Насколько сейчас удалось установить, выпуск на рынок граммофонных пластинок с церковным пением начался около 1905 г. немецкой фирмой «Граммофон», имевший свой филиал в Риге. Затем граммофонные пластинки с русским церковным пением стали выпускаться в России фирмами «Патефон» (французской фирмы Pathefreres), «Зонофон» и другими. Незадолго до 1910 г. появились и двусторонние пластинки большего, чем нормальные пластинки, диаметра («Zonophone Grand»). Если киевский лаврский хор зависел от Киевского митрополита, то другие, частные хоры были в своих действиях дезависимы и могли напевать граммофонные пластинки по своему усмотрению и по договору с издающими граммофонные пластинки фирмами. Пластинки с церковным пением имели успех. По-видимому, и взгляд некоторых иерархов на граммофон и на механическую запись церковного пения стал в некоторых случаях изменяться, и больше не встречалось препятствий для записи церковного пения на граммофонных пластинках. Потому могли быть сделаны записи и изданы быть граммофонные пластинки для широкого круга интересующихся с записью экфонетиеи знаменитых русских протодиаконов (Розова, Малинина, Здиховского, Вербицкого) и записи пения наиболее тогда известных русских церковных хоров: храма Христа Спасителя в Москве, хора И. Юхова в Москве, московского же хора Васильева, Синодального хора, хора А. А. Архангельского в Петербурге и других. Все такие пластинки представляют собой теперь редчайшие антиквариат. Только случайно удается их найти в собрании какого-нибудь коллекционера-любителя (как это ни парадоксально – преимущественно из не русских и не православных) или у торговца старым хламом на так называемом «блошином рынке». Некоторые из таких случайно обнаруженных пластинок сохранилось довольно сносно, другие же так порочны, поцарапаны, что их можно с трудом прослушивать. Последние известные нам издания таких пластинок, выпущенные на территории России, были сделаны в 1916 г. Наступившие после этого политические события прекратили выпуск граммофонных пластинок с русским церковным пением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло? Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло? В чем смысл Дня Победы и шествия с портретами победителей – размышляет священник Димитрий Трибушный. Священник Дмитрий Трибушный Благодарю Бога за то, что принадлежу к народу, не верящему в существование смерти. Русский человек после «со святыми упокой» не растворяется в мировом ничто, не исчезает с нашего жизненного горизонта. И вопреки молитве совсем не успокаивается. Мертвые беспокоят нас во сне, мы ощущаем их поддержку с той стороны бытия. Мы не боимся прикасаться к мощам, ходим на кладбища, зная, что нас слышат. Опуская человека в землю, мы не отпускаем его. Русский человек не готов смиренно принимать свой уход как факт, свойство мира, изначально устремленного к смерти. Он творит невозможное. Противостоит последнему врагу (1 Кор. 15:26). И скромный библиотекарь всерьез готовится воскресить своих предков. Есть что-то федоровское в идее Бессмертного полка. Даже удивительно, что он появился так поздно. С самого начала событие Великой Отечественной войны было осмыслено в перспективе вечности. Вспомним вечный огонь, классических «Вечно живых» Розова и пронзительных «Сошедших с небес» Натальи Трощенко. Вся страна повторяла как пароль: Наши мертвые нас не оставят в беде. Наши павшие – как часовые. Сегодня много спорят о Георгиевской ленте, но вне всяких сомнений ее семиотика – семиотика жизнеутверждающего мученичества, пасхальной победы жизни над смертью. Нужна особая духовная оптика, чтобы узреть силу в слабости, торжество в поражении. Евангельская оптика. Но для нашего современника, уже снявшего нательный крест, подобные истины не очевидны. В мире победившей смерти не удивляешься вопросу: «Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло?» А еще несколько лет назад такой совопросник воспринимался как марсианин. Есть что-то федоровское в идее бессмертного полка, но сам Николай Федоров опирался в том числе и на литургическое предание Православной Церкви. И сегодня шествие с портретами героев Великой Отечественной ассоциируется с такими священнодействиями, как проскомидия и крестный ход.

http://pravmir.ru/bessmertnyie-v-etot-de...

Его артистическая молодость пришлась на начало «оттепели», и сам он стал одним из важнейших лиц этого временискончал 28 октября. ПРАВМИР. В Москве накануне, 27 октября, скончался заслуженный артист России Владимир Михайлович Земляникин. Владимир Земляникин ушел из жизни в день своего 83-летия, сообщает пресс-служба театра «Современник», в котором служил актер. Владимир Земляникин окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина в 1956 году, работал в Театре-студии киноактёра, а с 1959 года стал артистом труппы «Современника». Его артистическая молодость пришлась на начало «оттепели», и сам он стал одним из важнейших лиц этого времени, тех, с кем оно ассоциируется по сей день. В 1957 году он сыграл одну из главных ролей – Сережу Давыдова – в фильме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу». Известен также ролями в фильмах «Шумный день», «Разные судьбы», сага «Вечный зов», «Особо важное задание», «Битва за Москву» (всего около полусотни картин). Фото: РИА Новости «Его полюбили зрители – открытым, светлым, «положительным героем», но лишенным патетики и преувеличенно широких жестов: настоящим, современным, ни в одном движении не фальшивым. Ему хотелось верить, в его обаяние можно было влюбиться. И Земляникин стал кумиром тогдашней молодежи», – говорят коллеги актера. «Но ему не хотелось оставаться в рамках одного амплуа – поначалу нового, истинно «оттепельного», но, как всякое амплуа, ограничивающего артиста и потому быстро наскучивающего. Красивый молодой человек, артист, наделенный особым театральным очарованием, став частью самого «оттепельного» театра – «Современника», – пошел по пути наибольшего сопротивления. Он играл роли на преодоление, роли, на первый взгляд противоречившие его актерской фактуре, как будто не предназначенные для него. И это получалось у него удивительно: Владимир Земляникин, с его широкой улыбкой, лучистым взглядом, и в жизни волевой человек с сильным характером, играл сложных героев», – говорят в театре. В «Современнике» Владимир Михайлович начал с самого «оттепельного» автора – Виктора Розова, сыграв Петра Ивановича Зайцева в «Вечно живых». Позже играл Лукашова в спектакле «Два цвета» по пьесе А. Зака и И. Кузнецова, Генриха в «Голом короле» по пьесе Е. Шварца и др.

http://pravmir.ru/izvestnyiy-akter-vladi...

Что же касается Знаменской церкви, то оставалось решить лишь один вопрос: как быть с постановлением Президиума ВЦИК от 20 февраля 1931? Видимо, его можно было обойти, только договорившись с обновленческой епархией «по-хорошему». И такая договорённость с обновленческим архиепископом Петром Рождественским, 2 июля 1931 г. сменившим епископа Софонию, была достигнута. Чтобы всё выглядело более или менее прилично, президиум горсовета 2 февраля 1932 г. принял постановление об организации в Ярославле детского театра. «Учитывая, что до сего времени в г. Ярославле совершенно отсутствует, за исключением нерегулярных киносеансов, культурное обслуживание детей дошкольного и школьного возраста, считать необходимым организацию в городе детского театра, - говорилось в постановлении. - В связи с письменным согласием религиозной общины Знаменской часовни на переход в другое молитвенное здание, указанную часовню передать для нужд детского театра, предложив комиссии по культам оформить передачу часовни». 26 февраля председатель комиссии по религиозным вопросам при Яргорсовете Мартьянов направил «исполнительному органу религиозной общины Знаменской часовни» письмо: «Вследствие поступившей от Общества „Друг Детей“ просьбы о предоставлении занимаемого вами помещения для Театра юных зрителей и учитывая изъявленное вами согласие об освобождении занимаемой часовни, комиссия по вопросам культа Яргорсовета предлагает вам объединиться для отправления религиозных потребностей с Пятнице-Туговской общиной. С получением сего подтвердите ваше согласие на объединение с упомянутой выше общиной и представьте нам перечень предметов культового имущества, подлежащих передаче из Знаменской часовни в Пятнице-Туговской храм». 27 февраля требуемое согласие было подтверждено. 7 марта в присутствии секретаря горсовета, представителей союза безбожников, музея, ОГПУ и врачей Розова и Мельника были вскрыты мощи святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина, находившиеся в Знаменской церкви. Затем мощи передали в антирелигиозный музей. 8 марта состоялась «проверка всего имущества Знаменской церкви». Проверяльщики обнаружили не значившиеся в описи ризы, а также нехватку двух наперстных и двух напрестольных крестов и обитого железом сундука. «Комиссия постановила всё имущество, могущее быть использовано по прямому назначению, как столы, шкафы, ковры, дорожки, мелкую деревян. золочёнку и все проч., а также и облачение, за исключением которая согласно описи, передана общине „Пятница Туговская“, зачислить в Госфонды, предметы, составляющие историческую ценность, передать Музею, остальное культовое имущество, не могущее быть использованным, как иконы, книги и аналой, передать ОГПУ».

http://sobory.ru/article/?object=01105

Но все, что решили о нем, думаю, лучше, чем та кутерьма, в какой сейчас живут приезжавшие к Вам Гурий 121 и другой. Это, как показала жизнь, является источником многих заболеваний, да и его нервность и горячность едва ли сослужат ему хорошую службу. Помолитесь, чтобы Господь сохранил его таким, каким Вы любите его, и об этом воздохните там, где теперь так тихо и пустынно и где такое большое сокровище и радость для напаствуемых 122 . Маме и Вашим привет. Постарайтесь как- нибудь полюбить мою Верочку 123 . Она очень похожа на меня, но жизнь ее изломана. Сколько радости приносят Ваши письма, и без цветов (которые у нас не пропускают, очевидно, потому, что затоскует сердце от их вида и привета) они благоухают. Вот Ваше служение тем, кого Вы так любите и кому хотите помочь хоть чем-нибудь. Получено письмо только от 4–6/VI. Данилов 124 тоже получил Ваше, а вся предыдущая Ваша почта на всех нас, очевидно, не доходила до Москвы. Лучше попытаться со Славой 125 или Василием Никифоровичем, которому с его женой 126 передайте поклон и скажите, что Владыка Варлаам сейчас гостит у Тани 127 до Москвы, а там уже они будут бросать его городским. Теперь нам понятно, кто у Вас поселился 128 . Смотрите, как Бог вознаграждает за все Ваши житейские лишения. Разве может что-либо сравниться с тем счастьем, что Вы под одним кровом с таким человеком! Земно кланяюсь ему, лобызаю и его теперешние скорби и его исхождение, по примеру древних, для утешения тех, кто стоит почти у черты безнадежья и духа мрака. Как радостно, Вы это понимаете, когда скорби верных принимают на себя его старческие плечи и таким образом не только духовно, но и физически разделяют и носят на себе немощи немощных. Как это трогательно и как светло от этого! Да утешит его Господь за его ревность к Его правде и за то, что не усумнился лучше страдать с верными Ему, чем примириться с теми, кто устами своими говорит, что любит Бога, а своими делами далеко отстоит от Его правды. Ваня давно уже гуляет вместе со мной. Он нисколько, как, конечно, это и нужно было ждать, не меняется здесь. По-прежнему боится за мое духовное совершенство и по-прежнему «жесток сердцем» – конечно, в хорошем смысле этого термина. Данилова тоже видим и встречаемся на свиданиях. Это такое утешение, что большего не смею и желать. Саши и Кости 129 , ставшие такими просвещенными, и все их дела и громкие речи сделают только то, что их лучше поймут и оценят, насколько искренне они служат Богу. В Москве недавно хоронили отца Розова 130 . Как говорили нам, его хоронили истинные священники, народу была такая масса, что погребальная процессия растянулась на несколько кварталов, и провожающие пели почти все время «вечная память». Это была достойная дань не только его таланту, но думаю, гораздо больше тому, что в последнее время он явил твердость своей души 131 . Привет маме и еще раз Батюшке. Помолитесь за всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда гибнет Женечка, это становится очевидным – взгляд Жени тухнет, становится серым и безжизненным… На войне может быть любовь и лирика, но сама война ни любви, не лирики не рождает.    Завтра была война (1987, режиссер – Ю. Кара) Завтра была война (1987, режиссер – Ю. Кара) Еще один фильм по повести Бориса Васильева – кстати сказать, писатель стал автором сценария для киноленты Юрия Кары. Строго говоря, фильм «Завтра была войны» - не о войне. О том, как жили накануне. О тех, кто пошел воевать за родную страну. Действие картины происходит в провинциальном городке. Юным героям, школьникам, открытым для дружбы и любви, приходится столкнуться с политическим фанатизмом, предательством и ложью периода сталинизма, пережить страшные потери. Но они сохраняют душевную чистоту и верность своим идеалам. И именно они и будут защищать Родину в боях Великой Отечественной войны - комсомолка Искра Полякова, дочь арестованного Вера Люберецкая, кокетка Зиночка, хороший товарищ Жора Ландыс. Честный и жесткий фильм, который к финалу становится еще жестче – ведь зритель знает, что за «трудным» високосным 1940-м годом придет 1941-й…    Летят журавли (1957, режиссер – М. Калатозов) Летят журавли (1957, режиссер – М. Калатозов Фильм «Летят журавли», получивший в 1958 году Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля (единственный из всех советских фильмов), был снят режиссером Михаилом Калатозовым по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Рабочее название этого фильма было «За твою жизнь». За жизнь Вероники и своих родных уходит воевать на фронт Борис. За жизнь любимых людей гибнет. А дома его никак не могут дождаться – сначала Вероника под давлением обстоятельств выходит замуж, потом, разочаровавшись в муже-подлеце, не верит в гибель Бориса… Вообще, кинолента насыщена множеством сюжетных поворотов и событий – их хватило бы не на одну серию, если бы фильм снимался где-нибудь в мексиканской телестудии. Удивительная эмоциональная сила сквозит в каждом кадре картины, заставляет сопереживать героям даже тогда, когда они совершают, казалось бы, непростительные ошибки. Но в том-то и дело, что «Летят журавли» - фильм о любви, которая прощает все и всегда. И ошибка, проступок могут быть исправлены, если только человек – не окончательный негодяй.

http://pravoslavie.ru/47130.html

4). Предоставить крестьянским обществам по добровольному их согласию, выраженному в приговоре, надлежащим образом утвержденном, назначить по своему усмотрению мирские сборы для увеличения средств к устройству и упрочению подобных первоначальных школ, и для выдачи усердным преподавателям вознаграждения, которое однако же не должно превышать двух рублей серебром на каждого, действительно обучающегося мальчика или девочку»... Его Высокопреосвященство предложил, «чтобы священно-церковнослужители и жены их, желающие обучать крестьянских детей, как мальчиков, так и девочек, не далее, как через месяц прислали отзывы с объяснением – в собственных домах желают производить обучение, или в зданиях, отведенных крестьянами». В 186162 уч. году о. Ев. Н. Сосунцов открыл школу в своем доме. Потом она перешла в церковную сторожку. Причетники, по неимению азбук, буквы написали на потолке. Чиновник особых поручений Казанской Палаты Госуд. Имуществ Ловейко 2 марта 1862 г. за 271 прислал 25 экз. русской азбуки и примеров чистописания. В 1863 г. было 19 учеников. Питомцы школы не помянули лихом церковную сторожку. Красноречивым свидетельством признательности первого ученика, вышеупомянутого 3.И. Бажанова, Адр. Петр. Гришина (Атасова) и нек. др. служит расширенный храм, а также усердие к храму представителя от прихожан Мих. Петр. Миронова и др. По смерти о. Сосунцова школа перешла в дом Ос. Гавр. Бажанова при волостном правлении, на месте, занимаемом теперь причтовым зданием, а заниматься стал о. Протодьяконов. Сем. Ив. Ловейко часто навещал школу, испытывал познания учеников и привозил целые кульки гостинцев для учащихся. Добрым словом поминают «Ловейкина» не только бывшие ученики, но, как упомянуто, целая дер. М. Алаты за содействие их ходатаю Храмцову по делу осушения лугов. Высочайше утвержденное 14 июля 1864 г. «Положение о начальных народных училищах» узаконило и упорядочило существующие школы. Для заведывания ими попечителем округа П.Д. Шестаковым 17 октября 1866 г. был открыт Казанский Губернский Училищный Совет в составе председателя архиепископа Афанасия (9 ноября 1866 г. уволен на покой), и. д. губернатора Ем. Андр. Розова, членов от земства профессоров А.М. Бутлерова и Арк. Ив. Якобия, директора Ос. Ант. Имшеника, и с Высочайшего соизволения приглашенного знатока инородческого просвещения проф. Н.И. Ильминского и безвозмездного делопроизводителя Н.В. Разумова (секретаря Консистории). В 1867 г. был организован и Уездный Училищный Совет в составе избранного председателя о. М.М. Зефирова (потом проф. университета), представителей земства священников с. Каймар Ив. Ив. Арнольдова и Тарлаш – Павла Ал. Дульцинского, штатного смотрителя уездного училища и исправника (Ловейко). После священников Арнольдова и Дульцинского были избраны профессора Д.А. Корсаков и А.И. Якобий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Её красивая величественная наружность, светлый ум, дар слова, нередко обращали на нее внимание людей совершенно ее не знавших. Случалось, что лица встретившись с ней в вагоне железной дороги и поговоривши с ней несколько времени, совершенно изменяли свои взгляды, а некоторые даже продолжали свое знакомство и вели переписку. Проницательность её ума была прямо поразительная. Часто она останавливала свое внимание на людях с виду ничего незначущих и напротив развитых и красноречивых проходила невниманием. Действительно впоследствии оказывалось, что под красноречием скрывалась внутренняя пустота, а под молчаливостью высокие душевные качества. Даже и в людях с настоящим духовным развитием она умела отличать более глубокие души. Так однажды приехали две дамы весьма религиозные и набожные; одна из них почти все время молчала, а другая вела с Матушкой самый оживленный разговор о духовных предметах. Присутствовавшие при этом разговоре сестры удивлялись её пониманию и когда гости уехали, то сообщили Матушке свое впечатление, произведенное этой собеседницей, прибавив, что им так приятно было слышать это от мирской особы. Но Матушка на это ответила, что по её мнению гораздо более замечательна по глубине духовного понимания её спутница. В то время сестры были крайне удивлены заключением Матушки, но впоследствии когда им пришлось ближе узнать эту достойную и действительно замечательную личность, они вспоминали как Матушка София была тогда права. Великий благодатный Старец – отец и наставник юной обители, мудрая, и христиански любящая настоятельница, – какой залог для мирной и беспечальной жизни собранных сестер! Но путь их – путь креста, и едва прошло три года, как начались скорби и испытания. Труды настоятельства, заботы, болезнь и самый переворот жизни, все это подкосило крепкую натуру м. Софии. Преосвященный Владимир, объезжая епархию, был в июле 1886 г. в Шамордине и, увидав м. Софию сильно изменившеюся от болезни, предложил ей принять тайно схиму. Матушка была очень этим утешена и 25 числа Батюшка собственноручно постриг ее в великий ангельский образ, ранним утром в своей келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Особенно нравилась тогда многим эта хибарка, в которой жила Матушка София после принятия схимы. Всякий, кто бывал в этой пустынной келийке, находил в ней особенную отраду. Освещалась она по вечерам только одними лампадами, окна выходили прямо в лес и чем-то таинственным, и в то же время мирным и успокоительным веяло там; мир с его суетой был далеко и казалось, что находишься где-то вне земного. Тихий полусвет, воодушевленные, дышавшие верой и искренностью беседы Матушки наполняли душу чем-то особенным, возвышенным. Речь её всегда была увлекательна и производила глубокое впечатление. Она особенно следила за внутреннею жизнью сестер и нередко собирала их и вела с ними назидательные беседы; она говорила со всеми и об общих предметах, но всегда каждая из слушательниц находила в её словах относящееся к себе. Жалоб она не терпела и все подобные попытки сестер оканчивались неудачей, так что у них сложилось такое убеждение, что если пойдешь на кого пожаловаться, то непременно окажешься виноватой. Её слова: «Кто оправдывает себя – тот и виноват», полагали конец всем ссорам и неудовольствиям. Особенно строго следила она за тем, чтобы сестры не позволяли себе ни о ком говорить дурно. «Мы не имеем на это никакого права, говорила она, уже потому, что это противно любви, и еще потому, что мы никогда не можем знать, что происходит в душе у другого; может быть прежде чем мы успели подумать о человеке дурно, он уже принес чистосердечное раскаяние и прощен Богом». Её любящее сердце не могло оставаться равнодушным к тем из сестер, в которых она замечала беспечность к своему спасению. Она употребляла все средства, чтобы расположить к более внимательному отношению к своим недостаткам и почти всегда в этом успевала. За то и сестры так любили ее, что кажется не было ничего такого, перед чем они могли бы остановиться ради неё, они готовы были на все лишь бы утешить и порадовать Матушку, и не было большей радости как увидать ее и тем более услыхать от неё, или ласковое ободряющее слово, или твердое слово наставления. Снисходя к немощам сестер вообще, она тем не менее требовала безусловного подчинения всем правилам монастырским, и старалась приучить их к такому сознанию, что они не должны делать чего-либо непозволенного не потому, что могут увидать и взыскать за это, а потому что совесть должна свято хранить слова начальницы, хотя бы и никто не заметил нарушения. Она обладала даром воодушевлять сердца на подвиг и борьбу и поднимать упавший дух; – она была в своем роде вождь духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

То, что «отступничество» инициировалось извне, признают даже самые откровенные хулители православия. Так, например, Г.Шарифуллина в своей статье «Поруганная вера» пишет о событиях 1866 г. в Елышево: «Уже готовились к весеннему севу, когда Башир Валитов получил письмо из Казани от Мустафы - родственника, подрабатывавшего в швейной артели. В письме, обращённом ко всем жителям деревни, Мустафа укорял земляков за то, что они медлят с переходом обратно в мусульманство. Призывая земляков принять срочные меры, он сообщал о том, что Его императорское величество издало указ о разрешении перехода крещёных татар в мусульманство. Это подлило масла в огонь: жители Елыша собирали сходку за сходкой». Весьма характерно, что при этом Г.Шарифуллина ничего не пишет о «первоначальном» пребывании елышевских «старокрещен» в мусульманстве, куда они вдруг решили «вернутся», имея на протяжении своей обозримой истории только православных предков, а также лишь мельком упоминает об отказавшихся «отпадать» в ислам «шести домах», «находящихся под влиянием живущего в Соловьином переулке Кондратия Филиппова». Как известно, первоначальной мерой пресечения процесса «отступничества» в Елышево, всё более приобретавшего черты гражданского противостояния, стал арест нескольких наиболее активных его инициаторов, что позволило купировать «смуту», естественным образом перешедшую в латентную стадию. Причём, Елышево оказалось одним из немногих (по сведениям историка А.Н.Понятова, единственным) населённым пунктом, часть жителей которого (по крайней мере, временно) удалось формально вернуть в православие. На это, в частности указывал в своём письме от 9 марта 1882 г. обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода (СПС) К.П.Победоносцеву и сам Н.И.Ильминский, отмечавший, что посетивший «отступнические деревни», по Высочайшему повелению, «для увещания отступников и объявления им отказа на их домогательство», в его сопровождении, Казанский вице-губернатор Е.А.Розов оказал на «главных вожаков и двигателей отпадения» «сильное административное воздействие, и вся деревня Елышево возвратилась к прежнему statu quo - единственный удачный случай экспедиции [Е.А.]Розова». Большинство елышевцев, лишившихся «опеки» со стороны мусульманских пропагандистов, отказались от намерения перейти в ислам.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/18/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010