«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь Аввакума – Авв. 3, 1-19). 30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших». Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи — см. Дан. 3, 24-90). Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!» Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота) Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

http://pravmir.ru/post-dlya-cheloveka-a-...

Как в образованной среде, так и у простых крестьян, в средневековой Руси до предела были обострены чувства собственной греховности и ожидания скорого второго пришествия Христа. Историческая перспектива у наших предков отсутствовала, она сохранялась в рамках литургических пасхалий. Время, в силу тотальной обращенности к грядущему со славою Господу, теряло земное выражение по заземленной горизонтали и дышало ожиданием вознесения. Можно прямо сказать, что так как жизнь верующего человека мыслится в категории вечности, то минуты, часы, дни, месяца и годы не воспринимаются с такой фатальностью как у безбожников. Первый обративший внимание на время, наверное, был дьявол , ведь только тот, кто как песочные часы рано или поздно потеряет все, «дорожит временем». Последовали ему безбожники, разуверившиеся в загробной жизни. Дьявол, став тем, чем Господь не творил его, потерял ощущение тварной реальности. Поэтому и нас он пытается связать временными ограничениями, тем, чего уже нет, или тем, что возможно еще будет. Наши предки были более разумны, чем мы. Они не жили несуществующим, надуманным или прошедшим. Жизнь воспринималась ими как происходящая перед Тем, у Которого «… один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет. 3,8 ). Заслуги прошлого могли ли утешить истинно верующих. Писание учит: «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно… он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих» ( Иез.3,20 ). А то, что дух отступления, греховности владеет каждым, наши предки, начитанные в Писании, знали сызмала. Апостолы учат нас: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1,10 ). Не пытались старые русские люди иметь велее попечение и о будущем. Евангелие учит нас: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф.6,34 ). Увы! Мы живем иначе. Летом мы говорим себе: вот придет осень, тогда займусь делом. Ведь сейчас время отдыха и такая жара… А осенью ожидаем первого снега и говорим себе: вот начнется Рождественский пост, тогда духовный труд необходим, и т.д. и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

      В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).       Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения мира 5508: " повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались с число верных». " Повинуясь кесареви повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» - поет Церковь в Каноне на Рождество Христово.       Родившийся в вертепе, Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. " Во яслех восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленицы прегрешений моих " .       Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены - эти первые образы Его смирения и уничижения - не могли утаить Божественной славы Младенца. О рождении Младенца тотчас узнали вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, то есть " простецы и мудрецы " . Пастухи, пришедшие в вертеп после явления им Ангела с воинством небесным, поспешили в Вифлеем и первыми поклонились Младенцу-Господу.       Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ. 24, 17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши пред ним, поклонились и поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну.

http://zavet.ru/book/rozhdp.htm

Бар-Кохбу многие иудеи ошибочно приняли за Машиаха, разочарование было духовной катастрофой, и чтобы как-то поддержать народный дух, раввины предложили идею, очень похожую на христианскую: страдание Мессии было предсказано пророками, но это страдание лишь приуготовляет приход Мессии-Царя. В порядке вольного размышления можно предположить, что предпосылки к такому ходу мысли могли возникнуть гораздо раньше, в эпоху римской оккупации, когда прихода Мессии ждали, но сомнения в политическом и военном успехе были чрезвычайно сильны. И если Филипп был знаком с этой концепцией, то вполне мог узнать в Иисусе, сыне Иосифа, даже и будущего страдальца за народ! Тщательно смотреть по сторонам Впрочем, вернемся с зыбких песков гипотез к тексту Евангелия. Еще один эпизод с его участием — Ин. 12; 21-24: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».  Греки обратились к Филиппу — а это значит, что он знал греческий язык! С этого прихода греков начинает «прославляться Сын Человеческий» — уже не Он идет с проповедью по городам и весям, а язычники сами устремляются к Нему, да не за конкретным исцелением, а вообще — потому что хотят Его видеть. И проводником их к Нему становится Филипп. (И кстати, здесь Христос связывает Свое прославление еще с одним пророчеством о Своей скорой крестной смерти. Так что предыдущее наше размышление все же может иметь в себе долю истины…) Когда мы в последний раз в Евангелии встречаем апостола Филиппа, он просит Спасителя показать им, Своим ученикам, Бога: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8). И в ответ слышит краткое изложение учения о Троице: «Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (9-10, 16-18).

http://pravmir.ru/zagovene-pochemu-rozhd...

Другое дело, что пребывающий в Церкви народ Божий не участвует в интригах, в обмане, в лицемерии, которые присутствуют в политике. Церковь не исповедует государственных идеологий — коммунизм, либерализм и так далее. Церковь не является партией. Она является той силой, которая позволяет человеку сохранить трезвость ума, не дойти до безумия. Она проповедует вещи, которые не согласны с делами политических деятелей. Всем известно, что бывают ситуации, когда ради победы на выборах они обманывали, а то и убивали. Конечно же, мы вне такой политики. Но ведь она может быть и иная. Вспомните, были периоды правления благочестивых руководителей — например, святых благоверных князей и императоров, которые действовали в согласии с Церковью. Участие в такой политике, разумеется, для Церкви допустимо. — Отец Геннадий, давайте вернемся к празднованию Нового года. Как Вы полагаете, какое решение было бы более правильным — перейти на новый стиль или объявить общегосударственным праздником 14 января? — Нужно помнить, что в Церкви вопрос времени никогда не был догматическим. Мы никогда не сможем доказать точную дату рождения Христа, она достаточно условна. Я не думаю, что в Церкви нужно отталкиваться от настолько второстепенных вещей. Конечно, я знаю, что старый стиль — правильный, новый — приемлемый, но из вопроса времени вообще не следует делать кумира. Это не тот фактор, который должен создавать проблемы. Помните слова апостола Павла: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39). Это очень важный отрывок. «Высота, глубина» — это пространство, «настоящее, будущее» — время. Т.е. пространство и время — суть творения Божии, они не превыше Творца и потому не могут быть препятствием в любви Божией к нам. Поэтому вопросы точности или неточности времени или даты не могут быть для нас решающимии в деле нашего спасения.

http://pravmir.ru/ujti-ot-vneshnego/

Как же мы можем быть благодарны Богу? В первую очередь участием в Евхаристии. «Евхаристия» переводится как «Благодарение», и во время литургии мы, внимательно слушая слова молитв, и сами молимся: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим». Мы пришли благодарить Бога. С одной стороны мы соединяемся с Ним, получаем великие блага, дары, и в этом есть наше благодарение настоящее. Господь и исцеляет нас, и учит Его благодарить и пребывать с Ним в любви и единении. Сейчас для этого особое время, благодатное, Рождественский пост. В то же время мы сейчас входим в полосу очень сильных искушений. Приближается безумное предновогоднее торжество, которое сопряжено с обильным возлиянием, объедением и потоком совершенно тупой развлекательной информации, который десятилетиями обрушивается на сознание наших сограждан: одни и те же лица, одни и те же идиотские шутки, пошлые песни — бессмысленная попытка создать какую-то деланную радость. Люди уже сами изнывают от этого, устали, не могут уже это все воспринимать, но все это продолжается и продолжается. Нередко это настоящая мука для христиан. Объединение в деланной радости — это своеобразная псевдолитургия. Все это всеобщее феерическое шоу, это беснование, мнимая радость, тоже представляют собой попытку совместного служения, но для многих непонятно чему. Конечно, во всем этом немало искренних людей, которые просто желают ближним добра, мира, счастья в наступающем новом календарном году. Мы не должны надевать на себя маски какой-то такой злобной ревности, а должны отвечать им с любовью, но в то же время мы можем противопоставить потоку безумия свою любовь и благодарение Богу. Пусть кто-то радуется телесно, пьет, ест, пляшет, а мы в это время будем благодарить Бога за его благодеяния и объединяться в молитве, в причастии, в Евхаристии. Сегодня апостол замечательные слова сказал: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно… как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13).

http://pravoslavie.ru/58324.html

Посмотрите, что происходит вокруг: одна злая похоть и любостяжание. Все на этом построено. Любая реклама – злая похоть и любостяжание. Только это, больше ничего. Вообще надо заметить, что вся реклама построена на смертных грехах. Что предлагают человеку? Блуд, любостяжание, деньги. И это называется успехом, а настоящий успех христианина – в том, что он явится во славе вместе со Спасителем своим. Вот истинный успех. Поэтому мы должны отказаться от любостяжания, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3: 5–6) Отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол. 3: 8). Посмотрите, как много сквернословия кругом! Мы допускаем это, мы даже гордимся этим, нам это приятно. Люди, живущие общественной жизнью, известные люди, которые подают другим пример, сейчас постоянно сквернословят, они бравируют этим, а это отравляет детей, это обрекает их жизнь на проклятие. Отложите сквернословие уст ваших – вот о чем надо думать Рождественским постом, а не только о том, что есть или чего не есть! Дорогие братья и сестры, в Послании к Колоссянам вы найдете еще много полезного и важного для вашей повседневной жизни. Найдите время, одну-две главы прочтите, выпишете это! И запомните и поступайте так, как говорят вам святые Божии человеки! И это будет залогом того, что этот Рождественский пост пройдет для нас не зря! В этом послании еще есть очень важные слова: апостол Павел говорит, обращаясь к вам, людям, не облеченным священным саном: молитесь за меня, чтобы у меня были силы и разум проповедовать вам истину! Это очень важно: молитесь за нас, молитесь за Церковь, молитесь за своих епископов, священников, патриархов, чтобы у них была сила проповедовать истину, стоять в истине. Но для этого сначала отложите дела скверны и облекитесь в любовь, во всепрощение – об этом тоже говорит апостол Павел: прощайте друг другу, если у вас есть какое-то огорчение друг на друга, и все у вас должно быть с мудростью, и слово ваше должно быть с солью, а для того, чтобы оно было с солью, вам надо читать обязательно Священное Писание. Не только слушать его во время богослужения, но и читать постоянно, запоминать и в жизни своей воплощать. Молитесь за нас, чтобы мы находили в себе силы, любовь вместе с вами быть верными Господу нашему Иисусу Христу.

http://pravoslavie.ru/117770.html

50. Что конкретно говорится в церковных канонах по поводу того, в какое время супругам надо воздерживаться от телесной близости, а в какое – нет? Существуют некоторые идеальные требования Церковного Устава, которые должны определять конкретный путь, стоящий перед каждой христианской семьей, чтобы их не формально исполнять. Устав предполагает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне торжества двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и дней говения — подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Это идеальная норма. Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (Кор. 7, 5-6). Это значит, что семья должна дорастать до такого дня, когда принятая супругами мера воздержания от телесной близости никак не будет вредить и уменьшать их любви и когда вся полнота семейного единения будет сохраняться и без подпорок телесности. И именно эта целостность духовного единства может быть продолжена в Царствии Небесном. Ведь из земной жизни человека будет продолжено то, что к вечности причастно. Понятно, что в отношениях мужа и жены к вечности причастна не плотская близость, а то, чему она служит подспорьем. В светской, мирской семье, как правило, происходит катастрофическая смена ориентиров, которую нельзя допустить в семье церковной, когда эти подпорки становятся краеугольными. Путь к такому возрастанию должен быть, во-первых, взаимным, а во-вторых, без перепрыгивания ступенек. Конечно же, не каждым супругам, особенно на первом году совместной жизни, можно будет сказать, что они должны весь Рождественский пост пройти в воздержании друг от друга. Кто сможет вместить это по согласию и умеренности, тот явит глубокую меру духовной мудрости.

http://pravmir.ru/o-supruzheskix-otnoshe...

2002 год 35. Радость Рождества Когда на земле рождается ребенок, его близкие радуются появлению новой жизни и думают о том, каким он будет и что принесет им это рождение. Две тысячи лет назад в маленьком еврейском городке Вифлееме родился Младенец. Это была великая радость для Его Матери – Девы Марии и Ее родственников. В ночь Рождества Ангел Господень явился пастухам, охранявшим свои стада рядом с Вифлеемом, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 9–11). Пастухи обрадовались этой вести, ибо не было в Иудее человека, который не ожидал бы Спасителя. Затем им явилось многочисленное воинство небесное, великий хор Ангелов, радостно поющих: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Но радовались не только Ангелы и пастыри. Ликовало и само ночное небо! На нем явилась особая звезда Рождества. По ней умудренные опытом и научными знаниями волхвы в далекой Персидской стране узнали о рождении в Иудее необыкновенного Царя. Они поняли, что не зря жили и занимались науками, ведь именно научные знания открыли им истину о рождении Спасителя мира. Как пастухи и Ангелы, они прославили Бога и пошли в дальний путь, чтобы поклониться Богомладенцу. Рождественский пост зовет христианина в духовный путь для подготовки своей души к величайшему событию – рождению Богомладенца, ради исправления нашей жизни и спасения души. Нам могут сказать: куда вы собрались – Иисус Христос родился две тысячи лет назад! Да, но ведь мы не в Палестину и не в Вифлеем собираемся идти. В нашей церковной жизни мы соприкасаемся с вечностью и духовно погружаемся в те события, которые были две тысячи лет назад, но являются для нас не историей, а живой реальностью. Через личную молитву и церковное богослужение мы становимся не зрителями, а участниками священных событий. Мы постимся телом и душой, боремся в сердце со злыми страстями и недостойными помышлениями. Стараемся прощать обиды другим и испрашиваем прощение себе самим. В реальной любви к людям – образам-портретам Божиим на земле, хотя часто и весьма запыленным, учимся любить Того, Кто оставил неизгладимый след в каждой душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем ( Зах. 7, 9–10 ), ( Зах. 8, 16–17 ) – вот, что благоугодно Богу и невыполнение чего навлекает Его гнев; поэтому, наказание, которое постигло предков современного пророку поколения, может разразиться и над головами тех, от лица которых предложен пророку вопрос о постах. (См. Kaamz, Ss. 81–84). Исполнение заповедей требует Господь, но когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце.., для Меня ли вы постились?.. И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?–вопрошает пророк ( Зах. 7, 5–6 ). Таким решением вопроса о постах пр. Захария, следовательно, как бы предвосхищает новозаветное учение о том же (ср. Мф. 6, 16–18 ); ( 1Кор. 8, 8 ) и др. Если бы пророк признавал неуместность постов именно в виду ожидаемой им в близком будущем в судьбе иудеев перемены к лучшему, как полагает, напр., Дум (S. 316), мы едва ли встретились бы в глл. 7–8 с неоднократным напоминанием о необходимости выполнение заповедей, о наказании за упорство и противление ясно выраженной воле Божией и, наконец, с общим замечанием ( Зах. 7, 5–6 ) о том, что пост сам по себе никакого отношение к Богу не имеет. Хотя пророк, согласно вообще с ветхозаветным представлением о соответствии благосостояние в жизни временной с благочестием, говорит в ( Зах. 8. 12 ): посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведение свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему ср. ( Зах. 3, 10 ); но в заключение своих наставлений и обетований, данных при решении вопроса об отмене постов, пророк говорит о благах высших, духовных – о распространении истинного богопознания и богопочтения между язычниками при посредстве иудеев, как результате полного обращение их на путь исполнение заповедей ( Зах. 8, 16–23 ). 75 По мнению Кейля, в ( Зах. 8, 8 ) под Иерусалимом нельзя разуметь земного Иерусалима, а только мессианское царство: земной Иерусалим не мог бы вместить иудеев, собранных со всей земли (S. 585). Но во всяком случае, возможно относить это обетование и к земному Иерусалиму, так как к буквалистическому пониманию подобного рода выражений ничто не обязывает: прямой смысл этого стиха тот, что Иерусалим, обезлюдевший в период плена, снова будет заселен. 76 Иегова, как Творец всего мира, должен быть Владыкой и Богом всех народов; но в ветхозаветное время Он является Богом преимущественно для избранного народа, и только чрез его посредство истинное богопознание делается всеобщим. Мысль, что и язычники предназначаются для вступление в устрояемое Богом царство, достигает полной ясности лишь у пророков (Oehl. Ss. 216–217). Читать далее Источник: Сергиев посад. Типография Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. 1910 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010