Не взалчутъ ктому, ниже вжаждутъ, не имать же пасти на нихъ солнце, ниже всякъ зной. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. То есть не будут больше терпеть никаких бедствий. «Ибо будут иметь хлеб небесный и воду жизни. Не будут также болеть и терпеть бедствий, изображаемых под видом солнца и зноя, ибо время страданий прошло» (св. Андрей, гл.20). Откр. 7:17. Яко Агнецъ, Иже посред престола, упасетъ я и наставитъ ихъ на животныя источники водъ, и отъиметъ Богъ всяку слезу от oчiю ихъ. Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Сам «Агнец» будет «пасти их», то есть руководить ими, они сподобятся обильного излияния Духа Святого ( «животныя источники водъ» – «живые источники вод»), «и отъиметъ Богъ всяку слезу от oчiю ихъ» – «и отрет Бог всякую слезу с очей их» 18 . Параллельные места к седьмой главе Откр. 7:4–8. Рим. 9:27. Ucaia же boniemъ о Израили: аще будетъ число сыновъ Израилевыхъ яко песокъ останокъ спасется. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется. Рим. 11:26. И тако весь Израиль спасется, якоже есть писано: npiuдemъ от Cioha Избавляяй, и отвратитъ heчecmie от Иакова. И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. Откр. 7:15. 1Кор. 6:16. Или не всте, яко прилпляяйся сквернодйц едино тло есть съ блудодйцею. Будета бо, рече, оба въ плоть едину. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с [нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. Глава восьмая. Снятие седьмой печати и гласы труб Ангельских: первой – четвертой Откр. 8:1. И егда отверзе седмую печать, бысть бeзмoлbie на небеси яко полъ часа. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Так бывает и в мире физическом: наступлению бури часто предшествует глубокая тишина. Это безмолвие на небесах означало сосредоточение благоговейного внимания предстоящих перед престолом Божиим Ангелов и человеков, в ожидании страшных знамений гнева Божия перед кончиной века сего и явления Царства Христова. Откр. 8:2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Так, в Священном Писании Господь Иисус Христос именуется: «Господом славы» распятым (1Кор.2:8); о Нем говорится: Господь Бог «приобрел Себе Церковь Кровию Своею» (Деян.20:28); Его, «Начальника жизни убили» (Деян.3:15); «второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47); «мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим.5:10; ср.: 2Кор.5:18—19); Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8:32; ср.: Ин.3:16; Гал.2:20); «хотя Он и Сын» (Божий), «однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8—9; ср.: Евр.2:10). Точно так же в Священном Писании Господу Иисусу Христу как Сыну Человеческому и человеку часто приписываются свойства, принадлежащие Его Божественному естеству, например: вездесущие («Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» — Ин.3:13); власть отпускать грехи (Мф.9:6; Мк.2:10; Лк.5:24); вечное, Божественное Сыновство (Мф.16:13, 16); суд над миром на Страшном Суде (Ин.5:27; Мф.19:28); Божественная слава (Ин.17:3—5); Божественное всемогущество (Мф.26:64); Божественное поклонение (Флп.2:7—11).    Богооткровенной истиной Священного Писания о таинственном общении свойств двух естеств в Господе Иисусе Христе в силу единства Ипостаси наполняются благодатные мысли Святых Отцов и Учителей Церкви, христолюбивые души которых, окрыленные и вознесенные верой, обитают на безоблачных высотах Божественных истин. Так как последствия ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе находятся в органической связи с образом их соединения, то об этом было довольно сказано и в предыдущей главе, но важность сей истины заставляет нас еще подробнее на ней остановиться, т. е. рассмотреть, как понимали и объясняли ее богомудрые философы — Святые Отцы, своей душой, преображенной молитвой.    Святой Ипполит говорит: «Творец всех тварей воплотился от Пресвятой Приснодевы Марии; Он Тот же Самый был совершенным Богом и Он Тот же самый был совершенным человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

беседе, на Тайной вечере, Он предсказал апостолам неизбежные скорби: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы были от мира, то мир любил бы свое; а как мы – не от мира, но Я избрал (отделил) вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Ин. 15, 18-20). Потому и мы с вами носим на своей шее крест; потому на храмах высится крест; потому и все таинства совершаются крестным знамением, т.е. во имя креста Христова; потому мы и крестимся при молитвах. Все – крестом! Почему же именно необходим крест и Господу и нам? Господу – потому, что через крест Христов мы “примирились” с Богом, как об этом говорит Писание (Мк. 3, 17; Ин. 1, 29, 36; 7, 39; 12, 27– 33; 19, 28-30; Рим. 5, 10, 11; 6, 3; 1 Кор. 1, 18; 2 Кор. 5, 18, 19, Гал. 6, 14; Еф. 2, 16; Кол. 1, 20-22; 2, 14; Евр. 12, 2;), а для нас потому ещё, чтобы и нам пройти через крест страданий для усвоения заслуг Христовых (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; 10, 21; Рим. 3, 20) и получения прощения от Бога чрез крест Христов. Но если крест скорбей так нам необходим; если “легкое страдание наше производит в преизбытке безмерном вечную славу” (2 Кор. 4, 17); “если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется” (2 Кор. 4, 16); если “страдающий плотию перестает грешить” (1 Пет. 4, 1); если мы особенно страдаем “несправедливо” ( 1 Петр. 2, 19); если апостол Павел пишет о себе “ныне радуюсь в страданиях моих” (Кол. 1, 24); если апостол Пётр пишет: “огненного (т.е. огнем) искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как (бы) приключения для вас странного” (1 Петр. 4, 12); “если злословят вас за имя Христово, то – говорит он, – вы даже блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас” (1 Пет. 4, 14); если вообще “страждущие по воле Божией да предадут Ему… души свои (т.е. положатся на волю Божию), делая добро” (1 Пет. 4, 19); если апостол Иаков учит нас: “с великою

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Подобным образом нужно смотреть и на другие искушения скорбями: болезни, войны и прочее. Даже можно сказать обратное: скорби, с точки зрения спасения, нам полезнее в веке сем. И не случайно Господь и Сам о Себе сказал, " что Ему долж но... много пострадать от старейшин, и первосвященников, и книжников и быть убиту " (Мф. 16, 21); и крест заповедают всем своим последователям (Мф. 16, 24-26). А апостола Петра, который после исповедания Христа Сыном Божиим (Мф. 16, 16) стал противоречить Ему: " Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! " - назвал " сатаной " - т.е. противником, соблазнителем, " потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое " (Мф. 16, 23). И в прощальной беседе, на Тайной вечере, Он предсказал апостолам неизбежные скорби: " Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы были от мира, то мир любил бы свое; а как мы - не от мира, но Я избрал (отделил) вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше " (Ин. 15, 18-20). Потому и мы с вами носим на своей шее крест; потому на храмах высится крест; потому и все таинства совершаются крестным знамением, т.е. во имя креста Христова; потому мы и крестимся при молитвах. Все - крестом! Почему же именно необходим крест и Господу и нам? Господу - потому, что через крест Христов мы " примирились " с Богом, как об этом говорит Писание (Мк. 3, 17; Ин. 1, 29, 36; 7, 39; 12, 27- 33; 19, 28-30; Рим. 5, 10, 11; 6, 3; 1 Кор. 1, 18; 2 Кор. 5, 18, 19, Гал. 6, 14; Еф. 2, 16; Кол. 1, 20-22; 2, 14; Евр. 12, 2;), а для нас потому ещё, чтобы и нам пройти через крест страданий для усвоения заслуг Христовых (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; 10, 21; Рим. 3, 20) и получения прощения от Бога чрез крест Христов. Но если крест скорбей так нам необходим; если " легкое страдание наше производит в преизбытке безмерном вечную славу " (2 Кор. 4, 17); " если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

34. В этом псалме Давид призывает праведного не гневаться при виде благоденствия нечестивых и особенно подчеркивает непрочность их положения и неизбежность их падения: " будущность нечестивых погибнет " , праведные же " наследуют землю " . 35. Речь идет о еврействе, сыгравшем большую роль в революции и гонениях на Церковь. 36. В данном случае - Иоанна Богослова; именами Воанергес, то есть " сыны Громовы " , нарек братьев апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, сам Иисус Христос (Мк.3:17). " Значение имени, данного Иоанну, полнее всего раскрывается из Апокалипсиса, где он является слышателем и вестником небесных громов " (Прот. Сергий Булгаков. Святые Петр и Иоанн. Два Первоапостола. Paris, YMCA-PRESS, 1926. С.47). 37. " Сонмище сатанино " - Откр.2:9; 3:9. 38. Рим.11:33. 39. Слово 2-е (О думающих оправдаться делами), §65//Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. С.34. 40. Пс.104:7. 41. Там же, §66. С.34. 42. " Исаак Сирин, глубокомысленнейшее из всех философских писаний " (Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову//Полн. собр. соч. Т.1. М., 1911. С.119). 43. Слова подвижнические, 56//Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.282. 44. Там же. С.222. 45. Мф.16:18. 46. " И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет " (Ин.12:32-33). " Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше " (2Кор.1:5). " ...Мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться " (Рим.8:16-17). " Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " (Кол.1:24). " ...Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас " (2Тим.2:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Радость о спасении ближних есть жизнь, а печаль в жизни – смерть: не живет тот, кто проводит жизнь свою в скорби и печали безутешной. 12. Христианская друг к другу и ко всем любовь есть дар от Господа. Гл. 4. Ст. 3–5. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ), и есть язычник или нечестивец ( Евр.12:16 ). 13–14. Не надейся на человека, и не скорби об умерших, как не имеющий надежды на воскресение мертвых. 14–15. В воскресение мертвых умершие с верою во Христа воскреснут нетленными ( 1Кор.15:52 ), и прежде живущих, оставшихся до пришествия Господня (ибо не все умрем, но все переменимся – 1Кор.15:51 ). Гл. 5. Ст. 9. Не для того Бог послал в мир Сына Своего, чтобы Он судил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). Бог от начала (от вечности) избрал нас ко спасению чрез освящение Духа и истинную веру Божественной истине ( 2Фес.2:13 ) – Господу Иисусу Христу. 10. Жизнь есть бодрствование, а смерть – сон ( Лк.8:52 ). Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли, живем для Господа; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли мы, или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать над умершими и над живущими ( Рим.14:7–9 ). 12–13. Достойно начальствующим пресвитерам оказывать должно сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове (Божием) и учении ( 1Тим.5:17 ). 23. Человек состоит из духа, души и тела; кто прославляет Бога духом, тот должен прославлять Его и телом ( Рим.12:1 ). Желание человеку душевного и телесного здравия лучше желания всех земных благ; но одно телесное здравие есть благо временное, и не удовлетворяет высшей человеческой потребности ( Мф.4:4 ). 21 Из Βторого Послания Св. Ап. Павла к Фессалоникийцам Гл. 1. Ст. 3–4. В гонениях и страданиях вера наша возрастает по мере терпения и любви друг ко другу. 5. Страдания, переносимые верными, предполагают вечную жизнь и будущий праведный суд Божий ( 1Кор.15:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Если же он шёл по скорбному пути, а ты идёшь по радостному, то ты идёшь не по тому пути, по которому он шёл, а по другому. Какой же ты последователь, когда не сле­дуешь? Какой ты ученик, когда не подражаешь учителю? Так и Павел говорит: " … мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии " (1 Кор. 4:10). Согласно ли, говорит, с разумом - иметь вам противоположные с нами стремления, и вместе быть вам учениками, а нам учителями? Итак, возлюбленные, великое благо - скорбь; она производить два величайшие дела, очищает грехи и делает нас мужественными. 4. Но что, скажешь, если она преодолеет и погубит? Нет, не скорбь делает это, а наша леность. Как так? Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам " быть искушаемыми сверх сил " (1 Кор. 10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми (ветром). Послушай Павла, который говорит: " … все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас " (Рим. 8:37); и ещё: " … думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас " (Рим. 8:18); и ещё: " Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу " (2 Кор. 4:17). Смотри, какие опасности, кораблекрушения, непрестанные скорби и всё тому подобное он называет легким, и подражай этому адаманту, как бы совершенно не облеченному телом. Ты находишься в бедности? Но не в такой, в какой был Павел, искусившийся и в голоде, и в жажде, и в наготе; и не один только день он терпел это, а переносил постоянно. Откуда это известно? Послушай, как он сам говорит: " Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу … "  (1 Кор. 4:11). О, сколько терпел (этот муж), уже прославившейся проповедью, уже двадцать лет подвизавшийся к тому времени, как он писал это. " Знаю " , - говорит, - " человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба " (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И в другом месте: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Подобным образом, и Апостол Павел внушает нам, что, если мы желаем получить обетованные Богом блага, то должны во всем подражать Ему. Самый Дух, говорит он, свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим.8:16–17 ); далее он присовокупляет и сравнение бедствий настоящего времени со славою жизни будущей в следующих словах: думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). Итак, помышляя о сей славе, мы должны терпеливо переносить все гонения и скорби, приключающиеся в сем мире; ибо, хотя много скорбей у праведного; но от всех их избавит его Господь ( Пс.33:20 ). Блаженны и жены, кои вместе с вами сподобились той же славы исповедничества, и кои, твердо сохраняя веру Господню, и оказывая мужество, превышающее слабость их пола, не только сами делаются достойными венца, но и для других жен явили пример своим постоянством. И, дабы ничего не доставало к славе вашего подвига, дабы вместе с вами удостоился почести всякий пол и возраст; промысл Божий соделал самых детей участниками славного вашего исповедничества, представляя нам нечто подобное тому, что некогда сделали Анания, Азария и Мисаил – сии знаменитые отроки, по ввержении коих в пещь, угас пламень, и огонь уступил место прохладной росе; потому, что с ними присутствовал Господь, и тем самым подтверждал истину того, что для исповедников и мучеников ничего не значит самый лютый огонь, и что, напротив, верующие в Бога всегда и во всем остаются целы и невредимы. Размыслите, умоляю вас собственным вашим благочестием, размыслите внимательнее, как велика была вера сих отроков, приобретшая им такое благоволение от Бога. Быв готовыми на все, каковыми должны быть и все мы, они говорят царю: Навуходоносор, царь, нет нужды нам отвечать тебе на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Итак, если мы должны или перестать называться христианами, или быть действительными учениками Спасителя нашего, то начнем с помощью Его, более и более стараться утверждать себя в сем блаженном звании и избрании нашем, ибо так поступая, никогда не преткнемся, и таким образом откроется нам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:10 ). Впрочем, не только вечность блаженная принадлежит ученикам Его, но и временной жизни истинное благополучие. Они составляют царствие Божие на земле. Сие царствие Божие внутрь их. Они и здесь уже начали царствовать со Христом, потому что Дух Христов царствует в них, и сие царствие Божие в них есть праведность Иисуса Христа, и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ; Флп.3:8 −11). Не это ли счастье истинное, обретаемое во всех состояниях на пути заповедей Христовых? Может ли кто-нибудь чувствовать себя счастливым среди всего изобилия, и во всей знатности, не имея мира и радости? И что то за наслаждение, которое несколько минут потешив чувственность, повергает душу во тьму, в печаль терзающую, в огненную пучину гнева Божия? И что то за спокойствие и веселие, которое если бы и чрез всю земную жизнь человека продолжилось, но кончилось бы вечною мукою? Страдания настоящей жизни ничего не стоят, говорит Св. Павел, в сравнении с вечною славою, долженствующею открыться в нас ( Рим.8:18 ). Так и в сравнении с вечною мукою, в сообществе с диаволом и с его соумышленниками, должны представляться ничего не значащими всякие удовольствия и приятности, не одобряемые совестью и Библиею, хотя бы они имели честь. похвалу и славу в мире. И может ли мир Божий сществовать в той душе, может ли Дух Святой радоваться ο той, и в той душе, может ли та душа наслаждаться сею радостию Духа Святого в ней, сею радостью спасения Божия ( Пс.50:14 .), которая в праведности ее состоит, ибо праведность – есть порядок Божественный, и все, что из сего порядка выступило, впадает в беспорядок, в расстройство, в злосчастье. Но что то за праведность, которой удивляются человеки, и которую Бог отвергает, которая сама в себе будучи все еще нечистотою Адама ветхого, сколько бы правильною ни казалась, не может войти в царствие Божие, и которая окажется лицемерием или самопрельщением на суде Божием, когда ваша судьба решится, и притом на всю вечность? И не по этому ли Святой Апостол Павел говорит таким образом: что было для меня выгодно (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

О Божественности Иисуса Христа Его ученики свидетельствовали как во время Его земной жизни, так и после Его смерти и Воскресения. Апостол Петр, познав по действию благодати Божественное происхождение своего Учителя, воскликнул: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» ( Мф 16:16 ). И Христос подтвердил эти слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф 16:17 ). Апостол Фома исповедал Иисуса Христа Богом — «Господь мой и Бог мой!» ( Ин 20:28 ) — после того, как Христос сказал ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин 20:27 ). В посланиях апостолов Павла и Иоанна Богослова Иисус Христос неоднократно именуется истинным Богом: «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим 9:5 ); «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит 2:13 ); «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол 2:9 ); «Да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин 5:20 ). Будучи истинным Богом, Иисус Христос является истинным Человеком. В Священном Писании ясно говорится о человеческой природе Иисуса Христа. Он обладал человеческим телом ( Лк 24:39 ; Рим 1:3 ; Евр 2:14 ), был обрезан по закону Моисееву ( Лк 2:21 ), возрастал ( Лк 2:42,52; 3:23 ), алкал и жаждал ( Мф 4:2; 21,18–19 ), вкушал пищу ( Лк 4:2; 5:29; 12:2 ), утомлялся ( Ин 4:6 ), спал ( Лк 8:23 ), страдал от телесных истязаний. Его руки и ноги во время казни на кресте были пробиты гвоздями, а тело пронзено копьем ( Ин 19:34; 20:25 ). Он умер и был погребен ( Лк 23:53 ). Священное Писание определенно говорит о Его душевной радости и скорби ( Ин 11:39,41 ), о действии в Нем человеческой воли ( Лк 22:42 ; Флп 2:8 ), о душевных страданиях перед крестной смертью ( Мф 26:37–50 ; Лк 22:40–48 ). В Евангелиях говорится о Его душе ( Мф 26:38 ; Мк 14:34 ; Ин 12:27 ) и о том, что в момент смерти Он предал свой дух Богу ( Лк 23:46 ; Мф 26:38 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010