Равным образом и словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!», – делает то же самое. «Кому уподоблю род сей»? – говорит Он. «Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» ( Мф.11:16–17 ). По-видимому, и эти слова не имеют никакой связи с предыдущими, на самом же деле они весьма тесно связаны с ними. Христос направляет их все к той же еще главной цели и желает показать, что Иоанн поступал согласно с Ним, хотя происходившее, как, например, вопрос учеников Иоанна, и казалось противоречием. Вместе с тем Он показывает и то, что для спасения иудеев не было оставлено ни одного нужного средства, как и о винограднике говорит пророк: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему» ( Ис. 5:4 )? «Кому уподоблю род сей? – говорит Спаситель. – Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мф. 11:16–19 ). Смысл этих слов следующий: Я и Иоанн пришли противоположными путями, и поступили подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя с двух противоположных сторон, становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, чтобы таким образом он непременно попал в руки того или другого. Посмотри, в самом деле, с каким изумлением весь род человеческий смотрит на чудный пост и на эту суровую и посвященную любомудрию жизнь. Для того-то и устроено было, что Иоанн от самого младенчества приучен был к столь суровой жизни, чтобы и чрез это сделать проповедь его достойною веры. Но почему же, скажешь ты, сам Иисус не избрал этого пути? Напротив, и Он шел этим путем, когда постился сорок дней, и обходил страны, уча, и не имея [где главы преклонить]. Впрочем, Он и другим путем шел к той же цели, и получал пользу от того, которым шел Иоанн, потому что получить свидетельство от человека, идущего путем жизни строгой, значило то же, что и самому идти этим путем, или даже и более. Притом, Иоанн ничего более не показал, кроме строгого образа жизни, так как Иоанн не совершил ни одного знамения, а Спаситель свидетельствовал о Себе и знамениями и чудесами. Таким образом, предоставив Иоанну блистать постом, сам избрал путь противный: участвовал в трапезах мытарей, вместе с ними ел и пил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Святые не в одно мгновение достигали такого состояния, что могли творить чудеса. Не от рождения, не едва научившись говорить, они приобретали такую веру. Значит, необходимо понуждение себя, необходим труд. А мы хотим получать плоды веры, трудиться же для возделывания этой веры не имеем никакого желания и не проявляем в этом никакого усердия. Если мы так нерадивы и безразличны к Богу, что относимся к Нему только как потребители, желающие от Него одних земных благ, а не как любящие Его, то и к нам относится обличение Спасителя: «О, род неверныйи развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Как совершенный Бог, ни в чем и никогда не претерпевающий изменений, Господь Иисус Христос, конечно, пребывает в состоянии безграничной, ничем непоколебимой любви ко всему творению. Поэтому, произнося эти слова обличения, Он негодовал только как Человек. Спаситель никогда не совершил никакого греха, Его негодование справедливое, святое. Глядя на поведение Господа, как оно изображено в Святом Евангелии, мы научаемся не только кротости и смирению, но и ревности — святому гневу, святому негодованию. Прекрасно негодовать на свое нерадение. Если мы стяжаем это негодование, прежде всего по отношению к самим себе, то это будет означать, что мы уже приступили к делу исправления себя, к духовному труду. «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничег,о не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 17–21). Для того чтобы апостолы смогли совершить чудо исцеления, у них должна была быть особенно твердая вера, ибо отец отрока не имел достаточной веры. Однако и у них ее не оказалось. Апостолы, вероятно, боялись, чтобы Господь не обличил их при всех, а потому спросили Его наедине, почему они не смогли исцелить юношу. Наверное, они ожидали услышать объяснение, которое бы их оправдывало, объясняло, что они не виноваты, что есть какая-то особенная причина их неудачи. Но Господь, желая, чтобы они получили пользу и исправились, прямо сказал, что никакой внешней причины, никакого оправдания или извинения нет, виноваты только они сами и чуда не произошло по их неверию.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 4-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 41 зач., 11, 16–20 Сказал Господь: кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Господь обличает неверие и жестоковыйность тех, кто отвергает проповедь спасения. «Кому уподоблю род сей?» – говорит Он. Он сравнивает этих людей с малыми детьми, которые играют, подражая взрослым, во взрослые свадьбу и похороны, изображая веселье и плач. Но поскольку это только игра, ничего серьезного не происходит. И точно такое же воздействие оказывает на этот род служение Иоанна Крестителя и Самого Христа. Господь наш употребляет множество средств для спасения душ человеческих. Он хочет, чтобы все спаслись, и делает все для достижения этой цели. В притче это названо игрой на свирели и пением печальных песен. Господь играл нам на свирели в драгоценных обетованиях Евангелия и пел печальные песни в грозных предупреждениях Закона. Он играл нам на свирели в благодатных и милостивых деяниях Промысла Божия и пел печальные песни – посещая нас бедами и скорбями. Объясняя притчу, Евангелие показывает нам различный характер служения Предтечи и Христа. Иоанн пришел – с печальными песнями, он не ест, не пьет, вся жизнь его – проповедь поста и покаяния, но они предпочитают не обременять себя воздержанием. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и играет им на свирели, вступая в общение со всеми людьми, никого не отвергая. Казалось бы, те, кто не ужаснулся своим грехам жизни от суровых слов Иоанна, должны были быть привлечены к Богу кротостью и любовью Христа, от Которого апостол Павел научился быть всем для всех.

http://pravoslavie.ru/3392.html

т. 1, 169]. Мф.17:19 . «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?» Мф.17:20 . «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» Мф.17:21 . «сей же род изгоняется только молитвою и постом.» «Ст. 19–21. Ученики наедине спрашивают Господа: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно (не говорю больше, например как дерево) и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас: сей же род изгоняется только молитвою и постом. О, божественная сила веры! Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при ее посредстве чрезвычайные дела, например переставлять горы с места на место. В самом деле, что стоит это для всемогущества Божия? Если земля, которой тяжесть по причине огромного количества весу почти невозможно исчислить, держится в пустом пространстве мира, ничем не поддерживаемая, если бесчисленные миры, большая часть которых превосходит величиною нашу землю, также вращаются, подобно легким мячам, в пространствах неба силою притяжения и отталкивания, – то не пойдет ли со своего места по слову разумной твари, преданной своему Творцу и верующей в Его бесконечное могущество, какая-нибудь земная гора, какая-нибудь масса земного вещества? Духу естественно повелевать вещественною природою: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере, таким он создан и таким быть должен. Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас. Возвратим себе первобытное господство, соделаемся по живой вере едино с Господом, Творцом мира, тогда мы увидим, что значит человек верующий, святой, богоподобный: он делается как бы богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

10Господь сказал Моисею: 11«Финеес, сын Элеазара, внук Аарона–священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, вознегодовав на грех среди них, как и Я на него негодую, так что Я не истребил их в Своем негодовании . 12 Так вот скажи ему: с ним заключаю Я Договор, Завет мира. 13 И будет завет сей и ему самому, и всем потомкам его заветом вечного священства их: ведь с рвением достохвальным явил Финеес ненависть ко греху во имя Бога своего и восстановил единение с Господом сынов Израилевых». 14А имя поверженного израильтянина, убитого вместе с мидьянитянкой, тоже известно – то был Зимри, сын Салу, из вождей колена Симеона. 15Мидьянитянку же звали Козби. Она была дочь Цура, главы одного из племен мидьянитянских. 16И вот что еще сказал Господь Моисею: 17«Преследуйте мидьянитян и истребите их. 18Ведь это они преследовали вас своими коварными домогательствами, пока не увлекли в постыдные связи у Пеора, как то было в случае с женщиной по имени Козби, дочерью вождя Мидьяна, что была убита в день истребления народа из–за Пеора». Вторая перепись 26 После того истребления народа, что произошло у горы Пеор, Господь повелел Моисею и Элеазару, сыну Аарона–священника: 2«Сосчитайте теперь всех в общине израильтян по семействам их , от двадцати лет и старше – всех годных к службе в войске израильском». 3 И потому на равнинах Моава, у Иордана, недалеко от Иерихона, распорядились Моисей с Элеазаром–священником, 4чтобы посчитали всех, кто старше двадцати лет, как заповедал то Господь Моисею. И вот вышедшие из Египта сыны Израилевы : 5колено Рувима, первенца Израиля. Его потомки по именам их родоначальников: род Ханоха, род Паллу, 6род Хецрона, род Карми. 7Это роды Рувима, и по подсчету число мужчин в них было сорок три тысячи семьсот тридцать человек. 8Сын Паллу – Элиав. 9Сыновья Элиава: Немуэль, Датан и Авирон. (Датан этот и Авирон были одними из тех, которые, будучи вождями в общине, выступили против Моисея с Аароном в числе сообщников Корея, восставших против Господа. 10Тогда земля разверзлась под возроптавшими и поглотила их вместе с Кореем, чьи сообщники погибли, когда огнем были истреблены двести пятьдесят человек. И с тех пор случившееся с ними – предупреждение для других. 11Однако сыновья Корея не были в числе погибших.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

26:38). Он удручаем был, и окружаем помыслами как бы водою, почему и говорил Отцу: « душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел » (Ин. 12:27). « Во весь день, объяли меня все вместе ». Здесь Христос упоминает о дне страданий, когда Его окружали вместе и архиереи, и старейшины, и фарисеи, и книжники, и народ иудейский. Об этом свидетельствует Матфей, повествуя, как Пилат, когда собрались все, спрашивал: « кого хотите, чтобы я отпустил вам?» (Мф. 27:17). « Ты удалил от меня друга и ближнего, и знаемых моих — от страданий (моих)» (ст. 19.). Разумеется Петр, который, как ученик, был другом, как это тебе известно из слов Христа: « Я уже не называю вас рабами », но « Я назвал вас друзьями » (Ин. 15:15). Он же разумеется и под « ближним » по причине особенной пылкости и силы веры, а под знаемыми Его — все апостолы вообще, потому что они более всех знали Христа, как говорит об этом Евангелие: « Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня » (Ин. 17:25). Тем не менее в виду тяжести страданий все они на время впали в малодушие. Но Христос приписывает причину этого не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благоволению Отца, превышало их силы. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 88 « В научение. Ефама Израильтянина » (ст. 1).   1. Этот псалмопевец отличен от указанного в надписании восемьдесят седьмого псалма: тот называется Еманом, а этот Ефамом. Вероятно они были родственниками или согражданами, почему и тот другой называется Израильтянином, получив это имя или от места (своего происхождения) или рода. И этот псалом надписывается: « в научение », так как в данном пророчестве говорится о великих делах разума Божия. « Милости Твои, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою устами моими » (ст. 2). Разумеется настоящий век, в котором Бог благоволил дать нам не один какой–либо род милости, а много: крещение, покаяние, милостыню; чрез каждое из них грешник может получить помилование и снисхождение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   Принятое синагогой и христианской Церковью историческое понимание книги имеет для себя следующие непоколебимые основания в слове Божием. Как выше было сказано, личность Ионы вполне исторична и время его жизни свящ. историком относится к царствованию Иеровоама II (4Цар.14:25). В других ветхозаветных книгах также упоминаются пророк Иона и его пророчества, как действительные лицо и события. В книге Товит сказано: пророк Иона предсказал, что разрушена будет Ниневия (14:4)… и непременно исполнится то, что говорил пророк Иона (14:8). В 3 Маккавейской книге сказано: Ты, Господи, и Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, невредимым показал всем его присным (3Мак.6:6). В 3 Ездры Иона упоминается в числе всех других малых пророков, данных Богом «вождей Израиля» (1:39). Таким образом, ветхозаветные писатели упоминают, как о пророческом служении Ионы и его предсказании, так и о главном чудесном событии в его жизни, наиболее смущавшем маловерующих ученых. Иосиф Флавий (Древн. XI, 9) и талмудисты (Einsemenger. Entdecktes Iudentum. §724), Трифон иудей (у св. Иустина. Разгов. 323—324 стр.). признавали всю книгу историей. Но в глазах христиан еще более неопровержимое значение имеет неоднократное свидетельство Господа Иисуса Христа о пророке Ионе. Так, в Евангелии Матфея читаем: Он (т. е. Иисус Христос) отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася про-поведию Иониною, и се боле Ионы зде (Мф.12:39—41). По поводу аналогичного фарисейского искушения, Иисус Христос и в другой раз, по свидетельству того же евангелиста, говорил: род лукав и прелюбодейный знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (Мф.16:4). Трудно определить, о тех же ли или о других еще событиях повествует евангелист Лука: народом собирающимся начат (т. е. Иисус Христос) глаголати: род сей лукав есть: знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бысть Иона знамение Ниневитом, тако будет и Сын человеческий роду сему… Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят и, яко покаяшася проповедию Иониною, и се множае Ионы зде (Лк.11:29—32). Из всех евангельских свидетельств несомненно, что Господь Иисус Христос признавал вполне историчными все события книги Ионы: его пророческое служение, посольство в Ниневию с проповедью о покаянии, низвержение с корабля, пребывание в чреве кита три дня и три ночи, спасение оттуда, проповедь в Ниневии и покаяние ниневитян. Следовательно, все эти события не должны подлежать никакому сомнению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

  Ученики боялись, не лишились ли они благодати, данной им от Господа, и не потому ли не могли изгнать беса. Заметь и благоговение их в том, что приступают они к Иисусу наедине. «Сей род». Какой? Род бесновавшихся в каждом новомесячии или вообще весь род бесов, который не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Должно поститься и тому, кто страждет от них, и тому, кто хочет целить; и тому и другому это нужно, особенно же требуется это от самого страждущего; да и не поститься только надобно, но и молиться, и не молиться только, но и поститься. Ибо так истинная молитва совершается, когда соединяется с постом; когда молящийся не обременен пищей, молиться легко и без затруднения.   Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.   Везде слово о Своем страдании соединял Иисус с чудотворениями, дабы не думали, что Он страдал по немощи. И теперь, сказав прискорбное слово, что «убьют Его», присовокупляет и радостное, — что «в третий день воскреснет», дабы мы знали, что за скорбями всегда последует радость, и поэтому дабы не истаивали духом напрасно в скорбях, но надеялись получить что-либо и радостное.   Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали: потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.   Ученики, имея еще человеческие помышления, спорили между собой о том, кто из них больше и почетнее у Христа. Но Господь, хотя не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако, не дозволяет нам похищать первенство у других; напротив, хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения. Так он поставил посреди учеников дитя и поучает нас быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да и не тогда только, — говорит Иисус, — вы получите великую награду, когда сами будете такими, как дитя, но если и других подобных примете ради Меня, и за это получите Царство Небесное, поскольку примете Меня; а принимая Меня, примете Пославшего Меня. Видишь ли, какую силу имеет смирение и нрав простой и бесхитростный? Это вселяет в нас Сына и Отца, а, следовательно, и Духа Святаго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Блудодейством наш род осквернялся, И его, коим сам погнушался, Бог язычникам в руки предал. Чтобы тот повелителем стал, Кто сей род не любил и боялся. Чтобы недруг наш род утеснял, Чтоб народ наш роптал, но смирялся. Ты, Господь, справедливо карал Тех, чьи были греховны деянья, Хоть судил по грехам наказанье, Всё же (Ты их молитвам внимал И порой пробуждал состраданье В тех, кто племя Господне пленял. Так спаси же, Создатель, жалея, Нас, сынов согрешавших Твоих, Собери от народов иных, Чтоб гордиться нам славой Твоею, Что превыше всех благостынь. Пусть от века до века, ликуя, Твой народ возглашает «Аминь!», «Аллилуйя!». 106-Й ПСАЛОМ Н. Басовский. 106-Й ПСАЛОМ Н. Басовский Славьте Господа все, ибо благ Он пред нами, ибо с нами навек милосердье Его. Кто о мощи Господней сумеет словами возвестить, чтобы мы осознали её? Слава тем, кто убогих не может обидеть, сделав суд справедливый своею судьбой. Посети меня, Боже, и дай мне увидеть мир и счастье народа, что избран Тобой. Как и наши отцы, мы грешили и лгали, а они, проходя по дорогам своим, и в Египте Твои чудеса отвергали, и у Красного моря не верили им. Но Господь Всемогущий, с глупцами не споря и жалея живущих без веры во мгле, грозно море окрикнул — и высохло море, и по безднам провёл, как по твёрдой земле. Лишь когда позади их сомкнулась дорога и враги погрузились в бездонную тьму, Им спасённые люди поверили в Бога и хвалу благодарно воспели Ему. Но потом разуверились в спасшей их Силе, стали требовать чуда в пустынной тиши. Даровал им Господь всё, что люди просили, но за то покарал истощеньем души. Оттого-то внутри Моисеева стана стали множиться распри, коварство и зло, и земля разошлась под ногами Дотана, пламя гнева его с Амирамом сожгло. И тогда, продолжая свой путь по пустыне, золотого тельца сотворили они, 1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! 2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага, 3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря. 4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; 5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

«выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» ( 3Цар. 19:11–12 ). Оказалось, что Бог – в этой мягкости и прохладе, в этом легком дуновении ветерка. Так Он показал Илие Свое основополагающее свойство – не грозное всемогущество, а бесконечную любовь. Во время преображения на Фаворе Господь на глазах у учеников беседовал с пророками о Своих грядущих страданиях. В этот момент раздался голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» ( Мк. 9:7 ). Этот голос уже раздавался, когда Господь пришел на Иордан, явившись Иоанну Предтече и крестившимся людям. Сейчас это явление повторилось – перед тем, как Господь должен был войти в Иерусалим, взять на Себя грехи мира и пригвоздить их на кресте. Спускаясь с горы Фаворской, апостолы увидели многолюдную толпу, окруженную книжниками, и среди прочих – отчаявшегося человека, который ожидал Христа, потому что его сын был одержим бесом. Он уже обращался к разным праведникам, но никто не мог ему помочь. И вдруг несчастный отец слышит от Иисуса горькие и жестокие слова: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» ( Мк. 9: 19 ). К кому были обращены эти упреки? Что это за «род неверный»? Почему Господь «не может терпеть»? Ведь на самом деле этот человек с верой обращается к Сыну Божию. Но возникает вопрос: а что есть вера? Что мы понимаем под этим словом? Господь говорит удивительные вещи: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» ( Мк. 9: 23 ). Но могут ли современные люди, даже считающие себя христианами, искренне поверить в это? В таком случае слова: «О, род неверный!» – относятся именно к нам, хотя обращены были в первую очередь к апостолам. Господь упрекал их в том, что они не могли изгнать беса и исцелить больного юношу из-за своего маловерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010