Что сказано о благодати, то должно сказать и о вере в благодать 56 . Если принципы веры и дел закона так противоположны, то с явлением закона, требующего дел, не отменялось ли обетование завета о Христе и самая вера? По-видимому, «если по закону наследство, то уже не по обетованию» ( Гал. 3:18 ). Не потеряло ли поэтому свою силу последнее? – Нет. Если даже человеком утвержденного завещания никто отменить не может (ср. – 15), то тем более – обетования, данного Самим Богом. Не мог его отменить, по своей верности (ср. Рим. 3:4 ), и Сам Бог, подтвердивший клятвою непреложность его ( Евр. 4:17 ). Таким образом обетование должно было существовать рядом с законом дел, несмотря на несовместимость принципов того и другого. Оно действительно и существовало. Давид, бывший под законом, называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха» ( Пс. 31:1,2 ; Рим. 4:6–8 ). Иеремия говорит: «вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы Мои в душу их и напашу их на сердцах их;... Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий не вспомяну более» (31:32. 34; Евр. 8:10,12 ). Аввакум пишет: «праведный верою жив будет» (2:4; Рим. 1:17 ). Многие и другие пророки от лица Божия подтверждали силу обетований Божиих» (ср. Рим. 1:2 ). § 14 νμος παιδαγωγς μν ες Χριστν. ( Гал. 3:24 ). Но если обетование непреложно (ср. Рим. 4:16 ) и не отменялось законом, то не противоречил ли ему закон дел? (ср. Гал. 3:21 ). Он противоречил бы обетованию в том случае, если бы имел одну с ним цель, именно оправдание человека. Но закон не мог иметь такой цели, во-первых потому, что наследство в праведности дано было уже ранее по обетованию (ср. Гал. 3:18 ), и во-вторых потому, что закон, как показал психологический опыт и история, не давал и не мог дать оправдания. Если бы закон мог животворить, то праведность действительно была бы от закона (ср.–21), и в таком случай он противоречил бы обетованию закона о Христе (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Но несмотря на «последнюю нищету» Вифлеема, на гонение со стороны Ирода и на предлежащую Новорожденному крестную участь, все радостно и светло в сегодняшний день тем, которые духовно перенеслись в Вифлеем. Там все красиво и пленяет небесной правдой откровения тайны вечной любви, той тайны, что Бог Отец Небесный отдает Сына Своего Единородного в мир и за мир. Все красиво в Вифлееме в сегодняшний день. Но самое красивое – это невидимый тихий лик Небесного Отца, Который сегодня вводит Своего Сына во вселенную ( Евр.1:6 ), чтобы быть Ему Первородным между многими братиями, «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» ( Евр.2:9 ). И не знаешь, чему больше удивляться – человеколюбию ли Отца, Его жертвенной близости к нам, или же послушанию Сына, исполняющего волю Отца, даже до Своей крестной смерти. «Ей… Отче, да будет воля Твоя!» «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне… Тогда Я сказал: вот, иду… исполнить волю Твою…» ( Евр.10:5-7 ). Мы знаем только одно, что эта Любовь убеждает, что она вправе требовать от нас веру нашу как нашу взаимную любовь. И когда мы видим мрак окружающего нас мира, отрицающегося от этой Любви, то нас только еще больше утешает голос Ее, который нам говорит: «Не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ). Братья и сестры, «смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1 Ин.3:1 ) – через Иисуса Христа, Которым мы святым Крещением облеклись, Плотью и Кровью Которого мы в Святых Тайнах питаемся, Дух Которого свидетельствует в сердцах наших «духу нашему, что мы – теперь действительно – дети Божий» ( Рим.8:16 ), и взывает: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас…» ( Рим.8:35-37 ). «С нами Бог!» – «И если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:31-32 ). Он с нами и за нас. Сын Божий не только когда-то родился на земле, не только когда-то стал братом нашим, но и теперь «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высоты, ни глубина, ни другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе» ( Рим.8:38-39 ). Ибо «Иисус Христос вчера и сегодня – Тот же и во всем» ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

( Ин.10:16 ) На эту деятельность Иисуса Христа иудейская ученость ответила отрицательно: «От этих слов опять произошла между иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?». ( Ин.10:19-20 ) Подробно раскрыл значение Завета святой апостол Павел. Он указал, что не все те израильтяне, которые от Израиля, что не все те потомки Авраама, которые из его племени и рода суть призванные чада Божии, но только те, кто верил в обещанного Мессию: «дети обетования признаются за семя» ( Рим.9:8 ). Этим апостольским учением разъяснялось, что Завет Бога с Авраамом имел не племенное, а Всемирное значение, что с избранием Авраама для служения особому Завету при этом не унижен был ни один человек и ни один народ, в том числе еврейский. Святой апостол Павел ясно и четко говорит об «избранных» и «ожесточившихся»: «Израиль чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились». ( Рим.11:7 ) «Избранные» — это те, кто был по вере и по жизни Иудей, «кто внутренне таков… по духу, а не по букве» ( Рим.2:29 ). Они вошли в Церковь Христову, и составили ее ядро, как первенцы…» «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах…» ( Евр.12:22-23 ) Здесь речь идет о тех первенцах, кто был участником Святой Пятидесятницы: святых Апостолах, женах – мироносицах и многих других. Святой Апостол Павел также ясно говорил об избранничестве евреев: «В отношений к благовестию, они враги ради вас; а в отношений к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны». ( Рим.11:28-29 ) Избранничество Израиля не кончилось Ветхим Заветом: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал.» ( Рим.11:2 ) Это избранничество постоянно: «Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего; ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим». ( 1Цар.12:22 ) Господь, возлюбив народ Свой, не перестает любить его. ( 1Кор.13:8 ) до тех пор, пока не будут исчерпаны все попытки «возвратить сердца отцов детям» ( Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Рим.12:2 .  и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. «И». Здесь эта частица имеет значение изъяснительное: именно. Век сей – это настоящая жизнь мира, в которой господствуют похоть плоти, похоть очей и гордость житейская ( 1Ин 2:16 ). Эта жизнь находится под воздействием плоти, которая, в свою очередь, порабощена грехом. Христианин, напротив, должен жить под действием Божественной благодати. – Обновление ума необходимо для новой жизни, потому что естественный ум человека, по Апостолу, есть ум превратный ( Рим.1:28 ) и не может познать волю Божию. Это обновление описано уже в Рим.7:14 и сл. Оно состоит в том, что ум освобождается от оков плоти, которая делала его темным и бессильным, и соединяется с духом Христовым. – «Познавать». Слово δοκιμζειν здесь имеет не только значение «испытания», но указывает также и на способность направлять деятельность человека к высоким целям (ср. Рим.14:22 ). Это и есть результат того преобразования, какое должен совершать с собою христианин. Рим.12:3 .  По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Первое, в чем должно проявиться внутреннее изменение, совершающееся в христианине, – это смирение: это основа правильной жизни христианина, как члена Церкви. Христиане должны смиренно сознавать, что все их благодатные дары, какими они служат Церкви, есть результат милосердия Божия, получены ими через веру. Затем апостол убеждает христиан применить к делу полученные ими дарования, именно употреблять их на служение Церкви. При этом христиане должны быть всегда откровенными, честными и усердными в служении Господу, не падая духом ни при каких трудных обстоятельствах. «По данной мне благодати». Апостол указывает здесь на свой высокий апостольский авторитет и свое призвание (ср. Рим 15:15 ; 1Кор 3:10 ). – «По мере веры», какую каждому Бог уделил. Здесь идет речь о вере, как о даре Божием. Поэтому нужно видеть в этой вере не веру оправдывающую, а веру чудодейственную, какая подавалась некоторым христианам апостольского времени для совершения дел, приносивших пользу всей Церкви (ср. 1Кор 12:9, 13:2 ). В Новом Завете если и говорится, что и спасающая вера есть дар Божий – отчасти, то нигде этот дар не изображается разделяемым не поровну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В своих посланиях Павел тоже использует этот термин для указания на Христа: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей» ( 1Тим. 1:1 ). Словом «надежда» Павел нередко обозначает будущее блаженство христиан: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Еф. 4:4 ); «...в надежде на уготованное вам на небесах» ( Кол. 1:5 ). Он включает надежду в число трех главных добродетелей: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор. 13:13 ). В Послании к Римлянам Павел уже несколько раз упоминал надежду. В пример веры он привел Авраама, который «сверх надежды, поверил с надеждою» ( Рим. 4:18 ). В разделе об оправдании верою он говорил о благодати, «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией», а затем – о том, что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» ( Рим. 5:2–5 ). Наконец, он упоминал надежду, говоря об ожидании тварью откровения сынов Божиих и освобождения от рабства тлению ( Рим. 8:19–21 ). Теперь настало время объяснить, что такое надежда, и Павел дает объяснение: надежда – это упование на то, чего мы не видим. Надежда, таким образом, оказывается сродни вере, о которой в Послании к Евреям говорится: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Вновь, как и в Рим. 5:5 , Павел связывает надежду с терпением (эта добродетель также неоднократно упоминается в его посланиях). От темы надежды Павел переходит к теме Святого Духа через связку «также и» (σατως δ), которая, возможно, 192 отсылает не к тому, что говорилось непосредственно перед этим, а к тому, что было сказано ранее: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим. 8:16 ). Подобным же образом, продолжает теперь Павел, Дух «подкрепляет нас в немощах наших» и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Выстраивается, таким образом, целая серия высказываний о действиях Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Истинно христианское настроение должно вытекать из сознания, что в нас нет ничего, что было бы от нас, а потому наше для нас все от Бога, и потому все для Бога. И наши дела, и наши чувства, мысли, намерения, все должно принадлежать Богу. Вот как эта мысль выражается в чистом христианском сознании апостолов. Апостол Павел смотрит на каждого христианина, как на человека, который принадлежит не себе, а Христу ( 1Кор. 3:23 , мы – „Христовы»). Каждый шаг его жизни, каждое его дело имеет свою цель не в нем самом, а во Христе, и получает значение постольку, поскольку всем ним выражается стремление жить для славы Христа, для Христа ( Рим. 14:6–9 ). Есть и пить, и иное что делать, человек должен делать так, как если бы не ему это нужно было, а Богу ( 1Кор. 10:31 ). Вот принцип, которого должен держаться христианин по слову ап. Павла. „Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него, Бога и Отца. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу ( Кол. 3:17, 23–24 ); Господу служите» ( Рим. 11:12 ). Поэтому, „Говорит ли кто, говори как слова Божии, служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, чтобы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» ( 1Пет. 4:11 ; Рим. 12:1–2 ). Рабы должны повиноваться и служить господам, как если бы они служили не людям, а Самому Христу ( Еф. 6:5–8 ср. Кол. 3:22 ). Вообще, мы должны изображать из себя жертву живую, святую и богоугодную Богу, для разумного служения Ему ( Рим. 12:1 ). Так как все произошло от Бога, а потому принадлежит Богу, в том числе и мы, телом и душой ( Рим. 11:36 ; Кол. 1:16 ; Евр. 2:6 ; Откр. 4:11 и др.). Идея жизни как жертвы (выражение неточное, мы ничего не можем жертвовать, потому что у нас нет ничего своего) не была известна ни язычникам, ни иудеям. Находясь во второй стадии человеческого развития (свободы без единства) они мыслили себя отдельно от Бога, поэтому, хотя и считали возможными и со своей стороны жертвы Богу, однако до идеи о жизни, как о всецелой жертве, не додумались.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

3, 21-24, 28). Вопрос как будто бы ясен и решён совершенно категорически. Спасение даровано  даром, оно есть действие благодати, независимо от дел закона, а благодать -- через веру. Значит, и спасение  только от веры и действующей через неё благодати. После всех этих утверждений апостол предвидит неизбежный для человеческого сознания логический вывод, искажающий истину. " Итак, мы уничтожаем закон верою? " -- спрашивает он. И отвечает: " Никак, но закон утверждаем " (Рим. 3, 31).    Каждый неверующий человек мог бы воскликнуть: " Какие странные слова! Кто может это слушать? " (Ин. 6, 60). И в самом деле, разве не странно, что слова " человек оправдывается  верою независимо от дел закона " -- утверждают, а не отрицают значение закона!    Но таковы тайны откровений! Они всегда имеют две стороны, как бы отрицающие друг друга и соединяющиеся во всеобъемлющей полноте истины!    Раскрывая другую, противоположную сторону значения закона, апостол говорит: " Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же жить нам в нём? " (Рим. 6, 1-2). И ещё: " Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак " (Рим. 6, 14-15).    В итоге перед нами два противоположных утверждения: " ...помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего " (Рим. 9, 16). Это одно. А другое: " Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу " (Рим. 4, 4). Это ли не явное противоречие?     Неизвестный.  Конечно, явное противоречие. Да и ты так подчеркиваешь эти противоречия, как будто бы и сам считаешь их непримиримыми.     Духовник.  Напротив. Острота противоречий утверждает целостность истины.     Неизвестный.  Но в чём эта целостность истины?     Духовник.  Ты увидишь её. Но мы должны для этого рассмотреть учение Церкви о нравственном совершенстве.     Неизвестный.  Да, я понимаю, что надо начать с этого.     Духовник.  Нравственный закон был дан людям в Божественном откровении, на горе Синае, ещё до Христа, в десяти ветхозаветных заповедях. Природное начало нравственности, которое является свойством души человека, отличающим его от животного, получило в этом откровении своё более совершенное и строго оформленное выражение. Этот нравственный закон открывает перед ветхозаветным человеком тот идеал совершенствования, который могло вместить его нравственное сознание. Сущность этого нравственного закона раскрыта в Евангелии. Один из фарисеев, законник, искушая Спасителя, спросил: " Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? " Иисус сказал ему: " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Мф. 22, 36-40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

– «Послушания», т. е. веры во Христа и в Евангелие. И в следующем стихе глагол быть послушным означает собственно акт вере. – «К праведности», т. е. к добродетельной жизни, основанной на вере. Эта добродетельная жизнь является противоположностью смерти, к которой ведет грех. Рим.6:17 .  Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Рим.6:18 .  Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Между двумя господами – грехом и верою (послушание) римские христиане уже сделали выбор, какой должен сделать и всякий человек: они стали на сторону веры. – «Стали послушны» – по греч. поставлен аорист ( υπηκοσατε), указывающий на решающий акт, когда они обратились ко Христу (лучше перевести: послушались, вняли). – «Образу учения» (т. τπω διδαχς). В этом выражении, несомненно, содержится указание на существование особой, ясно формулированной проповеди о Христе. Апостол, вероятно, говорит о своем Евангелии ( Рим.2:16, 14:24 ), которое первые проповедники христианства принесли с собою в Рим. Павел по собственному опыту знал, что только в чистой духовности его Евангелия можно найти истинную опору для христианской святости и что предоставление закону права на участие в освящении христианина помешало бы действию Св. Духа. Поэтому он и радуется, что римляне восприняли Евангелие именно в том виде, в каком его предлагал он. Рим.6:19 .  Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Здесь Апостол дает объяснение употребленному им выше выражению: рабы праведности. Его могли спросить: разве упражнение в добродетели есть рабство? Сам же Апостол раньше учил, что христиане призваны к свободе ( Гал 5:13 ). Апостол на предполагаемый вопрос отвечает так: «говоря так, я применяюсь к понятиям читателей, к их состоянию немощному». Апостол, очевидно, понимает, что христиане римские были не всегда на высоте призвания. Нет-нет, да и у них пробуждались страсти, как будто бы совсем уже подавленные. Не все, конечно, могли умело и без вреда для себя пользоваться христианскою свободою. Поэтому для большинства необходимо было утвердиться в мысли, что над ними есть господин, который будет строго с них взыскивать за всякое нарушение христианской чистоты. Поэтому-то Апостол и внушает им, что они должны считать себя рабами праведности, не позволять себе никаких вольностей по отношению к закону евангельскому. Иначе все их труды могут пропасть даром! (ср. выражение Ап. Иуды: «а других страхом спасайте» ( Иуд.1:23 )). – Нечистота – это грех, как личное падение, личное развращение ( 1Сол. 4:7 ), беззаконие – презрение к закону Моисееву или закону совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для нас же, православных христиан, должны быть непреложны наставления святых апостолов относительно начальства: 1Пет.2:13 . О повиновении властям Деян.4:19 . «Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» Объясн. Не слушающий поставленных Богом людей не слушает и Самого Господа: Лк.10:16 . Признаки истинного христианина: покорность, мир, любовь, братолюбие: Рим.13:1–7 ; Евр.13:2:16 . Если сказано, что сердце царя в руке Господа: Притч.21:1 , то противящийся царю или власти, от него поставленной, противится Богу: Рим.13:2 ; много есть и таких людей, которые следуют указаниям не воли Божией, но своей развращённой воли: 2Тим.4:3 ; 1Тим.1:7 ; Тит.1:10–11 . Деян.5:29 . «Пётр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Объясн. Если требования людей противоречат требованиям божественного закона, то, конечно, должно повиноваться Богу, а не человекам беззаконнующим, но на этом тексте нельзя обосновывать всякое неповиновение законной, от Бога установленной власти, ибо тогда можно оказаться противником Богу: Рим.13:1–7 ; 2Пет.2:9–10 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 . Деян.17:7 . «Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царём, Иисуса». Объясн. Словами «все они» возводится обвинение чисто политическое на всех христиан того времени, такое же обвинение возводили и на Самого Господа Иисуса: Ин.19:12 ; но городские начальники получили удостоверение в невиновности христиан в возводимой на них клевете (ст.9), не восставал никогда против властей гражданских и Сам Господь: Мк.12:17 , а апостол Павел учил: – Рим.13:1–3 . «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Фес.4:7 ), предоставив свои тела в жертву святую ( Рим.12:1 ), будучи святы в поступках ( 1Петр.1:15:16 ) и непорочны ( Еф.1:4 ). Если Святый Дух даёт силы и помощь во всех жизненных функциях, то все функции должны быть чистыми; весь человек должен стремиться к богоуподоблению. «Сам Дух ходатайствует за верующих воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26:27 ), потому что верующие – сыны Божии, и Бог послал в сердца их Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! ( Гал.4:6 , ср. Рим.8:15 ). Поэтому и ложь есть ложь Духу Святому ( Деян.5:3 ). V Тело по преимуществу, само Тело, τ σμα не было бы таковым, если бы исключало из себя какое-нибудь частное тело. Потому-то оно и стоит над всеми отдельными телами, что несёт в себе всякое частное совершенство отдельного тела и, следовательно, не исключает из себя последнего. Но в то же время, будучи Телом совершенным, оно всегда и везде и при всяких условиях остаётся само собою. Всё для него, но оно – выше всего, не нарушая своего самотождества. Универсальность в смысле unum versum alios – таково третье и последнее существенное свойство Церкви 681 . Церковь есть полнота Христова, плирома Христа ( Еф.1:23 б). Но всё чрез Слово начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ); Христом – все, имы Им ( 1Кор.8:6 ), ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все Им стоит ( Кол.1:16–17 ). Полнота Христова – полнота всех энергий, которыми создано всё бытие. Если сейчас Церковь – не всё актуально, то она – всё в потенции, ибо исполнена полнотою Христа. Ведь Господу Иисусу Христу всё предано в руки Отцем Его ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ; Ин.3:5, 13:3 ); Отец всё покорил под ноги Сыну ( 1Кор.15:27 ; Еф.1:22 ; Евр.2:5:8 ), так что что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну ( Ин.16:15 ). А от Бога – всё ( 1Кор.11, 12, 8:6 ); всё из Него, Им и к нему ( Рим.11:36 ), ибо Он всё создал Иисусом Христом ( Еф.3:9 ); Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010