В 90-х гг. XX в. в Московской обл. были возобновлены следующие муж. мон-ри епархиального подчинения: Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (1991), Бобренёв в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на (1992), Екатерины вмц. в Видном (1992), дмитровский во имя святых Бориса и Глеба (1993), Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресв. Богородицы в Можайске (1993), коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления (1994), Давидова в честь Вознесения Господня пуст. в пос. Нов. Быт Чеховского р-на (1995), павловопосадский Васильевский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1995), Гуслицкий в честь Преображения Господня в Куровском Орехово-Зуевского р-на (1998). Были открыты жен. обители: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя близ дер. Семёновское Можайского р-на (1992), Белопесоцкий во имя Св. Троицы в Ступине (1993), Колоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Колоцкое Можайского р-на (1997), Александро-Невский (Александровский) в с. Маклакове Талдомского р-на (1996), Брусенский в честь Успения Божией Матери в Коломне (1997), Казанской иконы Божией Матери в дер. Колычёво Егорьевского р-на (1999). Благодаря усилиям митр. Ювеналия в 1994 г. была возрождена жен. община при московском Новодевичьем мон-ре. Восстановление мон-рей продолжилось в 2000-х гг. Возрождены Серафимо-Знаменский скит в с. Битягове Домодедовского р-на (2000), Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь в пос. Деденёво Дмитровского р-на (2001), Берлюковская во имя свт. Николая Чудотворца мужская пустынь близ дер. Авдотьино Ногинского р-на (2006), Радовицкий во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь в с. Радовицы Егорьевского р-на (2006), Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь в пос. Луговой Дмитровского р-на (2007), Мариинский егорьевский во имя Св. Троицы женский монастырь (2008). В дек. 2014 г. по благословению митр. Ювеналия создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Николая Чудотворца (мужской, ныне в черте г. Тихвина Ленинградской обл.; основан в 10-х гг. XVI в., упразднен в 1764, возобновлен в 1774, закрыт ок. 1925), Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Господня (мужской, на о-ве Огненном Новозера (Нового оз.), близ г. Белозерска Вологодской обл.; основан между 1512 и 1517, закрыт в 1929), Моденский во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в совр. с. Модне Устюженского р-на Вологодской обл.; основан не позднее 1564, закрыт в 1929), Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи (женский, у бывш. дер. Леушино (Замошье), в 30 км к юго-западу от г. Череповца Вологодской обл., затоплен водами Рыбинского водохранилища; основан в 1875 как жен. община, в 1885 она была преобразована в мон-рь, в 1919 образована сельскохозяйственная артель, в к-рую вошли насельницы обители, монашеская жизнь прекратилась к нач. 1931, по определению Синода от 27 дек. 2016 в с. Мякса Череповецкого р-на Вологодской обл. открыт Новолеушинский Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь), Ригодищский в честь Рождества Пресв. Богородицы (женский, близ совр. дер. Ригодищи Бологовского р-на Тверской обл.; основан как жен. община в 1893, которая в 1897 была преобразована в мон-рь, закрыт в 1928), Воскресения Господня (мужской, на левом берегу р. Лезна, в 21,3 км к северо-востоку от совр. г. Любань Ленинградской обл.; основан прп. Макарием Римлянином в 1-й пол. XVI в. как Макариева Успенская пуст., к-рая была упразднена в 1764, возобновлен в 1894 как «практически-миссионерский» Воскресенский мон-рь на месте упраздненной в 1764 Макариевой пуст., в 1906 обращен в общежительный с освобождением братии от занятий миссионерством, монашеская жизнь продолжалась до февр. 1932, когда вся братия была арестована; обитель восстанавливается), Парфёновский Богородицкий в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (женский, в совр. дер. Парфёново Череповецкого р-на Вологодской обл.; основан как жен. община в 1904, в 1912 она была преобразована в мон-рь, к-рый был закрыт ок. 1922), Филаретовская жен.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

С 26 дек. 2002 по 7 мая 2003 г. временно управлял Ставропольской и Владикавказской епархией в связи с продолжительной болезнью Ставропольского митр. Гедеона (Докукина) . 27 марта 2007 г. назначен ректором Екатеринодарской ДС. 26 июня 2008 г. Архиерейским Собором РПЦ избран председателем Церковного суда сроком на 4 года. С 27 июля 2009 г. является членом Межсоборного присутствия РПЦ. Тщаниями И. были восстановлены Свято-Троицкий и Свято-Ильинский храмы в Краснодаре, Вознесенский в Геленджике, Свято-Онуфриевский в Анапе, Свято-Троицкий в ст-це Старонижестеблиевской, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ст-це Ивановской. Символом возрождения церковной жизни в крае стали войсковой собор во имя вел. кн. Александра Невского (2006), возведенный на месте взорванного в 30-х гг. XX в. собора, и одноименный храм-часовня с приделом во имя Царственных мучеников. Построены новые храмы в Краснодаре: Рождества Христова, Покрова Пресв. Богородицы, во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при краевом онкологическом диспансере, а также церкви во имя арх. Михаила в г. Темрюке, во имя Иоанна Богослова в ст-це Кущёвской, Рождества Пресв. Богородицы в Выселках. Были основаны тимашёвский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь (1992), кореновский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1992), сочинский во имя Св. Троицы и вмч. Георгия жен. мон-рь (2000), Крестовая муж. пуст. в честь Воздвижения Креста Господня (2000), «Нерушимая Стена» иконы Божией Матери жен. мон-рь (2002), краснодарский в честь иконы Божией Матери «Всецарица» женский монастырь (2005); возобновилась монашеская жизнь в жен. мон-ре равноап. Марии Магдалины (1994). С 1990 г. выходит ежемесячная газ. «Православный голос Кубани», включающая приложение для детей и юношества «Подсолнушек». Ряд благочиний и мон-рей также издают газеты и журналы. Во мн. светских газетах, в т. ч. крупнейших в крае «Кубань сегодня» и «Вольная Кубань», ведутся правосл. рубрики. На краевом телевидении епархия выпускает программу «Отчий дом», совместно с Гос. научно-творческим учреждением «Кубанский казачий хор» устраивает фестиваль правосл. фильмов. Выходят в эфир программы правосл. радиостанции епархии «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/674892.html

В качестве правящего Калужского архиерея К. приложил много сил к возрождению церковной жизни в епархии. К моменту вступления К. в управление епархией в ней имелось всего 34 церковные общины (часть - без молитвенных помещений). К кон. 1990 г. было организовано 11 новых общин, а в 1992 г. действовали уже 80 приходов и у всех были храмы или молитвенные помещения. В большинстве случаях инициатором открытия новых храмов был архиерей. В последующие годы продолжался процесс возвращения храмов, строительство церквей. В г. Обнинске при личном участии К. была получена земля и построен храм в честь Рождества Христова. Одновременно велось возрождение монашеской жизни и восстановление мон-рей, закрытых в годы советской власти. К приезду К. на кафедру на территории области не было епархиальных монастырей (имелось только 2 ставропигиальных). В первые 2 года пребывания К. на Калужской кафедре было открыто 4 монастыря: Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. , Черноостровский Николаевский жен. мон-рь в Малоярославце, калужский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь . Была заново создана система духовного образования и религ. воспитания. В 1992 г. было открыто Калужское ДУ, в 1997 г. преобразованное в ДС, в к-рой К. являлся исполняющим обязанности ректора, а с 29 мая 2013 г.- ректором. В разные годы К. преподавал в Калужской ДС церковную историю, патрологию и аскетику. Также К. является профессором КГУ им. К. Э. Циолковского. При К. в Калужской епархии велась активная социальная работа: так, в 1993 г. был открыт первый в России приют для девочек «Отрада» при мон-ре в Малоярославце. Духовные потребности общества привели к созданию духовно-просветительских центров. Первый был открыт в Обнинске в 1997 г., сейчас их в епархии 8. С 1998 г. в епархии проходят ежегодные Богородице-Рождественские образовательные чтения. В 1998 г. на базе бывш. пионерлагеря «Костёр», переданного в епархиальную собственность, образован ПМЦ «Златоуст». В 2013 г. Калужская епархия насчитывала 156 приходов, 7 мон-рей и 6 монашеских общин, ДС, ДУ, 3 правосл. гимназии. В Пафнутиевом Боровском муж. мон-ре и Тихоновой Успенской муж. пуст. К. является священноархимандритом. 2 окт. 2013 г. Калужская епархия преобразована в Калужскую митрополию, объединяющую Калужскую, Козельскую и Песоченскую епархии, К. назначен главой новообразованной Калужской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1841361.html

В посл. четв. XVIII в. в рус. М. начался духовный подъем. Во многом он связан с переводами прп. Паисия (Величковского) творений св. отцов, посвященных духовной аскезе, афонским монашеским традициям и практике старчества . В России многочисленные ученики прп. Паисия сначала подвизались в небольших монастырях и скитах, все необходимое для жизни делали сами и питались с собственных огородов. Когда в 1825 г. полиция закрыла неск. скитов в лесах под г. Рославлем из-за опасений распространения раскола, пустынники разошлись по др. монастырям, способствуя введению в нек-рых из них афонских иноческих правил. Традиции старчества продолжили прп. Серафим Саровский, иером. Василий (Кишкин) , прп. Клеопа I , иеросхим. Клеопа II (Антонов) , схим. Афанасий (Захаров) , архим. Феодосий (Маслов) , старцы Саровской (см. Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь ), Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Белобережской брянской , Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыней, Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от прп. Паисия и его учеников, окормлявших только монашествующих, у прп. Серафима и оптинских старцев духовное руководство стали получать и миряне. Прп. Серафим способствовал подъему женского М. в России. По его благословению стали открываться жен. общины, в к-рых сестры, за исключением настоятельницы, не постригались в М., но, подобно монахиням, давали обет проводить жизнь в целомудрии, труде и молитве. Близ Саровской пуст. возникли ок. 10 женских общин, большинство которых впосл. стали мон-рями (напр., Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ), а недалеко от Оптиной пуст. прп. Амвросий (Гренков) основал Шамординскую жен. обитель (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). Эти общины, став уже монастырями, продолжали заниматься широкой социальной и благотворительной деятельностью, при них открывались школы, приюты, больницы, богадельни, различные мастерские. В 1832 г. минимальный возраст для пострига женщин был снижен до 40 лет. К кон. XIX в. власти стали поощрять создание жен. общин для развития благотворительности и миссионерства. В 1896 г. существовали 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Арх.: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 6, 6а, 9; Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 586. Л. 49; 600. Л. 1-3, 5-6, 10-11, 50а; Ф. 195. Ед. хр. 616. Ист.: Грамота, данная Переславскому Федоровскому мон-рю//Владимирские ГВ. 1844. 14. С. 55-56; Монастырский летописец, или Сказание об основании Успенской девичьей обители// Леонид (Кавелин), архим. Ист. и археол. описание первоклассного Успенского жен. мон-ря в г. Александрове (Владимирской губ.). СПб., 1884. С. 11-33; То же// Морозов Б. Н. Сказание об Успенском монастыре в Александровской слободе//ВЦИ. 2006. 4. С. 13-31; Мошкова Л. В. Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы//Там же. 2007. 1(5). С. 5-30. Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Краткие сведения о святых угодниках Божиих, местночтимых подвижниках благочестия, кои святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 99-102; Свирелин А. И., прот. Ист. записка о Лукиановой пуст. (в Александровском у.)//Владимирские ГВ. 1860. Ч. неофиц. 13. С. 61-64; 15. С. 69-72; Ключевский. Древнерусские жития. С. 345-346; Стромилов Н. С. Рождества Пречистыя Богородицы явленная икона в Лукиановой пуст. Владимир, 1893; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст./Под ред. прот. В. В. Косаткина. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Романова А. А. Повесть о основании Лукиановой пустыни и сказание о иконе Рождества Богоматери в Псковитиновой рамени//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 524-527; Неклюдова О. В. Свято-Успенский жен. мон-рь г. Александрова, Владимирская и Суздальская епархия: 20 лет возрождения обители: Б. м., 2011; Акафист прп. Корнилию Александровскому. Александров, 2013. А. В. Маштафаров, Е. В. Романенко Иконография Изображений К., созданных до его прославления, неизвестно. При реставрации в нач. 90-х гг. XX в. живописной композиции «Богоматерь на престоле, с преподобными», выполненной в 1895 г. (на основе росписи 1828?) на своде ц. Успения Пресв. Богородицы александровского Успенского жен. монастыря, один из коленопреклоненных схимников был подписан как прп. Лукиан, другой наименован К. Однако, судя по тексту свитка в руке святого, помещенного слева, в росписи были изначально изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

18 июня 1744 г. Синод подал имп. Елизавете Петровне доклад о выделении из Московской епархии 4 новых: Владимирской, Переславской, Тамбовской и Костромской. 16 июля 1744 г. императрица подписала указ об образовании новых епархий. 31 марта 1745 г. в С.-Петербурге состоялась хиротония первого Костромского архиерея архим. Симона (Тодорского) . Во вновь образованной епархии насчитывалось 786 церквей, 27 муж. и 8 жен. мон-рей. Офиц. резиденцией правящих архиереев стал Ипатиевский мон-рь, вплоть до своего закрытия в 1919 г. являвшийся духовно-адм. центром епархии. Троицкий собор монастыря получил статус кафедрального. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. По инициативе еп. Сильвестра (Кулябки) в окт. 1747 г. состоялось открытие Костромской ДС, разместившейся в Ипатиевском монастыре. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Костромской епархии оформилась сеть духовно-учебных заведений: Макарьевское ДУ (1791), Галичское ДУ (1803), Костромское ДУ (1814), Солигаличское ДУ (1815), Кинешемское ДУ (возникло в 1791 при Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре , в 1847 переведено в Кинешму). В 1764 г. в ходе секуляризации в епархии были упразднены 6 монастырей и 10 пустыней, обращенных в приходские церкви (напр., Спасо-Запрудненский мон-рь, Пахомиево-Нерехтский Сыпанов во имя Св. Троицы мон-рь, Авраамиева Ризоположенская Великая пуст., Авраамиева Верхняя пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы, Благовещенский Ферапонтов мон-рь, Никольский Кажиров мон-рь, Воскресенский и Рождественский мон-ри в Солигаличе, Варнавина пуст. и др.). Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы В окт. 1834 г. Кострому посетил имп. Николай I Павлович. По его распоряжению определением Синода от 31 марта 1835 г. архиерейская кафедра из Ипатиевского монастыря была перенесена в центр Костромы - в Успенский собор бывш. Костромского кремля, к-рый состоял из 2 храмов: летнего Успенского (XVI в.) и зимнего Богоявленского (1776-1790). Тем же определением Ипатиевский монастырь был возведен в ранг первоклассного. В 30-50-х гг. XIX в. по проекту К. А. Тона в нем были проведены реставрационные работы. В 1854 г. в ранг первоклассного был возведен и Макариево-Унженский во имя Св. Троицы мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В 2007-2008 гг. в с. Вел. Крынки Глобинского р-на при Успенском храме действовала община в юрисдикции запрещенного в священнослужении епископа РПЦЗ Агафангела (Пашковского). 27 февр. 2008 г. Кременчугский еп. Евлогий присоединил через покаяние настоятеля и общину к правосл. Церкви. Католики Первый костел на территории К. и Л. е. был построен в Лубнах кн. Иеремией Вишневецким, который также основал в городе мон-рь бенедиктинцев. Костел и мон-рь были разрушены в 1648 г. запорожскими казаками, с тех пор не восстанавливались. Новая католич. община была организована в Кременчуге в нач. XX в. поляками. В 1910 г. был построен костел св. Николая, который в 1919 г. был закрыт, ныне используется как кафедральный собор Полтавской епархии УПЦ КП. В 2003 г. были зарегистрированы приходы Римско-католической Церкви: Свято-Иосифовский в Кременчуге, св. Луки в Комсомольске, св. Михаила в Лубнах. В регионе действуют общины Украинской греко-католической Церкви : Покровский приход в Комсомольске (с 2001), Воскресенский приход в Кременчуге (с 2004). Епископы Евлогий (Гутченко; 25 нояб. 2007 - 17 нояб. 2008), Владимир (Орачёв; 22 нояб. 2008 - 24 нояб. 2009), Тихон (Жиляков; 29 нояб. 2009 - 18 февр. 2011), Полтавский и Миргородский архиеп. Филипп (Осадченко ; 19 февр.- 19 июня 2011, в. у.), Николай (Капустин; с 19 июня 2011). Монастыри Действующие: козельщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы (женский, в пос. Козельщина, община основана в 1886, преобразована в мон-рь в 1891, закрыт в 1929, действовал в 1941-1949, возобновлен в 1992), Антониево-Феодосиевский Потоцкий (мужской, между селами Потоки и Дмитровка Кременчугского р-на, основан в 1999 на месте жен. скита, существовавшего в 20-х гг. XX в.). Упраздненные: Юсковская Слепородская Преображенская пуст. (мужская, на р. Слепород, близ с. Юсковцы (ныне Исковцы Лубенского р-на), известна с 1621, упразднена в 1786), Мгарский Красногорский Михаило-Архангельский скит (мужской, близ с. Мгарь Лубенского у., известен с XVII в., упразднен в 1786, в 1891 недалеко от его руин открыт Красногорский Благовещенский скит Мгарского в честь Преображения Господня монастыря , упраздненный в 20-х гг. XX в.), Чернухинская Троицкая Красногоровская пуст. (мужская, на хуторе Красногоровка (ныне окрестности с. Сухоносовка Чернухинского р-на), основана в 1710, упразднена в 1786), Онуфриевская Тишковская пуст. (мужская, близ с. Тишки Лубенского у., основана в 1744, упразднена в 1786), Гноевский Покровский скит (мужской, в с. Жужмановка Нагорная (ныне В. Жужмановка Козельщинского р-на), основан в 1894, упразднен в 20-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2459007.html

XVII в.), Рабежская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Рабежа Демянского р-на; основана в 1697 иером. Иоилем (Вязьмитяниным)). Прекратившие существование в XX в. Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в Вел. Новгороде; основан не позднее янв. 1109, разорен войсками Иоанна Грозного в 1570, возобновлен в 1580, в нач. XVII в. разорен швед. отрядами, затем восстановлен, закрыт в 1920), Зверин в честь Покрова Пресв. Богородицы (женский, в Вел. Новгороде; основан не позднее 1148, официально закрыт в 1919, монахини выселены в 1929-1930), в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (в Вел. Новгороде; основан как мужской не позднее 1162, в 1787 преобразован в женский, закрыт в нач. 20-х гг. XX в.), старорусский на Острову в честь Преображения Господня (мужской, в Ст. Руссе; основан ок. 1192, разорен литовцами в 1234, возобновлен в 1442, закрыт ок. 1922), Малокириллов Покровский (мужской, близ Вел. Новгорода, на о-ве Селезнёв у слияния рек М. Волховец и Левошня; впервые упом. под 1196, в 1915/16 передан под скит сестрам рижского Троице-Сергиева жен. мон-ря, эвакуированным в Саввин Вишерский мон-рь, закрыт после 1920), Десятинный честь Рождества Пресв. Богородицы (женский, в Вел. Новгороде; основан не позднее 1327, закрыт в 1919), Деревяницкий в честь Воскресения Христова (в Вел. Новгороде; основан как мужской не позднее 1335, преобразован в женский в 1874, официально закрыт в 1920, монашеская сельскохозяйственная артель упразднена в 1931), Сковородский во имя арх. Михаила (мужской, в совр. урочище Сковородка, в 4,3 км к югу от Вел. Новгорода; основан ок. 1357, закрыт в 1920), Отенский Покровский Трехсвятительский (Николаевский) (мужской, в 4 км к северо-западу от совр. дер. Посад Новгородского р-на; основан не позднее 1420, в 1919 преобразован в сельскохозяйственную коммуну, окончательно ликвидирован в 1-й пол. 30-х гг. XX в.), Саввин Вишерский (в совр. дер. Савино Новгородского р-на; основан как мужской в нач. XV в., упразднен в 1764, возобновлен в 1769, в 1915 предоставлен эвакуированным из Риги сестрам Троице-Сергиева жен.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий (Лебедев). Фотография. 1923 г. (Лебедев Александр Алексеевич; 12.11.1878, г. Коломна Московской губ.- 17.09.1937, Калинин), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. бывш. Феодосийский. Из семьи протоиерея коломенского Брусенского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря . В 1885 г. лишился матери, воспитывался отцом, к-рому часто приходилось оставлять детей в мон-ре под присмотром монахинь. Окончил Коломенское ДУ и Московскую ДС (1898), в период обучения в семинарии исполнял в ее храме обязанности уставщика и канонарха. С 1898 г. был на клиросном послушании в Бобренёвом в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре , где готовился к поступлению в МДА. Посчитав себя недостаточно подготовленным к обучению в академии, уехал в Казань. Был принят послушником в казанский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и зачислен вольнослушателем в КазДА. В 1899 г. успешно выдержал вступительные экзамены, стал студентом. Окончил ДА в 1903 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. 5 авг. 1904 г. определен преподавателем гомилетики Симбирской ДС и с 11 янв. 1905 г. одновременно занимал должность 3-го помощника инспектора ДС. Осенью 1906 г. оставил духовно-учебную службу. Переехал в Москву; преподавал в 5-й жен. гимназии, с 1912 г.- в Николаевском сиротском жен. профессиональном уч-ще. В 1918 г. возглавил уч-ще, преобразованное в 165-ю Московскую трудовую школу. В 1919-1920 гг. заведовал почтовым сектором Главного лесного комитета. В кон. 1920 г. поступил в Зосимову в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. во Владимирской губ.; в янв. 1921 г. принял в ней постриг с именем Григорий. Летом 1921 г. перешел в Данилов московский мон-рь , где его наставником стал Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В мон-ре Г. был посвящен во диакона, иерея, в 1923 г. стал ризничим с посвящением в сан архимандрита. 27 нояб. по ходатайству временно управляющего Петроградской епархией Лужского еп. Мануила (Лемешевского ; впосл. митрополит) назначен епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской лавры , только что возвращенной от обновленцев. 2 дек. 1923 г. его хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский свт. Тихон (Белавин) . При назначении в Петроград Патриарх сказал о Г.: «Посылаю вам жемчужину».

http://pravenc.ru/text/166567.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010