VII. Размышляя, возлюбленные, благочестивым сердцем о вышесказанном, всегда помните апостольское наставление, как оно, предостерегая всех людей, говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» ( Кол.2:8–10 ). Не говорит: духовно, но: телесно, чтобы мы постигали истинную сущность плоти там, где есть телесный храм полноты Божественности. Ею непременно преизобилует также и вся Церковь , которая, будучи утверждена Главой, есть тело Христа, живущего и царствующего с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.   Слово IX на Рождество Христово I. Итак, возлюбленные, (прославление) величия Божественных деяний без сомнения превосходит всякий дар человеческого красноречия, но именно то, что вызывает трудность при разъяснении, призывая не умолчать, приходит нам на помощь, ведь в Иисусе Христе, Сыне Божием, имеем мы дело не только с Божественной сущностью, но также и с человеческой природой, что и подтверждается пророком: «род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ). Никакое слово не в состоянии изъяснить схождение в одном Лице обеих сущностей – лишь одной вере это под силу. Поэтому всегда недостаточно усилий славящего и всегда есть повод для прославления. Так давайте же возрадуемся как раз тому, что мы не способны до конца прославить это Таинство милосердия, а когда мы не в состоянии изъяснить высоту нашего спасения, то превосходящее нас полагаем благом. Ибо никто не приближается к постижению истины более того, кто, даже весьма преуспев в Божественных делах, понимает, что ему всегда недостает того, к чему он стремится. А тот, кто решил, что уже достиг цели, к которой до этого стремился, как не получил требуемого, так и не оказался достаточно настойчивым в поисках. Так давайте не приходить в замешательство от нашего бессилия, ибо ободряют нас голоса Евангелия и пророков, которые таким образом воодушевляют и научают нас, что Рождество Господа (благодаря которому Слово стало плотью) почитается нами не только когда мы вспоминаем прошедшее, но и когда взираем на настоящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

  По теме: В каком году родился Христос? Этот вопрос может показаться странным, ведь мы живём в эпоху, ведущую начало от Рождества Христова. Но такое летоисчисление вошло в обиход достаточно поздно, а именно, начиная с VI века, когда римский монах скифского происхождения Дионисий Малый предложил вести счёт лет от года рождения в мир Спасителя. Он произвёл астрономические вычисления и определил, что на дворе — 525 год от Рождества Христова. В VIII-IX веках это летоисчисление было принято во всех христианских странах. Не так давно Румынская Православная Церковь причислила Дионисия Малого к лику святых. Ясли — кормушка для скота Поклонение пастухов Волхв – мудрец астроном Неподалёку от Вифлеема находилось поле, на котором пастухи пасли стадо. Вдруг ночную темноту озарил яркий свет, и изумлённые люди увидели Ангела Божия, который обратился к ним со словами: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10-12 ). Сразу после явления Небесного посланника пастухи увидели бесчисленное множество Ангелов, славящих Бога и взывающих: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:14 ) Поражённые увиденным, они поспешили в Вифлеем и нашли Младенца Христа, Его Мать и праведного Иосифа в той самой убогой пещере, в которую много раз приводили свой скот. Да, встреча с Богом может порой произойти в самом неожиданном месте, и наше сердце должно быть всегда открыто для такой встречи. Поклонение волхвов Тем временем увидеть новорождённого Богомладенца спешили три чужестранца, Евангелие называет их «волхвами с востока» ( Мф. 2:1 ). Церковное предание гласит, что они пришли из Персии. Вообще слово «волхв» в Библии употребляется, когда говорится о колдунах или языческих жрецах, но в данном случае речь идёт об учёных-астрономах. Но как же персидские астрономы узнали о рождении Спасителя? Они не были извещены Ангелом, как пастухи, Господь приоткрыл им тайну Рождества посредством той науки, которой они посвятили свою жизнь. Когда Господь творил небесные светила, Он изрёк: «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов» ( Быт. 1,14 ). И вот волхвы увидели на небе необычно яркую звезду, появление которой они истолковали как особое знамение Божие — свидетельство о рождении Великого Царя. Возможно, они знали пророчество Валаама, древнего языческого прорицателя, упомянутого в Библии: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ).

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Закрыть itemscope itemtype="" > 7 января – Рождество Спасителя в Вифлееме и рождение Империи в Риме 09.01.2014 421 Время на чтение 4 минуты 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Одновременно и в связи Рождеством, хотелось бы высказать мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. Поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т.е. объявил Себя подданным Римской империи, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает, например, старец Филофей. Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7). Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным. Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.

http://ruskline.ru/special_opinion/7_yan...

" Мы сейчас идем к великому празднику Рождества Христова, скоро будем встречать Богомладенца Христа. Господь приходит на землю, чтобы спасти нас, исключительно по Своей любви к роду человеческому. И Матерь Божия послужит от всего рода человеческого этой жертве за наше спасение. Она принимает Младенца в Себе, несет Его и изображается на иконе так, что Он внутри Нее, но находится одновременно и в триипостасном божестве. Здесь, на земле, Он благословляет каждого, кто приходит к Нему. Конечно, к Рождеству Христову мы готовимся постом. Икона " Знамение " приходится как раз на пост, чтобы нас еще раз поддержать, укрепить и помочь нам очистить сердце, потому что Господу нужно наше очищенное сердце. " Сын мой! отдай сердце твое мне " (Притч. 23:26), - говорит Господь. И тогда Он приходит к нам и у нас рождается, тогда у нас начинаются одни добрые дела, потому что по-другому мы жить не можем. Мы так живем только для Бога и во имя Бога, во Христе и со Христом. Бог самодостаточен. Он сам в себе живет. А мы - нет, мы зависим от Бога. Он был и до нас, Он всегда есть, а мы нуждаемся в Боге, поэтому всегда должны быть вместе с Ним. Как на иконах изображается Божия Матерь всегда со Христом, так и мы должны быть с Ним вместе всю жизнь, потому что наше земное благополучие, спасение и вечная жизнь зависят от Него. Только со Христом нужно идти по нашему пути. Поэтому готовиться к празднику Рождества Христова нужно покаянием, молитвой и добрыми делами " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия. Верующим раздали иконки Божией Матери " Скоропослушница " . По преданию, Курская Коренная икона Божией Матери была обретена 8 сентября 1295 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В лесу охотник обнаружил небольшой образ, лежавший ликом вниз на корне дерева. Когда он поднял его, из места, где он лежал, забил родник. На этом месте вместе с товарищами срубил часовню, куда и поместили икону. В XVII веке здесь была основана Коренная пустынь. В Гражданскую войну святыня была вывезена за границу и находится в Америке.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Некоторых смущает вопрос: если астрология носит демонический характер и использование ее является грехом, как же волхвы узнали время Рождества Христова при помощи астрологии? На этот вопрос существуют два ответа, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Первый ответ. Причину, по которой ожидали эту звезду на Востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с предсказаниями, сделанными в книгах Ветхого Завета. В книге Чисел мы читаем: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» ( Числ.24:17 ). У пророка Исайи ( Ис.60:1, 3, 6 ) сказано: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел Свет твой, и слава Господня взошла над тобою. И придут народы к Свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню». В псалме 71 мы читаем: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Пророк Даниил (здесь необходимо четко понимать, что сам пророк Даниил никакой магией и астрологией не занимался, а поступал так, как вразумлял его Бог, в этом-то и было его преимущество перед волхвами, которые на многие вопросы не могли дать ответ), который был назначен в вавилонском плену начальником волхвов ( Дан.2:48 ), естественно знал эти предсказания и не скрывал их. Кроме того, лично ему принадлежит пророчество о времени Рождества Богомладенца ( Дан.9:25 ). Эти данные, указывающие на события чрезвычайной важности (время, место и обстоятельства Рождества Христова) были зафиксированы и надежно хранимы той жреческой школой, во главе которой в силу сложившихся обстоятельств стоял пророк, и по преемственности передавались волхвами из поколения в поколение. Второй ответ. Премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, также могла дать астрологии возможность привести волхвов ко Христу. Ибо известно, что Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим.2:4), все без исключения, и Он старается спасти каждого только Ему одному ведомыми, оптимальными для этого человека путями.

http://sueverie.net/ne-uchastvujte-v-del...

Нельзя ни с чем сравнить те ощущения, которые переживали мы, находясь в этой небольшой пещере, когда вместе со студентами пели тропарь, кондак, величание, стихиры, ирмосы на Рождество Христово. В нескольких шагах от места Рождества Христова справа есть другая пещера, расположенная тремя ступенями ниже — там были ясли, в которых покоился повитый Богомладенец Иисус. Здесь же было и поклонение пастырей и волхвов. Предание говорит, что эти волхвы впоследствии были крещены святым апостолом Фомою и проповедовали в своих странах имя Христово. На месте яслей и поклонения волхвов устроены католические престолы. Святые ясли, в которых покоился Христос, унесены католиками в Рим. К вертепу Рождества прилегают другие пещеры: Святого Иосифа Обручника, где ему явился Ангел во сне и повелел бежать с Младенцем Иисусом в Египет. Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф 2:13). Там теперь католический престол во имя этого Святого. Далее престол во имя святых младенцев-мучеников, убитых Иродом. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). За железной решеткой мы видели их святые останки. Если подняться вверх направо, то можно попасть в католическую церковь святой Екатерины, а влево — по узкому коридору мимо гробницы Евсевия, аббата Крещенского, ученика блаженного Иеронима (скончался в 420 г.) и его святых учениц Павлы и дочери ее Евстохии. Рядом находится пещера, в которой Иероним в V веке переводил Ветхий Завет на латинский язык сначала с греческого, а потом с еврейского. В священном вертепе над местом Рождества Христова совершается греческая Литургия, а потом армянская. По сторонам главного алтаря находятся еще два престола: один посвящен обрезанию Господню, а другой — трем волхвам.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

Первый ответ. Причину, по которой ожидали эту звезду на Востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с предсказаниями, сделанными в книгах Ветхого Завета. В книге Чисел мы читаем: «Вижу Его, но ныне еще нет: зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» ( Чис.24:17 ). У пророка Исайи (60:1, 3, 6) сказано: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел Свет твой, и Слава Господня взошла над тобою… и придут народы к Свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию… все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню». В псалме 71 мы читаем: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Пророк Даниил, который был назначен в вавилонском плену начальником волхвов ( Дан. 2.48 ). естественно знал эти предсказания и не скрывал их. Здесь необходимо четко понимать, что сам пророк Даниил никакой магией и астрологией не занимался, а поступал так, как вразумлял его Бог, в этом-то и было его преимущество перед волхвами, которые на многие вопросы не могли дать ответ ( Дан.2:4, 5 ). Кроме того, лично ему принадлежит пророчество о времени Рождества Богомладенца ( Дан.9:25 ). Эти данные, указующие на события чрезвычайной важности (время, место и обстоятельства Рождества Христова) были зафиксированы и надежно хранимы той жреческой школой, во главе которой в силу сложившихся обстоятельств стоял пророк, и по преемственности передавались волхвами из поколения в поколение. Второй ответ. Премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, также могла дать астрологии возможность привести волхвов ко Христу. Ибо известно, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.1:4 ), все без исключения, и Он старается спасти каждого только Ему одному ведомыми, оптимальными для этого человека путями. Из всего вышесказанного о волхвах, пришедших поклониться Христу, можно сделать вывод, что не благодаря магии и астрологии узнали они время и место Рождества Христова, а благодаря тому, что Сам Господь открыл им это тем путем, который посчитал для них и их спасения лучшим.

http://sueverie.net/astrologiya-i-magiya...

Рождество Христово в Великом акафисте Великий акафист нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником. Однако содержание гимна не исчерпывается лишь этой темой: в исторической части Акафиста отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. 8 января, 2012 Великий акафист нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником. Однако содержание гимна не исчерпывается лишь этой темой: в исторической части Акафиста отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. 8 января — Собор Пресвятой Богородицы Великий акафист (акафист Пресвятой Богородице, акафист «Взбранной Воеводе…» или просто Акафист) – произведение византийской гимнографии, созданное неизвестным автором не поздне 626 года (возможно, существенно ранее). Этот гимн нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником: достаточно сказать, что первый кондак и первый икос Акафиста одновременно представляют собой кондак и икос благовещенского канона. Однако содержание гимна не исчерпывается одним лишь благовестием архангела Гавриила: в исторической части Акафиста (1-й икос – 7-й кондак) отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. Акафист Пресвятой Богородице Скачать Скачать Акафист Пресвятой Богородице (текст) Первое из событий рождественского цикла, нашедшее отражение в Акафисте, – «смущение Иосифа». Вот как говорит об этом Евангелие: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф 1: 18–19). Византийский же гимнограф, в соответствии с общей стилистикой своего произведения, отходит от простоты евангельского текста, и расцвечивает строфу метафорами и эпитетами: «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя…» (4-й кондак).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождество Христово: коротко о празднике 10 мин., 06.01.2024 Событие праздника Рождества Христова О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга. Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, — возвестил Ей Ангел, — и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: … вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7). Младенец Христос в вертепе Суть праздника Рождества Христова Рождество Христово — событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории! Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда! Сперва — плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем — беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец — скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-korot...

Что же касается Богоматери, то Она – выше всех людей, как объяснил это Дух Святый чрез Ангела, сказавшего Приснодеве Марии: «радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ... Ты обрела благодать у Бога» ( Лк. 1:28, 30 ). Что отвечать сектантам, когда они клевещут, говоря, что Божия Матерь имела, будто, детей после Христа Господа? Должно говорить, что никогда никто не докажет, что у Богоматери были дети, кроме Спасителя. Богородица пребыла Приснодевой, то есть была Девой до рождества, во время рождества и после рождества Господня. Об этом пророчествовал еще прор. Иезекииль: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез 44:2 ). На каком основании христиане называют Богоматерь Царицей Небесной? Христос есть Царь неба и земли, и естественно Мать Его – Царица, и почтение должно воздавать Ей, как Матери Царя. Что должно разъяснять сектантам, когда они безумно сравнивают Богоматерь, которую мы называем Царицей Небесной, с Астартой, и говорят, что прор. Иеремия будто бы обличает наше почитание Богородицы, которой мы печем пирожки, то есть просфоры ( Иер. 44:15–19 )? Нужно разъяснять сектантам, что пророк Иеремия обличал Иудеев, живших в Пафросе, в земле Египетской, в том, что они кланяются Астарте (идолу), называют ее «башней неба», кадят, возливают возлияния и пекут пирожки с изображениями ее. Но то было тогда, когда Богоматери еще не было. Затем идольское изображение нельзя приравнивать к Богородице, потому что никакой Астарты в действительности нет, а Приснодева Мария есть; Она от Духа Божия родила Сына Божия, Царя Небесного, и разумно, поэтому, называть Ее Царицей Небесной. Почему христиане молятся Богородице: «спаси нас», как скоро спасает Христос, а не Она? Божия Матерь спасает нас Своими молитвами и благодатию Сына Своего. Даже Ап. Павел говорит: «не спасу ли некоторых из них» ( Рим. 11:14 ). Не тем ли более может спасти Божия Матерь?!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010