Крещение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы. Створка тетраптиха. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Крещение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы. Створка тетраптиха. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Перечень не только Господских, но и Богородичных праздников содержится в проповеди Иоанна, еп. Эвбейского, на праздник Зачатия Пресв. Богородицы (744): Зачатие Пресв. Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресв. Богородицы (PG. 96. Col. 1476). Этот перечень уже близок к поздневизант. системе Д. п. С XI-XII вв. в визант. церковном искусстве получила широкое распространение иконографическая программа, состоящая из 12 праздников (не вполне совпадающая с позднейшей системой Д. п.) и, как правило, включающая Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы (см.: Лазарев. 1960. С. 39-44; он же. 1986. С. 76). С того же времени она получает и название ωδεκορτον ( Walter. P. 222). В этой программе, как и в святоотеческих списках праздничных событий, почти отсутствуют Богородичные праздники - кроме Успения, не сразу вошедшего в этот ряд (Благовещение можно понимать как Господский праздник). Соч. «На Господские праздники» Иоанна, митр. Евхаитского († не позже 1095), начинается четверостишием, в к-ром перечисляются 12 праздников, включая Обрезание Господне, но без Успения Пресв. Богородицы (PG. 120. Col. 1197). В праздничный тетраптих XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) в число 12 изображений входит и Успение Пресв. Богородицы. В диптихе кон. XIII - нач. XIV в. с 12 праздниками (мон-рь св. Павла на Афоне) пропущено изображение Успения, но в него включено Рождество Христово ( D ö lger, Weigand, Deindl. S. 164-165). С XIV в. Успение постоянно присутствует в праздничных рядах. Возможно, первоначально эта иконографическая программа не была предназначена для иллюстрирования круга годовых праздников, а служила иконографическим выражением Священной истории или же символического толкования Божественной литургии как воспоминания земной жизни Господа ( Сорокатый. С. 466).

http://pravenc.ru/text/двунадесятого ...

Богородицы», слева от к-рой, возможно, находилось «Рождество Пресв. Богородицы». В Софийском соборе в Киеве (40-е гг. XI в.) цикл сцен, основанных на И. П., размещен в диаконнике, где находится придел во имя праведных Иоакима и Анны. Цикл включал 10 сцен, из к-рых сохранилось 9 (утрачена 1-я композиция, вероятно «Благовестие Иоакиму»). Это большие композиции, расположенные в 4 регистра на стенах апсиды: «Благовестие Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы» (со сценой питания Марии ангелом), «Вручение Марии коккина и пурпура», «Обручение Марии с Иосифом», «Благовещение у колодца», «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы». В Атени Сиони (Грузия, кон. XI в.) 14 сцен из цикла И. П. также расположены в диаконнике, в т. ч.: «Принесение даров Иоакимом и Анной», «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Первые семь шагов Марии», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Сон Иосифа». Благовестие Анне. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Благовестие Анне. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Локализация циклов И. П. и их значение в системе храмовой декорации различны. Изображения истории родителей Богородицы, Ее детства и юности имеют нарративное и литургическое значение. Так, в кафоликоне мон-ря Дафни (ок. 1100) сцены повествовательного цикла: «Благовестие прав. Анне», «Благовестие Иоакиму», «Представление Марии иереям» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» - находятся на стенах нартекса, а «Рождество Пресв. Богородицы» как праздничная композиция помещено в наосе. На мозаиках собора Сан-Марко в Венеции (XIII в., по мнению О. Демуса, иконография восходит к нач. XII в.) повествовательный протоевангельский цикл занимает сев. и юж. рукава трансепта. Литургический аспект композиций из цикла И. П. особенно отчетливо выявлен в рус. храмах XII в.: в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (ок. 1125), в ц. вмч. Георгия в Ст.

http://pravenc.ru/text/200365.html

В поствизантийский период тенденции включения протоевангельского цикла с житием родителей Богородицы сохраняются. В рус. памятниках с разной степенью подробности он представлен в росписях храмов Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1642-1643, по первоначальной росписи 1515), Успения Пресв. Богородицы Свияжского мон-ря (60-е гг. XVI в.), Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего мон-ря (1589), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1641), ц. Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), ц. Спаса на Сенях в Ростове (70-е гг. XVII в.) и др. В миниатюрах рукописей минейного типа выбор сцен протоевангельского цикла обусловлен включением в церковный календарный год праздников, связанных с памятью И. и А. Самым ранним примером является Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), в миниатюрах к-рого представлены сцены «Встреча у Золотых ворот» (P. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (P. 198). Те же сцены входят в Служебное Евангелие с Минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v, XI в.). В Минологии (ГИМ. Греч. 382, 1063 г.) изображено «Рождество Пресв. Богородицы». Наиболее подробными по композиционному составу являются иллюстрации к тексту 6 Слов о Марии Иакова Коккиновафского, представленных 2 ранними рукописями гомилий к-польского происхождения (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162, обе 1-й пол. XII в.). Слово о празднике Зачатия Марии проиллюстрировано сценами «Отвержение даров», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие Анне», «Возвращение Иоакима»; в тексте Слова о Рождестве Марии помещены иллюстрации «Рождество Пресв. Богородицы», «Излияние благодати на Царицу», «Молебная песнь царя Давида к Анне», «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереев», «Мария возвращается в свою комнату после благословения иереев», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; в тексте Слова на «Введение во храм Пресв. Богородицы» - «Приготовление к введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму», «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Марию», «Захария возводит Марию на 3-ю ступень Святая Святых», «Иоаким и Анна посещают Марию».

http://pravenc.ru/text/468935.html

Пресв. Богородица почитается в Грузии особо. Наряду с церковными (Гвтисмшобели - Богородица, Деда Гвтиса - Божия Матерь, Калмариам - Дева Мария) существуют народные варианты Ее имени и эпитеты: Шобис Деда (Мать Рождества), Нерчис, Пудзис Батони (Госпожа, Повелительница рода), Адгилис Деда, Дедопали (Мать, Госпожа места) и др. В нек-рых районах Зап. Грузии (Мегрелия, Гурия, Имерети) сохранился архаический обряд Нерчис хвама (молитва Нерчи (роду)), совершаемый в момент родов в присутствии всех женщин рода и включающий моление к Пресв. Богородице. В Вост. Грузии день хранителя рода (сахлтангелозоба, сахлис ангелозоба - день рода, день Госпожи места) считался жен. праздником, с распространением христианства он совпал с почитанием Пресв. Богородицы и был приурочен к празднованию масленицы. Из жертвенного топленого масла (зедаше) выпекают пирог с начинкой из муки, сахара и масла (када), запекают курицу, женщины съедают приготовленное в «углу ангела» (красном углу), прося Пречистую Деву о здравии всех членов семьи. Наиболее почитаемым среди церковных праздников, посвященных Пресв. Богородице, является Успение Пресв. Богородицы (Мариамоба; 15 авг.). Весь август назывался месяцем Богоматери (Мариамобис тве). Большинство груз. храмов освящено в честь Успения Пресв. Богородицы и носит название Сиони (от Сионской горницы, где жила и преставилась Пресв. Дева), напр. Тбилисский Сиони, Болнисский Сиони, Дманисский Сиони и т. д. На Мариамоба праздничный стол украшают фруктовыми ветками и цветами. По обычаю, в садах оставляют немного несрезанных фруктов, чтобы на др. лето был хороший урожай. Для усопших варят кутью; в этот же день или на следующий приходят на кладбище с ветками и свежими фруктами. В горных районах Грузии на кладбище приносят пищу. На Рождество Пресв. Богородицы (Гвтисмшоблоба) крестьяне благодарят Богородицу, Подательницу урожая, и просят Ее помощи в следующем году. В Зап. Грузии (в частности, в Лечхуми) Матерью Рождества (Шобис Деда) называют церковный праздник Собора Пресв. Богородицы, совершаемый на следующий день после Рождества Христова (26 дек.). Женщинам в этот день запрещалось работать (особенно шить и вязать). Благовещение Пресв. Богородицы (Хареба) воспринималось как праздник весны, обновления, начала благоденствия природы. По преданию, в этот день «олень не шевельнет рогами, девушка косы не плетет». На Благовещение поминают усопших, для них в доме ставят кутью и рыбное блюдо; освящают посевное зерно, символично прививают фруктовые деревья и выводят в поле быка. От этого дня зависит судьба всего года. На следующий день начинались посевные работы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Арх. Св. Синода 1731 г. д. 502. В этом архивном деле состав Черниговской епархии представлен так: Протопопии Черниговской – г. Чернигова церкви: Воскресения Господня, соборная Преображения Господня, Покровско-заградская, св. муч. кн. Михаила и боярина Феодора, св. вмч. Екатерины, Воздвижения Господня, Чудотворца Николая, Богоявления Господня, Вознесения Господня, Заградская Сретенская (л. 624), Местечка Любеча – Покрова Богородицы, Живоначальной Троицы, Рождества Пресв. Богородицы и вмч. Параскевы (л. 627); протопопии Новгородской (Северской), г. Новгородка: сборная Свято-Успенская, Воскресения Господня, Рождества Христова, Покрова Пресв. Богородицы, Благовещения Пр. Б., Свят. Николая и Воздвижения Честного Креста (л. 628); протопопии Стародубовской – т. Стародуба – соборная Рождества Христова, Свято-Успенская, Богословская, Св. Духа, Иоанна Предтечи, Свято Покровская, Рождества Богородицы (две церкви). Свят. Николая (две церкви), Вознесения Господня, Преображения Господня, свят, первоверх. апп. Петра и Павла, архистратига Божия Михаила, святителя Афанасия, Богоявления Господня, св. муч. Стефана (л. 632), местечка Семионовки – св. Николая, архистрат. Михаила, Покрова Пр. Богородицы (л. 638), местечка Ровски (?)–страстотерпцев Бориса и Глеба, св. Николая (л. 639); протопопии Почеповской – г. Почепа – Преображения Господня, Св. Христова Николая, св. муч. Флора и Лавра, Успения Пресв. Богородицы, св. прор. Илии, Сретения Господня, св. Александра Невского (лл. 640–641); наместничества Седневского – мест. Седнева – Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, вмч. Георгия, мест. Городни – Св. Троицы (л. 644), наместничества Беревенского г. Бережной – Вознесения Господня, Успения Пресв. Богородицы, Благовещения Пр. Богородицы, св. апп. Петра и Павла; (л. 646) наместничества Менского – мест. Мени – Архангела Михаила, Рождества Богородицы и Свят. Николая (л. 648); наместничества Соснецкого – мест. Сосницы – Живоначальная Троицы, Воздвижения Креста Господня, Успения Божия Матери, Воскресения: Христова, Покрова Пресв. Богородицы, Вознесения Господня, Рождества Богородицы (л. 649), наместничества Меленского – мест. Мелино– церковь дворца архиерейского Стародубского Воздвижения Честного Креста Господня, соборная Воскресения Христова, Преображения Господня. Успения Пресв. Богородицы (л. 650), наместничества Мглинского – Успения Пресв. Богородицы и св. Николая (л. 651). Таким образом, из общего количества церквей Черниговской епархии – 491, на долю городов и местечек приходилось только – 76 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Тбилиси: патриарший кафедральный собор Тбилисский Сиони (V-VII вв.), самая древняя тбилисская ц. Анчисхати в честь Рождества Пресв. Богородицы (V в.), церкви во имя вмч. Георгия в Диди Дигоми (VII-VIII вв.), во имя Андрея Первозванного (Лурджи-Монастери, XII в.), во имя Св. Троицы рядом с Национальной парламентской б-кой Грузии (XIII в.), Метехи в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.), Верхний и Нижний Бетлеми в честь Рождества Христова (ул. Бетлеми), Кашвети во имя вмч. Георгия (VI, XIX вв.), русская во имя блгв. кн. Александра Невского (XIX в., ул. И. Джавахишвили), Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда (XIX в.), во имя вмц. Варвары, в честь Вознесения Господня в Сабуртало, в честь Вознесения Господня на Вознесенской улице и др.; в Мцхете и окрестностях: патриарший кафедральный собор Светицховели (Животворящий Столп) во имя 12 апостолов (XI в.), церкви Барбарети (во имя вмц. Варвары; X-XI вв.), во имя Св. Троицы (XI в.), во имя вмч. Георгия в Калоубани (XII в.), во имя Пресв. Богородицы (XII в.) в историческом монастыре Армази и др.; в муниципалитете Мцхета: 3-нефная базилика (V-VI вв., с. Ксани), церкви Дзвели-Сакдари (VIII в., в с. Дзалиси), Кехиджвари (VIII в., с. Церовани), во имя Пресв. Богородицы (VIII-IX вв., с. Глдани), Укугма (VIII-IX вв., с. Сасхори), в честь Честного Креста (VIII-IX вв., с. Ксовриси), комплекс Веджини (VIII-IX в., с. Глдани), церкви во имя свт. Григория Богослова (IX-X вв., с. Глдани), во имя Пресв. Богородицы (IX-X вв., с. Карсани), Вантеди (IX-X вв., с. Земо-Ничбиси), Адгурис-Сакдари (IX-X вв., с. Сагурамо), Бодзис-Сакдари (X в., с. Дзегви), Киколаант-Сакдари (X в., с. Квемо-Ничбиси), Онагири во имя вмч. Георгия (X в., с. Дигоми), вмч. Георгия (X-XI вв., с. Дигоми), во имя вмч. Георгия (XII-XIV вв., с. Дигоми), Дзвели-Сакдари (XII-XIV вв., с. Лелоби), во имя свт. Николая (XVI-XVII вв., с. Квемо-Ничбиси), в честь Фомина воскресенья (1669 г., с. Схалтба), во имя Пресв. Богородицы (1676-1700 гг., с. Дзегви), во имя Пресв. Богородицы (1692 г., с. Ахалубани), во имя Архангелов (1704 г., с. Сасхори), во имя Пресв. Богородицы (1716 г., с. Дзегви), во имя вмч. Георгия и во имя Пресв. Богородицы (XVII-XVIII вв., с. Тхинвали) и др.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Церкви Пресв. Богородицы и св. Симеона Кожевника. Кон. ХХ в. Церкви Пресв. Богородицы и св. Симеона Кожевника. Кон. ХХ в. Монастырь, состоящий из неск. больших храмов, украшен оригинальными наскальными барельефами. В соответствии с проектом часть горной породы была взорвана для создания храмов в виде открытых амфитеатров или просторных пещер. Храмы посвящены Пресв. Богородице, св. Симеону Кожевнику, св. Боле (пустынник, проживший 70 лет в пещере, которая была случайно обнаружена здесь во время строительных работ в 1986). Мощи св. Симеона Кожевника хранятся в монастырском соборе. Между церквами на склонах гор расположены различные барельефы и скульптуры (Христос Пантократор, святые, композиции на сюжеты двунадесятых праздников). Они огромных размеров, выполнены с большим мастерством и в оригинальной иконографии. Мустуруд, пещера-крипта древней христ. церкви на сев.-вост. окраине К., на месте древнего Гелиополя. Копт. предание гласит, что здесь Св. Семейство отдыхало, набирая воду из колодца, к-рый находится внутри крипты; его вода считается чудотворной. Наибольшее количество паломников собирается ежегодно в августе на праздник Вознесения Пресв. Богородицы. Эль-Матария, место, где находилось огромное дерево, ветви к-рого, по преданию, укрыли Св. Семейство от солдат Ирода. Сикомор, растущий сейчас на этом месте, был посажен в 1672 г., но очевидно, что традиция почитания этого места значительно более древняя. Остатки умершего дерева сохраняются в различных местах католическим орденом францисканцев. В древнеегип. Гелиополе также почиталось дерево, под к-рым вырос егип. бог Гор. Место посещают паломники христиане и мусульмане. В связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова Эль-Матария была обнесена каменной оградой с декором. Церковь Пресв. Богородицы в Эз-Зейтуне. 30-е гг. ХХ в. Церковь Пресв. Богородицы в Эз-Зейтуне. 30-е гг. ХХ в. Церковь Пресв. Богородицы в районе Эз-Зейтун, неподалеку от дерева Св. Семейства в Эль-Матарии. Заложена в 1926 г. по проекту архит. Лимонджелли, после того как некоему Халилу Ибрахим-паше явилась Богородица и приказала ему возвести церковь, где Она явится через 50 лет. С апр. по сент. 1968 г. в храме и поблизости от него множеству людей, христианам и мусульманам, являлась Божия Матерь в ярком голубом или оранжевом свете, Ее сопровождали голуби, садившиеся на крышу или на одно из окон сев.-вост. купола храма. В 1969 г. Патриарх Кирилл VI установил празднование в память о явлениях Пресв. Богородицы в 24-й день копт. месяца бармахат; рядом был заложен храм в честь Явления Пресв. Богородицы. Церковь является популярным местом паломничества среди коптов. Ее интерьер традиционен для Коптской Церкви: скромный декор, деревянная алтарная преграда, купол храма украшен изображением Пресв. Богородицы на фоне небес. В 2000 г. проводился капитальный ремонт.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

В рус. росписях XVI-XVII вв. цикл И. П. получил развитие. Как правило, он занимает один из регистров росписи наоса, часто соседствуя с циклом Акафиста Пресв. Богородице. Возможно, эта традиция берет начало в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, выполненных в 1502 г. прп. Дионисием. Однако в этом храме И. П. представлено только одной композицией - «Рождество Пресв. Богородицы» с эпизодом «Ласкание Марии», помещенными на наружной зап. стене, в то время как цикл Акафиста Пресв. Богородице располагается на стенах наоса. В Успенском соборе Московского Кремля (фрески, выполненные в 1642-1643, копируют первоначальную роспись 1515) протоевангельский цикл в наосе, вероятно, впервые сочетается с циклом Акафиста Пресв. Богородице. Протоевангельский цикл находится в 3-м регистре юж. и сев. стен между евангельским циклом и циклом Акафиста Пресв. Богородице. Повествование начинается в вост. части юж. стены изображениями принесения даров праведными Иоакимом и Анной и отвержения их и завершается на сев. стене. В соборе Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (60-е гг. XVI в.) протоевангельский цикл занимает средний регистр росписи, начинаясь в зап. части сев. стены сценой «Отвержение даров Иоакима и Анны», затем продолжаясь на юж. стене, от востока к западу. Ярусом ниже на юж. стене представлено «Успенское деяние». В Троицком (первоначально Покровском) соборе в Александрове также присутствуют циклы И. П. и Акафиста Пресв. Богородице (70-е гг. XVI в.). Такие же циклы украшают Смоленский собор московского Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря (1589) и Благовещенский собор в Сольвычегодске (1601). Возобновление в XVII в. фресок Успенского собора Московского Кремля оказало большое влияние на последующие росписи: кремлевской ц. Ризположения (1644), в 2 верхних регистрах стен которой - цикл И. П., в 2 нижних - цикл Акафиста Пресв. Богородице; Рождественского собора Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), где роспись повторена.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1648) находится в г. Идра на одноименном о-ве. Ранее собор принадлежал Успенскому мон-рю, действовавшему до 1832 г. и игравшему значительную роль в общественной жизни острова. Другие 5 митрополичьих соборов: свт. Николая Чудотворца на о-ве Спецес, Успения Пресв. Богородицы на о-ве Эгина, Небесных сил бесплотных в Эрмиони, св. Иоанна Предтечи в Краниди, вмч. Георгия Победоносца на о-ве Порос. В наст. время в епархии 52 приходских храма, 754 сельские церкви и часовни. Действуют 3 муж. и 8 жен. мон-рей; муж. и 9 жен. исихастириев. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Муж. мон-ри: Живоносного Источника на о-ве Порос (нач. XVIII в.; 5 монахов); прор. Илии на Идре (основан в 1771 иеромонахами Дамаскином и Нафанаилом как подворье мон-ря Пресв. Богородицы, в 1815 храм подворья был разрушен и заново отстроен пелопоннесским мон. Иерофеем; в 1824-1825 здесь находился под арестом Т. Колокотронис, полководец национально-освободительной революции 1821-1829 гг.; 2 монашествующих); Св. Троицы на о-ве Идра (1704). Жен. мон-ри: Успения Пресв. Богородицы ( Хрисолеондисса ) на о-ве Эгина (нач. XVII в.; название происходит от сел. Леондио; 5 монахинь); св. бессребреников Космы и Дамиана в Эрмиони (XI в.; 5 монахинь); Всех святых на о-ве Спецес (1830-1833; 32 монахини); прп. Евпраксии (Доку) на о-ве Идра (1808; назван по имени Георгия Доко, внука основателя мон-ря Анфима Хадзинкиониса, или по о-ву Докос; 1 монахиня); Рождества Пресв. Богородицы Зурвы на о-ве Идра (1710; название происходит от имени аристократа, имевшего там поместье; 8 монахинь); прп. Матроны Хиосской на о-ве Идра (1865; 2 монахини); свт. Николая Чудотворца на о-ве Идра (1724; 2 монахини); Пресв. Богородицы Элефтеротрии на о-ве Эгина (1960; 3 монахини). Муж. исихастирий во имя Пресв. Богородицы Кехаритомени близ Тризины (1976; 15 монахов). Жен. исихастирии: Св. Троицы (свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) на о-ве Эгина (нач. XX в.; 13 монахинь); вмц. Екатерины на о-ве Эгина (1917; 4 монахини); вмч. Мины Фригийского на о-ве Эгина (1953; 30 монахинь); Рождества Пресв. Богородицы и мч. Христофора Ликийского на о-ве Эгина (1946; 5 монахинь); вмц. Анастасии Узорешительницы на о-ве Эгина (1955; 10 монахинь); мц. Фотинии Самаряныни и прп. Елисаветы Чудотворицы на о-ве Идра (1860; 2 монахини); Пресв. Богородицы Пантанассы (Всецарицы) в Краниди (1965; 4 монахини); прав. Анны в Краниди (1945; 1 монахиня); вмч. Димитрия на о-ве Эгина (1 монахиня).

http://pravenc.ru/text/293551.html

В зап. компартименте изображены св. равноапостольные Константин и Елена, святители Иоанн Милостивый и Николай Мирликийский. На лопатках зап. пары подкупольных опор друг напротив друга представлены архангелы Михаил и Гавриил как стражи, охраняющие вход в храм, что характерно для серб. ансамблей поздневизант. периода. Рядом с ними прп. Симеон Мироточивый и свт. Савва Сербский - основатели Сербского государства и Церкви. Их частое появление в росписях Моравского периода было связано со стремлением кн. Лазаря подчеркнуть преемство династии Неманичей. Христос Спаситель. Роспись над порталом нартекса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Христос Спаситель. Роспись над порталом нартекса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Росписи притвора многочисленны и хорошо сохранились (кроме верхнего яруса). В 2 сводах под куполом и в откосах круглых окон представлены ветхозаветные цари, в парусах - гимнографы, прославлявшие Пресв. Богородицу (фрагментарно сохр. одна фигура). Ниже в 3 яруса располагаются циклы детства Христа и Пресв. Богородицы: «Отвержение даров», «Моление Анны, и Иоаким, уходящий в пустыню», «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых врат», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иоаким и Анна ласкают маленькую Марию», «Благословение первосвященников», «Первые шаги Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Моление Захарии о посохах», «Обручение Марии Иосифу», «Благовещение Пресв. Богородице», «Упреки Иосифа», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Первый сон Иосифа», «Путь в Вифлеем», «Перепись населения» (где правитель Квирин ошибочно подписан как Август Кесарь), «Поклонение волхвов», «Возвращение волхвов», «Второй сон Иосифа» и «Бегство в Египет». Цикл начинается под барабаном с истории Иоакима и Анны, продолжается сценами детства Пресв. Богородицы в следующем ярусе, ниже располагаются сцены детства Христа. Эти сюжеты очень близки к аналогичным циклам в Кахрие-джами (1316-1321) и Куртя-де-Арджеш (ок.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010