Если в вере человек действует как бы заодно с всемогущим Богом, если он даже действует и получает ведение о Боге силою всемогущего Бога, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос придавал вере такую силу, что считал возможным все для верующего: «если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдете и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17:20 ). Необычные действия веры изображает ап. Павел в 11-й главе послания к евреям. Древние праведники, говорит он, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (11:33–34). И ап. Иоанн пишет: «сия есть победа победившая мир, – вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Если вера есть настолько живое и крепкое соединение человеческой души с Богом, что она становится исходным и неизменным пунктом, определяющим все человеческие мысли и действия, и направляющим их на Бога и божественные предметы, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос и Его апостолы поставляли в зависимость от нее всю судьбу и спасение человека: «верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную» ( Ин. 3:36 ). «Верующим во имя Иисуса Христа дана власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1. 12 ; см. проф. Олесницкий. Нравственное Богословие, §40, стр. 142–144). Необходимо указать, какие бывают уклонения и грехи против веры. Уклонения от христианской веры выражаются в форме неверия и богоотступничества, сомнения (скептицизма), суеверия, холодности и равнодушия к вере (индифферентизм) и др. Против первой обязанности человека вообще иметь веру грешат неимеющие веры, незнающие Бога и своего и Нему отношения или отступившие от Него и отрицающиеся от Него. Неверие может быть теоретическое и практическое. Первое больше всего по причине гордости ума и превратного воспитания. Практическое неверие более распространено. У такого рода неверия один общий характер – жизнь в Богозабвении, в волях сердца, без сознания над собой какой-либо власти высшей, божественной, без чувства неизбежной необходимости и отвечать за жизнь (Ср. Пс. 13:1 ). Предавшись чувственности и страстям, человек подавляет лучшую часть своего существа и порывает нить, связующую его с небом, «не приемлет яже Духа Божия» ( 1Кор. 2:14 , Еф. 2 гл.; Рим. 1 гл.). Бывают такие и среди христиан, которые нельзя сказать, чтобы вели жизнь развратную, но которые живут в естественных чувствах сердца и, зная о Боге, проводят многие годы жизни в суете ума, как бы без Бога (Еф. гл. 2). Есть и другой вид неверия – богоотступничество, т. е. измена вере, отречение от Христа по страху или ради мирских выгод, или по человекоугодничеству и легковерию. О таких апостол Павел говорит, что «они распинают в себе Сына Божия и ругаются (посмеиваются) над Ним» ( Евр. 6:4–6 ; проф. М. Олесницкий . Нравственное Богословие. §41, стр. 148. Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, стр. 358–359, 363–364).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Еще на земле человек начинает жить вечной жизнью. От него самого зависит жизнь, как плод его веры. Верующий, познавший – не умирает вечно, ибо пребывает в Боге и Бог в нем пребывает. В св. Писании блаженство праведников прямо называется вечным, а именно: а) вечной жизнью: «и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). «Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовеки» ( Ин.11:25,26 ). «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» ( 1Ин.2:25 ). «И пойдут... праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); б) вечным царством Иисуса Христа: «так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ); в) вечным спасением ( Евр.5:8,9 ); г) вечным наслаждением (9:15); д) вечною славою ( 1Пет.5:10 ; 2Кор.4:17 ). Вечность блаженства представляется под образом: а) сокровища неоскудеваемого на небсах ( Лк.2:33 , Мф.6:20 ); б) постоянного имения на небесах ( Евр.10:34 ); в) наследия нетленного, неувядаемого ( 1Пет.1:4 ); г) неувядаемого венца славы (5:4); д) всегдашнего пребывания со Христом ( 1Сол.4:17 ; Ин.12:26 ; Рим.8:19–29 ). О вечности блаженства праведников учили и писали все св. Отцы и учители Церкви: Феофил Антиохийский , Ефрем Сирин , Иларий, Иоанн Златоустый , Клемент Александрийский, Киприан, Амвросий, Григорий Богослов , Василий Великий и др. Из понятия о Боге и о душе вытекает понятие о вечности блаженства или мучения. Один только Бог вечен, всесовершен и неизменен; человек же, Им созданный для вечности – вечный по душе и по телу, изменяется, достигая постоянно совершенства, в чем и заключается его жизнь. Изменение – дальнейшее развитие – есть жизнь; следовательно, жизнь есть не прерывающийся переход из одного душевного состояния в другое. Где нет развития, там нет и жизни. Так как жизнь за гробом, блаженство или мучение, есть плод земной жизни, то по закону жизни, и блаженство и мучение не могут остановиться в своем развитии ни на один момент. Желания души никогда не могут удовлетворяться. Они сменяются новыми желаниями, и эта смена желаний, по вечности бытия души, составит безконечную, вечную смену желаний и удовлетворений их за гробом в раю: для праведников – вечное блаженство, все далее и далее развивающееся в целую вечность. Поэтому нет и быть не может меры, границы блаженству, а равно и мучению грешников. Это заключение здравого ума о вечности блаженства и мучения подкрепляется и словом Божьим, и свидетельством св. Отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

И тот же апостол говорит: Благословен Бог... благословивший нас во Христе... так как Он избрал нас в Нем прежде основания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним ( Еф.1:3–4 ). Таким образом, и отсюда видим, что спасение совершается по предопределению Божию. Человек в земной жизни следует судьбе, какую назначил Бог, и не может ее изменить. Священник : В Священном Писании имеются места, которые нелегко постичь плотским разумом, или «кости», как образно называет их в своем сочинении «Жизнь Моисея» св. Григорий Нисский 94 . Вы же, сектанты, тщетно стремитесь разгрызть кости Писания молочными зубами ущербного учения вашего или, что то же, бросаетесь в морскую пучину, не умея плавать. То же произошло с Оригеном , Арием, Македонием, Несторием, Савеллием, Диоскором, Евтихием и другими зачинателями древних ересей. Но не Писание, а сами они были причиной своего потопления. Священное Писание бездонный кладезь премудрости Божией, и припадающие к нему должны сообразовываться с духовным своим возрастом. И как воду для утоления жажды телесной зачерпывают сперва из колодца ведром, затем переливают в кувшин и наконец в стакан, так же надлежит поступать, когда жажда духовная приводит нас к океану премудрости Божией. И если будем доискиваться последних ее глубин без очищения ума и сердца, то неминуемо впадем в гордыню и безумие. Смешон малолетней школьник, берущийся решать задачи, непосильные для иного учителя математики, но безмерно смешнее тот, кто берется толковать Писание умом дебелым и непросвещенным. Божественные пророки и апостолы, как и святые отцы Церкви Христовой, достигли чистотой жизни незлобия младенцев, а духовным разумением – возраста мужей совершенных (см.: 1Кор.13:11–12 ; Еф.4:13 ), но и они не надеялись исчерпать премудрость Божию, перед которой их ум в благоговении замирал. Из этого благоговейного изумления родились слова царя и пророка Давида: Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! ( Пс.91:6 ) и великого во апостолах Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ( Рим.11:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Но чтобы сердце стало таким, любовь должна раскрыть свою тайну, проявив свое самое главное свойство: предстать любовью-жалостью, способною на подвиг сострадания. А эта тайна становится доступной только страдающему сердцу; только страдания постигают суть любви, которая является даром Божиим. Именно благодаря скорбям, благодаря тому, что плоть его болит, душа страдает, а “лицо побагровело от плача” (Иов 16:16), приходит к Иову прозрение. Он убежден, что “к страждущему должно быть сожаление от друга его”, но подвиг сострадания возможен лишь в том случае, если друг не оставил страха к Вседержителю (Иов 6:14). Иначе надежда тщетна. И “сыны века сего” оказываются “неверны, как поток, как быстро текущие ручьи, которые черны от льда и в которых скрывается снег. Когда становится тепло, они умаляются, а во время жары исчезают с мест своих. Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются” (Иов 6:15–18). Не так нужны объяснения происходящего самому Иову, — он с благодарностью принимает от Бога и доброе и злое (Иов 1:21; 2:10), как его мучает невозможность оправдаться перед друзьями, которые дороги ему, поэтому он просит, чтобы Господь Сам заступился за него, оправдал его в глазах людей, которые мыслят в рамках законов плоти. Но чтобы преодолеть немощь человеческой любви, требуется подвиг: необходимо принести свое самолюбие в жертву, требуется осознание своей немощи, признание своего непонимания, своей слепоты (Ин 9:41). Не смогут понять страданий Иова друзья его, которые преисполнены лжесвидетельств. “Злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца” (Иов 22:5), — спешат обличить они праведника, объясняя свои слова тем, что Бог “по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему” (Иов 34:11) и что “ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе” (Пс 33:11), а “нечестивому не будет добра” (Еккл 8:13). Друзья, ожидая в награду за исполнение закона “благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего” (Еккл 2:24), находят обоснование своей правоты в ложно понимаемом принципе воздаяния, строя свое общение с Богом на основе юридических отношений, а не на любви, не понимая, что земные блага, которые воспринимаются нами как символ нашего благочестия, пред лицем Божиим теряют всякую ценность, ибо затрагивают область плоти, а не духа. Смысл истинных благ сокрыт от сторонних наблюдателей. Понятие благ гораздо шире наших представлений о них. Истинные блага — это не “пища и питие”, хотя и подается Господом все необходимое любящим Его. Но лучше сказать вслед за Апостолом, что “любящим Бога все содействует ко благу” (Рим 8:28).

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

– «По слову Твоему»: но предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом (ст. Лк.2:26 ). Теперь умру спокойно, с миром, «ибо видели очи мои спасение Твое», т. е. спасение, Тобой обещанное миру, – спасение, устрояемое искупительной жертвой Мессии, которого видят теперь очи мои. Дело спасения созерцает старец в лице Младенца, имеющего совершить оное. – «Уготовал пред лицем всех народов»: в пророческом воодушевлении созерцает старец дело спасения уже совершившимся или совершающимся «перед лицем» – в виду всех народов мира, характеризуя далее (ст. Лк.2:31 ) отношение этого спасения к язычникам и Иудеям. Это спасение или Спаситель есть «свет» к просвещению язычников и слава народа Божия. – Оно вышло от Израиля ко всем язычникам ( Ин.4:22 ) и снова со временем возвратится к Израилю ( Рим.11:25–36 ), как солнце, совершив круг свой ( Еккл.1:5 ), исходя от востока, озарив вселенную в течении своем и снова возвратясь к востоку, откуда начало путь свой. «Свет»: см. прим. к Лк.1:78–79 парал. – «И славу»: прославление народа. В приготовлении этого спасения для всего человечества в продолжение всей истории народной жизни евреев и в совершении дела спасения у них – величайшая слава народа этого на все времена. Лк.2:34–35 . «Благословил их» (святое семейство) «Симеон»: призвал на них благословение Божие.– «Лежит сей» (Младенец) «на падение и на восстание»: указывается на следствия того нравственного суда, который произведен будет явлением и действиями Христа ( Ин.3 и дал. ср. Ис.8:14 . Мф.21:22, 44 . Деян.4:11 . Рим 9:33 . 1Пет.2:6 ). Многим предстоит соблазниться о Мессии, преткнуться об этот камень соблазна и пасть нравственно в неверие и через неверие в развращение: другим же многим предстоит восстать через веру в Иисуса как Христа в новую нравственную жизнь. « «На падение и на восстание»: на падение неверным, на восстание верующим. Для одних Он камень претыкания и камень соблазна ( 1Пет.2:7 ), именно для тех, которые не познали, ниже уразумели, но во тьме ходят, или служат идолам, или не прозирают далее письмени, и не хотят, и не могут просветиться чем-либо, кроме письмени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание     Изложенное по записям, после его смерти, Константином, пресвитером антиохийским. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34     Предисловие    1. В послании к Римлянам блаженный Павел говорит: «как Апостол язычников, я прославляю служение мое, не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти» (Рим. 11:13—14); и в другом месте также (говорит): «содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Гал. 2:8). Итак, если (Павел) был апостолом язычников, — как и в деяниях Бог гово­рит ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21), — то какое было ему дело до евреев? Для чего он написал к ним послание? При том же (евреи) питали к нему вражду, и это можно видеть из многих мест. Так, послушай, что го­ворит ему Иаков: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев... А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея» (Деян. 21:20—21); и много искушений часто было ему по этому поводу.Почему же, спросит кто-нибудь, (мужа) сведущего в законе, — а он изучал закон при ногах Гамалиила и имел к этому делу великую ревность, — и потому имевшего возмож­ность с особенною силою опровергать (противников), Бог не послал к иудеям? Потому, что они из-за этого особенно и стали бы противиться ему. Поэтому Бог, предвидя, что не примут его, говорит ему: «иди к язычникам, ибо (иудеи) не примут свидетельства твоего о Мне», и он отвечает: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его»(Деян. 22:19—20). Это самое, (говорит), служит знаком и доказательством, что они не поверят ему. И действительно, так обыкновенно бывает: когда кто отступает от какого-нибудь народа, то, если он из людей низших и ничего не значащих, это не очень оскорбляет тех, от которых он отступает; если же он из людей значительных, весьма ревностных и единомышленных с ними, это весьма огорчает и крайне раздражает их, так как отступивший от них своим присоединением к другим весьма сильно ниспровергает их учение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3397...

Слова ‘любовь’ и ‘любить’ относятся к самым важным в четвертом Евангелии и особенно часты в глл. 13–17. Бог возлюбил мир, но действие этой любви обнаруживается только в тех, кто уверовал во Христа, а неверующих оно приводит к осуждению. В Ин подчеркивается взаимный характер любви: Отец любит Сына (3:35; 10:17; 15:9–10; 17:23–24,26), и Сын любит Отца (14:31); ученики Иисуса любят или должны любить друг друга (13:34–35; 15:12–13,17; 17:26) и Его (14:15,21,23–24,28; 21:15–16) так же, как Он любит их (11:5; 13:1,33,34; 14:21; 15:12; 21:7,20). Иоанн более, чем какой-либо другой христианский автор, говорит о любви как о самой сущности Бога и о способе, посредством которого Божественная жизнь, отношение между Отцом и Сыном, открывается в христианской общине (13:35). Мир в целом — объект Божией любви, но сама эта любовь, как говорится ниже в ст. 18, проводит грань между верующими и неверующими. Что отдал Сына Своего Единородного — слово Сын в Ин всегда подразумевает только Христа и никогда — христианина. В Рим 8:32 (Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас) и, возможно, здесь в Ин — аллюзия на Быт 22:1–18 (жертвоприношение Авраама). Дабы всякий, верующий в Него, не погиб — ‘погибать’ — еще одно из характерных для Иоанна слов; сосредоточение нескольких таких слов в одном отрывке говорит о его резюмирующем характере. В непереходном употреблении этот глагол имеет два значения: ‘потеряться’, как в 6:12, и ‘погибнуть, претерпеть уничтожение’ (3:16; 6:27; 10:28; 11:50). Погибель, разрушение — неизбежная судьба всего, что отделено от Бога и замкнуто на себе (12:25); жизнь существует лишь в Боге Отце, Слове и Духе. Между жизнью вечной и погибелью нет, согласно Ин, никакой “ничейной полосы” — эта альтернатива имеет абсолютный характер. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него — позже (5:27) в Ин говорится, что Иисус как Сын Человеческий имеет власть судить и что цель Его пришествия в мир — суд (9:39). Это кажущееся противоречие выявляет особое значение суда в четвертом Евангелии.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Эти люди, производящие разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились… служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных ( Рим. 16:15–16 ), из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами ( 2Пет. 2:3 ). И действительно, действующие в нашем Отечестве неопротестанты, как правило, очень заботятся об увеличении своей паствы и своих доходов с нее: вводят десятину (как адвентисты и многие неопятидесятники), придумывают новые духовные законы «сеяния и жатвы» 31 , а также постоянно в проповедях поднимают тему пожертвований, иногда угрожая за скупость Божиими карами 32 . Первоначальная иерархичность Церкви означает вместе с тем и общий Божий план ее дальнейшего существования. Ап. Павел учит об Иисусе Христе 33 : И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф. 4:11–12 ). Как видно из этих слов, священная иерархия необходима для пользы верующих 34 , для освящения людей-грешников и воссоединения их с Богом 35 . Митр. Макарий (Булгаков) справедливо указывает, что Господь пришел на землю ради нашего спасения ( Ин. 3:16 ), поэтому и основание им Церкви должно было служить той же цели; Господь посылает апостолов в мир перед вознесением именно для насаждения Церкви, передавая им божественное посольство, принятое Им От Отца: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ) 36 . Фактически незыблемость послеапостольской иерархии подтверждают и сами неопротестанты, когда формируют собственную систему руководства не случайным образом, а вводя библейские термины (дьякон, пастор, пресвитер, епископ), хотя бы даже в нелепом переводе, как «надзиратели» у «свидетелей». В самом деле, несмотря на человеческое рукоположение, ап. Павел усваивает чины евангелистов (т.е. благовестников Евангелия – проповедников 37 ), пастырей и учителей не человеческому, но Божию избранию ( Еф. 4:11 , 1Кор. 11:28 ). Хотя и от людей требуется осмотрительность ( 1Тим. 3:1–13 ), но Божий Промысл руководит избранием церковных руководителей. Как и при избрании двенадцатого апостола вместо отпадшего Иуды: апостолы выбрали кандидатов и бросили жребий, но окончательное избрание усвоили Самому Богу 38 . Бог избрал на служение еще прежде рождения ап. Павла и прор. Иеремию ( Гал. 1:9 , Иер. 1:5 ), поэтому, конечно, знал, кого и когда нужно было поставить на церковное служение в других случаях. Если же некоторые из столпов Церкви падали, как пал Иуда, то это произошло не от Божия незнания, но от злой человеческой воли и Божия попущения. Но как падение Иуды не разрушило Церкви, так не могло погубить Церкви и падение тех, кого ап. Павел назвал лютыми волками, не щадящими стада, и людьми, которые будут говорить превратно ( Деян. 20:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

13:10). Следует заметить, как мы уже часто говорили, что спасение Израиля, обращение к Господу и освобождение из плена должно понимать не в телесном смысле, как полагают иудеи, а в духовном, как это с несомненностию доказывается.    Ст. 10. Кто мудр, и уразумеет это? [Кто] разумен, и познает это? Ибо правы пути Господни, и праведники будут ходить по ним, а беззаконные падут на них. LXX: Кто мудр, и уразумеет это, или разумен, и познает это? Ибо правы пути Господни, и праведники будут ходить (или ходят) по ним, а нечестивые изнемогут на них.    Говоря: кто мудр, и уразумеет это? Кто разумен, и познает это? указывает на темноту книги и трудность изъяснения ее. Если сам писатель сознается в трудности или в невозможности, то нам, имеющим больные глаза, затемненные скверною грехов и не могущим смотреть на яркое сияние солнца, не остается ничего другого сделать, как только сказать словами Писания: О глубина богатства премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неисследовани путие Его (Рим. 11:33). Ибо кто может, без откровения Христова, понять, что означает Иезраель, и сестра ее „Непомилованная“, и третий брат „Не Мой народ“; что это за прелюбодейная женщина, которая в течение долгого времени будет оставаться без закона; какой союз был заключен с зверями земными и птицами небесными; кто тот Давид, к которому возвратится народ, который восстанет в третий день и исхождение которого сравнивается с утреннею зарею; что означает дождь ранний и поздний; кто это тот, который, но словам пророка, придет и научит нас правде или во образ которого Израиль выводится из Египта, и несется на руках и воспитывается в узах любви; кто тот, который истребляет смерть, иссушает родники ее и истощает источники, и расхищает сосуды, хранившиеся в сокровищнице, и что означает все прочее, что долго было бы напоминать? Поэтому всякий, кто свят и праведен, должен признать, что пути Господни правы. Пути же Господни, как мы знаем, это — чтение Ветхого и Нового Завета и разумение Священных Писаний. Кто ходит по этим путям, тот не может найти правого пути, если не обратится к Господу и если не будет снято с него покрывало, которое было пред глазами Моисея. Но если он скажет с Давидом: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псал. 118:18); то будет ходить по ним и найдет Христа, и увидит, что иудеи и еретики, которых теперь Писание называет нечестивыми, претыкаются на них, изнемогают и падают согласно с словами Писания: се лежит Сей на падение и на востание многим во Исраили (Лук. 2:34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

23 Спеши обличить себя прежде, чем тебя не обличили другие. 24 Обличи самого себя, и тебе не нужно будет обличать других. 25 Не спеши жить, чтобы не спешить умереть. 26 Если ты думаешь, что вокруг тебя живые люди, не верь своим глазам; живых очень мало, остальные – просто мертвые, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете » (Рим. 8: 13). 27 Не привыкай жить, и не живи, чтобы привыкнуть. 28 Если в сердце есть тревога, значит ты не знаешь Бога. 29 Не дай заботам нынешнего дня погубить заботу о стяжании вечности. 30 Бог – Волшебный Стрелок. Стреляет один раз. Точность изумительна. Цель – Спасение души. 31 Пока не отдашь все, что имеешь, и всего себя людям, – не найдешь Счастья. 32 Если бросишь против ветра горсть пыли, она вернется к тебе пыльной бурей. 33 У каждого человека есть сердце, но уметь жить поближе к своему сердцу – это особое искусство. 34 Если не согласишься каждый раз признавать, что ты – ничто, ниче го не добьешься в жизни, но стоит только смириться – «и печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). 35 Духовная жизнь – это битва с умом за внимание. 36 Отчаяние – это тоже разновидность рассеяния ума. 37 Человек тупеет от тупиков жизни, в которые он загоняет сам себя. 38 Если ты не чувствуешь, как в твой ум пытается войти чужой ум, значит ты не знаешь, что такое искушение. 39 Чем меньше знаешь, тем ближе к Истине живешь. 40 Искушение подобно морской волне, и если ты имеешь смелость войти в него, оно проходит мимо тебя, ибо оно боится смелых. 41 Не выторговывай у Бога утешение, и Он утешит тебя. 42 Если перестанешь обращать внимание на самого себя, твое внимание обратится к Богу. 43 Если день пасмурный, свети сам тем добром, какое имеешь, – и вокруг тебя станет светлее. 44 Победить тьму может только Христос, Который и есть Правда. А все, что не Христос, победить тьму не может, поэтому мы и молимся Христу, чтобы он помог нам утвердиться в этой Истине, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее » (Мф. 18: 11).

http://isihazm.ru/1/?id=202

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010