Задачи нравственного и культурного возрождения народа и современная школа Доклад Архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви , ректора Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова на XIV Рождественских чтениях Мы только начинаем осмысливать сегодня историю двадцатого века, распутывать его " узлы " . Понять прошлое, все дальше отступающее за рубеж нового тысячелетия, чрезвычайно важно для нас, для того, что бы верно определить путь в будущее и не совершить вновь прежних ошибок, чего Россия, ослабленная доставшимися на ее долю испытаниями, может и не пережить. Именно отступление от традиционных ценностей жизни, проверенных веками, и излишнее доверие к утопическому доктринерству, слепая вера в примат материального (будь то коммунизм или свободный рынок) привели к тому, что нашу страну потрясает невиданный никогда прежде в истории демографический кризис. Не следует слишком уповать на возможности перемен политических. " Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения, — писал И. А. Ильин. — Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства " . А без этого, без преображения самих людей результаты любых перемен непрочны и эфемерны. Не нужно обольщаться наличествующей ныне определенной общественной стабилизацией, хотя безусловно и этот фактор, отводящий наше общество от возможности гражданских потрясений, немаловажен. Однако до сих пор нынешнее Российское государство не обладает ни должным нравственным авторитетом, ни продуманной стратегией выхода из кризиса, ни достаточными ресурсами для решения возникающих проблем. Общество в целом продолжает относиться даже к благим его начинаниям недоверчиво. Нужна внятная стратегия, способная сплотить всех людей, дорожащих человеческим достоинством, помнящих о прошлом, не забывающих о настоящем и будущем. Если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию, которой не в состоянии сам по себе воспрепятствовать никакой технический прогресс, следует обратиться к созидательным, а не разрушительным началам жизни. Нам может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности и нескладицы исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме множество разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие.

http://pravoslavie.ru/431.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная основа русского театра Доклад на Рождественских чтениях 17.03.2009 1067 Время на чтение 12 минут Искусство театра происходит из потребности человека моделировать мир в пространстве и времени. Никакое другое искусство не обладает этим свойством. Драматический театр, будучи искусством синтетическим, вобрал в себя и изобразительное искусство, и музыку, и танец (пластику), и, главное, - слово. Слово, произнесенное вслух, то есть слово, как таковое, в первичном своем образовании. Потому как слово, зашифрованное в буквах, то есть слово написанное, - вторично по отношению к слову, произнесенному вслух. Театр пользуется словом в первичном своем значении и до кинематографа являлся единственным из искусств, обладающим этим качеством. Но и сейчас театр отличается от кино, потому как только в театре слово рождается теперь и сейчас. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " , - начинается Евангелие от Иоанна. Думается, неслучайно слово " Теос " переводится с греческого как Бог. Театр - это место, где рассказывают (или должны рассказывать) о Боге. В слове заложено действие, театр - это искусство действия. Действия во времени и пространстве, и пространстве духовном в том числе. Слово, заключающее в себе духовную основу, действует в мире, наполняя его духовностью. Слово, произносимое со сценических подмостков, также духовно. Недуховного театра не бывает. Пляски и заклинания языческих шаманов потому и имели такое сильное воздействие на людей, что они были порождаемы духами. Какие это духи, мы, как православные христиане, знаем. И, тем не менее, следует подчеркнуть: театр заключает в себе духовное содержание. Другое дело, какого он духа и может ли театральное действо иметь в себе и нести в зрительный зал христианскую православную духовность? Совершенно справедливо обличали современный им театр свт.Иоанн Златоуст и Тертуллиан. Но, как мы знаем, опыта христианского театра в то время еще не было. Театр был откровенно языческим, с культом похоти и разжигания низменных страстей. Не стоит задаваться вопросом, какого духа был такой театр. Он из одного источника, что и заклинания шаманов. Иоанн Златоуст пишет: " Театр - это храмина сатаны, школа безнравственности, зла, заразы, вавилонская печь. Не все ли здесь соединено для того, чтобы губить душу? И безстыдные женщины, и нецеломудренные песни, и страстная музыка " . Несомненно, такой театр ничего не имеет общего с христианской нравственностью.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истории земные и небесные 12.04.2007 374 Время на чтение 8 минут Два года назад ко Дню космонавтики мы печатали интервью с полковником Валентином Петровым, доцентом военно-воздушной академии, которая носит имя его друга - Юрия Гагарина. С той поры круг преподавательских обязанностей Валентина Васильевича расширился - в сентябре прошлого года в учебный план академии им. Гагарина официально включены " Основы православной культуры " . На этих занятиях полковник Петров рассказывает молодым офицерам не только о подвигах святых Древней Руси, но и поучительные истории о своих товарищах-космонавтах, в душах которых даже в советское время теплилась вера. Как раз одну из таких историй Валентин Васильевич поведал нашим читателям в прошлом интервью (Как св. Даниил Московский космонавтам помогал, " Вера " , N487). Речь там шла о том, как в 1988 году Владимир Титов (однофамилец Германа Титова и близкий друг Петрова) из космоса на весь мир возгласил: " Поздравляю страну, и особенно Россию, с тысячелетием Крещения Руси! " К этому, неожиданному для ЦУПа, поздравлению, а также к полету в космос первых православных икон, Валентин Васильевич имел самое прямое отношение. Так что начальник политотдела ему тогда пригрозил: " Ну, Петров, жди выговора. Один уже получал за Гагарина, теперь будет за Титова " . " Что же это за история с Гагариным? " - спросил наш корреспондент космонавта на недавних Рождественских чтениях. Печатаем запись его ответа, а также другие воспоминания. Как Гагарин храм восстанавливал Было это в 1964 году. Юрию Алексеевичу исполнялось 30 лет, и на день рождения прилетел его друг еще по Оренбургскому летному училищу - Николай Копыльцов. Обычно у нас как... Если кто в Звездный к первому космонавту приезжает, то попробуй ему не " налить " - сразу скажет, что Гагарин зазнался, оторвался от народа. И вот сели мы за стол, слышу, как Копыльцов говорит Гагарину: - Тут от тебя недалеко Троице-Сергиева лавра, давай съездим? - Валентин, я про эту Лавру... - поворачивается ко мне Гагарин, но Копыльцов на него шикает, мол, " молчи " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто борется с российской культурой? Размышления священника 27.09.2007 363 Время на чтение 11 минут Поделиться своими мыслями меня заставила та запредельная мера неправды и абсурда, свидетелями которой мы с вами стали в последние месяцы. В настоящий момент мы являемся свидетелями особенно яростной борьбы определенных сил, обладающих серьезными финансовыми и властными ресурсами, с преподаванием в российских школах предмета " Основы православной культуры " (ОПК). Фактически - это борьба с правами и свободами большинства наших сограждан. Раздувается искусственный миф о какой-то " клерикализации России " . Заметьте - никто не предлагал вводить в школах религиозное образование. Предмет является светским и касается культуры. Создается впечатление, что активные противники ОПК даже вскользь не знакомы с программой курса, против которого так непримиримо воюют. Или же (не хочется в это верить) сознательно выдумывают мифы, чтобы потом с ними спорить. Тогда по принципам демагогии оппоненты ОПК спорят " сами с собой " , то есть рисуют ложный образ врага, придумывают от его имени тезисы и уже противостоят " обязательному религиозному обучению в школе " , о котором ни один из авторов или сторонников курса никогда не высказывался. Но это, прямо скажем, - нечестный подход. Так действуют обычно те, кто любой ценой хочет добиться своих корыстных целей. Намеренно игнорируется тот факт, что введение в школьную программу Основ Православной Культуры содействует единству граждан, построенному на веротерпимости и уважении к национальным корням. Именно в религиозных традициях формировалось великое искусство, образ мышления, становление науки и собственно государственность России. И ведущая роль здесь вне всякого обсуждения принадлежит Православию. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй еще в начале 2005-го года в своем выступлении на Рождественских чтениях отметил, что " предмет " Основы православной культуры " призван посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений " . " Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину.... нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Выступая за введение школьного предмета " Основы православной культуры " , который является... культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Ильминский: новый этап православной миссии в России Доклад на региональных Рождественских чтениях «Развитие миссионерства среди кряшен на современном этапе» (г. Заинск, Республика Татарстан, 8.12.2015 г.) 29.02.2016 862 Время на чтение 6 минут С именем и беззаветным служением Николая Ивановича Ильминского (1822-1891) делу духовного просвещения и воспитания инородческого населения Российской империи связаны самые, пожалуй, примечательные страницы этнической истории кряшен. Вопреки установившемуся в промусульманской националистической литературе стереотипу миссионера-насильника Н.И.Ильминский ни в помыслах, ни в практической деятельности никогда не был сторонником духовного принуждения, тем более насильственного крещения кого бы то ни было. В одном из своих писем по этому поводу он высказался так: «Я здесь под миссионерством разумею не прямое обращение в православие и крещение инородцев, но постепенное и искреннее сообщение и внушение им христианской нравственности и христианского мировоззрения». В одном из прежних выступлений я озвучил мысль о том, что появление Н.И.Ильминского на поприще просвещения российских инородцев следует рассматривать как непосредственный вызов эпохи. К тому времени средневековое миссионерство изжило себя, но продолжало действовать прежними методами. Миссионеры пытались изменить миросозерцание нерусских народов, не имевших ни малейшего представления о христианстве и не воспринимавших толкований новой для них веры на чужом языке, посредством административного, сугубо волевого приведения их к послушанию и покорности. Но ни посулы, ни принуждение не давали желаемых результатов. Наоборот, зачастую вызывали противодействие. Ситуация требовала иного подхода. В ещё большей степени необходимость пересмотра миссионерского дела диктовалась преобразованиями российского общества, связанных с отменой крепостного права, судебной реформой, образованием земств и отменой религиозных ограничений. В этих условиях крещение и пребывание в православии могло осуществляться исключительно на добровольных началах. Н.И.Ильминскому удалось раньше других распознать новые веяния и адекватно ответить на них. Не случайно известный его современник К.П.Победоносцев утверждал, что с Ильминского «началась, можно сказать, новая эпоха миссионерства».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павел Флоренский-младший: «Меня отмолил дед» 01.07.2010 1278 Время на чтение 14 минут «1959 г. 15 декабря. Служил панихиду по отцу Павлу Флоренскому, скончавшемуся в 1943 году. Затем у меня были Анна Михайловна, Кирилл Павлович, Ваня, Павлик, Наталья Ивановна, Ольга Павловна, Саша, Маша и Анна Васильевна» - это выдержка из дневников будущего архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского); в те дни он был архимандритом и наместником Троице-Сергиевой Лавры. Запись содержит невольную ошибку: вопреки полученному семьей Флоренских официальному уведомлению, жизнь отца Павла Флоренского оборвалась не в 43-м, а в 37-м году. Он был расстрелян под Ленинг радом после длительной каторги, последние годы которой пришлись на Соловки. Анна Михайловна - это вдова отца Павла. Кирилл Павлович - второй сын отца Павла и Анны Флоренских, Ваня и Павлик - дети их старшего сына Василия, которого в 1959 году уже не было в живых. Наталья Ивановна - их мать, вдова Василия Флоренского. Ольга Павловна и Маша - дочери отца Павла Флоренского и Анны Михайловны, Саша - сын Ольги Павловны, в замужестве Трубачевой, будущий игумен Андроник, Анна Васильевна Найдышева - теща Кирилла Флоренского. Как же вышло, что отпевать Павла Флоренского выпало именно ему, будущему саратовскому владыке, тогда архимандриту Пимену? С упомянутым на вышеприведенной дневниковой страничке «Павликом», Павлом Флоренским-младшим, мы познакомились в Москве , на январских Рождественских чтениях. Вот что он рассказал нам о тех далеких днях: - Мы, семья Флоренских, были в Загорске (Сергиевом Посаде) на особом положении. И, может быть, поэтому так прилеплены были к Троице-Сергиевой Лавре (семья Флоренских жила под стенами Лавры много лет - со времени окончания Павлом Александровичем Духовной Академии; продолжала жить там и после страшной утраты.- М. Б.). Мы дружили с владыкой Гурием (Крымским потом) а когда в Лавру пришел владыка Пимен, мы пришли к нему, и он нас очень хорошо принял, он ведь добрейший был человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Родительская общественность и органы власти Доклад на XX Международных Рождественских чтениях, секция «Родители в защиту традиционных семейных ценностей» 12.02.2012 631 Время на чтение 5 минут Уважаемые родители! Ассоциация родительских комитетов и сообществ России «АРКС» объединяет в своих рядах наиболее активные родительские общественные организации. На сегодня это около сорока родительских комитетов и сообществ. География обширная, от Архангельска до Минеральных Вод, что на Северном Кавказе, на восток до Екатеринбурга и Тюмени. Ради общего охвата темы родительского движении надо сказать, что родительских сообществ общероссийского масштаба в нашей стране несколько, постараюсь их перечислить: НП «Родительский комитет» - ООД «Всероссийское родительское собрание», МОД «Семья, любовь, Отечество», ВОД «Народный Собор» - патриотическое движение, которое часть своей деятельности посвящает родительской теме, МОО «За права семьи», «Родители СНГ», «Много деток - хорошо». Все мы, и наша Ассоциация в том числе, выступаем единым фронтом за сохранение в нашем обществе традиционных ценностей, за защиту прав семьи и её суверенитет, активно выступаем против ювенальных реформ западного образца и гендерных реформ. Наименование «Рождественские чтения» происходит от празднуемого 7 января всеми православными христианами праздника Рождества Христова, поэтому о чём говорить сегодня в нашей аудитории как не о родительстве и с кем, как ни с родителями? В отличие от партий, разделяющих общество по политическим предпочтениям (посмотрите например значение английского слова Part - часть, разделять), мы стремимся к объединительному движению, т.к. ВСЕ МЫ РОДИТЕЛИ. Священники - отцы, к монахам обращение - отцы, мы почитаем Святых Отцов, давших нам православное вероучение. Они воплощают родительство в высшем смысле этого понятия, как передающие свой опыт религиозного познания другим. В родительстве таким образом выражена окормляющая роль Церкви, родительство неотъемлемо и от семьи, как малой церкви. Только в отличии от Церкви в семье мы говорим о передаче опыта познания мира от поколения к поколению. Благодаря этой передаче опыта и выполняется задача сохранения и спасения будущего поколения.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/13/...

Закрыть Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма? Похоже, знаменитый блогер договорился до статьи УК РФ 07.12.2019 24329 Время на чтение 6 минут Скандальная история с выступлением на региональном этапе Рождественских чтений в пригороде Санкт-Петербурга Петергофе доцента Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Августина (Никитина) становится еще более скандальной из-за скандального подключения главного церковного блогера протодиакона Андрея Кураева . Мы писали об этой истории. Отец Августин выступил на чтениях с докладом, посвящённым разоблачению регулярно клевещущего на нашу Великую Победу, церковного власовца протоиерея Георгия Митрофанова. Ранее Кураев не был замечен в симпатиях к власовцам и протоиерею Митрофанову, но в последнее время наш протодиакон «пробивает одно дно за другим, опускаясь всё ниже и ниже». Пробил и это дно. В довольно пространном тексте Кураева содержится много разных посылов и оценок, которые заслуживают отдельного внимания. Наш протодиакон попытался не только защитить церковного власовца протоиерея Георгия Митрофанова, но и заодно дискредитировать (или хотя бы бросить тень) всех, кто ему по разным причинам не нравится. И архимандрита Августина, и митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), и ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Силуана (тоже Никитина, но однофамильца архимандрита Августина), и протоиерея Александра Пелина, и своего давнего оппонента протодиакона Владимира Василика (которого походя обвиняет чуть ли не в невежестве, хотя отец Владимир доктор исторических наук в отличие от Кураева). И даже самого Святейшего Патриарха Кирилла, которому тоже достаётся в кураевском тексте. В дискредитации епископа Силуана помог протодьякону тут же подключившийся к его обсуждению и осуждению бывший высокопоставленный церковный клерк, а ныне вольный публицист Сергей Чапнин, чью реплику сразу под своим текстом приводит Кураев. Кураев, походя, попытался пнуть главу Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, цитату из которого он приводит. Поскольку спорить с мыслью Владыки по существу Кураев не в состоянии, он просто откровенно передергивает смысл сказанного митрополитом Константином. Митрополит говорит о том, что во время Сталинградской битвы митрополит Николай (Ярушевич) служил молебны перед Казанской иконой Божией Матери. А Кураев глумливо переиначивает мысль, мол, митрополит Николай не мог молиться о победе в Сталинградской битве, поскольку был далеко от Сталинграда в Ульяновске, а значит, Сталин никак не мог его привлечь к молитве за победу. Глупейший пассаж. Получается, что молитва ограничена стенами храма. Может, молитва Кураева и ограничена стенами того помещения, в котором он молится, если он молится вообще при его занятости на блогерском поприще, но, вообще-то, молитва всех православных преодолевает эти стены. По крайней мере, мы в это верим.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/07/pr...

Закрыть Формирование мировоззрения будущих поколений в духе вселенской миссии России – хранительницы Православия Доклад на Рождественских Чтениях Андрей Самохин   09:50 27.01.2024 239 Время на чтение 7 минут Фото: t.me/ruskline_ru/23414 Один из великих учителей Церкви – святитель Григорий Богослов – сказал: «Человек – это великий мир в малом». Когда мы говорим о мировоззрении человека, то имеем в виду не только то, как человек видит большой и цельный мир, но и как действует в нём, и как не может не действовать, вопреки даже рациональным доводам. Таким образом, мировоззрение, по определению, метафизично и действенно. При этом для верующего оно «вертикально» – ибо является «зрением» Бога сверху на мip, преломленным сосудом индивидуальности человека и ограниченными его возможностями восприятия Божественного взгляда. Или же – тоже вертикальным – только «снизу» идущим – отраженным взглядом на мip противника Бога – сатаны. А поскольку «зрение мipa», преломленное человеком что сверху, что снизу не может не воплощаться в конкретных действиях на этой земле руками – то есть в горизонтальном направлении, то мировоззрение представляет собой крест: правильный Христов или перевёрнутый – сатанинский. Важно отметить, что таким цельным мировоззрением всегда обладали немногие люди, а в наши дни – особенно. У большинства в голове и в душе не цельное мировоззрение, а игра бликов белого и «чёрного» света, преломляющихся, как бы во множестве осколков. Раздробленная действительность – раздробленное общество – раздробленная душа – такова, увы, сегодня «мировоззренческая» картина человечества в целом. И нашего – российского общества в частности. Причём, когда мы свысока или с сожалением говорим о «каше в голове» и хаосе в душе молодых людей, то сильно лукавим. Ибо ещё большая каша царит в головах и душах старших поколений, вследствие гораздо большего объёма разнородных знаний, отрывков теорий, концепций и интенций, полученных на нескольких фазах советского и постсоветского бытия. И они толпятся и толкаются внутри нас слишком часто без единого Божьего мировоззренческого стержня.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/27/formir...

иеромонах Пафнутий (Фокин) Скачать epub pdf Доклад иеромонаха Пафнутия (Фокина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года). Ваши Высокопреосвященства, Высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братия и сестры! Мой доклад будет посвящен жизненному пути и духовному облику архимандрита Кирилла (Павлова) , сокровенного подвижника и молитвенника, человека, сохранившего преемственность традиции старчества в современном монашестве. В одной из своих проповедей, вспоминая великое событие Богоявления, отец Кирилл сказал: «Все совершающееся в жизни Иисуса Христа должно служить для всей христианской Церкви законом и образцом деятельности, единственным путем, ведущим в Царство Отца Небесного, ибо Господь сказал: Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 )» 1 . Эти слова стали путеводной звездой самого отца Кирилла, для которого Христос и Евангелие были самым главным в его жизни. Понесший все тяготы войны, участник кровопролитных боев за Сталинград, окончивший войну на территории Австрии, приснопамятный старец архимандрит Кирилл всем советовал постоянно читать Евангелие, говоря, что через чтение Евангелия укрепляются вера и добрая воля, просвещаются ум и сердце. Он знал об этом из собственного опыта. Значение этого духовного делания открылось Ивану Павлову – будущему архимандриту Кириллу – еще в годы войны, в разрушенном Сталинграде. Отец Кирилл рассказывал об этом так: «После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение! Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была. И оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие, у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в семинарию. Возникло желание учиться чему-то духовному...» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010