Отдельное существование митрополии киевской начинается собственно со времени прибытия в пределы литовские Григория, ученика Исидорова, поставленного в Риме. До сей поры, в юго-западных областях русских, неоднократно являлись свои Митрополиты, бывали формальные покушения образовать у себя управление отдельное от великороссийских епархий: но временные распоряжения скоро исчезали, уступая место первоначальному порядку, и насильственное расторжение единой митрополии русской оканчивалось обыкновенно тем, что отторгнутые, или отделившиеся епархии снова возвращались под управление единого всероссийского митрополита. В образовании отдельной митрополии киевской принял участие Папа римский: после несчастного соединения некоторых Епископов греческих и русского Исидора с Церковью римскою на Соборе Флорентийском, он уже считал себя полномочным распорядителем в делах востока, так же как и запада, и хотел явить свое могущество там, где не ожидал себе противоречия. В совете своих Кардиналов, Папа Каллист III-й положил митрополию русскую, которою заведывал прежде Исидор, разделить на две части, и ту ее половину, которая состояла во владениях Короля польского и Великого Князя литовского Казимира, поручить новому митрополиту. Исидор добровольно согласился уступить ее разделившему с ним бегство из Москвы Григорию (21-го июля 1458 г.). Но Папа Каллист не успел довершить начатого дела: он скончался 8 августа 1458 г. Преемник его Пий II (поставлен. 19-го того же месяца) первым делом для себя поставил утвердить избрание Григория 1 , и, после рукоположения его Патриархом константинопольским Григорием Маммою, за свою привязанность к унии лишившимся престола и удалившимся в Рим, отправил новопоставленного Митрополита в литовскую страну, с своею грамотою или буллою к Королю. Этою грамотою он поручал Казимиру озаботиться, чтобы Григорий мог пользоваться своими правами беспрепятственно, – назначал в управление Митрополиту девять епархий: брянскую, смоленскую, перемышльскую, туровскую, луцкую, владимирскую, полоцкую, хельмскую и галичскую, – и предписывал не допускать в пределах сей митрополии никаких распоряжений московского Митрополита, св. Ионы, которого называл «отщепенцем» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на второе послание Тимофею Святитель Феофан Затворник вошел в историю Церкви своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии святителя Феофана занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Предлагаемое здесь «Толкование на второе послание Тимофею» — часть «Толкового Апостола» святителя Феофана Затворника. Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-6) а) Надпись и приветствие (1, 1—2) Глава 1, стих 1. Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею, по обетованию жизни, яже о Христе Иисусе. Надписание сходно со всеми другими, указывает, кто к кому пишет и, как обычно святому Павлу, содержит некоторые термины, к которым повод подало содержание Послания и которые внесены, чтобы предуказать его. Апостол Иисус Христов волею Божиею . Волею Бога Отца, Апостол Сына Божия воплощенного, по единству воли Их. Не иная воля у Отца и иная у Сына, но одна и та же. Почему, чего хощет Отец, того же хощет и Сын. «Апостолом меня предположил (προεβαλετο) Владыка Бог; с Ним свосхотел (συμψηφισαμενου) сего и Христос Иисус» (Экумений). По обетованию жизни, яже о Христе Иисусе . В сих словах предуказание содержания Послания, которое и подало повод ко внесению их в сие надписание. Цель Послания — воодушевить святого Тимофея на мужественную проповедь о вере и блюдение верных в вере, пред лицом опасностей и смертей. Но в таких обстоятельствах, что могло столько воодушевлять, как не обетование жизни, которой самая смерть не отъемлет, а дверь в нее отверзает. Указание на это и делает Апостол в самом начале. Апостол я , говорит, по обетованию жизни , — по делу обетования жизни. «Владыка Бог с единоволением и Сына поставил меня Апостолом, чтобы я проповедывал людям обетованную жизнь вечную» (блаженный Феодорит). Он поставлен Апостолом возвещать сию жизнь всем людям, но, конечно, с уверенностию, что она прежде всего несомненное есть достояние самых возвещателей, следовательно, и святого Тимофея, как единого от таковых. Мысль об этом не могла не послужить ему в утешение и ободрение. Так святой Павел «в самом начале (Послания) ободряет душу его. Не напоминай мне, говорит, о здешних бедствиях: они доставляют нам вечную жизнь, где нет ничего такого, где нет болезни, печали и воздыхания» (святой Златоуст). Не опасности только — наша доля, но и всюду готовая смерть; но «умираем мы, чтобы жить вечно» (блаженный Феофилакт). Хотя это только обетовано, но обетование так несомненно, что мы все одно как бы уже имели ее. При всем том, однако ж, она все же есть впереди. «Если же она — обетование, то не ищи ее здесь; ибо упование видимое несть упование (ср.: Рим. 8, 24)» (святой Златоуст).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Целестин Римский. Творения Целестин (Келестин), папа Римский, вошёл в Предание как борец с несторианской ересью. В книгу вошли Послания Целестина Римского к Кириллу Александрийскому и Несторию. Послания Послание к Несторию Возлюбленному брату Несторию Целестин 1. На протяжении многих дней жизни нашей, после того. как перестало существовать нечестивое и многократно осужденное учение Пелагия и Целестин, когда Восток и Запад мечом единого суда поразил их вместе с последователями их заблуждений, вселенская вера пребывала в мире. И именно блаженной памяти Аттик, учитель вселенской веры, поистине преемник блаженного Иоанна и в этом деле служения, ратуя за Царя всех, так преследовал их, что не попускал им и там (на Востоке) найти себе прибежище. После смерти же его встревожило нас ожидание: тот, кто станет его преемником во власти, будет ли преемником ему и в вере? Ибо доброе редко бывает продолжительно, чаще противоположности сменяют друг друга. Но и после него мы имели служителя, которому также должно было оставить нас святого Сисинния, прославившегося своею простотою и святостью, учившего вере так, как он ее принял. Очевидно, его простое благочестие и благочестивая простота руководствовались словами, которые он читал в Священном Писании, что следует более бояться, а не высокомудрствовать, углубляясь в изыскания (Рим. 11, 20), что не должно, как сказано в другом месте, исследовать предметов высших себе (Иис. Сир. 3, 20), что тот, кто будет другое исповедовать и другому будет учить, а не тому, что проповедовали апостолы, да будет анафема (Гал. 1, 8–9). Когда же и он ушел из этого мира, и наша тревога еще длилась столько времени, сколько отпустил Господь, тогда обрадовала нашу душу весть прибывших к нам послов об избрании тебя, которая вскоре была подтверждена донесениями наших сослужителей, находившихся при избрании. Они в одобрении тебя столько говорили, сколько можно говорить о человеке, избранном из другой Церкви. Ведь прежде слава о твоей жизни была такова, что твоим достоинствам завидовали другие города, а ныне ты внушаешь такой ужас, что твои земляки на примере других видят, от кого они избавились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Послание к филиппийцам Церковь в Филиппах Филиппы, первый город в Македонии, на границе с Фракией, при реке Стримоне, в древности был известен своими золотоносными рудниками и назывался Кринидами. Филипп македонский, отец Александра Великого, расширил и укрепил его за 358 лет до Рождества Христова, переименовав в Филиппы. По своему положению вблизи Эгейского моря этот город сделался значительным городом Македонии. Великий Император Август возвысил Филиппы на степень римской колонии и дал им италийское право (jus italicus). Апостол Павел во время своего Второго апостольского путешествия, проповедуя в Троаде, по особенному откровению был призван проповедовать в Македонии ( Деян.16:9 →) и, переправившись через Эгейское море, впервые огласил Европу христианским учением в Филиппах. Павла сопровождали Сила ( Деян.15:40; 16:19 ), Тимофей ( Деян.16:1 ) и Лука ( Деян.16:10 ). Проповедь свою апостол Павел начал между иудеями в молитвенном доме, находившемся за городом при реке, и в числе первых верующих приобрел для Церкви одну богатую женщину, по имени Лидия, которая сейчас по крещении приняла проповедников в свой дом и доставляла им всё необходимое. В несколько дней слово Божие было проповедано многим в Филиппах; но исцеление Павлом одной бесноватой служанки, доставлявшей своими прорицаниями большой доход своим господам, возбудило против апостолов негодование жителей, преимущественно римлян. Павел и Сила были схвачены, представлены воеводам, наказаны палками и заключены в темницу. Однако темничный страж, устрашённый чудом землетрясения (что послужило поводом его обращения ко Христу), в ту же ночь облегчил узы заключённых, а на утро и воеводы, узнавшие, что Павел был римским гражданином, с честью освободили узников из темницы, но просили удалиться в другое место ( Деян.16:12–40 ). Павел отправился в Фессалонику, а в Филиппах его дело, по всей вероятности, продолжал Лука. В другие свои посещения апостол Павел укрепил веру филиппийцев и успел так расположить их к себе, что они постоянно заботились о доставлении ему всего необходимого и посылали ему подаяние и в Фессалонику ( Флп.4:16 ), и в Коринф ( 2Кор.11:8,9 ), и даже в Рим, когда апостол находился там в узах ( Флп.4:18 ). Повод к написанию и характер Послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Правило 47 Святых Апостолов Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников . ( Ап. 46 , 49 , 50 ; I Всел. 8 , 19 ; II Всел. 7 ; Трул. 84 , 95 ; Лаод. 32 ; Карф. 48 , 72 ; Василия Вел. 1 , 47 , 91 ) . Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом 231 . Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) 232 , и только такое крещение называется по этому правилу истинным ( κατ λθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом 233 . От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила «от нечестивых оскверненного» ( τν μεμολυσμνον παρ τν σεβν). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустог о, называется крещением, которым и Он крестился ( Мф. 20:23 ), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают ( Лк. 12:50 ) 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Пространство Церкви, как общества верующих, в совокупности всех времён и стран мира, не может быть по праву ограничено никакими пределами. Истинная Церковь Христова есть Церковь вселенская. Такова она и по назначению и по существу своему. Сам И. Христос положил на земле основание Церкви – не какой либо поместной или частной, но вселенской: ибо Он не указал пределов ни времени, ни места, до которых должна простираться Его Церковь ( Мф. 28:19 . Мар. 16:15 . Деян. 1:8 ); поэтому апостолы, по вознесении Спасителя, изшедше из Иерусалима, проповедаша всюду ( Мар. 16, 20 ), так что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ). С этого времени и доселе благовествование Христово существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо непрестанно ( Кол. 1:5–6 ). Можно сказать, что и в самом существе Церкви положено основание вселенскому распространению её. Ибо учение веры, заключая в себе поклонение Богу духом и истиною ( Ин. 4:25 ), по тому самому нс может быть ограничено никаким местом и временем (ст. 21. 24). Таинства, имея отношение ко внутренней, духовной жизни человека, и действуя в ней силою благодати Св. Духа, которая неистощима и вседейственна, также не подлежат, в своем действии, никаким внешним условиям места, или времени ( Ин. 3:5, 6:54, 6:56 , Мф. 18:18 ). Церковное священноначалие, утверждаясь на преемстве единой благодати от апостолов через рукоположение, сообщается от одной Церкви другой: так образовались иерархии поместных Церквей: а в единомыслии веры, в общении молитв и таинств, в согласии прав и законов управления, – все отдельные православные иерархии составляют одну вселенскую иерархию, и во взаимных сношениях между собой, или в виде вселенского собора, могут простирать свое действие на всю кафолическую Церковь . 1 Это вселенское общество веры, в своём видимом составе, состоит из разных ча­стей, которые, имея свои отдельные устройства, составляют частным, или поместные Церкви. Таким образом существует почти столько же поместных Церквей, сколько есть народов, или обществ, исповедующих веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

прот. Николай Сахаров Источники Богооткровенного Учения Понятие о Священном Писании . Священные ветхозаветные книги. Канон ветхозаветных книг и книги неканонические Богооткровенные истины сохраняются и распространяются двумя способами: посредством Священного Писания и Священного Предания. Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные, по вдохновению от Святого Духа, освященными от Бога людьми, которые называются пророками и апостолами. Собрание всех священных книг называется Библией. Одни книги написаны до Рождества Христова, другие после Р. X.; первые называются книгами Ветхого Завета, последние – книгами Нового Завета. Ветхозаветных книг, если считать каждую книгу и отдельности. – 38; но обыкновенно соединяют несколько книг в одну и насчитывают двадцать две книги, удерживая счет древних евреев («вверена быша им (т. в. евреем) словеса Божия»; Рим. 3:2 ), которые считали свящ. книги по числу букв еврейского алфавита.. По содержанию ветхозаветные священные книги разделяются на четыре отдела: Законоположительные: 1) Бытия. 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие; Исторические: 6) Иисуса. Навина, 7) Судей и Руфь, 8) Первая и вторая книги Царств, 9) Третья и четвертая Царств, 10) Первая и вторая книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры и Неемии, 12) Есфирь; Учительные: 13) Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, его-же; 17) Песнь песней, его-же; Пророческие: 18) Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати малых пророков. Книга Бытия повествует о сотворении мира и человека, о жизни прародителей в раю, об их грехопадении и наказании за грех , о всемирном потопе, об Аврааме, Исааке и Иакове и заканчивается повествованием о смерти Иосифа в Египте. В книге Исход рассказывается о состоянии евреев в Египте по смерти Иосифа, о рождении и воспитании Моисея, о выходе евреев из Египта, о чудесном переходе их через Чермное море, о путешествии их к горе Синай и о Синайском законодательстве. Оканчивается книга Исход историей построения и освящения скинии. Книга Левит содержит в себе изложение законов обрядовых и частью нравственных и гражданских. Книга Числ начинается перечислением еврейского народа после Синайского законодательства и содержит историю дальнейшего странствования евреев по пустыне. Второзаконие содержит повторение Моисеем некоторых важнейших законов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Разделы портала «Азбука веры» Страдание — мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука). Страдание – не всегда результат личного греха, но всегда результат греха. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Страдания Иисуса Христа ( Мк.15:16-19 ). Преподобный Иоанн Дамаскин : “ Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие”. Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился. Апостол Павел : Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. ( Рим.8:18 ). Вообще понять глубинный смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые труднообъяснимые события. Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это. Очистительная функция страдания часто подчеркивается святыми отцами вслед за апостолом Петром, который утверждает: страдающий плотию перестает грешить ( 1Пет.4:1 ). «Вменяются нам в оставление грехов… и болезнь, и немощь, и измождение плоти», – говорит свт.  Иоанн Златоуст , видящий в них «печь, в которой мы очищаемся». Преп. Варсануфий пишет одному из своих духовных чад: «…сколько попустит тебе [Бог] поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих». Свт.  Василий Великий со своей стороны отмечает, что часто «телесные страдания служат к обузданию греха». Преподобный Амвросий Оптинский приводит такое сравнение: змея для того, чтобы скинуть с себя старую кожу, проходит через узкое отверстие, так и рождение в жизнь вечную и избавление от грехов происходит не иначе, как через крест и страдания. Обязан ли праведник страдать?

http://azbyka.ru/stradaniya

С.В. Нестеров Преподобный Макарий – продолжатель миссионерских традиций свв. Кирилла и Мефодия И слово мое и проповедь моя не в препретелных 165 человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет. 1Кор.2:1–5 Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие (и) подражайте вере их. Евр.13:1–8 Кто сотворит (заповеди Божии) и научит (так людей), тот великим наречется в Царстве небесном, – заповедал Спаситель в Нагорной проповеди (см.: Мф.5:19 ). Таким образом, прежде чем учить других Божественным заповедям Христовым, нужно предварительно сотворить их, то есть исполнить. Преподобный Макарий Алтайский сотворил заповеди Божии, и жизнь его является очевидным доказательством того, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим.1:16 ). «Свет Христов просвещает всех!» – уходя из этого мира к незаходимому свету Христову, изрек преподобный Макарий. В этих последних словах угодника Божия выражены цель, смысл и содержание его жизни, которую он всю без остатка посвятил усвоению и распространению животворящего света Божественной истины. Апостол Алтая твердо верил, что источник просвещения для всех живущих на земле есть только свет Христов, и что путь к блаженству для всех один – он открыт в словах Спасителя: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Поэтому преподобный Макарий считал своим долгом, своей непременной обязанностью нести людям, не ведающим Христа или неразумно в Него верующим, Благую Весть, просвещать их светом евангельской истины. Обладая различными духовными дарами и при этом глубоким ведением духовных нужд и потребностей человека, преподобный Макарий умел с удивительной силой воздействовать на людские души, и редкое его слово не отзывалось в сердцах собеседников. Одному только Всевышнему известно, сколько человеческих душ привел он ко Христу, насадив и взрастив в их огрубевших сердцах семена новой жизни. Просвещенный благодатью Святого Духа и опытный в духовной жизни, преподобный Макарий обладал всеми необходимыми для пастыря и миссионера качествами. Он проявил себя и превосходным устроителем, организатором миссионерского дела. В начатом им деле не было ничего случайного или непостояного. Напротив, все до мельчайших деталей было им предусмотрено, рассчитано и выверено – так, что была создана целая система благовестничества на Алтае. Просвещение инородцев совершалось им в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

священник Т.С.Тихомиров Практическая гомилетика – темы и конспекты на весь церковный год Цветная Триодь Святая Пасха (Евангелие от Иоанна, зач. 1, гл. 1, ст. 1–17; Апостольские Деяния, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8) 1) Святая Пасха. Светоносная радость Пасхи, Христос – победитель смерти. Вера в Воскресшего дает силу для борьбы со злом. 2) Простим всем вся воскресением... Пасха – праздник милости Господа к нам. Ради этого в древнее время в этот день выпускали из тюрем, прощали долги. Оставим и мы обиды нашим братьям. Обнимем всех с любовью. Понесем радость не имеющим радости. 3) Христос светлый Гость. Приготовьте Ему горницу большую и убранную. Очистите вашу душу. Да будет она горницей светлой, поднимитесь вверх к Богу. Расширьте сердце ваше для любви, чтобы оно было достойно быть «горницей» Господа, грядущего для вечери любви. 4) Начало Евангелия. Евангелия – забытая книга. Сила Евангелия. Необходимость ежедневного чтения Евангелия. 5) Кто отвалит нам камень? Тяжело нам; тяжело на душе. Ослабела вера. Жизнь кажется нам темной, тяжелой. Грех и суета, как камень, легли на душу. Кто спасет? Кто отвалит камень? Он, Воскресший: вера в Него, сила Его. 6) Восстани спяй и воскресни от мертвых ( Ефес.5:14 ). Воскресение Христово побуждает нас восстать от греховного сна ( Рим.6:4 ; 1Кор.15:17 ; Амос.5:14 ). Неделя о Фоме (Евангелие от Иоанна, зач. 65, гл. 20, ст. 19–31; Апостольские Деяния, зач. 14, гл. 5, ст. 12–20). 1) Вера и неверие. Виды неверия: добросовестное сомнение утерявших веру. Они найдут ее, если будут искать. Неверие – результат грешной жизни. Грешный старается не верить, чтобы не бояться Бога. Это неверие хуже предыдущего: оно признак смерти душевной. 2) Приди и осяжи. Наша вера; ее слабость и безжизненность. Нужно придти и осязать Господа. Это можно достигнуть частой усердной молитвой, благоговейным чтением Писания, вживанием в храмовую жизнь, добрыми делами. Касаясь часто риз Господних (богослужение, святые книги), мы постепенно поучаемся видеть Господа глазами души, и это родит веру живую, творящую, в отличие от веры на словах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010