Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре . К. называл себя «лавры Киево-Печерския грешником иеродиаконом Кириаком Ястребенским». По всей видимости, в Киево-Печерском монастыре он освоил каллиграфический книжный полуустав и приобрел навыки лит. труда; вероятно, он оставил мон-рь из-за какой-то провинности. В 1742 г. К. жил в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре : в этом году он вместе с мон. Иоасафом (Езефовичем) написал жалобу на настоятеля обители архим. Варлаама из-за скудного содержания братии. К. попытался вручить жалобу имп. Елизавете Петровне во время коронационных торжеств в Москве. В результате он был сослан в Кириллов Новоезерский мон-рь в Белозерском у. В 1746 г. книжник написал «всераболепное прошение» в Святейший Синод о смягчении наказания. Этим же годом датированы первые известные рукописи К., созданные им в Новоезерском монастыре, в них содержатся жития местных святых: преподобных Кирилла Новоезерского и Иродиона Илоезерского. К. был не только переписчиком, но и редактором, исправлявшим языковые ошибки и стиль протографа. Житие прп. Иродиона дополнено составленными К. послесловием и 3 молитвами святому. В послесловии К. пишет о своем почитании прп. Иродиона и о многолетних поисках исправного списка его Жития ( Лифшиц. 2009. С. 67-68). По-видимому, К. был автором неск. молитв прп. Кириллу Новоезерскому (в сборниках ГИМ. Муз. 771; Барс. 851). Самая поздняя из известных рукописей К. датирована 1748 г. Последние сведения о книжнике содержатся в ведомости о монашествующих по Вологодской епархии на 1751 г.: в Новоезерском мон-ре значился «присланный из Святейшего правительствующего Синода при указе иеродиакон Кириак» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1769. Л. 25). Соч.: Лифшиц А. Л. Прп. Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пуст.//ВЦИ. 2009. 3/4 (15/16). С. 39-92. Ист.: ОДДС. Т. 26. Стб. 239-240. Лит.: Лифшиц А. Л. Кириак Ястребенский - неизвестный книжник 2-й четв. XVIII в.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 271-278; он же. Житие Иродиона Илоезерского в собр. Одесской гос. науч. б-ки.//Стародруки i piдkichi видання в yhibepcumemcьkiй бiблiomeцi: Мат-ли мiжhap. книгознавчих читань (Одеса, 14-16 вересня 2009 р.). Од., 2010. С. 181-197. А. Л. Лифшиц Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, древнерус. книжник

http://pravenc.ru/text/1840197.html

Максима Исповедника); Цагерский, св. Нины (г. Цагери, жен., основан в 2001); Ласуриаши, Рождества Пресв. Богородицы (с. Ласуриаши, Цагерский р-н, муж., основан в 2005). Цилканская, архиеп. Зосим (Шиошвили). Мон-ри: Мчадиджвари, во имя св. Архангелов (с. Мчадиджвари, Душетский р-н, жен., основан в 1668 католикосом-патриархом Досифеем III, возобновлен в 1991); Аши, св. Квирике (с. Аши, Душетский р-н, жен., основан в 1998); Бицменди, Вознесения Господня (с. Бицменди, Мцхетский р-н, жен., основан 20 мая 1999). Чиатурско-Сачхерская (вдовствующая), временно управляет митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Кацхис-Свети (Кацхский Столп) (Кацхурское ущелье, Чиатурский р-н, муж., основан в V-VI вв. на месте святилища, посвященного культу богини плодородия, возобновлен в 1996); Мгвимеви, Рождества Пресв. Богородицы (близ с. Мгвимеви, Чиатурский р-н, жен., основан в XIII в. рачинским эриставом Рати Кахаберисдзе, возобновлен в 1992). Чкондидская, митр. Георгий (Шаламберидзе). Мон-рь: Саелиаво, Введения во храм Пресв. Богородицы (с. Саелиаво, Мартвильский р-н, жен., основан 4 дек. 2001). Шемокмедская, архиеп. Иосиф (Киквадзе). Мон-ри: Шемокмеди, св. Николая Мирликийского (ставропигиальный) (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, жен., основан в 1992); Джумати, во имя св. Архангелов (с. Джумати, Озургетский р-н, муж., основан до X-XI вв., возобновлен 21 нояб. 1990); Шемокмеди, Преображения Господня (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, муж., основан в X-XII вв., возобновлен в 2005); Ачи, св. Георгия (с. Ачи, Озургетский р-н, муж., основан в XIV в., возобновлен в 2005); Удабно, св. Иоанна Крестителя (с. Шуа-Ганахлеба, Чохатаурский р-н, муж., основан во 2-й пол. XVIII в., закрыт в 50-х гг. XX в., возобновлен в 2001); Самеба-Джихети, Св. Троицы (с. Джихети, Ланчхутский р-н, жен., основан в 1896); Григолети, св. Григория Богослова (с. Григолети, Ланчхутский р-н, муж., основан в 1993); Озургетский, св. Нины (г. Озургети, во дворце гурийских князей, жен., основан в 1995). Ист.: Прокопий Кесарийский.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРУН Добрун, муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в одноименном поселении близ Вишеграда (Босния и Герцеговина). Построен ок. 1343 г. жупаном Прибилом (в монашестве Варнава), охранявшим зап. границы владений кор. Душана, его тестем Станом и сыновьями Стефаном и Петром (в монашестве Иоанн), возможно, с миссионерской целью, чтобы остановить рост влияния богумильства в крае. Первоначально мон-рь назывался Крушево, но через 2 столетия утвердилось совр. название. По преданию, при жупане Петре в Д. проживало 720 монахов. В т. н. Крушевачском помяннике в качестве 2-го ктитора отмечен деспот Стефан Лазаревич . Долгое время Д. был самым зап. серб. мон-рем. В 1462 г. мон-рь сильно пострадал от нападения турок. Молодые насельники скрылись в окрестных недоступных испосницах, в обители остались только пожилые. После их смерти в церкви служба совершалась лишь по большим праздникам. В XVI в. Д. возродился: в 1530 г. о Д., где проживало 8 монахов, упоминает путешественник Б. Курипешич, в 1532 г.- австр. посланник Ногарола, в 1550 г. Катарино Дзено, возвращавшийся из К-поля, отметил, что храм в Д. весь расписан, особенно красиво изображение Пресв. Богородицы, а также что в обители совершались многочисленные чудеса. В XVI-XVII вв. Д. часто упоминается в источниках: здесь переписывались книги, в мон-рь делались вклады, насельники собирали милостыню в соседних областях. В 1606 г. в Д. проживал поп Страхиня из Будимли - изограф, расписавший впосл. церкви мон-ря Градиште . Во 2-й пол. XVIII в. жизнь в мон-ре угасла, церковь постепенно разрушалась, служба совершалась 3 раза в год: на Рождество, Пасху и Св. Троицу. В 1822 г. мон-рь частично был обновлен. При подавлении антитур. восстания в Боснии в 1875 г. Д. сильно пострадал, но в 1884 г. церковь была обновлена. В годы первой мировой войны Д. вновь пострадал. В 1921 г. при ремонтных работах была сокращена ктиторская надпись над входом в нартекс, а фрески в верхних зонах были записаны.

http://pravenc.ru/text/178686.html

27-29 мая 2006 г. Латвию впервые посетил Первосвятитель РПЦ патриарх Алексий II. 16 февр. 2015 г. на очередном Соборе ЛПЦ особое внимание было уделено проблемам духовно-нравственного воспитания и работе с молодежью. По информации латв. Мин-ва юстиции, на 2014 г. в Латвии насчитывалось ок. 370 тыс. православных. В большинстве приходов ЛПЦ богослужения совершаются на церковнослав. языке. Латыш. приходы имеют устойчивую тенденцию к росту количества прихожан, в т. ч. и за счет молодежи. Церковно-общественные, образовательные и воспитательные организации ЛПЦ уделяет значительное внимание вопросам духовного просвещения и воспитания. Помимо возрожденной в 1993 г. Рижской ДС при храмах действуют воскресные школы. Работает Рижская православная школа св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1992 г. было создано об-во милосердия и духовного просвещения «Нива Духовная» во имя св. прп. Сергия Радонежского. С 2007 г. ведет работу Православное об-во по работе с детьми и молодежью «Родник». Оно организовывает детские лагеря, воскресные школы, работает с дошкольниками. Отдел образования и катехизации ЛПЦ проводит курсы повышения квалификации преподавателей «Христианского учения» и курсы катехизаторов. С 2002 г. в Риге проходит ежегодная Международная правосл. педагогическая конференция «Церковь, семья и школа». Екабпилсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь. Фотография. 2015 г. Екабпилсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь. Фотография. 2015 г. На территории Латвийской Республики действуют межконфессиональные организации: Об-во для поддержки семьи «Balta   Zvaigzne» (Белая Звезда) (2009) и Объединение христианских медиков Латвии (2010). Обе организации созданы по благословению митр. Рижского и всея Латвии Александра и поддержаны главами Римско-католической и Евангелическо-лютеранской Церквей Латвии. Монастыри Действующие: рижский Сергиев во имя Св. Троицы мон-рь (женский, в Риге, в 1892 образована община, 31 дек. 1901 обращена в мон-рь), екабпилсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь (мужской, в Екабпилсе, основан в 70-х гг. XVII в., упразднен в 1817, восстановлен в 1993), Преображенская пуст. (женская, в пос. Валгунде Елгавского края, основана в 1895 при рижском Сергиевом мон-ре), илукстский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь (в г. Илуксте, основан в 1839 как мужской третьеклассный, 1 янв. 1881 преобразован в женский, закрыт в 1953, возрожден в 2014).

http://pravenc.ru/text/2463149.html

был возведен Ростовский архиеп. Феодосий (Бывальцев) , что означало упрочение фактической автокефалии Русской Церкви. Отношение рус. духовенства к вел. князю, оценка его исторической роли нашли свое отражение в «Слове от избранных писаний, иже на латину», написанном в последний год княжения В. В. «Слово» противопоставляет рус. вел. князя, «боговенчанного царя православью всея Руси», визант. императору, к-рый «омрачися тмою латынскиа ереси» и в результате «погуби царствующий град»,- В. В., выступив против «латинян», сохранил чистоту веры во вверенной ему Богом Русской земле. На страницах «Слова» вел. князь прославляется как «боговенчанный царь всея Руси», «поддержатель православныя веры», «благоверия держатель Роускых земель». В. В. не только сохранил в чистоте веру в собственной стране, но и распространил ее среди соседних народов: «Мнози от язык агарянского племени и от жидовского роду и от иноверных благочестием си оудобри... и благоразумием из тмы на свет изведе». Характеризуя отношения между В. В. и Церковью, следует отметить случаи, когда вел. князь брал под свое покровительство мон-ри, страдавшие от притеснений своих патронов - удельных князей. В 1-й пол. княжения В. В. взял под свое покровительство ростовский Борисоглебский на Устье муж. мон-рь , наделив его щедрыми пожалованиями. Игумен этого мон-ря Питирим, по свидетельству местных источников, был крестным отцом Иоанна - старшего сына вел. князя. В посланиях прп. Иосифа Волоцкого сохранились сведения о том, как вел. князь взял под свою защиту Троице-Сергиев мон-рь во владениях серпуховского кн. Василия Ярославича, Спасо-Каменный в честь Преображения Господня муж. мон-рь во владениях ярославского вел. кн. Александра Феодоровича, Толгский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь во владениях князей Засекиных. Известна грамота В. В. Троице-Сергиеву мон-рю, согласно к-рой рыболовы обители на Ростовском оз. освобождались от власти местных князей и их слуг. В своих жалованных грамотах В. В. часто освобождал владения мон-рей от уплаты торговых пошлин, ямской повинности, работ в княжеском хозяйстве. Вел. князь стремился опираться на поддержку близких великокняжескому дому обителей, чтобы укрепить свою власть на спорных территориях. Так, очень широкими податными и судебными привилегиями (освобождение от всех налогов, право суда, «опричь душегубства») была наделена вотчина Троице-Сергиева мон-ря с. Присеки в Бежецком Верхе - эта территория была предметом спора между В. В. и Вел. Новгородом. Владимирскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рю вел. князь пожаловал ряд сел в недавно присоединенной Суздальской земле, что вызвало резкое недовольство местных князей.

http://pravenc.ru/text/150785.html

Постриг прп. Пафнутия Боровского. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. 1644 г. Фо-то: Н. В. Бурмин Постриг прп. Пафнутия Боровского. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. 1644 г. Фо-то: Н. В. Бурмин П. род. в семье предка родов Баскаковых, Гавриловых, Зубовых и Таратиных Ивана Мартиновича и его жены Фотинии (см.: Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии. М., 2015. Т. 2. С. 247-251), был крещен с именем Парфений (Житие. 1899. С. 21). Дед П. был баскаком, вероятно в Боровске (Древнерусские патерики. 1999. С. 82), и в ходе очередного антиордынского восстания (вероятно, в 50-60-х гг. XIV в.) под страхом смерти принял крещение с именем Мартин (о христианизации баскаков см.: Кузьмин А. В. Орда//ПЭ. 2018. Т. 53. С. 100). Парфений в детстве общался со своим дедом. Юноша обучился грамоте, его любимым чтением стало Свящ. Писание. В возрасте 20 лет Парфений оставил родительский дом, чтобы принять монашеский постриг. Местом своего пострижения он избрал боровский Высокий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, располагавшийся на берегу р. Протвы. Пользовавшийся наибольшим авторитетом в обители ученик прп. Сергия Радонежского прп. Никита Боровский, ранее возглавлявший Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужской монастырь , испытал, насколько серьезно намерение Парфения удалиться от мира, и одобрил его желание принять постриг. 30 нояб. 1414 г. находившийся в Покровской обители друг старца Никиты архимандрит серпуховского Высоцкого мон-ря Маркелл (см.: РГБ. Ф. 113. Волок. 219(638). Л. 237; в нек-рых вариантах Жития назван настоятелем боровского Высокого Покровского мон-ря) совершил обряд пострижения и нарек новоначального инока Пафнутием (Житие. 1899. С. 119). В обители инок 7 лет проходил послушание у старца Никиты, к-рый стремился привить своему ученику идеалы монашеской жизни прп. Сергия Радонежского. По неизвестной причине ок. 1421 г. Никита принял решение покинуть Покровский мон-рь. П. обязан был сопровождать наставника, но этому воспротивился настоятель обители. Сам П. не хотел покидать Покровский мон-рь и умолял старца Никиту позволить ему остаться «за юность возраста его» (Там же). Оставшись в обители, П. прошел все послушания, заслужив уважение братии.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

С 26 дек. 2002 по 7 мая 2003 г. временно управлял Ставропольской и Владикавказской епархией в связи с продолжительной болезнью Ставропольского митр. Гедеона (Докукина) . 27 марта 2007 г. назначен ректором Екатеринодарской ДС. 26 июня 2008 г. Архиерейским Собором РПЦ избран председателем Церковного суда сроком на 4 года. С 27 июля 2009 г. является членом Межсоборного присутствия РПЦ. Тщаниями И. были восстановлены Свято-Троицкий и Свято-Ильинский храмы в Краснодаре, Вознесенский в Геленджике, Свято-Онуфриевский в Анапе, Свято-Троицкий в ст-це Старонижестеблиевской, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ст-це Ивановской. Символом возрождения церковной жизни в крае стали войсковой собор во имя вел. кн. Александра Невского (2006), возведенный на месте взорванного в 30-х гг. XX в. собора, и одноименный храм-часовня с приделом во имя Царственных мучеников. Построены новые храмы в Краснодаре: Рождества Христова, Покрова Пресв. Богородицы, во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при краевом онкологическом диспансере, а также церкви во имя арх. Михаила в г. Темрюке, во имя Иоанна Богослова в ст-це Кущёвской, Рождества Пресв. Богородицы в Выселках. Были основаны тимашёвский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь (1992), кореновский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1992), сочинский во имя Св. Троицы и вмч. Георгия жен. мон-рь (2000), Крестовая муж. пуст. в честь Воздвижения Креста Господня (2000), «Нерушимая Стена» иконы Божией Матери жен. мон-рь (2002), краснодарский в честь иконы Божией Матери «Всецарица» женский монастырь (2005); возобновилась монашеская жизнь в жен. мон-ре равноап. Марии Магдалины (1994). С 1990 г. выходит ежемесячная газ. «Православный голос Кубани», включающая приложение для детей и юношества «Подсолнушек». Ряд благочиний и мон-рей также издают газеты и журналы. Во мн. светских газетах, в т. ч. крупнейших в крае «Кубань сегодня» и «Вольная Кубань», ведутся правосл. рубрики. На краевом телевидении епархия выпускает программу «Отчий дом», совместно с Гос. научно-творческим учреждением «Кубанский казачий хор» устраивает фестиваль правосл. фильмов. Выходят в эфир программы правосл. радиостанции епархии «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/674892.html

Это трехнефная базилика с одной апсидой, над центральным нефом возвышается восьмигранный купол. с запада к храму была пристроена деревянная открытая галерея, от к-рой сохранились только остатки фундамента. Кроме главных зап. дверей в церковь есть вход с севера. Стены сложены из камня и снаружи оштукатурены. Кровельное покрытие выполнено из дранки. Внутри церковь перекрыта полуциркульными сводами, купол несут 4 массивных пилона. Первоначальная роспись (70-е гг. XVI в.), исполненная местными мастерами, хорошо сохранилась. Храм был обновлен в 1688 г., на средства П. Раконца, здесь хранится часть руки сщмч. Харалампия , еп. Магнезийского. ризница богата рукописями и печатными богослужебными книгами XIV-XVIII вв. Подврх муж. мон-рь находится в 20 км от Биело-Поле. Основан в 1606 г., сохранилась ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского. церковь расписана в 1613-1614 гг. серб. иконописцем свящ. Страхиней из Будимли, сохранилось Евангелие Дивоша Тихорадича нач. XIV в. (в наст. время в ризнице мон-ря в Цетине). Волявац (Богородицы на Бистрице), бывш. муж. мон-рь, в низовье р. Лим, примерно в 30 км от Биело-Поле, с ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Мон-рь основан, вероятно, Стефаном Неманей в XII в. Храм сложен из тесаных квадров известняка. С юго-зап. стороны находится высокая колокольня. Церковь представляет собой однонефное сооружение с апсидой, притвор с запада перекрыт полуциркульным сводом. В этой части храма сохранились фрагменты фресок, известно, что они были созданы в XIII в. по заказу кор. Стефана Уроша I. Среди изображений в верхней части зап. стены можно различить фрагменты композиций «Рождества Христова», «Введения во храм», фигуру арх. Михаила. На зап. стене наоса сохранились портреты кор. Стефана Уроша I, его супруги, кор. Елены, и игум. мон-ря Евстафия. Церковь восстановлена в 1995 г. и действует как приходская. Майсторовина (Равна-Риека), муж. мон-рь на берегу р. Лепешница с ц. в честь Св. Троицы. Первое упоминание о мон-ре относится к XVI в., но уже в XVII в., видимо, обитель пришла в упадок.

http://pravenc.ru/text/149171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Молченская икона Божией Матери в соборе Рождества Пресв. Богородицы Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Молченская икона Божией Матери в соборе Рождества Пресв. Богородицы Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Чудотворный образ. По преданию, икона была обретена 18 сент. 1405 г. на пустынном месте Молчь, в 20 верстах от г. Путивля Курской губ., по к-рому икона и получила название «Молченская» («Молчанская» ¾ устар. произношение). Так, на погребении иноков-отшельников, прежде уединенно живших на Молче (в пещере на Чудной горе), некоему благочестивому бортнику был явлен на липе образ Богородицы с Младенцем, тогда же он услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Впосл. на месте обретения М. и. был построен Молченский Рождество-Богородицкий Печерский муж. мон-рь, известный после 1656 г. как Молченская Софрониева в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь (ныне в с. Нов. Слобода Путивльского р-на Сумской обл., Украина). В Смутное время Софрониева пуст. была разорена, и 24 апр. 1605 г. игум. Пафнутий с братией перенесли икону в Путивль, где был основан новый Рождество-Богородицкий Молченский муж. мон-рь (Б. Молченский, см. Путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), а «когда и сей монастырь потерпел сильное разорение от бывшего в нем великого пожара, с тех пор подлинный Чудотворный Образ остался и по сие время неизвестным; точная же копия с онаго сохранилась доныне в Софрониевой пустыни и есть наместною в теплой Благовещенской церкви» (Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой общежит. Софрониевой пуст. СПб., 1846. С. 11 - 12). Севская Молченская икона Божией Матери. Посл. четв.— кон. XVII в. (Крестовоздвиженский мон-рь, Севск) Севская Молченская икона Божией Матери. Посл. четв.— кон. XVII в. (Крестовоздвиженский мон-рь, Севск) С исчезновения подлинной иконы в Смутное время при пожаре начинается история бытования ее многочисленных списков на приграничных территориях в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

1755 - 29 окт. 1763), Феодосий (Михайловский-Прокофьев; 28 дек. 1763 - 30 янв. 1787). Епископы Коломенские и Тульские: Феофилакт (Горский; 6 мая - 12 сент. 1788), Афанасий (Иванов; 12 нояб. 1788 - 10 апр. 1799), Мефодий (Смирнов; 10 апр.- 31 дек. 1799). Монастыри (в границах К. е. перед закрытием). Действующие: серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Серпухове, основан в 1360 как муж., с 1806 жен., закрыт в 1919, возрожден в 1995), Старо-Голутвин в честь Богоявления (в Коломне, основан до посл. четв. XIV в. (до 1389), закрыт в 1929, возобновлен в 1994), Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (в Серпухове, основан в 1374, муж., закрыт в 1928, возрожден в 1991), Белопесоцкий Троицкий (в совр. г. Ступино Московской обл., основан в кон. XV в. как муж., закрыт в 1918, возобновлен как жен. в 1993), Брусенский Успенский (в Коломне, основан ок. 1552-1554, жен., закрыт в 1922, возобновлен в 1997), Бобренёв Рождество-Богородичный (в совр. с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на Московской обл., муж., впервые упом. в 1577/78, упразднен в 1764, возобновлен в 1865, закрыт в 20-х гг. XX в., вновь возобновлен в 1991), Ново-Голутвин во имя Св. Троицы мон-рь (в Коломне, основан в 1800 как муж., закрыт в 1919, возобновлен как женский в 1989). Недействующие: Преображенский Спас-Ядринский (в Коломне, упом. с 1377, муж., упразднен после 1790), белёвский в честь Преображения Господня (в Белёве (совр. Тульская обл.), муж., основан ок. 1525, закрыт в 1921), Иоанно-Предтеченский (в Туле, основан в 1552, муж., упразднен в 1799 г.), Петропавловский (в Коломне, муж., упом. как запустевший в 1577/78), св. Жен-мироносиц (в Коломне, упом. в 1577/78 как обветшавший, жен., окончательно упразднен в XVIII в.), Гнилушская Николаевская пуст. (близ Коломны, основана ранее 1662, муж., упразднена вскоре после 1764), в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Туле, основан в 1587, жен., закрыт в 1921), Крестовоздвиженский (в Белёве, основан в 1625 г., жен., упразднен в 1764, восстановлен в 1768, закрыт в 20-х гг. XX в.). Ист.: Писцовые книги г. Коломны и уезда 1577/78 гг.//ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1 С. 291-611; Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Рафаилу, еп. Коломенскому и Каширскому, 1627 г.//РИБ. 1875. Т. 2. Стб. 437-445; ОДДС. 1879. Т. 2. Ч. 1. С. 516-520; Троицкий Н. И. Царские жалованные и патриаршие настольные грамоты, данные епископам Коломенским и Каширским//ЧОЛДП. 1882. Кн. 9. С. 233-260; ПСРЛ. Т. 13. С. 189, 346, 348, 353, 359, 489; Т. 14. С. 80-81, 99; Т. 18. С. 23, 98; Т. 19. Стб. 111; Т. 27. С. 297; Т. 22. Ч. 1. С. 464; Т. 25. С. 326; Кучкин В. А. Жалованная грамота 1538 г. на две слободки в Коломне//АЕ за 1959 г. М., 1959. С. 340-343; Павел Алеппский. Путешествие. 2005.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010