прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 2→ Содержание Предисловие к 6-му изданию Начало, важность и разделение дней богослужения Праздники Праздники церковные Великие двунадесятые Великие недвунадесятые Праздники церковные средние Праздники церковные малые Праздники гражданские Высокоторжественные и торжественные Праздники церковные табельные Праздники общие, местные и храмовые Непереходящие и переходящие Дни Господни, Богородичны и святых Богослужение в праздники Главный предмет богослужения в праздники Бдение в праздники Праздничное облачение церкви Освещение церкви в великие праздники Пение в великие праздники Праздничная трапеза Славление Достойное хранение праздников Начало и окончание дневного празднования для православных христиан Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова Событие Рождества Спасителя Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Поведение христиан в праздник Святки Обрезание Господне Событие и древность праздника Предмет праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Сретения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Крещения Господня и Богоявления Событие праздника Наименование и древность праздника Важность празднества Продолжение и богослужение праздника Водоосвящение Поучительность праздника Поведение христиан в праздник День Преображения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Перенесения Нерукотворенного Образа Господня от Эдесса в Константинополь Праздники Господни в честь событий, напоминающих о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа Праздники в честь и память Животворящего Креста Господня День Воздвижения Креста Господня День явления знамения Креста во Иерусалиме День Происхождения Древа Креста Господня День Положения Ризы Господней Праздники Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Темир-Аксаку связывают Аргамаченскую слободу в устье р. Ельчик напротив елецкой крепости. О происхождении названия Аргамачьей горы бытует легенда: богатырь-великан из стана Темир-Аксака джигитовал там на аргамаке и сорвался со скалы в реку. В 80-х гг. XVII в. в слободе взамен деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца была построена деревянная же ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (в 1789 освящена каменная). Ее главной святыней стала икона (не сохр.), принесенная в 1737 г. из Москвы клириками аргамаченского храма - свящ. Иоасафом Никифоровым, диак. Иоанном и дьячком Алексием. Бытует предание о том, что посольство в Москву отправилось, дабы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм… намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли ее на своих руках на Аргамач-гору, в церковь» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Несмотря на связь этого предания с легендарной историей древней Елецкой иконы Божией Матери, в зафиксированных историками-краеведами XIX в. надписях на принесенной иконе представлена реальная история ее создания. Пространные надписи помещались в 2 клеймах внизу иконы: 1-я сообщала о явлении Богородицы Темир-Аксаку, во 2-й излагалась история создания образа: «И сей образ… на сей дцке изображен, дабы чрез него сей Град Елец от всяких бед и зол, и скорбей, и напастей был освобожден… о бывшем оном в Граде Ельце Богоматернем явлении в книгах сыскано в Москве, на сей дцке изуграфным художеством написано в 1735 г. бывшим в том граде воеводою Маиором Иваном Григорьевым сыном Нащокиным тщанием того града Ельца церкви Св. Николая Чудотворца Священника Иоасафа Никифорова, Диакона Иоанна, Дьячка Алексея по их обещанию трудами» (Там же. С. 109-110; Назаров. 1896. С. 7-5). На иконе (по нек-рым сведениям, ее размер составлял 5×3 четв., ок. 1×0,6 м) была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял в 1395 г. лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатер» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Нельзя не отметить зависимость этого сюжета от цикла сказания о Владимирской иконе Божией Матери, известного с кон. XVI в. и включавшего сцену «Сон Темир-Аксака» (напр., в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Меленках, Ярославль, 1705-1707, худож. Ф. Фёдоров; на иконе «Богоматерь Владимирская, со сказанием» (клеймо 20) письма Кирилла Уланова, 1717, ПЗИХМЗ). Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась в Рождественской ц. за левым клиросом. Ныне об образе напоминает изображение маслом, написанное в 2005 г. на зап. стороне зап. арки подкупольного пространства.

http://pravicon.com/info-3821

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798, с. Красное Малоархангельского у. Орловской губ.- 13.07.1882, г. Задонск Воронежской губ.), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , основатель задонского Тихоновского в честь Преображения Господня мон-ря . Из дворянской семьи. Получил домашнее образование. Позднее окончил гимназический курс в Москве. 12 февр. 1824 г. подал прошение о зачислении на военную службу и был принят вольноопределяющимся в 3-й резервный кавалерийский корпус. В 1826 г. переведен юнкером в Казанский кавалерийский драгунский полк, базировавшийся попеременно в Старооскольском и Елецком уездах. По сообщению архим. Геронтия (Кургановского) , во время пребывания в Ельце «молодой офицер Григорьев» почти ежедневно, до начала занятий по службе, посещал раннюю обедню в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Порученных его командованию солдат также приучал к молитве и посещению храмов в праздники. Старался в годы воинской службы вести образ жизни «трезвый, деятельный, уклонялся, по возможности, от всего, что вызывало бы укор совести». Достигнув в Казанском полку чина поручика, в 1835 г. уволился со службы. Пожив нек-рое время в имении с. Красного, разделил имущество с родственниками и, дав вольную с наделением землей 217 крестьянам, доставшимся ему при разделе, отправился в паломничество по обителям. В Оптиной Макариевой в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы муж. пуст. состоялась встреча Григорьева с прп. Львом (Наголкиным) , благословившим его на монашеский путь. В 1842 г. поступил в число послушников малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . В 1847 г. перемещен в Акатов во имя свт. Алексия мон-рь Воронежской губ. В 1848 г., по поставлении викария Воронежской епархии еп. Елпидифора (Бенедиктова) на самостоятельную Харьковскую кафедру, послушник Григорьев последовал за ним. В Харькове 16 сент. 1848 г. принял монашеский постриг с именем Димитрий. 17 сент. 1848 г. рукоположен во диакона, 19 сент. того же года - во иерея. С 1852 г. Д.- в числе братии ТСЛ. С 3 сент. 1852 г. иеромонах при мощах прп. Сергия Радонежского . 16 сент. 1848 г. назначен казначеем лавры, награжден наперсным крестом, введен в состав лаврского собора.

http://pravenc.ru/text/178155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь владимирского кн. св. Александра Ярославича Невского и его 1-й супруги кнг. Александры Брячиславовны (прямые указания на то, что Е. А. была дочерью Александра Невского, появляются в кон. XVII в., с этого времени она неизменно титулуется княжной). Сохранилось общее погребение Е. А. и ее матери во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре ; Е. А. могла быть погребена там после 1252 г., когда св. Александр Невский стал вел. князем Владимирским (указание на год рождения Е. А. обусловлено тем, что в 1239 кн. Александр женился). Сведений о Е. А. в источниках XIII в. нет, наиболее ранние известия относятся к XVI в.- времени возобновления Княгинина мон-ря. В «Книге степенной царского родословия» при описании погребений в Успенском соборе Княгинина мон-ря сообщается: «В приделе Христова Рожества, от юга на правой стране, положени быша великия княгини Александра да великая княжьна Евдокия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 228). До постройки придела (сооружен, вероятно, во 2-й пол. XVI- 1-й пол. XVII в.) мощи Е. А., по-видимому, находились в вост. части галереи, окружавшей Успенский собор (в 1202, в 40-50-х гг. XVI в. на месте разрушенного древнего здания было воздвигнуто новое). По сохранившейся в позднем списке грамоте царя Иоанна IV Васильевича , определявшей порядок поминания его предков, погребенных во Владимире, архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , протопопу владимирского Успенского собора и всему собору владимирского духовенства «по великой княжне Евдокее девице петь в год одна понихида - марта в 1 день» ( Шилов. 1910. С. 66). В том же сборнике-конволюте XVII-XVIII вв. имеется описание гробниц, в к-ром, в частности, говорится: «Во владимирском Успенском монастыре, в пределе Рожества Христова, на правой стране вделан гроб в стене каменой, а в нем лежит великая княжна Еудокия во плоти. А у котором гробе княжна лежала прежде сего, и тот гроб разсыпался, и подняли ея четыре старицыи и положили в новой гроб древяной, во всем целу. А покров на ней во гробу - камка желтая, а кружево на ней шито золотом, а ожерелие у нее пристежное и з камением, жемчюжное да з дробцами, а дробцыи сребреные позолоченныи» (Там же. С. 63-64). Т. о., в XVII в. мощи святой открывались и были обнаружены нетленными, что, очевидно, послужило причиной начала ее почитания. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. в разделе, посвященном святым, к-рые «почитаеми от человек», но дни памяти к-рых неизвестны, на полях имеется указание на мощи св. князей - детей св. Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире, с добавлением: «Великая княгиня Евдокея тамо ж, во плоти и видима» (РГБ ОР. Ф. 173. МДА. Оп. 1. 201. Л. 333).

http://pravenc.ru/text/187093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Гомолко Иоанн; 1842, Гомельский у. Могилёвской губ.- 1912, Рыльский у. Курской губ.), прп. (пам. 9 сент.), Глинский, настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье обер-офицера. По окончании Гомельского уездного уч-ща в 1865 г. поступил в Глинскую пуст., в 1874 г. пострижен в монашество настоятелем архим. прп. Иннокентием (Степановым) с именем Исаия; в 1880 г. рукоположен во диакона, в 1884 г.- во иерея. Исполнял послушание письмоводителя архим. Иннокентия, затем стал поверенным по делам монастыря, «правой рукой» настоятеля. Отвечал не только на офиц. бумаги Глинской пуст., но и на многочисленные письма богомольцев, обращавшихся за советом, просивших помощи. После кончины архим. Иннокентия в 1888 г. большинством голосов братии И. был избран настоятелем обители и возведен в сан игумена, в 1903 г.- в сан архимандрита. При И. была расширена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, у зап. стены храма устроены широкие хоры для иноков, желающих молиться уединенно; обновлено внутреннее убранство в храме св. праведных Богоотец Иоакима и Анны; построены ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя, колокольня и кельи в Спасо-Илиодоровском скиту; открыты 4 домовые церкви: во имя арх. Михаила при сеймских мельницах, во имя Иоанна Предтечи в Спасо-Илиодоровском скиту, в честь Воздвижения Креста Господня в больничном корпусе, в честь Вознесения Господня на хуторе Негровском, в 3 верстах от обители. По его инициативе были возведены каменный братский корпус и 2 деревянных дома для паломников. Монастырская больница стала в годы настоятельства И. лучшей в епархии. Ежегодно на лечение принимались ок. 8-9 тыс. чел. из числа братии и богомольцев. Настоятель организовал мастерские живописцев (при участии худож. и реставратора Д. М. Струкова), позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, переплетчиков, токарей, корзинщиков и др. При И. насельники успешно занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством и рыбоводством.

http://pravenc.ru/text/577946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Думин; † после 1607), бывш. митр. Ростовский и Ярославский, книжник. По собственному свидетельству, И. принял монашеский постриг во владимирском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре от настоятеля обители «отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом» (цит. по: Титов. 1890. С. 57). Архим. Захария возглавлял Рождество-Богородицкий монастырь, по всей видимости, между 1572/73 и осенью 1578 г. (хиротонисан во епископа осенью 1578). В 1586 г., ранее 22 сент., И. стал настоятелем Рождество-Богородицкого мон-ря. После мая 1588 г. он был хиротонисан во епископа Великопермского и Вологодского. Собор 1589 г. утвердил за Великопермской епархией статус архиепископии и перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду. Ок. 1589 г. по заказу И. была изготовлена 3-ярусная походная церковь (ныне в ГТГ; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 78-79). В 1593 г. И. отправил в Вологду 200 экз. печатной Триоди (Постной и Цветной) для распределения по храмам. Известно о благоволении к И. царя Бориса Феодоровича Годунова. По просьбе Вологодского архиерея 25 февр. 1602 г. царь утвердил за владимирским Рождество-Богородицким мон-рем заупокойный вклад Замятни Бестужева - сельцо Полашкино и дер. Середникову (АФЗХ. Ч. 3. 62. С. 105). Согласно преданию, будучи в Москве у патриарха свт. Иова , И. сказал о находившемся при патриархе Григории Отрепьеве (см. Лжедмитрий I ): «Сий чернец дияволу сосуд будет» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Между 24 марта и 25 июля 1603 г. (см.: Буланин. 1988. С. 430) И. в сане митрополита был назначен на Ростовскую и Ярославскую кафедру. Между 29 июня 1604 и 18 марта 1605 г. (Там же) он удалился на покой во владимирский Рождество-Богородицкий монастырь. И. сделал в обитель многочисленные богатые пожертвования: его вклад только в 1606/07 г. оценивался в 1750 р. (ОР ГВСМЗ. Вкладная книга мон-ря. 5636/511. Л. 21 об.- 23). Архиерей пожертвовал в обитель книги на сумму 200 р. В 1607 г. на средства И. была возведена каменная церковь на монастырских воротах.

http://pravenc.ru/text/578308.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ († 20.07.1665, псковский Космодемьянский на Гремячей горе (Гремячский) мон-рь), архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский (1649-1664). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. В 1641-1643 гг. он был архимандритом псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . В челобитной царю Алексею Михайловичу М. писал об оскудении монастырской казны и обращался к нему с просьбой списать долги по оброку с рыбных ловель и освободить мон-рь от этого оброка. 10 марта 1642 г. просьба царем была удовлетворена. На привилегию, полученную для мон-ря М., неоднократно ссылались его преемники (Снетогорский монастырь. С. 41-45). В марте 1642 г. М. в первый раз стал одним из кандидатов на Патриарший престол (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 46. Л. 10; ДРВ2. Ч. 6. С. 230-231). В июле 1643 г. М. упоминается в качестве архим. Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 4 нояб. 1649 г. был поставлен архиепископом Псковским и Изборским, хиротонию М. возглавил патриарх Московский Иосиф . М. прибыл в Псков 2 февр. 1650 г. и был торжественно встречен горожанами у псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , после чего архиепископ отслужил литургию в кафедральном Троицком соборе. На следующий день М. поставил нового архимандрита Псково-Печерского мон-ря - Митрофана, бывшего ранее игуменом Мирожского мон-ря. Через месяц после прибытия М. на кафедру в Пскове начался хлебный бунт. Сохранился собственный рассказ М. о тех событиях - отписка в Москву от марта 1650 г. ( Якубов. 1897. С. 320-323). 27 февр. 1650 г. на двор архиепископа пришли псковичи «болши трехсот человек», «из них лутчие люди человек с пятдесять взошли на сени». Челобитчики просили вышедшего к ним М. уговорить воеводу Н. С. Собакина не выдавать, как требовал царский указ, хлеб шведам, пока «тех пскович челобитье будет» к царю. На следующий день М. призвал воеводу на свой двор для разговора с жителями в архиепископской келье. По свидетельству самого М., во время переговоров воевода стал записывать имена пришедших, чем вызвал их бегство. Вскоре начались беспорядки: толпа собралась у земской избы, был разграблен дом гостя Ф. Емельянова, которому и были поручены операции с хлебом; из его дома была вывезена 1 тыс. царских золотых, которые к 8 марта удалось вернуть и скрыть на архиепископском дворе. Емельянова от гибели спас М., прятавший купца в своей келье 4 дня, а потом организовавший его отъезд в Москву. Стремясь предотвратить развитие бунта, М. взял образ Пресв. Троицы из соборной церкви и вышел на площадь увещевать народ. Однако волнения продолжались. Вскоре выборные люди пришли к М. с предложением взять у воеводы ключи от города, но тот отказался их забрать.

http://pravenc.ru/text/2561368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Николаевич Успенский (11.10.1863, с. Меньшие Можары (Меньшины) Сапожковского у. Рязанской губ.- 23.01.1930, г. Коломна Московской обл.), сщмч. (пам. 10 янв., в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье священника. Окончил в 1878 г. Сапожковское ДУ по 1-му разряду и в 1884 г. Рязанскую ДС по 2-му разряду. После семинарии получил назначение на должность учителя начального народного училища в с. Князево Займище Скопинского у. Рязанской губ., затем был учителем в школах сел Юракова и Панкина Пронского у. Рязанской губ. В 1894 г. Михайловским еп. Иоанникием (Казанским), викарием Рязанской епархии, рукоположен во иерея к ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Макове Михайловского у. Рязанской губ. В 1903 г. переведен священником в Богородице-Рождественскую ц. в с. Радушине Зарайского у. Рязанской губ. Кроме с. Радушина в приход также входили соседние деревни Машоново, Пенкино, Широбоково и Титово. П. прослужил в Богородице-Рождественском храме 27 лет. Одновременно с пастырской деятельностью П. продолжал трудиться на учительском поприще: состоял заведующим церковноприходской школой, а также был законоучителем в этой школе и Пенкинском земском уч-ще (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 52. Л. 134 об.). С 1914 г. являлся благочинным 1-го Зарайского благочиннического окр., возведен в сан протоиерея. После прибытия в сент. 1923 г. на Рязанскую кафедру архиеп. Бориса (Соколова) включен вместе с другими благочинными в состав учрежденной епархиальной канцелярии. 4 янв. 1924 г. архиеп. Борис был арестован и выслан в Москву без права возвращения в Рязань, но продолжил управление, поддерживая связь с епархиальной канцелярией по почте. В окт. и дек. 1925 г. П. вызывали на допросы о деятельности правящего архиерея и его канцелярии. П. утверждал, что такая структура при епископе имеет право на существование и это не противоречит церковным и государственным правилам.

http://pravenc.ru/text/2580234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЗЕРБАЙДЖАН [Азербайджанская Республика], гос-во в юго-вост. части Закавказья. Территория: 86600 кв. км. Столица: Баку (1073 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Сумгаит, Ленкорань, Шемаха, Гянджа, Нахичевань. Гос. язык: азербайджанский. География. Граничит на севере с РФ (Дагестан), на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юго-западе с Турцией, на юге с Ираном. На востоке омывается Каспийским м. (длина береговой линии - 800 км). Половина территории занята горами - юго-вост. часть горной системы Б. и М. Кавказа. Между ними вдоль русла р. Куры располагается Ширванская и Муганская равнины. А. расположен в основном в субтропической зоне, климат неравномерный: сухой в степи и влажный на юго-востоке (Ленкоранский р-н). Население. 7949300 чел. (1 янв. 1999), различных национальностей: азербайджанцы, самоназвание - азербайджанлы (6069000 - 2000), русские (196390 - 1998), армяне (180679 - 1998), грузины, лезгины (158000-1 янв. 1999), талыши (30000), таты (22000), татары (29000), турки (19000), цахуры (14000), курды (13000), евреи (26000), немцы и др. Гос. устройство. В 1990 г. А. объявил о своем суверенитете; 30 авг. 1991 г. провозглашена независимость Республики. А. входит в СНГ. Религия 93,4% (1998) населения - мусульмане, из них 70% - шииты, 30% - сунниты. Православных - 2,5%, приверженцев Армянской Апостольской Церкви - 2,3%. Православие Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. 28 дек. 1998 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ была образована Бакинская и Прикаспийская епархия (см. ст. Бакинская и Азербайджанская епархия ) . На территории А. 7 приходов (храмов): в честь Рождества Пресв. Богородицы ( с приделом во имя прп. Сергия Радонежского; в 1896 церковь была размещена в здании церковноприходской школы) в Баку; во имя арх. Михаила, 1-й этаж - св. ап. Варфоломея (40-е гг. XIX в.; первоначально флотский храм) в Баку; в честь святых жен-мироносиц (1909; первоначально военный храм) в Баку; во имя св. Александра Невского (1887) в Гяндже; во имя свт. Николая (40-е гг. ХХ в. на месте др. церкви) в г. Хачма; храм в честь прп. Серафима Саровского в Сумгаитеи храм в честь Покрова Богородицы в Ленкоране. Существуют также общины, не имеющие храмов. 2 часовни: во имя св. Александра Невского (на территории посольства РФ) и часовня в честь свт. Кирилла Туровского (на территории посольства Белоруссии)).

http://pravenc.ru/text/63688.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010