Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ СТУДИТ [греч. Αλξιος Στουδτης] († 20.02.1043), Патриарх К-польский (с 12 или 15.12.1025). Монах, затем игумен Студийского мон-ря . Преподнес находившемуся на смертном одре Василию II († 15.12.1025) главную студийскую реликвию - главу Иоанна Предтечи, за что благодарный император передал ему столичную кафедру, вдовствовавшую после кончины Патриарха Евстафия ; поставление нового Патриарха провел имп. поверенный протонотарий Иоанн в день кончины Василия. Демонстрируя согласие с имп. Константином VIII (1025-1028), А. С. инициировал принятие в июле 1026 г. соборного определения (Τμος συνοδικς) «Против врагов Православия и василевса», подтвержденного имп. новеллой. В период своего Патриаршества А. С. занимался разрешением споров афонских мон-рей, осудил практику передачи мон-рей частным лицам (нояб. 1027) и запретил обращения клириков и монахов в светский суд (янв. 1028). А. С. известен как крупный знаток в области брачного права, по вопросам к-рого сохранилось неск. изданных при нем постановлений, в частности брак между лицами в 7-й степени родства был признан незаконным, но не подлежащим обязательному расторжению (синодальное решение от 17 апр. 1038). Когда перед смертью Константина VIII встал вопрос о браке его 50-летней дочери Зои и избранного в престолонаследники Романа Аргира, человека женатого и состоявшего в дальнем родстве с императором, Патриарх нашел способ разрешить этот казус, определив 8-ю степень родства, при к-рой заключение брака дозволялось (утраченное синодальное постановление от 8/9 нояб. 1028). В благодарность Роман III Аргир (1028-1034) распорядился ежегодно отпускать на нужды Великой ц. (храма Св. Софии К-польской) 80 литр (более 25 кг) золота. После кончины Романа А. С. уже на др. день благословил брак Зои с Михаилом IV , за что получил 50 литр золота и столько же - для клира Св. Софии. Сомнительное с канонической т. зр. поставление Патриарха стало поводом для протеста недовольных им митрополитов (1037), к-рых поддерживал стремившийся к Патриаршему трону временщик Иоанн Орфанотроф, брат императора.

http://pravenc.ru/text/64708.html

Тем не менее очень часто именно женщина оказывалась тем спасительным «наследственным мостиком», посредством которого столь нужные Византии лица получали права на царство. Так, после смерти императора св. Феодосия II Младшего (408-450) его старшая сестра св. Пульхерия (450-453) избрала своим супругом св. Маркиана (450-457), который стал новым царем . Таким же способом получил права на корону император Зенон (474-475 и 476-491), муж св. Ариадны (452-515), дочери императора св. Льва I Великого (457-474), не оставившего наследника по мужской линии. Примечательно, что св. Ариадна была признана императрицей не по отцовой линии, а уже как жена императора Зенона. И после его смерти, как законная царица, она привела к трону своего нового супруга Анастасия I (491-518) . Император Михаил I Рангаве (811-813) получил власть по негласному праву преемства через свою жену, которая приходилась дочерью покойному императору Никифору I Геннику (803-811) и сестрой умирающему царю Ставракию (811) . Множество интереснейших прецедентов дала знаменитая Македонская династия. Как известно, Роман III Аргир (1028-1034) и Михаил IV Пафлогон (1034-1041) стали царями после женитьбы (один вслед за другим) на принцессе Зое (978-1050) – после смерти ее отца Константина VIII (1025-1028) не осталось наследников по мужской линии. Однако попытка законно усыновленного императрицей Зоей Михаила V Калафата (1041-1042) захватить единоличную власть привела честолюбца к трагическому финалу. Обвинив (разумеется, ложно) свою «мать» в волшебстве, Калафат сослал ее на остров Принца, где несчастную женщину постригли в монахини. Но буквально на следующий день, 19 апреля 1042 г., в столице начались беспорядки, на улицах Константинополя раздался крик: «Не хотим иметь Калафата царем! Верните к власти нашу матушку Зою, урожденную и законную нашу царицу!». В итоге Зоя были призваны на царство (монашеский обет, конечно, был с нее снят) вместе со своей сестрой Феодорой (1042-1056), несмотря на то что та тоже уже несколько лет пребывала в монастыре; а Калафат - ослеплен .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Перерыв в имп. строительстве в К. наступает при бережливом имп. Василии II Болгаробойце (976-1025). Проявив активность в поддержке изобразительного искусства, в сфере архитектуры Василий не сделал практически ничего, кроме вынужденного восстановления арм. зодчим Трдатом купола собора Св. Софии в 994 г. после землетрясения 986 г. Историк Михаил Пселл (сер. XI в.) обвиняет Василия II в том, что он предпочитал строить хранилища для казны: «Когда же в специально построенных хранилищах не хватило места, он велел вырыть подземные лабиринты, наподобие египетских склепов, и в них спрятал немалую долю собранного» ( Mich. Psell. Chron. VI 31). Напротив, преемники Василия II в XI в. активно растрачивали скопленные им деньги на строительство роскошных ктиторских храмов, зачастую необычной формы. Имп. Зоя восстановила храм Христа Антифонита. Имп. Роман III Аргир (1028-1034) с необыкновенной пышностью возвел храм Пресв. Богородицы Перивлепты ( Dark. 1999). Набожный, сильно болевший и раскаивавшийся в убийстве своего предшественника имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) с большим размахом перестроил храм святых Космы и Дамиана. Строительство и 2-кратное увеличение храма св. Георгия в Манганах имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) Михаил Пселл считает примером безрассудных трат. Вероятно, одновременно с этим храмом по соседству были заложены дворец Манганы и мон-ри Пресв. Богородицы Панахрантос и Христа Человеколюбца (Филантропа; Demangel, Mamboury. 1939). К 1-й пол. XI в. относится и первоначальный тетраконх Панагии Мухлиотиссы с 3 нишами в каждой апсиде ( Μπορας. 2005). Впрочем, после царствования Константина IX этот церковный строительный бум прекратился. Вопреки мнению С. Манго ( Mango C. Byzantinische Architektur. Stuttg., 1975. S. 208) о том, что строительная активность императоров продолжалась до 1071 г., отсутствие значительных ктиторских построек после сер. 50-х гг. XI в. показывает, что уже к этому времени нараставшие финансовые трудности привели к временному сокращению расходов двора на дорогостоящие столичные церковные проекты. Напротив, имп. Исаак I Комнин (1057-1059) «отнял у храмов почти всю их собственность, передал ее в казну, а им самим определил только самое необходимое» ( Mich. Psell. Chron. VII 60). Характерно, что о пригородном храме в мон-ре Пиперудион, заложенном имп. Евдокией Макремволитиссой в 1064 г., историки упоминают только в контексте ее ссылки.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Расточая казну, император восполнял ее путем ужесточения налогового гнета. Он отменил распоряжение покойного брата и взыскал недоимки за голодные (1022 – 1025) годы. В ответ восстал Навпакт, стратиг города погиб. Подавив мятеж, василевс распорядился казнить городского епископа за то, что тот не смог удержать горожан в почтении к власти. Видя явную неспособность монарха к управлению, группа военных решила его устранить, но доносчик выдал заговорщиков, и их глава – стратиг Никифор Комнин-в 1027 г. поплатился за смелость глазами. Однако не следует думать, что все пошло совсем плохо. Даже такой правитель не сумел разрушить доставшегося ему в наследство. Десант, во время подготовки которого умер Василий Болгаробойца, высадился на Сицилии, и, хотя целиком остров захватить не удалось, кое-какой плацдарм византийцы там удержали. Двумя годами позже Константин Диоген отбросил за Дунай напавшую на империю орду печенегов, а стратиги Хиоса и Самоса надолго избавили Эгейское море от набегов африканских пиратов. В ноябре 1028 г. престарелый распутный тиран заболел и начал, за неимением сына, искать себе преемника. Так как старшая дочь его, Евдокия, была монахиней, василевс решил выдать замуж за претендента среднюю, Зою, или младшую – Феодору. Последняя, несмотря на довольно приличный (за сорок) возраст, отказалась от свадьбы наспех и с кем попало, а вот среднюю это не испугало. Сначала император решил обручить ее с Константином Даласином, но тот был далеко, и умирающий царь избрал в женихи пятидесятилетней Зое шестидесятилетнего синклитика Романа Аргира. 12 ноября состоялась церемония бракосочетания, а спустя день или два император Константин VIII, последний мужчина Македонского дома, умер. Михаил Пселл обвинил впоследствии Константина, что именно при нем «заболела» ромейская империя: «... он-то впервые начал вздувать тело государства. Одних подданных он раскормил деньгами, других по горло набил чинами и сделал их жизнь нездоровой и пагубной...» с. 155]. Роман III Аргир (ок. 968 – 1034, имп. с 1028)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 апреля 1034 г., когда Роман III Аргир еще лежал непогребенным, Зоя отпраздновала свадьбу со своим любовником Михаилом (родом из Пафлагонии, откуда и прозвище) и, таким образом, возвела его на трон. Иоанн Скилица с презрением именует его «трехгрошовым человеком» с. 37]. Пселл другого мнения: «Характер Михаила заставляет меня раздваиваться в своих суждениях». Новый василевс был неучен, но «воспитал свой нрав лучше, чем иные постигшие эллинскую науку философы». Он отличался умом, усердием, как человек был прост и доброжелателен. «Скажу об этом муже следующее: если бы не братья, с которыми его связала злая судьба... с ним не мог бы поспорить ни один из прославленных императоров» с. 36]. А братьев у василевса было четверо: три евнуха (Иоанн, Константин, Георгий) и неоскопленный Никита, стратиг Антиохии. Никита к 1034 г. умер, а остальные с жадностью набросились на «пирог», доставшийся Михаилу, стремясь урвать кусок пожирнее. Многочисленные родственники «пафлагонцев» – так звали братьев в народе – старались не отставать от предприимчивых евнухов. Наибольшим авторитетом среди них пользовался Иоанн Орфанотроф («кормилец сирот», т.к. в его ведении находились государственные приюты). По свидетельству Пселла, способный, хитрый и коварный евнух «обладал трезвым рассудком и умен был, как никто, о чем свидетельствовал его проницательный взгляд. С усердием принявшись за государственные обязанности, он проявил к ним большое рвение и приобрел несравненный опыт в любом деле, но особую изобретательность и ум выказал при обложении налогами... Ничто не укрывалось от него и никто не помышлял от него укрыться... он был изменчив душой, умел приноровиться к самым разнообразным собеседникам и в одно и то же время являл свой нрав во многих обличьях. Напившись (а он питал слабость к вину), Иоанн сразу пускался во все безобразия; тем не менее он ив этом состоянии не забывал печься о государственных делах, сохраняя свирепое выражение лица и хмурый взгляд» с. 38]. Единственным постоянным качеством Орфанотрофа являлась его преданность брату-василевсу. Это, впрочем, не мешало Иоанну расшатывать державу, назначая на высшие посты государства родню и закрывая глаза на ее воровство и  иные бесчинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ СТУДИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексий Студит (греч. Αλξιος Στουδτης; + 1043 ), патриарх Константинопольский (с 12 или 15 декабря 1025) Монах , затем игумен Студийского монастыря . Преподнес находившемуся на смертном одре Василию II (+ 15.12.1025) главную студийскую реликвию - главу Иоанна Предтечи , за что благодарный император передал ему столичную кафедру, вдовствовавшую после кончины патриарха Евстафия ; поставление нового патриарха провел имп. поверенный протонотарий Иоанн в день кончины Василия. Демонстрируя согласие с имп. Константином VIII (1025-1028), Алексий Студит инициировал принятие в июле 1026 года соборного определения (Τμος συνοδικς) " Против врагов Православия и василевса " , подтвержденного императорской новеллой. В период своего патриаршества Алексий Студит занимался разрешением споров афонских монастырей, осудил практику передачи монастырей частным лицам (ноябрь 1027) и запретил обращения клириков и монахов в светский суд (январь 1028). Алексий Студит известен как крупный знаток в области брачного права, по вопросам которого сохранилось несколько изданных при нем постановлений, в частности брак между лицами в седьмой степени родства был признан незаконным, но не подлежащим обязательному расторжению (синодальное решение от 17 апреля 1038). Когда перед смертью Константина VIII встал вопрос о браке его 50-летней дочери Зои и избранного в престолонаследники Романа Аргира , человека женатого и состоявшего в дальнем родстве с императором, патриарх нашел способ разрешить этот казус, определив восьмую степень родства, при которой заключение брака дозволялось (утраченное синодальное постановление от 8/9 ноября 1028). В благодарность Роман III Аргир (1028-1034) распорядился ежегодно отпускать на нужды Великой церкви 80 литр (более 25 кг) золота. После кончины Романа Алексий Студит уже на другой день благословил брак Зои с Михаилом IV , за что получил 50 литр золота и столько же - для клира Св. Софии.

http://drevo-info.ru/articles/13680010.h...

B. Впечатление необразованных варваров от византийского церемониала. Время его возникновения. Руководство обер-гофмаршала Филофея. Местничество среди духовенства. Солунский викариат (42–46). C. Никита Акоминат. Георгий Αкрополит: жизнь его и сочинения. 12 бил. А. Никифор II Фока. Армия. Столкновение с духовенством. Оттон Великий. Война на Востоке. Святослав Киевский. Иоанн I Цимисхий. Церковные дела. Богомильство. Ликвидация болгарских отношений. Борьба в Азии. Фатимиды. Гибель Цимисхия. Майордомы и латифундии (92–99). В. Силенций. Его состав и значение. Участие столицы и провинции. Значение форм дипломатических сношений. Посольская служба (47–51). С. Георгий Пахимер. Историческое сочинение времени посла 1261 г. Никифор Григора. Жизнь, деятельность. «Римская История». Иоанн VI Кантакузин . Жизнь. «История» (54–61). 13 бил. А. Василий II Болгаробойца. Характеристика. Варда Склир. Варда Фока. Отношение к Руси. Расправа с Василием Евнухом, с Евстафием Малеином и знатью. Аграрное законодательство. Три войны с болгарами. Самуил. Триумф Болгаробойцы. Политика относительно Болгарии. Первый поход Василия на Восток. Армянские дела. Сельджуки. Вмешательство Василия в дела Армении и Грузии. Заключение о царствовании Василия и взгляд на дальнейшее (99–108). В. Сношения с хазарами. Их государственное устройство и религия. Печенеги. Турки. Китайцы. Вывод о ромейской дипломатии (51–56). С. Лаоник Халкондил. Дука. Григорий Франэ. Критовул (63–70). 14 бил. А. Константин VIII. Зоя. Роман III Аргир. Его внутренняя политика (отмена аллиленгия) и церковные меры. Восстановление храма Воскресения. Георгий Маниак и борьба на Востоке. Михаил IV Пафлагонец. Скандинавы. Сицилия. Восстание болгар. Михаил V Калафат. Константин IX Мономах. Норманны и Маниак. Потеря Италии. Окончательное разделение церквей. Печенеги. Армения (ее положение и религиозная политика греков). Сельджуки. Феодора. Михаил VI Стратиотик. Исаак I Комнин. Характер правления. Удаление (109–118). В. Разделение гражданской и военной власти. Причины их слияния в некоторых местах. Очерк управления флотом (57–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации VI Упадок империи (1026 - 1081). Константин VIII, Зоя, Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагонец, Михаил V Калафат, Константин IX Мономах, Михаил VI Стратиотик, Исаак I Комнин, Константин X Дука, Роман IV Диоген, Михаил VII Дука Парапинак, Никифор III Вотаниат, Алексей I Комнин. VI Упадок империи (1026 - 1081). Константин VIII, Зоя, Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагонец, Михаил V Калафат, Константин  IX Мономах, Михаил VI Стратиотик, Исаак I Комнин, Константин X Дука, Роман IV Диоген, Михаил VII Дука Парапинак, Никифор III Вотаниат, Алексей I Комнин. Открыть файл в формате PDF Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/720580/

Византийские императоры Константин Великий (единоличное правление) – 324–337 Константин – 337–340 Констант – 337–350 Констанций – 337–361 Юлиан Отступник – 361–363 Иовиан – 363–364 Валент – 364–378 Феодосий Великий – 379–395 Аркадий – 395–408 Феодосий II Младший – 408–450 Маркиан – 450–457 Лев I – 457–474 Лeb II – 474 Зинон – 474–491 Анастасий I – 491–518 Юстин I – 518–527 Юстиниан I Великий – 527–565 Юстин II – 565–578 Тиверий II – 578–582 Фока – 602–610 Ираклий – 610–641 Константин II – 641 Ираклон – 641 Константин III ( Констант II ) – 641–688 Константин IV – 668–685 Юстиниан II – 685–695 Леонтий – 695–698 Тиберий III (II) (Апсимар) [Возможна разница в «нумерации» в связи с тем, считать или не считать в данном случае преемника Августа императора Тиберия (14–37) первым императором, обладающим этим именем. Кроме того, разница в «нумерации» возможна в связи с тем, считать или не считать императора Тиберия (578–582) вторым или первым обладателем этого имени] – 698–705 Юстиниан II (вторично) – 705–711 Филиппин Вардан – 711–713 Анастасий II (Артемий) – 713–715 Феодосий III – 715–717 Лев III – 717–741 Константин V Копроним – 741–775 Лев IV Хазар – 775–780 Константин VI – 780–797 Ирина – 797–802 Никифор I – 802–811 Ставракий – 811 Михаил I Рангаве – 811–813 Лев V Армянин – 813–820 Михаил II – 820–829 Феофил – 829–842 Михаил III – 842–867 Василий I – 867–886 Лев VI Философ – 886–912 Александр – 912–913 Константин VIII Багрянородный [ До 944 г. – император номинально.] – 913–959 Роман I Лакапин (соправитель Константина VII) – 919–944 Стефан и Константин, сыновья Романа Лакапина – дек. 944-янв. 945 Роман II – 959–963 Никифор II Фока – 963–969 Иоанн I Цимисхий – 969–976 Василий II Болгаробойца – 976–1025 Константин VIII – 1025–1028 Роман III Аргир – 1028–1034 Михаил IV Пафлагонец – 1034–1041 Михаил V Калафат – 1041–1042 Феодора и Зоя – 1042 Константин IX Мономах – 1042–1055 Феодора – 1055–1056 Михаил VI Стратиотик – 1056–1057 Исаак I Комнин – 1057–1059 Константин X Дука – 1059–1067 Роман IV Диоген – 1067–1071 Михаил VII Дука Парапинак – 1071–1078 Никифор III Вотаниат – 1078–1081 Алексей I Комнин – 1081–1118 Иоанн II – 1118–1143 Мануил I – 1143–1180 Алексей II – 1180–1183 Андроник I – 1182–1185 Исаак II Ангел – 1185–1195 Алексей III – 1195–1203 Исаак II (вторично) и Алексей IV – 1203–1204 Алексей V Дука Мурзуфл – 1204 Феодор I Ласкарь – 1204–1222 Иоанн III Дука Ватац – 1222–1254 Феодор II Ласкарь – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 Михаил VIII Палеолог – 1261–1282 Андроник II – 1282–1328 Михаил IX – 1295–1320 Андроник III – 1328–1341 Иоанн V – 1341–1391 Иоанн VI Кантакузин – 1341–1354 Андроник IV – 1376–1379 Иоанн VII – 1390 Мануил II – 1391–1425 Иоанн VIII – 1425–1448 Константин XI – 1449–1453 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Это обстоятельство только способствовало укреплению и без того сильной и независимой позиции турок, и так долгое время фактически контролировавших Багдад. И когда в это смутное время объявился некий Абуль Харис Арслан аль-Бесарири, заявивший о необходимости разрушить Халифат и свергнуть халифа, несчастный аль-Каим-Биамриллах обратился не к Буидам, которым было не до него, а к султану турок-огузов Тогрул Беку (1038–1063), основателю будущей великой династии Сельджуков. И тот легко справился с поставленной задачей, но... себе на пользу. Об этом рассказ у нас будет впереди 734 . Тем временем Египетские Фатимиды, во главе которых стал сын таинственно скрывшегося аль-Хакима Аз-Захир (1021–1036), могли наконец заполучить вожделенную Сирию. Но, к несчастью для Фатимидов, царственный юноша вскоре умер от оспы, а его сын, 7-летний ребенок невольницы-негритянки, аль-Мустансир (1036–1094), по вполне понятным причинам никак не мог управлять государством. Власть фактически перешла в руки его матери, создавшей в короткое время негритянскую гвардию численностью до 50 тыс. человек. Жестокая и необразованная женщина, она скоро перессорила между собой всех аристократов и, постоянно опасаясь заговоров, отстранила от командования войском единственного уважаемого солдатами полководца Дизбирия, завоевавшего Сирию. Неудивительно, что турки, влияние которых не ограничивалось отнюдь лишь Багдадом и Хорезмом, в скором времени стали чувствовать себя в Египте хозяевами положения 735 . Поэтому, возвращаясь к Роману Аргиру, скажем, что на фоне этих нестроений у того были неплохие шансы вернуть Византии сирийские владения. Но для этого во главе войска должен был стоять не философствующий гражданский чиновник, а железный полководец типа Фоки или Цимисхия. Летом 1030 г. император торжественно и пышно прибыл в Антиохию, словно давая театральное представление, а не готовясь к сражениям. Прознав о намерениях царя, сарацины направили к Роману Аргиру послов с уведомлением о своем нежелании начинать войну. Они напомнили императору, что не давали повода для войны, четко соблюдали свои обязательства перед Римской империей, но если Аргир решится воевать, Бог им будет судьей. Видимо, Аргир действительно прогневал Господа, поскольку удача никак не желала признать его своим избранником. Едва греческая армия выступила из Антиохии, как тут же попала в засаду и потерпела поражение от войска эмира Алеппо. Первыми оставили боевые порядки царские телохранители – о причинах этого скажем чуть ниже, а затем побежало и остальное войско. Армия потеряла весь свой обоз, и врагам даже достался царский походный шатер с множеством драгоценностей. Сам император едва спасся бегством, но потом собрал остатки войска и держал совет со стратигами о том, что делать дальше. Видимо, почувствовав тайные желания императора, командиры предложили василевсу вернуться в Константинополь, а войну оставить военачальникам; Аргир тут же согласился 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010