О нашем спасении — диалог с сектантом Протестанты утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати. А есть ли у самого человека заслуга в деле его спасения? 13 сентября, 2012 Протестанты утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати. А есть ли у самого человека заслуга в деле его спасения? Предлагаем вниманию читателей главу из книги архимандрита Клеопы (Илие) «Путеводитель по православной Священник: Протестанты, а заодно с ними и неопротестанты, то есть наши сектанты (ибо и их учения возникли в лоне протестантизма), утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати (от «благодати оправдания», по Кальвину, или от «благодати веры», по Лютеру), посредством которой ему «усваиваются», или «вменяются», заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа. Ту же мысль выражают они, когда говорят, что спасение достигается одной лишь верой, приходящей по благодати Божией, и что у самого человека никакой заслуги в деле его спасения нет. Наша же Православная Церковь учит, что в деле спасения участвуют две стороны: Бог и человек, причем со стороны Божественной дается благодать, а со стороны человеческой прилагаются вера и добрые дела. Благодать дается от Бога, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23–24; ср. 5:15–17), и Бог же производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Благодатью вы спасены через веру , – пишет апостол ефесянам, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8–9). Та же истина вытекает из слов Спасителя: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Итак, благодать Божия для нас то же, что для ветви сок, идущий к ней от лозы. Но со стороны человеческой нужна вера, вдохновляемая любовью к Богу, или действующая любовью (Гал. 5:6), без которой спасение не приходит. Веру, знающую о Боге, но лишенную добрых дел, имеют и бесы, ибо и они веруют и трепещут (Иак. 2:19).

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их ( Мф.5:44 ), не воздавать «злом за зло или ругательством за ругательство» ( 1Пет.3:9 ), но «если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Ибо «если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп.2:15 ), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят. Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ). Так подобает и христианам, как чадам света поступать ( Еф.5:8 ), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), «по примеру призвавшего Святаго, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят» ( 1Пет.1:15–16 ). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ин.11:25–26 . «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли сему?». Объясн. Здесь ясное доказательство всеобщего воскресения мёртвых: Мф.22:31–32 . Верующий в Господа и исполняющий волю Его духовно не умрёт вовек: Ин.8:51 , что, конечно, не исключает смерти телесной: Евр.9:27 . 1Кор.15:29 . «Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?». Объясн. Эти слова сказаны апостолом при разъяснении мысли о воскресении мёртвых, так как между Коринфскими христианами некоторые отрицали воскресение мёртвых: ст.12, а между тем мысль об этом воскресении апостол ясно подтвердил: ст.13–14:21–22. Еф.2:4–5 . «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены». Объясн. Тесная связь между Христом – главой и верующими членами Его тела – Церкви делает возможным то, что с оживлением главы: 1Кор.6:14 , оживают и прочие члены: Рим.6:4:8, 8:11 ; 1Кор.15:22–23 ; а с жизнью соединится и слава для тех членов, которые как ветви пребывают до конца на лозе – Христе: Ин.15:4:14:2 . Откр.20:4–6 . «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Объясн. На этом худо истолкованном месте основывала свои заблуждения секта хилиастов, или тысячелетников, которые ожидали возвращения Иисуса Христа на землю и воцарения Его на 1000 лет среди праведников. Но как во всём Апокалипсисе, так и здесь – речь переносная. 1000-летнее царствование Христа не на земле и не во плоти, но на небе и в духе. Самое воскресение праведников есть соединение в загробной жизни со Христом: Флп.1:23 . С Ним они и царствуют, т.е. наслаждаются блаженством, хотя не в полной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объяснение. На основании этих слов нельзя отвергать телесное поклонение и произнесение установленных молитв и благоговейных в молитве телодвижений уже по одному тому, что сам апостол в том же послании пишет, что он преклоняет колена пред Богом Отцом: Еф.3:14 , и он же писал в другом послании: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки»: 1Тим.2:8 . Конечно, поклонение Богу должно исходить от духа и совершаться преимущественно в духе, но это не значит, что в Богопоклонении не должно участвовать и тело: 1Кор.6:20 , участие это, по неразрывной связи души с телом, подразумевается само собою: 1Кор.14:16–17 ; Рим.12:1 . Флп.3:3–4 . «И потому что обрезание – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, а не на плоть надеющиеся, Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я». Объясн. Под надеющимися на плоть, как ясно видно из хода речи, разумеются Иудеи, которые, уповая на своё плотское обрезание, надеялись получить спасение единственно в силу плотской принадлежности к роду Авраама: Мф.3:9–10 , за что Господь и обличил их. Подобны Иудеям в лицемерии и те люди, которые, настаивая на одном чисто духовном поклонении Богу, сами не остаются верными себе, так как молитвы и они читают устами и языком плотским, преклоняют колена телесные, а потому к ним относятся обличительные слова апостола Павла: 1Тим.1:6–7 , ибо как Иудеи, признавая своё спасение от плотского происхождения – от Авраама, всё же не обходились без духовного Богопоклонения, так и отвергающие телесное Богопоклонение не удовлетворяются одним духовным служением Богу. 1Тим.2:8 . «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Объяснение. Слова «на всяком месте» как бы дополняют и объясняют другую заповедь апостола: непрестанно молитесь: 1Фес.5:17 . Слова «воздевая чистые руки» ясно предписывают телесное богопочитание: 1Кор.6:20 . Утверждающие, что молиться Богу должно только духом, забывают пример, данный Самим Господом и апостолами: Лк.22:41 ; Деян.20:36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни (1 Ин.5:11-12). По учению евангелиста Иоанна, Сын, так же как и Отец, является Источником жизни для мира и человека: возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин.1:2).    Наконец, ап. Иоанн приписывает Сыну Божию Божественные свойства, в частности свойства всемогущества и вечности, именуя Его Вседержителем: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:8). Свидетельства апостола Павла    Ап. Павел неоднократно называет Иисуса Христа Богом: Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим.3:16).    Когда ап. Павел на пути в Иерусалим прощается в Милите с ефесскими пресвитерами, он, говоря о Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян.20:28), тем самым указывает на божественное достоинство Христа, называя Его Богом.    Кроме того, ап. Павел прямо именует Иисуса Христа великим Богом и Спасителем нашим« (Тит.2:13) и сущим над всем Богом, благословенным во веки (Рим.9:5).    В Кол.2ап. Павел утверждает, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно, т. е. вся полнота Божественной природы, которая присуща Отцу.    В 2 Кор.4и Кол.1о Сыне говорится как об образе Бога невидимого. То же самое утверждается в Флп.2:6: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу. Ап. Павел также усваивает Сыну Божию свойство вечности, говоря, что Он есть рожденный прежде всякой твари (Кол.1:15). В Евр.1о Сыне говорится как о Первородном, т. е. рожденном прежде бытия мира. Также Сын Божий называется ап. Павлом Творцом всего видимого и невидимого (см.: Кол.1:16-17), через Которого Бог и веки сотворил (Евр.1:2). Толкование так называемых «уничижительных мест» Священного Писания    Ариане для обоснования своего учения о сотворении Сына из ничего ссылались на уничижительные места Евангелия, в которых о воплотившемся Сыне говорится как о меньшем в отношении Отца:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вследствие принятия плоти, Божество Его становится путем для нас, так что чрез человека-Христа — мы восходим и пребываем во Христе-Боге. Итак, что же, братия, каким словом изъясним мы тайну ту, которой не видел глаз, не слышало ухо, и которая не приходила на сердце человеку (1 Кор.2:9), или как мы проникнем в нее? Иногда мы не можем выразить и того, что знаем, этого даже, случается, не можем выразить. Если же бывает, что нельзя высказать даже и того, что знаю я, то насколько труднее будет слово мое, когда и я, братия, вместе с вами хожу «верою, а не видением» (2 Кор.5:7)? Но я ли только, или сам апостол? Ведь и он утешает нас в нашем незнании и утверждает веру, говоря: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания» (Флп.3:13-14), чем показал апостол, что находится в пути. И в другом месте он говорит: «водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор.5:6-7). И еще: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим.8:24-25).    5. Так, братия, выслушайте же от меня поэтому слово благоговейное, смиренное, кроткое, не высокомерное и дерзновенное, не необдуманное и безрассудное. Псалмопевец в одном месте говорит: «Я веровал, и потому говорил» (Пс.115:1). Приведя эти слова, апостол добавляет: «и мы веруем, потому и говорим» (2 Кор.4:13). Итак, хотите ли, чтобы я говорил вам, что знаю? Не хочу обманывать вас — слушайте от меня то, во что я уверовал. Пусть не покажется вам малоценным, если слышите вы то, во что я уверовал, потому что слышите вы мое истинное исповедание. Ведь если бы я стал говорить: вот, послушайте, что я знаю, вы услышали бы только одно безрассудное самомнение. Все мы, братия, а также, как повествуют писания святых, и все те, которые прежде нас жили во плоти, чрез которых Дух Божий, говоря, сообщал людям столько, сколько нужно было для странствующих, — все говорим то, чему веруем; Господь один лишь говорит то, что знает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Такое указание имеется и в послании к Филимону: «узник Иисуса Христа». Писателем всех этих посланий является тот, кто сам о себе свидетельствует: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего себя за меня» ( Гал. 2:19–20 ). В основе же отношений к руководимым им ко спасению людям лежало, также по собственному свидетельству Апостола, такое настроение: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4:19 ). И тò, чтò Апостол проповедовал устно и что излагал в своих писаниях, были не какие-либо его субъективные переживания, хотя бы и весьма ценные, но объективные факты истории спасения и учения Самого Господа, так что церкви Христовы в Иудее могли только засвидетельствовать, что «гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» ( Гал. 1:23 ). И «почитаемые столпами» церкви Иаков, Петр и Иоанн не нашли никакого различия в основах проповеди Ап. Павла с их проповедью ( Гал. 2:6–9 , 1Кор. 15:8–11 ), так что как в устном апостольском слове, так и в послании христиане получали то научение апостольским преданиям, следование которым обеспечивало их вечное спасение и достижение славы Господа Иисуса Христа ( 2Сол. 2:12–15 ). Апостол сам выразительно указывает на такое значение и своих посланий наравне с устным наставлением, причём в своих посланиях иногда просто напоминал им то, что говорил им в устной проповеди ( 2Сол. 2:5 ). «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял и т.д. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» ( 1Кор. 15:1–3. 11 . Ср. Евр. 4:1–2 ). Уже в апостольское время существовал «катихизис» (Ср. Лк. 1:4 ; Деян. 18:25 ; 1Кор 16:9 ), – совокупность важнейших истин содержание исторического – касательно событий преимущественно земной жизни Господа ( Деян. 18:25; 28:31 ; Кол. 4:8 ; Еф. 6:22 ; Флп. 2:19–20 ), истин догматических и литургических действий, сопровождавших таинства крещения ( Рим. 6:3 ; Евр. 6:2 ), возложение рук (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

   Так говорил Петр, великий и первоверховный апостол, велегласнее трубы вопиявший некогда о том, что будет ныне. Если же что-нибудь из сказанного ты понимаешь плохо, выслушай толкование.    Итак, он сказал, что «в последние дни явятся наглые ругатели». Правду сказал великий апостол Петр: нынешние еретики поистине ругатели, ибо они предают поруганию Божественный Промысел, желая изведать неведомые судьбы Божии.    Далее он пишет: «...поступающие по собственным своим похотям», — и действительно, ереси возникли от страстей и от растленной жизни. Ведь когда люди склоняются на страсти, Бог оставляет их, как сказано: «Не будет пребывать Дух Мой в человеках сих, потому что они плоть» (См. Быт. 6:3).    Потому еретики и говорят: «Где обетование пришествия Его?» — то есть: «Вот, Он обещал прийти, и Сам сказал «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27), — но уже тысяча пятьсот лет прошло, а второго пришествия нет, хотя уже пора ему быть». И еще: «С тех пор, как стали умирать отцы... все остается так же», — то есть: и при отцах наших говорили то же самое, и ничего не сбылось, но все остается по-прежнему; «от начала творения», то есть с тех пор, как был создан этот мир, все остается неизменным.    Говорящие так не веруют, что есть Бог и что Он строит все промыслом Своим и силою, что Он судит всех и воздаст каждому по делам его. Поэтому апостол сказал: «Думающие так не знают», — поистине достойно и праведно утаено от них, как от недостойных Божественного Откровения, ибо они многоплетенными хитростями тщатся познать Содетеля и Творца всяческих. Это происходит с ними потому, что они не ищут благочестия с боголюбезным размышлением, но гордой мыслью касаются неприкосновенного.    Далее апостол сказал, что «вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою». Священное Писание называет небесное небом и небесами, и божественный Павел был восхищен до третьего неба, поэтому Петр сказал, что вначале составлены «небеса», а не одно небо. «Из воды» означает то, о чем говорит Моисей: «И назвал Бог твердь небом», и повелел быть ему «посреди воды», и «отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (См. Быт. 1:6—8). Слова о том, что земля «из воды и водою» составлена, согласуются со словами блаженного Давида «Утвердил землю на водах» (Пс. 135:6), — и еще «Он основал ее на морях» (Пс. 23:2). А сказав: «...словом Божиим...» — апостол пресек все помышления человеческие и вопросы желающих узнать об этом; как говорит Писание: не знает человек путей Божиих (Ср.: Рим. 11:33), ибо «величию Его нет конца и разуму Его нет числа» (Ср.: Пс. 146:5), мир Его «превыше всякого ума» (Флп. 4:7) — «откуда Он приобрел премудрость и где место разума Его?» (Ср.: Иов. 28:20). Хорошо говорит божественный Давид: «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери Архиепископ Серафим (Соболев) Икона Божией Матери Казанская «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5-9). Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е. такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48). Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. «Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира» (Ин. 17:24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова. Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должно осуществлять слова ап. Павла, сказавшего «последуйте смиренным» (Рим. 12:16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6, ср.: 1 Петр. 5:5, Притч. 3:34).

http://pravoslavie.ru/49500.html

Смиренномудрый считает своего ближнего «высшим себя» ( Флп.2,3 ) и всегда «предупреждает его в почтительности» ( Рим.12,9–10 ), «подчиняя себя ближнему» ( 1Пет.5,5 ). По учению преп. Исаака Сирина , проникнутая смирением любовь к ближним простирается на всех людей, без различия их национальности, убеждений, религиозных воззрений, образа жизни и поведения. Смиренный любит и грешников, не пренебрегая ими за их недостатки, причиной их заблуждения считая неведение истины. Только тот истинно чист сердцем, кто всех людей видит хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным. При таком настроении подвижник проникается жалостью не только ко всем людям, но и ко всему творению. О «НЕНАВИСТИ» К БЛИЖНИМ Христианство, предписывая любовь ко всем людям, кто бы и каковы бы они ни были, не исключает того, что любовь эта принимает различные оттенки и имеет различные степени, по различию людей, на которых она простирается. По учению, преп. Иоанна Кассиана , любовь в христианском смысле «возможно оказывать всем. Она должна быть настолько всеобща, что Господь повелел христианам питать ее даже ко врагам. Но сердечное расположение, сердечная склонность оказывается только немногим, – тем, которые связаны одинаковостью нравов, или общностью добродетелей». Сам Христос Спаситель заповедь о почитании родителей назвал «словом Божиим», которое не может и не должно быть устраняемо никаким «преданием» ( Мк.7,6–13 ). Апостол Павел писал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5,8 ). Вместе с тем, раскрывая те места Нового Завета, в которых говорится о необходимости ненависти к родным для следования за Христом, Климент Александрийский пояснял, что Бог мира, Тот, Который увещевает любить даже врагов, конечно не заповедует ненависти к людям более близким, – отделения, обособления от них. Заповедуя возненавидеть родителей и т.д., Христос предотвращает пристрастие к родным, если оно может повредить спасению. По учению блаженного Августина , человек другого человека должен любить не так, как любят плотских родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010