39. По свидетельству Талмуда (Шаббат, 15а), Симеон стал преемником Гиллеля в Совете. Если принять предание, по которому Гиллель родился за 100 лет до н. э. (Сифре на Втор 34, 7), то тогда хронологически вполне возможно отождествить Симеона Богоприимца с сыном Гиллеля. См.: А. Cumler. Does the Simeon of Luke 2 Refer to Simeon the Son of Hillel? «Journal of Bible and Religion», 1966, р. 29-35. 40. Хагига, I; 5а; Шаббат, 10; Менахот, 110; Бава Камма, 8; Авот II, 10; Сота, 48в; Дерех Эрец, II; Сота, 14а; Сукка, 49в; ср. Мф 6, 2-4, 7; 5, 41-42; 22, 6; 31, 5. Несколько сот талмудических изречений (с параллельным русским переводом) собраны в кн.: О. Гурович. Живая мораль, или Сокровищница талмудической этики. Вильна, 1901. Основные из этих максим по-русски можно найти также в статье Вл. Соловьева «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем» (Собр. соч. СПб., 1914, т. VI, с. 11-15). 41. Таанит, II, I. 42. Авот, i, 17. 43. Шемот Раба, 22; ср. Мф 5, 43-44. 44. Бава Камма, 93. 45. Сота, 14а, Мф 5, 45, 48. 46. Сукка, 52а; Шаббат, 105в; Санхедрин, 43в. 47. Песикто Раба, 22; Иома, 72; Танхума, отд Матэс, Сота, 22в; И. Флавий Арх XIII, 15, 5,ср Мф 23, 23, 27 См также Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи, с. 65 ел 48. Сифри, отд. Эйкев. 49. Таанит, 22а; Шаббат, 52; ср. Мф 22, 11-12 50. Бава Батра, IIa; ср. Мф 6, 15-20. 51. Макот, 24а; ср. Рим 1, 17. Цифра 613 была результатом вычислений, которые делали таннаи, изучая Пятикнижие. 52. Мк 12, 28-34. 53. Мф 23, 23-24, 28. 54. В трактате «Санхедрин» (XI, 3) сказано, что нарушивший слово книжника несет большую ответственность, чем тот, кто нарушил устав Торы. См. характерный эпизод в «Бава Мециа» (59в), подтверждающий авторитет учителя. 55. Мф 27, 18. См.: Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи, с. 65 сл. 56. Шаббат, 31 в. 57. Иома, Тосефта, 4; Сукка, II, 9. 58. Шаббат, 12, 1, 5 сл. 59. Тосефта к Хагиге, II, 9. 60. См.: Л. Каценелъсон. Бет-Шаммай и Бет-Гиллель — ЕЭ, т. IV, с. 421. 61. Эрувин, 13в. 62.  Г. Грец. История еврейского народа, т. IV, с. 197.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

238. Опубликовано в: Grenfell, Hunt. The Amherst Papyri, 1, п. За. См. также: Deissmann A Op. cit. S. 172—177. 239. Origene. Contra Cels., I, 28. 240. Там же. Ill, 39; 1,62. 241. Orat., 11. Cm. TZKxe-. DemanA Science marxiste et histoire romaine//Latomus, 1960, pp. 781 —791. 242. BigelmeirA Die Beteiligung der Christen am offentlichen Leben. Miinchen, 1902. S. 211–216. 243. Деян. 13,6–12. 244. Деян. 17,4, 12. 245. См.: Рим. 16, 5; 1 Кор. 16, 19- 246. Рим. 16, 23- 247. Ер., X, 96. 248. Contra Cels., Ill, 9. 249. Minutius Felix. Octavius, 9, 3; Aristide. Apol., 15; Lucien. Peregrin., 1,13; Tertullien. Apolig., 39. 250. Contra Cels., Ill, 24; Leclercq H. Esclaves//DACL, V, pp. 390—39hAllardP. Les esclaves Chretiens. Paris, 1900, p. 240. 251. Dion Cassius. Hist., 67, 14; Suetone. Domitianus, 15; Eece- вий. Церковная история, III, 17. См. также: Harnack A Die Mission und Ausbreitung… S. 572. 252. См.: Hippolyte. Philosophoumena, IX, 12; CIL, VI, 13 040; Harnack A Mission… S. 562. 253. Adv. haer, IV, 30,1. 254. Acta Just., 4. О значении рабов — выходцев с Востока, см.: Gordon ML. The Nationality of Sclaves under the Early Roman Empire//JRT, 14, 1924, pp. 93–111. 255. Hippolite. Philosophoumena, IX, 12, AubeB. Le christian- ismedeMarcia//Revue archeologique, 37,1879, pp. 154—175. 256. Apolig, 37,4; Ad Scapul., 4. 257. De corona, 12. 258. Rossi de J. Roma sott, II, tabl. 49/50, n. 22. 27; tabl. 41, n. 48. 259. Ириней. Против ересей, IV, 30, 1. 260. 2 Apol, 2. 261. Acta Just, 3, 3. 262. Tert. De praescript, 30. 263. Lietzmann H. Op. cit. 264. Ignace. Ad Rom, 1; Hist, eccl, IV, 23, 10. 265. Hippolite. Philosophoumena, IX, 12. 266. Hernias. Similitudines, II, 1 —8. 267. Apolog, 67. 268. Passio Sixti et Laurentii/Ed. Delehaye//Analect. Boll, 51, 1933, pp. 33–98. 269. La Piana G. Roman Church at the end of 2 Century//Harvard Theol. Review, 18,1925, pp. 201–277. 270. Bardy G. La question des langues dans l " Eglise ancienne. Paris, 1948, pp. 87–94. 271. Ibid, p. 116. 272. Hist, eccl, V, 1, 10,43

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

198 Состоялся в 1893 г. 199 Эти слова по своему смыслу передают содержание выступлений на конгрессе Вивекананды (настоящее имя — Нарендранатх Датта) — индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля (см.: Swami Vivekananda. The complete works. Mayavati, 1947. V. I. P. 12 — 18). 200 Ефес. 5, 32. Ос. 3, 1. Иоан. 3, 29. Откр.; Апок. 21, 2. 201 Откр.; Апок. 1, 18. 202 Быт. 11, 1 — 9. 203 Марк. 10, 18. 204 1 Коринф. 1, 20. 205 Иоан. 15, 19; 17, 14. 206 Рим. 7, 19. 207 Колос. 2, 9. 208 Иоан. 5, 36, 23, 30. 209 Иоан. 20, 21. 210 Деян. 10, 5 — 6, 33. 211 Деян. 10, 34 — 44. 212 Деян. 10, 2. 213 злоупотребление не отменяет употребление (лат.). 214 Вергилий. Энеида VI 851. 215 Деян. 10, 4. 216 Марк. 6, 6. Иоан. 17, 12. 217 Матф. 5, 1718. 218 Деян. 5, 1 — 3. 219 Ср.: Откр.; Апок. 2, 6, 15. 220 1 Коринф. 5, 1. 221 Полн. собр. русских летописей. М., 1962. Т. 1. С. 277. 222 Матф. 9, 13. 223 сила дает право (нем.). 224 Матф. 2, 16. 225 Jhering R. von. Geist des romischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung. 5 Auf. T. 1 — 2. Leipzig, 18911894 (Дух римского права в разные периоды его развития). 226 См.: Островский А.Н. Гроза. Акт II. Сцена I. 227 Матф. 4, 23; 9, 35. 228 по обязанности (лат.). 229 королевский указ о изгнании или заточении без суда и следствия (фр.). 230 данное (лат.); потому что (греч.); искомое (лат.). Эта фраза почти дословно взята из А.Шопенгауэра: Die beiden Crundprobleme der Ethick. Leipzig, 1860. P. 137 — 138. Рус. пер.: Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики?? Полн. собр. соч. Т. IV. С. 1 43. 231 животным (лат.). 232 нераздельным началом (лат.). 233 Это определение альтруизма Соловьев берет у Шопенгауэра (см.: Критика отвлеченных начал. Гл. IV?? Т. 2 С. 26, а также: Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. Т. IV. С. 143). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Западный источник находился в гроте (ширина 26-30 м, высота 17 м), в нижнем вост. углу склона. Вероятно, в древности эта пещера была заполнена грунтовыми водами, оставившими следы на стенах. Иосиф Флавий упоминал, наверное, эту пещеру на высокой скале, с трещиной, заполненной водой ( Ios. Flav. De bell. I 405). В этой же пещере с озером могло происходить чудо с погружением жертвы, описанное еп. Евсевием Кесарийским ( Euseb. Hist. eccl. VII 17). Остатки храма Августа, построенного Иродом из белого мрамора, локализованы под упавшими камнями, заблокировавшими вход в пещеру. От храма остались 2 параллельные стены на расстоянии 10,5 м друг от друга перпендикулярно скале. Фундамент из крупных булыжников опирался на небольшую подземную камеру, перекрытую аркой. Зап. стена (длина 18 м, толщина 2 м), построенная из булыжника с бетонной забутовкой в технике opus quadratum, сохранилась до высоты 4 м. Судя по обнаруженным на внутренних сторонах стен следам, они состояли из прямоугольных квадров известняка с мраморной облицовкой. Полукруглые и квадратные ниши чередовались в шахматном порядке по всей длине стены. Наиболее близкая ко входу ниша крупнее остальных. Вероятно, они предназначались для статуй богов. Вост. стена сохранилась хуже, но и на ней заметны следы прямоугольных ниш. Ниши часто встречались в восточно-эллинистической архитектуре Иордании, Сирии и Ливана. Они украшали, напр., внешние стены храма Зевса в Герасе (ныне Джараш, Иордания), фасады южносир. святилищ I-II вв. (Слем, Мисмия). Чередование прямоугольных и полукруглых ниш характерно для рим. архитектуры Баальбека (святилище Вакха, театр). Техники opus quadratum и opus reticulatum редко использовались в Палестине и прослеживаются в основном лишь в архитектуре Ирода Великого. Фасад святилища еще не раскрыт; известен по рим. монетам. Он представлял собой тетрастиль с классическим треугольным фронтоном, поднятым на высокий подиум и украшенный ионическими капителями. При входе в грот были обнаружены 3 скульптурных фрагмента карниза. Их стиль близок к стилевым решениям храмов Баальбека; возможно, храмы К. Ф. во II-III вв. перестраивались. Скорее всего задней стенки в храме не было и адитоном являлся сам грот. По археологическим данным, Августеум был разрушен только в нач. VI в.

http://pravenc.ru/text/1684277.html

Наиболее древними текстами мессианской тематики в корпусе псевдоэпиграфов обычно считаются «Оракулы Сивилл» (Sib. 3. 635-660) и «Книга Юбилеев» (Юб 31. 13-17, 18-20). В «Оракулах Сивилл» (самые ранние части относят к сер. II в. до Р. Х.) говорится о грядущей всеобщей войне, опустошении и разорении, к-рые прекратятся, когда Бог пошлет на землю царя, «что придет от Восхода» (т. е. с Востока - Sib. 3. 635-660). Этот царь, повинуясь велениям Бога, будет вершить суд, «жизни лишая одних и клятвы другим выполняя», а свой народ «Господь одарит чудесным богатством». Этот царь не назван Помазанником, однако образ находит много параллелей с образом эсхатологического избавителя из пророческих книг ВЗ. Часто его соотносят с Киром из 41-й гл. Книги прор. Исаии, поскольку о нем тоже говорится, что он придет с Востока. По мнению Коллинза, это выражение могло быть аллюзией не на ВЗ, а на образы егип. мифологии ( Collins. 2010. P. 48). Относительно датировки «Книги Юбилеев» также нет единого мнения. Большинство исследователей предполагают, что текст был завершен к 100 г. до Р. Х. ( Nickelsburg. 2005. P. 73-74; VanderKam. 1977. P. 217-238). Для истории мессианизма в этой книге важны два благословения, к-рые Иаков произносит Левию и Иуде (Юб 31. 13-32). Иуда будет господином над сынами Иакова: «...да обретет Израиль чрез тебя избавление! И когда ты будешь восседать на престоле славы, да возвеличится справедливость твоя!» Эти слова, вероятно, можно относить не к самому патриарху, а к будущему идеальному царю. Левий и его потомки будут вечно служить в Святилище Бога и «владыками, и князьями, и начальниками да будут они над всем семенем сыновей Иакова». Возможно, здесь присутствует идея диархии - власть будет разделена между царем и первосвященником. Та же мысль повторяется в Юб 33. 23: «...ибо Израиль есть народ, святый Господу, и народ наследия для своего Бога, и народ священства и царства». Ярче всего мессианские чаяния иудеев дохрист. времени представлены в Псалмах Соломона, которые изначально были написаны на древнеевр. языке, однако сохранились только в греч. и сир. переводах. Они датируются обычно 2-й пол. I в. до Р. Х., т. е. временем рим. оккупации Палестины. В двух псалмах (Ps. Solom. 17, 18), к-рые, вероятно, были написаны в период между 63 г. до Р. Х. (взятие Иерусалима Помпеем) и 48 г. до Р. Х. (смерть Помпея), автор описывает время греха и беззакония и обращается к Богу с просьбой поставить царя из рода Давида, чтобы тот поразил неправедных правителей, очистил Израиль от язычников и грешников, а святой народ Израиля собрал и возглавил. Его власть распространится на все народы, он будет судить их по справедливости, все народы придут к нему, чтобы увидеть славу Божию. Он одержит победу и установит мир не благодаря войскам и оружию, а лишь полагаясь на Бога (Ibid. 17. 21-35). Трижды царь назван в тексте Помазанником Божиим (χριστς κυρου - Ibid. 17. 32, 18. 5, 7). М. в апокалиптике

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Апостол излагает мысли, располагающие к желанию прочитать и заинтересоваться посланием. I . Апостол хвалит веру римлян (1: 8) Хвалит веру римлян, и благодарит за нее Бога, что о ней говорят во всем мире, ибо Рим был его центром. II. Апостол выражает желание видеть римлян (1:9–13) Свидетельствует свое расположение к ним, выражая желание видеть их, и сделать участниками благ своего Апостольства (то есть, что дано ему по благодати Апостольства, то некое дарование духовное передать и им). III. Обязанность Апостола просвещать всех верою (1:14–15) Указывает причину такого желания, в лежащей на нем обязанности – просвещать верою всех, а следовательно и Рим. IV. Главный предмет послания (1:16– 17) Благовестие – есть сила Божья, в нем открывается правда Божья (то есть, как самое существо Божие, так и дело нашего спасения), которая является только от веры в веру, как почивание в Боге, в чем и состоит истинная жизнь, как сказал Пророк. Часть первая – вероучительная(1:18–11:36) Раздел первый. Никто собственными силами не может оправдаться пред Богом(1:18–3:20) Введение к разделу (1:18) Все (за замену благочестия нечестием и правды – неправдой) подлежат суду – и язычники и иудеи. I . Язычники соде ржат истину Божью в неправде (1:19–2: 16) A). Язычники обличаются в нечестии (1:19–23) В религиозном отношении, они подавляли благочестие нечестием. Они, хотя и знали Бога, но чтили Его не как должно. Нечестие язычников, и плоды его – мысль о Боге прирожденна душе человека (ст. 19), и истина Его бытия очевидна из сотворенных Им вещей (ст. 20), но потом Бога стали забывать, занялись земным, изгнали совесть и страх Божий (ст. 21), и вместо Бога поставили свой разум (ст. 22), который и дал им своего бога (ст. 23). Так нечестие заменило благочестие. Б). Язычники обличаются в неправде (1:24–31) Правду – нравственную истину, заменили неправдой. Вот она, с ее плодами. а). Чувственность язычников (1:24–27) Они предались чувственности, вместо духа ими стало руководить тело. Они сделались рабами его и дошли до дна, в нравственном своем состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Anth. Pal., VII, 417 (пер. Л. В. Блумеиау). 43 Ср.: Mumiglianu A. Alien Wisdom: The Limits of I Iellenisation. Cambridge University Press, 1975. P. 4–6. 44 Cic. Tuscul. Ill, 54. 45 Horat. epist. II, 1, 156–157. 46 Philostr. vit. sopli. II, 31, 3. 47 Ibid. II, 31,1. 48 Var. hist. 11,9. 49 Strab. V,3,3. 50 Polvb. XXXIX. 12, 1 (пер. С. Н. Соболевского). 51 A. Gell. noct. Att. XVII, 17, 1: «Quintus Knnius tria corda habere sese dicebat, quod loqui Graece et Osce et Latine sciret» [Квинт Эннии говорил о себе, что у него три сердца, ибо он умеет говорить по–гречески, ио–окекп и полатыни]. Ср.: Momigliano A. Op. cit. Р. 16–18. Момильяно задает риторический вопрос, понимали ли греки эпохи эллинизма, «какую опасность представлял народ, способный соблазнить выходцев пз Великой Греции, Кампании, Умбрии π Африки использовать свое знание греческого языка ради создания литературы на латинском языке» (Ibid. Р. 21). 52 Hieronym. Chron. а. 1838, р. 138 Helm. Пестрому этно–языковому составу основоположников литературы на латинском языке особое значение придавал Μ. М. Бахтин. «Для начала римской литературы характерно — триязычие. «Три души»жили в груди Энння. Но три души и три языка–культуры жили в груди почти всех зачинателей римского литературного слова, всех этих переводчнков–стилнзаторов, пришедших в Рим из Нижней Италии, где пересекались рубежи трех языков и культур: греческой, оскской π римской. Нижняя Италия была очагом специфической, смешанной, гибридной культуры π смешанных, гибридных литературных форм. С, этим трпязычпым культурным очагом существенно связано возникновение римской литературы: она рождалась в процессе взапмоосвешення трех языков — своего–родного и двух своихчужих» (Бахтин М. Из предыстории романного слова//Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975. С. 428). Как кажется, эти замечания гораздо убедительнее, чем утверждения этого же исследователя, касающиеся «сложного многоязычия» эллинизма. Конечно, Лукиан из Самосаты — пример Бахтина (там же, с. 429): вырос в зоне распространения арамейского языка, однако едва ли в его творчестве можно выделить «взаимоосвещение» арамейского и греческого слова; но «взанмоосвешение» греческого н латыни — вещь реальная и осязаемая. 53

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

12 . Парфёнов В.Н., Лобачёва Г.В. Смерть апостола Петра: Рим или Палестина?//Центр и периферия. 2018. 4. С. 23–28. 13 . Попов, Н. Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел//ЖМП. 1950. 7. 7. С. 58–67. 14 . Робертсон А. Происхождение христианства/Пер. с англ. М., 1959. 15 . Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность. М., 2006. 16 . Bacchiocchi S. Rome and Christianity until A. D. 62//Andrews University Seminary Studies. 1983. Vol. 21. No 1. P. 3–25. 17 . Benselers Griechisch-deutsches Worterbuch/Bearb. von A. Kaegi. Leipzig, 1962. 18 . Breeze D.J. The Career Structure below the Centurionate during the Principate//Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. II. Principat. 1. Bd. Berlin; New York, 1974. P 435–451. 19 . The Cambridge Greek Lexicon/Ed. by J. Diggle et al. Cambridge, 2021. Vol. II. 20 . Campbell J.B. Centurio//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 1068–1069. 21 . Campbell J.B. Auxilia//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 364–365. 22 . Carrier R. The Prospect of a Christian Interpolation in Tacitus, Annals 15, 44//Vigiliae Christianae. 2014. Vol. 68. P. 264–283. 23 . Cotton H.M. The Impact of the Roman Army in the province of Judaea/Syria Palaestina//The Impact of the Roman Army (200 B. C.–A. D. 476)/Ed. by L. de Blois, E. L. Cascio. Leiden; Boston, 2007. P. 393–407. 24 . Dobson B. The Significance of the Centurion and «Primipilaris» in the Roman Army and Administration//Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. II. Principat. 1. Bd. Berlin; New York, 1974. P. 392–434. 25 . Elliot J.K. Imitations in Literature and Life. Apocrypha and martyrdom//The Routledge Company to Early Christian Thought/Ed. D.J.L. Bingham. London; New York, 2010. P. 87–107. 26 . Fortsch R. Castra praetoria//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 1025–1026. 27 . Green T.Sh. A Greek-English Lexicon to the New Testament. A New Edition with additions and alterations. L., 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия Старшего († ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus nationes; кон. III - нач. IV в.), из к-рых первые две апологетические, остальные - полемические, и Лактанция (ок. 250-330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304-313). Последняя помимо собственно апологетического материала содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция - «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314). Несмотря на то что деятельность А. р. видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. А. р. выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и нек-рые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии. Отношение к языческой культуре среди А. р. было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» ( Tertull. De praescript. haer. 7) - до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» ( Iust. Martyr. Apol. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср.: Iust. Martyr. Apol. II 6; Tat. Contr. graec. 4; Athenog. Legat. pro christian. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи нек-рые А. р. ( Афинагор , Феофил Антиохийский ) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием ( Athenog. Legat. pro christian. 24; Minucius Felix. Octavius. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе. Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия А. р. (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых А. р., можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке ( Tat. Contr. graec. 7-11), вопросы о первородном грехе ( Theoph. Antioch. Ad Autol. II 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.

http://pravenc.ru/text/75698.html

Эль-Маллаха) в нескольких милях от Пелусия. . Ср. Ис 47:7, ПлИер 1:9. . Ср. Иез 28:2. . Иудейский народ. . Иез 21:6; Дан 5:6; 1Ен 60:3. . Пс 6:3; Ав 3:16. . Пс 118/119:52. . Мотив Ос 4:11-18. . Вероятно, автор выражает сожаление, что у Израиля нет настоящего вождя-Мессии из рода Аарона или царя Давида. . Ср. 2Мак 6:4. В Юб 23: «и святых своих осквернили они мерзостью своей нечистоты». . Т. е. не оставили не совершенным ни одного греха, в котором они были бы виновны более, чем язычники. . Ис 19:14; 29:10; Иер 25:15-17. . Помпея Великого. . Стены украшались венцами и щитами по случаю всенародных торжеств (1 Мак 1:57). . Обе враждующие за власть партии Гиркана II и Аристобула II обратились к суду Помпея, который в 63 г. до н. э. завершал раздел Селевкидского царства. В Дамаске, как отмечает Иосиф Флавий, Помпей занялся разбором дел иудеев и их споривших между собой вождей», но «народ был восстановлен против них обоих, не желая подчиняться ни тому, ни другому» (Древности, XIV 3.2). Подойдя к Иерусалиму, римляне без боя заняли царский дворец и город (псалмопевец говорит даже о торжественной встрече их иерусалимскими начальниками), за исключением Храма, где укрепились сторонники Аристобула II. Помпей предложил им сдаться и после отказа приступил к настоящей осаде, которая длилась три месяца и закончилась взятием Храма и гибелью 12 ООО иудеев (Там же, 4.2-4). . Пс 78/79:3. . Согласно Иосифу Флавию и другим античным авторам, Помпей отправил в Рим пленного Аристобула II с его семьей, но о других пленниках ничего не говорится. Впрочем, сообщение псалмопевца, как непосредственного очевидца событий, имеет тут приоритет. . Мотив Иер 11:19. . Еврейская диаспора стала складываться давно, ещё до времён галута-изгнания. К I в. до н. э. большие колонии евреев находились в Египте, Сирии и Малой Азии. Большинство эмигрантов тем не менее не порывало связей с Иудеей, посещало Иерусалимский храм по важнейшим праздникам. . Вероятно, слово «царя» относится к Соломону, и название следует читать так: «Псалом царя Соломона, с пением (=для пения)». Ср. Ав 3:1. Перевод А. Б. Рановича: «Псалом Соломона с пением на Мессию-царя» неверен. Хотя псалом этот действительно можно считать мессианским, в заглавии его мессианская идея не выражена.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010