Тагил). «Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования города Нижний Тагил». 36. Быковская Елена Федоровна, ст. преподаватель Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, к. филос. н. «Философия образования в социо-культурной динамике».

http://pravoslavie.ru/423.html

Хохлов Александр Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент, заместитель по научной деятельности декана Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия ИМО КФУ (Казань). Доклад на тему «Применение канонических норм духовными консисториями в практике епархиального администрирования на рубеже XIX–XX в.: специфика и тенденции». В докладе уделяется внимание специфике и тенденциям применения канонических норм духовными консисториями в практике епархиального администрирования на рубеже XIX–XX в. Аверин Михаил Борисович — кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, доцент департамента теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Доклад на тему «Совет министров, Святейший Синод и этические проблемы совершенствования законодательства Российской империи (1906–1913 гг.)». Докладчик проанализировал ключевые моменты, связанные с взаимодействием Совета министров Российской империи и Св. Синода по вопросам подготовки и обсуждения проектов законодательных актов. Особое внимание уделено влиянию православной этики на законоподготовительную деятельность указанных учреждений. Сильвестрова Елена Витальевна — кандидат исторических наук, доктор права Эссекского университета, преподаватель Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Доклад на тему «Концепция недействительности брака в церковном праве». В докладе представлены результаты анализа положений документа «О канонических аспектах церковного брака», принятого Архиерейским Собором в 2017 г. и содержащего установления, касающиеся признания церковного брака недействительным. Докладчиком предложено дополнить и скорректировать перечень оснований недействительности. Сафонов Александр Александрович — доктор юридических наук, профессор департамента теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Доклад на тему «Право на свободу совести как предмет общественных дискуссий в России начала XX века».

http://bogoslov.ru/event/6175946

Теологические кафедры Пространство вузовского образования Ростовской области обладает значительным потенциалом для решения названных проблем. У нас сложились не просто фрагментарные контакты, а целая система взаимодействий между вузами региона и Донской митрополии, подкрепленная соглашениями о сотрудничестве. «Несущими конструкциями» в этом пространстве взаимодействия являются кафедры: кафедра «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета и кафедра теологии Южного федерального университета. Остановимся на опыте кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета. Прежде всего, кафедра осуществляет подготовку бакалавров и магистров по специальности «Теология». Отрадно, что научная работа кафедры проходит в тесном контакте с Ростовской-на-Дону епархией и Донской духовной семинарией. В рамках сетевого проекта о взаимодействии между Донской митрополией Русской Православной Церкви и Донским государственным техническим университетом в сфере научного сотрудничества регулярно, начиная с 2016 года, издается совместный выпуск религиозно-богословских трудов Донской духовной семинарии и кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета. За период 2016-2019 гг. выпущены три совместных сборника научных трудов. В настоящее время действует проект под названием «Южно-Российский гуманитарно-богословский электронный научный центр " Теологос " », цель которого — организация тематического электронного пространства и информационное сопровождение научно-исследовательской и педагогической деятельности сотрудников и студентов духовных и светских вузов Юга России по религиозной тематике.Кроме подготовки специалистов по теологии, кафедра «Православная культура и теология» осуществляет преподавание в качестве факультативных общеобразовательных дисциплин «Основы нравственности» и «Основы православной культуры» во всех учебных группах очного обучения первых и вторых курсов всех факультетов технического университета, что составляет более 5 тысяч студентов в год, а за весь период преподавания эти курсы прослушали 12000 студентов.

http://patriarchia.ru/db/text/5505169.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Введение Единого учебного плана в духовных школах Русской Православной Церкви Интервью с протоиереем Максимом Козловым 15.05.2015 569 Время на чтение 7 минут Введение Единого учебного плана - одна из новинок, которая была принята в 2014/2015 учебном году в системе духовного образования Русской Православной Церкви. В будущем учебном году духовные семинарии ожидает введение обязательного дистанционного контроля за проведениям выпускных экзаменов и защит квалификационных работ. Также идет работа по составлению новых учебных пособий и методических документов. В интервью порталу Учебного комитета первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов рассказал о нововведениях. - Отец Максим, с чем связано введение Единого учебного плана и почему в целом Учебный комитет взял курс на стандартизацию духовного образования в Русской Православной Церкви? - Прежде всего, напомню, что решение о создании Единого учебного плана - это решение не Учебного комитета, а Высшего Церковного Совета. Главная цель, которая с ним связана, - это никоим образом не ограничение возможностей могущих сделать больше, а подтягивание до обязательного минимума тех, кто пока собственную готовность и способность этого минимума держаться стабильно не засвидетельствовал. Для иллюстрации приведу пример из области светского образования. Мы понимаем, что существуют Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский государственный университет, а есть, скажем, педагогический университет где-нибудь в глубинке. Их уровни несопоставимы. Но чтобы получить статус вуза, этот университет должен реализовывать некий гуманитарный, естественнонаучный или технический образовательный стандарт, иначе то, что он предоставляет - это не высшее образование, а что-то другое, даже если он и будет называться университетом. Есть же в Москве кафе «Академия», которое, как мы понимаем, к системе высшего образования не относится. Вот и мы должны добиться, чтобы выпускник любой российской семинарии, как бы далеко от центра она ни располагалась, знал, что, окончив ее, он обладает теми необходимыми знаниями, которые в той же мере готовят его к будущему пастырскому служению или церковной работе, как и те, которые имеют выпускники наших лучших семинарий. Конечно, уровень и глубина этих знаний будут отличаться, но так или иначе все семинарии будут давать знания не ниже определенного, и далеко не низкого уровня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

19) Из Императорского Российского Исторического Музея – Отчет Музея за 1911 г. Приложение и 1912 год. Москва, 1913. 20) Из Императорского Общества Истории и Древностей Российских – Чтения в Обществе 1913 г., кн. 3–4, и 1914 г., кн. 1–2. Москва, 1913–1914. —752— 21) Из Императорского Православного Палестинского Общества – Сообщения Общества 1913 г., вып. 3–4, и 1914 г., вып. 1–2. Спб. 1913–1914. 22) Из Управления Кавказского Учебного Округа – его издание: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 43-й. Тифлис, 1913. 23) Из Императорского Варшавского Университета – Варшавские Университетские Известия 1913 г., вып. VI-IX; и 1914 г., вып. I–V. Варшава, 1913–1914. 24) Из Императорского Университета Св. Владимира – а) Торжественный Акт Университета 26 Января 1914 г. Киев, 1914; б) Кованько, Реформа 19 Февраля 1861 г. Киев, 1914; в) Максимовичу Деятельность Румянцева-Задунайского по управлению Малороссией, Том I. Нежин, 1913; г) Митилино, Право застройки. Киев, 1914. 25) Из Императорского Казанского Университета – а) Обозрения преподавания в 1913–1914 учебном году. Казань, 1913; б) Годичный Отчет Университета за 1912 год. Казань, 1913; в) Грачеву Аберрационное постоянное из Казанских наблюдений широты. Казань, 1913; г) Долгоруков, Неравенства лунных месяцев. Спб., 1912; д) Зарницин. Avidität аглютининов. Казань, 1914; е) Каннабих, Циклотимия. Москва, 1914; ж) Кедрова, О гигантских опухолях женской половой сферы. Казань, 1913; 3) Малиновский, Синовиальные влагалища тыла кисти у взрослых и детей. Казань, 1913; и) Малиновский, О влиянии питуитрина на сокращения матки при родах. Казань, 1913; i) Михайлов, Об отношении блуждающего нерва к дыхательным движениям. Казань, 1914; к) Ноинский, Самарская лука. Казань, 1913; л) Перекропов, Регенерация дефектов нервных стволов при соединении концов сосудистыми трубками. Казань, 1913; м) Перимов, Постоянный подкожный дренаж при асците. Казань, 1914; н) Пичугин, К вопросу о лецитиновом перерождении. Казань, 1913; о) Рабинович, Теория линейных векторфункций. Одесса, 1911: п) Таратынов, О рассасывании мышц при повреждении их. Казань, 1914; р) Тимофеев, О развитии желтого тела яичника человека. Казань, 1913; с) Удинцев, О сосудодвигателях печени. Казань, 1912; т) Шоломович, Наследственность и физические признаки вырождения у душевнобольных и здоровых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Санкт-Петербургской православной духовной академии открылась II студенческая научно-богословская конференция 21 апреля, 2010. Редакция " Правмира " 20 апреля в Санкт-Петербургской православной духовной академии открылась II студенческая научно-богословская конференция. В ее работе принимают участие более 50 аспирантов и студентов духовных и светских учебных заведений. 20 апреля в Санкт-Петербургской православной духовной академии открылась II студенческая научно-богословская конференция. В ее работе принимают участие более 50 аспирантов и студентов духовных и светских учебных заведений. В качестве докладчиков в конференции участвуют представители Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Белорусского государственного университета и Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, а также ряда православных семинарий: Сретенской, Перервенской, Самарской, Казанской, Ставропольской, Рязанской, Калужской, Одесской, Нижегородской, Тобольской, Хабаровской, Смоленской, Костромской, Новокузнецкой, Томской, Воронежской, Саратовской, а также Брянского духовного училища. Цель конференции – предоставить возможность студентам духовных и светских высших учебных заведений изложить в кратких докладах основные положения проводимых ими научных работ, установить дружеские контакты между представителями разных образовательных учреждений, наметить перспективные пути исследований в конкретных сферах. Конференция открылась пленарным заседанием, на котором к собравшимся с приветственным словом обратился ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Он отметил, что в этом году количество ее участников от других вузов увеличилось в полтора раза, что является свидетельством востребованности подобных мероприятий. Ректор рассказал и о другой инициативе, призванной способствовать развитию творческой активности студентов: проводимом в этом году академией совместно с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга среди студентов и молодых преподавателей духовных и богословских учебных заведений конкурсе «Духовное образование в XXI веке».

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburgskoj-...

Среди причин, почему не прислали свои работы студенты духовных семинарий, мне видятся следующие: 1) В сегодняшних семинариях нет стимула к научной работе. Это катастрофа, так как в целом православие —  религия разума и слова. Однако не стоит забывать. Что первое поколение выпускников духовных учебных  заведений осталось у нас практически не востребовано. Вероятно, нынешние студенты просто учитывают  их опыт. 2) Проект «Среда» в целом вызывает настороженность семинаристов — он негосударственный, независимый.  Его надо продвигать. 3) Нынешние семинаристы находятся вне пространства научных исследований. Значит нужно и далее  развивать конкурс и активнее доносить информацию о нём до духовных учебных заведений. В финале встречи были объявлены победители конкурса. Ими стали Первое место Варакина Евдокия Раифовна, Москва, старший преподаватель филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Роль Церкви в жизни современного  человека: взгляд современной русской литературы». Сережко Татьяна Алексеевна, Белгород, старший преподаватель кафедры социальной работы и психологии  Белгородского университета экономики, кооперации и права. «Репрезентация „сакрального“ в повседневных  практиках крестьянства». Хазов Никита Константинович, Санкт-Петербург, студент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, специальность «Религиоведение». «„Культ святых“ как форма  мусульманской народной религиозности». Второе место Белькова Анастасия Анатольевна, Улан-Удэ, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН «Сделка с Богом: культурный код религии в постсоветской Бурятии». Войник Анна Александровна, Санкт-Петербург, магистрант факультета социологии Санкт-Петербургского  государственного университета. «Особенности этнорелигиозной и гражданской идентичности адептов  корейских протестантских организаций Санкт-Петербурга». Комарова Вера Андреевна, Москва, аспирант историко-филологического факультета Российского  государственного гуманитарного университета. «Конфессиональные стереотипы как способ  самоидентификации (старообрядцы и протестанты в восприятии современных крестьян Архангельской  области)».

http://pravmir.ru/sluzhba-sreda-sluxi-o-...

Представители традиционных религий приняли участие в заседании рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 3 октября 2015 г. 20:04 2 октября 2015 года в зале коллегии Министерства юстиции Российской Федерации состоялось очередное заседание рабочей группы по взаимодействию со структурами гражданского общества президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В заседании участвовали исполняющий обязанности председателя Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов, а также руководитель Департамента образования, науки и культуры, начальник отдела по взаимодействию с государственными, общественными организациями и религиозными объединениями Духовного управления мусульман Российской Федерации Ш.Р. Кашаф. После вступительного слова руководителя рабочей группы, министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова были заслушаны и обсуждены выступления старшего преподавателя кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, кандидата юридических наук С.А. Васильева «Об участии общественных объединений в формировании отрицательного отношения к коррупции и предании гласности фактов коррупции (в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы)» и руководителя Департамента антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов Российской Федерации ООО «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» А.Б. Дондупая «Участие общественных объединений в реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года 364 " О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции " в формировании отрицательного отношения к коррупции и придания гласности фактов коррупции (региональный аспект)».

http://patriarchia.ru/db/text/4236305.ht...

Права, которые дал детям Христос Какова ценность детства в христианском обществе? Размышляет Татьяна СКЛЯРОВА, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 8 октября, 2010 Какова ценность детства в христианском обществе? Размышляет Татьяна СКЛЯРОВА, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В своей книге «Ребенок и семейная жизнь при старом режиме» (1960) известный историк детства, философ Филипп Арьес открывает факт, что феномен детства не был известен европейской культуре до эпохи Просвещения. Ребенок воспринимался скорее как несовершенный взрослый. Французский автор проводит свои исследования на европейском материале, начиная со Средневековья — времени уже христианской культуры. Другой факт из судебной системы Российской империи: в XIX веке в России за убийство ребенка преступник судился так же, как за убийство животного. Какова же ценность детства в христианском обществе? Размышляет Татьяна СКЛЯРОВА, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Татьяна Склярова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.  — Филипп Арьес прекрасно объяснил, когда и почему детство стало объектом интереса взрослого человека в науке и культуре. Однако не все его тезисы бесспорны, в том числе один из главных — что «понятия детства не существовало в Средние века». Арьес исследовал только западноевропейскую культуру на материале живописи, истории костюма, делая выводы об отношении к детству в обществе, но это вовсе не означает, что восприятия детства до XVIII века не было! О ценности детства в христианстве — о том, что ребенок ценен сам по себе, а не потому, что готовится стать взрослым, — прежде всего свидетельствует Евангелие. «… Если не обратитесь и не будете как дети , не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). И еще: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 19: 14) — Сам Христос свидетельствует о ценности детского состояния души. Значимость этого периода жизни человека, когда, казалось бы, есть некоторое несовершенство, еще неразвиты ум и воля, определяется такими качествами растущей личности, как цельность восприятия мира, глубинная интуиция, творчество, искренность, непосредственность. Одним из подтверждений безусловной ценности ребенка, признания за ним главного права личности — права на общение с Богом — стала традиция причастия с младенчества.

http://pravmir.ru/prava-kotorye-dal-dety...

" Опыт сотрудничества РусГидро с кафедрой теологии Рязанского Государственного Университета показывает, что в решении социально-психологических и духовно-нравственных проблем теологическое просвещение – ключевой фактор, оно не может быть заменено психологической или социальной помощью " , - заключил энергетик. Протоиерей Дмитрий Лескин рассказал о потенциально конфликтной ситуации, когда мусульманская община Самары стала собирать подписи за право носить религиозную одежду (хиджаб) в образовательных учебных заведениях. Чтобы принять правильное решение, никого не ущемяющее, администрации региона потребовались квалифицированные специалисты — теологи, которых готовит кафедра теологии и истории религий Самарского государственного университета путей сообщения. Профессиональное мнение экспертов подсказало правильное решение, в регионе была введена единая школьная форма. Живая традиция Опытом подходов в организации теологического образования поделились зам. зав. кафедрой теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета Анна Здор и доцент кафедры социальной педагогики и теологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбурга Владимир Блохин. Так, кафедра теологии ДФУ готовит для себя абитуриентов уже со школьной скамьи. Для чего регулярно проводит конференции, религиоведческие школы, олимпиады, конкурсы школьных работ по духовно-нравственной и патриотической тематике. Например, по теме: «Православие в отечественной истории и культуре», «Религия. Отечество. Семья», " Монастыри и монашество в истории православной культуры " , " Библия в мировой и отечественной истории и культуре " , " Духовное возрождение Приморья " и т.д. Заодно решается и задача просветительской работы с молодым поколением и с педагогами. Обязательным для этих мероприятий - встречи школьников и учителей со священниками (в частности, на темы " Любовь, брак и семья в православной культуре " , " Что значит быть христианином в современном мире " ). Кафедра организует для школьников  экскурсии в храмы, дарит им книги и мультимедийные издания по православной культуре. Для учителей преподаватели кафедры проводят мастер-классы (например, по православным праздникам, агиографии, истории монашества), а также готовят электронные хрестоматии с научными и методическими материалами по ОПК (включая и серьезную научную и учебную литературу по истории Церкви, библеистике, православному вероучению, проблемам нравственности, христианскому искусству).

http://e-vestnik.ru/reports/teologiya_pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010